2 Царств 6:1-11
¹ И собрал снова Давид всех отборных людей из Израиля, тридцать тысяч. ² И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним, из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах. ³ И поставили ковчег Божий на новую колесницу, и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу. ⁴ И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом. ⁵ А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
⁶ И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. ⁷ Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. ⁸ И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы».
⁹ И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню? ¹⁰ И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина. ¹¹ И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.
Возьмем сегодня неоднозначную историю оставленную во Второй книге Царств. Также параллельное описание оставлено в 1 Книге Паралипоменона 5-11. То что этот факт попал в Еврейскую летопись целых два раза говорит о ее высокой важности.
О какой, давайте разбираться. После поражения иудеев за грехи, Святыня Святынь, Ковчег Божий, над которым Господь открывал народу Свою Волю, попадает в плен в качестве трофея к Филистимлянам. Как его вызволить? Стандартное решение пойти войной отбить религиозный атрибут. Все народы бы так и поступили. Но только по одной причине! Потому что их Боги не видят, не слышат, не осязают, и ничего не могут. Их нужно спасать! Господь Бог Израиля не таков! Он Живой, Сильный и в состоянии Сам о Себе позаботиться, все принадлежит Ему! Те кто этого не захотел понимать, и попытались сравнить Его со своими деревянными богами очень пожалели. В итоге вынуждены были просто отправить Ковчег назад. Бог не стал призывать армию из людей, у Него достаточно средств решать вопросы самостоятельно. Далее, Филистимляне умыли руки, а настоящая драма с возвращением Ковчега развернулась как ни странно на стороне верующего Израиля. Что же произошло?
Ковчег около 20 лет оставался под присмотром левита Аминадава, и его сына Елиазера в его доме на холме. После завоевания Иерусалима царь Давид, вместе с ним тридцать тысяч Израильтян пошли взять Ковчег для того чтобы торжественно вернуть его обратно в страну. Праздник, радость, религиозный подъем, музыка, всеобщее ликование. Но в самый разгар, у места молотьбы, гумно Нахона (в переводе «ровное, гладкое место») волы сильно наклонили повозку и Ковчег готов был выскользнуть с повозки на которую был погружен. У Аминадава было два сына, в принципе нормальные ребята - Ахио и Оза. Оза как очень отзывчивый верующий человек решил поддержать Ковчег. В этот момент Господь поразил Озу и он умер прямо там на месте.
А дальше вопросы, почему? За что?! Ведь Оза наоборот хотел как лучше, наоборот хотел помочь, наоборот хотел защитить Божье! Да в церкви за такое служение бы наоборот похвалили! Такой внимательный, такой чуткий, такая приверженность к служению. Вот есть такие братья, еще не успел подумать, а он уже с салфеточкой стоит, готов от души послужить, быстрый на подъем! Как приятно! Но почему Господь его убил?
От души послужить… Душевный человек решил проявить ревность в служении Богу! Бог не принял! Жалко человека, вот честно жалко. Много раз перечитываю эту историю в обоих источниках, и в книге Царств, и в книге Летописей и жалко Озу чисто по человечески. Никто не ожидал такой развязки.
Но есть душевная жалость и есть реальность. И реальность, как бы неприятно было ее принимать, она говорит о том, что суд Божий на тот момент был справедлив, последствия были тяжелые. В свое время Аарон потерял на служении, именно на служении сразу двух своих сыновей, и написано почему! В свое время, Илий потерял на служении двух сыновей Офни и Финееса. В этот день Аминадав потерял одного из своих сыновей.
Почему снова трагедия? Почему вообще Бог поражает верующих людей?!
Нужны ответы. Мы тоже верующие, и мы не хотим попасть в такую страшную ситуацию. И ответы есть в Священном Писании.
Если вы внимательно начнете просматривать этот материал, то сможете увидеть то что не лежит на поверхности. Например то, что мужская половина семьи Аминадава, сам царь Давид, левиты, священники которые пришли за Ковчегом, весь народ, в пылу религиозной радости грубо нарушили Закон Божий о служении! Как же так? Если вы никогда не задумывались о причинах того что произошло, то открываем Библию смотрим что именно пошло не так:
Числа 7:6-9
⁶ И взял Моисей повозки и волов, и отдал их левитам: ⁷ две повозки и четырех волов отдал сынам Гирсоновым, по роду служб их, ⁸ и четыре повозки и восемь волов отдал сынам Мерариным, по роду служб их, под надзором Ифамара, сына Аарона, священника; ⁹ а сынам Каафовым не дал, потому что служба их — носить святилище; на плечах они должны носить.
"Когда, при отправлении в путь стана, Аарон и сыны его покроют все святилище и все вещи святилища, тогда сыны Каафа подойдут, чтобы нести; но не должны они касаться святилища, чтобы не умереть. Сии части скинии собрания должны носить сыны Каафовы." (Чис.4:15)
"Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом;
и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него." (Исх.25:13-15)
За неимением времени сразу сводник выводов по всем этим текстам:
-Ковчег должны были переносить только на плечах, а не на повозке;
-Ковчег должны были переносить только левиты из потомков Каафа;
-Ковчега никто не имел права касаться под угрозой смерти;
-Ковчег переносился с помощью двух шестов, продетых в кольца по его бокам, шесты ни в коем случае нельзя было вынимать из колец и снова напоминание - переносить строго на плечах служителей, только из потомков Каафа!
В этом были очень важные атрибуты и символы Богослужения. Нельзя было уклоняться ни направо, ни налево! Исключения прописаны не были.
Все не по детски, все очень серьезно. В свое время особо любопытные кто заглядывал внутрь Ковчега были поражены! Только что уже было сказано что двое сыновей первосвященника Аарона сгорели заживо! Бог не посмотрел на то, что это сыновья верующих родителей, не посмотрел на то, что это сыновья супер руководителя верующего общества! Сыновья Аарона сгорели потому что грубо нарушили Закон Божий! Офни и Финеес погибли также по этой причине! Все это читали, все это знали, все были в курсе если что…
-Аминадав происходил из рода левитов, его сына Елеазара специально посвятили хранить Святилище по всем правилам, Ковчег почти 20 лет был у них, за 20 лет можно было перечитать Библию «инструкцию по эксплуатации 159 раз», и он и его сыновья наизусть должны были знать правила поведения, и принципы обращения с Ковчегом. Они должны были помнить, что за небрежное отношение, или за допущение отклонения при служении, или при добавлении отсебятины на служении – смерть! То есть эти люди должны были четко знать что можно, а что нельзя на служении при святилище! Наверное за 20 лет, чуть чуть подзабылось. Так часто бывает с верующими, которые много лет ходят в церковь и многое уже делается не на основе Библии, а на автопилоте!
При этом, согласно текстам Закона Бога о служении, погрузка и транспортировка Ковчега на повозку уже была грубым нарушением! Не важно что повозка была новенькая, нарядная, розовенькая, и на ней никто не ездил, Ковчег должен был переноситься строго на плечах! Велико милосердие Божье! Бог на это закрыл глаза. Но опрометчивый жест Озы стал последней точкой.
Чтобы окончательно понять почему попытка Озы помочь закончилась печально, нужно вернуться к тому что я уже озвучил в самом начале!
Боги других народов, выдумка! Фейк! Они не видят, не слышат, не осязают, и ничего не могут. Их нужно спасать! Их носят, чистят, марафетят. Некоторых даже гвоздями прибивают чтобы не шаталось! И для них это нормально. Господь Бог Израиля не таков! Он в состоянии Сам о Себе позаботиться, все принадлежит Ему! Наоборот Он Сам дает людям силы, разумение и здоровье служить!
В тот день, перед лицом всех народов, Оза невольно показал бы что Господь такой же бессильный и Его нужно обязательно поддержать за ручку, иначе Он упадет, и нужен был обязательно человек чтобы спасти ситуацию! Кстати с чего все взяли что Ковчег бы упал, так никто и не понял?!
Вот поэтому все так и получилось! И еще вопрос риторический? Все то время пока Ковчег был в плену у филистимлян кто о нем заботился? Давид заботился? Аминадав? Оза? Бог Сам вершил суд над своими противниками, и вернул Святыню на территорию Израиля без участия человека! Упустили ситуацию, незачем уже было усугублять ее дальше. Очень серьезная история, поэтому она и расписана в такой плотной на текст Библии аж два раза!
Кстати из всех, царь Давид будучи искренним верующим сразу понял что произошло! Давид быстрее всех осознал что они все, именно все поступили очень опрометчиво, в том числе это и его вина! Вот почему он испугался! Испугался по настоящему! Правда от страха он подставил дом Аведдара, и погнал повозку туда, вместо того чтобы немедленно организовать служение по правилам Священного Писания и переодеть Ковчег в шесты, что добавило еще один минус в копилку царя. Ну это уже другая тема. Вот такая неоднозначная история вышла на стороне Израиля.
Теперь зачем нам эта история, которая где то там в Ветхом Завете и редко читается?
Только лишь затем, чтобы из этой печальной истории как ученики взять для себя очень важные уроки.
Итак, Вывод и урок первый.
Нельзя нарушать принципы установленные Богом в Священном Писании. Сразу надо сделать важную оговорку. Нельзя нарушать именно принципы установленные Богом, а не человеком. И если человеческое пытается вытеснить Божье, лучше все таки послать человеческое требование или очередную фантазию в игнор! Если у Бога написано –нести на плечах, значит и надо было нести на плечах, а не модернизировать процесс с повозкой. Нельзя также добавлять к предписаниям Бога. Если Бог специально чего то не требует, человек не имеет право добавлять требования от имени Бога! Собственные разработки часто оборачиваются проблемами. Вообще не плохо каждый раз и свою жизнь и служение сравнивать с Библией, так ли должно быть на самом деле, или это очередное фэнтези провозглашенное горсткой мужчин с холма, за которое вам банально прилетит наказание. Нарушение очень опасно и может иметь последствия, потому что Господь нелицеприятен. И даже шумное, религиозное собрание, и огромный коллектив верующих, энтузиазм, эмоциональный подъем, спонсорская помощь и даже присутствие царя если придет наказание не спасет! Давид не зря испугался, уж он то точно знал Своего Бога! А многие в наше время не помнят Своего Бога и Его требования. За 20 лет тишины, семья Аминадава в доме на холме чуть чуть подзабыла требования Священного Писания.
Вывод и урок второй.
На протяжении тысячелетий, почему то человек всегда пытается помочь, защитить, оградить Бога от неверных, неверующих, плохих, нехороших, не правильных, которые не в линеечку, которые не похожи на них… Почему то во многих случаях человек считает, что нужно обязательно с пеной у рта (это считается дерзновением и ревностью) отстаивать свою точку зрения. Как например, народ кричал Велика Артемида Эфесская! В наше время есть люди которые до сих пор с пеной у рта кричат Велика Артемида Ташкентская! Хотя никто никогда их Артемиду и не трогал, тем более Ташкентскую, да кому она нужна, она сама скоро загнется и само все развалится… Но некоторые настолько героически защищают Бога от какого нибудь нестандартного брата, что не поймешь почему они так переживают?! На самом ли деле цель вступиться за Бога? Думаю что нет, это больше человеческое, душевное, фейк…
Тысячи лет священных войн, крестовые походы, когда тысячи шли спасать Гроб Господень не понятно от кого, тысячи ересей, те же самые грабли в каждом времени, и глупая идея одна и та же! Бога нужно защищать. Богу нужно помочь. Если мы Его не поддержим, Он без нас не справится. Это Синдром Озы.
Глядя, на такое, невольно хочется задать вопрос:
Господу служат тьмы тем! Есть ли что трудное для Господа?!
Может быть вместо эффектной суеты, лучше все таки уединенная молитва?
Бог дает нам силы, а не наоборот! Не переживайте за Бога, не переживайте за других, не переживайте за соседа по скамейке, переживайте за себя! Господь Иисус говорил открытым текстом: «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, плачьте о себе и о детях ваших, ибо если с зеленеющим деревом так поступают, то что будет с сухим?»
Вывод и урок третий.
Ковчег символизировал место общения с Богом. В нашем времени местом нашего сокровенного общения с Богом является Крест. Возьми Крест свой написано и иди за Мной. Именно возьми и иди. Ковчег несли избранные на плечах. В наше время Крест образно должны нести избранные опять же на своих плечах. Но некоторые пренебрегли этой важной составляющей, поэтому они чуточку модернизировали процесс, и свой крест символически погрузили на повозку.
Мы часто не хотим нести свой собственный крест на плечах, мы хотим чтобы он комфортно ехал рядом!
Когда нам легко, и мы не изнываем плотью под тяжестью креста, нам легче во всех отношениях. Дорога в Царство Небесное превращается в прогулку по широкой дороге. И нам легче быть озабоченными не собой, а кем то, или внешней формой богослужения, накрахмален ли воротничок, справа или слева, белая рубашечка или не белая, можно ли пользоваться электронной Библией в читалке или нельзя! Но при этом совсем не беспокоит состояние своего родного сердца и совсем не беспокоит, что крест, личная святыня давно трясется на импровизированной повозке собственного изобретения. А когда все это душевное, не имеющее никакого отношения к духовному начинает валиться, то следует попытка все приладить мановением руки, но как правило вместо результата приходит наказание!
Последний урок и на сегодня все.
Повторно прочитаю 4 текст о возвращении Ковчега, что там написано?
⁴ И повезли ее (то есть повозку) с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом.
Простите что он делал?! Он шел пред Ковчегом. То есть он шел впереди Бога!? Ну в принципе он направлял повозку! Его даже бы надо похвалить! А как же Бог от Филистимлян то выбрался без никого?! Вот странно! А теперь оказывается Ахио рулевой! Вы никогда не видели в христианстве людей которые идут впереди Бога?! Нет?! Никогда таких не видели? В миру есть пословица бежать впереди паровоза! Ой как многие это просто обожают делать, бежать впереди Бога! Еще Бог на молитву не ответил, еще вообще никто и не начинал молиться, еще не объявлена Его воля, зато можно запросто высказать свое мнение и принять свое решение, и вообще впереди Ковчега пойти это сильно, это высший пилотаж!
Не повторяйте ошибку Ахио. Даже если он и остался в живых, все равно бежать впереди Бога не стоит. Терпение, вот чего не хватает, Ждать Его воли, искать Его водительства. Не начинайте без Него, даже если вас поставили перед фактом и торопят, всегда прежде чем начать обратитесь к Нему.
В Библии написан замечательный вариант действий: «Остановлюсь и послушаю, что скажет мне Господь!» Золотое правило.
Небольшой текст Священного Писания, но в каждой строчке море информации на сотню проповедей! Читайте Библию, не бойтесь лезть в Ветхий Завет. Там расписано во многих историях на огромном количестве примеров, что делать и как поступать во многих жизненных ситуациях. Почему христиане стали часто попадать в суды, часто стали нуждаться в помощи адвокатов, совершают ошибки и промахи. Библия лежит на полке годами. Святому Духу не с чем работать в человеке, который Библию читал в последний раз при приеме в члены церкви и гордится тем, что еще ее помнит! Файлы внутри пустые! Приходит испытание, и приходит поражение! Не ищите в Библии для себя только лестное и приятное. Так поступают лжепророки. Наоборот чаще читайте острые моменты, проецируйте на себя, ставьте себя на место героев Библии, и Библейские примеры начнут оживать, становиться современными и помогут вам на жизненном пути!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Быть как Бог! - Елисей Пронин Пожалуйста, участвуйте в обсуждении важной темы: http://yelisey.ru/?p=786 , а сейчас моя воскресная проповедь “Быть как Бог” - благословений и назиданий всем!!!