Бывают моменты в жизни, когда сам себе становишься отвратителен. Наконец понимаешь, что ты глуп, самонадеян, мнителен и нерешителен одновременно. Думаешь, что жизнь прожита зря , что даже родные дети тебя не любят и всё потому, что ты их плохо воспитывал. Жена и подавно считает тебя нарциссом с садистскими наклонностями. Одним словом мир не мил и «оружия ищет рука».
Именно в такое время я попал на службу в Темпл - англиканскую церковь, неподалёку от моста Блакфрайерс.
В старинном, с закопчёнными стенами здании и островерхой высокой крышей было тихо и входящие люди негромко разговаривали между собой, занимая места на удобных скамьях с мягкими подстилками на сиденьях. На полочках перед каждым местом лежали книжки: сборники церковных гимнов и псалтырь, библия и тоненькая программа церковных служб на месяц. Службы начинались каждое воскресенье в одиннадцать часов.
Я, усевшись поудобнее, стал крутить головой, рассматривая стрельчатые потолки, над центральным и боковыми нефами, яркие витражи в узких длинных окнах, скульптурные каменные фигуры давно умерших Мастеров ордена тамплиеров, лежащих вдоль стен .
Неожиданно, заиграл, что-то величественно грустное орган и мне вдруг стало легко и спокойно на душе, забылись неприятности и невзгоды последнего времени. Ежедневная суета отступила и я расслабившись, стал слушать музыку, представляя в воображении службы проходившие в этом храме несколько столетий назад…
Орган вдруг умолк и головы прихожан повернулись в одну сторону и все встали. От входа к расположенным по обе стороны от прохода скамьям двигалась неспешная процессия. Впереди шли попарно дети - мальчики от пяти до двенадцати лет в красных хламидах и белых ризах поверх, сложив руки вместе и опустив глаза долу. За ними, так же торжественно, шагали взрослые в такого-же покроя и цвета одеждах. Дальше следовал регент хора и два священника. Позади всех, шел служитель держащий двумя руками деревянный посох с серебряным набалдашником. Когда хор и притч заняли свои места на скамьях, в центр вышел регент хора, взмахнул руками и слившись воедино, зазвучала музыка - орган и нежные голоса детей, которым вторили низкие, мужские.
Храм высокий, объёмный и эхо, умирая ещё звучит несколько мгновений, плавает под сводами, затихая и вторя напеву. Детские голоса чисты и звонки, мужской бас ведёт мелодию оформляя и обосновывая её, а высокие проговаривают со страстью и состраданием, подпевают песне о любви и прославлении Господа.
При упоминании Святой Троицы все встают и повторяют за священником слова молитвы. Служба идёт конечно на английском, но хор, иногда поёт на латыни и однажды, я с удивлением и восторгом услышал распевы из православной литургии на старославянском: «Верую» Гречанинова.
Кроме Гречанинова иногда поют и Бортнянского, но «Верую» – это особенно хорошо звучит. Многоголосый хор, в православной церковно-песенной традиции мягко переходя голосами с уровня на уровень, иногда объединяясь в усилии достичь божеских пределов. Лёгкое, сладкозвучное Ве- ру- ю-ю- заставляет сердце биться сильнее, выжимает из глаз слёзы умиления и рука сама творит крестное знамение по наитию Духа Святого.
И тут солнце пробившись сквозь тучи, проникает внутрь храма и делает ненужными электрические люстры, осветляя пространства церкви, завораживая живительной теплотой и прозрачностью солнечных лучей.
А я слушая и наблюдая думал: «Да! Мир прекрасен!»...
Тут набежали тучки и в храме потемнело. «Но жизнь трудна и трагична — продолжал я размышлять - только с верой в единосущную Троицу можно пройти её не склоняя головы перед опасностями и невзгодами жизни, славословя бога и счастье любовной жизни. И смерть не страшна и становиться избавлением от земной суеты, переходом в мир вечности»...
Хор, конечно играет особую роль в церковной службе, настраивает души верующих, как камертон, на благостный и молитвенный лад. Поэтому ещё, в многих англиканских храмах есть детские хоры. Ведь детский голос звонкий и искренний летит к небу легко и свободно и невольно зовёт к праведности и жертвенности. Вспоминается наказ Иисуса Христа: «Будьте как дети!».
... В Темпле, главная фигура конечно Мастер. Он вдохновляет ведёт паству, при этом не навязывая своего мнения как непременной догмы о святости пастыря, что характерно для фанатиков и сектантов. Его поведение постоянно подчеркивает человеческое происхождение священства, его неразрывную связь и служение церкви - то-есть простым людям, их сообществу.
Мастер, среднего роста, светловолосый человек с приятным мужественным лицом и сильными руками. Пожимая его крепкую, широкую ладонь я представлял его спортсменом или тренером, настолько он добродушен и приветлив, и вместе он интеллектуал, преподавал в Оксфорде, написал и напечатал большую монографию о евангелистах и назвал её: «Четыре свидетеля».
Он бывает ироничен, весело смеётся Читая проповеди касается в основном исторических фактов и насколько я понял, избегает толкования, как библейских событий так и истории церкви в аллегорическом смысле, хотя это и очень заманчиво - показать своё я, в этих вечных дискуссиях.
Его проповеди скорее исторические обозрения и эта роль простого комментатора, лишает его возможности стать властителем дум прихожан. Он сообщает, а не призывает, комментирует, а не вдохновляет. Он является частью службы, Темпла, англиканской церкви, а не патриархом для которого прихожане клиенты. Думаю, что его личность, ярко показывает характерную черту англиканства и вообще протестантизма: вера - это дело сугубо личное, индивидуальное. «Сливаться в общем порыве» - это удел экзальтированных фанатиков , верящих в чудеса, но не желающих видеть пути веры, как личного выбора и часто безмерных страданий во имя любви к богу и человечеству. Тут много сложных, трудных тем и я не буду их здесь касаться.
У Мастера есть помощник, «чтец», как его называют. Это скромный, немного грустный человек, иногда подменяющий Мастера на службе, читающий отрывки из библии и поющий вместе с хором а точнее предваряющий хор чтением – пением псалмов.
Большая с золотом библия лежит во время службы на специальном пюпитре посередине храма. Во время службы и Мастер и Чтец занимают свои места рядом с хором, справа и слева. Когда-же читается проповедь, то Мастер поднимается на высокую кафедру, справа от алтаря. Алтарь сделан из красного дерева и рядом престол, на котором готовиться обряд причащения.
Есть ещё служитель, который следит за порядком в храме, раскладывает или меняет программы богослужений, печатает объявления, а во время службы ходит с красивым посохом и изображает простого пастуха для паствы. Он приводит хор в храм и уводит его по окончании службы.
Руководитель хора, или дирижёр стоит впереди и руководит хором и органом . Органист видит дирижёра не только через специальное зеркало помещённое на высоте но, последние годы и на экране специального монитора . Орган аккомпанирует хору, ведёт сольные мелодии, а органист иногда заменяет дирижёра, когда тот в отъезде.
Несколько раз в месяц, в конце службы Мастер и Чтец причащают хористов и паству . Прихожане подходя к алтарю становятся на колени а Мастер даёт им капельку вина и мажет елеем. Право причащаться имеют только члены общины…
Служба длиться около полутора часов. В храме расставлены удобные скамьи с мягкими сиденьями и откидывающейся подставкой для тех, кто захочет встать на колени…
Англиканская церковь появилась в Англии через борьбу и кровопролитие, как альтернатива казённому католицизму, в средние века, набравшему тогда силу церковному лицемерию, пытающемуся сбить верующих в безответное стадо, лишая тем самым личной ответственности.
Устройство англиканской церкви, форма и содержание службы, говорит о стремлении к проявлению индивидуальности в вероисповедании, желание сочетать коллективное с индивидуальным без насилия над личностью. Ведь главное в любой вере не форма, а суть, не слова, а дела.
И вновь вспоминается завет Христа: « По делам судимы будете»…
Темпл церковь не бедная потому, что её приход - это юридическое сообщество, а юристы неплохо зарабатывают в Англии. Однако в конце каждой службы, во время пения последнего гимна, маленькие хористы ходят по рядам и в большой кошелёк с двумя ручками, собирают пожертвования на церковь. Часто прихожане вместо денег опускают в кошелёк чеки с указанной немалой суммой…
Устраивая встречи прихожан служители выставляют на столы вина и закуски. Часто встречи проходят в доме Мастера , большом трёхэтажном особняке рядом с храмом. Организуют встречи актив церкви в который входят родители хористов. Иногда, особенно зимой, на парти (встрече) бывает очень оживлённо.
Англичане любят и умеют поговорить и потому после бокала, а то и двух белого или красного вина у всех развязываются языки и стоит гул голосов. Кто-то рассказывает о старших детях, кто-то о работе или о поездке за границу.
Перед летними каникулами бывает большое парти, в красивом саду, с грилем, вином , закусками и футбольным матчем между командами хористов Темпла и Роял Чапелл - королевской капеллой. Взрослые организуют матч и азартно болеют за своих, а дети играют со страстью. После этой парти, Темпл «уходит» на каникулы: церковь и служители отдыхают, едут на холидей, то есть - отпуск. Началом следующего церковного года является сентябрь. Кто-то все-же остаётся и занимается ремонтом и подготовкой к следующему году.
… Церковь Темпл основана в 1180-м году и первоначально сделана как двойник церкви в Иерусалиме. Основателями и настоятелями церкви были рыцари-тамплиеры, часто меняющие сутану на рыцарские доспехи. Они по сию пору, лежат в храме, каменными изваяниями в доспехах и с мечом, устрашая врагов веры и ордена.
Времена постройки храма были временем крестовых походов на Восток, на завоевание гроба Господня и слуги Христова бились с неверными за освобождение святого города Иерусалима. Они всю жизнь к этому готовились. Неподалёку от Темпла было поле, на котором рыцари- монахи бились между собой готовясь к военным походам, сражались учебным оружием, но иногда погибали, как в настоящем бою.
Так погиб один из Мастеров ордена. Кожаная подпруга, на всем скаку лопнула под тяжестью всадника в металлических доспехах и он, грянув наземь, убился до смерти..
... Прошли времена и нынешний Мастер совсем не похож на своих яростных предшественников. Он мягок, общителен, с хорошим чувством юмора. Под его руководством община развивается, увеличивается её состав. Сегодня уже трудно найти свободные места во время торжественных служб и концертов...
Под стать Мастеру и руководитель церковного хора, дирижёр и органист. Сегодня трудно попасть в хор и на прослушивание выстраивается очередь. Хор Темпла выступает на сцене Альберт-холла и на Би-Би-Си..
История органа тоже интересна. Во время войны Темпл был почти полностью разбомблен и орган погиб. Несколько лет Темпл стоял без органа, пока какой-то шотландский миллионер не пожертвовал свой орган, изготовленный для его замка известной органной фирмой.
Впервые, хор выступил в Темпле очень давно и с той поры несколько сотен хористов сменяя поколение за поколением пели в храме. Хор делится на две половины: шестнадцать взрослых певцов и шестнадцать или чуть больше детей. После удачного прослушивания, новички некоторое время стажируются и осваивают технику хорового пения под руководством специального учителя и привыкают к порядкам. Всем им с момента поступления в хор выплачивается учебная стипендия покрывающая две трети оплаты за обучение в мужской школе в Сити, с которой Темпл давно и прочно связан. Кроме того, за участие в крестинах и свадьбах хористам выплачивают гонорар . Дети получают от десяти до двадцати фунтов за выступление. Так что и дети и родители очень заинтересованы в членстве в хоре, поэтому в церковном хоре строгая дисциплина. На встречах с хористами и родителями в неформальной обстановке. Мастер и руководитель хора обсуждают общие дела и проблемы.
... Темпл, одна из известнейших церквей не только в Лондоне, но и в Англии. Мастер занимает одно из высших мест в англиканской церкви и по Темплу можно судить о англиканской церкви в целом. Меня приятно порадовала дружеская тёплая атмосфера в этом храме. Я часто бывал и на службах и на концертах хоров и органистов в Темпле и каждый раз выходя из церкви чувствовал умиротворение и думал о великом предназначении христианской церкви , объединяющей людей под её высокими сводами…
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Рисованный бог - Геннадий Ангелов это стихотворение к размышлению,ведь часто в жизни с нами так и происходит, мы забываем кто мы и своё предназначение.
И совершая ошибки не понимаем, для чего и зачем нам это всё нужно?
И только когда приходит беда мы вспоминаем о Боге...