Центральный стих: «Во свидетели пред вами призываю
сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и
проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…»
(Втор.30:19)
Тема: Предизбрание
или ответственность.
Целью данной работы хочу поставить размышление над
некоторыми моментами Ветхозаветной истории с целью выявления истинного смысла в
понимании о предопределении.
·
Книга Второзакония из которой взят отрывок, была написана Моисеем
и обращалась к народу Израильскому. Целью написания этой книги было обновление
завета с Господом. Поколение, вышедшее из Египта, уже заканчивало свою бытность,
Израиль состоял из детей и внуков тех, кто вышел некогда из рабства Египетской
империи. Люди, входящие в обетованную землю, должны были вступить в завет с
Господом. Хочу заметить, что завет был еще несколько раз обновляем в ходе
истории народа Божьего Израиля. Книга сия выглядит как завещание или прощание с
народом от лица Моисея. Второзаконие как книга включает в себя многое,
написанное до этого в книге Исход и Числа, и добавляет некоторые иные моменты.
Поэтому она выглядит как напоминание.
Географически события происходят на
Моавитской земле буквально у врат земли обетованной, войти в которую могли лишь
те, кто заключит с Богом завет.
Предложение от Господа выбрать жизнь или смерть всегда
оставалось и остается актуальным как для Израиля, так и для любого иного народа.
Это - выбор не одного дня, а большей частью, это -выбор дня каждого! Израиль на
протяжении всей своей истории продолжал отступать от завета и вновь к нему
возвращаться. Бог говорил уничтожить все языческие народы, жившие в пределах
обетованной земли, а еврейский народ не исполнял этого и иных повелений.
Бог во Второзаконии говорит, призывая, но не приказывая:
«Избери жизнь»!
Под этой великолепной фразой подразумевается не просто
избрание чего-то, а переход от тьмы к свету. Это - начало нового великого пути.
Недавно с одним не возрождённым человеком беседовал на тему
спасения и пути к Богу. Он задавал вопросы о времени, когда можно покаяться. Я
говорил, что время есть, пока ты жив, и что можно обратиться к Богу уже и в
старости, но в конце беседы я подвел к тому, что старости может и не быть, что
выбор нужно сделать как можно раньше, … это привело его в некоторое оцепенение,
потому что он понял ответственность перед Богом за свою жизнь, но сказал, что он
не готов принять решение сейчас.
Это, в действительности, пугает меня, что люди, осознающие
всю опасность отступления от Бога, продолжают с Ним бороться!
Так в 1 Царств 13:13 написано: «И сказал Самуил Саулу: худо
поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было
тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда;»
Саул был первым царем Израиля.
·
«Саул» – имеет смысловой перевод, отчасти олицетворяющий его
приход к царствованию - «одолженный у Господа». Как известно из текста
Писания(1,2 книга Царств), первый царь Израиля появился по всеобщему прошению
народа: «дай нам царя как у других народов»(1Царств8:5).
Из текста Писания явствует недовольство
Бога. Господь говорит о нарушении заветов с Господом и непослушания. Но Бог
говорит Самуилу поставить царя.
Саул был прославлен в народе как
завоеватель. Он учредил регулярные гарнизоны с обученными воинами, чтобы
своевременно оборонять свой народ.
История с становлением Саула рассказывает нам о том, что
Израиль выпрашивает царя вопреки Божьей воле. Бог всегда утверждал свое
господство над Своим народом, но тут, хоть и в гневе, Господь исполняет прошение
народа.
Саул проходит нелегкий путь до момента тяжелого согрешения
перед Богом. Но все же это происходит в его жизни. Он делает свой выбор в пользу
своей славы и мудрости вопреки Божьему велению. Он не истребил Амалекитян, хотя
Бог приказал ему это, и заканчивает свое отвращение от Бога самовольным
жертвоприношением. После чего Самуил, обличая его говорит, что он худо поступил
и Бог отвращает от него царство Израиля. Саул сделал свой выбор.
Позже подобные случаи мы видим не раз, прочитывая текст
Ветхого завета.
Так, к примеру, Елисей в 4Царств:13 главе говорит с Иоасом,
царем Израиля. Он просит его взять стрелы и бить ими, странно что царь бьет
всего три раза. Я вижу здесь некое нежелание делать то, что просит его сделать
Елисей. Как будто бы Иоас, вздыхая, с недовольством делает это просто, чтобы
сделать, не уважая и не внимая тому, что может за этим последовать. Ведь перед
ним человек Божий, и каждое его слово могло, что-то менять в истории Израиля.
Елисей выносит вердикт: «…надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты
побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян.»
(4Цар.13:19)
Иоас тоже сделал свой выбор!
Если вернуться назад к истокам Израиля, то Авраам тоже в
свое время сделал выбор, от которого его дети получили много скорбей.
Так Бог обещает ему сына из чресл его, когда у него была
первая жена Сарра. Но он склоняется перед советом жены и рождает сына от Агари –
рабыни из земли Египетской. Рожденный ею Измаил входит в тоже обетование о
многочисленном потомстве так же, как и Исаак. Но про Измаила Бог еще говорит,
что «он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на
него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.» (Быт.16:12) Авраам, сам того
не зная, смалодушничав, произвел на свет вечный укор своим детям. Дети Измаила
сегодня, как многие годы назад, продолжают жить пред лицом всех народов и
враждовать. Буквально Авраам родил двух сыновей, которые стали причиной
конфликта на Ближнем Востоке.
Авраам сделал свой выбор.
История выбора человека начинается ещё с Эдема, где Бог
взывает к согрешившему человеку: «Адам, где ты?»(Быт.3:9) От момента воззвания к
Адаму до выдворения из Рая проходит время от благодати до суда. Адам не
воспользовался возможностью раскаяния, он искал себе оправдания. Бог всеведущ,
он знал, где Адам! Поиски Адама - это скорее прообраз Божьего воззвания к
человечеству с ожиданием ответного возгласа: «Прости меня! Я согрешил!»
Но люди, как тогда, так и сейчас остаются глухи и слепы к
Божьему воззванию.
Так Каин был предупрежден Богом заранее о грядущей беде.
Бог видел замысел Каина и предостерегал его:
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не
делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты
господствуй над ним.» (Быт.4:7)
Каин уже отдался страсти и наслаждению греха. Им двигала
зависть и гордость, а истинные ценности были затуманены его самомнением и
желанием поставить себя в главенствующее положение. Так он убивает своего брата
и обрекает себя на проклятие.
Есть ещё одна яркая история неповиновения Божьему
воззванию.
Ной на протяжении около 100 лет свидетельствовал о грядущем
потопе (Ною было 500 лет когда родились его сыновья(Сим, Хам и Иафет), а в 600
лет пришёл потоп(Быт.5:32 и 7:6)), но люди не слушали его. Люди могли ещё успеть
зайти в ковчег в то время, когда животные заходили в него. Это было очевидное
чудо, когда звери группами занимали свои места в ковчеге, но ни один человек не
решился зайти в спасительный корабль. Двери были закрыты и лишь 8 душ было
спасено.
Сегодня, когда я слышу крики, что все уже предопределено,
кто спасен, а кто нет, кто умрет, а кто будет жить, хочется напомнить об этих и
многих других фактах из Писания, где очевидно описывается взаимодействие Божьей
воли с волей человеческой. Я читаю Писание с 14 лет, а не регулярно начал ещё
раньше и все, что я вижу в писании явно свидетельствует как о Божьем всевластии,
так и о воле человеческой, способной менять намеченные дела и даже суды Господа.
Бог настолько нас любит, что, порой, ради одного человека он меняет Свои
грандиозные планы! Так, к примеру, вспомните желание Господа погубить народ
Израильский и воссоздать его из семени Моисея (Исход 32гл.)
Лот и дочери были выведены из Содома и Гоморры, но до этого
Господь беседовал с Авраамом, и Авраам упросил не уничтожать праведников с
грешниками. А Лот меняет свое место пребывания и бежит в Сигор. Более того Бог
щадит место пребывания Лота от уничтожения, хотя Сам запланировал его
уничтожить. (Быт. 19 гл.) И так далее.
Велика милость Господа к нам – человекам!
Кто-то сегодня борется, доказывая так называемую «кальвинистическую»
точку зрения о всеобщем предопределении или «арминианскую» о постоянном
отпадении из-за разных причин. Писание показывает нам обе стороны и как
следствие нужно рассмотреть так называемую «золотую середину».
Писание говорит, что дети Божьи, в конечном итоге, названы
Невестой и Телом Господним. Еще в 62 главе книги Исаии Бог говорит о невесте и
Женихе – как прообразе отношений Христа и Божьего Народа, а в 54 главе Исайя
называет народ Божий женою Господа. Конечно мы должны понимать, что тут лежит
очень глубокое иносказание о взаимоотношениях людей с Богом. Но было бы странным
узнать, что Невеста Христа была просто безвольно сотворена и создана, как нужно.
Это было бы не достойно Бога! Если Бог говорит о ревности, любви, прощении и
радости, то нужно понимать, что чувства для Него не чужды, а более того - важны.
Невеста Христова должна быть самостоятельно согласной на брак с Агнцем. Она
должна осознано полюбить Его и быть готовой умереть за Него, как это сделал Он
для неё.
Жизненный путь человечества, начинающийся в Эдеме и
заканчивающийся Армагеддоном, весь полностью проходит под эгидой выбора между
жизнью и смертью, Богом и сатаной (Его противником).
Когда же человек входит в обетование Господне, проявляя
послушание и становясь Его дитем, тогда вступают в силу новые законы Божьего
мира;
«Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не
похитит их из руки Моей.» (Иоан.10:28)
Роман РАУД
|