Иакова 1 глава.
2-4 стих
«Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков».
Иаков призывает нас к радости в испытаниях. Как бы парадоксально это не звучало, но мы можем радоваться в испытаниях. Потому что это наш выбор.
Природа человека склонна к обратному действию, чем это нужно. Она стонет и плачет, она недовольна, когда её «спокойствие» нарушают врывающиеся испытания.
Если вспомнить ситуации, которые мы можем охарактеризовать как испытания нашей веры, то наверняка мы так же и вспомним нашу негативную реакцию на них. Наше раздражение, гнев, недовольство, крики и т. д.
Но пастор Иаков учит нас, что реакция на раздражители должно быть радость. Это выбор человека. Он держит себя постоянно в контроле над своими чувствами. Я буду радоваться. Буду учиться этому.
Почему? Ведь контроль своих чувств – это не самоцель. Так какова же цель всего этого?
«Ведь вы знаете, что испытания, которым подвергается ваша вера, вырабатывают у вас стойкость. А стойкость должна привести к достижению цели, к тому, чтобы вы стали зрелыми и совершенными и чтобы не было у вас никаких недостатков»
Так вот какова наша основная цель. Вот, что преследует творец допуская испытания в нашей жизни. Это стать зрелыми и совершенными.
Можно ли на земле стать совершенными и зрелыми?
Я вспоминаю, что сказал Иешуа в своей проповеди.
«Поэтому будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.» Матф.5:48
τέλειο - совершенный, законченный, полный.
На иврите это слово звучит как (תָּמִ֥ים)«Тамим»
Первое упоминание этого слова мы находи про Ноаха:
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». (Gen 6:9 RST).
Для того, чтоб быть действительно уверенным, что я говорю именно об этом слове. Что встречается в проповеди Иешуа, я взглянул в текст Септуагинты. И вот, что я там увидел: «Νωε ἄνθρωπος δίκαιος τέλειος»
Итак, это одно и тоже слово.
То есть Ноах был совершенным по тем понятиям, о которых говорил Иешуа. Мы читаем, что он был непорочный. Это то, что подразумевает слово: תָּמִ֥ים
Эту же идею мы встречаем дальше про нашего отца Авраама, когда Б-г явился к нему в очередной раз.
«Когда Авраму было девяносто девять лет, ГОСПОДЬ явился ему и сказал: — Я Бог Всесильный. Живи пред лицом Моим и будь непорочен» (Gen 17:1 CRV)
Непорочность, вот какова цель. Это и является тем совершенством, о котором говорит Иаков. Это то, чему учил Иешуа.
И это не приходит само собой. Но через испытание нашей веры мы растем в зрелости и непорочности, совершенстве, завершенности и целостности нашего характера.
Эта та цель, которой добивается от нас, наш Отец небесный.
В народе Израиля, где еще не открылась вся полнота Истины в Иешуа. Тех людей, которые достигают этой зрелости и непорочности, подобно Ноаху – называют «цадиким» или праведниками. Эти люди действительно сумели подняться на очень большие духовные высоты подобно нашим праотцам – патриархам.
Так насколько те, кто живет в Новом Завете с Творцом и получивший духа Святости может соответствовать Его стандартам совершенства.
И потому, подводя итог словам пастыря Иакова – радуйтесь, когда встречаете испытания на вашем пути, потому что через это горнило мы можем подняться на Божьи высоты совершенства. Если не позволите им сломать вас, а поднять, преодолевайте все. Потому что все камни на пути, это лишь верный знак правильной дороги…
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». (Иак.1:5-8)
Зачем нам мудрость в испытаниях?
Мы не видим дальше своего носа и не понимаем великой мудрости Творца. Мы не понимаем, почему с нами происходят разные испытания. Но Иаков, ободряя нас, говорит, что Б-г желает дать нам часть своей божественной мудрости. Чтоб мы могли уразуметь Его планы для нас.
Конечно, нам не гарантируется, что мы будем знать все ответы на вопрос: почему?
Но нам гарантируется, что мы получим его благодать, чтоб согласиться с Ним. А в этом и есть мудрость. Чтоб доверять Ему. Что Он все знает и все видит. И с Его разрешения с нами происходят разные события. Нет ничего, что Он бы выпустил из вида. И что мы можем быть безопасны в Отцовской руке. Ведь любое зло приходит с Его разрешения.
«Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его …
и утешали его за все зло, которое Господь навел на него» (Job 42:11 RST)
«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». (Матф.10:29-32)
Конечно же, мы не должны быть пассивны. Как я уже писал раньше, испытания приходят, чтоб их преодолевать и через это стать совершенным.
И Иаков, продолжая, говорит, что просить мудрость мы должны с верой, нимало не сомневаясь. Зная, что Отец никогда не обвинит нас в глупости. Для Него глупость – не просить. И утверждать, что я сам все могу. Это и есть наивысший пик глупости.
Согласно словарю Ожегова, сомнение – это неуверенность в истинности чего-нибудь.
В данном случае, это не уверенность в истинности слов Иешуа.
«И все, о чем ни попросите в молитве, получите, если будете верить». (Mat 21:22 CRV)
Сомнение приводит к тому, что Иаков называет «двоящимися мыслями»
Что это такое?
Это когда человек сейчас думает так, но через минуту он думает другое.
Пример такого двоедушия хорошо виден в жизни царя Цедкияху (Седекия).
«Тогда царь Седекия послал и призвал Иеремию пророка к себе, при третьем входе в дом Господень, и сказал царь Иеремии: я у тебя спрошу нечто; не скрой от меня ничего…
17 Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой;
18 а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их.
19 И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы [Халдеи] не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною.
20 И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя.
21 А если ты не захочешь выйти, то вот слово, которое открыл мне Господь:
22 вот, все жены, которые остались в доме царя Иудейского, отведены будут к князьям царя Вавилонского, и скажут они: "тебя обольстили и превозмогли друзья твои; ноги твои погрузились в грязь, и они удалились от тебя".
23 И всех жен твоих и детей твоих отведут к Халдеям, и ты не избежишь от рук их; но будешь взят рукою царя Вавилонского, и сделаешь то, что город сей будет сожжен огнем» (Иер.38:14-23)
Это было перед самым вавилонским пленением, когда Г-сподь уже определил наказание для еврейского народа.
И хотя все еще надеялись на чудо. Включая и царя Цидкияху. Но проблема была в том, что Йирмея́ху пророчествовал полное поражение Иерусалиму.
И когда уже было совсем плохо, царь хотел все таки поступить согласно слову Б-га, но он никак не мог выбрать это. Надеясь, что всё - таки этот пророк окажется неправым. И хотя он видел, что Йирмея́ху говорил словом Творца, его двоедушие, его двоящиеся мысли не могли позволить ему быть твердым в своем решении. В один момент его мысли призывали поступить согласно слову Б-га, через минуту, согласно желанию его министров и его обманутого сердца.
И как мы знаем, все это закончилось величайшей трагедией для его жизни, которой можно было бы избежать. Если бы он просто убрал из своего сердца двоящиеся мысли.
Ведь недаром в величайшем призыве к Израилю, Г-сподь говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.» (Втор.6:4,5)
בְּכָל־לְבָבְךָ֥ (Бе коль левавха) – дословно надо было бы перевести «всеми двумя сердцами»
Ведь это говорит слово «сердце» написанное здесь с двумя буквами «Бет» — левавха вместо либха — с одним «Бет»
Что это значит двумя сердцами? Ведь у нас одно сердце.
Это говорит о том, что наше сердце всецело должно любить Творца. Без каких либо двоедушия. Наше сердце должно быть едино, без разделения.
Или как толкует Раши: "всем сердцем твоим": чтобы сердце твое не шло врознь с Вездесущим (если ты не понимаешь чего-либо в Его правлении миром) [Сифре]. (Раши)
На мой взгляд, так это и есть то, что говорит апостол Иаков. Чтобы мы всецело доверяли Ему и не сомневались в Нем, прося мудрости проходя различного рода испытания. Потому что таков путь Отцовского воспитания, для нашего духовного роста.
«И познаешь в сердце твоем, что как наставляет человек сына своего, так Господь, Бог твой, наставляет тебя». Втор.8:5
9-11 стих
Дальше Иаков говорит об испытании деньгами. О неимущих и богатых. И у каждого из них есть свои испытания.
Хоть это и не популярно в сегодняшнем мире, но как мы видим, что в первой церкви были и бедные братья. И их не призывали стать богатыми, но хвалится тем, что они имели непреходящее сокровище на Небесах.
А богатых призывали смирению перед Всевышним Б-гом.
Благодаря такой проповеди, мы видим насколько первая община Иешуа была сильна в милосердии. Их стремления не было к земным богатствам, но к духовным высотам.
«Не было среди них ни одного нуждающегося: у кого были земли или дома, те продавали их и вырученные деньги приносили и вручали апостолам, а затем деньги распределялись среди тех, кто нуждался» (Act 4:34-35 CRV)
Конечно же, на этом месте Писания нельзя строить учение о бедности. Более того мы знаем из Танаха, что Б-г благословляет финансово тех, кто следует за Ним.
Но никогда Тора нас не учила, что мы должны стремиться к богатству. Единственное наше стремление – это Г-сподь.
Наши мудрецы учат, что есть три самых больших дара, который Всевышний может дать человеку – это: дети, мудрость и богатство.
Это принадлежит Ему, и кому хочет Он – Он дает.
Но давайте так, же и не забывать и тот исторический фон, на котором происходят все эти события. Ведь это были времена конца второго храма. Когда Б-г уже определил разрушение храма и рассеяние народа Израильского.
И вот идут эти последние годы до совершения этого приговора. Время, когда по-особому проявляется Его Шекина. Время, когда Его Дух Святости изливается на Израиль, сокрушая сердца людей.
Это не было время накопления земного богатства. Потому что еще немного и из-за гонений и из-за уничтожения Иерусалима, эти земные богатства бы не принесли никакой пользы.
«Восходит солнце, [настает] зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих» (Иак.1:11)
----------------------
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12)
Наша жизнь полна испытаний. И после каждого испытания мы получаем венцы жизни. Это как баллы, засчитанные нам после каждой удачной сдачи экзамена. Уже на земле мы получаем венцы, которые в вечности станут основой главного венца, венца победителя.
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр.21:7)
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные» (Иак.1:13-16)
Апостол Иаков постепенно переводит наш взгляд с общей картины испытаний к другой грани, говоря об искушении человека.
Знаете, что удивительно в этом?!
Не Б-г источник наших искушений.
И хотя Он допускает их, но они не находятся у него. Наши собственные желания играют злую роль в нашем искушении. Мы хотим чего то, увлекаясь вслед наших желаний, обманываемся ими и попадаем в ловушку наших злых побуждений.
Этот механизм подробно рассматривает апостол Павел в послании к римлянам.
В иврите существует такое понятие как «йецер ара». Дурное побуждение. Или как называется в некоторых местах – сатан.
Это то, против чего Б-жьи люди, со времен грехопадения Адама непрестанно борются.
И вся сила Закона призвана к тому, чтоб обуздать «йецер ара» в жизни человека.
Если раньше, до первого греха, искушение находилась вне человека. И была подобна «надоедливой мухе», которую человек мог спокойно прогнать. То, подавшись искушению нахаша (змея), похоть перебралась во внутренность сердца человека. И с тех пор мы увлекаемся и обольщаемся собственной похотью. Похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех – смерть.
Талмуд говорит, что: «Я сотворил «йецер ара» Я и дал средство против него – это Тора» (Мишна, трактат «Кидушин»)
Потому - то Иаков и пишет дальше:
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. 23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. 25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:22-25)
Что за Закон, о котором говорит апостол?
νόμος - (номос) закон
Посмотрите, что говорит книга Второзаконие:
«οὗτος ὁ νόμος ὃν παρέθετο Μωυσῆς ἐνώπιον υἱῶν Ισραηλ» - «Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым» (Второзаконие 4:44)
Это и есть Закон Моисеев, который Б-г дал Израилю.
Да и на момент написания Иаковым своего письма, у Израиля вообще не было другой Книги, кроме Танаха и устных традиций.
И обратите внимания, как Иаков называет этот Закон. «закон совершенный, [закон] свободы»
Или как написано в другом переводе: «совершенный закон, несущий свободу»
Сегодня у нас есть так же написанные послания апостолов Иешуа. Это часть Его Слова, которая, несомненно, является Законом несущим свободу. Но что нужно делать со всем этим, чтоб все таки обрести свободу от «йецер ара»?
25 «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии»
Вот, что оказывается необходимо для нас.
Согласно словарю Ожегова, это слово обозначает: «вдумавшись, понять»
Друзья, Слово Творца не читают...
Его Слово изучают, чтоб проникнуться им, чтоб стать частью его, чтоб проникнуть внутрь него. Чтоб оно наполнило нас собой.
И это возможно, только если мы ВНИКНЕМ в этот Закон. Другого пути нет.
Или как написано в одном из переводов: «Только тот, кто пристально всмотрелся в совершенный закон, несущий свободу, и уже не отступился от него, то есть не забывчивый слушатель, а делатель дела, — будет по-настоящему счастлив в своих начинаниях». (Jam 1:25 CRV)
Только таким образом Б-жья свобода станет доступной нам, чтоб победить в искушениях. Чтоб похоть, которая увлекала и обманывала нас раньше, потеряла над нами власть. Чтоб наша жизнь стала приближаться к настоящей свободе, настоящему совершенству, доступной нам через жертву Иешуа XаМашиах.
Прочитано 4319 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 3.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Все это замечательно. Но откройте нам великую тайну: почему в словах "Бог" и "Господь" букву заменяете дефисом. Это что, религия такая?
Shimon
2010-06-24 06:22:13
Точно! религия...
Nikolae
2010-06-24 08:31:58
Прежде всего – очень понравилось. К сожалению, ни ивритом, ни греческим не владею. Спасибо автору. Кстати, поэтому прошу давать перевод всему (например, Шекина).
«Но никогда Тора нас не учила, что мы должны стремиться к богатству. Единственное наше стремление – это Г-сподь.
Наши мудрецы учат, что есть три самых больших дара, который Всевышний может дать человеку – это: дети, мудрость и богатство.
Это принадлежит Ему, и кому хочет Он – Он дает».
Получается так: стремление – Господь. Но при этом его милость проявляется в детях, мудрости и богатстве, т.е. в земных вещах. Иудеи же считали, что если кто не имеет одного из двух компонентов – детей и богатства, Богу не угоден. Замена Господа на земное благополучие. Что и развеял Христос перед своими потрясенными учениками: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Поэтому ветхозаветное слово «мир» - шалом, не соответствует новозаветному понятию – «ириний».
«Наша жизнь полна испытаний. И после каждого испытания мы получаем венцы жизни. Это как баллы, засчитанные нам после каждой удачной сдачи экзамена.».
Вы знаете, баланс будет подбит только после финиша. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42).
Кстати, идея баллов или заслуг, по мнению православия, привела католичество к непониманию. А если заслуг много (сверхдолжные заслуги)? Значит уже Бог должен мне. И появляются католические святые, например Франциск Азиский, которые искренне полагают, что искупили все свои грехи: «я не сознаю за собою никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием».
«Если раньше, до первого греха, искушение находилась вне человека».
Не значит ли, что Бог создал искушение? А что значит:
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»
Кстати, как дословно с иврита называется дерево познания добра и зла?
«И это возможно, только если мы ВНИКНЕМ в этот Закон. Другого пути нет».
Слово «вникнем» не совсем ясное. Но вот что говорит Евангелие:
зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (1 Пет. 1;21)
Владимир Молоканов
2011-12-05 20:58:15
так себе, особенно учитывая что автор претендует на серьезное понимание ТаНаХ. много ссылок на разные переводы, но глубокого анализа нет. и что особенно печально(в свете претензий на специалиста по раввинскому толкованию ТаНаХ(Ветхого завета)) нет анализа применения выводов из послания как в личной жизни автора, так в жизни первой церкви и в жизни современных христиан. в общем, не очень.