«Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает» - /Дени Дидро/.
«Мы начали судить людей за халатное отношение к технике. А когда мы, наконец, начнём судить за преступное отношение к людям? Самое страшное – общественное равнодушие - угодничество. Культ мог вырасти только на почве угодничества» - /Леонид Быков – режиссёр/. Происходит от сущ. угодник и гл. угодить, далее из у - + годный, из праслав., от которого в числе прочего произошли: ст.-слав. годьнъ (др.-греч. «услужливый»). «Если стремиться угождать людям, Богу вовек не угодишь»- /Дарий - философ/.
Культ (лат.: уход, почитание). Культ по словарю Ушакова: культ, культа, латин. Религиозный культ — Cultus - почитание, поклонение, от colo — возделываю, почитаю) — религиозное почитание каких-либо предметов, В структуре культа выделяют: предмет культа, выраженный в виде религиозного образа (вещи, икона, крест, мощи, священные предметы или скульптуры, каменный крест), святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность (церемониальность). Реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность обрядов, связанных с таким почитанием. Религиозное служение божеству. Форма религиозного действия, представляющая собой совокупность специфических действий (ритуалов, обрядов, церемоний), вызванных соответствующим вероучением и направленных на сферу сакрального. Направленность и значение культа могут существенно отличаться в различных типах религии, но сущность культового действия всегда сохраняется неизменной — возможность прямого обращения к священному, вера в возможность быть услышанным «небом».
Культ - это группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, что неизбежно влечет за собой отрицание центральных доктрин христианства, как они изложены в Библии. Часто человек небольших знаний или незначительного духовного развития начинает представлять себя великим учителем. Особенно в харизматическом движении с помощью пропаганды он или она собирает вокруг себя небольшую группу людей, которым начинает излагать величайшую истину, якобы полученную тем или иным способом - от глубинных иных голосов, в результате автоматического письма и т. д. Трагедия состоит в том, что часто такие люди искажают великие истины. Им удается найти себе слушателей среди людей, едва лишь ступивших на путь. Поэтому присоединяться к группе людей, исповедующих подобный культ, можно лишь в том случае, если ты вполне уверен в правильности того, что делаешь. Существует достаточно общепринятых религий на любой вкус - иудаизм, христианство и буддизм - без всех этих сомнительных культов. Слишком часто такие культы являются просто способом выманивать деньги у доверчивых искателей истины. Хотя нельзя не согласиться с тем, что учителю нужны деньги на продукты и одежду, следует отметить, что если он пытается завербовать себе побольше состоятельных последователей, можешь не сомневаться, что здесь что-то не то. Неважно, какое имя носит учитель; важно только то, чему он учит. Правильно ли его учение? Соответствует ли оно твоим потребностям? Требуют ли от тебя уплатить большую сумму денег до того, как ты пойдешь на следующую встречу или следующее занятие? Если да, то будь осторожен, потому что, быть может, у тебя просто выманивают деньги.
Если тебя переполняют сомнения, почему бы тебе ни обратиться к священнику той религии, в которой ты родился? Если ты достаточно решителен, тебе, наверное, удастся встретиться со священником высокого ранга. Здесь можно лишь предостеречь тебя против культов, которые претендуют на обучение всем видам магии, обещают всевозможные демонстрации, но только при одном условии: если ты хорошо заплатишь. Помни, если ты будешь доверять каждому встречному, рано или поздно под угрозой окажется твое душевное здоровье.
Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово «культ» от лат. СиИиз - поклонение, почитание - говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Латински. cultus, обычно выводят от сою — почитать, возделывать или, по Флоренскому, от colère, вращать — «круговорот, хоровод, обращение вокруг святой реальности») — поклонение святыням. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов, сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т.п. С их помощью, как полагают верующие, можно «вступить в контакт» с богом, «святыми» или иными сверху естественными силами, умилостивить их, заручиться их поддержкой в земных делах.
Мы употребляем слово «культ» в ином значении - том, какое имеет этот термин у христиан стран Запада. Культами, во-первых, называют небольшие по численности, но весьма активно действующие религиозные движения, которые либо частично, либо полностью отвергают апостольский символ веры христианства. Во-вторых, этим термином именуют небольшие, но активные религиозные группы, вообще не имеющие никакого отношения к христианству. В-третьих, слово «культ» относят к таким религиозным движениям, которые черпают богословские основания своих учений из различных мировых религий, - «Христианская наука». Международное общество: харизматики, сознания Кришны, Бехаизм, Теософское общество и некоторые другие.
Слово культ будет употребляться и по отношению к некоторым религиозным группам, которые хотя в своем учении и не отвергают апостольского символа веры, но практикуют беспрекословное повиновение вождям. Все остальные христиане ими считаются «погибшими». Под эту категорию подпадают также группы, которые имеют особые секретные пункты веры и тайные обряды. Все церкви придают большое значение обрядовой стороне. Даже порой выступая за упрощение обрядности (как, например, протестантские церкви), они не отказываются от нее, а продолжают использовать в качестве одного из эффективных средств влияния на верующих. Действительно, складывавшиеся в течение многих столетий ритуалы богослужений, обряды, таинства, сопровождаемые церковной музыкой, песнопениями, носят торжественный характер, оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей. Именно поэтому церковь сопровождает различными обрядами всю жизнь человека от рождения его до смерти. Немало различий существует между обрядами разных религий. Но как бы ни отличался христианский культ от иудейского, а буддийский от мусульманского, обрядность в конечном счете служит одной цели - закреплению в сознании верующих религиозных представлений, укреплению веры во всемогущество сверхъестественных сил, облегчению восприятия людьми тех идей, которые внушают им религиозные проповедники. В этом основной смысл религиозного культа, который в немалой степени способствует сохранению религиозных пережитков в наши дни. «Культ же является только внешним символом духовного служения» - /Александр Мень священник/.
«Наверно это неизбежно, а вот сёстры секты СЦЕХБ не смогли освободиться от влияния этой личности как руководителя на своё мировоззрение. И дело вовсе не в либерализации движения, а в ностальгии по прежней христианской жизни, надёжно управляемой самой духовной и непогрешимой личностью и именно в этом братстве. ВСЕХБ и не снилась такая власть и давление на верующих, как со стороны руководства МСЦ, где нужно согласовывать, какие туфли одеть, что читать (могут ведь не разрешить!). О том, чтобы члены решали какие-то важные вопросы, нет и речи (вдруг неправильно решат). В общем, обещали свободу от диктата над церковью Союза ЕХБ, но заменили его рабским подчинением нескольким человекам из Совета. Про моральный облик руководства Совета достаточно написано у Куксенко и Здоровец. Место Г.Крючкова (бессменный лидер объединения «инициативников» - ред.) это действительно трон. Председатель РСЕХБ и Председатель МСЦ заведомо разные по значимости должности. Председатель МСЦ (баптистов) почти Папа Тульский, его слова запрещено подвергать сомнению, он правит пожизненно, а в РС (баптистов) всего два срока, да и поспорить с ним или просто не согласиться не грех...». А между строк - страшная ностальгия о «былых» временах, и нежелание посмотреть в окно: такой год на улице. Я с детства знаком с церквями «гонимого братства», - говорит А.Патц, - и до сих пор низко склоняю голову перед мужеством и самопожертвованием всех тружеников: и служителей и печатников и простых верующих. Но большая проблема Совета Церквей в том, что, оказавшись на большой духовной высоте во времена преследований, они не умеют трудиться во времена свободы. Не понимают, что за те 20 лет общество настолько изменилось, что старые методы не всегда успешны. Нужно учитывать то, в каком мире живем, нужны изменения, нужны новые кадры, которые видят и понимают ситуацию по-новому. Речь не идет об изменении вероучения или Слова Божьего, а о методах работы. По-видимому, после смерти Г.Крючкова новое руководство понемногу начало какие-то изменения. Это и не понравилось старым кадрам, привыкшим к определенным канонам, привыкшим к тому, что никаких инакомыслий по отношению к «курсу партии», как это практиковалось и стране советов, не может быть. Да к тому же кто-то замахнулся на «самого Крючкова», пытаясь снять его с пьедестала почета... Но это всего лишь мнение .... культа личности.
Культ пастора, к сожалению, воспринимается совершенно нормально почти большинством христиан, потому что вместо того чтобы искать истину самостоятельно и жить верой выбирают легкий путь и к тому же широкий. Вот и идут со знаменами целой массой в страну называемую: - неизвестность, невежество и пустота. Кто разумный посмотри куда идешь и одумайся. Добрый пастырь есть Христос, Живое Слово питающее и согревающее. А пастыря человеческие ведут вас в погибель собственного благополучия и власти. Ни одни человек не заменит свободы во Христе Иисусе, никакая плоть не даст вам спасения, даже самая что ни наесть лучшая.
Сколько людей погибло от тщеславия «сильных мира христианского» и до сих пор гибнет. Вас учат соблюдать заповеди Божьи, а вами попирают кровь Святого завета. Вам навязывают платить десятины, а сами обогащаются за ваш счет. Вас учат не судить, а сами осудили всех, кто не такой как они. Культы лишены духовной истины, но они предпринимают любые попытки удовлетворить духовные потребности человека. Многие христиане не являются учениками Христа Слова Божьего и присоединились к культам в результате незнания основ христианства, изложенных в Священном Писании. Может быть, они принадлежат деноминации, испорченной либеральной теологией. Если церкви не удается внимательно и серьезно донести духовную истину и толкование Библии, тот, кто находится в процессе духовных исканий, может найти другие пути самореализации. Многие люди, присоединившиеся к культам, были взращены в христианских церквах, но не были научены основной христианской доктрине. Крис Элкинс, бывший член Церкви Единения (мунисты), отмечает это: «В большинстве культов основная масса людей - это те, кто оставил основную церковь, относящуюся к тому или иному вероисповеданию. Возможно, при попытке церкви объяснить, почему ее члены покидают церковь и присоединяются к культам, промывание мозгов кажется самым простым выходом. Многие из нас приняли Христа в молодые годы, у нас было еще детское понимание Христа, Библии и спасения. И это вполне нормально для детей и новообращенных. Но многие из повзрослевших христиан - все еще младенцы духовно. Мы - менее чем кто-либо, научены «кормить себя», находить пищу своим духовным потребностям»
Бог говорит, слушайте, чему вас учат, но по делам их не поступайте. Сам Бог нас предупреждает на станицах Святого Писания, значит, есть в этом смысл, есть в этом опасность. Идет другое время, время огня и правды и кто увидит себя нищим, голым, слепым у того есть, еще шанс раскается и спастись. Культ пастора, это культ человека, и многие пастора создают этот культ, даже часто не разумея того, просто следуя учению человеческому. Но это не так важно, как важнее то, что делать пастору, который осознал, что он создал культ себя, что все говорят о нем, спрашивают его мнения.
Известный православный мыслитель П.Флоренский утверждал, что культ есть гармонизация, одухотворение наших чувств, аффектов. «Если вступить на путь борьбы с аффектами, - пишет он, - то придётся в корне отринуть самую природу человека. Вступить в борьбу с аффектами значит одно из двух: если она неуспешна – отравить человечество «загнанными внутрь страстями», если же удачна – оскопиться и умертвить человечество, лишив его жизненности, силы и, наконец, - и жизни самой. Культ действует иначе; он утверждает всю человеческую природу со всеми её аффектами; он доводит каждый аффект до его наибольшего размаха, - открывает ему беспредельный простор выхода; он приводит его к благодетельному кризису, очищая и целя».
В связи с этим уместно напомнить слова видного современного прот. Александра Шмемана. Указывая на «литургический кризис» Византии, он пишет: «Став «культовым обществом», существующим в культе и ради культа церковное общество разучилось понимать, что, будучи выражением, созиданием и восполнением Церкви, богослужение всегда полагает Церковь перед лицом мира, являет её назначение в мире: народа Божьего, оставленного в мире с Евангелием и миссией. Богослужение, перестав быть выражением Церкви, перестало быть и выражением Церкви по отношению к миру: как закваски, призванной поднять все смешение, как любви Божией, к миру обращённой, как свидетельства о Царстве Божией, как благой вести о спасении и о новой жизни». В церковном культе необходимо отличать форму образа от сакраментального ядра. Обряд облекает таинства в ризы «священного искусства» он есть воплощение вечного в земном творчестве. Это отнюдь не может быть аргументом в пользу обрядоверия, для которого культ – застывшая реликвия. Богослужение живёт и развивается вместе с жизнью самой Церкви. Создаются новые обычаи, и обряды неузнаваемо меняются. Все культы не принимают простоту и доступность спасения для искренне ищущих людей, и изобрели целые системы хитросплетенных догм и ритуалов, о чем предупреждал, Апостол Павел, писал: «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» - /2Кор.11.3/.
Доктор Уолтер Р. Мартин, который в течение 40 лет своей жизни вскрывал заблуждения культов. Он писал: «Итак, культ, - это группа людей, объединившихся вокруг чьей-то интерпретации Библии, она характеризуется существенными отклонениями от ортодоксального христианства, которые касаются основополагающих доктрин христианской веры, особенно того факта, что Бог стал человеком в облике Иисуса Христа». Мы должны исходить в своем изучении от Слова Божия, ведь апостол Павел предупреждал, что появятся лжехристы и ложные учения, которые будут пытаться обмануть истинную церковь и мир в целом: «Ибо, если бы кто, пришед, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, — то вы были бы очень снисходительны к тому.... Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» - /2Кор.11.4; 13-15/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
О лжегонениях на протестантов - Николай Погребняк Предлагаю отрывок из переписки со священнослужителем Протестантской церкви: он спросил мое мнение о появлявшихся в интернете сообщениях о гонениях на протестантов в РФ и Казахстане. И хотя эта тема поднималась нами несколько лет назад, думаю, сейчас, особенно на фоне событий в Украине, она снова стала очень насущной, и не только для Протестантских, но и для Православных Церквей.