В процессе эволюции значения корня, оно приобрело значение «отдавать силу «передавать усилие другому».
Слово «ремесло» происходит от латинского корня «remex», что означает «гребец» или «весла рыбака». В древнеримском обществе работа гребца считалась низкооплачиваемым и не престижным занятием. Поэтому слово «ремесло» приобрело отрицательную коннотацию, связанную с малозначимой и неквалифицированной работой. Слово «ремесло» происходит от латинского корня «remedium», что означает «средство» или «способ». Слово, соответствующее латинскому корню, означающему ремесло или занятие, в русском языке называется «профессия».
Это слово происходит от латинского слова «professio», которое означает знание или умение. В средние века этот термин относился к занятию, требующему определенных навыков и специализации.
Затем латинское слово «remex» пришло в русский язык в виде «ремесло». Получив значение «отдать свои силы на благо другого», оно стало обозначать определенный вид деятельности, требующий определенных навыков и умений. Таким образом, слово «ремесло» стало указывать на различные занятия или профессии, в которых человек проявляет свои умения и таланты.
Слово, которое обозначает создание человеческих рук, — «мелака», значит также послание, которое оставляет своим произведением ремесленник или художник. Тот же корень служит для указания на послание Господа, пророков. Библия различает «баалеи мелака», простых ремесленников, и «хараш», обрабатывающих камень, дерево, металл. К последним относятся кузнецы, «масгер», специализирующиеся в производстве оружия. Для каждого ремесла есть название: булочник, мясник, прядильщик, ткач, швея, москательщик. Они открывают на библейской улице свои лавочки.
Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы — от «промыслить», то есть, подумать.
«Каково твое ремесло? Откуда ты держишь путь? Из какой ты страны? Из какого народа?» - /Иона 1.8/.
«Ремесло моё – быть самим собой и никем другим. Верно, служить тому, кто мне доверяет. Любить того, кто честен. Вступать в беседу с тем, кто мудр и малоречив. Остерегаться суда молвы. Сражаться, если нельзя иначе» - /Шекспир/.
Начнём с отца Иисуса. Да, по всей вероятности он был плотником. «Не плотник, ли Он…» - /Мар.6.3/. Не плотник ли Он? По Матфею 13.55, они укоряли Его за то, что Он был сыном плотника, поскольку Его предполагаемый отец плотничал. Но, видимо, они добавили затем: «Не плотник, ли Он?» — поскольку наш Господь Иисус, вероятно, занимался этим ремеслом вместе со Своим отцом, прежде чем вышел на общественное служение. У иудеев было хорошее правило: их молодые люди, собиравшиеся в будущем стать учеными, обучались еще какому-нибудь ремеслу, чтобы они могли заполнять свое время тем или иным делом, а в случае нужды заработать себе на хлеб; так, например, Павел был делателем палаток. Оказать честь презренным ремесленникам и ободрить тех, кто живет трудом рук своих, хотя великие люди смотрят на них с пренебрежением. Они укоряли Христа за Его отца. Не плотников ли Он сын? Да, действительно, Он был известен как сын плотника, но что в этом плохого? Его нисколько не унижало то, что Он был сыном честного труженика. Они забыли (а могли бы помнить), что этот плотник был из дома Давидова /Лук. 1.21/, Сыном Давида /Мат.1.20/, то есть, хотя он был и плотником, однако знатного происхождения. Тот, кто ищет повод для ссоры, не замечает достоинств и видит только недостатки.
Но что тогда значило «плотник», чем занимался плотник в Палестине 1в.? Плотник - был универсальный мастер, скорее зодчий. Это и понятно - древесины было совсем немного. Чтобы наглядно представить, чем занимался плотник, откроем замечательный сирийский раннехристианский памятник «Деяния Иуды Фомы», который учёные относят к концу 2 века. Там главный герой представляется индийскому купцу как плотник. «И когда они взошли (на борт) и сели, сказал Хаббан-купец Иуде: «Каково твое ремесло, которым искусно ты владеешь?» Сказал ему Иуда: «Плотничество и строительство — занятие плотника». Сказал ему Хаббан-купец: «Что умеешь ты делать из дерева и что из тесаного камня?» Иуда сказал ему: «В дереве я обучен делать сохи, и хомуты, и бодила, и весла для лодок, и мачты для судов, и в камне — надгробия, и монументы, и храмы, и дворцы для царей». Сказал ему Хаббан-купец: «А я как раз такого искусника искал». /.../
И очень обрадовался царь, и приказал, чтобы привели к нему Иуду. И сказал царь: «Какое ремесло знаешь ты исполнять?» Сказал ему Иуда: «Плотник я, раб плотника и строитель». Он говорит ему: «Что ты умеешь делать?» Сказал ему Иуда: «В дереве я умею делать хомуты и сохи, и бодила, и весла для лодок и паромов, и мачты для кораблей, а в тесаном камне — надгробия, и памятники, и дворцы для царей». И говорит царь Иуде: «А я искал (как раз) такого ремесленника». И говорит ему царь: «Построишь ты мне дворец?» Сказал ему Иуда: «Построю я его и закончу его, ибо я строить и плотничать пришел».
«У них было одно ремесло с Павлом: они изготавливали палатки, и поэтому Павел остался работать с ними» - /Деян.18.3/ Несмотря на то что апостол был воспитанным и образованным человеком, он не считал ниже своего достоинства заниматься ремесленным трудом. Павел изготавливал палатки, то есть был обойщиком; он шил для воинов и пастухов палатки из шерстяного или суконного полотна, либо из сафьяна (материала, который, по мнению некоторых, тогда в основном шел на производство палаток), либо из кож, подобно тому как делались верхние покрывала скинии. Жить в шатрах, следовательно, — значило жить — под кожами. Д-р Лайтфут указывает, что у евреев существовал обычай обучать своих детей тому или иному ремеслу и что они поступали так даже в том случае, если давали детям образование или оставляли им наследство. Раввин Иегуда Ганасси утверждает: «Кто не приучает сына своего к труду, тот учит его воровать». Другой раввин вторит ему: «У кого в руке ремесло его, тот уподобляется крепкому винограднику». Никто не смеет презирать честный труд, которым человек добывает себе хлеб насущный. Павел научился шить палатки еще в юности (хотя и был фарисеем, воспитанным у ног Гамалиила), однако навыка в своем ремесле не утратил.
Хотя Павел и имел право получать материальную поддержку от основанных им церквей и от народа, которому он благовествовал, он, несмотря на это, занимался ремеслом, чтобы содержать себя. Это обстоятельство представляет апостола, не требовавшего себе содержания, в лучшем свете в сравнении с теми, кто знал о его нуждах, но не желал доброохотно помочь ему. Посмотрите, каким кротким человеком был Павел и как способны были люди унижать великих людей. Несмотря на унижение, апостол научился снисхождению у своего Учителя, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, а для того, чтобы послужить. Посмотрите, каким трудолюбивым и старательным человеком был Павел. Апостолу надлежало заниматься возвышенным умственным трудом, однако он не считал ниже своего достоинства, когда это было нужно, заниматься трудом физическим. Даже искупленные от клятвы закона не освобождены от произнесенного суда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...» Посмотрите, как тщательно приходилось Павлу выгораживать свое служение, чтобы не вызывать предвзятого к нему отношения со стороны людей даже самых неправедных и нерассудительных. Апостол вынужден был добывать свой насущный хлеб сам, чтобы Евангелие Христово не сделалось бременем - /2Фес.3.8/.
Хотя Павел и был мастером своего дела, он, надо полагать, не гнушался нудной, однообразной работой. По одинаковости с Акилой и Прискиллой ремесла, Павел остался у них и работал, что давало ему возможность получать не больше поденной оплаты, которой едва хватало, для того чтобы сводить концы с концами. Бедные ремесленники должны быть благодарны Богу за то, что могут своим трудом кормить себя и свои семьи, хотя и не в силах наживать такие состояния, какие наживают своими спекуляциями торговцы.
Хотя Павел и был великим апостолом, он принял решение трудиться вместе с Акилой и Прискиллой, потому что считал их очень разумными в деле Божьем, что вскоре и подтвердилось, ст. 26. Апостол признает, что они были его сотрудниками во Христе Иисусе, Рим 16.3. Вот для желающих служить пример того, как следует находить себе служение, способное принести душам наибольшую пользу. Трудитесь вместе с теми, которые, судя по всему, являются сотрудниками во Христе Иисусе. Хорошо быть частью того общества, в котором можно находиться в общении с теми, кто помогает другим возрастать в познании Христа, и хорошо подпадать под влияние тех, кто принял решение служить Господу.
«Это грозит не только тем, что наше ремесло потеряет свое доброе имя, но и что храм великой богини Артемиды уже ничего не будет значить. И сама богиня, которую почитает вся провинция Азия и весь мир, будет лишена божественного величия!» - /Деян.19.27/ Димитрий делает ставку на то, что искусство и секреты изготовления серебряных идолов для служителей Артемиды нуждаются в финансовой поддержке. «Вы знаете, что от этого ремесла зависит не только наше существование, но и благосостояние наше. Мы богатеем и собираем впрок. Мы живем на широкую ногу и имеем необходимые средства, для того чтобы доставлять себе удовольствия; поэтому, что бы ни случилось, мы не допустим того, чтобы наше ремесло оказалось в пренебрежении». В православии ремесло, религиозные безделушки – во всём делают «святость» - приносит прибыль: и ремесленникам и священникам, а народ обманывают.
Примечание: человеку свойственно ревновать об источнике собственного благосостояния независимо от того, чистый это источник или нет.
И немало людей на одном только этом основании противопоставляют себя Евангелию Христа, потому, что оно призывает людей расстаться с нечестивыми ремеслами, сколько бы значимый доход они ни приносили.
Димитрий обращает внимание толпы на опасность, которую несет упадок их ремесла, потому что у них не будет прибыли. Все, что касалось их ремесла, затрагивало больное, уязвимое место. «Если это учение возобладает, то все мы окажемся не у дел и тогда, возможно, нам придется закрыть наши лавки; ремесло наше придет в презрение, будет всеми осуждаемо, стяжает дурную славу, предстанет всесветным обманом, и тогда всякий станет презирать его. Эта наша доля» (таково истинное значение употребленного здесь греческого слова), «не только наш прибыток или доля в ремесле и торговле» - «окажутся под угрозой постепенного исчезновения, но и мы сами совершенно разоримся и станем попрошайками или даже разбойниками». Этого нельзя допустить – таков лозунг, как у Димитрия был, таков и православия.
Димитрий выставляет причиной своего выступления великую ревность и заботу об Артемиде и ее славе. «Не только ремесло наше находится в опасности». О, если бы дело было только в угрозе их ремеслу, он не стал бы изображать подобных чувствований, потому что главная причина его беспокойств заключалась в ином, а именно в том, что храм великой богини Артемиды ничего не будет значить и ниспровергнется ее величие.
«Большинство из нас - ремесленники. Мы делаем то, что умеем и от чего получаем удовольствие, и мы хотим выгодно продать свое изделие. А коли так, ему следует придать ту форму и тот размер, которые пользуются спросом. Какой толк плотнику делать табуретку высотой в полтора метра? Никто не захочет на ней сидеть, сколько бы кому ни внушали, что табурет такой высоты выглядит красивее.
«Подумайте, мой дорогой Фурнье, какой безупречной была репутация, какими возвышенными чувства, какой достойной восхищения была жизнь большинства фальшивомонетчиков — пока они не были раскрыты! Высокая репутация первейшая необходимость для шайки жуликов. Интересная мысль: «Хорошая репутация всегда необходима для плохого ремесла».
«Работа медсестры понравилась мне сразу, – пишет миссис писатель А.Кристи в «Автобиографии», – я легко всему научилась и пришла к выводу, что это одна из тех профессий, которые приносят наибольшее удовлетворение. Всегда так считала и считаю». Кроме морального удовлетворения служба в госпитале позволяла Агате отвлечься от страха за Арчи, который постоянно рисковал жизнью». Арчи словно сорвался с тормозов, и Агата уже не могла его остановить. Азартное нетерпение – в этом был весь Арчи, и тому, кто его любит, приходится принимать это как данность. Отбросив в сторону благоразумие, Агата Мэри Кларисса Миллер согласилась отправиться под венец.
Аптека была истинным раем в сравнении с палатами, где одни со стонами и криками умирали, других спешно пытались спасти. Под руководством миссис Эллис и своей напарницы Эйлин Моррис Агата постепенно постигала каверзные тонкости фармакологии. Кому-то это занятие могло бы показаться скучным, но только не дотошной Агате. Всегда с удовольствием узнававшей что-то новое и необычное. Не так уж много на земле мест, где собеседники будут все утро с воодушевлением обсуждать свойства какого-нибудь яда и – мало того! – продолжат это занятие за чаем. Аптечный закуток в госпитале Торки был именно таким местом. Со свойственным ей азартом Агата усердно во все вникала, надеясь успешно пройти головоломные квалификационные испытания в лондонском «Обществе аптекарей» и стать профессиональным фармацевтом. Задачка не из легких для женщины, не имевшей даже диплома медсестры, но Агата была настроена решительно и не жалела времени на зубрежку, хотя после рабочего дня его практически не оставалось».
«Знаешь, я пришла к выводу, что все садовники такие. Настоящий садовник – если это действительно хороший садовник – достигает зрелости к восьмидесяти годам. А вот если ты встречаешь крепкого, здорового парня, который говорит тебе: «Мне всегда хотелось работать в саду», то будь уверен – он никогда не станет хорошим садовником. Такие всегда готовы сгрести в кучу и убрать опавшие листья, но, если их попросить сделать что-то серьезное, они непременно ответят, что сейчас не подходящее для этого время. А поскольку никогда не знаешь, какое именно время подходящее – я, по крайней мере, этого не знаю, – то им ничего не стоит тебя переспорить» .
«Пришел счет от водопроводчика. - О-о, - протянула Таппенс с видом человека, которого просветили. - Вероятно, он заломил больше, чем ты ожидал. - Естественно, - подтвердил Томми, - как всегда.- И непонятно почему только в свое время мы не пошли в слесари-водопроводчики? — сказала Таппенс. - Если бы ты в своё время овладел этим ремеслом и пошел по этой стезе, я была бы подручной слесаря, и мы каждый день загребали бы деньги лопатой, и мы бы купались в деньгах. Весьма не дальновидно упустить такую возможность.
- Как же это мы проглядели такую возможность?» - /А.Кристи/. Ремесло нужно: только карманник – тоже ремесло. У кого-то честное ремесло, а у кого-то под прикрытием закона или религии. Это выгодная защита.
В успехе ремесло - весло, а мастерство - мотор.
«Даже будь ты, друг, послом
Божьего пророчества,
Без владенья ремеслом -
Невозможно творчество» - /Акакий Швейк/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
За вратами смерти - Галина Розвер Написать эту статью меня побудило духовное общение с нашими прекрасными соседями и друзьями, которые являются членами баптистской церкви. Именно любовь и уважение к дорогой моему сердцу Любовь Павловне, заставили меня еще раз пересмотреть все стихи Библии, в которых так или иначе затронута эта серьезная для каждого смертного человека тема. Да поможет нам Господь разобраться в этом важнейшем вопросе истины!