«Миловидность обманчива, и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.» (Прит 31:30).
Этот стих — первое, с чем ассоциируется в Писании понятие женской красоты или миловидности. Зная историю Соломона, отступившего от Господа из-за красивых женщин, несложно понять его предостережение. Оно в тридцать первой главе книги Притч дополняется наставлением матери своему сыну:
«Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Прит 31:3).
Возможно в этом отрывке, как считают некоторые толкователи, речь идёт о самом Соломоне. В таком случае особенно понятными становятся наставления Вирсавии, его матери. Ведь в ее жизни и жизни ее мужа, царя Давида, также произошла трагедия, связанная с женской красотой, красотой Вирсавии. Эта красота погубила мужа Вирсавии, а также жизнь их с Давидом сына-первенца.
Похожая точка зрения выражена и в Новом Завете:
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1Пет 3:3).
Апостол Петр говорит о приоритете заботы о внутренней, а не о внешней красоте. Известно, что в современном мире красивые женщины имеют больший успех, чем некрасивые. Красивой женщине легче выйти замуж, имея при этом выбор из поклонников. Красивой женщине проще найти работу, особенно работу, на которой ценится привлекательная внешность. Поэтому красивые женщины, как правило, имеют более высокий заработок и благосостояние. Во многом это связано с лицеприятием — явлением, когда отдают предпочтение одним людям перед другими из-за их богатства, власти или красивой внешности:
«Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете…» (Иак 2:9).
Лицеприятие — это грех. Поэтому, если мужчины отдают в чем-то предпочтение красивым женщинам перед некрасивыми, то это есть грех лицеприятия. Например, патриарх Иаков любил вначале лишь одну из своих жен, Рахиль. А другую, имеющую изъян внешности Лию, не любил. Но Богу не нравилось такое лицеприятие Иакова и Он больше благословлял Лию, а не Рахиль.
С другой стороны, иногда некоторые христиане так ревностно стараются не быть лицеприятными по отношению к красивым женщинам, что впадают в другую крайность и ожесточаются по отношению к ним. Например, так происходило в Средневековье, когда красивых женщин нередко объявляли ведьмами и жестоко уничтожали.
Как ни странно, но в этом тоже было лицеприятие, только наборот. Так как нелицеприятный человек должен быть объективным и относиться к другим одинаково — не зависимо от того, красивы они или нет. Поэтому нелицеприятный христианин, например, пастор, не должен относиться к красивым женщинам лучше, чем к другим. Но и не хуже, чем к другим.
В этом отношении слова Соломона «миловидность обманчива» могут приобретать двойной смысл. Ведь миловидные женщины могут быть не только плохими, но и хорошими и добродетельными. В таком случае миловидность тоже может быть обманчивой, но уже в другом, хорошем смысле.
Так было, к примеру, в жизни царицы Эсфири. Она была очень красивой женщиной, но в то же время любила Бога и была добродетельной. Рисковала своей жизнью ради спасения народа Божьего. И все это несмотря даже на то, что она, вопреки словам апостола Петра, много времени посвящала тому, что апостол называл «внешним плетением волос». То есть уделяла много времени своей внешности, так как этого требовало ее положение в царском дворце.
«И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова…»
(Иов 42:15)
Ещё один известный стих Писания, говорящий о женской красоте. В нем речь идёт о красоте дочерей, как об одном из благословений Божьих Иову за его праведность. Среди других благословений было богатство и долголетие.
Стоит сказать, что красота — это не какое-то объективное качество, а, скорее, особое восприятие одних людей другими. Поэтому в разные времена и у разных народов были разные эталоны красоты. То что одни считали красивым, другие таковым не считали и наоборот. Можно сказать, что красота — это одна из разновидностей популярности. Популярность же, как и другие виды земного успеха (богатство, власть, здоровье, долголетие) Господь даёт праведникам. Причем часто, как в случае с дочерьми Иова, играет роль не только праведность самого человека, но и праведность его предков.
Поэтому красавицы — это почти всегда девушки и женщины, у которых благочестивые родители, бабушки или дедушки, а также более старшие поколения родственников.
Точно также, как у богатых людей причина богатства всегда или в благочестии их самих (что бывает реже), или в благочестии их предков (что бывает чаще).
Любой вид земного успеха — это фактор, затрудняющий благочестие, а не способствующий ему. Связано это с законом причины и следствия. Если, к примеру, земледелец роет яму, то по ее краям будут образовываться горки вырытой земли. Копание ямы — причина. Горки земли — следствие. Чем больше человек роет яму, тем большими будут горки земли. Но нельзя сказать наоборот — чем большими будут горки земли, тем быстрее земледелец будет рыть яму. Наоборот. Выброшенная земля будет затруднять дальнейшее рытьё ямы.
Рост следствия всегда сдерживает рост причины. Поэтому земной успех препятствует благочестию:
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Матф 19:23).
Именно по это причине красота, хотя и содействует земному успеху, но препятствует успеху духовному. Красавице сложнее достичь благочестия, а вместе с ним и счастья, так как счастье (блаженство) — это следствие благочестия. Поэтому красавицы менее счастливы, чем другие женщины. Конечно же, в единичных случаях могут быть исключения, но в целом это общая закономерность. Чем более популярна красавица, тем меньше у нее шансов создать счастливую семью и иметь счастливые отношения с мужем. Этот вывод основан на том, чему учит Писание, но тем удивительнее, что он противоречит всему, что заявляет мир. В мире все построено на индустрии земного успеха. В том числе эксплуатируется и женская красота. Ей насыщена реклама, шоу-бизнес, искусство, в т.ч. киноиндустрия, рынок порнографии и т.д.
Из-за этого в мире принято считать, что красота — это чуть ли не синоним счастья. У многих мужчин существует уверенность, что если их избранницей станет красавица — то они непременно станут счастливы. Какое заблуждение! Ведь согласно принципам, изложенным в Писании все с точностью до наоборот. Шансы иметь счастливую, полноценную семью с красивой женщиной только снижаются! И чем более популярна красавица, тем этих шансов будет меньше.
С чем это связано? Почему такая кажущаяся несправедливость? Что же это за награда за праведность, если твоя дочь хоть и вырастет красивой или богатой, но этим только испортит свою жизнь? Или по крайней мере уменьшит свои шансы на спасение?
На самом деле никакой несправедливости нет и Господь всегда помогает людям, в том числе богатым и красивым. Во-первых, Господь допускает в жизни этих людей проблемы, причем проблемы большие, чем у других людей:
«Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?» (Екклесиаст 5:10).
У богатых всегда больше завистников и людей, желающих это богатство похитить. А красавицы гораздо чаще становятся жертвами разного рода маньяков, их чаще домогаются начальники на работе, их часто окружают бестолковые мужчины, с которыми сложно создать нормальную семью и т.д. То есть Господь ради спасения души создаёт некоторые трудности в земной жизни, чтобы эти трудности научили человека искать духовных сокровищ, а не надеяться на свой земной успех.
Во-вторых, Господь всегда даёт шанс послужить своим земным успехом для Царства Божьего. Тут принцип такой — богатому человеку сложно уверовать, но если кому-то из них это удастся, то такой человек может больше сделать для Царства Божьего. Так как у богатого больше возможностей. Как, например, это произошло в жизни Закхея (Лук 19:1-10).
То же самое в полной мере можно сказать и о красивых женщинах. У них меньше шансов уверовать, но если это удастся, то у красавицы будет больше возможностей послужить Богу. К примеру, как это произошло в жизни Эсфири. Благодаря своей красоте она стала царицей, но использовала высокое положение не для увеселений, а для спасения своего народа, послужив этим Богу.
Поэтому Иисус во время Своего земного служения не пренебрегал возможностями обратить в веру богатых людей и красивых женщин. Многие из его учениц были влиятельными женщинами, служившими Ему:
«Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.» (Лук 8:3).
Женщина-самарянка, судя по всему, была красивой женщиной раз, в условиях дефицита мужчин, имела пять мужей и любовника. Но поверив Иисусу, пошла благовествовать о нем в свой город. Причем так успешно, что многие жители ее города пришли к Иисусу. (Иоанн 4 гл).
Поэтому никакой несправедливости нет. Господь даёт всем возможность послужить своей жизнью Царству Божьему. И хотя богатым и популярным людям это сделать сложнее, но все же возможно. Более того, в таком служении они могут сделать больше из-за больших возможностей. Поэтому, завершая статью о миловидности, стоит сказать, что красивые женщины хоть и будут создавать немалые проблемы себе и своим близким, все же имеют возможность обратиться к Господу. И принести немалую пользу для Царства Божьего.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге пророка Осии - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Пророческое служение Осии пришлось на период материального и религиозного расцвета Израильского царства и вместе с тем упадок морали в народе, и порядка в стране, закончившийся Ассирийским пленом.
Библейские исследования. Горький корень - Инна Гительман Все переводы сделаны мною с помощью Господа.
Адреса других Библейских исследований, не помещённых на этом сайте:
Схема жизни праотцов от Адама до Арфаксада: https://www.stihi.ru/2018/04/23/282
Схема жизни праотцов от Ноя до Авраама: https://www.stihi.ru/2018/04/09/10236