\"Богословское мнение - это частное мнение по догматическому вопросу, существующему наряду с догматами и вероучительными истинами. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Божественному Откровению. Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова. В сочинениях некоторых отцов Церкви встречаются ошибочные богословские мнения, которые они, однако, никогда не отстаивали как непогрешимые\" (Студопедия).
Вопросы о творении ангельского мира, причина падения и отделения трети ангелов, во главе с Денницей, время когда это произошло, относятся к так называемым богословским мнениям и не имеют категорического ответа, до сих пор остаются открытыми, не имеющие статуса догматов.
Когда Бог сотворил Ангелов? Святое Писание полного ответа не дает. Древние учители Церкви высказывают разные гипотезы по этому вопросу.
«Боговдохновенные истолкователи Божественного Откровения - святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин - учат, что Бог сотворил ангелов до материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви говорит, что ангелы - \"тварем начаток\"» (Преподобный Иустин Попович. Православная философия Истины).
Церковь принимает такое мнение, что Ангелы были сотворены Богом прежде создания всех тварей и вещественного мира. Основание для этого мы находим в книге Иова, в словах Бога: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости»? (Иов.38:6-7).
«Положение краеугольного камня» нужно понимать как основание земли, как краеугольного камня Вселенной, ее устроение и, следовательно, под утренними звездами никак нельзя понимать звезды небесного свода, которых еще не было, а понимаются разумные существа, то есть Ангелы, которые названы метафорически «утренними звездами» и подобно вещественным звездам предшествуют началу дня. Под сынами Божиими, по согласию всех святых, так же нужно понимать Ангелов Божиих. Ангелы ликовали и восклицали от радости, когда Бог творил вещественный мир. Мнение, что духовный мир предшествовал вещественному, доминирует в древней Церкви.
«Так как для Благости недовольно было, - говорит Святой Григорий Богослов, - упражняться только в созерцании Себя Самого, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы облагодетельствованных было как можно больше (ибо сие свойство высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так произошли вторые светлости… сотворен Богом умный мир… Поелику же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир – вещественный и видимый; и это есть стройный состав неба, земли, и того, что между ними» (Григорий Богослов. Слово 38).
Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Я соглашаюсь с Богословом: ибо приличнее было сперва сотворить умную сущность, потом чувственную, и после уже из той другой сущности человека» (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры». Кн.2, гл.3).
В святоотеческих текстах есть три основных мнения относительно происхождения Ангелов. Первое, что Ангелы были сотворены прежде вещественного мира, это мнение вошло в катехизисы Православной Церкви. Его придерживались святые Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский.
Другое мнение, которого придерживались Феодорит Кирский, Геннадий Массальский – считали, что Ангелы сотворены в одно время с сотворением вещественного мира. Блаженный Феодорит свою позицию отстаивает, говоря: «Ангелы имеют ограниченную сущность, и по сему, имеют они нужду в месте, потому что одно Божество как неограниченное не заключается в месте. Но если Ангелы ограничены местом, то, как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?».
Другие отцы, в частности Блаженный Августин, считали, что Ангелы сотворены в первый день вместе со светом, поэтому их и называют вторыми светами.
Есть еще ошибочное мнение, что если мир эволюционирует, от простого к более сложному, а Ангел совершеннее человека, то по этой логике они должны были появиться после человека.
По большому счету, как уже было сказано выше, вопрос о времени сотворения Ангелов относится к области богословских мнений. Однако будем придерживаться мнения отцов, которое вошло в православные катехизисы, о сотворении Ангелов до вещественного мира.
О падении Денницы и времени Небесной битвы Писание также конкретного ответа не дает. Этот вопрос, как и вопрос о времени сотворения Ангелов относится к области богословских мнений.
Предание Церкви повествует, что один из самых высших ангелов, названный Денница, прекрасный, подобный утренней заре, в своих совершенствах был высшим в ангельском мире. Тациан называет его – «первородным из ангелов» (Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Паргф. 68, С. 405).
Вместо того чтобы славить и благодарить Бога за великое свое достоинство, залюбовался собой, позволил горделивой мысли, что он равен Богу, управлять им, восстает против Бога, своего Создателя. Вместе с ним восстала та часть ангелов, которая была в его подчинении. В один момент из высшего, совершенного творения он превратился в омерзительное существо, получившее название сатана, что значит противник. Небесные силы во главе с архистратигом Михаилом низвергли его и последовавших за ним ангелов во тьму кромешную. Гордость Денницы послужила причиной к его падению с небесных высот в глубины ада.
Пророк Исаия в Писании описывает этот драматический момент: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис.14:12-15).
«Так произошло еще на самой заре мировой истории в мире духовном, до появления мира вещественного, первый бунт против законной Божеской власти, первая революция, имевшая потом такие неисчислимо бедственные и горестные последствия», пишет архиепископ Аверкий (Таушев).
От слов владыки Аверкия создается впечатление, что человек, был создан Господом вместо \"ангелов, не сохранивших своего достоинства\" (Иуд.1:6), которые якобы, с самого начала предназначены были быть венцом всей Вселенной. Но еще \"прежде создания мира\" (1 Пет.1:20), \"драгоценная Кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца\" (1Пет.1:19) была предусмотрена Богом для искупления всего человечества от их грехов. Отсюда видно, что все же человек, являлся в плане и воплощении Божественного замысла, наивысшим творением, для которого и мир был сотворен.
Мнение архиепископа Аверкия, что война на небе произошла до создания вещественного мира, придерживается большинство христианских богословов. Но такое мнение противоречит Священному Писанию, которое повествует, что Бог после последнего, шестого дня творения, то есть после окончания всех Своих трудов по сотворению мира – небесного и земного, был весьма доволен Своим созданием, что Сам дает оценку всему Им сотворенному – «се добра зело» (Быт.1:31). «Так совершены небо и земля и все воинство их», в церковно-славянском переводе – «все украшения их» (Быт.2:1). «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Быт.2:4), повествует Священное Писание.
Это дает повод не согласиться с владыкой Аверкием и прийти к такому выводу, что не мог Господь не обратить нашего внимания на столь Великую небесную битву до сотворения мира, если бы она была, или, как некоторые считают, во времена «Шестоднева», и потом дать оценку соделанному «хорошо весьма».
«Все, что Бог сотворил, - добро по самой природе своей, так исходит от Того, Кто Един Благ и Кто как Таковой не может творить зла», считает преподобный Иустин (Православная философия Истины).
Конкретно о Небесной войне Писание повествует только в Апокалипсисе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).
Все святые согласны с мыслью, что Денница был поставлен Богом управляющим землею, можно сказать Главнокомандующий всего творения, до создания человека.
Св. Иоанн Дамаскин учит: что дьяволу «со стороны Бога была вверена охрана земли» (Православная философия Истины). Это очень важный момент, который необходимо подчеркнуть, то есть понять, что в самом начале сатана был главою земли.
«Тот Ангел (Денница), который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога вверена охрана земли, - не родившись злым по природе, но быв добрым и произведя для благой цели, и совершенно не получив в себя самого со стороны Творца и следа порочности, - не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из того, что – согласно с природою, в то, что – против природы, и возгордился против сотворившего его Бога, восхотев воспротивиться Ему; и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть (что либо) другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма - лишение света; ибо благо есть свет духовный; равным образом и зло есть тьма духовная. И так, свет, созданный Творцом и происшедший хорошим, ибо «виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» (Быт.1:31), по самовластному желанию сделался тьмою. Но вместе было увлечено и последовало за ним, и вместе пало бесконечное множество стоявших под его властью Ангелов. И так, будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.2, гл.4).
Святое Писание говорит нам, что до своего падения Денница был самым величайшим из сотворенных ангелов – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез.28:12). В дальнейшем, после падения, благодаря его универсальным качествам стал - «обольщающий всю вселенную» (Откр.12:9). Все творение Божье изначально было «хорошо весьма» (Быт.1:31). О жизни диавола до падения, Писание повествует: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иез. 28:13-14).
Святой Кирилл Иерусалимский учил: «согрешил же он не потому, чтобы от природы получил необходимую наклонность ко греху (иначе причина греха пала бы на того, кто таковым сотворил его); но, будучи сотворен добрым, от собственного произволения сделался дьяволом» (Огласительные Поучения).
Сатана, как и другие духи, имея свободную волю, «по собственному произволу, чрез лишение добра, уклонились в грех», пишет святой Василий Великий в своем труде «Против Евномия».
Читатели святых отцов, прекрасно понимают, что сатана не так глуп, как пытались, совсем недавно, его изобразить в атеистических, карикатурных советских изданиях. Он прекрасно сознавал, что он сотворен (тварь) и Кто есть его Творец. И для восстания Денницы против Бога, нужна серьезная причина, которая бы стала толчком к великому расколу и отделению трети ангелов, от Божественной благодати. Денница, несомненно, был «заряжен» гордостью, и никто не спорит, что не гордость послужила падению светоносного ангела. Но нужна веская причина, которая бы «нажала» на «курок», чтобы заряд «выстрелил».
«Он являлся как бы ангелом хранителем этой планеты. Но как мы видим из текста Писания, «...обольщающий всю вселенную» (Отк.12:9), что его амбиции не ограничивались только Землею, он имел намерение завладеть и небом. Каково же было его разочарование, злость и зависть, когда в Раю, именно в лице Адама он, лукавый, потерял единоличную власть над планетой и возможность взойти на небеса. Здесь причина его сатаны конфликта не только с родом человеческим, но и со всем тварным миром», пишет Олег Стеняев в книге «Сатанизм. Библейский опыт осмысления проблемы».
Все вышесказанное приводит к мысли, что будущий сатана был венцом всех творений, до того времени пока Господь не создал человека. То, что небесная война состоялась, в этом нет никаких сомнений (Откр.12:7-9). Когда же? Писание умалчивает. Но рискнем предположить, что это случилось, после сотворения человека и поселения его в Рай, и вручения человеку полноту власти над всеми творениями, не исключая и ангелов.
Что послужило мотивом отпадения? Творение человека и возведение его на высшую ступень власти на земле, а так как земля является центром Вселенной, то и всего тонкого и вещественного мира. \"Бог в начале создал человека царем не только всего земного, но и того, что находится под покровом небесным: ибо и солнце, и луна, и звезды созданы для человека\" (Симеон Новый Богослов. Слово 66, 2 // Творения: В 3 Т. Репринт. - СТСЛ. 1993).
Это явилось, той главной причиной падения Денницы. Следуя совету Сираха: «Суди о ближнем по себе и о всяком действии рассуждай» (Сир.31:17), можно придти к разумному выводу. Рассуждая с точки зрения человеческой, как такого же падшего творения, как и отпавшие ангелы, становится вполне понятно состояние верховного ангела Денницы, самолюбию которого был нанесен сокрушительный удар, в отстранении его от управления всей Вселенной. Вывод напрашивается сам собой. Здесь, видимо, проявилась иная греховная страсть, заключенная в гордости, нередко свойственная людям высокого интеллекта, наделенными талантами и большими духовными дарами; она создает особую атмосферу, нетерпимости вышестоящему товарищу, которого считают ниже своего достоинства. Эта страсть – «зависть». Спиноза, «зависть» сопоставляет с ненавистью, а герцог де Ларошфуко, знаменитый своими сочинениями философско - моралистического характера, считал, что «зависть еще непримиримее, чем ненависть» (Максимы и моральные размышления, слово 328). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола, говорит Премудрый, вошла в мир смерть» (Прм. 2:23-24). Если читать данные стихи в контексте, а не только 24-й, то можно увидеть зависть диавола к человеку.
«Завистью диавола, - замечает Григорий Великий, - смерть вошла в мир земной: когда злой дух, противник наш, сам потерял небо, то позавидовал человеку, созданному для неба» (Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Пар. 68).
Как верховный главнокомандующий земли, Денница и вся его армия подчиненных ангелов, должна была явиться и быть представлена пред очами нового господина – Адама. Чтобы удостовериться в том, что Адам был сотворен в своем достоинстве выше Ангелов и конкретно Денницы, обратимся к Писанию: «Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную» (Евр.2:5). Эти слова апостола Павла, несомненно, относятся к Иисусу Христу, но Христу как Сыну Человеческому. Далее апостол цитирует Давида: «Напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Евр.2:6). Давайте посмотрим толкование этого места в Писании у святых отцов и библиистов:
«Смысл сказанного таков: нигде в Ветхом Завете не обещается, что будущий мир, то есть Царство Мессии, о котором говорим теперь, будет покорено Ангелам, но есть одно место, где говорится, что Бог этот новый мир покорит Сыну (Евр. 2:6-8), Который, следовательно, выше Ангелов, хотя как будто и был умален перед ними. Соблазн этого достаточно устраняется как последовавшим возвышением Мессии, так и тем, что это умаление открыто Богом и нашло прекраснейшее изображение у Псалмопевца Давида, о котором апостол выражается прикровенно («некто негде»), чтобы это замечательное свидетельство всем известного и любимого пророка выступало в большей силе и значении. Ближайшим образом сказанное у Давида относится вообще к человеку, каким он долженствовал быть, и, может быть, был на малое время (до падения) – по первоначальной мысли Божией» (ср. Быт. 1:26) (Лопухин. Толкование к послание к Евреям).
«Весь псалом № 8 относится исключительно к человеку. Этот псалом воспевает Славу, которую Бог дал человеку. В этом псалме ничего не говорится о Мессии. В оригинальном древнееврейском тексте сказано, что человек умален перед Элоимом. Псалмопевец писал о человеке вот что: «Ты лишь немного умален перед Богом». Таким образом, в этом псалме поется Слава человеку, который при сотворении лишь несколько не дотянул до божественности, и которому Бог предначертал владычествовать над всем, что есть в мире» (Иоанн Златоуст. Т. 5, кн. 1. Беседы на псалмы. Беседа 6:7, на Пс. 8).
Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он в последствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении. «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс.8:6). Другие переводчики (Акила, Симмах и Феодотион) говорят: «малым чим от Бога». Третий (неизвестный переводчик): «немного от Бога». В еврейском: «ты унизил его немного пред Богом» (уфасиу мат ми елоим). Здесь пророк упоминает об осуждении и древнем грехе, указывая на смерть. Но Единородный, пришедши, разрушил и ее. «Славою и честью увенчал его». Другой (Акила и неизвестный переводчик): «славою и достоинством увенчаешь его». Это можно понимать и исторически, и в переносном смысле. Пророк говорит и о власти человека, которая дана была ему при сотворении; говорит о последующих благах, которые получил он, по пришествии Христовом. В начале, человеку было сказано: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные» (Быт. 9:2); и еще: «и да владычествуют они над рыбами морскими» (Быт. 1:26). А впоследствии сказано: «даю вам власть наступать на змей и скорпионов» (Лк. 10:19).
«Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил (покорил – церковно славянский) под ноги его» (Пс. 8:7). Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт.1:26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполняйте землю, и господствуйте ею» (Быт. 1:28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог, есть Царь всяческих. Если вообще сказано: Поставил его владыкою над делами рук Твоих, а в другом месте говорит: «В начале Ты основал землю и небеса – дело Твоих рук» (Пс. 101:26); то явствует, что поставил его и над небесами» (Святитель Афанасий Великий. «Толкование на псалмы»).
«Но что же такое, в самом деле, человек, что это ради него должно было совершиться? Почему, когда пали ангелы, Ты, Боже, ничего подобного не сделал для них, но вот падает человек, и Ты Сам вдруг приходишь на помощь к нашей немощи. Слова: человек и сын человеческий, соответствующие одно другому выражению, которые означают одно и то же. Подобный способ выражения свойствен Ветхому Завету. Сын человеческий здесь собственно, кажется перефраз слова человек» (Евфимий Зигабен. «Толковая псалтирь»). Зигабен, сравнивая ангелов с человеком, ясно дает понять, что только человеку, из всех творений, Бог оказывает такое внимание.
Все приведенные выше авторитетные высказывания необходимы, так как, по мнению большинства людей, ангелы изначально были в своем достоинстве сотворены выше человека. Из вышесказанного понятно, что малое время, до своего падения, человек все же был главой Вселенной. Человек был сотворен по своему достоинству первым после Бога и поставлен владыкою над всем, что сотворил Бог. Только ради человека Господь становится Сыном Человеческим, чтобы умереть именно ради человека, а не а ангелов. Автор послания к Евреям цитирует этот восьмой псалом (Евр. 2:6-8), подразумевая высокое и таинственное предназначение человека, предназначение, которое исполнилось в Иисусе Христе, Сыне Человеческом, последнем Адаме (1 Кор. 15:45-47).
Венец всего Божественного творения – Адам, становится главою всей Вселенной. Такого унижения, по свидетельству множества апокрифов, светоносный ангел стерпеть не смог: «Вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились ему, кроме Иблиса (Денницы). Был он из джинов и совратился с пути Господа своего» (Аль-Коран 18:50). Мог ли Денница «не перенесши как света, так и чести», по слову Дамаскина, вынести такое для всех обозримое унижение?
Священное Писание умалчивает, зато апокрифической литературы на эту тему написано, не мало. Согласно кораническому рассказу, - «Иблис был тем единственным ангелом, который ослушался Аллаха – отказался пасть ниц перед сотворенным им человеком – Адамом: \"Я лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (Коран 7:11/12). За это он и был низвергнут с небес и обречен на муки ада\" (Ислам. Энциклопедический словарь).
«Образ Иблиса был известен в Аравии до Корана в иудейско-христианской среде, откуда пришли его имена Иблис и Шайтан (через эфиопскую передачу). Доисламские поэты упоминают Иблиса и Шайтана, в частности в связи с историей Адама» (Ислам. Энциклопедический словарь).
Возможно, в этом и заключается главная причина, которая дала гордости волю, которая позволила в прелести сначала «ослепнуть», потом «погубила мудрость» Денницы (Иез. 28:17), взорвалась и вырвалась наружу самолюбием, с мыслью – «я и сам как бог». «Кто, яко Бог! Кто равен Богу?!» - восклицает Архистратиг небесных сил Михаил, выходя на поединок с Денницей, ставшим с этого момента противником – сатаной.
«От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:17). И треть ангельского воинства, прельщенное духом его гордыни, последовала за своим господином: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12:4). Это произошло согласно апокрифам, тогда когда Господь повелел Адаму дать имена животным, то есть показать свою власть над всеми Божьими творениями, включая и ангельский мир.
Апокрифом «высокого значения и большого статуса» называет диакон Андрей Кураев «Повесть временных лет». Сохраняя орфографию приводим часть видео-беседы отца Андрея на тему «В чем согрешили Адам и Ева».
\"Этот апокриф мы читаем в «Повести временных лет», первой русской летописи. Там рассказывается, когда князь Владимир слушал проповедь греческого философа о христианстве, то греческий философ рассказал ему следующие: когда Адам нарекал имена животным, то он нарекал имена и Ангелам так же. Тут смущаться не надо ведь в церковнославянском языке слово животные относится и к Ангелам, точно так же. У нас в молитвах Великого повечерия, мы читаем - животные шестикрылые Серафимы. Всей твари, всем живым существам, Адам нарекает имена, утверждая свой высший статус. И вот тут, согласно «Повести временных лет», рассказывается, как бы древняя легенда, фиксируется здесь и произошло падение сатаны - Денницы, когда Ангелам Адам нарекал имена, все они должны поклониться ему и служить, а это очень важная и характерная черта православной антропологии, то, что человек выше Ангелов. Ангелам дано повеление, служить людям. «Ангелам Своим заповесть о Тебе». То среди этих Ангелов был и Денница, - Ангел хранитель планеты Земля. Вот тут его и зациклило, как это я высший из Ангелов, какой-то лысой обезьяне служить буду. Очень интересный рассказ. Это означает, что из-за человека идет сверхчеловеческая война во Вселенной. То есть человек настолько серьезен, что из-за него произошло восстание даже Ангелов против Бога\" (А. Кураев. В чем согрешили адам и Ева. https://www.youtube.com/watch?v=lEjwtnwB9ys.
А вот что читаем, по данному вопросу у самого Нестора Летописца в «Повести временных лет»: «И нарек Адам имена скотам и птицам, зверям и гадам и дал имена даже самим ангелам» (Повесть Временных Лет, в переводе Д. С. Лихачева, стр. 9).
Данное исследование, поставленных выше вопросов, не претендует на аксиому, но имеет право, по праву богословского мнения, на жизнь и как кажется с достаточным количеством аргументов.
Все выстраивается в гармонически-логическую картину. Шесть дней творения, в которые Бог творил все новое, получившее высокую оценку «хорошо весьма» (Быт.1:31). Далее, насаждение Рая, который нельзя назвать новым творением, поскольку Господь Эдемский сад «произрастил из земли» (Быт.2:9), после дня покоя. Бог из уже сотворенного «избирает самую же лучшую и красивейшую часть для построения палат своих» (Семион Новый Богослов), то есть построение Рая. Господь вводит Адама и подчиняет ему всё и всех, не исключая Ангелов: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение»? (Евр.1:14), повелевая им представиться своему новому господину Адаму, как главе земли – центра Вселенной. Такое испытание не по силам Деннице, который возомнив себя равным Богу, не захотел смериться с таким унижением, как подчинение Адаму, которого он считал ниже своего достоинства. Происходит Небесная битва, в которой поверженный сатана, вместе с частью ангелов, последовавших за ним, ниспадают с неба на землю, которая для них отныне становится местом заключения.
Виктор Халин,
Алматы. Казахстан
Пенсионер. Преподаватель Нового Завета на Вечернем Миссионерско-Богословском факультете (для мирян) при Алматинской семинарии. e-mail автора:halin52@mail.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 5881 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Простое христианство. Часть 1 - Юрий Коротких Заметки были написаны по мотивам книги повествующей о сотворении человечества, его грехопадении, Божьей любви, духовной смерти и вечной жизни. Читайте Библию.
Авторский блог - www.korotkih.blogspot.com
Христианские рассказы, притчи, статьи, видеоролики и много юмора.