«Как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый внимательно смотри, следи, как он строит» - /1Кор.3.10/. Смотри – слово - приглашение к видению, осознанию, осмыслению, созерцанию. То есть ко всему тому, что человек может увидеть телесными глазами или... постичь что-либо духовным зрением. Смотреть, по его мнению, можно только со смыслом. То есть, как бы считывать информацию.
«Но каждый смотри, как строит». Это уместное предупреждение: на хорошем основании могут быть воздвигнуты весьма посредственные люди - посредственность не имеет своего мнения, думает «как все», верит в правоту большинства и не ищет собственные пути. Нет желания для собственного открытия, упорства или самопожертвования. Зато велико желание обладать желаемым, забрав его у тех, кто им владеет по праву - сооружения. Очень легко допустить здесь ошибку, поэтому надо проявлять большую осторожность не только при закладке фундамента, чтобы он был надежным и правильным, но и при последующем строительстве на нем. «А теперь представим себе человека, который имеет несколько тонн дерева, в виде красивого, отборного, шлифованного бруса. Этот человек строит шикарный деревянный дом, украшая его резьбой и уютно обустраивая его. Много работы, много дизайна, много вложено сил и человеческого воображения. Такой человек с большим удовольствием и радостью будет демонстрировать свое красивое и впечатляющее строение. Будет приглашать друзей. И даже друзья, у человека с таким имением, могут появиться более влиятельные и состоятельные. Такое имение вряд ли придет украсть вор, ведь не унесешь с собой тонны дерева. И этот человек также будет оберегать свое имущество».
Мудр тот архитектор, который строго по учению творца размещает фундамент, то есть тот, кто по традиции Спасителя благовествует. Другой строитель уже строит на имеющемся фундаменте. Строительство это после проповеди апостольской передается новым учителям, плохим или хорошим. Отсюда всякому следует смотреть, чтобы возводимое соответствовал фундаменту, и следить за тем, чтобы косая или непрочная надстройка не обрушила всего здания, так что от него останется лишь один прочный фундамент. Ибо если плохо будет новый строитель учить, останется имя Христа, Который и есть фундамент,
Слово clocher «колокольня» во французском языке в целом ряде фразеологизмов символизирует местнические, узкие интересы, мещанскую ограниченность так происходит узкого кругозора строительства. Смотреть со своей колокольни» – это давать оценку чему-либо, исходя лишь из собственных представлений, если пастырь не опытен в духовности.
Почему? «который копал, углубился и положил основание на камне» - /Лук.6.48/. «Это те, что прилагают усилия в своей духовной жизни, уподобляясь строящим на камне, то есть подобно им «копают» в Библии и углубляются, чтобы основать свои надежды на Христе. Потому, что так поступают отличнейшие из строителей: когда они положат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы не отвердевшее недавно построенное основание не оказалось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть, и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророческому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвердиться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов – воздвигнуть стены церкви на основании пророков. Поэтому апостол не сказал: построенные на основании пророков, но воздвигнутые, построенные сверху.
На основании должно строиться только то, что оно выдержит и что одного и того же качества с ним. Золото и мусор нельзя смешивать вместе. Служители Христа должны предельно внимательно следить за тем, чтобы на основании божественного откровения не возводить свои собственные фантазии и ошибочные теории. Они должны проповедовать чистое учение своего Господа, то, что находится в совершенном соответствии с ним.
Ап.Павел имеет в виду, что совершать учительское служение в поместной церкви - большая ответственность. Некоторые принесли в Коринф доктрины, приведшие к разделению, и учения, противоречащие Слову Божьему. Без сомнения, записывая эти слова, Павел думал о таких учителях.
Последующие учения могут иметь различную ценность для поместной церкви. Некоторые из них обладают непреходящей ценностью и могут быть уподоблены золоту, серебру или драгоценным камням. Здесь под драгоценными камнями, вероятно, подразумеваются не алмазы, рубины или другие ювелирные камни, а, скорее, гранит, мрамор или алебастр, которые использовались при постройке дорогих храмов. С другой стороны, ценность некоторых учений для поместной церкви могла быть преходящей или вообще никакой. Такое учение уподобляется дереву, сену и соломе. В общем смысле это место Писания часто применяется к жизни всех верующих христиан. Действительно, все мы ежедневно строим, а результат нашей работы проявится в оный день. Однако человек, внимательно изучающий Библию, заметит, что этот отрывок относится, скорее, не ко всем верующим, а к проповедникам и учителям.
В грядущий день каждого дело обнаружится. День означает судилище Христово, на котором будет оценено все служение для Господа. Процесс оценки уподоблен действию огня. Служение, принесшее славу Богу и благословение людям, не сгорит в огне, как не сгорят золото, серебро и драгоценные камни. Напротив, то, что вызвало смуту среди детей Божьих или было неспособно научить их, будет поглощено огнем. Огонь испытает дело каждого, каково оно есть. Не следует церковную собственность доверять кому-то, прежде чем он не будет прежде испытан и не будет найден пригодным для возлагаемого на него дела. Должны быть проверены правильность их суждений, их усердие ради Христа, непорочность их поведения.
Труд в Церкви может быть трех видов. В 1Кор.3.14 говорится о первом — служении, которое принесло пользу. В таком случае дело жизни служителя устоит перед судилищем Христовым, и работник получит награду. Второй вид труда — работа бесполезная. В этом случае служитель потерпит урон, хотя сам спасется, но так, как бы из огня. Е.В.Роджерс указывает: «Урон не означает конфискацию однажды находившегося во владении». Из этого стиха должно быть ясно, что на судилище Христовом не рассматривается греховность верующего и наказание за нее. Наказание за грехи верующего понес Господь Иисус Христос на кресте Голгофы, и это дело было улажено раз и навсегда. Поэтому на судилище Христовом вопрос о спасении верующего не стоит; скорее, стоит вопрос о его служении. Хорошо перефразировал это место Годет: «Если какой-либо человек — неважно, коринфянин или кто-то другой, — проповедуя Евангелие в вашем собрании, присваивает себе роль мудреца или репутацию глубокого мыслителя. Дайте ему убедиться в том, что он не приобретет истинной мудрости, пока в его жизни не наступит переломный момент, когда исчезнет его собственная, переполняющая его мудрость, и только после этого он обретет мудрость свыше».
Не может, доколе пребывает мудрым строителем. Если же кто не мудрый строитель, то может положить иное основание; отсюда ереси. У вас, коринфяне, одно основание – Христос: поэтому и должны вы назидать на этом основании не то, что происходит от споров и зависти, но дела добродетели.
С того времени, как мы получили основание веры, каждый из нас строит на нем: одни строят добрые дела, которые бывают различны, иные больше, иные меньше, например, девство – как бы золото, честный брак – как бы серебро, не стяжательность – драгоценные камни, милостыня при богатстве дело уже меньшей цены. Другие же из вас назидают худые дела, которые также бывают различных степеней. Те дела, которые удобнее могут сгореть, называются сеном и соломой, таковы: нечистота, идолослужение, любостяжание. Те же, которые не столь легко сгорают, называются деревьями, таковы: пьянство, смех и им подобные пороки. Некоторые, впрочем, понимают и наоборот, то есть прежде упомянутые пороки называют деревьями, а последние сеном и соломой.
«Ибо день покажет»- /1Кор.3.13/, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. Днем называет день суда. «В огне, – говорит далее, – открывается», то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли или что противное. Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение «сгорит»), но обнаружится, что оно худо. Если бы кто перешел реку огненную в золотом вооружении, то вышел бы на берег в более светлом виде; но если бы через ту же реку пошел другой с сеном, то не только не получил бы никакой прибыли, но погубил бы и себя. Так будет и с делами. Следовательно, вера без добрых дел не приносит пользы. Ибо вот здесь основанием служит Христос; но дела, совершаемые не по закону Христову, осуждаются на сожжение.
Некоторые строят на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней…. Они принимают и распространяют чистые истины Евангелия, держатся истины, которая в Иисусе, и ничего другого не проповедуют, кроме нее. Они хорошо строят на хорошем основании. Другие строят на этом основании из дерева, сена, соломы, то есть, хотя и держатся этого основания, но во многом уклоняются от духа Христова, заменяя Его учение и заповеди своими собственными фантазиями и изобретениями. Они возводят на добром основании то, что не сможет устоять в день испытания: огонь обнаружит, что это дерево, сено и солома, не выдерживающие испытания огнем, но сгорающие в нем. Придет время, когда откроется, что построил человек на этом основании: Каждого дело обнаружится, обнаружится как для него самого, так и для других, для тех, кого он ввел в заблуждение, и для тех, кто избежал его ошибок. Сейчас мы можем заблуждаться как относительно самих себя, так и относительно других. Но грядущий день исправит наши ошибочные мнения и покажет нам самих себя и наши деяния в истинном свете, сняв все покрывала и маски: ...ибо день покажет, потому, что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. Последний день, великий день испытания обнаружит и покажет дело каждого.
Дома богатых людей на востоке строились из драгоценных материалов (золота, серебра, драгоценных камней). Дома бедняков — из дерева, земли с тростником и из соломы, которая шла на покрышку кровли. Бог, владыка Церкви, которая должна стать Его жилищем. Представляется здесь под образом Господина, который заключил договор с известным числом строителей, которые должны каждый отстроить порученную ему часть здания. Понятно, что они должны употреблять на постройку самые лучшие и прочные материалы. Что же такое Апостол разумеет под «золотом, серебром» и проч.? Всего естественнее здесь видеть указание на религиозные и нравственные плоды, какие приносит проповедь того или другого проповедника в Церкви. Плоды эти могут быть хорошие и дурные. Первые являются результатом проповеди, идеи которой осуществляются их автором в своей собственной жизни, вторые — появляются там, где проповедник говорит блестящие речи, но сам не убежден глубоко в истинности того, что говорит. Последний может привлечь к себе множество слушателей. Но все это движение будет внешним и поверхностным. Паства такого проповедника или пастыря будет иметь веру, но лишенную деятельной силы, любовь — без готовности на самопожертвование, надежду — без радости, которая освещает жизнь. К сожалению, как видно из 12-14-й гл. 1Кор, продолжатели дела Павла и Аполлоса в Коринфской Церкви большею частью действовали в последнем направлении.
«Каждого дело обнаружится». Прежде чем принять постройку, Господин захочет испытать ее, и это испытание ее прочности совершится чрез употребление огня. — «День покажет». Это день 2-го пришествия Христова на землю для суда над миром. «В огне открывается». Так как строение, подвергающееся испытанию, есть только «образ» Церкви. То и «огонь», очевидно, нужно понимать в переносном смысле, образно. Апостол хочет сказать этим, что суд Господень будет вполне справедлив по отношению ко всякому поступку человека и деятельность дурного пастыря подвергнется строгому осуждению. Перед огненным взором такого судии ничто не укроется в деятельности того или другого пастыря. — «Открывается». Это выражение нужно понимать как безличное, т.е. чрез огонь вещи обнаруживаются такими, какие они в действительности.
Притча:… Был некий прораб, который строил дома хорошо и долго и был мастером своего дела. И вот однажды, когда состарился, он сказал своему работодателю, что собрался выходить на пенсию. А тот говорит: «Слушай, я тебя сейчас не могу отпустить. Построй еще один дом. После этого я тебя точно отпущу с хорошим вознаграждением». И он начал строить еще один дом для семьи и очень торопился, потому что хотел скорее на пенсию. Тут сэкономил, там схалтурил, здесь еще что-то. В общем, небрежно построил. Конечно, было ему неприятно. Это была далеко не лучшая его работа, но он оправдывал себя тем, что он очень торопится и ему скорее надо на пенсию. И вот когда он дом закончил, к нему приходит хозяин и говорит: «Слушай, ты знаешь, а ведь это твой дом. Мы в фирме решили, чтобы последний из построенных домов был твоим домом. Как тебе? Класс?» Прорабу стало жутко стыдно…
Наш духовный дом строится так трудно и так медленно, его стены так часто обрушиваются, незавершенное строение столь некрасиво, а завершению работ не видно конца именно потому, что мы строим, будь как и сикось-накось. Строим по принципу «и так сойдет», словно строим не для себя, а работаем в стройбате и сооружаем казарму для чужого подразделения. Мы допускаем грубейшие ошибки в планировании, не соблюдаем технологии. И души наши, охваченные одним взглядом, возможно, похожи на недостроенный дачный городок, где куплена земля и начаты работы, но, ни один домик не доведен до ума. Там нет крыши и отсырели, стены. А вот там ночуют бомжи и выбиты стекла. Ну, а там из фундамента выросло дерево и стены подняты лишь на локоть. Спасение – не такое простое дело, и глубоко неправы протестанты, в своем благодушии убежденные, что сам факт прихода ко Христу через веру делает их раз и навсегда спасенными.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности