«Кто хочет понять поэта должен вступить в его область» - /Гёте/.
В этот текущий день хотел бы поговорить о вещах, которые будут полезны всем, т. к. находятся много людей, не являющихся членами какой-либо церкви. Мы можем подразделить людей на два типа. Подобно: «да и нет», «день и ночь», «плохо и хорошо». «Виновен – да - нет». Христос говорит: «а что сверх этого от лукавого»-/Мт.5.37/. Наши сердца не вмешают одновременно двух типов людей.
«Typos от греческого образец, типичный характер, образ человека, наиболее вероятного, нормального, идеального образцового для определённого нрава».
«Всё равно, что сунуть руку в коробку и достать оттуда десяток нужных слов, нанизанных на нитку, как бусины и сложить во едино» - /Агата Кристи – мастер детективов/.
К первой типа людей относятся люди, которые живут светской жизнью. Они упорно учатся, добиваются успеха или они влюбляются, растят и оставляют любимых детей после смерти, которые их оплакивают; или они едят хорошую еду, работают для того, чтобы хорошо питаться, и умирают. Другими словами, это обычные люди, которые относятся к первой категории. Эта категория людей рождается, живет, но приходит к одному концу; вне зависимости от материальных благ, которые они обрели, вне зависимости от того, какое положение они обрели, стали ли они известными учеными, врачами, художниками, – всё это исчезает после их смерти. Екклесиаст говорит: «Но узнал я, что одна участь постигает их всех» - /2.14/.
Ко второй типа относятся люди, которые ценят свою жизнь как жизнь человеческого существа, ценят возможность думать, осознавать свое «я» и ощущать то, что называется «сознанием» или «умом». Досконально изучать его и пытаться сознательно управлять им. Может быть это и неплохо, но с точки зрения современные люди очень мало знают о других видах жизни. А может, и не хотят знать!
Все люди живут – сознательно или бессознательно – в силу своего принципа, своего идеала, т.е. в силу того, что они почитают правдой красотою, добром. Многие получают свой идеал уже совершенно готовым, в определённых, исторически сложившихся формах; они живут, соображая жизнь свою с этим идеалом, иногда отступая от него под влиянием страстей или случайностей, - но они не рассуждают о нём, не сомневаются в нём; другие, напротив, подвергают его анализу собственной мысли. Как бы то ни было. Как - будто, не слишком ошибёмся, если скажем, что для всех людей этот идеал, эта основа и цель их существования находятся либо вне их, либо в них самих: другими словами, для каждого из нас либо собственное я становится на первом месте, либо нечто другое, признанное им по ту сторону - высшее.
Нам могут возразить, что действительность не допускает таких резких разграничений, что в одном и том же живом существе оба воззрения могут чередоваться, даже сливаться до некоторой степени; но мы и не думали утверждать невозможность изменений и противоречий в человеческой природе; мы хотели только указать на два различные отношения человека к своему идеалу – и мы теперь постараемся представить, каким образом, по нашему понятию, эти два различные отношения воплотились в двух избранных нами типах.
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает, прежде всего, о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.
Потребности, интересы и идеалы, вообще установки и тенденции личности определяют, что хочет человек; его способности - что он может. Но остается еще вопрос о том, что же он есть - каковы основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны - и вместе с тем тесно связаны друг с другом.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности.
Жизнь за пределами дома его не интересует, его не влекут ни охота, он не увлечён ей, ни рыбная ловля, ни прогулки по лесу, потому что ноги его подводят. О, Человек, - ведь многие лишены этой возможности.
В то время как другие живут в реальном мире, они пребывает в сфере теорий, в области мечты, воспоминаний, принципов, пленительных, но недостижимых. Они трудятся среди книг, отвергая ложные понятия о жизни и формулируя принципы истинные. Согласно их представлениям, мир, некогда светлый, омрачен злом; для него радости жизни отравлены от сознания того, что другие - несчастны.
Равнодушен к золоту; слава для него - утомительное бремя; лесть — подобна жужжанию насекомых. Он отказывается от стремления к удовольствиям, видя в них проявление тщеславия. Отклоняя милосердие как таковое, равно как и сострадание по отношению к своему возрасту и к своим слабостям, он, однако, за то, чтобы милосердие и сострадание стали важными факторами, помогающими побеждать жизненные невзгоды. Одинокий, он скитается «по жизни», предается возвышенным мечтаниям, трудится в ущерб своему здоровью, чтобы принести радость тем многим, кто устал, кто нуждается в отдохновении.
«Человек, который верит, что он создан для прогресса и совершенства, смотрит иными глазами на себя и на мир, в котором он живет. Эта великая истина вырывает душу его из бездны, в которую она погружена, разбивает старые цепи, в которых была закована мысль» - /Вильям Чаннинг/.
«Один человек находится в противоречии с самим собой и с природой, существо самое развитое из всех организмов - в то же время наиболее неразвитое в своем новом назначении. Он представляет, следовательно, два мира, и в этом сказывается кажущаяся двойственность его существа» - /Гердер/.
«Не только добродетель, но и разум, не только святость, но и мудрость являются задачей человека: только оба члена в совокупности составляют совершенство» - /Отто Вейнингер/. «дабы возвышать совершенства» - /1Петр.2.9/.
Самая большая сила, которая дает человеку возможность справиться со всеми его проблемами и достичь счастья в этой жизни, - это знание. Знание – это укрепление силы разума, очищение разума.
«Сколько людей – столько и характеров», – очень часто можно услышать. И это на самом деле так, двух абсолютно одинаковых людей на земле нет. Люди имеют различные системы мировоззрения, принципы, увлечения и ценностей, по-разному реагируют на определенные внешние раздражители и события. Характер человека обуславливает его личные поступки, из которых как раз таки складывается вся жизнь.
«Есть два типа христиан – ведомые и ведущие. Ведущие – это те, кто не может без Бога. В воскресный день они — в церкви, они не только приходят сами, но и других приглашают; не только сами идут за Богом, но и других призывают к этому.
Вторая часть христиан – это ведомые, люди, которых надо брать на буксир. Их нет в церкви – то температура поднялась, то трамвай не пришел, то заработался, то забыл. Так не хочется, чтобы наши дети, наши родные, если их не вести за собой, потерялись, оказались ведомыми и не знали Бога. Надо, чтобы они были ведущими, меняли мир. Как из ведомого стать ведущим?
«Все мы в детстве были ведомыми. Меня водил в церковь папа, - говорит Епископ Андрей Дириенко, - но пришел момент, когда я понял, что не могу без Бога. Папа меня не заставляет ходить в церковь. Было время, когда Иисус был младенцем, и родители носили Его в храм. Но когда Иисус вырос, Он уже всех собирал к Господу». Какие мы? Ведомые, ведущие - или ни те, ни другие
«Что выражает собой Дон Кихот? Веру, прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину. Одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, не легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, - но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданности к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле. Нам скажут, что идеал этот почерпнут расстроенным его воображением из фантастического мира рыцарских романов. Согласны! – и в этом-то и состоит комическая сторона Дон Кихота; но самый идеал остаётся во всей нетронутой чистоте.
«Жить для себя, заботиться о себе». – Дон Кихот, почёл бы, постыдным. Он весь живёт (если так можно выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человеческим силам, т.е. притеснителям. В нём нет и следа эгоизма, он не заботится о себе, он весь самопожертвование – оцените это слово! – он верит, верит крепко и без оглядки. Оттого он бесстрашен, терпелив, довольствуется самой скудной пищей, самой бедной одеждой: ему не до того. Смирённый сердцем, он духом велик и смел; умилительная его набожность не стесняет его свободы; чуждый тщеславия, он не сомневается в себе, в своём призвании, даже в физических силах; воля его – непреклонная воля. Постоянное стремление к одной и той же цели придаёт некоторое однообразие его мыслям, односторонность его уму; он знает мало. Да ему и не нужно много знать: он знает, в чём его дело, зачем он живёт на земле, а это главное знание. Дон Кихот может показаться то совершенным безумцем. Потому что самая несомненная вещественность исчезает перед его глазами, тает как воск от огня его энтузиазма – то ограниченным. Потому что он не умеет ни легко сочувствовать, ни легко наслаждаться: но он, как долговечное дерево, пустил глубоко корни в почву и не в состоянии ни изменить своему убеждению, ни переноситься от одного предмета к другому; крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь – нравственное существо в мире) придаёт особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в котором он беспрестанно впадает. Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян её сиянием.
Что же представляет собою Гамлет?
Анализ, прежде всего и эгоизм, а потому безверье. Он весь живет, прежде всего, для самого себя, он эгоист; но верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами. Но это я, в которое он не верит, дорого Гамлету. Это исходная точка, к которой он возвращается беспрестанно, потому что не находит ничего в целом мире, к чему бы мог прилепиться душою; он скептик – и вечно возится и носится с самим собою; он постоянно занят не своей обязанностью, а своим положением. Сомневаясь во всём, Гамлет, разумеется, не щадит и самого себя; ум его слишком развит, чтобы удовлетвориться тем, что он в себе находит: он сознаёт свою слабость, но всякое самосознание есть сила; отсюда проистекает его ирония, противоположность энтузиазму Дон Кихота. Гамлет с наслаждением, преувеличенно бранить себя, постоянно наблюдая за собою, вечно глядя внутрь себя, он знает до тонкости все свои недостатки, презирает их, презирает самого себя – и в то же время, можно сказать, живёт, питается этим презрением. Он не верит в себя – и тщеславен; он не знает, чего хочет и зачем живёт, - и привязан к жизни. «О боже, боже! (восклицает он во второй сцене первого акта), если б ты, судья земли и неба, не запретил греха самоубийств! Как пошла, пуста, плоска и ничтожна, кажется мне жизнь!» Но он не пожертвует этой плоской и пустой жизнью; он мечтает о самоубийстве ещё до появления тени отца, до того грозного поручения, которое окончательно разбивает его уже надломленную волю, - но он себя не убьет. Любовь к жизни высказывается в самых этих мечтах о прекращении её: всем восемнадцатилетним юношам знакомы подобные чувства: То кровь кипит, то сил избыток. Но не будем слишком строги к Гамлету: он страдает – и его страдания и больнее и язвительнее страданий Дон Кихота. Того бьют пастухи, освобождённые им преступники; Гамлет сам наносит себе раны, сам себя терзает; в его руках тоже меч: обоюдоострый меч анализа. Сочувствует ему всякий, и оно понятно: почти каждый находит в нём собственные черты. Но любить его, повторяем, нельзя, потому что он никого сам не любит. Кто, жертвуя собою, вздумал бы сперва рассчитывать и взвешивать все последствия, всю вероятность пользы своего поступка, тот едва ли способен на самопожертвование. Всё великое земное разлетается как дым. Но добрые дела не разлетятся дымом; они долговечнее самой сияющей красоты; всё меняется, - одна любовь останется». «Любовь никогда не перестаёт, …хотя и языки умолкнут, и знания упразднится» - /1Кор.13.8/.
У одного крестьянина, имевшего большую семью, сгорел весь хлеб. В соседней деревне добрые люди собрали для него несколько десятков пудов зерна и, погрузив мешки на телегу, отправили пострадавшему.
Узнав об этом, крестьянин вышел за дверь своего дома и стал ожидать прибытия телеги. Вскоре послышался сильный грохот – стук тележных колёс. Крестьянин был уверен, что это приближается к его дому ожидаемая им подвода с зерном. Через несколько минут телега остановилась рядом с крестьянином. Но, увы, она оказалась пустой, потому так и гремела по дороге. Её хозяин только спросил крестьянина о причине пожара, уничтожившего весь его хлеб, и поехал дальше. Это была не та телега, которую он ожидал с такой надеждой.
Телега с хлебом подъехала к его дому совсем без шума, потому что была нагружена доверху. Со слезами радости и благодарности снял с неё крестьянин мешки с зерном и смог спасти от голодной смерти себя и своё семейство.
Эти две телеги напоминают собою два типа христиан. Одни из них слишком шумят, но не дают сердцам ничего, кроме пустоты. Другие же тихо и кротко несут своё служение, подносят окружающим обилие Хлеба Жизни. И тогда из уст спасённых несётся слава Иисусу!
Скажи, христианин, кто ты: много «шумящий» об Иисусе Христе или без лишнего шума дающий людям Хлеб Жизни?» - /Пётр Дейнека/
«Два рода людей знают Бога: люди со смирённым сердцем всё равно – умные ли они или глупые, и люди истинно разумные. Только люди гордые и среднего разума не знают Бога, хотя много говорящие о Нём» - /Паскаль/.
«Вы не можете основать Христово братства там, где, с одной стороны: невежество, нищета, рабство и развращённость; а с другой стороны: культура, богатство и власть мешают взаимно уважать и любить друг друга» - /Иосиф Мадзини/.
«Вечно новым и постоянно возрастающим удивлением и благоговением две вещи наполняют душу, - говорит Кант, - чем чаще и постоянно ими занимается размышление: звёздное небо надо мною и закон нравственности во мне».
Нам нечего прибавлять после этих слов. Мы почтём себя счастливыми, если указанием на те два коренные направления человеческого духа, о которых мы говорили перед вами, мы возбудили в вас некоторые мысли, быть может, даже не согласные с нашими. Если мы, хотя приблизительно, исполнили нашу задачу и не утомили вашего благосклонного внимания».
Источник: И.Тургенев - писатель. Eвгeний Пaвлoвич Ильин, доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета им. А.И. Гepцена, заслуженный деятель науки РФ. Теодор Драйзер – писатель. Пастор Пётр Дейнека, г. Серов Свердловской области/
|