Матфея:7:1-5
1 Никого не осуждайте - и вас Бог не осудит,
2 потому что каким судом судите, таким Он осудит и вас и какой мерой мерите, такой Он отмерит и вам.
3 Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата, а в собственном бревна не замечаешь?
4 Как ты можешь говорить своему брату: "Дай я выну соринку из твоего глаза"? Посмотри, у тебя в глазу бревно!
5 Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.
Наш Господь в своем предвидение знал, что церковь никогда не будет идеальной. Он знал, что будут возникать конфликты, ссоры, проблемы во взаимоотношениях. Как же вести себя христианам в подобных ситуациях? Как относиться, например к оступившемуся ближнему? Оставил ли Христос, какие то указания нам? Да, в Своем милосердие и великодушие, Господь запрещает две линии поведения и указывает на третий, лучший, христианский путь. Что запрещает Господь? Стих первый: «Не судите, да не судимы будете» - Эти слова Иисуса очень хорошо известны, но часто понимаются неправильно. Лев Толстой, например, считал, что на основании этих слов надо запретить все суды. Но запрет Иисуса Христа касается не юридической системы, а нашей христианской ответственности друг перед другом. Бывает часто, что повеление: «не судите», толкуется. Как запрет на критику и предпочитают не замечать ошибки людей, т.е. отказаться различать добро и зло. Это неправильно, такое поведение было бы лицемерием, а Иисус ненавидел лицемеров и называл их «гробами окрашенными». И потом ниже в этой же главе в шестом стихе написано: «не давайте святыни псам…». То есть нам необходимо иметь критические суждения, что бы отличить «псов и свиней».
И так, если же Иисус не отменял судов и критику, что же Он имел в виду? Критиканство!!! – Это грех, такой критик жестоко осуждает людей, ему нравится выискивать их промахи, он видит лишь плохие мотивы, торопятся всех обличить…
Хуже того, критиканы ведут себя, как цензоры, судят других, претендуя на авторитетность своего мнения. Но кто спрашивается, назначил их судьями и господами, а окружающих рабами подотчетными? Апостол Павел пишет в послании римлянам 14:4 «Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает». Павел и о себе говорил: «Судия мне Господь». Запомните – человек не Бог! Не один человек не может быть судьей своим ближним, так как мы не можем читать в сердце другого или оценивать мотивы его поступков. Осуждать – это другими словами играть роль Бога, брать на себя власть Божественного Судии. Мы с вами дорогие братья и сестры, не только не судьи, но и сами являемся подсудимыми. И с нас будет очень строгий спрос, за то, что мы осмеливаемся судить других. « Не судите. Да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такой и вам будут мерить». Здесь все предельно ясно; Если мы изображаем из себя судей, значит мы не можем ссылаться на незнание закона! И если вам нравится сидеть в кресле судьи, то не удивляйтесь когда окажетесь на скамье подсудимых. Апостол Павел говорит: « Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же». (Римлянам.2:1)
Итак заповедь « не судите» - это не требование быть слепым, а призыв быть великодушным, не пытаться быть Богом, - выступая в роли судьи.
ВТРОЕ: Христианин не должен быть лицемером стихи 3 – 5, здесь Иисус произносит знаменитую притчу о сучках и бревнах в глазах человека. Господь указывает на наше лицемерие по отношению к другим; когда пристально рассматривая их мелкие грешки. Мы не замечаем свои более серьезные промахи. Очень смешно видеть человека, пытающегося совершить тонкую операцию: удалить соринку из глаза друга. В то время. Как огромное бревно закрывает его глаза. Помнится моей жене попала в глаз соринка и я одев двое очков, взял чистый платочек носовой и осторожненько стал удалять соринку…
Представьте, что у меня в этот момент глаза закрывает толстое бревно… Однако мы не всегда понимаем, смехотворность своего положения, когда пытаемся делать то же самое, в духовном плане. Люди всегда склонны преувеличивать ошибки других и преуменьшать собственные. Вспоминается сразу басня А. Крылова: « Мартышка в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой…» Или еще есть история про близорукого художественного критика, который пришел на выставку, подошел к зеркалу и разглядывая свое отражение стал критиковать «этот портрет», пока жена его не оттащила. Невозможно сравнивая себя с другими, быть объективным. Наоборот, мы способны резко осуждать в других людях ошибки, свойственные нам самим. И еще испытывать при этом удовольствие от осознания собственной праведности, а не боль раскаяния. Вспоминается, как пришел пророк Нафан к царю Давиду и рассказал историю про единственную овечку, отнятую у бедняка. Давид сразу вынес приговор, смерть ему! И услышал в ответ: «Это ты царь»! Слава Господу, что Давид сразу же осознал и раскаялся.
Итак – лицемер стих пятый, это здесь ключевое слово, один брат писал: «Лицемерие – фарисейский порок, возвеличивания себя –путем унижения других, дешевый путь достижения превосходства». И читая притчу о фарисее и мытаре в Евангелие от Луки 18 глава, мы видим комментарий Самого Господа на подобные извращенные отношения: « К некоторым, которые уверенны были о себе, что они праведные и уничижали других…» Нам необходимо применять к себе такой же строгий критерий, который мы применяем к другим. Апостол Павел в первом послании Коринфянам 11:31 пишет: « Ибо если бы мы судили самих себя – то не были бы судимы». Мы не только избежим Божьего осуждения, но и сможем смиренно и великодушно помогать ошибающемуся брату, лишь удалив вначале бревно из своего глаза.
ТРЕТЬЕ: Христианин должен быть братом. Стих пятый. То, что критиканство и лицемерие нам запрещены, вовсе не означает, что мы освобождены от взаимной братской ответственности. Наша христианская обязанность заключается в том, что бы прежде вынуть бревно из своего глаза. Что бы затем, обретя ясное зрение, мы смогли вынуть сучек из глаза брата нашего. Так же видно, что Иисус осуждает не критику, саму по себе, а критику - без самокритики.
ВЫВОД: И так во всех наших отношениях, мы не должны быть судьей – суровым и осуждающим, или лицемером – других осуждающим, а себя прощающим. Но должно нам быть братом: « Исправляй его, но не как враг, подвергающий наказанию, а как врач, дающий лекарство. Как любящий брат, пытающийся спасти и восстановить». (И. Златоуст.) Мы должны быть критичными по отношению к себе так, как часто бываем по отношению к другим. И великодушны по отношению к другим так же, как всегда бываем, великодушны по отношению к себе. Аминь.
Сергей Асташенко,
Ташкент Узбекистан-Тамбовская обл. Россия.
Мне уже исполнилось 58 лет, верую в Иисуса Христа, с 1991 года. Женат,нес служение в небольшой церкви в Узбекистане, а ныне переехал в Россию. e-mail автора:astah_53@mail.ru
Прочитано 6860 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
интересно написано но в жизни довольно сложно менять свой характер привычки. успехов вам в творчестве.
Сергей Асташенко
2009-04-23 13:34:04
Спасибо за отзыв и пожелание.))
Степан.
2009-05-09 13:27:11
Очень благословенная проповедь.
kiyash vasyl
2009-06-05 20:46:05
spasibo o4en xorohaia tema!! Комментарий автора: Рад, что могу послужить этим.
Кривченко Наталия
2012-01-03 14:08:01
Хорошая проповедь! Самое главное ее нужно "практиковать" Каждый день!Потому что, осуждение других - самый распространенный грех каждого из нас.Часто нахожусь в окружении страстно критикующих людей.Так хочется им помочь,чтобы они этого не делали.Ведь выражая свои эмоции в чей-то адрес - они,прежде всего,наносят вред самим себе!Дорогие, будьте добрее,терпимее,сострадательны друг ко другу! Ведь зло - порождает зло, а добро непременно - добро!