Одним из любопытных эпизодов жизни пророка Самуила и первых царей Израиля предстает так называемое ЗАПУСТЕНИЕ СВЯТИЛИЩА.
И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу. (1Цар.7:1,2)
В соответствии с прочитанным текстом возникает ряд вопросов, на которые мы и попытаемся ответить…
1. Почему на протяжении 20 лет Ковчег находится в Кириаф-Иариме, хотя ему место в Святая Святых?
Меири - знаменитый авторитет из ришоним (эпоха гаонов 11-15вв.) - говорит, что 20-ти летнее местопребывание Ковчега вне Скинии было обусловлено опасением повторного похищения, и потому предпочитали держать его в хорошо укрепленном городе, каким, очевидно, и был Кириаф-Иарим.
Как, не без основания, утверждает раввин, Кириаф-Иарим расположенный на выезде из Иерусалима, был не простым местом. Оно известно тем, что в нем проживали очень праведные и строгие люди.
И сказали жители Вефсамиса: кто может стоять пред Господом, сим святым Богом? И к кому Он пойдет от нас? И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. (1Цар.6:20,21)
И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. (1Цар.7:1)
При этом жители Вефсамиса не стали сообщать о том, что у них неприятности, в связи с пребыванием Ковчега.
Некоторые комментаторы считают, что в Кириаф-Иариме уже слышали о происшедших событиях, тем более, если считать, что там погибло 50 тысяч человек.
2. Где все это время находится сама Скиния (Святилище)?
Со времен Иисуса Навина город Силом был средоточием богослужения у израильтян, здесь стояла скиния (Нав 18:1) и торжественно отмечались ежегодные праздники (Пасха, Пятидесятница, Кущи) (Суд 21:19; ср. 1Цар 1:3). Вероятно, после поражения при Авен-Езере (1Цар 4:1-11) - он был разрушен (ср. Пс 77:60; Иер 7:12,14; 26:6).
После разрушения Силома, Скиния была построена в Нове (Седер а-Олам Раба, 13), городе священников, где оставалась 13 лет. Нов, иначе Hомва - священнический город в колене Вениаминовом. Саул приказал истребить всех священников Номвы и самый город со всеми ее жителями из за пособничества Давиду (1Цар. 22). Город, вероятно, находился вблизи Иерусалима, и из него, по Иудейскому преданию, можно было видеть весь Иерусалим. Возможно, в это время скиния была уже целиком каменным строением, но Ковчега в ней не было.
Вслед за падением Номвы, скиния и большинство ее сосудов передвинулись в Гаваон, где в то время располагался духовный центр страны.
Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения находились в то время на высоте в Гаваоне. (1Пар.21:29)
Скиния с алтарем для всесожжения располагались в Гаваоне, где ежедневно приносились жертвы при первосвященнике Садоке (1Пар 16:39-42). Впрочем, мы не можем указать с точностью, в какое время был воздвигнут в Гаваоне алтарь для всесожжений.
3. По какой причине Ковчег сразу не переместили туда, где находился переносной Храм? И почему такое указание не дает пророк Самуил, который к тому времени уже становится духовным руководителем народа?
По мнению раввинов, Давид вместе с Самуилом, пытаясь понять из текста пророков, из книги Иисуса Навина, где должен быть построен Храм, пришли к выводу, что оный неизменно должен быть на территории колена Вениамина, но при этом двор Храма должен находиться на территории колена Иудина. Так что место города Кириаф-Иарима как раз подразумевало возможность такого выбора, поскольку этот город располагался как раз вблизи границы между Вениамином и Иудой. Быть может, именно по этой причине Самуил не считал правильным перемещать Ковчег, оказавшийся там, где ему было и место.
Источники
http://www.machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_12.htm
http://slovari.yandex.ru/~книги/Библейская энциклопедия/Нов
http://www.agape-biblia.org/books/Book03/Text/Br_S.htm
http://traditio-ru.org/wiki/Силом
Павлов Евгений,
Россия
Адвентист седьмого дня. Закончил Заокскую духовную академию в 2001 году. Бакалавр теологии. Пока по состоянию здоровья не могу стоять за кафедрой. Но публикую свои исследования (НЕ готовые проповеди, а только исследования!) для тех, кто может проповедовать! Все свои труды разрешаю копировать, переделывать и использовать для проповеди Слова Божьего! e-mail автора:plutarh2008@yandex.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 2660 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности