«Идти» образовано от короткого корня: «I», который значил двигаться пешком.
У вас бывало, чтобы вы так куда-то пошли? Если бывало, то вы знаете, что, если кто-то спросит, куда вы идете, объяснить ему это логически просто невозможно.
Одна из проблем в труде христианина - это вечный вопрос: «И пошел, не зная, куда идет» - /Евр.11.8/. Практическое проявление веры Авраама: он безоговорочно повиновался призыву Божию. Он пошел, не зная, куда идет. Он предал себя в руки Божии, чтобы Бог мог послать его, куда Ему угодно. «…а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препоящет тебя и поведёт, куда не хочешь» - /Иоанн.21.18/ «Прострешь руки твои, будучи принуждаем к тому, и другой препояшет тебя (как арестанта, которому связывают руки) и поведет туда, естественно, куда не хочешь». Простирание его рук указывает на оковы и узы, которыми связывают приговоренных к смерти. Предсказание о том, что его поведут туда, куда он не захочет, означает лишь то, что он должен будет умереть насильственной смертью. «Было время, когда ты не знал никаких таких трудностей, препоясывался сам и ходил, куда хотел». Когда приходит скорбь, мы склонны усугублять ее мыслью о том, что прежде все было иначе, и жаловаться на стесненность, болезнь и нужду потому, что некогда наслаждались радостями свободы, здоровья и изобилия. Но мы можем смотреть на это иначе и рассуждать с самими собою так: «Сколько лет я незаслуженно наслаждался благоденствием дней моих и преуспевал. Так неужели, приняв доброе, мне не принять также и злого?» Как может измениться наше положение в этом мире! Те, кто препоясывался крепостью и красотой, позволял себе полнейшую свободу во всем и, может быть, даже допускал легкомыслие, могут оказаться вдруг в таких обстоятельствах, что все изменится на совершенно противоположное. Какая перемена происходит уже сейчас с теми, кто оставляет все и следует за Христом! Они уже не должны сами препоясываться, а Он должен их препоясывать! И ходить они должны уже не туда, куда они хотят, а туда, куда Он хочет.
Он доверился мудрости Божией как самому верному руководителю; он покорился Его воле как наиболее способной решать все, что касалось его жизни. Богу, и только Ему, следует оказывать такое безоговорочное доверие и послушание. Все пережившие действительный призыв покоряют свою волю воле Божией, свой разум - Его мудрости, и в этом состоит их мудрость. Хотя они не всегда знают свой путь, но всегда знают своего проводника, и этого для них вполне достаточно.
«И вот загорелось все сердце его и устремилось к какому-то свету, и хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету, и скорее, скорее, теперь же, сейчас!» - /Достоевский Ф.М., «Братья Карамазовы»/.
Чтобы куда-то прийти надо знать куда идешь. Если не знаешь куда идти. Ты знаешь, куда ты идешь. Если вы не знаете куда идете. Христианин иногда должен пойти путем, на который зовет его глас Божий, не ведая, каковы последствия такого шага. Подобно Аврааму, он должен отправиться в путь, не зная, куда он ведет.
«Я иду по дороге, ведущей меня в неведомое, Но лучше с Богом идти во мраке, чем самому в ярком свете.
Лучше верой идти вместе с Ним, чем одному своим видением» - /Эллен Аннис Кастерлайн/.
Светлая дорога - это не такая гладенькая укатанная тропочка, посыпанная мягким речным песочком, а наоборот, весьма тернистая горная тропа, где надо ежедневно ходить по краю пропасти, бороться со своими страстями, всегда ограничивать себя, падать и вставать и снова ползти вперед. Вы мне поверите? А ведь это правда!
К светлому будущему, согласно законам в том числе, и морально - нравственное совершенствование человека, продолжит путь человечество, которое, рано или поздно, поймёт всю правоту и масштабность христианского пастыря.
Ну, если, конечно, раньше само себя не уничтожит, из-за того, что сейчас предпочитает идти в прямо противоположном направлении. «В темноте забрезжил свет, - пишет А.Конан-Дойл, - но он может померкнуть. Прошу обратить внимание».
Если у человека есть душа, то она, несомненно, продолжает стремиться туда, куда человек стремился при жизни - к будущему, желательно, светлому. Каждая душа движется к светлому будущему, только иногда сбивается с дороги и идёт в противоположную сторону.
Светлость – это не только внешний блеск, но и внутреннее сияние. Это качество, освещающее путь к пониманию себя и мира вокруг. Внутренний свет исходит из глубин нашего сознания, привнося радость и понимание в наши сердца. Открытие этого источника света требует самопознания и принятия своих темных уголков. Светлость – это не просто отсутствие тьмы, но и способность сверкать даже в самых сложных моментах. Она проявляется в умении находить положительные стороны в любой ситуации и видеть светлое будущее даже в тени прошлого. Внутренний свет становится направляющей звездой, указывающей путь к гармонии и душевному благополучию.
Светлый человек часто отличается открытостью к новому, готовностью принимать разнообразие и быть толерантным к мнению других. Его светлость не ограничивается личными интересами; она распространяется на весь мир, придавая жизни особый оттенок и наполняя ее значением.
«Уотсон, если от вас самого не исходит яркое сияние, - говорит, Ш.Холмс, - то вы, во всяком случае, являетесь проводником света. Мало ли таких людей, которые, не блистая талантом, всё же обладают недюжинной способностью зажигать его в других» - /А.Конан-Дойл/.
Чистый и светлый человек не святой в общепринятом понимании святости как без греховности, что свойственно Иисусу Христу, а человек, знающий себя, свои слабости и минусу, пытающийся из этого выбирать лучшее, учитывая последствия. Чистый и светлый человек способен на обыкновенное живое и свойственное живым и на агрессию в том числе, на злость, на не смирение с тем, что ему не по нраву или как неприятное для себя.
Он не слабак для побоев или насмешек, не губка едущая и принимающая всё в себя, не помойка, которая готова принять всё идущее со внешнего мира, он тот, кто принимает себя, выбирая себя и лучшее в себе для своей собственной жизни в развитии. Только он может решить, что лучшее для него сейчас, что важнее сейчас, что истинное и для чего ему это нужно. Бойтесь выдавать случайных искривленных пастырей недоучек за новаторство. За последний крик христианство. Новаторство дилетантов - паровоз на курьих ножках.
Правильно указал Плетнёв, что к старым христианским образцам надо идти и в них подслушивать то, что нужно нам для сегодняшнего дня, а идти в баню омытый на рынок учится, чего делать нельзя.
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать, прежде всего, определение идеала, а также указания, которым мы могли бы следовать. Где же их найти? Мы найдем то и другое при первом же взгляде на разбираемый нами текст. «Муж по сердцу Моему»,- /1Цар.13.14/ эти слова дают нам точное определение того, чем мы должны быть того, что было повелено тебе Господом»
В тексте, — «который исполнит все хотения Мои» - /Деян.13.22/ мы имеем указание, что мы, Христиане, куда идти и что делать. В одном этом тексте - и определение и указание идеала жизни. В них мы видим изображение идеального человека, в них - ключ к идеальной жизни. Главный смысл этих слов таков, что цель нашей земной жизни — творить волю Божью. О, какое это великое и удивительное откровение! Ни один самый знаменитый и гениальный человек не мог до сих пор постичь это своим разумом. Двадцать веков лежит это откровение Божье перед глазами всего мира, и, однако, только немногие находят его справедливости жизни.
«Да не смущается сердце ваше» - /Иоан.14.1/. Это величайшая концепция идеального человека, когда-либо данная миру. Великие философы от Сократа и Платона до Канта и Милля дали нам свое представление об идеальной человеческой жизни, но, ни один из них не достиг в своих определениях такой высоты: чтобы идти к светлому пути.
Каждый из этих мыслителей изобразил идеальную жизнь как универсальную жизнь, жизнь для всех, жизнь подражания «великим» людям. Но среди всего этого множества определений нет, ни одного и наполовину такого глубокого, прекрасного и возвышенного, как это: «Муж по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои».
Именно на этом основании христианская жизнь и кажется на первый взгляд неосуществимой. Мы чувствуем себя беспомощными пред такой вечной истиной и такой ответственной жизненной задачей. Господь должен сначала объяснить нам это. И мы, как маленькие дети, должны сесть у Его ног и учиться. Интересно, что когда мы прибегаем к Богу с нашими духовными затруднениями, то убеждаемся - у Него уже готовы для нас практические пособия, способные облегчить нам урок и приблизить к нам истину. Упомянем два пособия, данные нам Богом: идеальная жизнь, воплощенная во Христе, Слове живом; идеальная жизнь, полностью раскрытая нам в Библии, Слове начертанном.
Обычно принято пользоваться исключительно первым из этих пособий - характером Христа, но сегодня, по некоторым причинам, мы займемся вторым пособием - Библией. Что же касается первого, то, конечно, если бы человек мог подражать Христу,- его жизнь была бы идеальной. Но что означает подражать Христу? Как это сделать?
Господь дал нам и другое великое пособие: идеальную жизнь, рассмотренную в Слове Божьем, в Библии. Без первого пособия - жизни Христа - мы не могли бы поверить возможности осуществления такой идеальной жизни, а без второго - без Библии - такая жизнь была бы для нас совершенно непонятна. Поэтому Господь показал нам две стороны этой идеальной жизни: жизнь, воплощенную в живом Слове, и жизнь, подробно рассмотренную в Слове начертанном. Исследуя идеальную жизнь, по Библии и подражая ей в нашей жизни, мы можем достичь таких плодотворных результатов, что и о нас, как о Давиде, может быть сказано: «Муж по сердцу Моему, который исполняет все хотения Мои». Главное, что требуется от идеального человека,- это знать: зачем он вообще живет на земле. Он должен уяснить себе смысл своего временного земного существования. На вопрос человека: зачем я здесь? Библия отвечает: «Вот иду исполнить волю Твою, Боже!» - /Евр.10.7/.
Человек может делать Божье дело, не творя воли Божьей. И с другой стороны, человек, обтесывая камни и подметая улицы, может также творить Божье дело и Божью волю, как и проповедуя или молясь. Главное, чтобы наш обыденный труд совпадал с волей Бога. «Я пришел, чтобы проложить себе путь» - таков взгляд на идеальную жизнь мирских людей. «Не мой путь, не моя воля, но Твой путь и Твоя воля да будет!» - таков взгляд Христианина. «Ищу не моей воли, но воли Отца» - рассуждает «человек по сердцу Божью».
«День – это маленькая жизнь» - /М.Горький/. А ещё один умный человек сказал: «Нет будущего и нет прошлого, есть только настоящее». Следуя этим высказываниям, получается, что мы живём сегодняшним конкретным днём.
Разумеется, христианин может сделаться, если пожелает, ученым или деловым человеком, но разве он может удовлетвориться этим? Ведь он стремится к более высокому призванию. Он, как царь Давид, желает быть «человеком по сердцу Божию». Подлинный христианин - это человек, который открыл тайну, доселе неведомую философии. Он уразумел, что в глазах Божьих «идеальный человек» — это «муж по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои».
Что же касается первого, то, конечно, если бы человек мог подражать Христу,- его жизнь была бы идеальной. Но что означает подражать Христу?
Как это сделать? Не похоже ли это на то, как если бы начинающего художника, мальчишку, поставили перед бессмертной картиной Мурильо или Рафаэля и приказали ему скопировать ее? Может ли он справиться с заданием без помощи учителей? Конечно, нет!
И вот как художнику при подобной задаче, получившему в руки кисти, холст и краски, время от времени помогает учитель то своим указанием, то мазком своей кисти, так нужна помощь учениками в школе Божьей. Великий Учитель, Дух Святой, приходит к ним на помощь. Господь дал нам и другое великое пособие: идеальную жизнь, рассмотренную в Слове Божьем, в Библии. Без первого пособия - жизни Христа - мы не могли бы поверить возможности осуществления такой идеальной жизни, а без второго - без Библии - такая жизнь была бы для нас совершенно непонятна. Поэтому Господь показал нам две стороны этой идеальной жизни: жизнь, воплощенную в живом Слове, и жизнь, подробно рассмотренную в Слове начертанном.
Исследуя идеальную жизнь, по Библии и подражая ей в нашей жизни, мы можем достичь таких плодотворных результатов, что и о нас, как о Давиде, может быть сказано: «Муж по сердцу Моему, который исполняет все хотения Мои». Главное, что требуется от идеального человека,— это знать: зачем он вообще живет на земле. Он должен уяснить себе смысл своего временного земного существования. На вопрос человека: зачем я здесь? Библия отвечает: «Вот иду исполнить волю Твою, Боже!» - /Евр. 10.7/. Вот зачем мы здесь — чтобы «исполнить волю Твою, Боже!» Это цель моей и вашей жизни. Цель не в том, чтобы быть счастливым, иметь успех, славу или делать, по возможности, добро, или стараться жить честно. Цель наша значительно выше — «творить волю Божью». В этом-то главный ключ к человеческой жизни.
Каждый из нас может проверить себя и сказать сразу: правильна ли его жизнь или нет? Она правильна только в том случае, если мы творим волю Божью. Говоря об исполнении воли Божьей, мы отнюдь не имеем в виду «дела Божьего»: проповедовать, учить или благотворить. Мы имеем в виду волю Божью. Человек может делать Божье дело, не творя воли Божьей. И с другой стороны, человек, обтесывая камни и подметая улицы, может также творить Божье дело и Божью волю, как и проповедуя или молясь.
Главное, чтобы наш обыденный труд совпадал с волей Бога. «Я пришел, чтобы проложить себе путь» - таков взгляд на идеальную жизнь мирских людей. «Не мой путь, не моя воля, но Твой путь и Твоя воля да будет!» - таков взгляд христианина. «Ищу не моей воли, но воли Отца» - рассуждает «человек по сердцу Божью».
«Кто слишком усерден в малом, - пишет - Ф. Ларошфуко, - тот обычно становится неспособным к великому».
Возрождения Никколо Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом».
Которая предстаёт перед нами. Когда мы понимаем, что были рождены не для того, чтобы целыми днями просиживать у телевизора или обсуждать чужие проблемы или удовлетворять свою вечно чего-то хотящую плоть, не для того, чтобы стать знаменитейшими и гениальнейшими, с кучей денег и возможностей, а для того, чтобы быть «подобными Богу» - /Быт.1.26/.
Старец Паисий Святогорец: «В коем есть духовная красота, рождаемая добродетелью, тот светится Божественной Благодатью. Так как, приобретая добродетели, человек приобретает обожение, а потому излучает свет, Божественная Благодать его выдает». Это определение можно дополнить словами апостола Павла, который определяет цель жизни ученика Христова как стремление «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» /Фил.3.14/. Это высшее звание достигается, по словам апостола, когда христиане «живут уже не для себя, но для умершего за них и Воскресшего».
«Когда человек не знает, - пишет Сенека, - к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Государственный деятель, начиная реформы, должен ясно представлять себе их результат. Учитель осознает, какие знания и умения получат ученики в результате его педагогической деятельности. Глагол спросить (греч. – ексетаси) на самом деле означает не спросить, а исследовать, разузнать, выяснить.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь.
|