«Склоняюсь на чуждый плуг. Покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца» - /А.Пушкин/. Взятка «Б.И.Ч.» - Бывший Интеллигентный Человек.
«А что у Вас еще есть, кроме ума, чести и совести?
- Взятка, сэр!»
«Взятка - говорит Л. Сухоруков, - это денежный знак внимания».
Взятка (от слова «взять») это одно из самых главных проявлений коррупции.
«Одно из самых сильных искушений церковного служения - коррупция. Христианство несовместимо с коррупцией. Это тяжелая духовная болезнь. «Взятка- болезнь, которая передаётся контактным способом».
Невозможно быть по-настоящему верующим, ходить в храм, участвовать в приходской и обще церковной жизни и при этом брать взятки и наживаться за счет нечестных финансовых операций. Бог ждет от нас изменения своей жизни и неформального пожертвования на церковные нужды. Бога невозможно купить подаянием! - предупредил патриарх».
Ветхозаветные существительные «kopher» (взятка, выкуп). И «shachad» взятка, подарок, вознаграждение, плата. Переводятся в нашей Библии словами: взятка, мзда (мздоимство), дар или дар в пазуху. «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия» - /Прит.17.23/, подарок или подарок тайный, подкуп и продажность.
В Библейском понимании взяткой является подкуп судьи (суда) с целью извратить истину и правосудие: «Не извращай правосудие и будь беспристрастным. Не бери взятки, потому что взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает слова праведников» - /Втор.16.19/.
«Аллах проклял того, кто даёт, и того, кто берёт взятки, с целью принятия (нужного) судебного решения». «Наступят такие времена, взятку будут получать, и давать как подарок, как назидание, для принуждения будут убивать невинных людей» - /Имам Газали/.
Что значит «шохад» (мзда, взятка)? «Шэу хад» - «что он один». Объясняет Раши: «Дающий и принимающий становятся одним сердцем». Отсюда мы учим, что взятка затрагивает возможность человека быть судьей, и может повлиять на итог рассмотрения дела таким образом, что судья этого даже не заметит. Судья становится «единым целым» с одной из сторон: когда он подкуплен, то становится «ближе» к тому, кто дал взятку, и уже не может четко оценивать недостатки его позиции — точно так же, как человек не может полностью объективно смотреть на себя и на своих родственников. И даже если он уверен в своей правоте, его решение может быть ошибочным, поскольку взятка оказывает влияние на это решение».
«За искоренение остатков системы кормлений и вымогательств решительно принялся Петр I, который в 1714 году ввел за взятку смертную казнь. Любая взятка теперь уголовное преступление, как и взятку, давать.
Сразу после восшествия на престол Екатерины II был издан указ об ужесточении ответственности судей, который отмечал невероятное распространение взяточничества. Многие судьи, говорилось в нем, свое звание рассматривают только как источник дохода. Казенного жалованья не хватало, и «взятка по-прежнему делается необходимой, - писал историк XIX века Николай Чечулин, - честный секретарь, когда таковой встречается, кажется редким явлением, чуть не чудом». «Этот эпизод показывает, — замечает Берлин, - что в стране с отсталым политическим строем, с отсталым законодательством взятка сплошь и рядом выступает в «конституционной» роли».
А если церковный приход бедный или начинающая церковь. Что делать, чтобы строится? Конечно, нужно дать взятку приезжающему епископу или старшему пастырю - дело пошло. Иначе в «сарае» будешь служить. «Взятка – как волшебный камень в глазах дающего ее: куда он ни повернется, преуспеет» - /Прит.17.8/.
Скромное обаяние взятки. Чаще всего слово взятка выступает в значении «сбор пошлин, дани, долгов». Со второй половины XVII века у слова отмечается негативный смысл – «незаконный сбор, побор, обычно вымогаемый должностными лицами». Взятка - незаконное вознаграждение, предоставляемое лицу или группе лиц за исполнение либо неисполнение им (ими) своих должностных или законных обязанностей. Взяточничество (имеем в виду взимание взяток) может рассматриваться как разновидность страсти сребролюбия. Хочешь проповедовать в церкви дай взятку пастырю и получишь кафедру, если не хочешь давать, сиди ты, в церкви не нужен. Это закон церкви.
Взятки — это костыли правосудия обходящего закон, когда нужно
избежать наказания, протолкнуть что-то, или самому пролезть куда-то(например, в институт). Вряд ли Господь будет благословлять липового специалиста. Да и во взятках можно зайти далеко.
«Если не давать взятки - не выживешь, – думает большинство граждан, в том числе и многие верующие. - Все дают. Здесь нет ничего плохого». Поэтому человек часто испытывает сильное искушение - дать взятку и забыть об этом.
«Тайный подарок предотвращает гнев, и взятка, скрытая под плащом, – лютую ярость» - /Прит.21.14/. Тактику, которая чаще всего применяется при даче и получении взяток. Это должен быть подарок тайный и дар в пазуху, ибо тогда о берущем взятки не подумают, что он желал ее, и не узнают, что он взял ее, а сам взяточник не хочет, чтобы его видел тот, кого он хочет, благодаря ей, обидеть. И если дача взятки проходит без свидетелей, то все хорошо. Ни один человек не афиширует сделанные им подарки и посланные дары, но если это взятка, данная с целью извратить правосудие, то этот факт настолько позорный, что любящему взятки будет стыдно.
«Старухе Смерти взятку дали
И погрузили в забытье -
И напоили вдрызг ее
И даже косу отобрали.
Кто смог дерзнуть, кто смел посметь,…
И как уговорил он Смерть?!
Ей дали взятку - Смерть не на работе!..
Не доглядели, хоть реви, -
Он просто умер от любви.
На взлете умер он, на верхней ноте» - /В.Высоцкий/.
Кто из нас не давал взяток?! Можно не спрашивать: кто не брал, поскольку неприятно отвечать на такое предположение. Да еще вдруг придется утвердительно кивнуть, тогда уж совсем, оскорбительно. Поэтому повторюсь в риторическом вопросе: «кто из нас не давал взяток?!»
Ну, быть может, речь не идет о толстых пачках зеленых банкнот, и разговор даже не о борзых щенках. А вот скромная шоколадка, коробочка конфет, стыдливая «трешка» тридцатилетней давности или современная «двадцатка»? Конечно, не стоит тут вспоминать сотки – пятисотки, отданные на отечественных магистралях и сельских дорогах «друзьям автолюбителей», кто ж сию подать считает за взятку?!
Так уж устроен человек, что опыт плотской жизни он переносит и в духовную жизнь. И пытается давать взятки Богу. Каждый вспомнит подобные примеры, хотя никто не рассматривает их в качестве подкупа Творца.
Книга Деяний святых апостолов содержит описание случая подталкивания к взятке самого апостола Павла. Этот случай связан с нахождением его под стражей за проповедь о Христе. В роли мздоимца выступил местный правитель, Феликс. «Он также надеялся, что Павел предложит ему взятку, и поэтому часто приказывал привести его и беседовал с ним» - /Деян.24.26/. Первый из принципов правителя- любостяжание. Феликс не пожелал освободить Павла потому, что рассчитывал незаконным образом поживиться за его счет в надежде на то, что друзья Павла, в конце концов, принесут за его освобождение выкуп и что тогда он, Феликс, ублажит свою совесть, удовлетворив вместе с тем и свою жадность. В сердце правителя чувство долга совершить в отношении Павла справедливый суд не проснется до тех пор, пока ему не принесут денег. Притом же надеялся он, что Павел или кто-то другой вместо апостола даст ему денег, чтобы отпустил его, избавил от уз и выпустил его на свободу. Надеясь получить мзду, Феликс тянул с освобождением Павла. Посему часто призывал его и беседовал с ним, но уже не о вере во Христа (о ней и о грядущем суде он уже знал, и потому Павлу не следовало вновь возвращаться к этим темам или углубляться в них). Ибо диалог нужно было вести о восстановлении Павла в его правах, а точнее о выкупе его из настоящего плена. Он стыдится напрямую спросить у Павла, что он даст ему за свое освобождение, потому и посылает за ним якобы для того только, чтобы разузнать, чем тот живет, и дать возможность апостолу спросить, зачем правитель так долго держит его в узах. Теперь, наконец, стало, понятно, во что превратилось его обязательство как перед Павлом, так и перед самим собой найти более удобное время, когда можно будет больше послушать о Христе. Было много случаев для таких бесед, и притом достаточно удобных, но, ни одним из них Феликс не воспользовался; вся его теперешняя забота сводилась только к тому, как заполучить взятку от Павла, а не к тому, чтобы познать через него Христа» - /М.Генри/.
Встречаются ли взятки в церковной жизни? Встречаются. В Книге Деяний святых апостолов описана попытка заполучить дар Святого Духа за деньги /Деян.8.18-20/. Взятка была предложена апостолам Симоном волхвом. Нечестивое предложение, сделанное Симоном, обнаруживает его лицемерие, ст. 18, 19. Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый... (что, несомненно, должно было утвердить его в христианской вере и усилить его уважение к апостолам). При этом у Симона сложилось представление о христианском вероучении как о каком-то высоком искусстве магии, в котором он мнил себя равным апостолам, и по этой причине принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию. Он не просит апостолов возложить на него руки, чтобы самому получить Святого Духа (поскольку он даже и не предполагает, что может на этом нажиться), а хочет, чтобы ему была дана власть подавать этот дар другим. Он домогался апостольской чести, а вовсе не жаждал иметь в себе христианские душу и дух. Он больше жаждал приобрести себе почести, нежели творить добро своим ближним. Итак, этим предложением:
Симон нанес глубокое оскорбление апостолам, словно это были люди, действующие из корыстных побуждений, могущие пойти на все ради денег и любящие деньги так же, как любил их он; между тем апостолы оставили все, что имели, ради Христа и были далеки от желания приобрести что-то еще.
Он нанес глубокое оскорбление христианскому вероучению, словно чудеса, творимые в его подтверждение, совершались при помощи волшебства, хотя и иной природы по сравнению с тем, которое практиковалось до того им самим. Он, как и Валаам, когда-то, обнаружил здесь перед апостолами свою цель нажиться на волшебстве, ведь он не стал, бы предлагать мзду за эту власть, если бы не надеялся заработать на этом деньги.
Симон обнаружил здесь перед апостолами весьма высокое мнение о себе, а также то, что так и не смирил до конца своего сердца. Этому несчастному, а именно таким он и был до своего крещения, следовало, как блудному сыну, просить о том, чтобы его приняли в число наемников. Его же, принятого в семью, не удовлетворяло ничто, кроме места распорядителя в доме и той власти, которой не обладал и сам Филипп, а только апостолы.
Справедливый отказ Симону и резкое обличение, сделанное ему Петром за его предложение, ст. 20-23. Петр открывает Симону его преступление, ст. 20. ...Ты помыслил дар Божий получить за деньги... Тем самым:
Симон придавал слишком большое значение богатству этого мира. Как будто бы оно было равносильно всему, как будто бы серебро, отвечающее, по словам Соломона, за все в настоящей жизни, отвечало за все и в жизни будущей и как будто бы за него можно было получить прощение грехов, дар Святого Духа и вечной жизни.
Он преуменьшал значение дара Святого Духа и низвел его на один уровень с природными дарованиями и дарами Провидения. Он думал за хорошее вознаграждение купить апостольскую власть, как покупают консультацию у лекаря или адвоката, что было глубочайшим оскорблением из всех, какие только можно нанести Духу благодати. Вся эта купля-продажа отпущения грехов и индульгенций, практикующаяся в Римско-католической церкви, является результатом этих самых нечестивых помыслов дар Божий получить за деньги, тогда как Божья благодать совершенно очевидно предлагается без серебра и без платы.
На основании совершенного Симоном преступления Петр открывает ему его характер. Из всего худого, что человек говорит или делает, нельзя делать заключение о том, что он лицемерит в исповедании веры; однако то, что сделал Симон, было грехом столь существенным, что никак не соотносилось с состоянием благодати. Предложение Симоном денег (притом денег, приобретенных волшебством) неопровержимо свидетельствовало о том, что он по-прежнему оставался рабом мирских и плотских помышлений, будучи все тем же душевным человеком, который не принимает того, что от Духа Божия, и не может разуметь. Петр, в ответ, пригрозил дерзкому взяткодателю суровыми Божьими карами. «Но Пётр сказал ему: серебро твоё, да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» - /Деян.8.20/.
Между тем, впоследствии практика торговать благодатью за деньги встретила в Церкви сторонников. В частности, за деньги совершались рукоположения в священство, назначения на привлекательные должности. Явление получило название «симония». В противодействие этому явлению Церковью были установлены каноны, согласно которым, например, священнослужители, торгующие благодатью, должны подлежать извержению из священства.
«Но приобрел землю неправедною мздою. И когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» /Деян.1.18/. «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную» /2Пет 2.15/. «Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» /Иуд.1.1/. Во всех трёх текстах стоит греческое слово «мистху», означающее «плата, награда, вознаграждение, мзда». Но значение этого слова в двух выше приведённых текстах усиливается словом «адикиас», что значит «несправедливость, неправда, неверность, беззаконие, вред, ущерб». Таким образом, в контексте Нового Завета, термин взятка мы можем определить как «беззаконная плата», или «вредное вознаграждение», или «несправедливая награда».
И действительно, точнее не придумаешь! Взятка это то, чего ты не заслужил, то, что вредно, та плата, которая является незаконной.
Если касаться вопроса, давать взятку или не давать, то здесь всё зависит от обстоятельств. Вряд ли тут есть шаблон. Но в большинстве случаев, когда стоит вопрос дать или не дать, мы христиане, сдаёмся и платим, потому что слабы духовно, потому что не можем довериться Богу, полностью положиться на Него, и поверить, что Он всё усмотрит и без нашего вознаграждения тем, кто от нас этого ожидает.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Страх??? - Алла Пудовкина Это стихотворение написано о том, как мы живем пока не познаем Бога.. что с нами происходит... как мы разрушаем свою жизнь... И только в Иисусе мы вновь обретаем уверенность в жизни и можем вновь доверять... любить и помогать друг другу