Становление христианского монашества и монастырская жизнь
"- Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим.
Некоторые же из них, оставляя всякое попечение о житейском, уходят из городов и водворяются в уединенных местах и садах, избегая сопребывание с людьми, несогласными с ними в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели. Воздержание и умерщвление плоти они считают основанием, на котором только одном может созидаться добрая жизнь. Ни один из них раньше наступления вечера не вкушает и не пьет, а некоторые не приступают к пище до четвертого дня. Другие же опытные в толковании и разумении Божественного Писания, будучи исполнены жаждою знания и питаясь духовной пищей богомыслие, проводя время в изучении Писания, забывают о телесной пище до шестого дня. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп.
Среди них живут и женщины, воспитавшие себя в добродетельной жизни и приобыкшие к ней настолько, что остаются девами до старости. Но девство они сохраняют не по принуждению, а по свободному произволению, возбуждаясь ревностью и любовью к мудрости, заставляющей их отказываться от телесных удовольствий и стремиться к приобретению не смертных, а бессмертных порождений, какие может рождать из себя только душа, любящая и стремящаяся к Богу..."
Димитрий Ростовский "Апостол и Евангелист Марк"
…Пытаюсь продолжить цикл статей об основах христианской веры в форме вполне и сознательно ненаучной, без библиографии и ссылок на источники цитат. Такую форму размышлений о вере и христианстве я назвал бы народным богословием, подразумевая, как раз ненаучный характер моих писаний. Стараясь сформулировать своё отношение к вере, к Богу и Иисусу Христу, в такой сознательно упрощённой форме, надеюсь, что мои жалкие попытки систематизировать рефлексии по поводу христианства, как феномена веры, найдут отклик в душах и головах простых читателей далёких от академических богословских дискуссий которые, в свою очередь поделятся своими переживаниями и чувствами о Боге, Иисусе Христе и его учении – христианстве.
В этом смысле, хотелось бы стать продолжателем и почитателем традиции, восходящих к Иоанну Златоусту, а из современных богословов я считаю себя почитателем проповедника и экзегета Митрополита Антония Сурожского...
Эпиграф:
«Иногда приходится слышать утверждения сторонников литературоведческого подхода к Новому Завету, что тексты представляют собой "самостоятельные литературные миры", со своими собственными законами и архитектурой, и так и следует их анализировать... Но это вовсе не литературные труды, чуждые по своей природе каких-то интересов и нацеленные на удовлетворение эстетических чувств...
Тексты Нового Завета в высшей степени отражают определенные интересы. На богословском уровне все они нацелены на то, чтобы читатели приняли Иисуса из Назарета как Мессию...
На самом глубинном уровне они отражают религиозные, а не эстетические чувства. На социальном уровне они могут пониматься как средство создания институциональных и символических ниш, в которых могли бы найти смысл перед лицом враждебного окружения те общины, для которых они и были написаны. Относиться к этим произведениям как к самостоятельным литературным мирам означало бы, по-видимому, забыть о той жизни, которая их и породила»
Ф. Экслер
Иисус Христос говорил: «Не мир, но меч принёс я на землю... И брат встанет на брата, а сын на отца...»
И это одно из самых загадочных месть Библии! Как кроткий Иисус, который в другом месте говорил: «Если ударили по левой щеке – подставь правую», мог быть так противоречив в своих словах? И ведь апостолы запомнили эти противоречия, потому что они бросались в глаза, а потому цитировали их не решаясь, боясь что – либо изменить в логике учения Учителя...
Некоторое время назад, обдумывая эти кажущиеся противоречия вдруг предположил, что Он в этих словах, этими выражениями, говорил о Революции, но о Революции, которая должна была произойти внутри слушающих и верящих в него людей – в каждом из нас. Иисус из Назарета надеялся на перемену в нас, которая заставит наконец выбрать одну сторону, одно направление в этой жизни – выбрать сторону добра, любви и сострадания, противостоящей стороне, на которой стоит сильное, победоносное, инстинктивное зло, привычно окружающее нас в этой жизни.
Именно выбор любви, добра и правды – был тем путём к Богу, на который наставлял неустанно Иисус Христос своих учеников и слушателей...
Множество привычных понятий и представлений надо разрушить в себе до основания, чтобы решиться и последовать за Мессией в противостоянии бытовому злу, кажется вечному и неистребимому в нас самих и наших близких.
И только тогда, когда мы сможем этому противостоять в себе, не на словах а на деле, только тогда, мы можем сказать и людям и себе, что мы дети Христовы, что мы пытаемся по мере наших сил следовать Его Заветам, в том числе следовать и в сторону вечной жизни, в сторону «царствия... не от мира сего».
Думаю, это самое трудное в подлинном христианстве и кто решается на это, предчувствует, что может быть следуя этим Путём, придётся погибнуть в тяжелейшей борьбе в этой внутренней Революции, которая заставляет подлинных христиан взяться за “духовный меч”, и в этой битве с силами зла, олицетворением которого был библейский Сатана, не щадить ни себя, ни близких...
Безусловно, подлинные ученики Иисуса из Назарета, в физическом противостоянии с «обыденным злом» были обречены на гибель, и тому доказательством служит насильственная смерть всех апостолов, за исключением Иоанна, и ещё мучительные смерти бесконечного количества святых и праведников, во все времена становления Христова Учения.
Но Иисус Христос, словно поддерживая верующих в этой изнурительной борьбе, помогая преодолеть страх смерти, говорит: «Кто погубит тело своё, но душу спасёт – тот останется жить вечно...»
Обобщая, можно сказать, что пока силы привычного, инстинктивного зла являют себя в законах этого мира, то считающие себя последователями Христа, будут с «мечом» Его Заповедей противостоять греху и гибнуть один за одним в этой вечной Революционной борьбе любви и самопожертвования, против животного инстинкта эгоизма и себялюбия, порождающего алчность, сластолюбие и неизбывную гордыню людской плоти. И так же надо понимать, что эта борьба добра со злом будет вечной до скончания мира, потому что это является стержнем человеческого мира – такая борьба является основой духовного мира человека!
Удел христианина, который предначертал Иисус – это «отвергнуться мира и нести свой крест...», но делать это любя и прощая грешников, противостоящих заповедям Христовым - невольных рабов противника Иисуса – Сатаны, «владыки смерти».
Чтобы изменить этот мир, «лежащий во зле», мы и будем противостоять своим братьям и своим отцам восклицая, как воскликнул Иисус, в ответ на призыв своих родных одуматься и вернуться в семью, в мир.
«Кто матерь моя и братья мои!? - вопрошал он своих учеников и слушателей и Сам же отвечал: «Вы мои братья и сестры... – подразумевая, что после приобщения к Новому Завету, Апостолы и ученики Его и есть подлинные, братья и сёстры Его, не по телу, но по духу...
Хотелось бы в связи с этим отметить, что подлинное христианство стоит на единстве духа и веры, но никак не на родственных связях и в этом, его настоящая революционность. Но именно в семьях верующих, мы можем видеть подлинную любовь и поддержку друг друга среди кровных родственников...
Новый Завет, Евангелия, рисуют нам картину непризнания Мессии, и попытки остановить Его в служении людям и Богу. Вспомните, как негодовали его земляки из Назарета, когда выслушав проповедь Иисуса, с раздражением говорили «он плотник, и сын плотника», и зная его с детских лет, ничего особенного в нём не видели и потому не верили его словам - с горечью Иисус подтверждает слова известного изречения - «Нет пророка в отечестве своём!».
Для многих, призыв Иисуса «нести свой крест» равносилен отказу от всех целей и смысла обыденной жизни, а гибель в борьбе с привычным и потом кажущемся неодолимым, злом, является сумасшествием. Призыв Христа не сдаваться в противостоянии злу, но если надо то пожертвовать собой, многими воспринимался и особенно воспринимается сейчас, как безусловная гибель...
Но мы должны помнить и должны понимать, что погибнуть, в данном случае, значит погибнуть для мира, для рутинного, обыденного бытия, в котором мы все пребываем по многолетней привычке.
При этом надо помнить, что в отличие от иудеев, Иисус Христос верил в первоначальную доброту человека и потому, призывал своих учеников и сторонников «быть как дети», неиспорченные обыденностью зла и нелюбви - только вырастая и впитывая «законы» грешного мира, мы становимся испорченными и злыми.
Поэтому читая наставления Иисуса, невольно можно сделать определённые выводы о природе человека, как её видел наш Спаситель...
Человек рождается добр, каким и создал нашего прародителя Адама сам Великий Творец. Однако после грехопадения, сама жизнь человека изменилась и изменила его характер и природную сущность. Поэтому, взрослея и впитывая в себя привычки и отношения между людьми в падшем мире, мы становимся такими как все и забываем свою первоначальную доброту и безгрешность, а вырастая, мы невольно соглашаемся с правилами и законами этого мира, то есть становимся больше плотскими, чем духовными существами.
Иначе говоря, мы становимся «плотью» и все наши беды, грехи и страдания происходят от этого...
Первохристиане стремились, , преодолеть в себе грехи согласно словам Учителя и потому, противопоставляя себя обыденности, старались соответствовать Его Заветам - они объединялись в общины в которых жили по своему уставу, пытаясь противостоять напору внешнего мира. Об этих общинах коротко рассказывает Апостол Павел, в своих Посланиях.
Но уже и в этих общинах появились и честолюбцы, и развратники и потому, апостол Павел подбадривая и ругая, старался восстановить христианские отношения в этих человеческих сообществах...
...Но вот прошли времена отъединения христиан от языческого мира, и при императоре Константине христианство стало государственной религией. Толпы новообращённых устремились в храмы и та жизнь, которой в ранних христианских общинах жили немногие подлинно верующие, вдруг стала доступна для толпы.
В силу диктата государственной власти, точно так же как христиан гнали в Римской империи в течении долгой, почти трёхсотлетней истории, так стали гнать противников христианства ставшей государственной религией. Еще и поэтому появились в эти времена много псевдо христиан, людей неискренних, привыкших приспосабливаться и маскироваться под сторонников Нового Завета Иисуса Христа.
Тут можно процитировать пророка Исайю, который говорил о таких людях:
«Вы чтите меня только своими языками ...»
Так наверняка было и во времена признания христианства Константином Великим и потому из называвших себя христианами в те времена немногие были подлинными христианами.
И конечно, источник христианского благочестия - богопочитания замутился и общий уровень нравственности и религиозности христианства упал, может быть на самый низкий уровень.
Наверное, можно образно сказать, что, наконец, Христианская Революция победила, но сторонников прежних верований оставалось так много, что члены ещё недавно преследуемых и уничтожаемых христианских общин, остались в меньшинстве, и подобно зёрнам веры, они затерялись во множестве плевел, то есть неверующих...
И конечно, праведники не исчезли, но жить вместе с неофитами для них стало невыносимо.
Отсюда и возник мощный поток монашества – людей устремившихся вон из больших городов и вообще из человеческих поселений. И стали они - эти люди - стремящиеся сохранить в неприкосновенности Заветы Учителя о праведной жизни, уходить в пустынные места, в горы, леса и пустыни, организуя сообщества, стремящиеся через праведную жизнь достичь жизни вечной и последовать вслед за Иисусом Христом на небеса.
С тех пор монашество, уединение, уход от суеты этого мира стало своеобразным зеркалом, глядя в которое большинство людей считающих себя христианами, могли видеть осколки подлинного христианства, а обитателей скитов и монастырей стали чтить как подлинно верующих, которые во всём устройстве своей материальной и молитвенной жизни, старались походить на первых учеников и Апостолов Иисуса из Назарета.
Появились и великие Учителя монашеской жизни, которые и сами подвизались на этом героическом, жертвенном поприще, и помогали другим, ищущим подлинно Христовой жизни, обрести молитвенный мир и внутренний покой...
Атоний Великий, Василий Великий и ещё несколько знатных имён, открываются нам как учителя аскетизма и молитвы и они же писали и утверждали, в реальной жизни монастырей - больших и малых, законы монашеской и монастырской жизни...
Вот несколько правил из той монашеской жизни, которые привлекают внимание и сегодня...
Всё ниже рассказанное, я вычитал в замечательной книге, изданной ещё в 1892 году и называется она - «Древние иноческие уставы».
Все нижеприведённые цитаты, оттуда...
... Монашество – это каждодневное, ежечасное воспитание и самовоспитание себя в духе Христовом. Об этом постоянно напоминает Василий Великий:
«И когда каждый после всякого испытания людьми, способными благоразумно изведывать подобные вещи (когда человек живший в «сраме греха» сам себя делает обвинителем) признан как бы сосудом благодати».
Попробую перечислять содержание уставов, но, не соблюдая какой–то особой очерёдности...
Начну с работ монастырских...
Работы монастырские должны быть простые, не угождая роскоши и страстям человеческим - вот что об этом пишет Василий Великий:
«Заниматься подвижнику надобно работами приличными, которые свободны от всякого корчемства, долговременных развлечений и непозволительного прибытка – которые можно большей частью производить не выходя из под своей кровли. А если по необходимости должно было производить работу на открытом воздухе, то и она не воспрепятствует любомудрию...»
…Выбирать себе послушание монах сам не должен. Должен монах работать не то что нравится, а то, к чему и него, по определению старца есть способность. Вообще, устав древних обителей о работах, учит нас быть работящими и ответственными. Если такая традиция переходит в общественное сознание, тогда вокруг растёт совестливость, благообразие и бытовая устроенность, помогающая каждому члену сообщества жить достойно.
Василий Великий говорит об этом:
«К работе своей каждому надлежит быть внимательным, заботиться о ней с любовью и тщательностью с внимательным попечением, как бы наблюдает за нами Бог.
Цель, какую надо держать в сердце при работе:
«То, что занимающийся трудом, должен работать... чтобы исполнять заповедь Господа... не о себе заботиться, а поставить цель помощь нуждающимся. Ибо Господь говорил: «Делая одному из братии Моих меньших, для Меня делаете.»
…Рабочие должны заботиться об орудиях своего труда:
«Ибо хоть употребление орудий труда частное, но польза от работ общая».
Особо заботятся в монастыре, чтобы продажей трудов занимался старец, по опыту жизни честный...
И ещё одно правило:
«Подвижник должен и низкие работы брать на себя с великим старанием и усердием, зная, что всё делаемое для Бога... велико, духовно и достойно небес».
…Отношения между братией.
Василий Великий говорит:
«Не всем всё дозволено, но каждый должен пребывать в собственном своём звании и тщательно исполнять вверенное ему Господом...»
…Основное правило монастыря:
«Послушание и покорность настоятелю – беспрекословная!»
…Полный закон послушания монаха состоит:
«Всем власть предержащим повиноваться, то есть требует повиновения мирской власти».
…Апостол говорит, что даже в самой малости противящийся «закону», противится Богу.
Далее Василий Великий поясняет, что если закон Божий требует повиноваться «законам» власти мирской, то каково надо слушать тех, кто поставлен над нами Богом:
«Надо подражать Святым в их покорности перед Богом».
…Наставник – это посредник между нами и спасителем.
Мы не способны, сами видеть себя и правильно судить о себе, потому что самолюбивы – говорит Василий Великий. Только другой, только внимательный и опытный наставник способен рассказать о нас правду. Он пишет:
«Истинное и совершенное послушание подчинённых наставнику высказывается в том... чтобы без его воли не делать даже и самого похвального... потому что награда за послушание важнее награды за преуспеяние в воздержании».
…Ещё одно из самых важных правил общежития:
«Тех, кто враждует против заповедей Господних... нужно отсекать, как член тела испорченный до конца, чтобы не повредить тело до смерти, попустительством для непокорных... Человеколюбие к таким людям близко к невежественной снисходительности... Это ложная снисходительность к закореневшим в пороках».
…Объясняя это в общем-то жестокое правило, Василий Великий поясняет:
«Малая закваска всё тесто квасит» и потому «согрешающего пред всем обличат», чтобы «прочие страх имели» (Тим. 5, 20)
Потребление пищи.
«Потребление пищи, пусть будет соразмерно потребности» - сказано в уставе Василия Великого. Ещё точнее указывается мера пищи:
«Не выше и не ниже силы».
Потребности же определяются так:
«Нужно иметь власть над чревом; потому что обуздывание чрева есть подавление страстей; а подавление страстей, это безмятежность и тишина души; душевная же тишина – самый обильный источник добродетелей».
…По поводу собственно постов, в уставах монашеских говорится, что:
«Желать большего по сравнению с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия». Лучше, как сказал Апостол:
«Едите, или пьёте, или ещё что делаете, - всё во славу Божию делаете»
«Неумеренное же пощение, особое, простираемое до того, что не остаётся уже сил исполнять послушание, совершенно осуждается...»
…Интересное замечание:
«Но поскольку человек «двояк», то и упражнение в добродетели должно быть «двоякое», состоящее в телесных трудах и душевных подвигах. Трудами же телесными надо называть не праздность, а работу... Гораздо лучше и полезнее иметь крепкое, а не расслабленное тело, и содержать его в деятельности для добрых дел, а не доводить произвольно до бездействия...»
…Вообще, тело предписывается держать в строгой дисциплине, изнурять его и истончать, отрекаясь от всякого телесного успокоения... Тело и душу иногда сравнивают с конём и с возницей. Возница, управляя конём, может приехать куда хочет. И наоборот. Если конь (то есть тело) диктует куда ехать, то и до беды, для обоих недалеко!..
Работы по монастырю:
«Надобно ли заниматься рукоделием? Господь наш Иисус Христос говорит, что не просто всякий и во всяком случае достоин пищи своей, но делатель» (Мтф – 10, 10)
…В деяниях Апостолов говорится:
«Говорю вам, что подобает работающим заступаться за немощных». (Дея. 20.35)
…Василий Великий прекрасно понимал значение труда в нашем воспитании, в нашей жизни вообще:
«И какое зло – праздность, нужно ли говорить о сём, когда Апостол ясно повелевает не делающему даже и не есть...» (2Сол. 3, 10)
…Интересно, что и правила жизни в человеческой коммуне, взято из Библии - «Кто не работает, тот не ест!» - это ведь из Соломона. Сам Господь видел в людях сочетание лености с хитростью и потому сказано:
«Кому многое дано, с того много спрашивается». (Лук. 12, 48)
…Церемония приёма в монастырь или пострижения в монахи, сопровождалось отречением от прежней жизни гласно, перед настоятелем и братией. Менялись также имя и одежда и давался наставник какого сам изберёт, для научения монашеской и монастырской жизни.
Древние иноческие уставы – учитывают сложность и разнообразие пороков и соблазнов преследующих человека и в миру, и в монастыре. Этот тонкий психологический документ, полный важных деталей подробностей и нюансов.
Вот, например слова по поводу отношения к одежде и внешнему виду монаха:
«Но если кто от дорогой одежды отказывается, в рассуждении же дешёвой одежды и обуви домогается, чтобы она была ему прилична, то очевидно, что таковой обуян желанием нравиться людям или человекоугодием и через то, удаляется от Бога, и в самых маловажных вещах, высказывает недуг суетности; ибо всё, что предпринимается не ради потребности, а для прикрасы, подлежит обвинению в суетности...
… Это краткий перечень основных статей монастырского устава, который стараются соблюдать и в сегодняшних монастырях – больших и малых…
2010 – е годы. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.comили в литературно-историческом журнале "Что есть Истина".
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности