Все государственные идеологии можно условно разделить на две группы:
1. Либерализм
2. Антилиберальные идеологии
Либерализм заключается в увеличении общественных свобод для того, чтобы каждый мог делать то, что ему хочется.
Антилиберальные идеологии, напротив, направлены на ограничение общественных свобод, чтобы каждый делал не то, что ему хочется, а то, что требуется той или иной антилиберальной власти. Для этого антилиберальные власти придумывают следующие причины к такому принуждению граждан:
а) Потому что нужно строить нашу великую нацию – национализм
б) Потому что нужно перебить евреев, мигрантов или прочие низшие расы – фашизм
в) Потому что нужно справедливо распределять добавочную стоимость – коммунизм
г) Потому что нужно строить всемирный халифат и жить по шариату – исламизм
д) Потому что нужно всем жить в обществе по христианским принципам – государственное христианство. Именно государственное христианство продвигают христиане во многих странах, стремясь запретить гей-парады, свободную продажу наркотиков, аборты. А также ввести другие ограничения свобод аморальных граждан.
Любое общество (как и любой человек) стремится к определенному балансу между свободами и обязанностями (правилами), которые эти свободы ограничивают. Поэтому, если в обществе усиливается какая-то антилиберальная идеология, то это запускает рост либерализма. А если усиливается либерализм, то это формирует в обществе запрос на рост антилиберальных идеологий.
В СССР доминирующей антилиберальной идеологией был коммунизм, который достиг своего пика в период правления Сталина. После чего коммунизм стал ослабевать, а либерализм усиливаться. К началу 90-х либерализм уже стал сильнее по своему влиянию на общество, чем коммунизм, что привело к развалу СССР, который держался на коммунистических идеях. 90-е и нулевые стали периодом максимального доминирования либерализма, после чего в обществе стал усиливаться запрос на антилиберальные идеологии. Ими в постсоветских обществах стали патриотизм (национализм) и государственное христианство.
Такой коктейль идеологий, состоящий из либерализма, патриотизма и государственного христианства является основным для большинства христианских стран мира. В исламских странах место государственного христианства занимает государственный ислам. В коммунистических – коммунизм. В других – буддизм, индуизм, иудаизм и т.д.
В разных странах разное соотношение идеологий. Например, в Польше и Венгрии выше доля патриотизма и государственного христианства, чем в других, более либеральных европейских странах. В США влияние государственного христианства выше, чем в Европе.
В нынешнее время в западном мире запрос на антилиберальные идеологии столь высок, что элементы этих идеологий начали формироваться даже в среде сторонников либерализма. Некоторые группы сторонников ЛГБТ-сообщества все чаще используют тактику антилиберальных идеологий, т.е. тактику запретов и ограничений. Из-за чего происходит разделение между классическим либерализмом и этой новой идеологией, которая лишь маскируется под либерализм, но использует антилиберальные методы. Классический либерализм подразумевает свободу делать все, что хочется без каких-либо ограничений. И не мешать это делать другим. Но новая антилиберальная ЛГБТ-идеология, усиливающаяся на западе, ограничивает свободы других. В частности свободы христиан на открытое исповедание своей веры. Одним христианам запрещают называть гомосексуализм грехом. Другим запрещают влиять на своих детей, желающих сменить свою сексуальную ориентацию или свой пол. Третьим запрещают проповедовать в общественных местах и т.д.
Все это не соответствует классическому либерализму, а соответствует антилиберальной идеологии, у которой есть перспективы развития. Во-первых, потому что это все же антилиберальная идеология, а на антилиберальные идеологии в нынешнем обществе большой запрос. Во-вторых, это новая антилиберальная идеология, которая не была развита раньше, как другие, уже наскучившие обществу идеологии.
Похожая ситуация уже происходила в прошлом, 20 веке, когда внезапное быстрое развитие получил дотоле неизвестный коммунизм. Но на сегодняшний день в коммунизме разочаровались также быстро, как и очаровались. И образовавшаяся идеологическая пустота может очень быстро заполниться какой-то новой антилиберальной идеологией.
Таким образом, либерализм и антилиберальные идеологии основаны на двух базовых человеческих инстинктах – потребления и самосохранения. Оба инстинкта являются неотъемлемой частью человеческой природы и потому неистребимы в принципе. Каждый из этих инстинктов полезен при условии, что используется в меру и не доводится до крайности. Оба инстинкта взаимно ограничивают друг друга, достигая, в идеале, баланса в жизни каждого конкретного человека и общества в целом.
Если этот баланс не получается удержать – возникают крайности. Избыточный либерализм, как в нынешнее время. Или тоталитаризм, как в тоталитарных режимах 20 века. В случае тоталитаризма, тип антилиберальной идеологии не столь важен. Важнее уровень отклонения уровня свобод в обществе от оптимального. Там, где этот уровень будет отклонен больше всего – создадутся наихудшие условия в обществе. К примеру, в Средневековье, где крайности достигало государственное христианство, условия в обществе мало отличались от условий тоталитарных обществ 20 века.
Этот же принцип в полной мере можно отнести и к либерализму. Чем больше уровень свобод в обществе превышает оптимальный уровень – тем худшие условия сложатся в таком обществе. Будет уменьшаться экономический рост, снижаться социальные стандарты, уменьшаться рост численности христиан, затрудняться миссия церкви. Это происходит в современный период во многих развитых странах из-за переизбытка либерализма. Что-то похожее происходило в жизни апостола Павла во время его проповеди в Афинах, богатом греческом городе (Деян 17 гл). Там также было много свободы, т.к. Павел мог свободно проповедовать на площади, в синагоге и в ареопаге. Но результаты проповеди были очень скромными (Деян 17:32-34) в сравнении с успехами в других, менее свободных городах.
Таким образом, история человеческого общества – это история с постоянными сменами периодов с меньшим или большим уровнем общественных свобод. Демократические страны рано или поздно сменяются тоталитарными, а тоталитарные – демократическими. Процесс напоминает колебательные движения маятника от одного крайнего положения к другому.
Пример маятника дает ключ к пониманию закономерностей таких движений:
1. Смена разных положений маятника неизбежна
2. Чем сильнее маятник отклоняется в одну сторону, тем сильнее он вскоре отклонится в другую, противоположную сторону.
Это важно понимать христианам, желающим использовать свои гражданские права для улучшения общества. Некоторые верующие, к примеру, считают, что не должны использовать свое гражданское право для ограничения общественных свобод. Например, свободы представителей ЛГБТ-общества проводить гей-парады, популяризировать свои взгляды и т.д. Такие христиане боятся того, что эти ограничения свобод приведут к тоталитаризму.
Но это неверное понимание. Такое понимание похоже на то, как если бы человек боялся, что маятник качнется в одну сторону и, чтобы не допустить этого, пытался бы отклонять его что есть силы в другую, противоположную сторону. Это в корне неверная тактика! Движение маятника (или общества) в одну крайность, неизбежно затем приведет к движению в крайность другую. И чем сильнее будет отклонение в одну сторону, тем сильнее будет и отклонение в сторону противоположную.
В случае общества, чем сильнее общество дойдет до крайностей либерализма, тем более сильным и жестким затем будет впоследствии тоталитарный режим. Чрезмерная толерантность и свободы аморальных людей не являются здравыми явлениями и входят в противоречие с инстинктом самосохранения, активируя его во многих людях. Это, в свою очередь, приводит к росту популярности тех или иных антилиберальных идеологий, начиная процесс ограничения общественных свобод.
Поэтому здравая гражданская позиция заключается в том, чтобы отстаивать оптимальный уровень свобод в обществе, а не его избыток или недостаток. При этом в эпоху тоталитаризма более оправданной являлась гражданская позиция по увеличению общественных свобод. А во времена либерализма более оправданы действия по уменьшению аморальных (с христианской точки зрения) общественных свобод. Именно такая позиция будет лучше всего предотвращать современное общество от скатывания в жесткую тоталитарную модель общественного устройства.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности