Для ТЕБЯ - христианская газета

"Несомненно, ибо невозможно". Памяти Егора Летова.
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

"Несомненно, ибо невозможно". Памяти Егора Летова.


Смерть

Я попытаюсь сказать о возможном христианском опыте понимания творчества и личности Егора Летова. Вопрос об этом отнюдь не случаен. Ведь Егора Летова считали и считают "своим" многие думающие православные миряне и даже священники (из первых, кто пришли в голову, могу назвать о. Димитрия Карпенко, о. Алексия Секова). Но Летов никогда не включал в свои песни строк о православии и вере в Бога, он не звал на свои концерты проповедовать православных батюшек, как это делает Кинчев. Он не демонстрировал веры, да и не держал веры в душе, пусть и "потаенно". Егора Летова никак нельзя назвать верующим в традиционном смысле этого слова. Но, тем не менее, что-то тянуло и тянет христиан к нему.

Думаю, это связано с тем, что мир Летова, несмотря на всё выше сказанное, существует, прежде всего, в христианских координатах. Образы его песен соответствуют христианскому мироощущению. Едва ли сам Летов был христианином, но пространство его текстов совпадает со значительным участком христианской вселенной. Собственно, о топографии этого участка я и попытаюсь сказать несколько слов.

Мало кто из поэтов так глубоко прочувствовал и сумел выразить христианское понимание греха, как это сделал Летов. Грех – это не столько проступок или нарушение той или иной заповеди, сколько состояние мира в целом. Между миром, вышедшим из рук Божиих, и миром, в который вошел грех и который "лежит в лукавом", по слову апостола, существует принципиальная разница. Собственно, это разница и составляет аксиому христианского мировоззрения: если бы греховное искажение мира было бы не столь радикальным, то не понадобилось и столь радикальное средство, как Боговоплощение. Если бы мир не был бы столь искажен грехом, в нем не распяли бы его Творца.

Одно из ключевых мест в пространстве греховного мира занимает смерть. Опять же, смерть в христианском понимании – это не столько единичное событие, обрывающее человеческую жизнь, сколько реальность, перманентно присутствующая в греховном мире. В каком-то смысле мы все уже мертвы до своей физической смерти. "Оставьте мертвым хоронить своих мертвецов" – так выразил это Спаситель. "Вы все так боитесь умереть, но вы все уже давно сдохли!" – пел Летов.

В текстах Летова смерть фигурирует очень часто: но в большинстве случаев говорится о смерти не как о точке на линии жизненного пути, а как о мировой реальности, причем физическая смерть является далеко не самым важным ее проявлением. В самом деле, какое значение имеет то, что ты умрешь, раз ты уже умер, раз ты – "живой мертвец". "А труп гуляет по земле, гордо, шуршит газетой, лазит в Интернет", как пел Летов в своем последнем альбоме.

Пожалуй, один из наиболее сильных текстов Летова – это песня "Как в мясной избушке умирала душа / как в мясистой хатке догнивала душонка". Летовым понята и расписана физиология этого умирания, вся его вонь и тошнота, все боли, сопровождающие его. Летов прочувствовал все судороги, все пульсации умирающей души. "И домики падали то вверх, то вниз/ вверх – вниз / вверх – вниз…" И вот итог, диагноз, заключение: "Пластмассовый танк объявил войнушку пластилиновой вселенной / блудный сынишка ушел навсегда / не успел вернуться / не смог возвернуться / слишком далеко зашел / заблудил / заплутал".

Разве так не может оканчиваться евангельская история о блудном сыне? Нет, слишком часто она так и заканчивается: "блудный сынишка не смог вернуться". Вот и всё. Не встретил, не нашел человек Бога. И поразительной силы словами Летов завершает свой рассказ об этом "блудном сынишке": "На рассвете кто-то в окно постучал / Тихо-тихо / Никто не услышал / Никто не открыл". Всё, умерла в "мясной избушке" душа. Некому открывать. Стук Божий в наше сердце остался без ответа.


Но всегда у самого нераскаянного грешника, убийцы, блудного сына, который заплутал в пространствах греховного мира, умер духовно, остается надежда. "В каждом теле – труп, в каждом трупе - Бог", пел Летов. Труп – это душа, умершая в теле, "мясистой хатке". Но и в таком "трупе" есть неотчуждаемые образ и подобие Божьи. Даже на последних стадиях деградации человека в его глубинах остается запечатленным неповторимое личностное начало и сохраняется последний запас нерастраченной свободы, делающий возможным обращение к Богу. "Из глубины воззвал к Тебе, Господи", по словам псалмопевца.

Но в пространстве Летова нет самого этого "вопля к Богу", нет отчаянного "обращения из глубин". Блудный сын в его текстах никогда не возвращается, хотя сама возможность этого возвращения остается. Но не думаю, что это стоит ставить Летову в упрек. Опыт самого обращения к Богу – вещь настолько интимная и исходящая из самых недосягаемых глубин личности, что его просто нельзя описать в форме художественного произведения, всегда являющегося объективированным продуктом (как говорил Бердяев). Вспомним хотя бы про Достоевского. Вся психология падения у Раскольникова им описана досконально. А обращение к Богу дано как схема (и не очень убедительная) на последних страницах романа.

Тоталитаризм

Распространен миф о якобы "политизированности" музыки Летова, обусловленный главным образом активностью самого Летова в постперестроечных политических движениях. Но Егор Летов ни как личность, ни тем более как поэт, никогда не был "политизирован". Его борьба с Советским Строем, а затем и уход в маргинальные движения девяностых имеют метафизические мотивы. Летов никогда не боролся с советской системой как с политическим строем. Он видел в ней воплощение Системы мировой, мирового тоталитаризма, лишь одно из проявлений которого находится в политическом измерении. "Для меня все мною используемые тоталитарные категории и реалии есть образы, символы вечного, метафизического тоталитаризма, заложенного в самой сути любой группировки, любого ареала, любого сообщества, а также в самом миропорядке" – сказал Летов в каком-то из своих интервью.

Как видим, структура образа "тоталитаризма", "Системы" в текстах Летова аналогична структуре образа "смерти". И тоталитаризм же (наряду со смертью) – это еще одно измерение греховного мира, каким его понимает христианство. Этот мир репрессивен в самых своих основах. Любое отступление от мировых законов карается. Вот женщина мыла окно, оступилась, упала вниз. А она мать, жена. Но закону свободного падения тела всё равно: он не сделает для нее исключения. Перед физическим законом все равны: и падающий камень, и падающий человек. В этой "универсальности", неумолимости и явлен мировой тоталитаризм. А как биологические существа мы подвержены ему еще сильнее. Как пел Летов: "Тоталитаризм, тоталитаризм / Мы все выделяем желудочный сок / Красные дни, тотальное время /Тоталитаризм, тоталитаризм /Мы все одобряем тотальный рефлекс".

"Тотальный рефлекс" не ведает исключений, для Системы все равны, являются безликими номерами, объектами для манипулирования, винтиками. Поэтому Система принципиально антиперсоналистична, враждебна по отношению к единичному человеку. Если Бог ищет единственную "заблудшую овцу", то греховному миру глубоко безразлична судьба отдельного, маленького человека. Да, человек всегда исчезающе мал и ничтожен перед Системой: вот принцип любого тоталитаризма, советского или вселенского.

И тут остается всего два выбора: либо встать на сторону Системы, либо на сторону личности, хотя, по всем законам Системы, она не может не проиграть, ибо, как только она восстанет против мирового тоталитаризма, она будет неминуемо раздавлена.


Летов встал на сторону личности. "Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздирающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаявшийся, каждый недобитый, каждый маленький". Летов верит в невозможную победу. Но то, что невозможно для человека, возможно для Бога, писал апостол. Собственно, только Бог может придти на помощь безногому солдату. Из мира, который подчинен Системе, ему неоткуда ждать помощи.

Не знаю, читал ли Егор Летов Льва Шестова, думаю, что читал. Но в любом случае они чрезвычайно мировоззренчески близки. Вера в победу "малых сих", "нищих духом", немыслимую для мира, но возможную для Бога – вот что лежит в основании христианства, и что с равной силой выразил Летов в поэзии, а Лев Шестов – в философии. Еще из интервью Летова: "Это очень здорово, вечно и вздорно сигануть выше крыши, вытащить себя за шиворот из болота, как Мюнхгаузен, понять то, чего нельзя понять, обрести неподдающееся обретению, сочинить то, что нельзя сочинить, позволить себе непозволительное". Но разве не это имел в виду Тертуллиан, писавший: "Сын Божий распят - это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес – это несомненно, ибо невозможно"?

Летов никогда не хотел становиться на сторону победивших, он хотел быть вместе с потерпевшими поражение. Поэтому не стоит удивляться его "политическим" метаморфозам: они никогда не были политическими по сути своей. Когда Летов видел, что сила на стороне Советского Строя, он был против советского режима. Когда он увидел, что сила на стороне Ельцина, когда увидел, как избивали дубинками и расстреливали в октябре 1993 года тех, кто сочувствовал коммунистам, он влился в ряды "красно-коричневых". Но никакой национализм, квасной патриотизм, прохановщина не прилипали к нему. Он был воистину "снаружи всех измерений". Он был с НБП, с Лимоновым и Дугиным лишь потому, что видел, что эта затея обречена на поражение. Нет ничего более чуждого Летову, чем желание "захватить власть", то есть сделаться частью Системы.

Я сказал, что Летов не "взывал из глубины". Но его вера в чудо, в полную победу в условиях полного поражения соответствует христианскому пониманию спасения. "Блудный сынишка" возвращается домой, несмотря на то, что не мог вернуться. Человек спасается, несмотря на то, что не может быть спасен. Божьим чудом, Божьей благодатью. Летов не вошел в эту дверь, но стоял перед ней. Видел, что она открыта. Верил, что возможно чудо в Системе мирового тоталитаризма, такой универсальной и потому отвергающей всякое чудо. Верил в открытую дверь, хотя все двери по всем законам должны быть закрыты. "Я сподобился ощутить суровый, зловещий и праздничный сквознячок из чуть приотворенной двери, лучик из дверного глазка. Для меня единственно важное из всего, что происходи со мной и вокруг меня - эта вот открытая дверь, постоянное ожидающее присутствие истинного, родного начала, существующего параллельно всей этой дешевой бутафории". Вошел ли Летов в эту дверь? "Воззвал ли из глубины?" Это ведомо только Богу.

Борьба с Богом

Но, говоря о христианском понимании пространства Летова, нельзя умолчать и о его богоборчестве. Разве можно игнорировать его песню "Евангелие", такую красивую и страшную одновременно? В которой поется: "Круглое небо. /Кто накажет круглое небо?.. /Задуши послушными руками / Своего непослушного Христа". Страшные слова. Или из того же альбома: "В начале было слово – все слова п***ж!" Признаюсь, когда я впервые купил кассету с альбомом "Сто лет одиночества", я не смог ее слушать. Я не смог держать ее в доме. Я просто взял и выкинул ее в форточку. Настолько сильный богоборческий заряд в ней был заложен, как мне казалось.

Но ведь богоборчество, в отличие от обыкновенного атеизма, предполагает со стороны богоборца признание бытия Божьего. Даже если Бог – твой противник, то Он всё равно представлен в твоей жизни. Он реален, пусть даже как Тот, с Кем ты борешься. Вспомним про борьбу Иакова с Богом. Кто знает, какая эта была борьба… Но едва ли она напоминала что-то благочестивое.

Борьба с Богом, Его отторжение могут быть эпизодом в отношениях человека с Господом. Но уж точно это означает, что Бог для человека "существует всерьез", что Бог не безразличен, раз человек готов бросить Ему вызов. Думаю, именно это имел в виду Лютер, когда писал: "богохульство звучит иной раз приятнее для слуха Божьего, чем даже Аллилуйя или какое хотите торжественное славословие. И чем ужаснее и отвратительнее богохульство, тем приятнее Богу". Может быть, стоит вспомнить эти слова Лютера, скажем, применительно к пронзительным и отчаянным богохульствам летовского "Евангелия"?..

Если богоборцем на определенных этапах своего творчества Летов был, то атеистом, безразлично отрицающим бытие Божье – едва ли. Но ведь была же песня "Бога нет" (правда, автор слов – Кузя Уо), со словами: "Бога нет / а ну и хрен с Ним!", казалось бы, апофеоз такого "безразличного" атеизма. И Летов включил ее в альбом.

Но, по-моему, потом он стеснялся ее и, кажется, никогда не исполнял ее на концертах. А когда его попросили прокомментировать эту песню, он рассказал достаточно брутальную (думаю, им же и выдуманную) историю ее создания: дескать, Кузя Уо сидел в туалете и со скуки набросал эту песню на туалетной бумаге. И относиться к ней надо соответствующе…

Летов, ведший беспорядочную жизнь, бешено пивший, который на вопрос "верите ли вы в Бога" мог ответить: "Да, наверно, Там есть что-то такое", короче, по всем параметрам не являющийся христианином и, тем не менее, создавший в своих песнях неповторимое христианское образное пространство – будет ли он в вечности? Будет ли он спасен? По человеческим меркам – нет. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. "Несомненно, ибо невозможно".

Об авторе все произведения автора >>>

Александр Храмов, Москва, Россия
Христианский публицист.
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 17538 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Сергей Павленко 2008-02-22 07:53:23
За один только его слова "задуши Христа" этот человек достоин того места, в котором сейчас находится... А Вам, как христианину, не следовало бы выносить всякий мусор на христианский сайт. Здесь общаются (в основном) люди любящие Иисуса Христа. Извините, ничего личного - это просто мое мнение.
 Комментарий автора:
К сожалению, могу констатировать, что Вы просто невнимательно прочти статью. Прочтите еще раз. И перечитайте, скажем, книгу Иова. Вспомните, как Иова укоряли "благочестивые друзья" в богохульстве. По Вашему, книге Иова - тоже не место в Библии, так? Просто иногда богохульство приятнее Богу, чем самое возвышенное славословие, как сказал Лютер. Подумайте над этим.

Сергей Павленко 2008-02-22 10:27:18
Я еще раз перечитал Вашу статью. Много либерализма, много душевности, много "прелести" (если Вам знаком такой термин). Человек погиб. Его может быть жаль. Как мне жаль погибшего Илью Корильцева, которому дано было куда как больше... Но он погиб, отвергнув Христа и перед смертью приняв мусульманство. И, повторяю еще раз, - это христианский сайт и читать здесь слова поношения (даже в форме цитирования) на своего Спасителя я не хочу. Пожалуйста, удалите свою статью и разместите на каком-нибудь мирском ресурсе. Вам же не понравится оскорбления в адрес Вашей мамы размещенные на Вашем фамильном сайте?
 Комментарий автора:
Опять-таки, по каким критериям будем судить о "прелести"? Вам так показалось? А про богохульства в форме цитирования... Ну так и Святые Отцы не избегали цитировать то, что было богохульством - даже чтобы это опровергнуть.

Сергей Павленко 2008-02-22 10:29:01
И, последнее. Ваше сравнение безбожника, богохульника, богоборца и грешника с праведныи Иовом - говорит о Вашем отчаянном духовном состоянии. Я очень Вам рекомендую пересмотреть свои отношения с Иисусом Христом. Вы знаете Его?
 Комментарий автора:
"Я очень Вам рекомендую пересмотреть свои отношения с Иисусом Христом. Вы знаете Его?" Эмм... Какие то странные вопросы. Вы еще спросите, "исполнен ли я Святого Духа")))

"Ваше сравнение безбожника, богохульника, богоборца и грешника" Ну, а глядя на Вашу готовность выносить вердикты, я бы рекомендовал Вам пересмотреть отношение к заповеди Спасителя: "не судите, и да не судимы будете". (Мф. 7:1) И прежде чем бросать камни, пусть и словесные, в другого человека, тем более умершено, вспомните притчу о блуднице, которую привели ко Христу.

сергей 2008-02-22 17:02:19
“Но ведь богоборчество, в отличие от обыкновенного атеизма, предполагает со стороны богоборца признание бытия Божьего”

С таким подходом можно и дьявола оправдать. Да, был он богоборцем, но ведь признавал же и признаёт (!) существование Бога. То бишь, атеистом не является. А то, что богохульник – так это ничего. Сюда можно цитату из Лютера подвести о том, что богохульство для Бога приятнее, чем славословие! (Какой цинизм).
Одним словом – ангел, а не человек…

Было ли хоть что-то положительное в творчестве Летова? Возможно. Готов с вами согласится в том, что по его творчеству видно, что такое грех. Так сказать, представлена панорама греха (то же самое можно сказать, кстати, и о творчестве дьявола – с теми же выводами о полезности сатаны).
Только здесь, Александр, Вы наступаете опять на те же грабли, что и в Вашей статье “Религиозная заслуга Ницше” – Вы путаете понятия “заслуга” и “орудие в руке Божьей”.
Заслуга – это когда человек сознательно что-то делает для Бога. Тогда в этом есть его заслуга, за которую он получит награду от Господа.
А орудие в руке Божьей – это когда человек сознательно не старается подчиняться или что-то делать для Бога. Но Сам Бог даже без такого подчинения использует этого человека для каких-то Своих целей.
Например, когда Израильский народ выходил из Египта, то прославлению Имени Божьего поспособствовали две яркие личности: Моисей и фараон. Но только у Моисея в этом была заслуга, т.к. он сознательно что-то делал для Бога. А вот фараон, хотя и поспособствовал тому, что была явлена слава Божья, заслуги в этом абсолютно не имел. Бог использовал его просто как орудие для достижения Своих целей.
Таким же орудием в руках Божьих в определённых вопросах был и Ницше (и никакой его личной заслуги в развитии христианства нет).
Таким же орудием в руках Божьих был и Егор Летов. Бог его также мог использовать для достижения каких-то Своих, часто нам не до конца понятных целей. Но говорить о каких-то заслугах перед христианством Летова нельзя. Он не принял сознательного решения что-то делать для Бога. И если он перед смертью не примирился с Богом, подобно разбойнику на кресте, то в данное время он находится в аду, как бы ни было прискорбно об этом говорить.

 
Никита 2008-02-22 17:30:15
Статью не читал - не интересуюсь. Зацепила ваша реплика о богоборчестве (Иова). Поймите простую вещь - богоборчество не есть интеллектуальная схватка "карликов и Гиганта". Карлик платит жизнями своих близких, собственным здоровьем, когда начинает тягаться с Богом. Так он оплачивает своё право на богоборчество. Ваш герой - очередное подтверждение этого правила.
Что касается Иова - он потерял 10 детей, заболел проказой, лишился имущества. И не важно - до того или после. Богу открыты помышления человеческие.
 
иван 2008-02-23 19:09:39
Написано с душой.Я поклонник творчества Егора и думаю сказано всё правильно.Мне приятно что верующие люди ценят его. Надеюсь Егор всё таки пришёл к богу.
 
ВИТАЛИЙ 2008-03-04 01:58:58
СПАСИБО АЛЕКСАНДР, ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С ВАМИ. И ЭТО КАК ЖЕ НУЖНО НЕ ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ, ЧТО БЫ ГОВОРИТЬ ЧТО ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН МОГИЛЫ, АДА?! Я ЭТО ПРО СЛОВА НЕКОГО СЕРГЕЯ ПАВЛЕНКО. НАДЕЮСЬ СЕЙЧАС У ЕГОРА ВСЁ ХОРОШО. БУДУ МОЛИТЬ ОБ ЭТОМ...
 
Сергей Д. 2008-03-15 22:04:08
Честно сказать, я когда увидел что статья о Егоре, то глаза вылезли на лоб. Человек любящий Бога, живого Бога, не нарисованного, не произнесёт на Него хулу. Егор, я его песни многие знаю, т.к. был даже фанатом до того как уверовал, писал их под кайфом. И то что он был торчком, ни для кого не секрет. И тексты то многие матерные. А за каждое праздное слово, а тем более хульное, человек даст отчёт. Если вы восторгаетесь его творчеством, то пожалуйста, но что вы скажете Христу. "Мы проповедуем Христа распятого." А о ком проповедуете вы? Я заметил, вы едко отвечаете на отзывы, а Бог есть любовь. Не хочу вас судить, но Христос сказал, что слово Его будет судить в последний день.
 Комментарий автора:
Ну, а Вы считаете, что проповедовать Христа распятого можно только при помощи нравоучительных брошюрок? Да, и прошу Вас, перечитайте Евангелие. Вспомните, как фарисеи обвиняли Христа в том, что Он общается с мытарями, блудницами и пр. Тех, кого Вы сейчас называете "торчками", "алкоголиками" и пр. Ну, и в богозульстве Иисуса Христа обвиняли тоже. И радовались своей праведности - дескать, мы не такие как они, мы праведные, мы ведем правильную жизнь.

Вспомните об этом прежде чем обвинять человека. Ведь в каждом человеке мы должны любить Христа. и относится к нему по-евангельски. А не согласно "закону в предписаниях", который, по словам апостола, Господь пригвоздил ко кресту.

Сергей Д. 2008-03-22 16:25:54
Я о брошюрках и не говорил, а только то что сказано в Писании. Если человек не родился от Бога, то он и небудет проповедовать о Нём. А то что человек задумывается о Боге и высказывает свои мысли, разве это проповедь о Христе распятом? Также и о Цое можно сказать , что он задумывался о многом (судя по словам песен). Можно задумываться, но Бога не познать."Всякое дерево не Отцом моим посаженное, искоренится." А насчёт фарисейства, то хочу чтобы каждый грешник познал Христа и родился свыше. Но если человек умер во грехе, то нет ему оправдания. В псалме 48:8 сказано:"Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него." А мы говорим о человеке который умер, и который при жизни не проповедовал о Христе. Я не без греха(1-е Иоанна 1:8), но надеюсь на милость Божью(1-е Иоанна 2:1-6). "А милость превозносится над судом"
 
Сергей Павленко 2008-03-24 11:46:33
Вот и опаньки... Читайте, "поклонники".

Егор Летов умер от алкогольного отравления
Лидер рок-группы "Гражданская оборона" Егор Летов умер от острой дыхательной недостаточности, развившейся в результате острого отравления этанолом. К такому выводу пришли специалисты после проведения судмедэкспертизы. Об этом сообщила cтарший помощник руководителя следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области Екатерина Павлова. В качестве предварительной причины смерти Летова называлась сердечная недостаточность.
Напомним, Егор Летов умер в Омске 19 февраля 2008 года./"Интерфакс"/

 Комментарий автора:
Ога. А теперь давайте позлорадствуем по этому поводу. Как это по-христиански, не правда ли?

Сергей Павленко 2008-03-28 20:03:59
"Не по-христиански" ПОКЛОНЯТЬСЯ кому-то, кроме Живого Бога. А слово "поклонник" именно поклоняющегося и означает. Просто если Бог сказал, что за такие-то и такие-то дела Он в Ад отправляет - то таких дел надо избегать еще при жизни. А не надеяться, что потом "авось пронесет".
 Комментарий автора:
Вас обманули. Летову тут никто не поклоняется. Как и любому другому человеку.

Альбина 2008-04-24 15:29:02
Сижу и плачу. Слушаю "Зачем снятся сны". С творчеством Летова познакомилась перед самой его смертью. Такое противоречивое отношение было. С одной стороны христианка (Церковь АСД), а с другой стороны что-то так зацепило. Песни с матами и богохульные не слушала, да и не могла. Но, многие песни нравятся. Но, от реальности не уйти. Если в последний момент своей жизни (а писали, что умирал он очень мучительно)он не покаялся, и если не принял Христа своим спасителем, то не уверена или "Иуда будет в раю" и будет ли Егор в раю. Умный был человек, мыслящий. Сколько мог бы сделать для Бога, как мог бы проповедовать! А так и не понял, что больше всего в жизни не хватало ему Христа. Искал, искал...и, наверное, не нашел. Жаль.
 
Мартынова 2008-06-21 19:57:28
Спасибо Вам за статью.Вы- молодец,что проделали такую роботу.Спасибо)
Вы схожи мне на отца из фильма "Остров" а к нему уважение без мер.Про то,что здесь боятся мата.Ето была его манера выражать.Можно и не матерясь быть плохим человеком........ Писать ТАК про Такого- ето нужно уметь
Мудрости,знания и Любви Вам....
 
Васильченко андрей 2008-07-14 14:14:08
Если пчелка залетит на свалку она среди кучи отходов найдет цветок ,и наберется нектара,а если муха залетит в цветущий сад она найдет кучку дерьма и будет вкушать от неё.пчелка это автор.
 
Леонид 2008-08-26 17:32:04
Летов был пьяница, умер в состоянии алкогольного опьянения, а в Библии чётко сказано, что пьяницы царства БОжьего не унаследуют. О чём здесь ещё спорить???
 
Андрей васильченко 2008-09-18 19:48:33
Ну что ж леонид Какой мерой меряете ...
 
Андрей васильченко 2008-09-18 19:49:52
Ну что ж леонид Какой мерой меряете ...
 
xFan 2009-01-08 02:24:45
бред, от первого до последнего слова, чего стоит хотя бы слова "бешено пивший", это ж надо, зачем такое писать не ясно у автора либо совести нет либо мозгов, потому что писать надо о том, что знаешь, а сий опус внимания не заслуживает, только раздражает
 
xFan 2009-01-08 02:33:54
перечитал коменты - это вобще нечто, че ж за люди здесь сидят, еще христианами себя себя называют, хотя их христианство я судит не буду, чтоб им не уподобляться, уровень их узколобости просто поражает, но это всего лишь от страха шире посмотреть на мир; глупец думает, что знает все, мудрец что ничего. А автору все ж респект за то что пытается хоть, что-то понять, хотя повторюсь, при таком уровне знания и понимания предмета, лучше все таки о нем не писать
 
Священник Виталий 2009-01-30 10:14:10
Простите, что влезаю в эти дискуссии. Я православный, Егора слушал лет 10 назад, последний альбом, с которым познакомился - "Сто лет одиночества", выбросил его потом на помойку. На статью Вашу попал совершенно случайно. По моему, главный акцент в творчестве Летова - на бессмысленности, абсурдности, порочности и гибельности земной, плотской, материальной жизни ради земного благоденствия. Он это умело описал, может быть даже доказал, на своем полу-матерном, полу-философском языке. Он указал, что этот путь - тупик, по горизонтали двигаться бессмысленно, но вертикали у него не видно. Причем, совершенно, что называется, "напрочь". В этом его трагедия, а заадно и тех, кто его слушал. Обрисована глупость земного бытия, и точка. Запятой не было, о возможности Новой Жизни ни слова. Отсюда до пьянства, наркоты и суицида один шаг. И ведь многие его сделали. Тем не менее, я как-то по-человечески уважаю Егора за умную голову, за искренность. А рассуждать о том: спасен он или не спасен, в Раю или в аду, считаю неразумным и неблагодарным делом. Эта тема - слабое место в Вашей статье, по слабому месту и удар пришелся... Полезно ли его творчество? Для христианина, пожалуй, вредно; для неопределившегося молодого человека может быть и полезным, но, заметьте, может стать и гибельным. Слишком много энергии в песнях: черной, глухой, давящей, но: искренней, плачущей, настоящей.
 
surgeon 2009-02-24 15:22:29
К сожалению говорю для всех, кто думает, что Летов - богохульник и к Христу имеет мало отношения: вы не знаете Бога.
Вы узнали о Христе от родителей, из книг, от батюшек, откуда угодно, - однако внутри вас, в вашем храме, Христа нет. Откуда вам знать, был ли Христос вообще или нет? Это также, как доказывать существование кентавров, Зевса, Онегина и Печорина. Как вы определяете наличие Христа в вашем храме? Видите ли вы свой храм, где Дух Святый живет?
Христос в вас, упование славы! - знаете ли, о чем Павел говорил?
Ваше знание о Христе - невоплощенное, бесовское.
 
surgeon 2009-02-24 15:46:14
Дааа...
Летов искал, искал Христа, и не нашел, а Альбина искала, искала, да взяла и нашла...
Ай да молодец!!!
Есть младенцы в утробе, есть пьющие молоко, а есть и мертворожденные.
Альбина, к счастью, в утробе. Пока что. Надеюсь, до молока доберется.
 
surgeon 2009-02-24 15:54:32
Да (не могу все успокоиться): слова Тертуллиана "несомненно ибо невозможно" - ересь, чушь, маразм и богохульство, образ недостойного мышления о Боге, неверность в малом и прочие тяжкие грехи.
Апологетика тьмы.
 
Ростислав 2009-02-25 09:32:52
...Дорогие мои,ведь вся жизнь Игоря Фёдоровича - это своего рода "юродство". Да, есть песни у Летова мягко говоря антихристианские. И вообще, нельзя говорить "он плохой" ИЛИ "он хороший". Вспомните святоотеческие повествования: не все "хорошие" для людей христиане, таковыми оказывались...и наоборот.

Мне кажется Игорь просто взрослел, рос. С каждым годом с каждой весной. Что общего у "Поганой молодёжи" и "Зачем снятся сны"? А песня "К Тебе" из последнего альбома, о чём она?

Не был он православным христианином - это факт. Но ведь прав автор статьи, есть что-то в летовском "надрыве". Безысходность. Невыносимая лёгкость бытия. Вся наша грязная, пошлая мирская жизнь. Песни Егора - песни о нас. А в безысходности один выход: смірение о Боге , а иначе...суицид.

А о хуле на Бога... Послушайте лекции А.И.Осипова. Там есть рассказ о том КАК умирал православный подвижник о. Рафаил, о том как на болезненном смертном одре хулил он Бога самыми страшными словами (испытывая ужасные
телесные мучения). Вот. Не нам судить. А слушать или нет Летова - дело личное. Но несомненно, на моё формирование как личности ( в том числе и той православной её части) Игорь Федорович оказал несомненно большое влияние, за что я ему и благодарен.

Упокой Господи,грешную душу усопшего раба Твоего Игоря. Аминь.
 
winamp 2009-08-08 19:35:41
Статья о человеке, который всегда был против Системы - что может быть глупее размещения ее на Христианском сайте? Что такого нового могут сказать люди о Системе, которые сами в Системе? Зачем им эта статья?
 
Эдуард. 2009-08-20 10:06:58
Спасибо, великолепная статья! Всё правильно написали. А если некоторые "христиане" не поняли, что Вы хотели сказать, значит и не стоит к их мнению прислушиваться. Творчество Егора по ощущениям, по выстраданности, по направлению, по СОДЕРЖАНИЮ - очень христианское, ВСЕЛЕНСКИ христианское. А всё остальное - лишь ФОРМА. Низкий поклон.
 
ценитель 2009-11-20 19:34:00
если честно, тошнит уже отвсей этой псевдохристианской тематики, к автору : не будем устанавливать монополию на истину, и подгонять под что то егорку летова, будь то христианская доктрина либо какая-то еще. он. как мне кажется вне религий и конфессий. и автор похоже пытался получить дешевый авторитет типа попадет Летов на небеса или нет? все это херня полная, православная лабуда!!! летов сам сказал в одной из своих песен: мы в глубокой жопе... и вот это соответствует истине, чем там заумные термины автора статьи
 
Лебедев Вячеслав 2009-11-21 19:46:35
Вы ругаете мертвого человека...который сделал очень много чтоб пробудить спящих. Чтоб судить о нем не хватит слов, а так как некоторые как они себя называют "христиане" вообще не знают кто это такой и еще приводят какие то суждения, это честно говоря странно.
Позволю себе смелость привести в качестве примера одну из песен Игоря Федоровича Летова:
"Hаше дело большое, почётное
Словно кипение масла в кpовавой каше
Словно стpочка, бегущая пpочь
Словно тёплый хлеб. Словно млечный дождь.

В миpе без гpеха.

В миpе без гpеха.

Hаше дело последнее, словно патpон
Словно вечно последний подвиг
Словно всякий последний pаз
Словно пеpвый вдох. Словно пеpвый шаг

В миpе без гpеха.

В миpе без гpеха.

Ливнем косым постучатся в нашу двеpь
Гневные вёсны, весёлые войска
Однажды, только ты повеpь,
Маятник качнётся в пpавильную стоpону

И вpемени больше не будет.
И вpемени больше не будет.

Hаше дело пpопащее, словно палец,
Отоpванный вpажеской пулей
Hа священной наpодной войне
Словно санный след. Словно смеpтный бог

В миpе без гpеха.

В миpе без гpеха

Hаше дело геpойское, словно житейская школа
Заслуженных пощёчин
Словно железная хватка земли
Словно наяву. Словно налегке
В миpе без гpеха.
В миpе без гpеха.
В миpе без гpеха.
В миpе без гpеха.

Е. Летов
А теперь позволю себе смелость привести здесь же ответ на вопрос, заданный вдове Егора

-На могиле атеиста Летова установили православный крест» — полный бред. Знакомый с творчеством Егора так бы не высказался. Брат Егора сказал, что крест на могиле — недоразумение, позднее было опровержение на форуме, что это не случайно. Расскажите, пожалуйста, по каким традициям, состоялось погребение, что было случайным, а что нет? Какова была воля покойного (если была) относительно погребения.

-Наталья Чумакова: Воля, конечно, была — но ее оказалось невозможным выполнить. Больше всего Егор не хотел никакого ажиотажа вокруг своей персоны, и желал быть похороненным так, чтобы никто этого места не знал. Но это было нереально... к сожалению. Никаким атеистом он, разумеется, не был. Хотя в церкви действительно не крестился, но себя считал христианином, причем именно православным. Не оттого, что испытывал особые симпатии именно к православию, он как раз себя очень свободно, неформально чувствовал в духовном смысле — а оттого, что считал это правильным и естественным для русского человека. Так что ничего случайного не происходило. И похоронен он с тем нательным крестом, что носил всё последнее время — иерусалимским.

Так вот вместо того чтоб нести всякую околесицу в сторону поистенне великого человека сходите в храм и помолитесь за него.
 
ДЦ 2010-05-22 20:51:17
Eгop- в oпpeдeлeннoй cтeпeни cвятoй чeлoвeк, пycть и внe peлигии. Oн пpoшeл чepeз мнoгиe мyки. И твopчecтвo eгo oплaчeнo cлeзaми и yтpaтaми. Oн yтвepждaл peлигию жизни, нo был глyбoкo тpaгичным чeлoвeкoм. И пoгpeшил ли oн пpoтив иcтины, coгpeшив зa нee? Teпepь oн нaшeл cвoю cвoбoдy, зa кoтopyю вoeвaл, вeдь cвoбoдa-этo cмepть. Cияниe oбpyшилocь вниз, cтaлo eгo дyшoй..
 
ГОЛУБЕВ НИКОЛАЙ 2011-03-10 20:16:15
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,СТАТЬЯ БЫЛА НАПИСАНА НЕ ЗРЯ,И К ТОМУ ЖЕ ИСКРЕННЕ,И СО ЗНАНИЕМ ВОПРОСА,А ЧТО КАСАЕТСЯ ОТЗЫВОВ ,,ХРИСТИАН,,ТО КАК ВЫ МОЖЕТЕ ГОВОРИТЬ О ЧЕМ-ЛИБО,А ЗАТЕМ ОПРОВЕРГАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ДОВОДЫ,ДА,НЕСОМНЕННО,ТВОРЧЕСТВО ЕГОРА ТОЛКАЛО ЛЮДЕЙ НА СУИЦИД,НО ЭТО ГОВОРИТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О СЛАБОСТИ ПОСЛЕДНИХ,НО СЧИТАЮ ЧТО ТЕ КТО СТОЛЬ НЕГАТИВНО ОТЗЫВАЮТСЯ О ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ,СЧИТАЮТ СЕБЯ БОЛЕЕ ПРАВЕДНЫМИ. А ПОЗВОЛЬТЕ СПРОСИТЬ,ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ? ВЕДЬ ГРЕШНЫ МЫ ВСЕ,И НЕ НАМ СУДИТЬ ДРУГ ДРУГА,ИБО СИЕ ЕСТЬ УДЕЛ ГОСПОДА БОГА,А ТЕ КТО ВСЕ ЖЕ ПЫТАЮТСЯ,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УПОДОБЛЯЮТСЯ ФАРИСЕЯМ. ВОТ МНЕ ТВОРЧЕСТВО ЕГОРА,НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ДАЛО ТОЛЧОК,К ИНОМУ ОБРАЗУ МЫШЛЕНИЯ,И Я ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ ИЗВИНИТЕ ЗА ЛЕКСИКОН-БЫДЛОМ С УЛИЦЫ И С ТЕХ ПОР СТАЛ МНОГО ЧИТАТЬ,ДУМАТЬ,АНАЛИЗИРОВАТЬ,А ОБО ВСЕХ ТЕХ КТО РУГАЛ АВТОРА СТАТЬИ,МОГУ СКАЗАТЬ СЛОВАМИ ЛЕТОВА-,,АПОЛОГИЯ НЕВЕЖЕСТВА,МИФОЛОГИЯ ОПТИМИЗМА,ЗАКОННЫЕ ГАУБИЦЫ БЛАГОНРАВИЯ,ЗНАТНЫЕ ПИРШЕСТВА БЛАГОРАЗУМИЯ...,,СПАСИБО АВТОРУ,ОЧЕНЬ ХОТЕЛ БЫ С ВАМИ ПООБЩАТЬСЯ ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО,МОЙ АДРЕС ИМЕЕТСЯ...
 
Евгений Ерёмин 2012-04-23 10:38:21
Александр,я защитил диссертацию на тему "Стратегии освоения библейского текста в рок-поэзии Б. Гребенщикова", сейчас расширяю работу. В числе предполагаемых фигурантов и Егор Летов.Можно ли задать вам несколько вопросов по электронной почте? Свою прилагаю: bob_eremin@mail.ru
 
ann 2013-07-30 13:16:23
Интересные размышления и вполне предсказуемые комментарии.Судя по всему,некоторые не понимают ни того,что сказал Иисус,ни того,что говорил Летов.Одни шаблонные и скорые на суд реплики чего стоят) К сожалению,наша человеческая узость и порождает эти заборы,страхи и обвинения (и вера в своё право выносить эти обвинения).Автору спасибо за статью.
 
Genry FreakerЪ 2013-09-30 14:48:17
Александр! Порадовало, признаться Ваше эссе - прежде всего тем, что есть единомышленники в плане понимания творчества Е.Летова (если вообще мы способны что-то понимать). Мог бы нечто добавить по этому вопросу, а нечто, напротив - Вы "добавили" мне. Но что меня поразило как гром (сведя на нет всё удовольствие от статьи)- так это то, как Вас угораздило понять композицию "Евангелие" таким превратным образом? Надеюсь Вы не считаете что в песне "Общество Память" Егор призывает "вешать жидов"(по аналогии)? - как многие недалёкие гопники. Надеюсь также что Вам известен художественный приём "от противного" - который зачастую воздействует на мозжечок гораздо действеннее, нежели напрямую. Нет, уважаемый - я положительно рекомендую ещё раз УСЛЫШАТЬ Летовское "Евангелие". Услышать ту горькую интонацию, с которой поётся эта великая песня и понять почему.
Дабы не вышло как у Башлачёва:
"Мне было стыдно что я пел,
за то - что он так понял,
что смог пририсовать рога
он на моей иконе..."
Извините - я мог бы выразится и пояснее, но за мною сейчас приедут - с уважением ...
 
Володин Роман 2014-02-09 08:04:26
Огромное спасибо автору за статью, Егору - за творчество. По поводу песни "Евангелие" у Сурожского по моему читал, что "Христос не такой, каким его представляешь ты, сталин, гитлер, путин - Он другой". потому и задуши своего непослушного христа, которого ты себе выдумал и которым оправдываешься. А в случае с критиком требующим удалить статью- да как у Башлачева, "мне стыдно что он так понял"...
 
Oleg Martov 2015-08-30 21:52:55
Ваше произведение гениально. " Плюшевый мишутка
Лез на небо прямо по сосне
Грозно рычал, прутиком грозил
Превращался в точку

Значит кто-то там знает
Значит кто-то там верит
Значит кто-то там помнит
Значит кто-то там любит
Значит кто-то там...
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Священство Мелхиседека. - Павленко Наташа

Наследие Христово. Прочие сентенции и пророчества, а также притчи Иисуса - Виталий Александров

Доброчинність і милостивість - Владимир Андрощук

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Крик души :
Тихая молитва в прозябающей церкви - Роман РАУД

Для детей :
Живая душа - Яна Файман

Статья в газету :
Выбор - Плотникова Евгения

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100