«Ибо от избытка сердца говорят уста» - /Мат.12.34/. Злое сердце, сказано, источает из себя зло. Люди смотрели на фарисеев как на святых, но Христос называет их порождениями ехидны, семенем змея, исконного врага Христа и Его Евангелия. Чего можно ждать от порождений ехидниных, кроме яда злобы? Может ли ехидна быть чем-то иным, кроме как ядовитой змеей? Признаком злого человека является то, что он имеет злое сокровище в сердце своем и выносит оттуда злое. Пороки и похоти, господствующие в сердце, - это злое сокровище, из которого грешник выносит дурные слова и поступки к бесславию Божьему и вреду ближних.
«Злой человек похож на уголь: если не жжет, - говорит Анахарсис, - то чернит тебя»
Когда страсти служат воле человека, то они делаются постыдными страстями. Под таким управлением душевные чувства лишь орудия ко злу и производят от сочетания между собою много новых зол. Зло порождает зло: собираются целыми группами и размножаются неимоверно быстро. «Похоть же, зачавши рождает грех, а совершенный грех рождает смерть» - /Джон Буньян/.
Где причина непостижимого развития именно у людей жажды зла, - чего мы не находим в человеческой природе? Именно в этой наклонности ко злу, в потребности творить зло, человек резко и глубоко отличается от всего человеческого мира.
Источник зла, по мнению святителя Василия Великого, коренится в свободной воле: «Зло, в собственном смысле взятое, получило начало в произвольных падениях».
«Что входит в проблему зла в человеке? Главный здесь вопрос – откуда в человеке зло именно в той форме «вольного» зла, того влечения ко злу, которое характерно для человека? – говорит В.Зеньковский. Зло существует в мире, но только в человеке мы находим волю ко злу, сознательное «одобрение» зла и даже своеобразное «творческое вдохновение» злом».
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» - /Быт.6.5/. Такими были помышления их сердца, то есть их планы и замыслы были нечестивыми. Они совершали зло не из обычной необдуманности как люди, участвующие во всех приключениях и не осознающие своих поступков, а делали зло сознательно и преднамеренно, планируя, как его совершить. Конечно, это было плохо, так как они постоянно творили, зло и думали о нем. Они никогда не делали ничего хорошего; поток греха был полным, сильным и постоянным, и Бог видел это.
«И я сделал выговор знатнейшим из Иудеев и сказал им: зачем вы делаете такое зло и оскверняете день покоя?» - /Неем.13.17/. Он обвиняет их в этом грехе, ибо они совершают зло, причина которого большое презрение к Богу и собственной душе.
«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его. И не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» - /Быт.8.21/. Зло было врожденным; человек нес его в мир с собой, был зачат и образован во зле.
«Зло – сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда он ради своих целей вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло.
«Возмутитель ищет только зла» - /Прит.17.11/. Возмутитель ищет только зла, изыскивая возможность возмутить гражданский мир. «Несомненно, только злой человек постоянно ищет повод, чтобы оказать сопротивление Богу и Его правлению, учреждённому над ним, чтобы противоречить и спорить с окружающими – он выискивает повод для ссоры. Возмутитель ищет только зла, изыскивая возможность возмутить гражданский мир»
«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» - /2Тим.3.13/. Эти безумцы, не вином упившиеся, но своею собственною злобою, обещают раздаяние священных званий и еще похваляются своею дерзостью. Так что преуспеяние это будет казаться только преуспеянием, на деле, будучи ухудшением крайним.
«Зачем вы делаете такое зло, - говорит Неемия /13.17/. Зачем? Покоя нет! Да в церкви покоя, нет потому такие злые. «Ни один злой человек не бывает, счастлив»- /Децим Ювенал/
«Злые дела могут сеяться в тайне, но всходы их скрыть не получится». Злодеянья создают злодея, а злодей рождает злодеянья. «Творить зло гораздо увлекательней, чем творить добро» - /В.Шаламов/. «А зло прощать не может. Оно завидует, злиться и мстит. В кухне злиться повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оно государевой жене» - /А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…»/.
«Все знали заранее: «Зло рождается не на войне, а чуть раньше, в мирные времена. Именно в эти времена совершаются духовные убийства, копятся злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупляется рождённое зло».
Наталья Трауберг, переводчица Клайва Льюиса, писала: «Льюиса упрекали, что в век Гитлера и Сталина он описывает «всякие мелочи»». Но он знал, что именно этим путём – через властность, зависть, злобность, капризность, хвастовство – идёт зло в человеке». Собственно, эту дефиницию можно применить ко многим великим.
«Зла не существует или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которое существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света».
«Мы были свидетелями множества злых дел, мы насмотрелись всего на свете, мы обучились искусству притворства. Хватит ли у нас внутренней силы сопротивляться тому, что нам предписываются?» - /Бонхёффер/.
«Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру» - /Н.Лесков/. «Не столько зла произвели сами безбожники, - пишет Н.Гоголь, - сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедники Бога, дерзавшие произносить имя Его не освященными устами. Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку»
Церковь - это зло, ибо отвлекает людей от мирских забот, погружая в мир иллюзий и заменяя истинную жизнь жизнью искусственной, надуманной. Пастыря в искусстве играть на слабостях людей, надуманно играть спасение в свой карман как пишет Р.Ингерсолл юрист: «Церковь всегда выражает готовность предоставить райские блага в обмен на наличные деньги». А кто не имеет возможность дать, тот посиди и уйди за дверь.
Разумеется, зло! Церкви - это кормушки попов! Они нужны, чтобы управлять неграмотным это «люди», у которых нет элементарных и простейших моральных принципов, которые не знают границы дозволенного и ведут себя некорректно, проще говоря, это те невоспитанные люди! Овцами, как чабан управляет отарой овец, так же и попы управляют своей паствой которая называется приходом. А овцы между собой они называют стадом!
«Злой дух средь праздности пускает корни» - /Шиллер/. «Зло» – не пустое слово, не отвлеченное понятие, не «результат субъективной оценки». Зло – прежде всего – душевная склонность человека, присущая каждому из нас. Зло стремится усыпить бдительность совести, порядочности.
Мысль о мировом зле лежит тяжким бременем сомнения на сердцах многих верующих людей. Кажется непонятным, почему Бог допускает зло. Ведь Бог в Своем Всемогуществе легко мог бы устранить зло. Как может бесконечно милостивый Бог терпеть, чтобы злые поступки одного негодяя обрекали бы тысячи, иногда миллионы, может быть, даже половину человечества на нужду, горе и бедствия?.. Определение зла, как акта эгоизма действия извне, направленного против воли любого субъекта, по его воле и согласию, или независимо от его воли, и несущие ему ущерб, страдания и другие негативные последствия.
Зло - это всегда враг, что бы человек себе не думал и как бы он зло не оправдывал. Потому что, у нас с ним природа разная, а точнее противоположная. У души природа божественная, светлая, а зло - это программы разрушения всего божественного.
«Зло, философское, все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу. Религия и философия пытаются объяснить происхождение зла в мире и совместимость его с благостью божества, с разумом и добром. Но проблема зла остается неразрешенной».
«Зло, совершенное человеком, не только лишает человека его истинного блага, умаляя его душу, но часто возвращается и в этом мире на совершившего его. Основная причина того зла, от которого страдают теперь люди, - это, что у большинства людей нашего времени нет никакой веры» - /Л.Толстой/.
«Если человек поутру хочет сделать зло другому, ввечеру зло посетит его» - /Индийский Курал/.
«Если не хочешь знать страха, - говорит Кабус, - не чини зла». «Корни» зла всегда на поверхности»- /Валерий Красовский/
«Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы»- /Сократ/
«Большое зло - лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему»- /Василий Сухомлинский/
«Никто не приумножает столь зло существующее, как его покрывающие»- /Леонид Сухоруков/. «Зло тихо летать не может»- /Петр I/.
Вопрос этот болезненно ущемляет и наше религиозное сознание. Почему Бог, источник жизни и всякого блага, допускает страшное развитие зла, терпит те ужасы, которые от убийства Авеля Каином до наших дней наполняют смятением нашу душу? Где причина непостижимого развития именно у людей жажды зла, - чего мы не находим до человеческой природе? Борьба за существование, беспощадная и жестокая, идет, правда, в до человеческой природе. Но здесь она является только борьбой за само существование, а не определяется никаким инстинктом разрушения или жаждой зла. Только человек может испытывать наслаждение от самого разрушения, переживать странную потребность сеять страдания. Именно в этой наклонности ко злу, в потребности творить зло, человек резко и глубоко отличается от всего до человеческого мира. При объяснении «загадки» человека мы не можем обойти этого вопроса — тем более что пока мы не объясним для себя страсти разрушения у человека, мы не проникнем в тайну человека. С другой стороны, наше религиозное сознание, которое видит в Боге не только Творца вселенной, но и Промыслителя, мучительно переживает то, что с развитием исторической жизни зло не только не ослабевает, но, наоборот, увеличивается, становясь все более утонченным и страшным.
«Но скудны все земные силы: рассвирепеет жизни зло – И нам, как на краю могилы, вдруг станет страшно тяжело. Вот в эти-то часы с любовью о, книге сей ты вспомни – и всей душой, как к изголовью, к ней припади и отдохни» - /Ф.Тютчев/.
Иоанн Златоуст: «Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло».
Бог любит удаляющихся от зла. Лот, живя в Содоме, пытался жить не по - содомски. Авраам занял крайнюю позицию по отношению к Содому: он ушел от него, как можно дальше. И в то время, когда Лот мучился в праведной душе, видя, и слыша, дела беззаконные /2Петр.2.7-8/, Авраам разделял трапезу с посланниками Божьими. Почему тебя нет за этой чудной трапезой?
Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога.
Зло есть уклонение воли тварных существ от того состояния, в которое поставил их Бог, в состояние неестественное и противоположное. Зло вошло в мир по причине грехопадения, которое произошло вначале в мире бесплотных духов, а затем в человеческом роде. Синоним зла – грех.
«Зло же есть не что иное, как утрата и добровольная лишенность того, что Богом даровано разумному естеству…Собственно злом называется происходящее против закона Создателя». /Св. Иоанн Дамаскин/
Но зло нельзя победить злом: новое зло лишь увеличивает его общую тяжесть. Зло вообще нельзя «победить», как бы этого нам ни хотелось, его можно только остановить. Остановить зло может только его прекращение. В этом смысле «зло побеждается добром.
«Зло порождает и приумножает зло. Кроме того, оно имеет свойство возвращаться, поэтому одной лишь силой зла не остановишь. Непротивление злу насилием также бесполезно, но привнося добро в саму природу зла, растворяя его изнутри, избавляя от движущих сил — встречной ненависти и безнаказанности, его со временем, возможно, победить совсем». (Али Апшерони)
«Сообразию с сердцем людей, одних милосердие Божие приводит к покаянию, других вооружает против Него, укрепляет во зле» - /Бл.Августин/.
«Что делать со злом? Если коротко и всерьез - то ничего. Борьба со злом, по жизни, приводит только к увеличению зла. Не боритесь со злом, вместо этого набирайтесь ума и силы, чтобы сделать что-то свое, красивое и доброе. Учитесь жить так, чтобы вашим лозунгом стало: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться!».
Зло шагает по свету неразборчиво, стремится испортить то, что еще не испорчено. Как пишет иерей Стефан Домусчи, «вся христианская аргументация была построена на определённом понимании того, что есть зло?» протоиерея Олега Давыденкова, который пишет об этом так: «С христианской точки зрения, зло есть не природа, а состояние природы или, точнее, состояние воли разумного существа, ложно направленного по отношению к Богу». Иерей Стефан Домусчи также разделяет данную позицию: «Зло не является сущностью, оно не существует в мире, как предметы или живые существа, но является состоянием воли». Источник зла коренится в свободной воле разумных существ. Именно злоупотребление свободой и породило зло. Зло имеет цепную реакцию распространения, как при ядерном взрыве. Отсюда - важно прервать эту цепь. Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Ведь для того, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно приобщиться злу. Но Библия говорит нам обратное: «отвращайтесь зла» - /Рим 12.9/.
«Если не исправишь зло, оно удвоится». «Единственное, что нужно для триумфа зла, так это, чтобы добрые люди ничего не делали».
«Не видеть зла, не слышать зла, не говорить зла».
«Не зли других и сам не злись, мы ж гости в этом мире бренном. Сдержись и будь умнее – улыбнись. И если что не так – смирись. Будь умнее – улыбнись. Ведь в мире всё закономерно. Холодной думай головой: зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно» - /Омар Хаям/.
«В победе зла – падение твоё, в добре твоём – спасение твоё» - /Джами/
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Список Шиндлера - Josef Piel Я часто полушутя-полусерьёзно говорю: Язык мой-враг мой!
Сколько огорчений, проблем доставил мне он своей неукротимой болтовнёй-не счесть!
А вот недавно довелось услышать нечто подобное и в адрес моей руки, держащей перо.
Меня укорил (мягко говоря), близкий мне человек за то, что я в «Списке Шиндлера» признался насчёт «мешка российской картошки», который я «отдаю ежедневно в табачном киоске»!
«...Ты пишешь на такие серьёзные, духовные темы и при этом чуть не с гордостью сообщаешь всем что ты курильщик!»- примерно так звучал исполненный праведным гневом укор.
С того дня минуло уже достаточно времени. «Список Шиндлера» читали и многие другие люди, но ни кому не пришло в голову заострить внимание на этом моменте.
Да, конечно, неприятный момент.Хвалиться тут действительно нечем.
Но мне вдруг подумалось о самарянке, встретившей у колодца Иисуса.
Когда Иисус предложил ей позвать её мужа; неужели она не могла уйти от темы и не «хвалиться» тем, что она «женщина лёгкого поведения» и «меняет мужчин как перчатки»?
Она ведь в тот момент ни сном ни духом не ведала что перед нею-Царь царей, Господь господствующих. Почему же всё таки она ответила так?
...Тем у кого возникнет желание укорить меня за проклятую, ненавистную и...любимую до сих пор сигарету- я адресую этот вопрос.
Ответьте на него и я отвечу на ваш вопрос, на ваш укор! С ув.Автор.
22.05.03