«Эгоизм изворотлив, как хамелеон» - /В.Белинский/. Хам - история появления в разговорной речи этого слова в различных культурах разнообразна. Так в переводе с арабского языка «хам» означает «горячность, горячий». С русского церковнославянского – «человек из простонародья», с египетского – «раб», а на иврите – «жаркий, темный». Из этимологии слова уже складывается первоначальное понимание термина. Леон - означает «лев», имеет греческие корни. Леон не стесняется навязывать окружающим свою точку зрения. Ему не хватает веры в собственные возможности, а завышенная самооценка и мощная энергетика толкают его к эгоизму и делают безвольным. Итак, хамелеон – из простого народа, горячий – но тёмный, безграмотный – навязывающий народу свою точку зрения, но сам не понимающий, что говорит и делает. Имитирующий грамотность - искажения реальности, живут в иллюзорном мире собственного превосходства над окружающими. А еще они склонны недооценивать тех, кто обладает более обширными знаниями.
Имитировать латинское – imitatio (подражание). В первой половине XIX в. слово было заимствовано из французского языка и довольно скоро получило широкое распространение в русском языке. Имитация – подражание кому-либо; подделка. Феномен получил свое название от хамелеона, животного, которое меняет внешний вид своей кожи, чтобы слиться с окружающей средой, в которой он находится.
Эффект хамелеона — это явление, при котором мы имитируем манеры, жесты или выражение лица люди, с которыми мы взаимодействуем чаще всего. Это заставляет вас подсознательно изменять поведение, чтобы соответствовать поведению людей из вашего близкого круга общения или даже незнакомцев. Образ жизни хамелеонов построен на обмане, притворстве и эксплуатации других людей. Хамелеонами их называют за умение приспосабливаться к окружающим условиям. Редко можно увидеть их истинное лицо, поскольку, снимая одну маску, они тут же надевают другую.
«При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». Хамелеон меняет свою окраску, а Очумелов своё мнение, в зависимости от ситуации, которая может быть выгодна для него. А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера» - /А.Чехов «Хамелеон/.
Как часто такие качества, как следование за страстью, самообольщение, лицемерие, упорство в непринятии истины, а также отсутствие понимания таких вещей, как «приемлемое разногласие среди христиан приводили к таким опасным последствиям, как переменчивость взглядов в религии, к так называемому «хамелеонству». А ведь не просто так пророки во главе со сподвижниками предостерегали от переменчивости и хамелеонства в религии, когда человек бросается от одного мнения к другому, из одной крайности в другую.
И как же много таких «хамелеонов» в наше время, которые меняют свои убеждения и позиции чаще, чем свои привычки, начиная считать заблуждением то, что ещё вчера для них было, чуть ли не небесной истиной, или же наоборот, начинают считать чуть ли не единственно верной истиной то, что вчера считали заблуждением. Зачастую причина хамелеонства в религии – это лицемерие, будь то явное, или же скрытое, о котором многие люди могут и не подозревать.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: «Из числа качеств лицемеров – это хамелеонство и постоянная переменчивость. Они не пребывают в одном состоянии. Ты можешь увидеть его восхищающим тебя своей религией или поклонением или следованием прямому пути или правдивостью, однако потом он меняется к полной противоположности, будто бы он вообще не знал иного. Такой человек сильнее всех из людей изменяет свой окрас и состояние».
Хамелеонство может быть следствием слабой убеждённости относительно Библии. Часто некоторые христиане, которые верят в Библию, но не имеют при этом истиной убеждённости, столкнувшись с малейшими сомнениями, которые часто сеют враги христианства, начинают впадать в замешательство и сомнение касательно истинности какого-то текста в Библии, а быть может, самой религии и даже Творца.
Чем больше ваши успехи в имитации, тем больше вы проваливаетесь в том, что касается вашего бытия. Чем глубже вы погружаетесь в имитацию, тем дальше вы уходите от себя; и обратное путешествие не будет легким. Имитация – удивительно распространённый феномен у нас. Огромное количество религиозных организаций и чиновников в России работают ради этого.
Имитация Христа. Вы можете имитировать Христа на протяжении миллионов жизней; и все же вы не будете Христом ни христианином, вы будете лишь имитацией. Порой люди так хотят быть настоящими, что имитируют все, в чем не дотягивают. Имитируют любовь и дружбу. А имитация - это не ваше истинное лицо. Может быть потому, что все, чего они добились и что имеют, ненастоящее? А всего лишь имитация любви, благополучия, успеха?
Так продвигают бездарей пастырей, очень желающих стать успешными. В церкви имитация успеха становится настоящей работой по продвижению «ложного таланта».
Тысячи живых трупов бродят по нашей планете, успешно имитируя друг перед другом саму жизнь. Они активны и озабочены, суетливо создают вокруг себя иллюзию движения, развития, ввязываются в конфликты, сплетничают о соседях, продают и покупают голоса и мнения, накапливают материальные блага. То есть на внешнем плане очень активно живут чужой жизнью. Привычка имитировать, а не действительно чувствовать и делать, постепенно приучает человека жить в определенных рамках. Он крайне не свободен, скован, зациклен и забывает о своих настоящих желаниях.
Имитация порождает ложь и демагогию. На словах забота о людях – на деле рост бедности и социального неравенства. Имитация борьбы с инфекцией при непрерывном увеличении цен на лекарства. Проникла имитация и в церковные стены. Отчётность в епархиях и на приходах ныне почище, чем у учителей. Не счесть разного рода епархиальных миссионерских, благотворительных и прочих структур, существующих только в отчётах в Патриархию. Церковь построила свою, параллельно с государственной, бюрократическую систему. Часто требования из центра нелепы, или размыты, или практически неприменимы, и тогда только имитация позволяет избежать взысканий.
Имитация сродни актёрству, когда человек не то, что он говорит и делает. Когда православная жизнь превращается в благочестивую игру, то надевание маски «зело православного», имитация искреннего покаяния или религиозного вдохновения – вполне объяснимы. Но хуже другое. В этом «театре» человек теряет себя, свою богоданную личность, становится тем, что копирует. Как сказал один мудрец, имитация как готовая одежда: покупаешь её и носишь. Но вскоре эта «одежда» начинает диктовать тебе поведение, мысли, образ веры. А тут и отец лжи обок, готовый использовать твой «актёрский» талант.
Это склонность говорить, одеваться и вести себя, как мог бы воображаемый духовный человек. Это своего рода имитация духовности, подобная тому, как искусственный мех имитирует настоящий. Искусственная духовность — это некое духовное «шарлатанство», душевно-плотская подделка, имитация духовности душевно-плотскими действиями, связанная либо с неопытностью и бездуховностью, либо с целенаправленными намерениями прельстить. Мы живем в ощущении имитации жизни, в том числе и жизни духовной. Имитация реальности, которая буйно расцвела в последние дни. В нашем месте Писания «... ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха». Павел говорит, что одним из признаков последнего времени будет «отступление». Выражение «отступление» происходит из греческого слова «апостизия», то есть «отступничество», и подразумевает обращение от истины к заблуждению. Павел говорит, что перед пришествием Иисуса церковь - отступница будет состязаться с истинной Церковью. Это-то заблуждение, из-за которого многие будут обмануты - обман через имитацию.
Вы если уж взвалили на себя такой пост, - то соответствуйте. А если не можете - уйдите со сцены, или передайте эстафету тем, кто готов реально работать, а не имитировать. Мудро заметил Иоанн Златоуст: «Посмотри на самого, себя: каков, бываешь ты по возвращению из церкви, и каков – по выходу из театра. Сравни оба эти дня, и тебе не будет нужды в наших словах».
Чего-чего, а вот имитацией мы научились пользоваться с самого детства. Сначала мы имитируем то, как мы хотим, есть и пить, только по одной причине, нам просто хорошо с мамой, она такая нежная и с ней чувствуешь себя в безопасности, вот и рвем глотки, чтоб нас заметили и прижали к себе.
Подрастая, мы понимаем, что можно таким образом манипулировать теми, кто ответственен за нас. То, что сходит с рук в младенчестве, непозволительно в зрелом возрасте. Но мы не можем остановиться, наши тормоза сорваны, потому что нам все было позволено в детстве. Кому лучший кусочек – детям.
К сожалению, в церкви всё зачастую построено на этих же принципах. Если я пастырь, то я должен быть отцом для всех прихожан. А те из тебя веревки вьют. И вот уже глядишь, проповеди его направлены не на наши недостатки, а на то какие мы замечательные и лучше нас нет никого. Если обличения, то без острых углов, если пророчество, то пророк видит, лишь то, что вдохновляет (как им кажется) на труд во Христе. Учения направлены на те нужды, которыми озабочена основная часть паствы. А чем она озабочена не трудно, догадаться. Обычная формулировка: «давай, и давай». Но чтоб поддержать свой имидж, мы занимаемся имитацией. Имитируем улыбку, когда чувства отсутствуют, имитируем служение Богу, превращая все дела в суету. Строим большие здания для церкви, создаем разные шикарные проекты, лишь бы привлечь людей этого мира. Имитируем молитву, темперамент, пророчества, которые в угоду человеку, говорят о его достоинствах и ни слова о его проблемах. Но почему тогда Господь в такие времена благодатные вновь говорит нам, что едва ли Он найдёт верующих людей среди нас? Да потому, что мир этот погибает от подделок, от имитаций, которыми заполонено буквально всё. И наша вера тоже становится имитацией – мы благочестивые внешне, мы носим кресты, мы спешим в какие-то паломничества! И как много людей ездит в паломничества, но что меняется от этого в нашей жизни? Мы благочестивые, но мы имитируем это благочестие, потому что мы не живём по христианским заповедям, потому на наших глазах совершается всякое непотребство, а мы всё мимо ходим, потому мы можем позволить себе, придя сегодня после храма, домой, включить телевизор и смотреть всякие передачи.
А нам с вами ничего не будет, потому что мы имитируем, потому что мы с вами живём в подделке. Как продукты нам сейчас подделывают, так и вера наша с вами поддельная. От продуктов поддельных мы погибаем. И от веры нашей, поддельной, имитационной, нет никакого спасения. Всё имитируется – чувства добрые, любовь, верность, преданность. Так жить, дорогие мои братья и сестры, нельзя! Это про нас Господь говорит - о таких благочестивых внешне, с крестами, которые ходят в храм, причащаются - что «едва ли обрету верующих».
И они (во всяком случае, их руководство) очень стремятся выйти из сектантского замкнутого круга. Они хотят ассимилировать христианскую культуру России - это очень, положительный штрих.
Обидно наблюдать, как многие христиане имитируют веру, которую невозможно доказать делом. Это как мнимая беременность. Какие бы симптомы беременности ни ощущала женщина в своем организме, все докажет время. Если не было зачатия, то и плода быть не может! Никому не интересны ощущения – нужен результат! Масса обольщенных мнимой верой людей никогда не увидит плода своей веры по очень простой причине. У них нет веры! Это чистой воды иллюзия, виртуальные фантазии, самообольщение.
Имитация жемчуга - это жемчуг, который в полном смысле слова можно именовать «искусственным». В его появлении на свет устрица не принимает никакого участия. Искусственный жемчуг – плод творения человеческих рук от начала до конца.
Зияющие высоты: Сначала я никак, - говорит Зиновьев, - не мог понять. Почему люди, создающие видимость (имитацию) дела, добиваются больших успехов, чем люди, делающие настоящее дело. Почему имитация дела жизнеспособнее самого дела. Проблема на первый взгляд представляется ошеломляюще парадоксальной. Для дела часто нужно совсем мало людей (иногда - буквально два или три или от силы пять человек). В имитацию дела оказываются втянутыми большие массы людей. В десятки и даже сотни раз больше... В большинстве случаев имитация дела возникает без самого дела, независимо от дела или уничтожает само дело, но при этом процветает еще успешнее. Дело часто можно сделать за несколько дней, месяцев. Имитация дела может тянуться годами и десятилетиями. В деле нужен конечный результат, отчуждение его, беспощадная проверка по независимым от создателей принципам, внешняя оценка. В имитации дела достаточна лишь видимость результата, точнее - лишь возможность отчитаться за прожитое время, проверка и оценка результатов производится лицами, участвующими в имитации, связанными с нею, заинтересованными в сохранении имитации. Ход дела - незаметная, обыденная, скучная работа. Труд. Имитация - житейская суета. Ход имитации может быть представлен как грандиозное театральное представление. Для дела нужен профессиональный отбор наиболее способных. Дело отсекает не отобранных, не заботясь об их судьбе. Участие в имитации доступно для многих.
В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать — шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки. В музыке термин «имитация» означает особый прием развития. Им принято называть повторение мелодии, которая только что прозвучала в другом голосе или у другого инструмента. Чаще всего имитация встречается в произведениях полифонического склада (термины «полифония» и «гомофония» объясняются в рассказе о многоголосии). Если вам приходилось слушать фуги Баха или Шостаковича, то вы, наверное, заметили, что начинается фуга одноголосно. Затем мелодию, исполненную первым голосом, повторяет второй — от другого звука. Далее с той же мелодией вступает третий, а затем и четвертый голос. Имитация встречается и в гомофонной музыке. Однако если в полифонической она — основной и совершенно непременный прием сочетания голосов. То в музыке гомофонно-гармонического склада она используется лишь изредка.
«Но более честный ищущий подлинной Славы и Силы Божьей, наверняка согласится, что также есть сегодня и много имитации в современной церкви. «Будучи, - говорит один, - профессиональным режиссером-педагогом, преподавая долгое время азы актерского искусства в театральных учебных заведениях, во время темы «имитация эстрадного и классического пения», много раз удивлялся, как при помощи актерского мастерства можно искусно создать иллюзию имитированной песни».
Что значит имитация?» - недоумевает восторженный дилетант. «Они просто мастерски открывали рты и совсем не пели, а лишь имитировали, создавая иллюзию пения, в этом и заключается задача данного актерского упражнения», - парирует и кроет финишной картой бывалый зритель. Да! Имитация на то и имитация, как и хорошая репродукция, как и «качественная» подделка, что при первом ее прочтении и просмотре, и даже прощупывании, часто можно и не отличить ее (подделку) от подлинника; но при ближайшем изучении либо при тщательном рассмотрении глазом профессионала, знающего толк в деле, подделка от подлинности выявится, как говорится «на лицо» или на лице, как мы часто любим, шутить в последнее время.
Искренне верить, а потому и писать, что наш Господь не нуждается в такой помощи. Ему сегодня не нужны «искусные пастыри-режиссеры», которые будут учить публику - «актерской имитации» и «помогать, ей верить!». А если жизнь имитировать – наступает смерть.
Надеюсь теперь, вам понятна разница между имитацией духовности и доброты и реальной добротой и духовностью. А теперь, и вспомните притчу про Христа и пожертвования. И научитесь уже видеть, где истина, а где имитация духовности и милосердия.
Имитация жизни, имитация душ! В виртуальных мирах, от зари до рассвета!
Не хватает тепла, иль руки, или чувств и как будто боимся — живого привета!
Как же люди любят все имитировать. Имитировать чувства и эмоции, не испытывая их на самом деле. А хуже всего, когда люди имитируют отношения и любовь.
Не понимаю тех, кто хочет подарить куклам души и пытается добиться схожести с людьми. Какой бы прекрасной ни была кукла, это лишь имитация, оболочка без души. Человек всегда выше, даже если это просто труп, даже на стадии полного уничтожения. Спектр ощущений, радость бытия — вот что отличает человека. Нет, даже кукла, способная на самосознание, не справится с той глубиной, на которую способен человек. Не могу понять людей, пытающихся вдохнуть в куклу душу и имитировать внутреннюю жизнь человека. Если уж делать действительно прекрасную куклу, это должна быть великолепная плоть безо всякой души. Труп, бесстрашно стоящий перед бездной собственного разрушения.
«Нельзя сегодня создать имитацию идеи, которая будет воплощена только завтра».
«Когда приходит опыт, - пишет Н.Цискаридзе, - уходит прыжок. Он уходит у всех, потому что у человеческого организма есть лимит. Дальше уже идет имитация – имитация прыжка, имитация пластики». И мало кто может руководить. Ведь изначально надо научиться руководить собой и нести ответственность за результат»
«Подражайте мне, как я Христу» - /1Кор.4.16/, – увещевает нас Апостол. Не «имитируйте», а «подражайте». Принципиальная разница.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности