О книге Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. С послания к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века, вершина которой описывается в послании к Римлянам, а мощный заключительный аккорд звучит в послании к Евреям. И даже там, где Павел защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не просто ложь иудействующих, а основы их коварной ереси.
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ
1 гл. Павел – Апостол, избранный Иисусом Христом и Богом Отцом
2 гл. Апостольский собор подтвердил истинность Евангелия, проповедуемого Павлом
3:1-18 Семь аргументов в доказательство того, что спасение и общение Святого Духа даётся по вере
3:19-29 Для чего был дан закон
4:1-11 О цели пребывания Израиля под законом: дабы вы, Галаты, могли получить усыновление Божие по вере
4:12–5:12 От богословского спора с иудействующими Апостол обращается теперь непосредственно к Галатам
5:13-26 Любовью служите друг другу, ибо в этом весь закон заключается. Плод Духа.
6 гл. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Считается, что Апостол Павел написал послание к Галатам вскоре после прибытия в Ефес, примерно в 54-56 годах.
Галатия – это страна в центральной области возвышенности Анатолии (современная Турция).[1]
Богослов Алекасандр Павлович Лопухин так рассказывает о Галатийской церкви: "Ап. Павелъ основалъ церковь въ Галатiи во второе свое апостольское путешествiе, после того какъ имъ основаны были (въ первое путешествiе) церкви въ Писидiи и Ликаонiи. Апостолъ началъ проповедь въ Галатiи при неблагопрiятныхъ обстоятельствахъ – больной, но однако дело его здесь было успешно, и Галаты приняли его какъ Ангела Божiя, какъ самого Христа (Гал.4:14,15). (Потомъ) Апостолъ снова побывалъ въ Галатiи, но теперь уже заметилъ въ Галатахъ склонность къ появившемуся тамъ iудаизму и обличалъ за это Галатовъ (Деян.18:22,23; Гал.1:9). Въ церковь Галатiйскую несомненно, какъ главный элементъ, входили обращённые Павлом язычники (Гал.4:9), но тамъ же были и iудеи и прозелиты".[2]
После Иерусалимского собора (Деян.15:1-20; Гал.2:1-9) Апостол Павел посетил галатийскую церковь и увидел, что, несмотря на постановление Собора, несмотря на его наставления, в церкви распространилась ересь иудействующих, стремящихся к отождествлению Христианства с Иудаизмом. Одной из причин этого был состав галатийской церкви: в ней наряду с обращёнными в христианство язычниками, по сути, новообращёнными несведущими в духовных истинах людьми, было большое количество обращённых иудеев – законников хорошо знавших книги Закона и Пророков и поэтому легко завоевавших руководящие посты в церкви. Пока Апостол был там, он успешно изобличал ересь законников и, казалось, достиг успеха в отстаивании истины, но как только он ушёл, притихшие было иудействующие с новой силой взялись за своё лукавое дело и как всякие коварные дельцы начали с того, что оклеветали Павла, объявив, что он не истинный Апостол, а сам услышал благую весть от других. Затем, – обратите внимание на это, – не отрицая напрямую того, что спасение верующим даётся по благодати Христовой, стали учить, что всё же для обретения полноты благодати Божьей язычники должны вступить ещё и в Моисеев завет, то есть принять обрезание и соблюдать закон. И вскоре самоуверенная настойчивость, коварная клевета и ложные обещания иудействующих принесли свои плоды: многие галатийские христиане были вовлечены в их ересь.
Узнав, что Галаты впали в ересь, Павел пишет им послание, где в сердцах восклицает: "О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине? (Гал.3:1)".
На первый взгляд послание выглядит как защита Апостолом Павлом от нападок иудействующих, обрушивших огонь критики на его самого и на проповедуемое им евангелие, так как сначала он пишет о богоизбранности своего Апостольства и что евангелие получил от Самого Иисуса Христа, потом защищает учение, что благодать Божия даруется и иудеям, и язычникам по их вере, а не за соблюдение закона. Но это только на первый взгляд, при более же внимательном, молитвенном изучении послания открывается, насколько сокрушительная для всякой лжи духовная сила заложена в нём. Апостол не защищается, вернее, даже там, где защищает богоизбранность своего служения, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не просто лживость слов иудействующих, а самые основы их коварной ереси.
С послания к Галатам начинается, пожалуй, величайшая духовная брань середины первого века – борьба с ересью иудействующих. Вершиной духовной брани Апостола Павла стало послание к Римлянам, а мощным заключительным аккордом послание к Евреям.
Чтобы представить, насколько страшная опасность нависла тогда над церквями не только Галатии, но и всего языческого мира, приведу комментарий шотландского богослова Уильяма Баркли: "Под огнём критики находились и сам Павел и проповедуемое им евангелие. Если бы эта критика взяла верх, христианство было бы сведено к одной из сект иудаизма и могло бы быть поставлено в прямую зависимость от обрезания и соблюдения Моисеева закона, а не делом благодати. Даже страшно представить себе, что, если бы противники Павла одержали верх и евангелие осталось бы у иудеев, мы, может быть, так никогда и не обрели бы счастья в любви Христовой".[3]
Некоторые читатели могут спросить: "Но теперь-то ведь никто не принуждает нас ни обрезываться, ни соблюдать иудейские обряды, значит, тема послания к Галатам уже не является насущной?" Нет, уважаемые братья и сестры во Христе, это послание и сейчас очень даже насущно, ибо изобличаемая в нём ересь действует и ныне, просто она как хамелеон изменила свою внешнюю форму, но сущность её осталась прежней: она по прежнему уводит христиан от благодати и водительства Святым Духом к упованию на закон и обряды – только теперь на церковный закон и обряды.
Если в вашей церкви люди погрязли в лицемерии и лжи, и никому до этого нет дела, но при этом многие воспаляются гневным осуждением, узнав, например, что кто-то из членов церкви выпьет кружку молока на Страстную седмицу или откажется приносить свои десятины, то разве не вознесены у вас религиозные обряды и постановления выше освящения под водительством Святого Духа? Если вы увидите подобное в вашей церкви, то знайте, что и к вам проникла ересь иудействующих, поразившая в своё время галатийские церкви, просто, повторяю, сейчас она "мутировала", приспособилась к новым внешним условиям.
Спасаемые, не прибавляйте буквы закона к вере во Христа!
Верующие, уповайте не на свою религиозность, а ищите водительства Святым Духом, и Он научит вас, и освятит вас!
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ
1 гл. Павел – Апостол, избранный Иисусом Христом и Богом Отцом
Гал.1:1-4 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего.
Вместо традиционного приветствия, каким Апостол Павел начинает свои послания, здесь он с первых же слов провозглашает перед галатами, что избран на апостольское служение не человеками, а Самим Иисусом Христом (Отец воскресил Сына и Он силен и теперь лично призывать верных на служение) – в результате возникает ощущение, будто он продолжает прерванный на короткое время спор, а не пишет отдельное самостоятельное послание. Но теперь он опирается не только на авторитет своего Апостольского призвания, но и на авторитет всех братий во Христе, находящихся с ним в Ефесе: "И все находящиеся со мною братия". Но заканчивает вступительную часть Павел словами благословения. Благословения, исходящего от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благословения, ибо любовь Божья не оставила галатов даже сейчас, когда они впали в ересь.
Уважаемые братья и сестры во Христе, читая эти стихи, помните, что любовь и долготерпение Божие к верующим, впавшим в ересь, ни в коей мере не распространяются на саму ересь, которая порождена коварством и ненавистью к истине, и по своей сущности враждебна Божьей вести. И далее в послании к Галатам Апостол Павел не только однозначно, но и очень эмоционально будет подтверждать это.
Гал.1:6,7 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
"Переходите к иному благовествованию" – это выражение Апостола Павла на языке оригинала звучит гораздо эмоциональнее, гораздо жёстче, чем оно приведено в Синодальном переводе: так, слово metatithimi, переведённое как "переходить", означает не просто переход к иному богословскому учению, а примыкание к враждебной стороне, а слово eteros, переведённое как "иному", означает не просто иную Божью весть, а ту весть, которая по своей природе вообще не является таковой. Если бы Павел говорил о другой Божьей вести, то он использовал бы слово allos, которое означает другое учение, но одного типа с первым.
Итак, Галаты не просто впали в некое заблуждение, они примкнули к лагерю противников евангелия, стали в один ряд с теми, кто хулит и гонит истинных благовестников Христовых.
Гал.1:9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
Раньше Апостол не проклинал никого, включая и тех, кто бил и убивал его, даже тех, кто терзал Церковь, а этих лжебратий, вкравшихся чтобы поработить нас (Гал.2:4) предал анафеме, то есть вечному отлучению от Бога.
Гал.1:11,12 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
"Я принял его (Евангелие) через откровение Иисуса Христа" – Павел принял евангелие от Самого Иисуса Христа, и это является ещё одним доказательством того, что Иисус истинно воскрес и истинно сейчас пребывает во славе. А то, что проповедуемое Павлом евангелие истинно, подтвердили двенадцать Апостолов (Гал.2:2,9).
Немного отвлекусь от темы послания: интересно, Павел был единственным в истории Церкви, кому Иисус Христос напрямую передал благую весть уже после Своего воскресения и восхищения на Небо, или нет? Хотя в Священном Писании и не рассказывается о других случаях, думаю, что всё же Павел был не единственным.
Гал.1:15,16 Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам.
"Бог, призвавший меня благодатью Своею" – слово "благодать" означает, что Господь Бог избирает человека и призывает его на служение не по заслугам, не по праведности, а исключительно по милости Своей. Следовательно, и наше избрание ни в коем случае нельзя воспринимать как награду, а только лишь как призвание к служению, к определённой работе.
Дополнительно о предопределении Божьем – смотрите комментарии к Иер.1:4,5.
Гал.1:15-19 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.
"Бог благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам" – Апостол Павел свидетельствует о том, что проповедуемое им евангелие было открыто ему Богом. И далее, доказывая истинность своих слов, пишет, что после обращения ко Христу он ни у кого из других Апостолов не учился – просто физически не мог ни у кого из людей научиться евангельской истине, так как ни с кем не общался. Так что обвинения иудействующих, что он якобы не истинный Апостол, а просто один из учеников других – истинных Апостолов, – являются беспочвенными.
"А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу". (Гал.1:20)
2 гл. Апостольский собор подтвердил истинность Евангелия, проповедуемого Павлом
Гал.2:1-9 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться… Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных – ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, – и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным.
"Подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным" – Апостол Павел не говорит здесь напрямую об Иерусалимском соборе, так как цель его не о соборе рассказать, а показать, что Апостолы приняли его и Варнаву, как равных, и, что ещё более важно, признали истинность проповедуемого ими евангелия.
Гал.2:4,5 А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
"Чтобы поработить нас (Церковь)" – чем же те лжебратия могли поработить Церковь? Законом. Они вкрались, чтобы христиан сделать подзаконными и тем оторвать от пребывания во Христе от водительства Святым Духом. А ещё, чтобы через страх перед буквой закона и страх перед их словами – как толкователей буквы закона – подчинить поместные церкви себе.
Гал.2:10 Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Апостолы Иаков, Пётр и Иоанн попросили Павла и Варнаву о сборе пожертвований для Иерусалимской церкви, так как в Иудее в то время был голод.
Такая забота церквей друг о друге лучше всего свидетельствует о единстве их в Господе Иисусе Христе.
Гал.2:11-14 Когда же Петр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски.
"Если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски" – почему, когда пришли братья из Иерусалимской церкви, Апостол Пётр засуетился и стал поступать неправильно? Если бы он придерживался ереси иудействующих, то не стал бы ждать, когда придут братья из Иерусалима, а сразу высказал бы своё несогласие с Павлом, но он сначала был солидарен с ним и, пребывая среди христиан из язычников жил вместе с ними, как и Павел, а потом вдруг…
Причина перемены в поведении Петра объясняется тем, что уверовавшие во Христа иудеи, живя среди своего народа, по-прежнему оставались частью своего народа и соответственно жили по законам своего народа. Поэтому, когда пришли из Иерусалима – его церкви – братья иудеи, Апостол Пётр обратился к своим друзьям иудеям и в результате начал жить так, как жил в Иерусалиме.
Увидев это, Апостол Павел напомнил Петру, что он и в Антиохии присутствует не просто как частное лицо, а как Апостол, поэтому не должен забывать заботиться о верующих, к которым пришёл по воле Божьей. И уж тем более не должен отделяться от них, ибо такое отделение может быть воспринято Антиохийцами ложно, как некая поддержка ереси иудействующих. И действительно, отделившись от антиохийских христиан и примкнув к иерусалимским, Апостол Пётр хотя и косвенно, но дал понять уверовавшим из язычников, что они для него не столь близки, как единоверцы из его народа. Конечно, это не было лицеприятием в полном, негативном смысле этого слова, ибо Пётр не хотел уничижать христиан из язычников, просто друзья из Иерусалима были ему более близки по-человечески. Если бы Апостол Пётр поступил не по душевной привязанности, а по Духу, мудро, то он не стал бы отделяться от Антиохийских верующих к пришедшим друзьям, а, наоборот, познакомил бы их и стали бы они – члены обеих церквей – собираться для прославления Иисуса Христа вместе.
Так что, уважаемые братья и сестры во Христе, приведённое здесь замечание Апостола Павла ни в коем случае нельзя воспринимать, как обвинение Апостола Петра в отступничестве от истины. Апостол Пётр пребывал в истине, так же как и Апостол Павел, просто он на время забыл о своей апостольской миссии заботиться о верующих всегда и везде (у Апостолов не бывает отпусков, по крайней мере, пока они здесь, на земле). И в подтверждение своей мысли приведу слова, ранее сказанные Апостолом Петром: "Сердцеведец Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они. (Деян.15:8-11)".
Гал.2:16-18 Мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Далее Апостол Павел опровергает ещё одну ложь иудействующих еретиков, утверждавших, что если верующие во Христа не обратятся к закону Моисееву, то они будут служителями греха. Нет, отвечает Апостол, если мы пребываем во Христе, то не можем быть служителями греха, ибо если бы это было не так, то тогда Иисус Христос был бы служителем греха, а не Бога. Поэтому, если мы грешим, то поступаем не по вере и делами своими являемся отступниками от Иисуса Христа.
В послании к Галатам Апостол Павел объясняет, почему через познание Иисуса Христа мы перестаём быть служителями греха: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:19,20)".
О том, почему невозможно служить Богу одновременно по закону и по благодати – см. комментарии к Рим.7:6.
Гал.2:21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
И "последним гвоздём" вбитым в учение иудействующих, настаивающих на необходимости жить по закону Моисееву, стал аргумент, что если бы был ещё хоть какой-нибудь путь к спасению кроме спасения по благодати, даруемой через жертву Христову, то разве Отец отдал бы Сына на смерть ради нас? Конечно же, нет. И если бы был ещё хоть какой-нибудь путь к освящению кроме водительства Святым Духом, то разве сошёл бы Святой Дух к нам после вознесения Сына? Конечно же, нет.
3:1-18 Семь аргументов в доказательство того, что спасение и общение Святого Духа даётся по вере
Гал.3:1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?
Начиная с первого стиха Апостол Павел подробно, по пунктам, рассматривает вопросы, относящиеся к спасению и освящению. Но говорит он об этом не как некий отстранённый излагатель истин, а как человек, всем сердцем волнующийся за обращённых во Христа через его благовестие. Он восклицает: "Одумайтесь, Галаты! Ведь если, приняв верой спасение, дарованное вам Иисусом Христом, теперь вы решили достигать Царства Божьего делами своей праведности, то разве таким решением вы не отвергаете свою веру, разве таким решением вы не хулите кровь Христову?"
"Кто прельстил вас не покоряться истине?" – это первый вопрос, заданный Апостолом, на который каждый из Галатов, переживших истинное покаяние и рождение Свыше, мог дать только один ответ: "А ведь Павел прав, я действительно лично пережил явление силы Божьей и лично пережил спасение по благодати Христовой".
Гал.3:2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
"Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" – это второй вопрос, с которым Апостол обращается к Галатам и на который те, кто был рождён свыше, могли ответить только так: "Воистину мы получили Духа через наставление в вере".
Гал.3:3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
Это был третий вопрос, с которым Апостол Павел обратился к галатам.
Теперь, уважаемые братья и сестры во Христе, с подобным вопросом я обращаюсь к тем из вас, кто думает, что стоит в вере во Христа, а на самом деле – не на словах, а на деле – возлагает упование на свою религиозность и на свои гуманитарные дела: "Если раньше, в истинном покаянии придя ко Христу, вы обрели спасение по вере, если по вере получили жизнь и общение Святого Духа, то почему теперь возлагаете своё упование на религиозность и обрядоверие? Неужели вы такие же безрассудные, как те древние Галаты?"
Учтите, в отличие от Галатов, к вам не будет снисхождения Господня, ибо при их жизни ещё не было ни письменного Нового Завета, ни официально утверждённых на Церковных соборах догматов церкви. Так что ныне только ваша духовная лень и ваше духовное безразличие к истине являются причинами того, что начав духом, вы оканчиваете плотью. Не будет снисхождения Господня уповающим на свои дела и свою религиозность!
Гал.3:4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
Это был четвёртый вопрос Апостола Павла к Галатам: "Ради чего вы переносили гонения и страдания за веру, если теперь уповаете на закон?"
Учитывая, насколько рьяно в городах Галатии иудеи гнали Апостолов (Деян.13:50; 14:2,19), учитывая предсказание Апостолов Павла и Варнавы, что верующим во Христа галатам многими скорбями надлежит войти в Царство Божие (Деян.14:22), можно с большой вероятностью утверждать, что вскоре после отшествия Апостолов в Памфилию галатийские иудеи всю свою ненависть обрушили на местных христиан – об этих гонениях за веру и напомнил им здесь Павел.
Христиан гнали за их веру, а не за дела закона – так было тогда, так есть и так будет вплоть до второго пришествия Иисуса Христа.
Гал.3:5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
Апостол Павел задаёт пятый вопрос Галатам. А ведь, действительно, ни при Енохе, ни при Ное, ни при Аврааме, ни при Моисее, ни при Иисусе Навине, ни при пророках, ни при земной жизни Иисуса Христа, ни позже – никогда Господь Бог не являл чудес и знамений за чьи-то дела закона – всегда по вере людей Божьих. Да и сами Галаты были свидетелями чудес и знамений, явленных Апостолами, – всё это, – говорит Павел, – мы совершили по вере, а не через дела праведности.
Гал.3:6,7 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Далее Апостол Павел приводит ещё один аргумент в пользу того, что спасение мы получаем по вере, а не по делам закона: он упоминает Авраама, которому Господь Бог вменил праведность по вере его. Закона в то время ещё не было, он был явлен через Моисея четыреста тридцать лет спустя (Гал.3:17).
Так же и теперь, вера, и только вера является условием правильных взаимоотношений с Господом Богом – это условие действует для всех потомков Авраама – и для потомков по плоти, иудеев, и для потомков по вере во Христа, независимо от их национальной принадлежности.
"Итак, верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. (Гал.3:9,10)" – к такому заключению Апостол Павел подводит читателей с помощью вышеперечисленных вопросов.
Дополнительно – см. комментарии к Иак.2:20-24; Рим.4:3,4.
Гал.3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Как бы предвидя вопрос Галатов-иудаистов: "Если нельзя веру заменить законом, то может быть их каким-то образом можно объединить?" – Апостол Павел отвечает категорическим отказом: "Нет, ибо закон не по вере". Не по вере, потому что всякий надеющийся на закон возлагает упование на себя, на свои дела праведности, а не на милость Господню.
Но если кто желает воскреснуть и достичь Царства Небесного через закон, то есть своими силами, своей праведностью, пожалуйста, можете попробовать, но знайте, что до сих пор никому из людей такое не удавалось. Только Иисус Христос исполнил закон во всей его полноте, но и Он исполнил закон не по плоти, а по духу – силой Святого Духа, то есть, то есть по вере. Так что и Сам Иисус Христос воскрес и восшёл в Царство небесное не по закону, а по вере в обетование Божье, ибо обетование было дано Ему, как семени Авраама, намного раньше, чем появился закон Моисеев.
"Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию". (Гал.3:18)
Это уже седьмой аргумент в пользу того, что все, в том числе и Иисус Христос, воскресли и были вознесены в Царство Небесное не через дела закона (хотя Иисус и исполнил закон), а по Божьему обетованию, то есть, по вере.
3:19-29 Для чего был дан закон
Гал.3:19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
"Для чего же закон?" – закон был дан, чтобы показать людям, насколько они греховны, так как посредством закона выявляются грехи. И второе, для чего был дан закон, это чтобы люди увидели, что своими силами они не могут достичь святости и праведности требуемой Богом и, увидев, осознали нужду в Спасителе и с упованием ожидали Его прихода. Теперь же, после пришествия Иисуса Христа, Святой Дух действует в сердцах верующих по благодати Божьей.
"Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними". (Евр.10:1)
К вышесказанному добавлю слова блаженного Фиофилакта Болгарского: "Прекрасно также сказано: "дан после", чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим. Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нём благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение?".[4]
Далее Апостол Павел пишет: "Закон преподан через Ангелов, рукою посредника". Уважаемые читатели, вы когда-нибудь задумывались над вопросом: почему закон был дан Богом не напрямую, а через Ангелов да ещё рукою посредника? До этого Господь Бог заключил завет с Авраамом напрямую, и позже, с Церковью, тоже заключил завет напрямую, а тут посредничество и даже нескольких лиц...
Считаю, что в данном случае основной причиной необходимости посредников является форма этого, назовём его, нормативно-правового акта: закон был двухсторонним соглашением: с одной стороны Господь Бог дал обещание, что введёт Свой народ в землю обетованную и что всякий исполняющий закон будет благословлён Им, а с другой стороны, народ Израиля обязался исполнять закон. А при заключении двухстороннего соглашения обязательно должны быть посредники (в данном случае со стороны Бога посредниками были Ангелы, а со стороны народа Израиля – Моисей).
Сразу же хочу уточнить разницу между понятиями "посредник" и "уполномоченный представитель", чтобы вы не впали в заблуждение. Посредник – это лицо, оказывающее некоторые строго ограниченные услуги при заключении договора между двумя сторонами, например, свидетель при заключении сделки (нотариус) или тот, кто передаёт условия этой сделки от одной стороны другой (курьер). А уполномоченный представитель – это законный представитель одной из сторон, имеющий полномочия заключать договора от её имени, например, директор организации. Так что ни Ангелы, ни Моисей не были уполномоченными представителями сторон. Ангелы априори не могли бы уполномоченными представителями Бога, так как являются Его посланниками, а Моисей не имел никакой административной власти в Израиле (законными представителями народа были старейшины, а потом, после принятия закона, ещё первосвященник Аарон и левиты).
Закон принимал народ Израиля: "И пришёл Моисей (с горы Синай) и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донёс Моисей слова народа Господу. (Исх.19:7,8)".
Кстати, если помните, Моисей ведь не вошёл в землю обетованную, – все вошли, а ему Господь лишь показал её. Обычно проповедники так объясняют причину: он не вошёл из-за того, что согрешил, и по своему неверию. Но, согласитесь, он ведь не был ни грешнее других израильтян, ни более неверующим, чем они, так что причина здесь в другом – в том, что Моисей был посредником, а не одной из сторон, заключивших завет. А посредники, как я уже отметил выше, не участвуют в договоре, и, следовательно, не имеют права пользоваться его благами. Что же касается греха Моисея, так из-за него он умер.
В случае же с Авраамовым заветом или с Новым заветом Господь Бог не договор заключал, а давал обещание от Себя, а там где обязательство берёт на себя только один, там посредник не нужен, достаточно слова завещателя. А Господь Бог не просто дал обещание, а ещё и поклялся, как сказано в Писании: "Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. (Евр.6:13)".
И ещё, говоря о ветхости закона и преимуществе Авраамова завета и Нового завета, Апостол Павел ни в коем случае не имел в виду, что Господь Бог к закону относится менее ответственно, чем к заветам: Божье слово нерушимо во всех случаях, просто закон дан до времени, – до той поры, пока есть грех, – а заветы навсегда.
Гал.3:21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона.
"Если бы дан был закон, могущий животворить…" – уповающий на закон никогда не сможет стать духом животворящим (1Кор.15:45), даже исполнив закон, человек так и останется душою живущею (1Кор.15:45). Если бы это было не так, то Иисус Христос не умер бы на кресте, ведь он был безгрешен, но Иисус Христос умер как душа живая, а потом, на третий день, воскрес уже как дух животворящий. Воскрес силой Святого Духа, поэтому мы можем сделать вывод, что живя во плоти, Он не только исполнил закон во всей его полноте, но ещё и прожил Свою жизнь по вере, потому что именно по вере Он воскрес в прославленном теле.
Итак, жизнь вечную невозможно приобрести от написанной буквы закона, её можно принять лишь от Того, кто имеет её в Себе – от Господа Бога.
"Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса". (Гал.3:24-26)
Дополнительно – см. комментарии к Рим.5:20,21.
Гал.3:26-29 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Объяснив, насколько коварна и губительна для духовной жизни Галатов ересь иудействющих, призывающих их жить по букве закона, а не по Христовой благодати (невозможно одновременно жить по букве закона и под водительством Святого Духа), Апостол Павел напоминает галатийским христианам наследниками какого обетования они стали по вере в Иисуса Христа: "Ибо все вы сыны Божии".
Живя по вере в Иисуса Христа, Галаты являются также наследниками и завета, данного Аврааму, ибо обетование завета было дано Семени Авраама, а не всем его потомкам по плоти. Семя Авраама – это Иисус Христос (Гал.3:16). А так как Церковь является Телом Христовым, значит, христиане являются наследниками обетования данного Аврааму.
В дополнение приведу комментарий А.П. Лопухина: "По вере во Христа Iисуса – переводъ неправильный, потому что после слова piseos (веры) должно бы стоять слово Christou Iisou (род. пад.), а не en Chrsto I. Правильнее считать выражение en Chr. Iis. самостоятельнымъ, независимымъ отъ выраженiя ech piseos, и всё выраженiе передать такъ: "чрезъ веру вы сделались сынами Божiими, и вы остаётесь такими, пока находитесь во Христе".[5]
Итак, живя по вере, мы являемся наследниками не только Нового завета, данного нам в Иисусе Христе, но и Авраамова завета, ибо Иисус Христос является наследником Авраамова завета, будучи семенем Авраама. А уповающие на закон – на своё законопослушание или на свою религиозность, наоборот, лишают себя наследства и в Новом завете, и в Авраамовом завете.
4:1-11 О цели пребывания Израиля под законом: дабы вы, Галаты, могли получить усыновление Божие по вере
Гал.4:1,2 Ещё скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].
"До срока, отцом назначенного" – здесь можно спросить, почему первое пришествие Иисуса Христа произошло именно тогда, когда оно произошло, а не раньше, например, не сразу же после Иисуса Навина, или сразу же после царя Давида? Апостол Павел не даёт развёрнутого ответа на этот вопрос, а ограничивается лишь кратким пояснением: "Когда пришла полнота времени (Гал.4:4)". Дословно слово pliroma, переведённое как полнота, означает: "наполнение, то, что наполняет содержимым", то есть пришествие Иисуса Христа произошло тогда, когда исполнилось всё, что должно было произойти до Его пришествия.
Немного отступлю от темы послания к Галатам, и постараюсь более подробно ответить на вопрос: "Почему Израилю, прежде чем свершилось первое пришествие Иисуса Христа, пришлось последовательно пройти период рабства, Исход и сорокалетнее хождение в пустыне, период судей, период царей и период пророков?".
Началась история народа Израиля с того, что через действенную веру Авраама Господь Бог явил жизнь в его сыне, Исааке (он был зачат и рождён не по силе плоти Авраама и Сарры, а по их вере). Потом вера Авраама в то, что Бог силен воскресить даже мёртвых, была испытана на горе Мориа (Быт.22:2-18). И в результате через Авраама взаимоотношения между Богом и человеком вышли на новый уровень: теперь за дело веры одного человека Господь Бог мог распространить благословение на многих его потомков (Быт.22:18).
Потом был Исаак, Иаков, двенадцать сыновей Иакова и четырёх вековой период Египетского рабства.
Рабство.
Рабство!
Рабство. Считаю, что в контексте послания к Галатам об этом периоде в жизни израильтян нужно поговорить более подробно.
Изначально, когда сыны Иакова вместе со своим отцом пришли в Египет, они были свободными, гордыми людьми и скорее умерли бы в борьбе за свободу, чем допустили хоть какое-то насилие над собой или своими близкими. Так было сначала, но прошло четыре века, и их правнуки не просто оказались в рабстве, а стали самыми презренными рабами в Египте.
Попробую разобраться, почему так произошло. Когда сыны Иакова пришли в Египет, они увидели, что все египтяне, кроме жрецов, юридически являются рабами фараона. Все были рабами, но, – обратите на это внимание, – при этом по сравнению с вольными кочевниками многие из них жили хорошо, главное, стабильно, а некоторые были даже очень богатыми, имели своих рабов и свои дворцы. Шло время, и дети и внуки сынов Иаковлевых, которые родились в Египте, уже не знали другой формы взаимоотношений в государстве, и рабство уже считали всеобщей нормой, – всеобщей, значит, и для них. Постепенно и они все стали рабами (причём, учтите, в исторических документах нет свидетельств, что кто-то их завоёвывал, принуждал к этому). Поначалу рабство не особенно тяготило евреев, но с каждым поколением гнёт фараона, да и остальных египтян, становился всё более тяжким: евреи превратились в изгоев, которым поручали самую грязную и тяжёлую работу, а потом и вообще велели убивать своих новорождённых сыновей – топить их в реке Нил. И они топили, – плакали, но покорно продолжали топить своих сыновей. С полным основанием можно утверждать, что в тот период евреи достигли дна своего рабского состояния, превратились не просто в рабов, а в безвольных изгоев, покорно бредущих в погибель.
Если бы гордым и вольнолюбивым сынам Иакова, пришедшим вместе с отцом в Египет, сказали, что их правнуки будут рабами у египтян, будут по целым дням возиться в грязи ради скудного пропитания, а потом их ещё и принудят своими руками топить в Ниле своих новорождённых сыновей, то, уверен, они не поверили бы этому. Ужаснулись бы и не поверили. Но прошло четыре столетия, и худшее случилось, и что поразительно, никто из правнуков Иакова не возмущался, не поднимал восстания против изувера фараона, никто не сказал, что лучше умереть в борьбе за свободу, чем так позорно жить…
Почему Господь Бог допустил сынам Авраама, Исаака и Иакова дойти до такого состояния? Почему Бог допустил так ожесточиться сердцу фараона против людей, которым предопределил стать Его народом? Причина этому может быть только одна: всё это Господь Бог допустил пережить израильтянам, чтобы они возжаждали освобождения и воззвали к Богу об освободителе. Всё это Господь Бог допустил, чтобы Моисей, придя, смог вывести из рабства целый народ – шестьсот тысяч семей, – а не горстку свободолюбивых энтузиастов (если бы не было гонений, то евреи сказали бы: нам и здесь хорошо, и остались в Египте).
Итак, Израиль вышел из рабства не как горстка людей, не как одно семейство, а как народ. Но и обретя свободу, многие, – да что многие, почти все из тех, переживших ужасы рабства – при первых же трудностях начали роптать на своего освободителя и мечтать о прежней рабской жизни. Почему они мечтали о Египте – разве им там хорошо жилось? Нет, плохо, очень плохо жилось, но там, они знали, что будут делать из самана кирпичи и за это получат свою похлёбку. Здесь же, в пустыне, они были окружены неведомым, никакой стабильности в жизни – оставалось только уповать на Бога.
Сорок лет пришлось Моисею водить выведенных им рабов по пустыне, чтобы не они, а их дети – не знавшие рабства, но познавшие благодать водительства Божьего, дети, смогли войти в землю обетованную.
Почему физически евреи добровольно приняли рабство? Почему освободившись из рабства, они так и остались в душах своих рабами? Постараюсь ответить на эти вопросы. Начну по порядку: скажи слово: "рабство", и у многих в сознании возникнет картинка: изнурённые рабы на поле и надсмотрщики с плетью – это стереотип, и он не отражает глубинной сути понятий: "рабство и раб". Сущность рабства не в том, какой труд выполняет раб: он может работать, например, менеджером и сидеть в хорошем офисе или даже писать книги. Сущность рабства в том, что не раб, а его господин решает, что тому нужно делать, как ему жить, то есть если формально, то господин берёт всю ответственность за жизнь раба на себя, но это формально, на словах, а на самом деле, всё наоборот: раб живёт и трудится для того, чтобы его хозяину жилось лучше.
Не путайте рабство с трудом наёмного работника. Работник выполняет только лишь оговорённую в трудовом договоре работу, за условленную с работодателем плату, а, как и где он живёт – это его дело.
Освобождение от принятия решений, от ответственности за себя – вот что влечёт людей в рабство. За иллюзорные и, как правило, лживые обещания освобождения от ответственности за свои поступки, от ответственности за свою жизнь, люди отдают свою реальную свободу и независимость. Иллюзорные обещания, потому что Бог сказал: каждый по своим делам судим будет. Конечно, сначала рабы осознают, что они утратили свободу (пусть не на все двадцать четыре часа, а лишь на часть суток) и тяготятся этим, но со временем не только привыкают к своему положению, но даже начинают испытывать удовольствие от того, что другие за них всё решают – хорошо ли, плохо, но другие. И на этой стадии рабство становится глубинной душевной сущностью рабов: они уже начинают отождествлять себя со своим рабским положением, как с нормальным состоянием для них и подобных им (они уже согласны с тем, что есть люди свободные, есть хозяева и есть они – рабы). Постепенность закабаления – вот в чём ловушка рабства, в которую многие попадают.
Но вернусь к этапам в истории Израиля.
В пустыне, на горе Синай Бог дал через Моисея народу Израиля заповеди и закон. Закон стал базовой основой взаимоотношений с Господом на следующие шесть с половиной веков. Хотя, если быть точным, эти основанные на законе взаимоотношения людей с Богом не утратили своего значения до сих пор ни для кого, кроме Церкви Христовой.
Далее в истории Израиля последовал период судей. Священное Писание рассказывает нам, как в этот период израильтяне, отпадая и снова обращаясь к Богу, познавали, что только став единым народом, подчинённым Господней державной силе, они смогут жить и выживать во враждебном окружении язычников. Медленно и трудно постигал Израиль сии внешне простые, но очень сложные в практическом воплощении истины, но благодаря Божьему долготерпению и Божьей милости всё же смог их постичь, и в результате не только выжил, как народ, но и сформировалось национальное государство евреев.
Наступил период царей, и уже при первых царях Израиль стал великой и богатой державой. В этот период, кажется, уже были созданы все условия для прихода обетованного Богом Мессии, так как уже было, к кому Он мог прийти (народ был отделён от язычников и через завет и закон, пусть формально, но стал народом Божьим). Но ни в царствование Давида, ни в царствование Соломона Иисус Христос не пришёл к Своему народу. Не пришёл, потому что тогда ещё не исполнилась полнота времени: израильтяне лишь внешне отделились от язычников, а в сердцах своих по-прежнему оставались рабами язычников, и, как следствие этого внутреннего рабства, идолопоклонниками. Мессия же должен был прийти не просто сынам Иакова по плоти, а к потомкам Авраама по вере, ищущим истину Божью, и готовым верой принять Его, как Спасителя.
Видя духовное бессилие и даже отступничество левитского священства, Господь Бог стал воздвигать в народе Своих пророков. По призыву Божьему они научали, обличали и освящали словом истины народ. Но, как показала история, даже после многих веков Божьей подготовки, мало, очень мало нашлось в народе Израиля тех, кто поверил в Мессию, когда Он пришёл.
Для чего я сделал это отступление от темы послания к Галатам? Отнюдь не ради удовлетворения чьего-то любопытства, а для того, чтобы взглянув на прошлое глазами Творца, вы увидели, что существуют духовные законы, по которым движется наш мир. И познавая эти духовные законы, научались применять их в жизни, в первую очередь, анализируя то, что вы видите в вашей поместной церкви. Научались рассуждать своим умом и видеть своим сердцем, а не слепо доверять каждому слову своих пастырей и учителей, забыв, что они тоже люди и могут ошибаться.
Теперь вернусь к посланию к Галатам.
В предыдущей главе Апостол Павел представил множество аргументов в доказательство того, что закон порабощает, а водительство Святым Духом ведёт нас к познанию Иисуса Христа и делает наследниками как Нового, так и Авраамова завета. А закон, – закон является детоводителем ко Христу.
Гал.4:3-5 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
"Так и мы, доколе были в детстве…" – говоря "мы", Апостол Павел подразумевает в данном случае христиан не из язычников, а из подзаконных (Гал.4:5), следовательно, он всё ещё продолжает свой спор с иудействующими законниками.
"Дабы нам получить усыновление" – подумайте только, от какой благодати отказались иудествующие еретики – от Божьего усыновления во Христе! И всё это ради чего? Ради того, чтобы оставаться в рабстве у закона. Ладно бы сами оставались рабами – это их дело, – но они ведь пытаются поработить закону уверовавших в Иисуса Христа язычников.
Гал.4:6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
А чтобы мы, верующие в Иисуса Христа, не сомневались в том, что обрели Божье усыновление во Христе, Бог Сам засвидетельствовал нам об этом, послав Святого Духа, Который, пребывая в нас, уже от нашего имени обращается к Богу: "Авва, Отче". Какое ещё свидетельство о преизбыточествующей Божьей любви и благодати к вам, верующим в Иисуса Христа, ещё нужно? Бог Сам засвидетельствовал, а вы, как безумные, поверив подстрекателям, ухватились за закон и уповаете на то, чем должно вам быть судимыми пред Богом!
Некоторые читатели могут спросить меня: "А как быть тем, кто считает себя верующим, но не имеет в себе Святого Духа и не слышат Его гласа? Как им увидеть, что они обрели Божье усыновление?" – На вопрос отвечу вопросом: "А почему вы решили, что они обрели спасение в Иисусе Христе и Божье усыновление, может они просто религиозные люди, старающиеся жить по Божьим заповедям?" О том, что рождённые Свыше слышат голос Святого Духа и могут быть водимы им, не я, а Иисус Христос сказал: "Дух (Божий) дышит, где хочет, и голос его слышишь: так бывает со всяким, рождённым от Духа. (Ин.3:8)". И Апостол Павел писал об этом: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим.8:9)".
Гал.4:8 Не знав Бога, вы служили богам, который в существе не боги.
Галаты служили Зевсу, Гермесу (Ермию) и другим идолам – всё это была пустая религия и обман, который не мог дать ни спасения, ни жизни с Богом (не говорю уже о Божьем усыновлении), но люди ведь верили в своих идолов.
Гал.4:9,10 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
"Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам?" – ладно, пишет Апостол Павел, до уверования в Иисуса Христа вы не знали истины, поэтому и верили в ложь, но как объяснить то, что ныне, познав истину, опять возвратились ко лжи? Пусть эта новая ложь облачена в одежды библейского закона, но от этого она ведь не перестала быть ложью, уводящей от веры в Иисуса Христа?
Апостол не нашёл никакого объяснения отступничеству Галатов от веры и, как последний аргумент, взывает к ним: "Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. (Гал.4:12)" – другими словами: "Освободитесь от закона, как я освободился от него, потому что после моего обращения я не живу более под игом закона". А ведь Павлу, в отличие от язычников Галатов, было от чего отказываться, когда он возлагал упование на благодать Христову: он имел всё, что закон мог дать ему, как израильтянину.
"Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере". (Фил.3:7-9)
4:12–5:12 От богословского спора с иудействующими Апостол обращается теперь непосредственно к Галатам
Гал.4:13-17 [Хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? (Иудействующие) ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
Теперь Апостол Павел обращается к тем Галатам, в сердцах которых иудействующие еретики сумели посеять своё злое семя сомнения в полноте Христовой благодати. Апостол предостерегает верующих, что увивающиеся вокруг них обольстители действуют коварно. Он подобрал точное яркое слово: "ревнуют", чтобы показать насколько упорно и страстно иудействующие добиваются Галатов, стремясь покорить их сердца себе, чтобы следовали за ними, а не за Господом Иисусом Христом.
Гал.4:21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
"Разве вы не слушаете закона?" – разве вы не читали того, о чём написано в Законе (в Библейских книгах по иудейской классификации именуемых Законом)? Спросив, дальше Апостол Павел напоминает Галатам про Авраама и его сынов (Быт.16:15; 21:2,3,10), что один был от рабы, а другой от свободной, и поясняет, что это были прообразы для нас.
"Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства". (Гал.4:31-5:1)
Братья и сестры во Христе, задумайтесь над тем, о чём здесь сказал Апостол Павел, и хорошо запомните истину: вы можете быть сынами либо рабыни (закона), либо свободной (Божьей благодати по вере), но одновременно быть сынами и той и другой вы не можете.
Дополнительно – см. комментарии к Ис.54:1.
Гал.5:2-5 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Ещё свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
Тем, кто надеется на свою праведность, не будет никакой пользы от Христа, ибо нельзя уповать одновременно и на свою праведность, и на праведность, которая обретается через веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Также и Святой Дух не будет назидать вас и вести, чтобы вы обрели святость Божию, если вы возлагаете упование не на Него, а на свои силы – на своё понимание и исполнение закона.
Гал.5:7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
Чтобы представить, насколько эмоциональнее Апостол Павел обращается к Галатам в своём послании, чем мы это видим в Синодальном переводе, приведу комментарий православного богослова Александра Павловича Лопухина: "Увещанiя Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русскiй второй половины 7-го стиха, который не соответствуетъ греческому тексту. Именно после словъ "остановилъ васъ" нужно поставить знакъ вопроса, и такимъ образомъ получится отрывочное предложенiе: "Кто остановилъ васъ (на вашемъ добромъ пути)?" Затемъ следующее предложенiе – тоже отрывочное: "Истине (т.е. Евангелiю) не покоряться?" Апостолъ выражаетъ удивленiе, какъ это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину".[6]
Столь эмоциональное обращение нельзя отнести к особенностям характера Павла: причина в том, что он во всей полноте видел и понимал, насколько коварна и губительна для верующих ересь иудействующих. Поэтому, предостерегая Галатов, которые не просто терпимо восприняли в своих церквях ересь иудействующих, а горячо поддержали её, он пишет: "Берегитесь, малая закваска заквашивает всё тесто".
"О, если бы удалены были возмущающие вас!" (Гал.5:12)
5:13-26 Любовью служите друг другу, ибо в этом весь закон заключается. Плод Духа.
Гал.5:13,14 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
"Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" – до сего времени Апостол Павел настойчиво выступал против иудействующих законников, и видя это, Галаты могли подумать, что он отрицает не только ересь упования на закон для оправдания пред Богом, но и вообще закон Божий, как таковой. Поэтому, предвидя могущее возникнуть недоразумение, Павел поясняет духовную суть закона: она в любви.
Затем, определив суть Божьего закона, Апостол Павел показывает, что религиозный фанатизм, который иудействующие еретики насадили в галатийских церквях, не только ничего общего не имеет с духовной сутью закона, но и отвергает её: "Друг друга угрызаете и съедаете. (Гал.5:15)".
Дополнительно – см. комментарии к Рим.13:10.
Гал.5:16-18 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
"Если же вы духом водитесь" – для того чтобы исполнять Божью волю – именно Божью, – мало уничижить свою гордыню и отказаться от своих целей. Для того чтобы исполнять Божью волю, нужно быть способным слышать её от Святого Духа и всем сердцем доверяться мудрости и благости Бога. Доверяться Духу, несмотря на то, что наше "я" зачастую противится Его воле, а наш плотский разум воспринимает то, что по духу, как безумие. Так, например, пророку Исаие для того чтобы он смог донести до народа слово Божье, нужно было не просто отвергнутся себя, а, услышав повеление от Святого Духа, пойти и, хотя и в прообразе, но лично пережить то, о чём ему предстояло пророчествовать, и только потом он, получив слово от Бога, смог донести его народу во всей глубине и истинности.
"В то время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведёт царь Ассирийский пленников". (Ис.20:2,3)
Гал.5:19-21 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Предлагаю рассмотреть это список более внимательно, потому что губительно для души относиться к нему пренебрежительно: вспомните предупреждение Апостола: "Поступающие так Царствия Божия не наследуют".
Итак, указанные грехи:
-- Прелюбодеяние – это нарушение супружеской верности.
-- Блуд – любые незаконные сексуальные отношения, разврат, проституция.
-- Нечистота – порочность или аморальность в поведении.
-- Непотребство – бесстыдство, похотливость, безнравственность.
-- Идолослужение – греческое слово eidololatria означает не только поклонение идолам, но и любостяжание (Кол.3:5).
-- Волшебство – греческое слово farmakeia означает не только колдовство, но и чародейство, и магию с вызыванием духов, и всё подобное этому.
-- Вражда – считаю необходимым пояснить суть этого слова: вражда – это не просто чувство взаимной неприязни или даже взаимной ненависти, а действия, направленные против человека, которого вы невзлюбили.
-- Ссоры, распри – Апостол Павел ссоры и распри перечислил как разные грехи, – почему? В русском языке это близкие понятия, а в греческом слово, переведённое, как распри, означает не только ссоры, а интриги, честолюбие, любопрение и сварливость.
-- Зависть – в это понятие входит так же и беспочвенная ревность. Иоанн Златоуст назвал зависть страшнейшим из грехов, ибо с врагом можно примириться, а как угасить зависть в ближнем своём?
-- Гнев – здесь речь идёт именно о вспышках гнева, об агрессивности человека.
-- Разногласия – расколы среди братьев. Не путайте понятия разногласие и разномыслие (1Кор.11:19) – разногласие возникает там, где коварство и интриги, а разномыслие там, где свобода открыто высказывать своё мнение, делиться своими мыслями.
-- Ереси – здесь подразумевается не только ложное религиозное учение, но и создание сектантской духовной атмосферы в поместной церкви.
-- Ненависть – это деструктивное чувство враждебности или отвращения, ненависть не обязательно вытекает в реальные физические действия, но на душу ненавидящего она влияет разрушительно в любом случае.
-- Убийства – тут пояснения не нужны, и так понятно.
-- Пьянство – здесь нужно чётко разграничивать, где пьянство, а где просто употребление вина. Пьянство связано с желанием человека напиться, "затуманить" алкоголем свои мозги, не говорю уже об алкогольной зависимости.
-- Бесчинство – это грубое нарушение норм общественного поведения, например, попойки, шумное гулянье (Рим.13:13).
Братья и сестры во Христе, хочу обратить ваше внимание на то, что среди перечисленных Апостолов Павлом грехов, есть не только те, которые могут быть вскрыты другими людьми, например, прелюбодеяние, пьянство, убийство или бесчинство, но и те, о наличии которых в вас посторонние могут никогда не узнать. Но не обманывайтесь, если удалось скрыть свои греховные сердечные устремления от людей: вы сами и Господь Бог о нём ведь знают.
Итак, если вы будете упорствовать хоть в одном из перечисленных грехов, то не обманывайтесь, – не помогут вам войти в Царство Небесное ни крещение, ни причастия, ни соблюдение религиозных обрядов. Тут поможет только искреннее раскаяние и покаяние.
Гал.5:22,23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Закон не требует, чтобы в нас пребывал плод от Святого Духа, но без плода духа мы не сможем исполнять волю Божью.
Плод духа, это:
-- Любовь – сила любви, даруемая от Бога (греч. "Агапэ").
-- Радость – сердечный восторг от принятия Божьей любви.
-- Мир – чувство внутреннего покоя, безопасности, надёжности когда, осознаёшь не только умом, но и сердцем, что любим Тем, Кто превыше любых обстоятельств.
-- Долготерпение – выдержка, на которую человек способен только в отношении к тому, кого любит.
-- Благость – доброта, как дело любви.
-- Милосердие, как плод Духа – это не просто подача милости (быть милостивым человек может и сам по себе), – это нежность любви, принятой вами от Бога (Агапэ).
-- Вера, как полное доверие любви Божьей.
-- Кротость – опять же, не внешняя кротость, а сдержанность, проявление мягкости любви Божьей в вас.
-- Воздержание, самообладание – как победа любви Божьей в вас.
Плод духа включает в себя внутреннюю суть человека (вера, кротость, воздержание), его взаимоотношения со Христом (любовь, радость, мир) и его взаимоотношения с людьми (долготерпение, благость, милосердие). Плод духа ничего не даёт вашей гордыне, ничего не даёт для удовлетворения ваших похотей, наоборот, только отрекшись от себя, вы сможете взрастить в себе плод духа, исходящий от Бога.
Уважаемые братья и сестры во Христе, плод духа – это духовная любовь, дарованная нам от Святого Духа, Его радость, Его мир, поэтому вы не можете самостоятельно выработать в себе ни одну из черт плода духа, как бы ни упражнялись в аскетизме и религиозности.
Гал.5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Тех, кто продолжает упорствовать в своём грехе, хочу спросить: "Что бы вы сказали о своём любимом грехе стоя перед крестом Христовым? Может, стали бы уговаривать страдающего Иисуса, чтобы Он ещё потерпел, ещё повисел на кресте, пока вы наслаждаетесь своим грехом, ведь он так люб вам?". Думаю, что никто не дерзнул бы так разговаривать с Иисусом Христом, зная, что именно ваш грех пригвоздил Его к кресту. Наверняка вы сразу же возненавидели бы грех и в покаянии отвергли его. Помните, любой ваш грех абсолютно нечестив!
"Если мы живём духом, то по духу и поступать должны". (Гал.5:25)
Гал.5:26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
"Не будем друг другу завидовать" – выше я уже упоминал, что Иоанн Златоуст назвал зависть наибольшим из грехов, приведу цитату из его книги: "Зависть мыслит зло на людей, нисколько их не обидевших. Это – доказательство крайней злобы. Такие люди, нося личину дружбы, тайно возжигают огонь. Они нечестивее всех и беззаконнее даже прелюбодея и разбойника. Так Саул умертвил уже Давида, хотя и не осуществил этого на деле. Безумие завистников произвольно, следовательно – зависть хуже одержимости бесом".[7]
6 гл. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
Гал.6:1 Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
"Вы, духовные" – здесь Апостол Павел имеет в виду всех рождённых Свыше верующих способных услышать Святого Духа, а не только достигших духовной зрелости.
"Исправляйте такового в духе кротости" – слово, переведённое здесь, как кротость, в древнегреческом оригинале имеет более направленное к тому, кого исправляете, значение: "мягкость, сдержанность, спокойствие", то есть, исправляя согрешившего, исправляйте его так, чтобы исправить (отремонтировать), а не осудить и наказать. Будьте мудрыми в этом очень ответственном служении, поэтому, прежде чем браться за исправление впавшего в грех, сначала в молитве узнайте у Святого Духа, как его осуществить не просто теологически правильно, а совершенным образом. Помните, что там, где дело касается чужой души, нужно быть особенно осмотрительным, ибо действуя не мудро, даже при благих намерениях легко навредить.
Гал.6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Под бременами Апостол подразумевает не только бытовые трудности и нужду ближних, даже, скажу, не столько бытовые трудности, сколько духовные тревоги и заботы братьев и сестёр по церкви, особенно во время испытаний.
Гал.6:3-5 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело… ибо каждый понесёт своё бремя.
Заповедав верующим духовно заботиться друг о друге, Апостол Павел тут же предостерегает, чтобы мы, помогая другим, не вздумали превозноситься пред ними. Даже в мыслях своих не превозносились, ибо если мы думаем, что их испытания легки, то другие так же думают и о нас, что ваши испытания легки, хотя вам они кажутся сложными и труднопреодолимыми. Помните, как в поговорке: "Чужую беду руками разведу, а к своей и ума не приложу"?
Гал.6:4-9 Каждый да испытывает своё дело… Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.
Даже если сейчас вы и не видите в себе плодов духа, даже если сейчас вы и не слышите благодарности от тех, о ком позаботились – не унывайте, ибо Господь Бог всё видит и всё оценит. Главное, пребудьте с Ним, а награда... если здесь не увидите тленной награды, так потом увидите гораздо лучшую – нетленную.
Гал.6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Многие проповедники (особенно протестантские) любят цитировать этот стих. Спору нет, верующие действительно должны материально поддерживать своих церковнослужителей, но при этом не нужно впадать в крайность – не нужно обделять себя и свою семью, неся последнее пастырю в церковь, если видите, что он живёт намного лучше вас.
"Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность". (2Кор.8:13,14)
Гал.6:11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
Приведу комментарий из Толковой Библии А. П. Лопухина: "Апостолу хотелось, чтобы Галаты какъ можно яснее представляли себе его лицо. Поэтому онъ, въ противность своему обыкновенiю – пользоваться при написанiи посланiй услугами писцовъ, которымъ онъ диктовалъ посланiя, теперь взялся за перо самъ и написалъ довольно дольшое посланiе и притомъ очень большими буквами (как много – точнее: "какими большими письменами" pilikois grammasin). Почему онъ писалъ "большими письменами" – неизвестно. Можетъ быть, онъ плохо виделъ и у него болели глаза".[8]
Гал.6:12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.
"Чтобы не быть гонимыми за крест Христов" – вот, оказывается, ещё какими мотивами руководствовались иудаисты, когда внедряли в церквях закон и обрезание – так они юридически превращали Христианство в одно из течений Иудаизма, а быть иудеем в середине первого века было безопасно, так как эта религия была узаконена в Римской империи.
Спору нет, хорошо, когда вас не подвергают репрессиям за исповедание своей веры, но… дело в том, что спасение во Христе никто и никогда не сможет заменить ни своими жертвами, ни религиозностью, а водительство Святым Духом никогда не вместится в "детское ложе" закона.
"Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (новое духовное творение)". (Гал.6:15)
Гал.6:16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
К этому стиху приведу комментарий А. П. Лопухина: "И Израилю Божiю, т.е. истинному Изарилю, который, действительно, можетъ называться народомъ Божiимъ. Подъ этимъ Израилемъ всего естественнее разуметь христианъ изъ iудеевъ, въ которыхъ продолжаетъ свою жизнь Израиль какъ народъ Божiй (Рим.9:27-29; 11:1-8; Фил.3:3, сравните толкованiя Ефрема Сирина, Амвросiаста, которые именно такъ понимали это выраженiе)".[9]
Гал.6:17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём.
Современный перевод РБО: "Пусть впредь никто не подвергает меня новым огорчениям, ведь я ношу на своём теле знаки Иисуса".[10]
Апостол Павел, сказав: "Я ношу на своём теле язвы (знаки) Иисуса", имел в виду не свою болезнь (болеть глазной или любой другой болезнью могут и верующие и неверующие), а некую неизвестную нам отметку Иисуса Христа, подобно тому, как в древних восточных странах рабы и воины носили знак своего господина или предводителя, выжженный или наколотый на определённых частях тела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В послании к Галатам Апостола Павел нанёс сокрушительное поражение иудаистам – учителям законничества, но будучи изобличённой, их ересь проникает в церкви в новой форме, но сохраняя ту же суть, и так происходит до сего дня. В результате мы, верующие, уже настолько свыклись с теми или иными формами законничества в своих церквях, что даже не обращаем на них внимания, считая одни просто безобидными традициями, а другие – узаконенными обычаями. Но разве безобидно или законно, например, учение староверов о том, что только через членство в их поместных церквях люди могут обрести спасение во Христе? Нет, не безобидно, ибо подчёркнутая "самость" их деноминации является ни чем иным как гордыней и сектантством.
Так же смертельно опасно для духовной жизни учение, что верующие спасаются по вере, но сохраняют спасение, живя по закону (ветхозаветному или новозаветному закону – ключевое слово здесь: закон). Например, в некоторых сектах законники навязывают нам жить по десяти заповедям, написанным на каменных скрижалях Моисея (Исх.20:1-17), причём, в их толковании. Если смотреть на это вопрос поверхностно, то, действительно, разве можно поспорить, например, с заповедью: не убий или с заповедью: не прелюбодействуй? Кажется, ничего плохого в этом учении нет, но это только с первого взгляда, а если копнуть глубже, то получается, что законники призывают нас, христиан, жить по написанным заповедям, а не под водительством Святого Духа, ибо невозможно одновременно быть водимым самим собой (или толкователями Библии) и быть водимым Святым Духом. Да и слово Иисуса Христа во многом отличается от ветхозаветных законов: где-то дополняет их, а где-то отменяет.
Ни в коем случае нельзя допускать закабаление церкви законом, ибо Господь Иисус Христос повелел нам жить не по написанному закону, а под водительством Святого Духа исполнять Его заповеди. Потому что без водительства Святого Духа ни один из нас не сможет даже в малейшей степени исполнить заповеданное нам Иисусом Христом, не сможет освятиться, не сможет уподобиться Иисусу Христу.
Уважаемые братья и сестры во Христе, помните, что, став законниками и религиозниками, вы уничижаете Иисуса Христа и отвергаете водительство Святого Духа.
СНОСКИ
[1] Википедия. Гл. Галатия.
[2] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.182.
[3] Комментарии Баркли к Новому Завету. Введение к посланию к Галатам.
[4] Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Галатам. Гал.3:19.
[5] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.212.
[6] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.225.
[7] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Беседа VII:5,6.
[8] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.230-231.
[9] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.231-232.
[10] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.430.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарём Стронга); Синодальный перевод (77 книг, включая Апокрифы); Перевод Нового Завета с др.греческого Лутковского; Перевод Нового Завета еп. Кассиана; Современный перевод Нового Завета IBS; Библия на укр.языке пер. Огиенко; Библия на укр.языке пер. Турконяка; Библия на англ.языке Nev International Version; Библия на англ.языке King James Version; Комментарии Баркли к НЗ; Комментарии Новой Женевской Библии/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Блаженный Феофилакт. Толкование Священного Писания блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского [Электронный ресурс]/ По благословению протоиерея Стефана, настоятеля Свято-Николаевского храма п. Ханженково (г. Макеевка, Донецкая обл.). – Электронные текстовые данные. Режим доступа: http://feofilakt.ru/galatam/blog свободный.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
5. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам [Электронный ресурс]/ Издательский отдел Московского Патриархата: – М.: 1994. – Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml.html свободный.
6. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
7. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 610 с.: ил.
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. С послания к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века, вершина которой описывается в послании к Римлянам, а мощный заключительный аккорд звучит в послании к Евреям. И даже там, где Павел защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не просто ложь иудействующих, а основы их коварной ереси.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 1257 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по 1 посланию Петра - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Первое послание Петра было написано для церквей, находившихся в Малой Азии, примерно в 64 году, накануне массовых гонений Христиан при императоре Нероне. И хотя язык изложения послания довольно сложен для восприятия: читать его нужно медленно, вдумываясь в каждую фразу, а то и в каждое слово, но когда вникнешь, когда Святой Дух откроет глубину мыслей, высказанных Петром, то поражаешься тому, насколько глубоко и образно он может в одной краткой фразе раскрыть мысль.