Змея́. Основа этого существительного земля, к которой восходит и слово земля. Первоначальное значение — «земляная», «ползающая по земле». «Змея производит яд в своем теле, - пишет Мехмет Мурат Илдан, - чтобы отравить врагов! Но человек - странная змея; он производит яд в своем уме, чтобы отравить своих собратьев!». «Благочестивые христиане часто представляют себя нечестивым под видом змей.
«К Крестьянину вползла Змея
И говорит: «Сосед! начнём жить дружно!
Теперь меня тебе стеречься уж не нужно;
Ты видишь, что совсем другая стала я
И кожу нынешней весной переменила».
Однако ж Мужика Змея не убедила.
Мужик схватил обух
И говорит: «Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то-же».
И вышиб из соседки дух.
Когда извериться в себе ты дашь причину,
Как хочешь, ты меняй личину:
Себя под нею не спасешь» - /И.Крылов/
Он говорит, что хотя змея клалась в своей доброте и что она самая добрая змея, однако мужик не согласился принять ее к себе уже потому что, лучшая змея никуда не годится. Да, следует убегать такого ученья, убегать как змеи, потому что оно - яд, и гнать его от себя, как крестьянин гнал змею.
Еврейское слово используется в Еврейской Библии для обозначения змея, который появляется в Бытии 3.1, в Эдемском саду. В первой книге Торы змей изображается как лживое существо или обманщик, который пропагандирует как добро то, что запретил Бог, и проявляет особую хитрость в своем обмане. Безусловно, Еву обманул дьявол. Дьявол и сатана — это ветхий змей /Отк.12.9/, злобный дух, который был сотворен ангелом света и непосредственным служителем у престола Божьего, но из-за греха отступил от своего первоначального положения и восстал против Божьего венца и достоинства. Многие ангелы пали, но именно этот, атаковавший наших первых родителей, несомненно, был князем бесов и главарем мятежа. Став грешником, он сразу стал сатаной; став предателем, он сразу стал искусителем как существо, ненавидящее и восставшее против Бога и Его славы, позавидовавшее человеку и его блаженству. Он знал, что может погубить человека, лишь соблазнив его. Валаам не мог проклясть Израиль, но мог искусить его /Отк.2.14/. Поэтому игра, которую должен был разыграть сатана, сводилась к тому, чтобы склонить наших первых родителей ко греху и разделить их с Богом. Таким образом, дьявол с самого начала был убийцей и великим злоумышленником. В то время все человечество состояло из одного человека, и именно ему сатана нанес удар. Этот нечестивец является противником и врагом.
Это был дьявол в облике змея. Точно неизвестно, то ли он принял видимый внешний вид змея (как считают некоторые, став похожим на тех змей, что описаны в /Исх.7.12/, то ли это был реальный живой змей, которым дьявол завладел и побуждал к действию. С Божьего позволения могло быть и так и иначе. Дьявол решил сыграть свою роль в облике змея, так как это обманчивое творение имело пятнистую кожу, и в то время передвигалось вертикально. Возможно, это был летающий дракон (так как разъяренные змеи могли летать, /Ис.14.29/ который, казалось, пришел свыше, как посланник высшего мира, один из серафимов. К нам приходит много опасных искушений, разукрашенных веселыми и красивыми красками, но это лишь их внешний вид; кажется, что они приходят свыше, ибо сатана мог предстать в виде ангела света.
Так как змей был коварной тварью, на что здесь обращается внимание. Существует много примеров, доказывающих коварство змей, когда они совершали зло и защищали себя после его совершения. Нас учат быть мудрыми, как змеи. Но этот змей, побуждаемый к действиям дьяволом, несомненно, был коварнее других, так как, потеряв святость, сохранил дальновидность ангелов и стал мудрым для совершения зла. И мы не можем осознать, как много он извлекает выгоды, используя змея. Отметьте, что дьявол больше всего служит себе и своим интересам с помощью сатанинского коварства. Нам не сказано, что подумала Ева, услышав слова змея, обращенные к ней. Мне кажется, она не знала, что и думать. Вначале, возможно, она предположила, что это добрый ангел, но впоследствии могла заподозрить, что-то неладное. Интересно отметить, что многие языческие идолопоклонники поклоняются дьяволу в образе змея, тем самым публично признавая свою приверженность этому отступническому духу и облачаясь в его цвета.
Бытие 3.4-5 и 3.22/. Змей обладает способностью говорить и рассуждать: «Змей был более изощренным (также переводится как «хитрый», чем любой полевой зверь, которого создал Господь Бог». В Книге Бытия нет указаний на то, что змей был божеством сам по себе, хотя это один из всего лишь двух случаев, когда животные разговаривают в Торе (осел Валаама - другой).
Бог поместил Адама в Эдемский сад, чтобы тот ухаживал за ним, и предупредил, Адама не есть плодов Древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от них, ты непременно умрешь» - /Быт.2.17/ Змей искушает Еву вкусить от дерева, но Ева говорит змею, что сказал Бог. Змея отвечает, что она наверняка не умрет /Быт.3.4/ и что если она съест плод дерева, «тогда откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» - /Быт.3.5/ Ева съела плод и дала немного Адаму, который тоже поел. Бог, гулявший по Саду, узнает об их проступке. Чтобы не дать Адаму и Еве вкусить плод с Древа Жизни и жить вечно, их изгоняют из сада, в котором Бог выставляет ангельскую охрану. Змей наказан за свою роль в Грехопадении, будучи проклят Богом ползать на брюхе и питаться пылью.
«И сказал Господь Бог: «ты будешь ходить на чреве твоём…во все дни жизни твоей» - /Быт.3.14/. А вот уж может только ползать, а летать ему не под силу и это говорит о том, что у каждого свое направление в жизни.
«И сказал Господь Моисею: «сделай змея и укрепи его на шесте: всякий ужаленный посмотрит на него и останется жить. Моисей сделал медного змея и укрепил его на шесте. И когда змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» - /Чис.21.8.9/.
«Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно, веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь»
Бог повелел Моисею сделать изображение ядовитого змея, которое он сделал из меди, и прикрепить к длинному шесту, чтобы его можно было увидеть из всех частей стана; и каждый укушенный ядовитым змеем мог исцелиться, взглянув на него. Народ молился, чтобы Бог удалил от них змеев (ст. 7), но Бог посчитал это неуместным, ибо Он дает действенное избавление наилучшим способом, хотя и не так, как нам хотелось бы. Поэтому те, кто не умер из-за ропота, были вынуждены испытывать жгучую боль из-за него, чтобы более искренно каяться и смиряться из-за греха. Они также получили исцеление от Бога через руку Моисея, чтобы научиться, если возможно, никогда больше не роптать против Бога и Его пророка. Этот метод исцеления был чудом; особенно поражало то, что, как говорят некоторые биологи, взгляд на яркую отполированную медь был вреден для людей, ужаленных ядовитыми змеями. Бог может достичь Своей цели несовместимыми методами. Сами евреи говорят, что исцеляло не столько изображение медного змея, сколько взгляд на него; они взирали на Бога как на Господа, исцелившего их. Но в этом указании было много Евангелия. Наш Спаситель говорил нам» - /Ин.3.14.15/, что как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесено быть Сыну Человеческому, и что всякий, верующий в Него, не погибнет. Обратите внимание на сходство:
Между их болезнью и нашими. Дьявол — старый змей, ядовитый змей, поэтому он является /Отк.12.3/, как большой дракон. Грех — это укус ядовитого змея; он причиняет боль испуганной совести и отравляет уснувшую совесть. Искушения сатаны названы «раскаленными стрелами» /Еф.6.16/. Похоти и страсти распаляют душу, то же самое совершают ужасы Всевышнего, когда выстраиваются против нее. И наконец, как змей, грех укусит, и ужалит, как аспид; и даже ее наслаждения превратятся в желчь гадюки.
Между их средством исцеления и нашим. Сам Бог изобрел и предписал это противоядие от ядовитых змей; и подобным образом наше спасение через Христа является изобретением Безграничной Мудрости; Бог сам нашел искупительную жертву.
Это был очень неравноценный метод исцеления; подобным образом наше спасение через смерть Христа для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. Именно Моисей вознес змея в пустыне, подобным образом закон является детоводителем, чтобы привести нас ко Христу, и «Моисей писал о Нем» - /Ин.5.46/. Христос был вознесен иудейскими правителями, преемниками Моисея.
То, что исцеляло, имело такой же вид, как и то, что ранило. Так и Христос, который сам по себе был абсолютно свободен от греха, был «послан в подобии плоти греховной» /Рим.8.3/, и поэтому считалось доказанным, что этот человек был грешником» - /Ин.9.24/. Медный змей был вознесен, Христос - тоже. Он был вознесен на кресте» - /Ин.12.33−34/, чтобы стать позорищем для мира. Он был вознесен проповедью Евангелия. Используемое здесь слово шест, означает «знамя» или «эмблема», ибо Христос распятый станет, как знамя для народов /Ис.11.10/. Некоторые считают, что вознесение змея было прообразом победы Христа над сатаной, ветхим змеем, чью голову Он поразил, когда на Своем кресте открыто, продемонстрировал силы и власти, которые отнял и сокрушил /Кол 2.15/.
Символ чаши со змеей в различных вариациях уже тысячи лет связан с медициной. Его истоки уходят еще к временам Древней Греции и Рима и неразрывно связаны с мифологией этих государств. Так для древних греков с самых давних времен змеи были символом мудрости и бессмертия, за что их безмерно почитали. Змеи на посохе издавна были символом профессии врача, восходящей к древним грекам. Этот народ считал змей священными и часто использовал их в лечебных ритуалах, поэтому для них кажется естественным помещать змею на свой медицинский символ.
«Будьте мудры (pmdentes – лат. благоразумны), как змии» - /Мат.10.16/. Они должны быть мудры, как змеи, избегая давать бесполезный отпор или оказаться втянутыми в компромиссные ситуации. Как змея все свое тело подставляет под удары, а голову охраняет, так и христианин все должен отдавать бьющим его, даже тело свое, а голову, которая есть Христос и вера в Него, должен беречь. Как змея, сжимаясь в какой-нибудь скважине и проползая, скидает с себя старую кожу, так и мы, идя тесным путем, должны совлекать с себя ветхого человека. Но так как змея и вредит, то Господь повелевает нам быть простыми, то есть чистыми, незлобивыми и безвредными, как голуби, ибо последние, лишаясь, даже детей и будучи преследуемы, тотчас возвращаются к своим хозяевам. Итак, будь мудр, как змея, чтобы не смеялись над тобою в жизни, но чтобы все твое было безукоризненным. Что же касается вреда в отношении к другим, то будь как голубь, то есть не злобив, прост.
Образы сменяются: апостолы, с одной стороны, среди волков должны быть по-прежнему овцами, но, с другой, и превращаться в змей. «Благочестивые часто представляются нечестивым под видом змей и таким образом побеждают древнего змея» - /Бенгель/. Мудрость змеи вошла в пословицу еще, вероятно, со времени рассказа о грехопадении. На самом же деле змей, по-видимому, вовсе не так мудр, как сообщается о нем в Библии и, в частности, в Евангелии. В Быт. 3 еврейское слово «арум» у Семидесяти переводится словом, такое же слово употреблено и здесь в Евангелии. Оно не означает непременно животное, выдающееся пред другими по уму. Из естественной истории известно, что, например, слон и собака гораздо умнее всякого змея. Поэтому думают, что слово, переведенное «мудры», неточное, особенно в настоящем приложении. Греческое слово больше обозначает благоразумие относительно своей собственной безопасности, а не умственную или нравственную мудрость (греческое; здесь употреблено prudens). Здесь ссылка на действительную или мнимую осторожность или хитрость змеи во время опасности. Поэтому повеление лучше перевести так: будьте столь же осторожны, как змеи. Спаситель не говорит: будьте мудры, как лисицы, хитрость которых заключается в том, что они обманывают других; но — как змеи, политика которых заключается в защите самих себя, а не в хитрости ради своей безопасности. В деле Христа мы должны быть мудры настолько, чтобы не навлекать без нужды бедствий на свои головы.
Будьте осторожны как змеи и чисты как голуби – змеи очень осторожные в плане своей безопасности. Они прячутся при любом шорохе и люди не видят их и наступают на них. На основании этого, Библия призывает подобно змеям быть очень осторожными и беречь свои жизни, проповедуя Евангелия.
И самое печальное, что на этот обман прельстились и некоторые христиане, забывая, что нам дана «власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» /Лук.10.19/. Те, кто должен быть светом миру, сиять, как звезды, возвещая погибающему миру Царствие Божие, уготованное человеку прежде создания мира. Они, увлекаясь диавольским обольщением, вместе с остальным богоборческим миром воспевают хвалу змею. Чествуют его, печатают на открытках, украшают изображениями змей свои жилища, запускают их в небо, вешают фигурки змей на елки, наряжаются змеями…
Они не задумываются над тем, что Господь Вседержитель, возродивший их к Жизни Вечной Своими страданиями и смертью, обладающий всей полнотой власти во вселенной, заботится о них, как пастырь добрый – о каждой своей овце, поддерживает их Своими пробитыми гвоздями руками… Он не позволит так просто идти в погибель тем, которых Он искупил Своею кровью, и будет наказывать их.
Вот этот случай Христос и привел как прообраз необходимости Своей смерти на кресте. Спрашивается, как медный змей, воздвигнутый Моисеем в пустыне, может сравниться с распятием Христа на Голгофском кресте? Этим наш Господь говорит, что точно также, как не было иного способа получить исцеление ужаленному израильтянину, как только обратить свой взор на медного змея, точно так и спасение невозможно без взора веры на распятого Иисуса Христа.
Медный змей и Сын Божий, Иисус Христос, как можно их вообще сравнить? Казалось бы, что в них может быть общего? Одна мысль об этом кажется кощунством. Тем не менее Сам Христос сравнил Свое распятие с медным змеем, вознесенным на шест.
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» - /Ион.3.14/
.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.
.
|