Интерес государства — это управление обществом и взимание налогов. Интерес церкви — проповедь Евангелия в обществе. Пересекаются ли эти интересы? Да, эти интересы пересекаются в той или иной степени. По-другому и не может быть, так как и церковь, и государство ориентированы на общество.
Поэтому в вопросах взаимоотношений церкви и государства более правильно было бы говорить о правилах этих взаимоотношений, а не об отделении церкви от государства. Вся история церкви говорит о невозможности и неосуществимости такого отделения. Церковь всегда в той или иной мере влияла на государство, стараясь приблизить порядки в обществе и государстве к христианским принципам. А государство всегда стремилось и стремится контролировать церковь, опасаясь того, что церковь будет препятствовать выполнять государству свои функции.
Ирод хотел уничтожить Христа, боясь конкуренции. Синедрион запрещал проповедовать апостолам Евангелие. Императоры Рима гнали христиан, опасаясь их возрастающего влияния. В «отместку», церковь во времена папства подминала под себя государственную власть. Это негативно сказывалось и на государстве, и на самой церкви.
Все это – примеры взаимного влияния церкви на государство и государства на церковь. Это влияние могло быть большим или меньшим. С уклоном в сторону государства или в сторону церкви. Но никогда и нигде на протяжении истории не было ни единого примера полного отделения церкви от государства. Подобное полное отделение – это миф, который никогда не имел места в реальной жизни.
Движение за отделение церкви от государства началось в эпоху Реформации. Мотивом к этому был, с одной стороны, тот моральный урон, который произошел в католической церкви от союза с государством. Инквизиции, индульгенции — все это не могло не вызывать отторжения и протеста. С другой стороны, молодые протестантские общины начали поддаваться сильным гонениям со стороны власти, что также было несправедливо и неправильно.
В результате, одним из последствий Реформации стало появление законов об отделении церкви от государства. И хотя, как было сказано выше, никакого полного «отделения» в действительности так и не произошло, но сами законы были позитивны, так как устанавливали разумные правила взаимоотношений церкви и государства. Благодаря этим законам меньше было гонений, и верующие получили возможность взывать к закону для защиты своих прав. Так же и правители через эти законы получили возможность сдерживать властные амбиции церковников, предотвращая, таким образом, возможное повторение сценария папства.
Эти законы, по сути, стали эдаким договором о ненападении между властью и церковью. Термин «отделение» хотя и звучит красиво (как и многое в конституциях), но никогда не соответствовал действительности (что, увы, также характерно для конституций).
Именно поэтому об отделении церкви от государства нигде не идет речь в Писании. Скорее речь идет о правилах взаимодействия церкви и государства.
Например, Иисус давал понять, что его последователи должны платить налоги, не участвовать в мятежах. Пилату Христос говорит о том, что Его царство не от мира сего, снимая озабоченность правителя об угрозе для власти. Таким образом, Господь устанавливает правила взаимоотношений между государством и новой возникшей структурой — церковью.
Эти правила актуальны и сейчас, как и тогда. Особенно в свете появившихся еретических лжеучений, в частности оправдания участия христиан в мятежах. Так, христиане Украины оправдывали свое участие в мятеже Майдана. Христиане Америки поддерживают военное вмешательство и политику цветных революций, в ходе которых происходит свержение существующих властей.
Это очевидно нарушает те правила взаимоотношений между государством и церковью, которые устанавливал Христос и за которые боролись христиане во времена Реформации. Такие действия, фактически, нарушают то перемирие между государством и церковью, которое, в идеале должно существовать. В результате, власти вновь начинают воспринимать церковь (или ее определенную деноминацию) как некую угрозу. А это приводит к гонениям, как ответной реакции. Так, участились случаи гонений на церковь в Украине. В еще большей мере эти гонения усилились в странах «насаждения демократии». В этих случаях правила взаимоотношений церкви и государства были нарушены. Христиане начали небезосновательно восприниматься властями как смутьяны, что привело к гонениям.
С другой стороны, не менее актуальной является и противоположная проблема. А именно, проблема устранения церкви от проблем общества, а зачастую и от самого общества. Этот процесс происходил в церкви и раньше, являясь ответной реакцией части христиан на излишнюю политизированность церкви.
Речь о монашестве в его крайних проявлениях. Реакция была таковой — раз вы идете на сделку с государством, то мы отделимся от вас, чтобы не участвовать в вашем беззаконии. На деле же инерция такого отделения была столь сильна, что бросала часть церкви в другую крайность — устранение от общества. И, как следствие, устранение от выполнения Великого поручения, которое невозможно вне общества. Такое устранение церкви от жизни общества всегда пропорционально тому, насколько другая часть церкви «ударилась» в политику.
Поэтому в нынешнее время — время излишней политизации церкви, как это не покажется странным, происходит и другой параллельный процесс. Процесс разочарования и отхода от общественной жизни части церкви. Набирают популярности взгляды о том, что нам не нужны вовсе наши гражданские права. Не стоит нам вообще как-то активно участвовать в общественной жизни. Пусть все идет своим чередом — и будь что будет. Мы будем жить в стороне, своей жизнью, а они в этом обществе пусть хоть с ума сойдут — нас это не касается.
Это другая крайность, не менее вредная, губительная и опасная для церкви, чем ее политизированность.
Часто мы, как христиане, желаем жить в обществе с добрыми людьми, правильными законами, хорошим правительством. Намного легче воспитывать своих детей, к примеру, если им в детсадах не рассказывают об однополых родителях. А в школе не пропагандируют однополый секс. Намного легче нести Евангелие в обществе, если людей не увольняют с работы за исповедание своей веры. Очень сложно бывает донести Евангелие тем людям, которые сильно развращены морально. У Лота в Содоме это так и не получилось. Очень плохо это получается и в наших обществах, которые с каждым годом растлеваются все больше и больше.
Итак, все христиане желают жить в благоприятных для проповеди Евангелия обществах, но что мы делаем для этого?
Кто-то молится — и правильно делает. Так как сказано молиться за царей и всех начальствующих, чтобы проводить жизнь тихую и безмятежную. Но одной молитвы не достаточно. Необходимо также активно реализовывать свои гражданские права.
Гражданские права – это права, которые допускает и разрешает использовать существующая власть в той или иной стране. В большинстве современных государств – это право высказывать свое мнение, право защиты в суде своих христианских взглядов, право на мирные митинги и акции протеста, а также избирательное право. Всеми этими способами можно влиять и преобразовывать общество, в котором мы живем.
Эта часть нашего служения так же важна, как другие виды служений Господу. Очень часто гражданское служение или служение в обществе дополняет традиционное христианское служение.
К примеру, у Иисуса Христа было право защищать себя на суде. И Господь пользовался этим правом для свидетельства о Себе. Также Он защищал себя перед воином, который неправомерно бил Его по лицу на том же суде.
Апостол Павел, как римский гражданин, имел право требовать суда перед наказанием, например перед побоями. Также он имел право требовать суда кесаря. Павел активно использовал эти свои права для большего успеха в проповеди Евангелия.
Гражданские права — это дар, как таланты в притче. Кто-то может использовать эти таланты, принося пользу царству Божьему. А кто-то зарывает эти таланты в землю, отказываясь использовать свои гражданские права и нанося этим урон делу Божьему.
Очень часто мы относимся к обществу как к чему-то, существующему отдельно от нас и не требующему никакого нашего участия. Это так, как если бы огородник посадил картофель и махнул на поле рукой. Не пропалывал бы, не защищал от вредителей. А потом бы удивлялся тому, почему нет урожая. Будет ли такой человек плодоносен для Господа? Конечно же, нет.
Но разве не то же самое происходит в наших обществах? Многие христиане пренебрегают своими гражданскими обязанностями, а грешники и извращенцы весьма преуспевают в этом. В результате властители вынуждены принимать законы, которых требуют извращенцы, потому что их голос слышен и слышен очень сильно. А голос христиан не слышен вовсе.
Успех проповеди Евангелия в обществе всегда достижим в той мере, в которой общество готово воспринимать Евангелие. Это как наливать воду в сосуд. Если сосуд на 50 литров, то в него можно набрать лишь 50 литров, а дальше вода будет просто выливаться. Сколько бы мы ее не лили — ее не станет больше. Мы только зря потратим свое время и силы. Но чтобы набрать больше — необходимо взять емкость побольше.
А для этого необходимо служение обществу, чтобы сделать его более восприимчивым к проповеди Евангелия. Но почему-то многие христиане с предубеждением относятся к такому служению. Их логика проста, но примитивна. Нам сказали проповедовать — мы проповедуем. А то, что почти никто не кается — так это не наши проблемы. Мы и дальше будем проповедовать. Мы и дальше будем лить воду, стараясь набрать емкость, хоть она и так уже набрана до предела.
Но кому нужно такое служение? Это больше похоже на имитацию работы, а не на саму работу. Служение, в котором не прилагается сердце, и нет ревности о деле Божьем…
Сколько человек стало христианами в результате служения Иоанна Крестителя? Ответ — ноль! Так, может, его служение и не нужно было вовсе? Но нет — Иисус очень высоко оценивал миссию Иоанна. В чем заключалась эта миссия?
Как раз таки в том, чтобы подготовить общество к служению Христа. Подготовить путь. Расширить мехи, в которое было налито новое вино.
Те же законы действуют и в нашем обществе. Чем больше в обществе христианских ценностей, законов, нравственных норм — тем больше будет отклик. Тем больше людей откликнется на призыв Евангелия.
Вспомним, как пример, наше советское прошлое. Те, кто застал то время, засвидетельствует, что то общество было гораздо менее развращено, чем нынешнее поколение. Не этим ли объясняется успех Евангелия в постсоветских странах в 90-е годы?
Но прошли года и наше общество развратилось. И сейчас успех проповеди Евангелия далеко не тот, что был в 90-х годах. Не пора ли в таком случае менять тактику? Может, настал час служения, подобного тому, которое нес Иоанн Креститель? Служения, направленного на нравственное преобразование общества?..
Такая направленность на моральное преобразование общества всегда была важна в народе Божьем. К примеру, когда Моисей сошел с горы с десятью заповедями, то он не стал сразу же излагать их. Народ не был готов к их восприятию, так как было очень велико нравственное развращение. Общество впало в идолопоклонство. Если бы Моисей просто стал бы повторять заповеди – никто бы и внимания на него не обратил. Все бы праздновали, веселились, предавались языческим оргиям и совершенно равнодушно отнеслись бы к проповеди Слова. Поэтому, Моисею понадобилось сначала провести борьбу с этим развращением, а уже потом подготовленным людям излагать Закон Божий.
Эта дилемма постоянно стоит перед служителями. Что должно быть первым — проповедь Евангелия или борьба с проблемами общества? Бытует мнение, что все что нужно — это нести Евангелие, т.к. об этом сказано в Великом поручении. А про общественную деятельность в Великом поручении ничего не говорится. Также от проповеди Евангелия каются люди и приобретаются для Царства Божьего. Это всем очевидно. А вот от общественной деятельности не каются люди вообще.
Зачем тогда этим заниматься, вопрошают многие? Но в том-то и дело, что люди хоть и не каются, но становятся готовыми воспринимать Слово Божье.
Именно так посчитал Моисей и начал прежде борьбу с золотым тельцом. Никто от этой борьбы не выучил десять заповедей. Но без этого проповедь заповедей не принесла бы ощутимых плодов.
Также и во времена царей одним из самых важных служений стало общественное служение — борьба с идолопоклонством. Этим занимались многие благочестивые цари и пророки. Хотя могли бы для галочки читать закон в храме по субботам.
Как это часто происходит сегодня, когда общество погрязло не только в идолопоклонстве, а и во множестве других грехов. Но многие считают, что все что нужно — это упрямо проповедовать, хотя результат такой проповеди минимальный.
В Новом Завете общественным служением активно занимался Иисус и апостолы. Иисус много времени посвящал вопросам исцеления страждущих людей, а иногда и кормил голодных. Нравственным преобразованием общества перед Его приходом занимался Иоанн Креститель. Никодим и Иосиф Аримафейский «лоббировали» принятие прохристианских решений властями — синедрионом и Пилатом.
Апостол Павел, несмотря на очевидно благоприятные условия проповеди Евангелия, тем не менее, так же сталкивался с сильным моральным развращением общества, которое могло препятствовать благовествованию. В таком случае апостол также отдавал приоритет нравственной подготовке общества.
Например, в 14 главе книги Деяний рассказывается о том, что апостол Павел и Сила попали в ситуацию, когда их приняли за богов — Гермеса и Зевса. Народ собрался, чтобы принести идольское жертвоприношение. В этой ситуации Павел и Сила вначале принялись разубеждать людей в идолопоклонстве, а уж потом проповедовать Евангелие.
Такое служение апостолы осуществляли достаточно редко, так как общество было восприимчивым к Евангелию и каялось много людей. В наше время нечто подобное можно наблюдать в некоторых странах Африки, Азии, Латинской Америки. В этих странах также общество восприимчиво к Евангелию.
Но ситуация в развитых странах скорее напоминает период идолопоклонства Израиля. В таком обществе отклик на Евангелие значительно ниже из-за сильного морального разложения. Успех одной лишь проповеди будет минимальным, что и можно сейчас наблюдать. Поэтому обязательной является подготовка общества.
Подобная ситуация сложилась в Англии конца 18 — начала 19 века. В этот период группа английских политиков-христиан лоббировали принятие законов об отмене рабства. Одним из них был Уильям Уилберфорс. При этом они сталкивались с похожим противодействием, как и нынешняя церковь. В частности, еще тогда им советовали не пытаться лезть с христианской моралью в государственное управление.
Вот как об этом пишет Дж. Сарфати: » Уильям Лэм, лорд Мельбурн (1779–1848), будущий премьер-министр Соединенного Королевства и наставник королевы Виктории, в честь которого назван второй крупнейший город Австралии, обронил однажды следующее замечание: «Стоит только позволить религии вмешаться в общественную жизнь, как дела тут же начинают принимать скверный оборот». А Уиллоби Берти, четвертый граф Абингтонский, разразился таким афоризмом: «Гуманность – это сугубо личное чувство, а не общественный принцип».
Поэтому политики, защищающие аборты, с их заявлениями типа «Прочь от наших яичников с вашими молитвенничками», ничего нового не изобрели. Но при этом их легковесные лозунги вроде «Не нравятся аборты? Так не делайте!» так же аморальны, как и «Не нравится работорговля? Так не покупайте!» ( Уильям Уилберфорс: борец за отмену рабства и подвижник христианской веры.» Джонатан Сарфати)
Во многом благодаря усилиям Уильяма Уилберфорса и его сподвижников в Британии в 1807 г. была отменена работорговля, а в 1833 г. — рабство. Вслед за Британией вынуждены были принимать аналогичные законы и другие страны.
Эти люди, казалось бы, никого не привели ко Христу. Но была ли важной их миссия? Несомненно! Отмена рабства поспособствовала освобождению миллионов людей, многие из которых стали христианами. Жизнь церквей тех стран, где произошла отмена рабства в 19 веке (например, в Британии и США), была преображена.
Это понимали и высоко ценили ведущие христианские служители того времени. Джон Уэсли так отзывался о деятельности Уильяма Уилберфорса: «Если Вы не призваны божественной десницею стать Athanasius contra mundum [Афанасием против всего мира], не представляю себе, как Вы сможете довести до конца Ваше грандиозное предприятие, противостав этой ненавистной низости, которая позорит веру, Англию и весь род человеческий. Если Вы не призваны на это служение самим Богом, Вам не выдержать оппозиции дьяволов и людей. Но если Бог за Вас, кто против Вас? Неужто все вместе они сильнее Бога? Не уставайте же делать добро! Продолжайте, во имя Бога и силою Его могущества, до тех пор, пока перед именем Его не рухнет американское рабство, самое мерзкое из того, что видел наш свет» (Дж. Сарфати).
Как видно, известный евангелист Джон Уэсли высоко оценивал деятельность Уилберфорса.
Еще один видный служитель-миссионер того времени, Уильям Кэри, также не ставил разделения между своим христианским и общественным служением. Он был одним из самых успешных миссионеров в Индии. И, возможно, во многом был обязан своим успехом тому, что совмещал свое христианское служение с общественной деятельностью. В частности борьбой с варварским обычаем сати у индусов. Согласно этому обычаю, овдовевшие женщины подлежали сожжению вместе со своими умершими мужьями. Гибло огромное число женщин, которых сжигали живьем.
Уильям Кэри много времени и усилий посвящал борьбе с этим злом. При этом действовал не столько через общество, сколько через свои связи с властями. Он обсуждал эту тему с английскими колониальными властями, требуя у них принятия закона о запрете сати. Он создавал коалиции с индийскими вельможами для совместного лоббирования этого закона. И, в конце концов, сати был отменен.
Можно только предположить, насколько это увеличило популярность христианства среди индийцев, особенно среди индийских женщин.
Каждый подобный законопроект, каждое изменение общества в соответствии с библейскими стандартами — это тысячи, а иногда и миллионы спасенных людей. Для этих людей Евангелие станет доступным, как, например, оно стало доступным для благочестивого сотника Корнилия. В любом обществе человек, поступающий по правде, как Корнилий, угоден Господу. И Бог знает, как привести таких людей в Свое царство. Добрые дела Корнилия, совершаемые до его уверования не были напрасны, но принесли большой плод для него и его дома.
Законы об окончании боевых действий и примирении воюющих сторон, законы об ограничении абортов и подобные законы — это то, что увеличит число спасенных душ, которые останутся живы и не будут истреблены. Очевидно, что если эти миллионы людей не погибнут, то многие из них будут приобретены для царства Божьего. Подобные прохристианские законы, законы соответствующие библейским ценностям, неминуемо отразятся на успехе благовествования.
И, наоборот, любой антихристианский закон, закон, противоречащий библейским ценностям — обязательно будет снижать успех Евангелия в обществе. Законы, разрешающие пропаганду гомосексуализма и прочие законы, развращающие общество, увы, будут мешать людям приходить ко Христу. Это будет вести к духовной гибели миллионов людей.
Церкви и каждому отдельному христианину необходимо использовать свои гражданские права, государственные служебные возможности и другие законные способы для противодействия таким порядкам в обществе. И для принятия законов, которые бы приближали общество к библейским стандартам морали. Это не произойдет само собой, без нашего участия. Церковь в современном обществе, как никогда должна уделять внимание использованию гражданских прав для влияния на общество. Такая миссия является очень важной составляющей успеха современной церкви.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по посланию к Галатам - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. С послания к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века, вершина которой описывается в послании к Римлянам, а мощный заключительный аккорд звучит в послании к Евреям. И даже там, где Павел защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не просто ложь иудействующих, а основы их коварной ереси.