Совсем недавно мы в небольшой группе христиан читали из Библии о некоторых персонажах, действия которых, по представлениям нашим, не совсем, как бы, хороши. То есть, это такие люди, вернее сказать, действия некоторых людей такие некрасивые, с нашей точки зрения, что как бы становиться не совсем приятно от их поступков. Многие люди, сегодняшние, я не знаю о прошлых веках, глядя на таких героев как Авраам, в отношение к Сарре, или Иаков, или всем известный Адам в Едеме, должны чувствовать, по крайней мере, некоторое такое брезгливое что-то к ним, смотреть на них как-то снисходительно в том смысле, что они жили, не очень умно, что ли. Не так высоко этически как мы, с какими-то низменными характеристиками что ли.
И тут еще некоторые фразы, из других мест Писания, например, Исав и Иаков, о которых Бог говорит, одного возлюбил, а другого возненавидел, заставляют нас искать оправдание Богу. Вроде Авраам Ему, Богу, друг, а он, Авраам, как выразился один мой хороший знакомый, сдает свою жену, Сарру, в чужой гарем. Вроде как за прибыль продал свою жену другому дяде, с пояснением: «а это моя сестра». Или Иаков с мамой, которая одела его в шкуру и подсунула подслеповатому отцу, для получения благословений. Адам, который выставил претензию самому Богу, вроде того, что это же Ты дал мне такую жену, и еще некоторые лица из Писаний, которые заставляют искать оправдание Богу за то, что Он называет их своими друзьями.
Дорогой друг, если тебя смущали истории о многих патриархах, если ты думал, ну зачем такое помещено в Священное писание, если тебе приходилось оправдывать Бога, даже хотя бы самому себе за этих людей, может быть еще много-много чего, давай вместе попробуем найти ответ: зачем истории об этих людях находят себе место на страницах Библии.
Но прежде чем приступать к личностям, сделаю одно маленькое отступление, хотелось бы, что бы оно помогло нам настроится на определенную волну, как теперь говорят. В Евангелии от Иоанна, в первой главе, есть место, которое описывает первых учеников Господа Иисуса Христа.
Иоанна 1:29-51. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. 30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. 31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. 32 И свиде-тельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого уви-дишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. 35 На другой день опять стоял Ио-анн и двое из учеников его. 36 И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. 37 Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. 38 Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. 40 Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. 41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; 42 и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр. 43 На другой день [Иисус] восхо-тел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. (русский синодальный канонический текст. Дальше везде будет использоваться такой же).
Один интересный вопрос навязывается сам собою: как, по каким критериям эти люди, Андрей и Филипп, по крайней мере, поняли, что перед ними Спаситель Мира – Христос? Единственное замечание принадлежит Филиппу: «мы нашли того, о ком писали Моисей и пророки».
Я вижу здесь две первоначальные вещи: они, простые рыбаки, необразованные люди, названные в начале Нагорной проповеди «охламоны», что в переводе обозначает людей без академического образования, во-первых – хорошо знают Писания, а во-вторых – ждут и ищут исполнения эти самых Писаний. Они знают, что должен придти Искупитель и ждут Его. И это не просто хорошее знание текста, чем, возможно, гордились книжники и фарисеи, так выглядит, если посмотреть в Матфея 2:5-6. Это должно быть знание и понимание духа Писаний, внутренний его части, знание, так сказать, сердца Бога.
Для того, чтобы встретиться с человеком, Бог оставил о Себе запись, описание Себя. Какой Он будет, когда придет. Возможной иллюстрацией может послужить любой шпионский роман, где должны встретиться двое незнающих друг друга в лицо людей. И вот перед встречей идет обмен паролями, которые должны подтвердить, что тот, кто им обладает, правильным паролем, и есть правильный связной. То есть, получается, что Андрей и Филипп, и Нафанаил, размышляли о Том, Кто должен придти. Значит, они ждали, надеялись, верили, что Бог придет видимым образом. Возможно, они не до конца понимали теологию, или еще какую «логию», но они верили – Бог приходит к людям, и он придет, и вера их была основана на Ветхом завете. На тех историях, которые нам могут ка-заться странными и неэтичными. Я твердо убежден в том, что все Писание рассказывает нам об Иисусе Христе, о Спасителе. О том, какой Он будет, когда придет, что будет делать, как поступать будет, какие слова скажет. У тех людей не было Нового завета, который есть у нас. У них не было жизнеописания Христа. У них был Моисей и пророки. И оттуда они черпали свои знания о Боге. Апостол Павел сказал, что это образы для нас, достигших последних времен. Образы для того, чтобы лучше было понятно о действиях Божьих.
Адам и Ева.
Начало начал, основа бытия, первая история. Бог создает прекрасное место для обитания. Там есть все нужное для каждодневного потребления. Там есть встреча с Творцом каждые день. Все христиане с детства знают эту историю – историю грехопадения человека. И все осуждают Адама по той простой причине, что каждый видит в нем начало своих проблем. Ведь это из-за него, Адама, мы, теперь, должны жить в мире в котором правит Грех.
Однако апостол Павел в Послании к Римлянам в 5:14 (…над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.), с одной стороны говорит, что Адам преступник, а с другой – что он образ будущего. Кто-то сказал, что если в Библии видеть только грешного человека и его грязные дела, то для души нет ни чего светлого в такой книге. Можно просто посмотреть вокруг и увидеть множество всего того же. В Библии хочется видеть Бога, образ будущего.
Я задаюсь вопросом: зачем история об Адаме и Еве помещена в Священное писании? Рассказать мне о том, как, каким путем все стало так плохо? Чтобы я мог восполнить свой интеллектуальный пробел в сфере познания от чего я такой плохой, или откуда началось в мире падение, если я, конечно, замечаю падения или взлеты? Я уверен, что каждый человек, каждый! какой бы он не был, с прожженной совестью или нет, верующий не верующий, но иногда он думает: «Ну почему я такой? Зачем так сделал?», и сожалеет о чем-то, что он сотворил. Может, что-то сказал, может, сделал, а может только хочет сделать и борется внутри себя, сам с собою. И его нельзя утешить тем, что вот, смотри, ты такой по-тому, что когда-то, за много тысяч лет до твоего рождения, Адам и Ева сделали что-то такое, с чего все началось. Любому человеку требуется не знание о том, почему он плох, а знание о том, можно ли выбраться из такого положения. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?». Что толку трясти ребенка спрашивая: «Почему ты получил двойку?», прогресс будет, если спросить – «Что ты собираешься делать, чтобы исправить положение?»
Вернемся в Эдем чтобы посмотреть, а как там все происходило и чему это может нас научить. Для начала не мешало бы построить так называемый «портрет» персонажа. Вот возьмем Адама. Какой он был? Бытие 2 глава рассказывают нам о сотворение человека. И здесь мы видим несколько моментов.
Во-первых – Адам чувствует свое одиночество. Ему надо еще кого-то. Бог приводит к нему всех животных и человек, внимательно осматривая их, дает им названия. И Бог хочет, чтобы именно человек дал названия животным, он хозяин, они теперь должны подчинятся ему. Но среди них нет помощника подобного Адаму. С этим согласен и Бог. И Он создает помощника из внутренности самого человека. Теперь Адам не может сказать, что это что-то чужеродное, нет, «это кость от кости моей и плоть от плоти моей». Другими словами, по простому – Ева часть Адама. Ева это часть меня – это очень важно. Это не просто кто-то, это я сам, только в меньшей части. Мои гены, моя плоть, моя кость, из меня взята часть меня самого и это и есть Ева. И дальше стоит серьезнейшее заявление – человек оставит отца и мать, то есть тех, кто дал ему жизнь, и соединиться с женою своею. Апостол Павел разбирая этот вопрос в 5 главе послания к Ефесянам, в заключение делает вывод, что «тайна сия велика; по отношению ко Христу и к Церкви». Отношение мужа и жены, и отношение Бога с Церковью – вот где враг хочет больше всего разрушить. Отсюда широта взглядов на супружество в этом мире; множество разводов; не вступление в брак, на всю жизнь, а сожительство; брошенные дети при живых родителях; можно перечислять долго, но все для того, чтобы опорочить первоначальный смысл отношений – единство. Единство на всех уровнях. Больно одному, больно другому; радость одного – радость второго; ты это я, а я это ты; мы вместе, ты часть меня. Но по отношению к Богу и Церкви единение еще большее, людские отношения только тень будущих благ. Об этом можно много говорить, но посмотрим, что же еще есть у Адама?
Во-вторых, Адам лично общается с Богом, и получает от Него заповедь – предупреждение. Почему я говорю предупреждение: мы не знаем, как устроен мир, мы не знаем, так сказать, его технического устройства, и, например, как и дома, мы говорим нашим детям, что не надо трогать электророзетки или не пихать туда всякие предметы, потому что это опасно для жизни. Разве не так? Почему мы это делаем? Мы заботимся о своих детях, мы стараемся научить их безопасному проживанию, мы потихоньку адаптируем их в этот мир. Ведь для того, чтобы жить в мире без лишнего травматизма, надо следить за собой. И это считается в порядке вещей. Так почему Бог не мог произрастить в Своем саду то, что Он считал нужным? Может быть не сейчас, не в данный момент, но оно нужно для этого мира. И Он совершенно спокойно мог предупредить: не ешь от этого. Ведь ребенок вырастет и будет пользоваться электричеством.
Возникает еще один вопрос – а где в этот момент находилась Ева? Я много раз слышал о том, что первые люди не исполнили заповедь, и поэтому пришло наказание. Но дорогой друг, ответь на вопрос – где находиться Ева в момент дачи заповеди? А ее нет. Она еще не создана. Ева не могла своими ушами слышать заповедь, которую Бог дал Адаму. Ее еще просто нет. Тогда откуда она знает о том, что нельзя есть с дерева познания добра и зла? Правильно, от Адама. Адам, должно быть, рассказал ей об этом дереве и о том, что сказал ему Бог, о запрете есть плоды этого дерева. Нормальная житейская ситуация. Муж рассказывает жене то, что у него происходит. В любой нормальной семье, каждый вечер, когда муж приходит домой, они вместе, он и его жена, сядут на кухне и рассказывают то, что происходило с ними днем. Ведь они одна плоть, двое ставшие единым, им должно быть интересно, что же происходило с моей другой частью в мое отсутствие. И я могу себе представить и этот разговор. Адам приходит после встречи с Богом, который в прохладе дня, то есть под вечер, выходил, как обычно, для встречи с ним, и говорит своей Еве: «дорогая моя, есть одна вещь, о которой мне надо тебе сказать, это очень важно, по-слушай меня, радость моя», и рассказывает ей, что до того, как она появилась на этот свет, Великий Бог, Творец всего видимого и невидимого, сказал ему, Адаму, чтобы он остерегался, есть плоды того дерева, которое растет посреди рая, от того, которое называется «дерево познания добра и зла». И Ева понимала его, и слушала, и старалась запомнить, по описанию, как выглядит это дерево, а может, Адам повел ее на то место и показал издали, говоря, что вот оно стоит, или еще как, но Ева запомнила это предостережение. Она хотела быть послушной и хотела угодить своему Адаму, и чтобы не огорчать его, она приняла решение даже не прикасаться к этому дереву, если оно такое опасное. Печаль вся в том, что интерпретация Божьего слова, любая, в сторону строгости или излишняя либеральность, приводят к плохим последствиям. Потому что если кто приложит к словам сим что-то свое (откр. 22:18-19)… и гибнет народ за недостатком ведения. Возьмем во внимание: Ева получила заповедь из уст Адама. Это немаловажный прообраз. Адам становиться богом для Евы. Он посредник, в данном случае, между Богом и Евой. Это очень напоминает ситуацию с Моисеем и Аароном. «Я буду говорить тебе, а ты передашь брату своему и станешь богом Аарону … а он будет говорить народу и фараону …»
Ева не плохая, она старается сделать все как можно лучше. Она принимает заповедь, она остерегается даже подходить к тому дереву, на всякий случай. Она, как и мы. Зачем ее осуждать? Что ты судишь и сам делаешь? Или думаешь, что будешь судить, и поэтому тебя не станут судить? Какая у нас первая заповедь при разговоре о грехах? Что сначала мы выставляем как свою добродетель? Первое, что я слышу – мы не пьем и не курим. Это наша первая заповедь, нарушая которую, все остальные грешат. Это первый признак греха в наших глазах. И мы говорим, приходи, и Бог тебя избавит от пьянки и курения, и даст тебе здоровье. А следующее по значимости – не воруй. А чем плох Аарон, ко-торый создал тельца только для того, чтобы народ из церкви не разбежался? Ведь он побоялся, народ сей жестоковыйный, вдруг они сделают то, о чем говорили и повернуться и уйдут обратно в Египет, или пойдут куда самостоятельно, а Моисея-то нет, он на горе, с Богом. Придет Моисей, а народ где, нет? Что тогда будет? Куда дел мой народ, спросит он. А что я ему скажу? Ведь в голове бьет заповедь – даже не прикасайся. Ведь мы должны служить людям, нашему городу, нашей стране (похожая ситуация описана в 1Царств 13:8-12). А что Бог говорить по данной ситуации, когда народ хочет уйти, что Он говорит? Исход 32: 9: И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; 10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
То есть, Бог говорит, что тех, которые не хотят прибывать потому, что любят Его, Он может их уничтожить. А от Моисея произвести новый народ, такой народ, который будет поклоняться, и любить только Его. Потому, что первая заповедь - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Церковь, мы еще живы потому, что есть Моисей, наш Моисей – Иисус Христос. Это Он говорит Отцу – подожди, я окапаю, удобрю, и тогда посмотрим, может, будет плод.
Но вернемся к Еве и той проблеме, которая погубила ее. Итак, Ева ходит по саду, то есть, по той земле, которую Бог создал для обитания человека. Мне кажется, не стоит обособлять. Это вот было в Эдеме, а мы то находимся совершенно в другом месте. Мы как раз и находимся в том месте, которое Господь создал для жизни каждого из нас. Итак, Ева ходит, и вдруг раздается голос. Я не знаю, как она реагировала на говорящего змея, я думаю, что не это главное. Главное, как она реагировала на то, что он ей сказал.
И сказал змей жене: «подлинно ли сказал Бог …». Вот основной вопрос – Ева, ты уверенна, что твой Бог искренен с тобой? На сколько правдиво то, что Он говорит? Точно такой же вопрос та же самая личность задавала и Господу Христу в пустыне, после крещения и сошествия Духа Святого. И Марк, и Матфей, и Лука единогласно говорят о том, что после крещения, по сошествии Духа Святого, был голос с неба: «… вот Сын Мой возлюбленный …», и только после этого Христос уходит в пустыню. И там подходит к нему сатана и спрашивает: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий …». Речь не о том, что мог сделать Христос – превратить ли камни в хлеб или нет. Если по-смотреть дальше, то можете увидеть превращение немногих рыбок и хлебов, усмирение бури, как власть над стихиями мира, и еще множество чудес. Не о чудесах идет речь. Сатана точно знал, что может сделать Создатель мира. Но он хотел нарушить отношение с Отцом. Встать посередине, и внести разлад в эту связь. И до сих пор происходит то же самое: искуситель приходит с тем же вопросом – «истинно ли то, что сказал Бог?».
Разговор с искусителем внес в душу Евы разлад и сомнения. А там, где нет твердости и уверенности в том, что тебе надо, приходит похоть. Похоть не в смысле какого-то полового влечения, а в смысле прихоти, желания. «А вот, что будет если возьму, а что будет если выпью, а что будет если …». Список таких мыслей каждый может продолжить сам. Мы их хорошо знаем. «А что будет?». Мы только не знаем, а чтобы это значило – «смертью умрешь». Потому, что ни кто из нас не знает, что такое духовная смерть. И даже вкусив и ничего не почувствовав, мы говорим – «Ну и что дальше?».
Ева стала смотреть на дерево. Трудно сказать что у нее творилось в голове, но Писание подсказывает нам, что "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех" (Иак.1:14-15). Можно долго расписывать Евино падение, но не она главная в этой истории. Она просто взяла. И ничего не произошло. Ничего. Она набрала плодов этого интересного дерева и пришла к своему Адаму. Я не осуждаю женщин, как некоторые говорят, основываясь на словах Павла, что вот все из-за них мол происходит. Вряд ли здесь вообще идет речь о женщине. Ведь невеста и жена – это эпитет Церкви. Это мы. Те, ради которых умер Христос.
Она приходит к мужу, к Адаму и вот тут возникает один вопрос. А как Адам отреагировал на нее? В том смысле, заметил ли он перемену в ней или нет? Почувствовал ли Адам что-то новое в своей жене? Или он был на столько глуп и близорук, что просто, не отрываясь от монитора, протянул руку и взял то, что ему дали? И вкусив, закричал: «Что ты мне подсунула?!». А ведь Бог творил человека по образу Своему, Он сказал, что то, что сотворено, весьма хорошо. Как же этот, весьма хороший, сотворенный по образу, мог быть таким глуповатым и недальновидным. Я не верю в такого Адама. Это примерно то же, что и происхождение от обезьяны. Такая глупая мартышка прыгала по веткам и сбила не тот плод, съела, и ей стало плохо.
Адам понял, что произошло. Произошла трагедия. И теперь он оказался пред выбором – либо ее, Еву, надо убить, либо … Но ведь это плоть от плоти моей, кровь от крови моей. Это часть меня. Я должен убить сам себя. Или расстаться сам с собою навсегда. И он пошел с ней. Оставив славу небес, Он выбрал страдания и мучения этого мира. Ради нее. Ради нас. И когда пришел Отец, и спросил Его: «почему?», он ответил: «ведь это самое дорогое, что есть у меня, ведь это Ты дал мне, как мне ее бросить?». И Бог его не осудил. Он не убил их, а принес жертву за них. Кровь покрыла их. И знаком того, что Бог их оправдал, стали одежды кожаные. Бог велик и милосерден, Он не хочет что бы кто погиб, Он хочет чтобы каждый был спасен и чтобы все достигли познания истины.
Я знаю, что многие возразят: «а как же проклятие на землю?». Бог констатировал непреложный факт. Из-за вашего действия теперь произошло вот это. Ведь можно простить само действие, но очень часто невозможно избавиться от последствий некоторых действий.
Адам сделал то, что потом сделал Иисус. Посмотри на Адама и ты другими глазами взглянешь на Христа. Чего Ему это стоило. Что Он пережил, оставив Небо и придя в этот мир, чтобы жить с нами. Чего стоит Духу Святому жить с нами? Подумай об этом.
Помышления духовные – жизнь и мир, а помышления плотские – смерть.
Станислав Клянин,
Рига. Латвия
Родился в 1960 г. Христианин с 1992 года. Пятидесятник. Церковь "Благая весть" город Рига, Латвия. Женат, двое детей. Вся семья находится в церкви. e-mail автора:stas_klanin@mair.ru
Прочитано 3565 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо за статью, есть в ней много поучительного. Только конец меня разочаровал, надеялась, что автор будет говорить о Христе, как о единственном источнике оправдания.