Для ТЕБЯ - христианская газета

Пролог - язык начального обучения
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Пролог - язык начального обучения



«Прошлое – пишет Вильям Шекспир,- это лишь пролог». « - Господа! Это великий пролог к новой исторической пьесе. Кому – пролог, а кому – эпилог» - /Михаил Булгаков/. «Жизнь человека – пролог, - пишет Ашот Наданян, - залог, не смог, босоног. Итог: эпилог- некролог».
«Ньюкомы» заставляют нас восхищаться вашим талантом, г.Теккерей. От пролога - до эпилога, заключающего в себе грациозное напоминание о прологе»- /Чернышевский/. Пролог - это та часть композиции сюжета, которая должна ввести читателей в курс дела и примерно набросать общий рисунок повествования, общий замысел и так далее. Пролог обычно не занимает много времени. Максимум, пара десятков страниц в книге, половина серии или одна-две серии или полчаса - час игрового времени.
Но не в этом случае. В некоторых произведениях пролог (или как минимум вводная часть сюжета) затягивается, затягивается, затягивается до тех пор, пока у читателя/зрителя/ не возникнет закономерный вопрос: «Мы когда-нибудь начнём уже или нет?».
Почему это может произойти? От неподготовленности к проповеди в молитве и ведёт проповедь из пустого в порожнее – вместо пролога получается затяжной парашют. Происходит из-за низкого качества пороха, что может быть вызвано как словесным браком. «Тут, кстати, подоспела и неизбежная полоса затяжного запойного чтения, - пишет А.Куприн, «Яма», - через которую, конечно, проходили каждый человек и каждый слушатель».
Мы имеем дело с ну очень масштабным творением, в котором автору нужно очень, много времени, чтобы полностью расставить все свои многочисленные фигуры на стол. Проповедник немного слишком любит лить воду, и вместо того, чтобы сразу перейти к делу, тратит время на различную ерунду. Он плохо выстроил композицию сюжета и забыл, что зритель /читатель/ игрок имеет довольно ограниченное терпение.
«Пролог к вожденью за нос, - пишет Асов Арсен, - бдительность усыплённая». Рождая в человеке ложные надежды и усыпляя ожидания. Версия происхождения выражения связана с Русью. Цыгане зарабатывали на хлеб, устраивая захватывающие представления на ярмарках с участием диких зверей. Особой популярностью пользовались медведи. Они прыгали, танцевали, изображали сценки из жизни и даже не помышляли о нападении или побеге. Угадайте, каким образом достигалась такая покорность? Все - то же кольцо в носу. Но за нос водили не только их, но и зрителей невероятного шоу. Пока они, открыв рот, наблюдали за трюками пушистых мишек, и сами танцевали как харизматики и на полу валялись, другие цыгане незаметно проверяли содержимое сумок и карманов. Если для «водить за нос» оттенок значения это «управлять», выражения-синонимы скорее имеют практически чистое значение - «качественно обманывать». Это и есть пролог пастыря, как можно качественно усыпить паству и паствы бдительность в ожидании миражной надежды.
Особенность композиции сюжета в том, что непосредственно события «пролога» более насыщены, чем «основные события». Хорошо это или плохо? Разумеется, зависит от случая к случаю. Важно понимать, что затянутый пролог — это не приговор (если не сделан плохо), а особенность сюжета.
«Затем следует эпилог, где излагается нравоучительная цель - представления этой притчи, - пишет Н. И. Костомаров, - а в заключение говорится, что никого не хотели огорчить и на всякий случай просят прощения».
Если перевести с латыни слово prologos, то получится «предисловие». Но предисловие в книге – это совсем другое, даже пишет его не автор, а, например, критик или журналист. Вступительная часть литературного произведения. Пролог - греч., от pro - прежде, вперед, смысл. Есть еще и древнегреческие корни «про» - обозначающие «перед». Тогда приставка «про» может обозначать начальную стадию, какого - либо процесса, предшествующего чему-нибудь: рассуждение и logos – слово. Введение, предисловие, вступление к сочинению конспекта.
А так, по хорошему, автор должен поместить в пролог «изюминку» книги, ту самую пред историю, чтобы уже в первой главе начать действие героя с момента отсчета.
Поэтому нужно внимательно изучать учение Библии: «внимай мудрости и приклони ухо твоё к разуму» - /Прит.5.1/.
Пролог вкратце касается всего, что составляет книгу Библия: ее темы, цели и тех, посредством кого эта цель осуществляется, - ангельских сил и человеческого фактора. Очень важно заметить, что в первую очередь назначение книги было в том, чтобы преподать практический урок тем, кто читают ее и внимают ей.
«Жизнь человека» должна была стать прологом к циклу социально – философских пьес, посвящённых жизни человечества («Царь Голод», «Война», «Революция», «Бог, человек и дьявол»). Однако историческое мировоззрение, восприятие всегда было наиболее уязвимым в мировоззренческой концепции драматурга. В прологе «Царя Голода» говорилось, что в течение многих веков человек преображался своим трудом землю, оставаясь бесправным и несытым. «Царь Голод» уже не раз поднимал бунт голодных, и он же заставлял их смириться. Происходил один из очередных исторических круговоротов: жизненные явления принимали иные конкретные очертания, но всё возвращались к исходной точке» - /H.И. Пpyцкoвa/.
Отношение его к Евангелию есть тот первый вопрос, который вызывает пролог и который в критической науке приобрел значительную остроту. Центральное понятие пролога есть понятие Слова, по-гречески - Логоса. Пролог, с первого до последнего слова, есть учение о Логосе, о Его отношении к Богу и миру и о Его воплощении. Учение о Логосе и внешне и внутренне сообщает единство Иоанновскому прологу. Между тем понятие Логоса в том значении, какое оно имеет в прологе, в Евангелии больше не встречается. Евангелие открывается прологом, тема пролога есть учение о Логосе, Евангелие говорит о Логосе очень, много. Это наблюдение ставит нас перед вопросом: существует ли органическая связь между прологом и Евангелием? Не является ли пролог инородным телом в составе Евангелия? И не послужит ли отсечение пролога на пользу внутреннему единству Евангелия?
Внимательное чтение пролога в контексте Иоанна не оправдывает этих заключений. Прежде всего, развитие мысли пролога подводит читателя к основной теме Евангелия. В прологе учение о Логосе заостряется как учение о Его воплощении. Воплощение Логоса, значение и последствия воплощения есть последнее слово пролога. Воплощенный Логос жил и действовал в мире, среди «своих». Он явил им благодать и истину. Он ввел их в тайну Отца. Обо всем этом повествует Евангелие, начиная со свидетельства Иоанна Крестителя, как бы мы ни понимали построение книги. Тема Евангелия и тема пролога есть одна и та же тема. И к уразумению Евангелия нас подводит пролог. Евангелие начинается там, где кончается пролог. По окончании пролога евангелисту остается сделать один шаг в направление к свидетельству о служении Воплощенного Слова в мире. Он его и делает, переходя к тому, что составляет основное содержание Евангелия.
Эти общие наблюдения подтверждаются сопоставлением пролога и Евангелия в частностях. Сказанное представляется достаточным для защиты Пролога Ин. как его органической части. И в целом, и в отдельных существенных для Пролога мыслях он представляет собою введение в Евангелие. Что же касается понятия Логоса, основоположного в Прологе и не встречающегося в Евангелии, Додд сумел показать, что понятие Сына Человеческого как Божественного Посредника занимает в Евангелии то же место, какое в Прологе принадлежит понятию Логоса. Под другим именем, но Логос присутствует и в Евангелии.
Подводя итог вышеизложенным наблюдениям, мы вправе понимать Иоанновский пролог как постановку темы, получающей свое раскрытие в Евангелии. Нам остается перейти к анализу пролога. При этом, как уж было сказано, мы не будем уделять преимущественного внимания отдельным частностям, но постараемся сосредоточиться на его основных мыслях.
Понятие Логоса. Поскольку, однако, тема пролога есть учение о Логосе, но понятие Логоса вводится, начиная с 1-го стиха, без всякого определения, иначе говоря, предполагается известным читателям Евангелия, мы должны в первую очередь поставить вопрос о тех богословских или религиозно-исторических ассоциациях, которые возникали в их сознании при употреблении этого понятия.
С другой стороны, как уже было отмечено, употребление термина, ограниченное одним прологом и не распространяющееся на Евангелие, свидетельствует об исторической точности и об осведомленности евангелиста, знавшего, что евангельское слово.
Концентрическое построение пролога. Для надлежащего понимания пролога надо отдать себе отчет в том, что мысль евангелиста развивается в нем концентрически. Первый концентр, самый общий: Иоан.1.1-5, говорит о Логосе в его отношении к Богу и к миру, который получил свое бытие чрез Логоса и в нем имеет начало жизни и света. Второй концентр ст. 6-13 посвящен действию Логоса в сотворенном чрез Него мире, иначе говоря, в истории. В третьем концентре ст.14-18 это действование Логоса в мире получает свое завершение в Его Воплощении. На Воплощении Логоса лежит ударение, В трех неизменно сужающихся концентрических кругах евангелист подводит читателей к тому, что составляет его основную тему.
Гораздо выгоднее устраивать научные экспедиции для очередного поиска Эдемского сада, нежели открыть людям Истину.
Пролог Евангелия от Иоанна имеют ключевое значение для понимания основных богословских тем этого Евангелия. Весь текст пролога, за исключением двух вкраплений, в которых упоминается Иоанн, Креститель, посвящен главному герою евангельского повествования - Иисусу Христу, Сыну Божию.
Тогда как Евангелие от Иоанна дошло до нас в рукописной традиции в качестве цельного, связного текста, в котором пролог естественным образом перетекает в дальнейшее повествование. Любые попытки вычленить в Евангелии или в его прологе те или иные редакционные пласты. Объявив отдельные слова или фразы восходящими к некоему гипотетическому первоисточнику. А другие — добавками, сделанными рукой позднейших редакторов, являются произвольными, зависящими не столько от объективных факторов, сколько от субъективных взглядов, вкусов и преференций того или иного ученого.
Пролог Евангелия от Иоанна, как отмечают ученые, имеет тематическое и терминологическое сходство с прологом Послания к Евреям, которое написал Павел.
Сам Христос исповедуется как воплощенное Слово Божие Иоан.1.1, 14. Обозначенная в прологе драма проигрывается в каждом последующем эпизоде Евангелия, где люди, встречающиеся с Христом, стремятся понять, кто Он. Некоторые (самарянка, слепорожденный, Марфа, Фома) обретают веру и исповедуют ее словами, близкими к прологу; другие же отрицают то, что уже было сказано в прологе.
Пролог Евангелия от Иоанна особенно важен для понимания тех речей Иисуса, в которых Он говорит о Своем единстве с Отцом /Иоан.10.30/ о Своем предвечном существовании Иоан.8.58. Одним из главных обвинений, выдвинутых иудеями против Иисуса, было то, что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» - /Иоан.5.18/
В прологе говорится и о равенстве Сына с Отцом, и о том, как «свои» не приняли Того, Кого Отец послал к ним. Конфликт между Иисусом и теми, кто не верует в Него, проходит через все четвертое Евангелие, и уже в прологе он находит свое отражение.
В начале 1990х годов пролог продвигался, в большей мере, как удобное средство разработки в исследовании Библии. Задачи на установление соответствия очень похожи на работу Шерлок Холмса, в них дается набор фактов, которые надо увязать между собой, чтобы найти решение. Пролог пытается отождествить темы при доказательстве, или согласовании, целевого утверждения. У Сент Экзепюри в «Маленьком принце» есть очень верная мысль, что глазами всего не увидишь, зорко одно лишь сердце.
Иоанн Богослов, сопоставляя свой пролог с первыми строками книги Бытия, говорит о том, что было до сотворения мира. Само понятие начала имеет в Евангелии иной смысл. Логос, или Слово, вечен Богу, и существовал до акта творения, пребывая в вечности до начала времен и мира. «И Слово было у Бога» - /Иоан.1гл./. Это значит не просто, что между Словом с Богом существует теснейшая связь, но, выражаясь богословским языком, Слово в Своем бытии неотделимо от Бога, или единосущно Богу.
Видимо, в жизни должно наступить время, когда невозможно не взять в руки перо и начать делать заметки в рассуждении по Библии: пролог: общий обзор и по темам.
Лётчик-испытатель Марк Галлай в книге «Третье измерение» пишет: «Мы знаем немало писателей-партизан, писателей-моряков, писателей-дипломатов – словом, людей, проживших интересную, профессионально нестандартную жизнь, а потом сумевших рассказать о ней достаточно внятно, чтобы не растерять «интересность» по дороге от своей памяти к листку бумаги. Но отнять у них черточку, соединяющую слова «писатель» и «лётчик» невозможно». Совершенно справедливо сказано: «Есть пишущие люди и это хорошо! У них разный жизненный опыт, разная писательская квалификация. Но все они, за редким исключением, – мастера своего дела. Эта самая чёрточка, которая позволяет объединить понятие «писатель» и «офицер» в одно, для них решающая. Передать читающим свой жизненный опыт. Таковы рассказы, офицера медицинской службы майора Климова Андрея Савельевича, который хотел показать, что может случиться с человеком, если он не понимает, что жизнь – это не только красота, но и опасность. Поэтому наставление занимает в книге Библии главное место».
«Мое прочтение Библии не более чем желание увидеть и понять в чем ее «богодухновенность» глазами и сердцем, открытыми ее тексту. Разумеется с позиции современного мыслящего человека уже XXI века, не чуждого религии как таковой, но не связанного конфессионально, ни с каким вероисповеданием. Это не наукообразное исследование, не памфлет, не пародия, а вольный комментарий, нацеленный на выяснение и постижение главной истины Бытия, которая, наверное, и есть Бог.
Если Библия действительно приводит кого-то к вере, она уже тем самым оправдывает свое назначение, затраченный на нее духовный поиск и труд. Уже только поэтому она может считаться богодухновенной.
«Замечательно, что все содержание пролога состоит в исторических фактах, а не рассуждениях. Мы чувствуем, что евангелист дает нам не какое либо философское построение, а краткую историю воплотившегося Слова. Поэтому и речь пролога напоминает собою речь историка». Псалмы царя Давида есть по преимуществу, слово человека, выражающее его отношение к Богу. То книга Евангелие есть весть благая, слово Божие, выражающее отношение Бога к человеку.

Источники: Библия. - А.Лопухин богослов.


Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 733 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Внутренняя настороженность - Николай Николаевич

Не войдут в покой Мой - Viktor Dolgalev

Пути Господни неисповедимы? - Татьяна Дементьева.

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Падежи - Дина Маяцкая

Поэзия :
Облака. - Олейниченко Максим Сергеевич

Теология :
Моросящей ранью - Стас Норильск

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100