ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ ПЕТРА
1 гл. Вера испытывается в гонениях и притеснениях. Будьте святы!
2 гл. Божьи люди отвергаются людьми мира сего
3 гл. Наставления верующим жёнам и мужьям. Учение о крещении.
4 гл. Когда труднее всего вести себя, как велит Господь, тогда это нужнее всего
5 гл. Вверив себя Богу сможете устоять в духе и истине
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Послание было написано церквям, находившихся на территории Малой Азии, примерно в шестьдесят четвёртом году, накануне массовых гонений христиан при императоре Нероне.
И хотя язык изложения послания довольно сложен для восприятия: читать его нужно медленно, вдумываясь в каждую фразу, а то и в каждое слово, но когда вникнешь, когда Святой Дух откроет глубину мыслей, высказанных Петром, то поражаешься тому, насколько глубоко и образно он может в одной краткой фразе раскрыть мысль. И ещё, читая, прислушайтесь духом своим к духу послания, и Господь Бог откроет вам, сколько в сердце Апостола нежной заботы и желания ободрить людей, терпящих притеснения и гонения за веру. Сколько в сердце его любви – истинной, тихой, сокрытой любви. Воистину Апостол Пётр искренне любил тех людей, которым писал, хотя многих из них и не знал лично.
Основной целью послания было не просто намерение наставить христиан, чтобы они стояли в вере до конца, а горячее сочувствие к ним – гонимым и проходящим через испытания веры, да и человечности. Желание ободрить их и укрепить в надежде грядущей благодати Божьей, чтобы помня об этом, они всё больше и больше отождествлялись духом и разумом с Иисусом Христом. Но если кто из вас вздумает хитрить во время гонений и пойдёт на компромисс с лукавым и с властями мира сего, то – предупреждает Апостол Пётр – вы не просто не устоите в вере во время испытания веры, а вообще отдалитесь от Христа.
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ ПЕТРА
1 гл. Вера испытывается в гонениях и притеснениях. Будьте святы!
1Пт.1:1,2 Пётр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится. "Нумерацию стихов внутри глав осуществили: сначала Сантес Панино (+1540 г.), а затем около 1555 г. Робер Этьен (Робертус Стефанус), парижский типограф".[1] То есть Новый Завет был разделён на стихи произвольно, так, как решил специалист по… оформлению книг. И в данном случае, разбив фразу Апостола Петра на два стиха, он допустил ошибку.
"Избранным по предведению Бога Отца" – суть великого благословения Божьего открывается здесь только так: если читать это выражение как единый причастным оборот. Братья и сестры во Христе, вы только вдумайтесь в слова Апостола: мы, христиане, были избраны Богом ещё от начала творения, избраны по Его предопределению! Избраны, чтобы освятиться от Святого Духа, Который есть сама святость. Избраны, быть послушными Святому Духу, потому что через послушание Ему становится действенной и явной миру наша вера и наша обретённая святость, а Господь Бог, избравший нас, очищает нас от грехов Кровью Сына и дарует жизнь вечную.
И завершая вступительную часть, Апостол Пётр, исполнившись благодарностью к Господу Богу, восклицает: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому… силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пт.1:3-5)".
1Пт.1:6,7 О сём радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа.
"Поскорбев теперь немного" – братья и сестры во Христе, обратите внимание на эти слова, и пусть они будут якорем для укрепления вашего терпения во время испытаний. Действительно, какими бы трудными ни были ваши обстоятельства, они лишь миг по сравнению с вечностью пребывания в лоне Господнем. Какой бы сильной ни была ваша боль, она лишь миг по сравнению с вечностью пребывания в лоне Господнем. Поэтому не унывайте и не отчаивайтесь, а призывайте Господа Бога и старайтесь ещё теснее – не говорю приблизиться, а прижаться всем сердцем, всем разумом своим к Иисусу Христу.
1Пт.1:10-12 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Благовестие ваше должно исходить не от вашего красноречия и теологических знаний, и даже не от вашего духовного опыта, а от Святого Духа – от Его дара – так и только так ваше благовестие будет в силе Духа.
Такое благовестие сродни пророчеству.
1Пт.1:13 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.
Что значит: бодрствуя, уповать? Это не просто быть готовым выстоять в испытаниях и гонениях – есть много примеров человеческой стойкости и без Божьей благодати, например, стойкость фанатиков. Бодрствуя, уповать – это ежедневно обновляться сердцем и умом от Святого Духа. И ещё, не путайте духовное бодрствование с религиозным усердием. Духовно бодрствовать – это в повседневной жизни поступать по духу, а не по влечению гордыни или похоти. Можно круглосуточно проводить время в религиозном бодрствовании (обращаю ваше внимание: в религиозном), например, засыпать и просыпаться с молитвой Господней в уме и на устах, жить, постясь и смиряя плоть, но если ваше сердце преисполнено завистью, если вы ищете "сучок" в поведении брата своего и бежите с доносом к начальствующему, то вы не бодрствуете в духе.
Боже, даруй всем нам пребывать в непрерывном общении с Тобой!
1Пт.1:14,15 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.
"Не сообразуйтесь с прежними похотями, но будьте святы во всех поступках" – не забывайте, что с этим предостережением Апостол Пётр обращается не к церквям, пребывающим в покое, а к христианам, гонимым за свою веру, к изгнанным из своих домов за то, что исповедовали Иисуса Христа, к рассеянным по Понту, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. Первым эмоциональным порывом является здесь желание дать страдальцам за веру послабление, ведь они и так уже много перенесли, но Апостол, наоборот, потребовал от них, духовно бодрствовать, бодрствовать и ещё раз бодрствовать в послушании Святому Духу. Почему именно в этот момент? Да потому что в этот момент у верующих их душевные и физические силы на исходе, и врагу душ их, сатане, легче, чем когда либо соблазнить их или запугать – вспомните, какой момент выбрал сатана, чтобы подступить с испытаниями к Иисусу Христу: после сорокадневного поста в пустыне (Мф.4:1-11).
Все избранные Христовы через искупительную жертву Иисуса Христа юридически уже отделены от мира сего и призваны в Царство Божье, поэтому Господь уже здесь, на земле, не просто высказывает нам, как пожелание, а на полном юридическом основании, как с граждан Царства Божьего, требует возрастать в святости и всё более и более уподобляться Иисусу Христу. Так что, братья и сестры во Христе, если хотите быть с Богом, то будьте добры жить по Его законам (освящаться в духе). А если кто из вас избрал жить по своим понятиям и похотям, а не по Божьим законам, что ж, живите, как считаете нужным, но помните, что рано или поздно, но неизбежно предстанете пред Господом, пред Его судом, и тогда придётся вам отвечать не только за свои дела, но и за то, что пренебрегли приглашением в Царство Божие.
1Пт.1:17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего.
Апостол Пётр продолжает тему, начатую в 13-16 стихах. Страх Божий – это чуткая совесть, настороженность к греху и благоговение пред Богом и Его словом.
Преподобный Пимен Великий учил: "Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень".[2]
Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставлял нас, верующих: "Грешник может предстать пред Богом только в одежде покаяния. Покаяние делает христианина способным к принятию обильных даров Божиих, оно вводит его сперва в страх Божий, а потом постепенно в любовь. Страх Божий есть дар Всевышнего Бога; как и все дары, он испрашивается у Господа молитвою и постоянным деятельным покаянием. По мере преуспеяния в покаянии Христианин начинает ощущать присутствие Божие, от которого появляется святое ощущение страха. Если при ощущении обычного страха человек старается удалиться от объекта, который вызывает страх, то духовный страх, наоборот, будучи действием Божественной благодати, имеет в себе свойство духовного услаждения и всё более и более привлекает человека к Богу".[3]
Дополнительно о страхе Божьем – см. комментарии к Еф.5:21.
1Пт.1:18,19 Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца.
Именно безгреховность Иисуса Христа сделала Его кровь святой и драгоценной жертвой пред Богом.
1Пт.1:22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца.
Жизнь в повиновении Святому Духу будет всё больше и больше изменять ваше сердце от эгоцентризма, присущего тленному, греховному человеку, к истинному братолюбию. И наоборот, упражняясь в братолюбии, в мудрой заботе о ближних своих, вы будете обретать всё больше и больше способности к познанию духовной любви Агапэ, нисходящей на верующих от Бога. И чем больше вы познаете этой Божьей любви Агапэ, тем больше в душе вашей будет нетленного, неизменного, что присуще Иисусу Христу – Сыну Божьему. Это действительно так: всё, что вы обретаете от Святого Духа, пребудет с вами и в вас навсегда, ибо Бог вечен и неизменен.
"Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано". (1Пт.1:24,25)
2 гл. Божьи люди отвергаются людьми мира сего
1Пт.2:1 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие.
Отложить злобу, коварство, лицемерие, зависть и злословие – это гораздо больше, чем физически перестать злословить и лицемерить, гораздо больше, чем перестать ходить в места, где собираются сплетники и хулители – нужно освободить от этих желаний и помышлений сердце своё. Но разве такое возможно для человека?
Нет, невозможно человеку самому себя очистить от мерзостей сердца своего. Можно, конечно, на какое-то время взять свои мысли и поведение под жёсткий контроль, но внешняя праведность не является показателем внутренней духовной чистоты, а зачастую даже наоборот: вспомните лицемерных и жестокосердных фарисеев, вспомните зверства, которые творили религиозные фанатики.
1Пт.2:2,3 Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь.
"Ибо вы вкусили, что благ Господь" – это первичное и непременное условие для того, чтобы мы, верующие, обрели способность к очищению сердец от злобы, лицемерия, зависти и других мерзостей. Только тот, кто уверовал в Иисуса Христа и в покаянии исповедовал Его своим Господом и Спасителем, только тот может получить прощение грехов во имя Господне, только тот познает благость Божью.
"Возлюбите чистое словесное молоко (слово Божье)" – Апостол Пётр даёт здесь не рецепт, не способ, как нам очистить сердца свои от душеных мерзостей и нечистоты, а указывает направление: подчиняйтесь слову Божьему.
Проповедники зачастую низводят слова "возлюбите чистое словесное молоко" к повелению читать, изучать Священное Писание и книги по его толкованию. Просто читать Библию, даже скрупулёзно изучать её – этого мало, ибо слово Божье невозможно постичь в истинном его значении нашим плотским человеческим разумом. Даже если вы выучите Библейские стихи наизусть и прочитаете хорошие, правильные комментарии к ним, вы не сможете истинно познать слово Божье.
Поверьте, вовсе не для красного словца Апостол Пётр сказал: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко" – вспомните, что делают младенцы: они не рассуждают над молоком, а напитываются им, принимают внутрь. Так и слово Божье только тогда сможет стать частью вас, если вы примете его в себя – не только в свой разум, а в разум, от него в сердце, и затем, от сердца снова в разум, но уже обновлённый, духовный разум. То есть если вы переживёте в своей жизни это слово Божье, только тогда оно принесёт пользу для духовного роста во спасение, а это возможно только в послушании Святому Духу. Дух Божий, проведя вас через испытания сердца, обновит и взрастит в Боге. "А как же быть с ежедневным чтением Священного Писания?" – спросите вы. Нужно, обязательно нужно читать Священное Писание, иначе каким образом Святой Дух напомнит вам слова из него в нужный момент? Невозможно вспомнить того о чём ни читал и не слышал.
К вышесказанному хочу добавить, что если вы истинно рождены Свыше от Духа Святого, то вы обязательно будете испытывать голод по духовной пище (как новорожденные младенцы по молоку). И, наоборот, если вы не любите Божье слово и не испытываете наслаждения от духовного чтения, то большой вопрос – рождены ли вы Свыше? Может, вы просто религиозный человек, пришедший к Иисусу Христу ради своего, временного?
1Пт.2:4,5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
"Приступая к Нему, камню живому… устрояйте из себя дом духовный" – раньше я понимал эти слова, как апостольское увещевание стать "кирпичиком" в духовном Божьем Храме, "краеугольным Камнем" которого является Иисус Христос. Но это неверное понимание, потому что Иисус Христос – не краеугольный камень, и вообще не часть Храма Божьего, а одновременно и Глава Церкви – Храма Божьего, и вся полнота Церкви, ибо Церковь есть Тело Христово (сказано: "И вы – тело Христово, а порознь – члены. (1Кор.12:27)". Сравнение же с камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным Пётр использует для наглядности – ключевое слово здесь не: "камень", а: "избранный Божий". Следовательно, мы должны не просто стать частью некой организации – Церкви, а уподобиться Иисусу Христу. Уподобиться не некоторым из черт характера Иисуса Христа, и не некоторым из Его служений, а уподобиться Ему и в послушании Святому Духу, и в сердечных желаниях, и в мышлении – во всём, ибо Святой Дух (не часть Духа, а Святой Дух во всей Своей полноте) пребывает в каждом из нас.
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?" (1Кор.3:16)
Хотя… сейчас мы действительно являемся лишь частью Тела Христова – Церкви, и Дух наделяет нас лишь некоторыми из Своих даров для служения.
1Пт.2:9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Христиане являются родом избранным, царственным священством по аналогии с избранием Богом Израиля, а не по аналогии с земными аристократами.
"Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым". (Исх.19:5,6)
"Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою". (Мк.10:43)
Дополнительно – см. комментарии к Вт.4:19,20; Тит.2:14.
1Пт.2:11,12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они… увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
Удаляйтесь от греха не столько ногами (уходя в монастыри или денно-нощно погрузившись в религиозную жизнь), а уходя сердцами своими. Так вы станете благовествовать миру о воскресшем Иисусе Христе не просто словами, а жизнью своей – Его жизнью, явленной в вас.
1Пт.2:13-16 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству… ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Апостол призывает гонимых людей быть покорными властям не из принуждения и страха, а доброхотно, как поступают истинно свободные (ибо только свободные могут подчиняться добровольно). Если Церковь будет в молитве просить того, что послужит во благо всей стране, а не во зло, то это будет не только необычно и непривычно для мира сего, но и будет свидетельством, что христиане – это люди не такие, как все вокруг.
Кто-то, прочитав призыв Апостола, спросит: "Неужели Пётр призывал к непротивлению злу?".
– Нет, ни о каком непротивлении злу речи здесь не идёт. Посмотрите, например, как ответил Апостол Пётр верховной религиозной власти своей страны, Синедриону, когда они запретили благовествовать об Иисусе Христе в Иудее: "Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5:29)". Не восставая ни против религиозных властей, ни против властей мира сего, Апостол напомнил, что в духовных вопросах, в вопросах веры наивысшей властью является Господь Бог, и Его воля превыше воли человеков.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.13:1.
1Пт.2:17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.
"Всех почитайте" – это значит относиться с уважением ко всем людям, независимо от их социального положения и даже независимо от их поступков. Но разве можно уважать, например, убийцу или насильника? Можно. Уважайте в преступнике его человеческое достоинство, а преступные дела его, бесспорно, подлежат осуждению и суду.
Тут возникает следующий вопрос: "Как научиться разделять в сердце своём понятия: человек, как личность, и человек, как член общественных отношений? Как научиться, ненавидя убийство, уважать в убийце человека?"
Здесь без благодати Божьей не обойтись, ибо только Святой Дух может даровать способность духовного восприятия мира.
1Пт.2:19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Современный перевод РБО: "Хвала тому, кто переносит беды потому, что сознаёт волю Бога, и страдает незаслуженно".[4]
Если сказано, что это угодно Богу, то тогда получается, что если в жизни кого из вас, братья и сестры во Христе, Бог допускает переносить скорби за веру и за истину, то Он уже приготовил награду переносящим их.
1Пт.2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
"Призваны… дабы мы шли по следам Его" – здесь говорится не о том, что мы призваны страдать, а к тому, чтобы, даже несправедливо страдая, делали добро, как делал его Иисус Христос. Поступая так, вы принесёте добрый духовный плод, о роли и величии которого сейчас знает только один Бог. Иисус Христос поступал в послушании Святому Духу, и посмотрите, какой дивный духовный плод Он явил: спасение всякому верующему в Него и жизнь вечную всему миру, ибо Он явил победу не только над сатаной, но и над смертью.
"Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение". (1Пт.3:9)
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.4:1,2.
3 гл. Наставления верующим жёнам и мужьям. Учение о крещении.
1Пт.3:1,2 Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Читая наставление Апостола Петра: "Жёны, повинуйтесь своим мужьям" – обратите внимание на то, каким мужьям он велит повиноваться. То, что жёны христианки должны повиноваться мужьям христианам – это Апостол подразумевает, как само собой разумеющееся. Здесь речь идёт о тех мужьях, которые не покоряются слову (о Христе), – то есть жёны христианки должны повиноваться мужьям, даже если они иудеи или язычники. В основном, конечно, Пётр имел в виду мужей иудеев, так как послание было написано для христиан иудеев (1Пт.1:1).
Итак, Апостол велит жёнам христианкам не отделять себя от традиций, по которым живут их мужья, и тем более не противопоставлять себя своим мужьям, а дополнить их религиозную жизнь своим богобоязненным житием, истинной духовной мудростью. По сути, Апостол Пётр призвал жён-христианок поступать так, как поступал Апостол Павел, который так сказал о себе: "Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор.9:19-23)".
И ещё хочу напомнить, что говоря жёнам христианкам о повиновении не исповедующим Иисуса Христа мужьям, Апостол уточнил: "Чтобы те без слова приобретаемы были". Так что, сказав один раз об Иисусе Христе и том, что Он сделал для нашего спасения, не нудите своей "евангелизацией", и не сравнивайте вашу религию, с религией которую исповедует муж.
1Пт.3:3,4 Да будет украшением вашим (жёны) не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
Хотя на первый взгляд кажется, что тут всё ясно и просто, на самом деле, это место Священного Писания требует внимательного изучения.
Религиозники любят цитировать это место Писания, используя его как аргумент, чтобы запрещать верующим жёнам одеваться в нарядную одежду и использовать косметику и украшения. В результате, из-за своего неверного толкования слов Апостола Петра, они направляют верующих женщин не к истине, что в женщинах важна не только внешняя красота, не только наряды и украшения, но и внутренняя, душевная красота, а толкают их в другую крайность – в крайность равнодушного отношения к своему внешнему виду дома, на работе и в церкви. И в результате в некоторых церковных деноминациях женщины-христианки ходят с постными или даже мрачными лицами, в каких-то невзрачных балахонах моды начала двадцатого века и повязывают на макушке полупрозрачные повязки – пародии на покрывало на голове, о котором учил Апостол Павел, сказав, что женщина должна молиться с покрытой головой (1Кор.11:5-10).
Чтобы понять, о чём на самом деле говорит здесь Пётр, прочитайте эти стихи в контексте, то есть вместе с двумя первыми стихами главы. Какая здесь основная мысль? Апостол учит жён христианок, как они должны вести себя и как выглядеть, чтобы привлечь своих мужей к Иисусу Христу.
Теперь подумайте, сможет ли жена, которая начав ходить в церковь, утратила свою женственность, свою внешнюю привлекательность, таким своим житием приобрести мужа для Христа? Не думаю. Сами посудите, какие изменения он увидит в своей жене? – Душу её увидит, которая если и начала изменяться к лучшему, то ещё неизвестно когда изменится, или увидит то, что она стала меньше времени проводить дома, с семьей, да к тому же ещё и выглядеть стала, как старушка. Нет, такие перемены мало кого привлекут к Иисусу Христу.
Посмотрите, кого Апостол Пётр привёл в пример для подражания: Сарру – жену Авраама (см. 1Пт.3:6) – женщину, которая была настолько прекрасна и внутренне и внешне, что даже царь мечтал взять её замуж.
Так что, уважаемые сестры во Христе, в вас должна и внутренняя красота воссиять, и внешняя привлекательность возрасти (не путайте с распутной соблазнительностью) – вот к чему призывает Апостол Пётр.
Но и это ещё не всё! Апостол Пётр завершает назидание словами: "Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа" – в Синодальном переводе, как признаки духовной красоты верующих жён, указаны кроткий и молчаливый дух, но в древнегреческом оригинале здесь высказана мысль намного глубже и шире, чем она дана в переводе.
Слово prafs, переведённое как кроткий, означает ещё и: "спокойный, сдержанный, нежный, мягкий, ласковый", а слово hesychios, переведённое как молчаливый, означает ещё и: "спокойный, тихий, мирный". Так что Апостол Пётр пишет здесь вовсе не о том, чтобы жёны вели себя как монашки, которые тихонько семенят, кротко опустив глаза и молитвенно сложив руки, а о том, чтобы они были нежными жёнами и ласковыми матерями, ведущими себя мудро, со сдержанным достоинством, наполняя дом миром и спокойствием.
Да, воистину высока, очень высока планка, которой должны соответствовать женщины христианки, – не ниже, а в некоторых пунктах даже и выше той, которую Господь Бог установил для мужчин христиан.
1Пт.3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, оказывая им честь" – после наставления жёнам Апостол Пётр призывает верующих мужей, чтобы они не руководили жёнами, как начальник руководит подчинёнными, а окружали их заботой, сходящей сверху вниз, охраняли их интересы, более того, оказывали им честь (дословно с греч. оригинала "честь, почёт, почесть, почитание, попечение"). Чтобы мужья помнили, что Господь Бог приготовил для их жён такую же славу, что и для них самих. Чтобы помнили, что только здесь, на земле, жена подчинена мужу – только здесь, на грешной земле.
"Дабы не было вам препятствия в молитвах" – почему Апостол связал отношение мужа к жене с его молитвой к Богу – не просто сказал: дабы не гневили Бога, а сказал именно про молитву? Потому что, если верующий муж будет превозноситься над своей женой и пренебрегать её просьбами, то и Господь Бог будет пренебрегать его молитвами, ибо сказано: "Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж. (1Кор.11:3)". Как аукнется, так и откликнется.
Дополнительно – см. комментарии к 1Кор.11:3.
1Пт.3:8,9 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
"Наконец" – сказав так, далее Апостол завершает учение о том, какими должны быть мужья и жёны, верующие в Иисуса Христа.
Считаю, что в современном переводе Российского Библейского Общества мысль Апостола Петра изложена более ясно: "И в заключение. Пусть будут у вас одинаковые мысли и чувства, братолюбие, сострадание и скромность. Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение".[5]
Итак, христиане должны быть:
1. Единомысленными – речь здесь идёт не о религиозной доктрине, а о единодушии в жизни, о согласии, дружбе и любви.
2. Сотрадательными – сочувствующими не только словом, но и делом.
3. Братолюбивыми – относиться с любовью к братьям и сёстрам во Христе, да и вообще ко всем людям.
4. Милосердными – то есть, не просто дающими милостыню, а являющую истинную сердечную заботу. Милостыня возвеличивает дающего в его глазах и унижает того, кто принимает её, а милосердие пробуждает в людях доверие.
5. Приветливыми не только устами, но и сердцем.
6. И, наконец, вернее, в первую очередь, не забывающими о своей греховности и о той благодати, которую Господь даровал нам, чтобы не превозноситься перед одними и не угодничать перед другими, а жить так, как жил здесь, на земле, Иисус Христос.
Дополнительно – см. комментарии к Рим.12:9-17.
1Пт.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Другие признают, что вы истинно уверовали в Иисуса Христа, если увидят, что ваше сердце изменилось настолько, что вы, как само собой разумеющееся принимаете и желаете исполнять Христовы заповеди (не внешнее ваше поведение изменилось, ибо внешнее поведение можно и подделать, особенно религиозникам, а именно сердце). Когда увидят, тогда и они захотят услышать о том, что сделал Иисус Христос в вашей жизни, и поверят вашим словам – они могут принять благую весть или не принять – это их выбор, но слушать вас будут с открытыми ушами и сердцами.
"Имейте добрую совесть". (1Пт.3:16)
1Пт.3:18,19 Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал.
"Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал" – Иисус Христос силой Святого Духа и раньше – ещё до Потопа, проповедовал через Еноха и Ноя грешным людям, но тогда они не захотели слушать Его, и… все погибли: спаслось всего восемь душ. Потом, после Потопа, через пророков силою Святого Духа проповедовал грешникам о покаянии. Потом, при первом Своём пришествии, уже лично проповедовал живым о покаянии, вере и Царствии Божьем, а после крестной смерти, сойдя в преисподнюю, всё той же силой Святого Духа проповедовал душам умерших о спасении верой в Него, как в Спасителя.
Интересно, сколько душ умерших покаялись и уверовали в Иисуса Христа, как Сына Божьего и Спасителя после Его проповеди? Не думаю, что слишком много, ведь они видели перед собой не Господа в славе, а всего лишь душу праведника. Это уже потом, на третий день, после воскресения Иисуса Христа в славе, они поймут, Кто был пред ними, но… Христа уже не будет среди них.
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.4:5,6.
1Пт.3:21 Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.
"Но обещание Богу доброй совести" – приведу другие варианты перевода этого места Писания:
-- Старославянский перевод: "Но совести благи вопрошенiе у Бога".[6]
-- Современный перевод Нового Завета РБО: "Но обещание данное чистой совестью Богу".[7]
В греческом оригинале слово eperotima переведённое в Синодальном переводе, как обещание, имеет ещё значения "вопрос, запрос, требование, обет". Поэтому с лингвистической точки зрения верным будет и старославянский, и синодальный и современный перевод. По логике же, думаю, что старославянский и современный переводы более точные, потому что, никто из нас не может обещать Богу того, чего по своей греховной природе не имеет – доброй совести.
Хотя, с другой стороны, без доброй совести никто не сможет войти в Божье Царство, поэтому через крещение мы заключаем с Богом завет, одной из граней которого является вопрошение доброй совести и обязательство принять её и впитать в своё сердце через послушание Святому Духу, дабы нисшедшее в виде благодати освящение стало уже нашей доброй совестью.
Кроме знака заключения завета с Богом, водное крещение несёт в себе ещё и духовный прообраз – это сообразование тому умиранию во плоти и тому воскресению, которое уже совершил Иисус Христос. И хотя здесь, на земле, при крещении, верующие лишь символически становятся причастниками смерти и воскресения, они делают это, чтобы после реальной смерти в своё время – при втором пришествии Иисуса Христа – реально воскреснуть. Поэтому уже здесь и сейчас, каждый, кто через водное крещение вступает в завет с Господом, должен жить по-новому – по Христу. Григорий Богослов учил: "Под силою крещения разуметь должно завет с Богом о вступлении в другую жизнь".
И наконец, вопрос, о котором верующие разных христианских деноминаций почему то спорят в первую очередь и больше всего, хотя, поверьте, для Господа он самый малозначащий: где и как исполнять обряд водного крещения?
В Дидахе: учении Господа, переданном через Апостолов, так сказано об этом: "А что касается крещения, крестите так: преподав наперед всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в тёплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А пред крещением пусть постятся крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститься наперед один или два дня".[8]
Получается, что во времена Апостольской Церкви было неважно, где и как крестить: есть река – крестите в реке, есть озеро или пруд – крестите там, а если ничего рядом нет – крестите обливанием из чаши.
Согласитесь, никто из нас не знает, что будет с ним завтра; может он умрёт, поэтому лучше быть крещёным (пусть даже обливанием), чем умереть без крещения. Глупо умереть некрещёным не потому, что не уверовал в Иисуса Христа, а потому что в данном месте или в данное время не оказалось рядом реки и священнослужителя. Кстати, в Православной Церкви крестить имеют право не только священнослужители, но любые верующие, лишь бы сам крещаемый веровал в Господа Христа Иисуса. Потом, когда будет время и возможность участвовать в Евхаристии, священник совершит обряд елеепомазания и всё – можете причащаться.
Продолжение учения о завете, заключаемом через водное крещение – см. комментарии к 1Пт.4:1,2.
4 гл. Когда труднее всего вести себя, как велит Господь, тогда это нужнее всего
1Пт.4:1,2 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.
Если вы решились пойти путём жертвы за Истину и вступили в завет с Господом Богом через водное крещение, то знайте, что поступки праведности и жертвы во имя Христа вам придётся совершать всю жизнь (здесь не как в мире: совершил подвиг и получаешь награду). Вы не должны, да уже и не сможете жить по-старому, а если кто вернётся к старому, тот станет отступником – не только здесь, на земле, но и в вечности будет без Бога. Господь Бог не шутил, когда Сын умирал на кресте, и сейчас не шутит, когда заключает с нами завет, поэтому и нам нельзя несерьезно относиться к завету с Ним.
Итак, вы должны поступать так, как поступил бы в вашей ситуации Иисус Христос. А если у кого нет сил и мудрости – просите у Господа Бога, и дастся вам по вере вашей и по искренности сердца вашего.
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.2:21.
1Пт.4:3,4 Вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой… почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас.
Если вы являетесь рождённым Свыше христианином, то мир сей не будет понимать ни ваших ценностей, ни ваших целей, поэтому, рано или поздно, но обязательно мир возненавидит вас. Возненавидит за то, что вы любите Бога, которого люди мира сего боятся – боятся так же, как убоялся Адам, когда согрешил против Него.
1Пт.4:5,6 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых. Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
"Живые" – здесь имеются в виду люди, жившие в то время, когда Апостол Пётр писал послание, а сейчас – живущие в наше время. "Мёртвые" – Апостол подразумевал тех, кто умер до первого пришествия Иисуса Христа, до сошествия Святого Духа на Церковь.
"Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они жили по Богу духом" – видите, мёртвым проповедана была такая же благая весть о покаянии для спасения по вере в Иисуса Христа – Спасителя, как и нам, живым. Так что и мёртвые, которые умерли до первого пришествия Иисуса Христа, уверовав в Него, точно так же ожили духом своим от Святого Духа, как и мы, христиане, оживаем духом по вере в Христа Спасителя. Следовательно, при втором пришествии Иисуса Христа и они точно так же воскреснут в славе праведности Христовой силой Святого Духа, как и мы, христиане, живые или уже умершие по плоти.
Дополнительно – см. комментарии к 1Пт.3:18,19.
1Пт.4:7,8 Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
Подведя итог учению о водном крещении и воскресении мёртвых, Апостол Пётр снова возвращается к назиданию гонимых христиан, рассеянных в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. И в первую очередь он увещевает их: "Будьте благоразумны, бодрствуйте в молитвах и имейте усердную любовь друг ко другу" – здесь буквально в трёх словах Апостол сумел сказать очень много.
Начну по порядку: греческое слово sofroneo, переведённое как быть благоразумным, то есть умеющим правильно выбирать и поступать, на языке оригинала имеет ещё несколько значений: "обладающим здравым смыслом, воздержанным, целомудренным", – а это уже требования не столько относящиеся к внешнему поведению человека, сколько к его внутреннему состоянию, к мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что Апостол призывает гонимых христиан, чтобы они поступали по духу, а не по влечению своей души, не по гневу или плотскому страху.
"Бодрствуйте в молитвах" – здесь слово, переведённое, как бодрствовать, означает вовсе не то, чтобы мы не спали и непрерывно молились, а чтобы, обращаясь к Богу в молитве, находились в таком духовном и психологическом состоянии, что, услышав волю Божью, могли исполнить её рассудительно и быстро в сложной ситуации, в изменившихся условиях жизни.
"Имейте усердную любовь друг ко другу" – здесь речь идёт о любви агапе, то есть о Божьей любви, нисходящей на нас и принимаемой нашими сердцами, и изменяющей нас по образу и подобию Иисуса Христа.
Почему Апостол, говоря о Божьей любви, сказал: имейте любовь друг к другу, а не: имейте любовь к Богу? Потому что если верующие во время испытаний поддерживают друг друга с любовью, причём не просто с так называемой человеческой, то есть эмоциональной любовью, преисполненной сочувствием, а с духовной любовью, несущей в себе помимо сочувствия ещё и благодать и силу Святого Духа, и жертвенность Иисуса Христа, то им не только легче устоять в вере во время гонений и страшных испытаний, но они ещё и послужат к духовному назиданию друг друга.
1Пт.4:9 Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.
"Будьте страннолюбивы" – то, что мы, христиане, должны быть гостеприимными, радушно принимать гонимых братьев и сестёр во Христе, с этим, думаю, все согласятся. Да и где гонимым за веру ещё найти убежище, как не у своих по вере? Но, читая этот стих, помните, что послание было написано для гонимых за веру и рассеянных по разным странам, то есть, Апостол обращается к самим гонимым, к самим беженцам со словами: будьте страннолюбивы. Но как может страннолюбивым тот, кто сам не имеет постоянного жилья, а то и вообще никакого жилья не имеет?
Слово, переведённое здесь, как страннолюбие, в греческом оригинале имеет ещё два значения: (1) гостеприимство, то есть готовность с искренней радостью принять гостей, и (2) радушие, то есть готовностью помочь, оказать услугу. А для того, чтобы с радушием принять пришедших к вам и чтобы позаботиться о них, для этого иметь своё жильё вовсе не обязательно, можно и в шалаше принять, и даже просто под деревом, главное, чтобы с искренней радостью и любовью.
"Без ропота" – в греческом оригинале это слово, переведённое здесь, как ропот, имеет ещё два значения: недовольство и жалобы. Уважаемые читатели, принимая гостей, принимайте их без раздражённости, не жалуйтесь ни на кого и ни на что. Поверьте, у каждого из них своих проблем и забот хватает, и пришли они к вам в гости не для того, чтобы ещё и ваши взвалить на себя (на свои "эмоциональные" плечи). Так что пусть ваше общение будет в радость и в ободрение!
1Пт.4:12,13 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
Апостол объясняет верующим, что быть гонимыми – это обычное явление в жизни Церкви, поэтому не нужно относиться к гонениям за веру, как к чему-то невиданному. Иисуса Христа гнали, хулили, а потом ещё и убили, а мы избрали идти Его путём…
"И верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести". (1Кор.10:13)
С другой стороны, гонения за веру не нужно воспринимать и с "геройским" настроем: вот сейчас я пострадаю, а потом получу награду от Бога. Относитесь к ним как к школе духовного ученичества, как к огню очищающему, допущенному Господом Богом для вашего исправления и назидания, и постарайтесь извлечь пользу из этих духовных уроков.
"Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа". (1Пт.1:7)
5 гл. Вверив себя Богу сможете устоять в духе и истине
1Пт.5:1-3 Пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (Божьему).
"Божие стадо… наследием [Божиим]… стаду (Божьему)" – хорошо бы, чтобы пастыри читали и перечитывали эти стихи каждый день, чтобы не забывать, о ком Господь Бог поручил им заботиться, и не относились к верующим в церкви, как к своим "овцам".
Но это я немного отвлёкся от основной темы послания. А здесь Апостол Пётр не просто увещевает, а умоляет пастырей гонимых церквей: "Пасите Божие стадо, не для гнусной корысти, и не господствуя, а подавая пример".
Само собой разумеется, что пастыри всегда должны поступать по духу и истине, но в период гонений это особенно важно. Особенно! Потому что если в это время – время духовных бурь и гонений – пастырь отступит от Иисуса Христа, и поступит по плоти, то у ведомых им людей просто не будет времени ни на размышление, ни на исправление последствий его поступка: они должны будут либо тоже низвергнуться в грех, следуя за ним, либо выйти из своей поместной церкви.
В дополнение к вышесказанному хочу привести отрывок из повести "Смерть Иерусалима".
"Пройдут годы, и новые поколения уже не будут знать про всё позорящее облик человеческий. Защитники Иерусалима станут былинными героями, – все, как один, истинными героями без страха и упрёка. И это правильно: мы имеем право гордиться своими предками и должны ими гордиться. Но тем, кто сейчас у руля жизни, нужно знать и помнить о страшном разрушении тел, и не только тел, но и душ человеческих во время войны или другой массовой беды. Знать, чтобы не допустить, а если уж пришла беда, то встать в духовный пролом: ибо ничто так не помогает выстоять, как духовная чистота вождей, и ничто так не разлагает, не разрушает в тяжкую пору, как их духовная низость, подленькие, шкурные поступки".[9]
1Пт.5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.
"Повинуйтесь пастырям, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать" – Апостол Пётр ведёт речь здесь не о слепом и безоговорочном послушании пастырям, ибо дальше он воскликнул: "Итак смиритесь под крепкую руку Божию. (1Пт.5:6)". Он пишет о том, чтобы младшие не были заносчивыми и надменными (в греческом оригинале здесь стоит слово yperifanos, означающее именно это), а повиновались старшим, слушались их.
1Пт.5:6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
"Смиритесь под руку Божию" – здесь Апостол употребил уже другое слово: tapeinoo, означающее не просто послушание власти Божьей, а смирение пред Самим Богом, умаление пред Ним.
"Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном". (Мф.18:4)
"(Иисус), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной". (Фил.2:6-8)
1Пт.5:7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас.
"Заботы ваши возложите на Него" – здесь речь идёт не о том, чтобы во время гонений мы сидели сложа руки и ожидали пока всё само собой рассосётся, а о том, чтобы чрезмерно не заботились, пытаясь сами всё исправить, и чтобы чрезмерно не волновались. Для наглядности приведу пример, где ещё используется греческое слово, переведённое здесь, как забота: "Рабом ли ты призван, не смущайся (не заботься); но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. (1Кор.7:21)".
1Пт.5:10 Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми.
Апостол Пётр ещё раз напоминает гонимым верующим, что в их гонениях явлена благодать Божия. Именно благодать, ибо и родители учат и воспитывают детей, чтобы они могли правильно поступать, чтобы научились преодолевать трудности в земной жизни. Здесь же неизмеримо больше: проходя через испытания, вы не только возрастете в вере и в духе, но ещё и обретёте от Бога неувядающий венец славы.
В любой ситуации помните о втором пришествии Иисуса Христа, и вам будет легче устоять в духе и истине!
СНОСКИ
[1] Иером. Иов (Гумеров). Как появилось современное разделение Библии на главы и стихи?
[2] Игнатий (Брянчанинов). О страхе Божием. Эпиграф к книге.
[3] Игнатий (Брянчанинов). О страхе Божием. Гл.1.
[4] Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.524.
[5] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.525.
[6] Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке. с.499.
[7] Радостная весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.526.
[8] Дидахе: Учение Господа, (переданное) народам через 12 Апостолов. Гл.7.
[9] Погребняк Н. Смерть Иерусалима. Рассказы. с.56.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Дидахе: Учение Господа, переданное народам через 12 Апостолов [Электронный ресурс]/ Библиотека "Вехи". – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.vehi.net/apokrify/didahe.html свободный. (Электронная версия печатн.издания "Журнал Московской Патриархии", 1975, № 11)
5. Игнатий (Брянчанинов). О страхе Божием [Электронный ресурс]/ – Православная библиотека "Азбука веры" – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/o-strakhe-bozhem свободный.
6. Иером. Иов (Гумеров). Как появилось современное разделение Библии на главы и стихи? [Электронный ресурс]/ Портал "Православие.ру". – https://pravoslavie.ru/6853.html свободный режим доступа.
7. Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. – четвертым тиснением. – Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. – 825 с.
8. Погребняк Н. Смерть Иерусалима. Рассказы/ Н. Погребняк. – Новокузнецк: "Союз писателей", 2017. – 92 с.
9. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарём. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Первое послание Петра было написано для церквей, находившихся в Малой Азии, примерно в 64 году, накануне массовых гонений Христиан при императоре Нероне. И хотя язык изложения послания довольно сложен для восприятия: читать его нужно медленно, вдумываясь в каждую фразу, а то и в каждое слово, но когда вникнешь, когда Святой Дух откроет глубину мыслей, высказанных Петром, то поражаешься тому, насколько глубоко и образно он может в одной краткой фразе раскрыть мысль.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 3638 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности