Церковь и деньги – на эту тему уже многие века спорят богословы, но в последнее время она стала насущной, как никогда. Одни призывают церкви к аскетизму, другие, наоборот, в материальном изобилии видят признаки Божьего благословения, и насаждают учение, чтобы верующие в обязательном порядке платили (типа, жертвовали) в церковь 10% от своих прибытков. И, что удивительно, каждый ищет и находит подтверждение своей точки зрения в Священном Писании. Поделюсь Божьим откровением о том, как истинно, по духу, служить Богу своими начатками и приношениями.
В силу личных обстоятельств мне пришлось заново искать ответ, как быть с нашими десятинами и пожертвованиями. И Господь не только даровал ответ на мой частный вопрос, но и явил откровение о роли Святого Духа и Его даров в моём (и каждого верующего) служении десятинами и пожертвованиями. Познав это откровение, я был потрясен тем количеством заблуждений в этом вопросе, что опутали многие церкви. В результате статья стала не просто некоторым теологическим исследованием, а духовной болью, криком к верующим, находящимся в блаженном неведении.
В одних церквях по воскресеньям звучат слова, читаемые из Священного Писания: "Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Мал.3:8-10). И в это время передаются по рядам баночки или чаши для сбора десятин и пожертвований. И люди кладут в них деньги, и думают, что тем самым они отдают десятину Богу. В других церквях, наоборот, о начатках и пожертвованиях стараются вообще не упоминать, там урны для сбора пожертвований скромно стоят где-нибудь в углу, куда и глаз человека редко падает, не говоря уже о деньгах. И так делается уже многие и многие годы. И при этом считается крамолой усомниться в истинности устоявшихся форм служения Богу своими деньгами. Но все-таки я осмелюсь усомниться в непогрешимости устоявшихся традиций и попробую исследовать, что на самом деле сказано Священном Писании о служении Богу десятинами и приношениями.
Предлагаю к рассмотрению следующие вопросы:
1. Какую духовную истину извратили фарисеи в своём служении Богу десятинами и приношениями?
2. Кому по закону предназначались десятины Израилевы, и для чего Господь велел израильтянам давать десятины?
3. Что говорит Писание о десятинах и начатках для Церкви? Должны ли христиане давать Богу десятины?
4. Кому оказывалась помощь в ранней Церкви?
5. Как было организовано управление финансами и приношениями в первых церквях?
6. И, наконец, как нам научиться истинно, по духу, а не по плоти служить Богу своими начатками и приношениями?
Сразу хочу предостеречь вас, дорогие братья и сестры во Христе, что не истинное, без откровения и водительства Святого Духа, понимание этих вопросов очень опасно, ибо поверхностное знание "буквы" Писания не научает духовному, а лишь самоуспокаивает совесть. "По букве" кажется, что тут всё ясно и понятно: приноси десятину в церковь и в молитве искренне посвящай её Богу, будь жертвенным и страннолюбивым – вот в основном и все требования. Конечно, Господь не осудит такое служение, но оно не принесёт дающему ни духовного научения, ни обретения духовных даров. Не даст, потому что служить Богу без личного водительства Святого Духа, без Его откровения, без даров Святого Духа – не только бесполезно, но и вредно для верующих, так как является служением не по духу, а по плоти.
Служить Богу по букве закона намного проще, чем постигать духовную истину этого, да и любого другого духовного служения. Поэтому многие, – подавляющее большинство верующих, – служит Богу своими приношениями и начатками просто арифметически, по плоти, а не по духу.
Итак, десятинами и приношениями можно служить по духу, а можно служить по плоти. Для того чтобы служить по духу нужно сердечное искание общения с Духом Божьим, и это трудный путь, в каждом индивидуальном случае требующий от верующего терпения и послушания Святому Духу.
В рамках статьи (да и целой книги) невозможно научить духовному служению Богу начатками и приношениями, потому что этот путь каждый должен пройти сам в послушании Святому Духу. Я же постараюсь показать вам направление к постижению самых начатков духовного служения Богу своим имением.
Если кто ожидал услышать исчерпывающий ответ на свой категоричный вопрос: "Приносить ли мне десятины в церковь или не приносить?" – тому советую искать правильный ответ в своём сердце. Попробуйте принести пожертвования в церковь и посмотрите, что скажет сердце, как вы себя при этом почувствуете, затем попробуйте не приносить пожертвования и опять прислушайтесь к гласу своего сердца – если вы почувствуете внутри себя дискомфорт после того, как принесли деньги в церковь, или если это плохо отразится на ваших внутрисемейных взаимоотношениях, то воздержитесь от того, чтобы жертвовать деньги в церковь, а если ваше сердце опечалилось после того, как вы перестали приносить десятины, то со спокойной совестью возобновите служение церкви. Апостол Павел говорил о подобной ситуации: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим.14:14).
1. Десятина в Израиле
Какую духовную истину извратили фарисеи в своём служении Богу десятинами и приношениями
Вспомните, кто в Израиле был самым ревностным в служении Богу десятинами и приношениями. Это были фарисеи. Фарисеи, которых Иисус Христос неоднократно осуждал за их жестокосердие и лицемерие. Как могло случиться, что люди, с такой пунктуальностью приносящие в храм, Богу, свои деньги и начатки с прибыли, так ничему и не научились у Бога, более того, были Им осуждены? Ведь фарисеи искренне верили, что они служат Богу. Принося свои десятины в храм, они молились такими словами: "Я отобрал от дома моего святыню и отдал её левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим. Я не ел от неё в печали моей, и не отделял её в нечистоте… я повиновался гласу Господа. Призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам" (Втор.26:13-15).
Но Господь осудил фарисеев. Он назвал их лицемерами даже в их приношениях и их благотворительности. Не принял Господь их даров, хотя фарисеи и слово Божие изучали, и в синагоги постоянно ходили, и молитвы творили, и трижды в день произносили так называемые "восемнадцать благословений", и постились два дня в неделю (многие ли из вас хотя бы дважды в день молятся?). И, поверьте, те фарисеи не были людьми более жестокими по своей природе, чем любые другие люди на земле, чем мы с вами. Более того, знаете ли вы, какими словами начиналось каждое служение в Иудейских синагогах? Оно начиналось так: "Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими".[1] Сравните со словами Иисуса Христа: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матф.22:37-40).
Так в чём же разница между фарисейской десятиной и истинным служением Богу десятиной и приношением? Ответ на этот вопрос не так легко найти. Здесь не годятся простые ответы, типа: фарисеи были гордыми, или типа: фарисеи возвышали себя и унижали остальных людей. Истина лежит гораздо глубже, потому что и фарисеи, так же, как и мы, христиане, считали, что праведен один лишь Бог, и так же благодарили они Бога за то, что имеют. Вроде всё делали правильно, но не постигли фарисеи Божьей цели в служении десятинами. Не постигли, потому что не искали её, а решили, что узнали повеление закона и довольно сего. Фарисеи жестоко обманулись и в результате из-за этого служения они изменились не в ту сторону, как желал Господь, а стали ещё хуже, чем были.
Сейчас, к сожалению, такая же картина наблюдается и в подавляющем большинстве поместных церквей разных деноминаций: служение Богу десятинами и пожертвованиями перестало уподоблять сердца верующих Иисусу Христу, а стало превращать их в современные подобия фарисеев. Основное внимание в этом "служении Богу" они стали уделять не познанию гласа Святого Духа и даже не духовным дарам, а материальной составляющей. И причина здесь даже не в пресловутом сатанинском учении преуспевания – сейчас я веду речь не о нём.
Вернусь к древнему Израилю. Фарисеи готовы были отдавать меньшее (10%), чтобы со спокойной душой и совестью считать законно своим большее (90%). Конечно, на словах фарисеи признавали, что всё, что они имеют, дано им от Бога. Но внутри себя всё равно думали, что отдав Богу десятину, они приобретают право оставшимися средствами распоряжаться, как хотят. После "уплаты" десятины им уже не было стыдно тратить оставшееся богатство на свои нужды, не раздумывая над тем, по Божьей воле они его тратят или нет. Им было НЕ СТЫДНО ПЕРЕД БОГОМ, за то, как они тратят то, что обрели по благодати Божьей, ведь они уже якобы отдали Богу – Богово.
Ложное чувство, что если они принесли в храм свои 10% от прибытков, то, значит, уже "отдали Богу – Богово". Это было самое распространённое заблуждение среди фарисеев. Это первая сатанинская ловушка, в которую они попадали и, как следствие, ожесточались сердцами.
Вторая сатанинская ловушка была намного изощрённее. Фарисеи приносили в храм десятины, но, помятуя о том, что они имеют от Бога не только 10%, а всё, просили у Господа разумения управиться мудро и с пользой для себя и других оставшимися 90%. В какую же ловушку тогда попадали фарисеи? А в ту, что принеся в храм свои 10%, они были уже равнодушны к их судьбе, как священники будут их использовать, угодно Богу или нет. Опять фарисеи "наступали на те же грабли": десятина чужая (несмотря на то, что она называется Божьей, а не священнической), а оставшиеся 90% – это мои. Таким образом, сами того не подозревая, а может кто и сознательно, фарисеи низводили Божьего Духа до роли советчика, но никак не руководителя. Господь Бог всего лишь советчик – вот в чём заключалась сатанинская ловушка.
И Израильские первосвященники, так же отдавали десятину из приносимых им десятин, и спрашивали у Господа Бога совета как им лучше распорядиться с оставшейся частью. Но так же, как и фарисеи низводили Господа Бога до роли советчика. Святой Дух, конечно, давал им наисовершеннейшие советы, но ведь сердце то человеческое лукаво… и фарисеи и священники не всегда соглашались с Божьими советами, а зачастую и не думали слушаться их, потому что имели уже свои планы. И, как следствие, и те, и те ожесточались своими сердцами.
Да, сатана играл и до сих пор играет на человеческих благих намерениях и… человеческом непослушании Богу.
Обращаюсь к вам, церковнослужители: не лгите себе и не лицемерьте! Ведь и вы, как те Израильские священники, хотите иметь всё больше и больше десятин и приношений, хотите иметь всё больше средств в своей власти. А ведь если бы вы истинно считали, что то, что принесено верующими в церковь – это принесено Богу, то вы бы пришли в трепет, и в страхе вопияли: "Господи, как мне распорядиться с Твоими богатствами по Твоей воле? Как истинно и мудро послужить Тебе десятинами и приношениями, если даже Апостолы не смогли до конца с честью и справедливостью распорядиться с принесёнными Тебе дарами?". Пастыри паствы Христовой вспомните, ведь не что иное, как пожертвования и их распределение стали причиной первого раздора в Церкви и даже причиной первых смертей в Церкви (см. Деян.5:1-3; 6:1-6).
Значит, не всё с десятинами и приношениями так просто и так ясно, как кажется на первый взгляд?
Значит и в этом служении нужно Божье откровение и приносящим пожертвования, и особенно принимающим их в церковь, под свою ответственность?
Теперь снова вернусь к теме: десятины в Израиле.
Кому по Божьему закону предназначались десятины в Израиле
Первый вопрос: что Бог велел посвящать Ему?
Священное Писание выделяет пять видов приношений Богу в ветхозаветном Израиле:
-- Всё первородное мужеского пола (см. Втор.15:19);
-- Различные жертвы: всесожжения, мирные, повинности и так далее (см. Лев.1-8 гл.);
-- Начатки плодов земли твоей (см. Исх.23:19);
-- Всё заклятое или посвящённое Богу по обету (см. Лев.27:28; Втор.23:21);
-- Десятину (см. Лев.27:3).
Так как применительно к Церкви первые два пункта в полном объёме были возданы жертвой Христовой, и тем самым, по Божьей благодати нам вменились и жертва, и посвящение первородного. Вменились по вере в Иисуса Христа, а об особо посвящаемых Богу обетах речи я здесь не веду, то остаются начатки и десятины. Начатки и десятины, которые Господь Бог повелел Израилю посвящать Ему. Эти два вида приношений Богу исследую более внимательно.
Первый вопрос: кому и для чего по закону давались десятины в Израиле?
В Священном Писании сказано, что десятина предназначалась левитам – служителям Скинии, а затем Храма: "А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания" (Чис.18:21). Левиты, в свою очередь, отдавали десятину из получаемых десятин священникам, сынам Аарона (см. Чис.18:26).
Но это ещё не всё. Часть десятин использовали и сами израильтяне – они употребляли их во время религиозных праздников. Как сказано: "Но к месту, какое изберёт Господь, Бог ваш, туда приходите, и туда приносите десятины ваши. И ешьте (из десятин) там пред Господом, и веселитесь вы и семейства ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит" (Втор.12:5-7,12). При этом, учтите, повеление Господне вкушать израильтянам десятины на праздниках, дано было не просто так, для радости их плоти и веселья души, а для того, чтобы все израильтяне научались бояться (слушаться) Бога во все дни жизни своей (см. Втор.14:22).
Вы спросите: как вкушение во время праздника оставшейся после пожертвования в храм части десятин может послужить духовному назиданию и обретению Божьей мудрости? Ясно, что пресыщая плоть и упиваясь на празднике, никакой мудрости не обретёшь. Речь здесь идёт не просто о пище и питие, а об обретении мудрости Божьей в распоряжении второй, оставшейся у самих израильтян части десятин. Обретение Божьей мудрости в управлении своими средствами – вот цель Господа Бога, которую Он поставил перед израильтянами, поручив им самим распоряжаться частью десятин, использовать их во время праздников. Как они ими воспользуются – думая только о себе, или во славу Господа Бога – вот в чём вопрос! И дело здесь не только в том, что израильтяне во время праздника приносят в Храме мирные жертвы.
Продолжу исследование.
Итак, часть из десятин израильтяне отдавали левитам и священникам, часть самими съедали перед Храмом (или скинией) во время праздников. Теперь предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, ещё одно очень интересное места Священного Писания: "По прошествии же трёх лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; и пусть придёт левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой" (Втор.14:28,29).
О том, что десятины третьего года израильтяне должны были оставлять и хранить у себя, сказано и во Втор.26:12-14. Предназначались эти десятины для благотворительности и странноприимства.
Думаю, что для многих из вас, читающих эту статью, здесь прозвучало что-то новое. По крайней мере, лично я никогда не слышал от служителей церкви об этой, третьей части из десятин и приношений, которую верующие должны были оставлять и хранить у себя.
Но если было три вида десятин (по закону), то это разделение ведь обязательно должно было быть отмечено в трудах христианских богословов и должно было применяться в иудейской традиции. И действительно, об этом упоминают и христианские богословы, и религиозные иудеи.
Процитирую упоминание о третьем виде употребления десятин христианского богослова Генри Геллея: "В книге Левит упоминаются три десятины: левитские, праздничные и для бедных, каждые три года".[2]
Теперь посмотрите упоминание в иудейской традиции: "Каждый год Богу выделялась „десятина“; она шла на содержание священников. Другой сбор – на жертвенную трапезу, в которой участвовал и сам благочестивый иудей с семьёй. Третий налог шёл на милостыню бедным".[3]
И для третьего подтверждения я возьму книгу Товита – Апокрифическую книгу Священного Писания. В ней очень подробно разъясняется, как приносили в Израиле десятину: "Я же один (в отличие от остального Израиля, впавшего в грех и идолопоклонство) часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным с начатками и десятинами, и отдавал это священникам, сынам Аароновым для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левиным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал её в Иерусалиме (на праздниках пред Богом); а третью давал кому следовало: сиротам, вдовам, немощным и больным" (Товит1:6-8).[4]
Итак, десятины третьего года хранились у самих израильтян. Хранились для того, чтобы они учились лично проявлять заботу о пришельцах, сиротах и вдовах. И это очень важно. Ведь теперь они не просто отдавали "Богу – Божье" и забывали о нём. Теперь каждый человек из Божьего народа был уже ответственным в определённых средствах, каждый учился так ими управлять, чтобы угодить Господу. И ещё, имея Божью часть на руках, у евреев появилась не только ответственность, но и возник даже какой-то, если можно сказать, азарт, как лучше угодить Всевышнему, как лучше применить средства из своей десятины, чтобы поступить по Его воле.
Так Израильтяне учились служить Господу Богу своим имением не просто с религиозным усердием, а с радостью и желанием позаботиться о ближнем своём. Ведь у них были специально для добрых дел припасённые средства, продукты, положенные по закону для пропитания странников и бедных. И представьте, в каком они были в стыде, если запасы, отложенные для заботы о нуждающихся, без пользы пропадали в амбарах.
Усердие и ответственность перед Богом, и доброе чувство к какому-либо человеку могут возникнуть у дающего пожертвование, только в том случае, если он проявит личную заботу об этом, конкретном нуждающемся человеке. И, согласитесь, никогда не возникнет у дающего десятину, если он платит её, как некий десятипроцентный налог в храм.
Так по Божьему замыслу через десятину израильтяне должны были постигать уроки любви и духовной мудрости.
Сначала Израиль должен был по закону научиться быть верным Богу в малом, чтобы потом Церковь научилась быть верной Богу во всём.
Вот вам и десятина!
Приведу два примера из Священного Писания: в первом рассказывается о том, с каким усердием и радостью Авраам принимал трёх пришельцев, трёх Ангелов, а во втором – о том, как фарисей по имени Симон принимал Иисуса Христа.
1. "Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатёр к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели". (Быт.18:2-9)
2. "Некто из фарисеев просил Его (Иисуса Христа) вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлёг. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Обратившись к женщине (Иисус), сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришёл, не перестаёт целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит". (Лук.7:36-48)
Хотя у фарисея и дом был лучше, и пища на столе была явно богаче, чем наскоро приготовленный обед под деревом у Авраама. Всё было у фарисея внешне обставлено лучше, вот только у него не было любви к гостю, а без любви нельзя угодить Богу.
Не постиг фарисей самого главного в странноприимстве и пожертвованиях. Не постиг, вернее, забыл о духовной составляющей этого служения.
Так же и вы, братья и сестры во Христе, – вы можете научиться у Бога истинной духовной любви и заботе через своё служение начатками и приношениями. А можете стать как тот фарисей, или ещё хуже, если превратите своё служение пожертвованиями и десятинами в некое ростовщичество, в торг с Богом: я Тебе, а Ты мне. Обязательно превратитесь, если не обретёте навыка в каждом конкретном случае вопрошать Святого Духа, как вам так поступить с имеющимися у вас средствами, чтобы угодить Господу Богу, если не научитесь быть послушными гласу Святого Духа в этом служении.
Нельзя к служению десятинами и пожертвованиями подходить формально, "по букве". Сами посудите, разве благословит Господь, например, деньги, которые верующая жена принесёт в храм тайком от мужа, или поругавшись с ним из-за них? Не благословит Господь, даже если она принесёт десятину не из его, а только из своей зарплаты. Но если мудрая жена придёт и скажет: "Муж мой, как ты думаешь, хорошо ли будет, если мы немного поможем нашим знакомым, которые сейчас в острой нужде?", то, думаю, что её муж согласится пожертвовать для них. И это пожертвование будет угодно Богу, ибо оно ещё больше сблизит мужа с женой и будет сделано по любви.
К сему хочу процитировать пророка Малахию, но не то место, которое любят цитировать проповедники (Мал.3:10), а другое: "Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца" (Мал.2:2). Здесь однозначно сказано, что Господь Бог может не только не благословить приносимые в храм пожертвования и десятины, но и проклясть и их, и проклясть тех, кто их принёс.
Итак, иудеи, особенно их религиозные лидеры, к сожалению, ничему доброму не научились в своём "служении Богу" десятинами и приношениями. Не постигли ни цели этого служения, ни духовных уроков. Не постигли, потому что больше заботились о внешней, материально-арифметической части, чем о духовной.
2. Десятина в Церкви
Что сказано в Священном Писании о десятинах и начатках для церкви
Начну с того, что процитирую учение Апостола Павла о десятине: "С переменою священства необходимо быть перемене и закона" (Евр.7:1-12). То есть, с уверованием в Иисуса Христа христиане из евреев (не говоря уже о христианах из язычников) благодатью Христовой освобождаются от служения ветхозаветному закону и его постановлению о Левитской десятине. В Церкви действует не Левитское, а иное – установленное от Иисуса Христа священство.
Но тогда, может быть, Господь узаконил для Церкви давать десятины церковнослужителям: пастырям, епископам, учителям?
Я не нашёл в Новозаветных Писаниях никакого упоминания о христианских десятинах, но Дух Божий учит нас, верующих в Иисуса Христа, быть заботливыми и щедрыми: "Ныне ваш избыток в восполнение их (немощных) недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка" (2Кор.8:14,15).
Приведу ещё одну цитату из Священного Писания: "А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, – так изобилуйте и сею добродетелью (служением материальной помощью). Говорю это не в виде повеления" (2Кор.8:7,8).
Итак, в Церкви нет узаконенной десятины, но Святой Дух учит нас, верующих, заботиться друг о друге, смотря по нужде каждого.
Кому оказывалась помощь в Церкви
На основании приведённых в Священном Писании частных примеров я составил следующий список:
1) Церкви помогали своим членам, которые были немощны или оказывались в нужде: "Разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян.2:45).
2) Одни поместные церкви помогали другим попавшим в трудное положение по независящим от них причинам (стихийное бедствие или гонения): "В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла" (Деян.11:27-30).
3) Верующие заботились о тех, кто нёс им благую весть, заботились об Апостолах, пророках и учителях: "Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования" (1Кор.9:14).
4) Церкви заботились не только о том, чтобы принять у себя делателей на ниве Христовой, но и посылали им пожертвования в другие города, и особенно ценной была такая забота, если служитель был болен или находился в заключении: "Вы (филиппийцы) и в Фессалонику и раз и два присылали мне (Апостолу Павлу) на нужду" (Флп.4:16).
Итак, с самого начала в церквях были люди, которые имели право на получение вспомоществования от остальных членов – кто временного, кто постоянного. В первую очередь, это были… – нет, не пастыри и епископы, а те, кто был болен и немощен, и лишь потом те, кто служил церкви словом Божьим: Апостолы, пророки, епископы (священники) и учителя.
И ещё хочу отметить один момент: обращали ли вы внимание на то, что при многократном упоминании о вспомоществовании от церкви для служителей, нигде в Новом Завете не говорится о содержании их семей за счёт церкви. Есть место, где Апостол Павел упоминает о жёнах других Апостолов (см. 1Кор.9:5-7), и, судя по контексту, если жена является помощницей и подвизается на поприще Христовом вместе с мужем-служителем, то церковь заботится о семье служителя. Но если дети церковнослужителя уже выросли, то они должны заботиться сами о себе: получить какую-либо профессию и идти работать.
По Писанию, взрослые дети пастырей должны своим трудом зарабатывать себе на хлеб насущный, но что мы часто видим на практике? Папаши служители пристраивают своих чад при церквях. И наполняются церкви молодыми "пастырями" и "учителями", которые в жизни ни дня не трудились на производстве, которые вообще ничего не умеют, кроме, как разглагольствовать за кафедрой.
Запомните, у Бога внуков не бывает, только дети во Христе Иисусе!
Об оказании помощи от церкви тем, кто служит ей словом Божьим, говорится не только в Священном Писании, но и во многих Христианских посланиях, например, в Учении Господа, переданного народам через двенадцать Апостолов (Дидахе): "А всякий истинный пророк (истинность которого вы испытали и убедились), желающий поселиться у вас, достоин своего пропитания. Поэтому всякий начаток от произведений точила и вина, а также волов и овец, взявши, ты должен отдать начаток тот пророкам, ибо они ваши архиреи. И от серебра, от одежды, от всякого имения взявши начаток, сколько тебе угодно, отдай его, по заповеди".[5]
Обратите внимание на слова: "начаток, сколько тебе угодно, отдай его" – то есть, христиане жертвовали начатки от своих приобретений, а не установленные в процентном отношении десятины.
Так и вы, дорогие братья и сестры во Христе, сами решайте, в каком объёме и кому жертвовать: по велению сердца решайте и по своему достатку. Хотя если кто из вас уже привык от каждой зарплаты отделять на Божье дело десять процентов, то делайте, как привыкли. Просто вы должны знать и понимать, что вы не будете обворовывающими Бога, если при нужде или ещё по какой причине пожертвуете меньше. И конечно будет очень хорошо, если человек богатый, пожертвует на Божье дело излишки в большем объёме, чем десять процентов, как это делали в первых церквях (см. Деян.4:36,37).
Ещё одной категорией лиц, которые имели право на получение постоянного содержания от церкви, были вдовицы (так их называет в своих посланиях Апостол Павел).
Апостол Павел дал довольно подробные указания по определению этой категории членов церкви, чтобы не вкрался в их число человек лукавый или ленивый, желающий поживиться за счёт других: "Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны. Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу" (1Тим.5:3-10).
Конечно, это не значит, что помощь нужно оказывать только женщинам, а мужчин, оказавшихся в подобной ситуации можно игнорировать. К делу вспомоществования нужно – обязательно нужно подходить по Духу, а не по букве.
Нельзя к делу оказания помощи подходить по букве. Нельзя!
Иначе… приведу пример, произошедший в одной протестантской поместной церкви. Члены этой церкви с искренним радушием и желанием услужить Богу, несли свои начатки и дары пастырю (пастору) и его семье. Искренне старались дать ему лучшее из того, что имели. Но лишь единицы видели, как жена того пастыря выбрасывала в мусорные контейнеры эти дары верующих. Выбрасывала, потому что они лежали у неё дома нетронутыми и не распакованными до тех пор, пока не портились. Выбрасывала целыми коробками. И это было в середине девяностых годов – в то время, когда подавляющее число семей верующих приносивших те дары жило годами без зарплаты, только лишь чудом не голодая, жило на лапше и картошке. Вот и ответьте: понравилось ли Богу то, как и кому были даны те начатки, и чья здесь вина? Конечно, вина церковнослужителя, принимавшего и безрассудно присваивавшего эти дары. Но вина не только его, но и тех, кто нёс ему их, – нёс, зная, что не бедствует семья пастора, а живёт богаче их всех.
Такая печальная история. Но с каким умилением, улыбаясь, одни дарили, а другие принимали. И те и другие были довольны. Только Господь Бог не радовался, видя с одной стороны, духовную слепоту и лицеприятие, а с другой – брезгливое и надменное лицемерие.
А теперь другой, не менее печальный случай, произошедший в той же церкви. Эта история произошла спустя десять лет – в середине двухтысячных годов. У двух очень пожилых людей, постоянных прихожан церкви, умер сын. Когда они обратились к пастору с просьбой: помочь с похоронами, то он отказал им. Отказал и даже обосновал свой отказ: мол, они не являются ни служителями, ни вдовцами, да и сын их не был членом церкви, постоянно платящим десятины в церковь.
Я привёл два примера из одной поместной церкви, но поймите, эта церковь не исключение, подобное случается в подавляющем большинстве церквей, независимо от того, к какой Христианской деноминации они принадлежат.
В одной крайности лицемерие, желание угодить пастырю, и в другой крайности, чёрствое, равнодушное отношение к людям в церквях – всё это плоды безответственного отношения верующих к своим десятинам и пожертвованиям. Из-за этого в наших церквях уже не услышишь возмущения верующих из-за того, что кого-то обделили несправедливо. А вот в первой церкви было не так.
"В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников". (Деян.6:1-5)
Не думаю, что те вдовицы, которые были чужестранками в Иудее, где-то громко возмущались, что им не дали продуктов при раздаче помощи в церкви. Скорее всего, они восприняли это как само собой разумеющееся – ведь в те далёкие времена даже иудейские вдовицы не имели никаких прав: по закону они не имели права подать жалобу в суд на своего обидчика. И вот кто-то из верующих увидел то, что посчитал несправедливым, и он не промолчал, не посудачил "у себя на кухне" о несправедливом распределении принесённых пожертвований – он объявил всему собранию (а их было уже несколько тысяч человек). Простой человек сказал, и Апостолы признали свою вину, признали свой недосмотр и попросили, чтобы члены церкви из своей среды избрали тех, кто сможет вести дело по по-Божьи.
Итак, не дав указаний относительно доли, какой верующие должны служить церкви (десятиной ли, или "двадцатиной"), не дав указаний относительно того, куда нести средства, Господь, в тоже время, многократно указывает, что члены церкви должны служить другим своими дарами и приношениями. Указывает, что они должны делать это с осмотрительностью и с мудростью – с Божьей мудростью. А служить Богу с Божьей мудростью без водительства и откровения Святого Духа невозможно, поэтому пастыри и учителя должны учить членов церкви не тому, чтобы те каждый месяц несли в церковь "десятипроцентный налог", а тому, как им обрести навык личного водительства Святым Духом в сем служении.
"Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность". (2Пет.1:3-5)
Показать добродетель в вере – не самому по себе, а именно в вере – вот в чём Божья тайна любого духовного служения, в том числе и служения другим своими начатками и приношениями. Только в этом случае ваше материальное вспомоществование послужит во славу Божью – вызовет в сердце принимающего ваше пожертвование искреннее благодарение не только к вам, и не столько к вам, сколько к Господу Богу. И поверьте, та духовная радость и благодарность к Господу, которую вы увидите у принимающего ваш дар, будет намного приятнее и дороже для вас, чем любая благодарность к вам.
Братья и сестры во Христе, в этой главе я привёл примеры личного служения верующих своим имуществом. Но церковь – это собрание верующих, и вместе им по силам то, что они не могут сделать поодиночке. При этом, вы, должны понимать, что служение в церкви пожертвованиями, наверное, как никакое другое служение, нуждается в организованности и порядке. Поэтому дальше рассказ пойдёт о том, что говорится в Священном Писании и других Христианских посланиях об организации и управлении финансами в церквях.
3. Как управляли финансами в первых церквях
Вначале все приносимые средства просто передавались Апостолам для помощи неимущим. В Священном Писании сказано: "Приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду" (Деян.4:34).
Но очень скоро верующие убедились, что для правильного управления средствами нужно поставить специально избранных на это служение людей. Тогда Апостолы предложили: "Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу" (Деян.6:3).
Кроме людей, которые управляли пожертвованиями внутри церковного собрания, церкви иногда избирали посланников для того, чтобы те отнесли собранные ими для определённой цели пожертвования в другие церкви. О таком примере тоже сказано в Писании: "Впрочем я почёл нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей" (Фил.2:25).
Иногда Апостол Павел и сам служил таким курьером с подаяниями, собранными одной церковью для другой, об этом он упоминает в послании Римской церкви: "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме" (Рим.15:25,26).
Но, несмотря на множество частных примеров, вы не увидите в Новом Завете конкретных, исчерпывающих указаний относительно того, кто и каким образом должен управлять собранными в церквях средствами.
Не имея полной картины, постараюсь проанализировать описанные в Библии частные примеры.
1) Церкви поручали заботу о приносимых средствах своим испытанным братьям.
2) Поставленные на это служение люди лишь исполняли поручения собрания святых – церкви, а не распоряжались деньгами по своему усмотрению или по усмотрению какого-то одного человека, например, пастыря.
3) Средства не хранились в церковных хранилищах, а собирались и тут же использовались для нужд членов церкви. Кроме тех случаев, когда нужно было накопить сумму для определённой цели. Так, например, Апостол Павел просил Коринфскую церковь заранее накопить средства для помощи бедствующим христианам в Иерусалиме (см. 2Кор.9:3-5). Но и в этом, случае речь шла не о том, чтобы верующие несли свои пожертвования в одно место, например, в здание церкви, или принесли пастырю, а лишь о том, чтобы верующие, зная о предстоящем большом пожертвовании от их церкви, накопили пожертвования у себя. Накопили для того, чтобы потом, когда Апостол Павел с братьями придёт к ним, быстро собрать их и передать ему (см. 1Кор.16:1-3).
Подобная схема управления церковными пожертвованиями, за некоторыми небольшими изменениями, сохранялась и спустя сто двадцать лет. Так, один из апологетов христианства, Иустин Философ, живший в середине второго века, так описывает порядок собирания и расходования средств в церквях: "Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печётся о всех находящихся в нужде".[6]
Как видите, и во втором веке верующие собирали пожертвования и передавали на конкретные нужды избранным для этого служения предстоятелям, которые отвечали перед церковью за их правильное расходование.
Судя по тому, как в Священном Писании описана жизнь первых церквей видно, что тогда особой нужды в собирании и накоплении в церквях больших средств не было: среди верующих, от Апостолов и до простых членов церкви, почитались трудолюбие и скромность в личных потребностях. Также я не нашёл ни одного источника первого-второго веков, где бы описывалось, что христиане собирали деньги на строительство специальных церковных зданий – храмов. Но с середины третьего века в структуре церквей начали происходить значительные изменения. Эти изменения привели к тому, что во время очередного гонения христиан при кесаре Максимине (235-238 гг.), гонениям были подвержены уже не все верующие, а только служители, стоявшие во главе церквей.
Почему произошли такие изменения в отношении гонителей к верующим? Ведь до этого они не видели разницы между, так называемым, прихожанином и служителем – гнали и истязали всех христиан. Дело в том, что в третьем веке в церквях выделилась и отделилась от остальных, часть верующих, которые были служителями. Если раньше эта граница между служителями и остальными членами церкви была как бы размытой, носила сугубо духовное значение, то теперь в церквях все вопросы решали только служители. В церквях сложилась иерархия власти. Так в письме Корнилия, епископа Римского (251-253 гг.) к Фабию, епископу Антиохийскому, о поведении Новата, который обманом, подпоив допьяна трёх епископов, получил себе епископство, упоминается один интересный список – своего рода штатное расписание церкви: "В Церкви кафолической должен быть один епископ? В ней имеется сорок шесть священников, семь диаконов, семь иподиаконов, сорок два аколуфа (послушника), пятьдесят два человека заклинателей и чтецов и привратников, больше полутора тысяч вдов и калек, которых питает благодать Христова. Даже такое множество, столь необходимое в Церкви, – число, по Божиему Промыслу, обильное и всё умножающееся, вместе с неисчислимым количеством мирян".[7]
Примерно в это же время началось и строительство церковных зданий, "церковных домов", как их называет Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории. Он пишет, что в период гонений на Церковь при Диоктелиане, правившем в 285-305 гг., говорится уже не только о гонении на верующих, но и о том, что производилось разрушение церковных домов: "(Царствование) перешло к Диоклетиану и его соправителям. При них совершилось современное нам гонение, когда разрушаемы были и церкви".[8]
Если бы эти церковные здания не отличались своей архитектурой от остальных домов, то их не нужно было бы разрушать, достаточно просто изгнать из них христиан.
Я не случайно столько внимания уделил именно этому периоду в истории Церкви: вторая половина третьего века – время накануне знаменательных преобразований императора Константина I Великого, когда христианство было легализовано Римской империей, а вскоре стало и государственной религией. Уважаемые читатели, не думайте, что признание мирской властью и государственная (государственная, но не духовная) победа христианства над язычеством в Римской империи появилась вдруг, из горстки гонимых и никому не известных страдальцев. Отнюдь нет. В середине третьего века христианство было уже повсеместно распространено, было уже прославлено за счёт страдавших и погибавших за веру праведников, живших ранее. К этому времени церкви уже централизовано управлялись епископами и штатом их помощников – служителей. В результате этих административных преобразований в церквях, епископы сосредоточили в своих руках большие средства, позволяющие кормить многочисленный штат служителей, кормить многосотенные толпы калек, вдов и просто нахлебников. Ведь если десять, максимум пятьдесят человек ещё можно знать лично, то когда их полторы тысячи, то продукты и одежда раздаются уже потоком, то есть всем, кто пришёл за ними.
А члены церквей, в свою очередь, превратились в… "неисчислимое количество мирян", задача которых сводилась к тому, чтобы нести в церковь свои деньги. Просто нести деньги, а дальше уже не их дело. Дальше уже дело епископа и его служителей – священников. Вот так к концу третьего века в церквях сложилось то отношение к пожертвованиям верующих, какое мы видим сейчас.
К началу IV века уже ушёл в прошлое Апостол Павел – Апостол с натруженными руками, которыми он сшивал грубые полотна палаток. Ушло в прошлое время, когда Тавифа творила много милостынь, давая женщинам платья, которые сама шила. Ушло также в прошлое и время, когда Павлу, чтобы принести в Иерусалим небольшую сумму пожертвований для верующих (относительно небольшую), приходилось долгое время собирать деньги по Греции, Македонии и Асии. В IV веке уже любой епископ обладал достаточными средствами и достаточной властью, чтобы содержать более ста пятидесяти штатных служителей и более полутора тысяч вдов, калек и других, кормящихся от церковного стола. Пройдёт ещё полтора века и, например, епископ Александрийский будет иметь уже такое могущество, что одним своим повелением сможет прекратить поставки хлеба из Египта, страны – кормилицы всей Римской империи, а затем своим повелением, позволит возобновить поставки хлеба.
Такая концентрация власти и чёткая организация управления привнесли в церкви значительные изменения как внешние, так и внутренние. Нельзя сказать однозначно, что всё стало хуже или всё стало лучше. Например, ужесточение контроля над чистотой учения и сосредоточение в руках служителей права учить верующих, позволило сохранить многие и многие поместные церкви от ересей. Концентрация значительных средств в руках епископов позволила более эффективно и оперативно оказывать помощь христианам в тех районах Римской империи, где они терпели лишения. Да и массовая раздача хлеба всем нуждающимся, кроме чисто практической помощи бедствующим людям, создавала хорошее впечатление о христианах среди остального населения и привлекала неверующих в церкви.
Однозначно можно подтвердить, что концентрация средств и власти в руках епископов неимоверно усилила церкви, как организации. Так, в пятом веке, любой епископ мог сотворить несравнимо больше благотворительных дел, чем Апостол Павел (с палатками, пошитыми им), или чем Тавифа (с пошитыми ей платьями), и даже больше чем Иисус Христос (накормивший пять тысяч у Вифсаиды). Но усиление церквей как организаций совсем не означало, что в них произошёл рост духовного уровня жизни верующих. Вспомните, что сказал Иисус Христос о вдове, положившей в сокровищницу две лепты: "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела" (Лук.21:1-4).
Нельзя не согласиться с тем, что дар бедной вдовы духовно отличается от даров богатых дарителей, причём отличается коренным образом, и по жертвенности, и по духовному настрою самой принесшей свой дар Богу. Представляете, с каким смущением и трепетом она собиралась в храм: "Как же я буду неприлично и убого выглядеть среди величественных людей в красивых одеждах. Да и пустят ли меня туда, к сокровищнице храма?" Вдова несла в сокровищницу деньги, и несла с чувством стыда перед Богом, что так мало – всего две лепты. Несла дар Богу и стеснялась перед людьми. Вот она входит в храм – неловко, как бы бочком, трепеща от страха и стеснения, подходит к сокровищнице и украдкой кладёт туда свои две монетки. Кладёт, мечтая в себе лишь о том, чтобы никто не обратил на неё внимания. Никто, кроме всемогущего и всемилостивейшего Бога…
А теперь представьте могущественного епископа Александрийского, восседающего в своём епископском кресле и словом своим распоряжающегося несметными богатствами государственной церкви одной из богатейших областей Римской империи. Насколько его "благотворительность" духовно отличается от благотворительности бедной вдовы. Насколько при этом его духовное предстояние пред Богом отличается от чувства виноватости вдовы перед Всемогущим Богом за то, что принесла всего лишь две свои нищенские лепты.
Братья и сестры во Христе, вы должны не просто запомнить, а буквально пропитать свои сердца истиной, что не те богатые, которые много клали от избытка, а бедная вдова со своими двумя мелкими монетками была прославлена Иисусом Христом, должны пропитать свои сердца истиной, что именно Тавифа, шившая рубашки для неимущих, была воскрешена из мёртвых. Господь Бог высоко оценил жертвенность этих женщин, хотя вклад их, если судить о нём по материальным меркам, был совсем незначительным. Вы должны осознать эти истины и вернуться к духовной, именно к духовной составляющей служения благотворительности.
Вспомните Божьи цели и задачи в служении начатками и десятинами!
Апостол Павел ставил служение благотворительности в духовном плане настолько высоко, что рассматривал его как дар Божий: "И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; благотворитель ли, благотвори с радушием" (Рим.12:6-8).
А пастыри, так те просто обязаны научиться сами и других членов церкви научить служить Господу Богу своими начатками и приношениями, а не церкви, как религиозной организации. Служить под водительством Святого Духа. Пастыри обязаны научить верующих не смотря на то, что при этом неизбежно пострадают некоторые из грандиозных церковных благотворительных проектов, не смотря на то, что при этом сами пастыри потеряют некоторые рычаги власти в церкви. Обязаны научить служить Богу десятиной, иначе они согрешат пред Господом Богом.
К сожалению, сейчас многие члены церквей с восторгом смотрят на размах мероприятий, задумываемых пастырями "благотворителями" и епископами "благотворителями" (я слово "благотворители" взял в кавычки, потому что ни пастыри, ни епископы не выкладывают денег из своих карманов на осуществление этих замыслов). И эти верующие, завороженные грандиозностью благотворительных и строительных проектов, готовы стать просто "неисчислимой паствой, несущей свои пожертвования". Но если честно сказать, то несут они свои пожертвования в церковь не только ради благотворительных проектов, а зачастую просто из-за лени, из-за нежелания брать на себя ответственность. Многие члены церквей предпочитают быть ни за что не отвечающими "маленькими человечками", хотят просто приносить в церковь свои деньги. И истинные пастыри должны противостать такой духовной лени и безответственности. Ради Господа Бога обязаны противостать против духовной лени, духовного равнодушия членов церкви, чтобы освободить Христову паству от пут духовного рабства, тенью скользящего за каждым из нас, как "Египет" с его рабскими пережитками тенью стелился за идущими через пустыню израильтянами.
Это очень тонкая грань, духовная грань, которая разделяет, по одну сторону служение Богу своим имением, а по другую, мирской гуманизм, не имеющий ничего общего ни со Святым Духом, ни с Божьим откровением тому, кто решил послужить Ему своими начатками и приношениями. Как же увидеть эту грань между духовным и плотским служением? Ведь и язычники способны любить, да и все могут творить добрые дела по своей воле.
Служению начатками и приношениями, как и любому другому Божьему служению, нужно учиться – учиться духовно, учиться всю жизнь. Невозможно служить Богу без участия сердца в этом служении. Запомните сию прописную истину: Господь Бог ни в вашем уме, ни в ваших деньгах не нуждается, Он жаждет увидеть духовную любовь в вашем сердце. И если кто думает подсунуть Ему свои деньги, думает предложить Ему очередную благотворительную программу, а сам отдаляется от Него сердцем – не примет Бог такой подмены.
Но, к сожалению, церковноначальники не учат верующих служить Богу – именно Богу – своими начатками и приношениями. Хуже того, они, будучи ослеплены возможностью управлять большими деньгами и многими людьми, сами не хотят знать истины в этом служении Богу.
Грех служителей, да и всех остальных верующих, в том, что они хотят сами управлять своим имением. А вот в Апостольской церкви, не смотря на то, что там были и богатые и бедные, не смотря на то, что там было и так, что хозяев христиан, были рабы христиане, никто ничего из имения своего не называл своим, а относился к нему, как к дару Божьему, данному ему для служения. В Апостольской церкви верующие учились жить и управлять своим имением так, чтобы не прилепляться к нему больше, чем к Господу Иисусу Христу. Поэтому они смогли перенести гонения за веру, то есть лишение всего имущества, а некоторые и умерли ради своей веры.
4. Как научиться служить Богу своим имением
Если в двух словах ответить на вопрос: "Что делать, чтобы научиться служить Богу своим имением?" – то: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно" (1Тим.4:16).
Если представить ответ на этот вопрос в виде некоего плана, то он будет примерно таким.
1) Научитесь искренне благодарить Господа Бога за свой прибыток.
2) Научитесь свою зарплату считать не своей, а тем, что дано Господом Богом через вас для вашей семьи и ваших близких.
3) Научитесь, судя по возможностям семьи, часть средств откладывать на добрые дела – если хотите, пусть это будет десятина. При этом не обязательно, чтобы эта часть каждый месяц была одинаковой: смотрите по своим возможностям и насущным потребностям в то или иное время.
4) Научитесь дарить истинно, а не с лицеприятием и не с лицемерием, и, главное, научитесь не завидовать.
5) Научитесь ценить нужду ближнего своего, как свою собственную: так вы сможете дарить искренне, не только от избытка, но, возможно, и при недостатке (вспомните две лепты бедной вдовы).
6) Научитесь, делая ту или иную покупку, спрашивать у Господа Бога, не огорчит ли Его эта покупка? – и научитесь уступать Святому Духу, даже если вам очень хочется это приобрести, но Он не благословляет ваше приобретение.
7) Научитесь сердцем слышать Божью волю во всякое время.
Конечно же, вышеизложенные пункты ни в коем случае не нужно воспринимать как конкретную программу обучения служению Богу своими начатками и приношениями. Этими пунктами (1-7) я лишь хотел показать, что служение Богу своим имением – это в первую очередь духовное служение сердцем, и только потом – служение имуществом.
Чтобы пояснить свою мысль подробнее, пойду шаг за шагом по вышеперечисленным пунктам.
Учитесь искренне благодарить Господа Бога за свой прибыток.
Это совсем не трудно, – получив зарплату, не бросаться мыслями (или ногами) в магазин или ещё куда, а прийти домой и помолиться Богу, поблагодарить за то, что Он дал вам. Как молитвой и благодарением освящается пища, так же будут освящены и ваши прибытки, ваша зарплата. Ведь даже когда в концлагерях и в тюрьмах верующие с благодарением принимали свою скудную еду, то вкушение той пищи превращалось уже в причащение ей.
Помолитесь Господу Богу, поблагодарите Его и попросите, чтобы Он благословил ваши деньги, чтобы они были во благо вам и вашим близким, чтобы Господь охранил ваши деньги от лукавого. Потому что иногда бывает, что деньги не во благо, а как вода – исчезают без следа, и даже не понимаешь, куда исчезают. Когда будете молиться и благодарить Бога, лучше будет, если сделаете это вместе, всей семьёй. Тогда каждый почувствует свою причастность к принесённым в дом деньгам и свою ответственность за правильное их использование. Если не получается вместе помолиться, попросите своего мужа (или жену) просто побыть с вами, а вы поблагодарите Бога и попросите у Него благословения и мудрости, как управить деньгами во благо семье и близким. Таким образом, ваши неверующие родные будут вовлечены в Божье благословение, и увидят, что вы желаете им блага, а не фанатично тащите деньги из дома.
Полученную зарплату считайте не своей личной, а тем, что дано через вас вашей семье.
Сейчас, к сожалению, очень мало таких семей, в которых деньги – действительно семейные (не часть, а все деньги семейные). Мало семей, в которых не только не слышно слов, но и не приходят на ум слова: "моя зарплата", или: "я кормлю тебя". А ведь как мирно, как душевно уютно чувствуют себя все члены семьи, где каждый свою зарплату считают не своей, а данной через него для всей семьи. В такой семье те, кто может благословлять других, счастливы от того, что могут это делать, а те, кого благословляют, не чувствуют себя должниками, поедающими не свой хлеб. Ибо они видят заботу о себе из любви, а не из долга. Это очень важная часть в служении Богу своим имением.
Дорогие братья и сестры во Христе, обратили ли вы внимание на то, что всё это время я веду речь не о пожертвованиях и десятинах, а о том, как управлять прибытками в своей семье? Это не отступление от темы. Дело в том, что, только научившись истинно по духу управлять имением в своей семье, вы сможете духовно служить Богу своими начатками и приношениями, а до тех пор – это будет лишь религиозное усердие.
В служении Богу начатками и приношениями очень важно, чтобы оно было именно от всей семьи, иначе будет как у фарисеев, которых осудил Иисус Христос: "Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою, а вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей" (Мар.7:10-12). Христос здесь ведёт речь не только об уважении отца и матери и помощи им, а о любви и заботе ко всем близким. Поэтому принося десятины в церковь тайком от родных или вопреки их воле, вы тем крадёте, урываете то, что Господь через вас дал всей вашей семье.
Благословлять нужно от всей семьи.
Ещё раз повторяю: благословлять нужно от всей семьи. Причём, для этого вовсе не обязательно деньги нести в церковь. Можно, например, подарками из плодов своего сада или огорода благословить людей – не важно, верующих или не верующих. Пусть они будут маленькими, но если вы соберёте и приготовите их вместе со своими детьми, то таким образом порадуете не только тех, кому подарите эти подарки, но и своих детей.
Будет очень хорошо, если вы решите часть семейных средств откладывать на добрые дела.
Если хотите, пусть это будет десятина, или, например, сороковая часть от прибытка. Главное, чтобы вы не несли эти деньги в церковь, как некий "налог". Господу Богу не нужны ваши "налоги". Лучше поговорите со своими родными: может ваша соседка нуждается, или может, кому из знакомых нужны деньги на что-то очень важное, например, на операцию? И если кто из неверующих членов вашей семьи предложит помочь кому-либо, то это будет великое благословение и радость для Господа. Смело жертвуйте туда из своих прибытков. Главное, что вы начнёте заботиться не только о себе, но и о других. Главное, что вы сделаете это вместе всей семьёй.
А вот если вы кладёте свои пожертвования в церковную урну ради того, чтобы вас не осудили рядом стоящие, или чтобы не осудил ваш пастырь, то тогда вы поступаете с лицемерием, а это грех пред Богом. Большой грех.
И ещё хочу обратить ваше внимание на одну черту натуры человека – на зависть. Если вы чувствуете в своём сердце зависть к кому-либо, то знайте, что бы вы ни делали в церкви, какие бы великие жертвы туда не приносили, не будет от этого пользы ни вам, ни другим людям, ибо Господь все ваши дары проклянёт.
– Скажете, разве станет Господь осуждать и проклинать пожертвование завистника, если он принесёт его, например, для больного или даст хлеб голодному?
– Осудит. Обязательно осудит. И я сейчас постараюсь объяснить, почему в Священном Писании сказано: "Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; „ешь и пей“, говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно" (Прит.23:6-8).
Наверное, некоторые из вас, уважаемые читатели, замечали такую закономерность: если подарок был от жадного или завистливого человека, то он либо быстро ломался, либо, если это продукты, быстро портились. Почему так происходит? В Писании сказано: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, завистливое око" (Мк.7:21,22). Из этого следует, что все наши материальные дары несут в себе ещё и духовную составляющую, духовную энергию, как, например, имеет в себе духовную энергию благословение или проклятие. Поэтому все, без исключения, дары завистника заражены духовным проклятием – оно исходит не из уст его, а из завистливого сердца его, и не важно, в данный момент его сердце пожирается завистью по отношению к вам, или по отношению к другому человеку.
Вот теперь и подумайте, как же вам не бодрствовать, как не вникать в себя, если даже принесённые в церковь дары могут свидетельствовать пред Богом против вас!
Обязательно нужно указать ещё на одно очень категоричное требование, которое Господь Бог предъявлял к дарам, приносимым израильтянами в Иерусалимский Храм, а теперь предъявляет и к нашим, христиан, дарам: нельзя ни в церковь приносить, ни людей благословлять деньгами, которые были приобретены незаконным путём или были оплатой за греховный поступок. То есть, если украл – не в церковь принеси, а верни тому, у кого украл – только так ты угодишь Богу.
В Священном Писании сказано: "Не вноси платы блудницы и цены пса (профессионального блудника) в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим" (Втор.23:18).
И горе тем священнослужителям, которые, зная, но прельстившись большой суммой, принимают в дар украденное или добытое преступным путём. Бог будет судить этих священнослужителей, как внесших мерзость в Дом Божий.
На окраине нашего города в маленькой деревянной церкви служит отец Василий. В этой церкви уже несколько лет идёт ремонт и много сделано, но работа идёт медленно – не хватает работников. И дело не в том, что нет средств или нет в городе плотников. У нас есть целые организации, строящие коттеджи из дерева. Только отцу Василию нужно, чтобы храм строили не просто специалисты, а люди, верующие в Бога, не пьющие и не курящие. Некоторые скажут: "Чудак ваш батюшка". А я думаю, что он прав. Прав пред Богом, потому что, делая Божье дело, не пренебрегает Божьими правилами. Он делом явил, что ценит слово Божье превыше всего.
Уже перечислены четыре заповеди о десятинах: не лицеприятствуй, не лицемерь, не завидуй и не вноси нечистого. Это, конечно же, не исчерпывающий перечень. Спрашивайте Господа Бога, как угодить Ему своими начатками и приношениями, и Он ответит. Здесь важно не точное знание буквы закона, а водительство Святым Духом. Причём водительство не только в тот момент, когда вы вопрошаете Бога, как по Его воле распорядиться пожертвованиями, а всегда, в любой момент.
Именно в любой момент, когда решили распорядиться своими средствами.
Расскажу историю, услышанную от одного верующего человека, иностранца. Он очень долго мечтал купить себе автофургон – такой домик на колёсах. И вот у него появилась возможность взять кредит для покупки. Счастливый, он оформил кредит и с покупкой поехал домой. Едет по трассе, к машине прицеплена его "мечта", но нет мира на сердце. Господь проговорил, что не угодна Ему эта покупка. Почему неугодна? Ведь он так мечтал! С половины дороги он вернулся назад в магазин, вернул фургон и отказался от кредита. Этот человек просто послушался гласа Святого Духа, что не по сердцу Ему эта покупка. Ничего толком не поняв, огорчился, но послушался. А через несколько дней у него заболел отец, и срочно потребовались деньги на операцию. Он обратился в банк и взял ссуду. Там, в банке, ему сказали, что если бы у него был невыплаченный кредит, то новой никто бы не дал. Таким образом, через послушание сына Божьей воле, Господь благословил и отца.
И вы, уважаемые читатели, должны стремиться к такому же слышанию гласа Святого Духа, должны стремиться к такому же послушанию воле Божьей, как слышал и был послушен тот человек.
Но всякий ли из нас, верующих в Иисуса Христа, если искренне того пожелает, сможет услышать своим сердцем волю Божью? Может этот дар даётся лишь избранным, как, например, дар пророчества или дар чудотворения? В Священном Писании сказано: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа" (Иоан.3:8).
"Со всяким, рождённым от Духа" – значит, слышать своим сердцем Божью волю может каждый спасённый Господом Иисусом Христом и рождённый от Святого Духа. Верующим во Христа нужно лишь иметь желание, усердие и смирение к этому слышанию и послушанию.
Авва Дорофей заметил одну важную закономерность: "Чем больше человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем больше он любит людей".[9]
Получается, что чем усерднее мы желаем угодить Господу Богу в том, что мы делаем, тем больше Он являет нам Своей благодати и, главное, помощи в этом нашем служении Ему.
Нужно Божье откровение в служении начатками и приношениями.
В служении начатками и приношениями Господь для нас, верующих в Него, не Царь, принимающий дары, а Отец, научающий нас как распоряжаться тем, что Он дал нам, распоряжаться так, чтобы это было по мудрости и воле Божьей – всем во благо.
Познайте же Божье откровение: Святой Дух желает быть для каждого из нас добрым наставником и соработником в служении начатками и приношениями!
Примите сей Божий дар с благодарением и смирением!
На первый взгляд звучит парадоксально: мы служим Богу своими начатками и приношениями, а Он, принимая их от нас, в то же время участвует в этом служении вместе с нами, научая нас, как правильно исполнять его. Но именно в этом и состоит Божье откровение, и Божья мудрость. Ещё одно откровение любви Божьей к нам, ещё одно откровение Отцовской Божьей заботы о нас, потому что мы становимся уже соработниками со Святым Духом в служении начатками и приношениями.
Соработниками вместе со Святым Духом мы должны быть не только в служении начатками и проношениями, а в любом Божьем труде. Например, Апостол Иаков такую же закономерность отмечал и в вере: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?" (Иак.2:19-22).
- - - - -
Получилась довольно большая работа по исследованию значения десятин, начатков и приношений в религиозной жизни верующих. И, как оказалось, даже не столько в религиозной, сколько в их духовной жизни. Со дня написания статьи прошло много лет – больше шестнадцати, за это время в церквях ещё больше обострились духовные проблемы, связанные с материальными богатствами. И раньше ещё можно было вежливо наставлять верующих: научитесь служить Богу в послушании Святому Духу, не поступайте по-фарисейски с тем, что Господь даёт вам, то сейчас пора уже бить в тревожный набатный колокол: НАУЧИТЕСЬ БЛАГОГОВЕНИЮ ПРЕД БОГОМ, чтобы ваши пожертвования действительно стали знаком покорности Богу.
Почему?
Почему мы, христиане, впали в те же грехи, что до нас впали фарисеи? Неужели это неизбежно: члены церкви стараются служить Богу своими пожертвованиями, возникает изобилие средств и оно возбуждает в склонных к самовозвеличиванию и сребролюбивых церковнослужителях жажду завладения всё большими и большими мирскими богатствами, даже ценой впадения в грех. В итоге, служители с нечистыми помыслами захватывают власть в церквях и превращают остальных в "неисчислимую паству, несущую свои пожертвования".
Может, мы – члены современных церквей – выбрали для себя неверный аналог, взяв за прообраз финансовую систему, существовавшую в Иудейской религии, выбрав для себя прообразом служение Богу десятинами в Израиле?
5. Церковь и Израиль: верные и неверные аналогии
Читая восьмую главу второго послания к Коринфянам, я обратил внимание на одно подобие между Церковью и Израилем: "Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много (манны небесной), не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка" (2Кор.8:14,15).
Смотрите, Апостол сравнил пожертвования в церкви не с Израильскими десятинами, а со сбором манны небесной израильтянами, когда они вышли из Египетского плена, но ещё не вошли в землю обетованную, не получили свои наделы.
Вот в чём ключ!
И ведь действительно, если уж проводить аналогию между Церковью и Израилем, то Церковь сейчас больше соответствует Израилю, вышедшему из Египта, но ещё не вошедшему в свою землю обетованную, чем Израилю, уже поселившемуся в обещанной им Господом земле, в Ханаане.
Спрашиваю вас, пастыри и учителя церкви: "Почему? На каком основании вы учите в церквях: „Приносите десятины в дом Божий“, – если в Новом Завете нет ни слова о десятинах (кроме упоминания о фарисейских десятинах, не принесших им ни богопознания, ни Божьего благословения). На каком основании вы учите в церквях: „Приносите десятины в дом Божий“, – если даже израильтяне во время своего сорокалетнего странствия по пустыне никакой десятины не платили?"
Напомню вам, дорогие читатели, по какому принципу Господь Бог велел строить материальные взаимоотношения в Израиле, вышедшем из Египетского рабства и сорок лет странствовавшего по пустыне: "Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человек, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; и меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка: каждый собрал, сколько ему съесть" (Исх.16:14-18).
Когда собирали манну небесную, то некоторые не послушались слова Божьего и, пожадничав, набрали себе лишнего. И увидели, что к утру всё воссмердело и покрылось червями (см. Исх.16:20). Так Господь Бог тогда наказал ослушников.
Над христианами Божий суд не вершится так скоро, как над израильтянами во время Исхода, поэтому некоторые члены церквей воспринимают Божье долготерпение, как возможность пренебрежительно относиться к Его слову, более того, согрешая сами, ещё и других вовлекают в своих грехи, подстраивая слово Священного Писания под свою выгоду. Но не обольщайтесь, рано или поздно, но обязательно наступит время, когда "воссмердят" плоды ваших грехов. Обязательно "воссмердят" – и пред Богом, и перед людьми.
Если вспомнить Евангелия, то Господь Иисус Христос учил Своих учеников не только притчами, но часто упоминал и закон Моисеев. Но при этом – обратите на это внимание – говоря о служении десятинами по букве закона, а не по Духу, Он приводил это служение, как пример неправильного служения Богу. А вот на две лепты бедной вдовы указал, как на пример истинного служения Богу своими приношениями. Согласитесь, две лепты никак не могли быть её десятиной, потому что этих денег было мало даже для дневного пропитания. Это была не десятина, а доброхотное приношение вдовы, – приношение по велению сердца, а не по букве закона. Дух Божий побудил её принести в храм последние имеющиеся у неё монетки, и она послушалась Божьей воли. Послушалась и стала для нас, христиан, примером истинного, по духу, служения Богу начатками и приношениями.
Но учтите, на примере бедной вдовы, принесшей в Храм последние свои монетки, Иисус Христос учит нас слушать глас Святого Духа и быть послушным Божьей воле. Поэтому если какой лукавый человек скажет в сердце своём: "Отнесу-ка я свои деньги в храм, чтобы Господь Бог благословил меня, и чтобы вскоре получить десятикратно" – то, знайте, не только не благословит Бог приношение этого человека, а ещё и проклянёт его. Проклянёт за то, что этот лукавый человек хотел нажиться на Его благодати.
Учитесь слышать глас Святого Духа и быть послушными Божьей воле!
А иначе – грех. Иначе – "воссмердит".
Погребняк Н. 2006 г.
СНОСКИ
[1] Библейская энциклопедия/ Оксфорд, Англия: Encyclopedia of the Bible. с.135.
[2] Геллей Г. Библейский справочник: с иллюстрациями и приложением. с.146.
[3] Библейская энциклопедия/ Оксфорд, Англия: Encyclopedia of the Bible. с.135.
[4] Библиология 1.0: Библия; Синодальный перевод (77 книг, включая Апокрифы)
[5] Дидахе: учение Господа, переданное народам через 12 Апостолов. П.13.
[6] Иустин Мученик (Философ). Апология 1, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому. П.67.
[7] Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.6:43 (11,12).
[8] Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.7:30 (22).
[9] Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию": Авва Дорофей. Гл. Любовь. с.7.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библейская энциклопедия/ Российское Библейское Общество. – Оксфорд, Англия: Encyclopedia of the Bible, 1995. – 352 с.: ил.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга); Синодальный перевод (77 книг, включая Апокрифы)/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
4. Геллей Г. Библейский справочник: с иллюстрациями и приложением/ Мировая Христианская Миссия. – СПб.: Христианское общество "Библия для всех", 1996. – 860 с.: ил.
5. Дидахе (Учение Господа, переданное народам через 12 Апостолов) [Электронный ресурс]/ Библиотека "Вехи". – Электронные текстовые данные. – http://www.vehi.net/apokrify/didahe.html свободный режим доступа. (Электронная версия печатн. издания "Журнал Московской Патриархии", 1975, №11).
6. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.6,7 [Электронный ресурс]/ Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. – http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4/CH2.html свободный режим доступа.
7. Иустин Мученик (Философ). Апология-1 представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому [Электронный ресурс]/ Библиотека Якова Кротова. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://www.krotov.info/acts/02/02/iustin.html свободный. (Электр.версия печатн.издания "Святой Иустин философ и мученик". Творения. М., Паломник и Благовест, 1995).
8. Основы духовной жизни по славянскому "Добротолюбию" [Электронный ресурс]/ архим. Митрофан (Волкодав К. Г.) – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://dobrot.pisem.net свободный.
Комментарий автора: Церковь и деньги – на эту тему уже многие века спорят богословы, но в последнее время она стала насущной, как никогда. Одни призывают церкви к аскетизму, другие, наоборот, в материальном изобилии видят признаки Божьего благословения, и насаждают учение, чтобы верующие в обязательном порядке платили (типа, жертвовали) в церковь 10% от своих прибытков. И, что удивительно, каждый ищет и находит подтверждение своей точки зрения в Священном Писании. Поделюсь Божьим откровением о том, как истинно, по духу, служить Богу своими начатками и приношениями.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 726 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по 1 посланию к Фессалоникийцам - Николай Погребняк В первом послании к Фессалоникийцам Апостол Павел постарался объяснить, что не по своей воле оставил уверовавших по его слову, а исполняя волю Святого Духа. Но, даже находясь вдали от Фессалоникийцев, продолжает всем сердцем болеть за них. А ещё напомнил о том, какие события должны произойти прежде, чем будет Второе пришествие Иисуса Христа.