Христианская жизнь похожа на заплыв вверх по реке. Постоянно приходится бороться с течением, чтобы остаться на плаву. Так как вниз по течению находится большой водопад, из которого еще никто не выбирался живым. Причем, чем ближе человек оказывается к этому водопаду, тем быстрее в реке течение. Поэтому новообращенным верующим бывает тяжелее всего. Но чем дальше продвигаться по реке, тем легче удерживаться на определенном нравственном уровне, т.к. добрые дела уже входят в привычку. Именно добрые дела продвигают человека вперед, вверх по реке морали.
Добрые дела – это дела, в которых есть польза не только для самого человека, но и для окружающих людей и для Бога. Ведь именно таким Бог создал человека – по Своему образу и подобию. Господь всегда посвящает Себя служению кому-то, так как в этом сущность любви. Отец отдал самое дорогое, что у Него было, Своего Сына, для искупления грехов. Иисус, воплотившись на земле, не искал бесцельных удовольствий, но посвятил Себя служению людям. Дух Святой не ищет Своей славы, но пришел, чтобы прославить Христа (Иоанн 16:14). Именно так запрограммирован и человек – его созидают (духовно, душевно и физически) только те дела, мотив которых заключается в угождении другим, а не только себе.
Но, возвращаясь к примеру с рекой, грести беспрерывно против течения очень тяжело и никому из людей не под силу. Поэтому каждый имеет свои человеческие слабости, когда хочется делать что-то, что доставляет удовольствие и дарит отдых, но в чем нет никакой пользы другим. Кто-то смотрит бестолковые телепередачи, кто-то играет в виртуальные игры. Кто-то ведет бесполезные споры или разговоры, а кто-то употребляет спиртное, чтобы расслабиться и т.д. Во всех этих случаях человека сносит вниз по реке морали, но зато он получает желанный отдых.
Оправдан ли такой отдых? Да, в некоторых случаях он оправдан. Если после такого отдыха человек с новыми силами готов браться за добрые дела – то нет никаких проблем. Главное, чтобы спустя время человек двигался, хоть и рывками, но вверх, а не вниз. Если же совсем не отдыхать, то можно «перегореть». Эта проблема часто встречается у многих активных служителей церкви, которые из ревности стремятся творить лишь добрые дела. Но не учитывают того, что имеют внутри себя греховную человеческую природу, преодолеть которую можно лишь постепенно, а не резко. Поэтому, к сожалению, бывают случаи, когда известные служители из-за недостатка отдыха разочаровываются в служении, срываются в прелюбодеяние, пьянство и т.д.
С другой стороны, если человек делает то, что не приносит никакой пользы ни другим людям, ни Богу, то такие дела будут приводить к зависимости. И если баланс труда и отдыха все больше будет смещаться в сторону отдыха, причем отдыха бесполезного, то это будет приводить к увеличению зависимостей. От алкоголя, наркотиков, компьютерных игр, порнографии и т.д. Вид зависимости не так важен. Важно то, что возникают зависимости от тех видов деятельности, которые бесполезны для других людей и Бога. Это нарушает заложенную в каждого человека «программу альтруизма». Происходит сбой нормальной работы этой программы, что внешне выражается в формировании той или иной зависимости.
Именно поэтому ключевым условием для успешной реабилитации от зависимости, является восстановление здорового баланса труда и отдыха. Т.е. увеличение той деятельности, которая полезна другим людям и Богу. Ключевым в этом является вера, т.е. сознательный выбор человеком правильного направления в жизни, при котором мораль и добродетель в его жизни будут увеличиваться, а не уменьшаться. Это одна из причин, почему христианские реабилитационные центры гораздо эффективнее государственных.
Вопрос спасения
Если рассмотреть вопрос спасения в вышеприведенном примере, то спасение получают все те, кто гребет против течения. Независимо от того, на каком участке реки человек находится. Или в спокойных верховьях, или возле бурного водопада. Например, в Писании есть примеры спасения вчерашних грешников, таких как разбойник на кресте (Лук 23:40).
В этом есть кажущееся противоречие. Так как если принять длину реки за уровень морали, то иногда случается, что люди с низким уровнем морали веруют во Христа и получают спасение по вере. А некоторые высокоморальные люди отвергают Христа и идут к погибели. Они подобны тому, как если бы кто-то в верховьях реки решил бы плыть не против течения, а за течением, к гибельному водопаду. Вера, таким образом, это не уровень морали, а направление, в котором движется человек.
Есть также такое явление, как симуляция праведной жизни. Человек может ходить в церковь, называть себя верующим, но не быть им в реальности. Он подобен тому, как если бы кто-то греб против течения лишь тогда, когда на него смотрят, чтобы произвести на них впечатление. Но в другое время плыл бы за течением. Такие люди услышат грозный ответ Бога:
«Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
(Св. Евангелие от Матфея 7:22,23)
Поэтому спасение возможно только если мораль человека повышается в долгосрочной перспективе, а не понижается:
«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.»
(Второе послание Петра 1:5-8)
Это же имел ввиду апостол Иаков, когда писал:
«Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.»
(Послание Иакова 2:17)
Влияет ли мораль на спасение?
Сама по себе мораль не может заменить веру, а значит не может дать спасение. Но все же высокая мораль повышает шансы на спасение, а низкая мораль понижает их. Подобно тому, как человек в верховьях реки имеет больше шансов подумать и начать грести в верном направлении. А человек возле водопада, на краю гибели, имеет меньше таких шансов.
Поэтому, к примеру, родители-христиане всегда заботятся не только о том, чтобы у их детей появилась вера, но и о том, чтобы мораль детей была выше. Поэтому стараются воспитывать ребенка в высокоморальной обстановке, а не в обстановке низкой морали. Подобно тому, как если бы родители посадили своего ребенка в лодку и старались бы довезти его по реке как можно выше. Чтобы когда ему придется садиться самому в свою лодку, он сделал это подальше от водопада, а не поближе к нему. Конечно, даже в таком случае, решение о том, куда грести, будет принимать сам повзрослевший ребенок. Никто другой за него этого не сделает. И по этой причине, к сожалению, даже у верующих родителей бывают негодные дети. Но все же, чем выше по реке морали ребенок начнет свой жизненный путь, тем больше у него будет шансов принять верное решение и избежать гибели. Поэтому обязанностью родителей является не только рассказывать своим детям о вере. Но и учить их высокой, а не низкой морали.
Те же выводы можно сделать и об использовании гражданских прав христианами в своих обществах. Родители в семьях пользуются родительскими правами. А христиане в обществе могут использовать гражданские права для тех же целей, что и в семье:
*говорить людям о вере
*создавать в обществе обстановку высокой морали, а не низкой.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге Левит - Николай Погребняк Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию". Хотя эта книга – не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика. Советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.