Дети: «Ребёнок – зеркало родителей».
«Детству следует оказывать величайшее уважение» - /Ювенал Децим Юний/.
Мозаичные словесные шедевры. Просто нравится мозаика из собранных слов-цитат, когда их разложу – за словом слово, ряд за рядом как мозаичное панно смотрю, оценивая взглядом, на то, как выглядит оно шедевр - мозаики. Оцените – эту мозаику и сделайте свои замечания.
Очень хорошая фраза: «Ребёнок – зеркало души родителей» - /И.Г.Песталоцци – 1746-1827 педагог/. И действительно – он копирует всё без исключения: вашу мимику, жесты, слова и эмоции. Делает это на подсознательном уровне, потому что стремится быть похожим на вас. Так, может, в этом и есть разгадка? Да, родители должны своими действиями показывать ребёнку, что хорошо, а что плохо. Ведь именно они учат своё чадо пониманию жизни, а также правильной расстановке жизненных приоритетов. Любой дурной пример с их стороны станет очень заразительным для ребёнка, что тут же скажется на его поведении. Не удивляйтесь, что услышали из его уст бранные слова, если сами позволяете себе сквернословить. Помните, что в вашем доме всегда должна царить атмосфера любви, понимания и гармонии. Ребёнок – это зеркало души родителей. Смотря в его глаза, вы обязательно увидите себя, своё отражение. Так сделайте же так, чтобы вам никогда не было стыдно смотреть в них. Если каждый человек начнёт задумываться над всеми этими проблемами, тогда и ситуация в нашем обществе значительно улучшится. Будет меньше недопонимания и насилия, недоверия и обмана. Между людьми вновь вспыхнут такие чувства, как любовь и сострадание, терпение и уважение. И наши дети обязательно станут лучше нас самих. Это обязательно будет, но позже. А пока это лишь мысли, мечты и идеи. Проводите больше времени со своей семьёй, устраивайте семейные ужины, прогулки или совместные поездки на природу.
Вдумайтесь в эти печальные слова, ставшие для многих реальностью: «Мы не умеем любить своих детей». И знаете, почему? Любовь ведь подразумевает и умение понимать, и умение прощать, и умение жертвовать, и умение «вести», наконец. А еще терпения, уважения и много чего другого, что понять можно только сердцем.
«Душа ребёнка – богатая и плодотворная земля; в ней всё, что ни посеешь, растёт быстро и пускает корни глубоко. Важный вопрос: что сеем мы? Чему детей учим? Какие примеры они берут с нас? Жалко бывает видеть в саду молодое деревце, сломанное ветром, смотреть на цветы, грубо раздавленные ногою. Как много дурных влияний и соблазнов окружает наших детей! Берегитесь же бросить тень на чистую детскую душу, осквернить хотя бы каплею грязи невинность ребёнка. В плодовом саду мы оберегаем каждое деревце от хищных птиц, укрываем побеги соломой от морозов. Неужели душа ребёнка стоит меньше, чем яблоня или вишня? /Феофан Затворник/.
«Как маленькие растения выросшие из своих семян, пересаживают в огород, чтобы они лучше росли и приносили плоды, так и детей, воспитанных под покровом матери, укрепившихся умственно и физически, для лучшего роста нужно передавать на попечение учителей. Ведь перенесённое в другое место деревцо всегда вырастает выше и огородный плод всегда вкуснее полевого. Но когда и как это нужно делать? Отпускать детей из материнского крова и передавать преподавателям ранее шестилетнего возраста я не советовал бы по следующим причинам, слишком юный возраст требует для себя больше заботы, чем, сколько мог бы дать ему учитель, имеющий на своём попечении массу детей. Итак, лучше пока им оставаться под родным кровом матери» - /Я.Коменский/. «Дети – очень мягкий, податливый и материал. Они немедленно реагируют на формы обращения с ними и воздействия на них. Их поведения – объективное и суровое зеркало, отражающее культуру взрослых, в том числе родителей»-/Н.Е.Щуркова – д-р педнаук/.
«Так как дети являются драгоценнейшим даром Божиим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относится с величайшей заботливостью». Если кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так строго предписывает нам попечение о них, тот найдёт много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию. Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей вселенной, наместников Бога среди творений, но и наравне с нами соучастников Христу, избранный народ, спутников ангелов» - /Я.Коменский/.
«Детство является важным подготовительным этапом к подростковому возрасту, к юности и взрослой жизни. Мамам и папам дано всего десять лет на то, чтобы научить своих детей преодолевать трудности и проблемы, с которыми им предстоит столкнуться» - /д-р Добсон/.
«Дети рождаются не для нас, но для Самого Бога, в силу этого к ним, как детям Божиим нужно относится с величайшей заботливостью. Поэтому у пророка Малахии дети называются «семенем Божиим», откуда возникает потомство Бога» - /Я.Коменский/.
«Что всё, что нужно детям для нормального здорового развития - это любящие отношения с их мамой. И что отцы являются поддержкой для матери и поддерживают семью финансово, но не требуются для здорового развития детей. Но это убеждение в корне неверно. Нам нужно отойти от этой идеи и понять, что влияние отца также велико, а иногда и больше, чем влияние матери. Норманн Уэллс сказал: «Это исследование подчёркивает важность полной и стабильной семьи, где мать и отец посвящены совместному воспитанию детей».
А действительно, какую роль играет отец в жизни маленького ребенка? Будучи детьми, мы об этом даже не задумывались. Для современного ребенка папа: «ходит на работу», «зарабатывает деньги», «ругается», «наказывает». Папа становится чем-то мифическим, непонятным, недоступным. Рано утром он уходит на работу, целый день занимается чем-то серьезным, а вечером приходит усталым, что его сил хватает только на газету или телевизор. Ребенку так хочется знать, что он кому-то нужен. Иногда так хочется услышать вопросы: «как прошел сегодня день?», «какой танец вы разучиваете в кружке танцев?», «что ты видел на прогулке?», а слышишь сухое «вставай, а то опоздаешь в школу», или «распрями плечи, не сутулься».
Редко увидишь на улице, как папа идет со своим ребенком за руку, разговаривает с ним. Скорее всего, реалистичней будет выглядеть картина, когда они идут или едут на машине молча, отец просто сопровождает своё дитя. Таковы уж наши современные папаши. Любовь отца к ребенку выражается, скорее не в эмоциях, не в ласке, а в покупке новой игрушки, роликовых коньков или игровой приставки.
«Птенцам певчих птиц нужно в определенное время их возраста услышать пение их взрослого соплеменника, иначе они так и не научатся петь». Неужели это не понимают христианские родители? «К сожалению, нет, - говорит А.Жибрик, - но как много религиозных родителей в наши дни заменяют воспитание своих детей религиозной жертвой служением Господу. Они идут на сделку с Богом: «Бог, я буду систематически приносить Тебе жертву, т.е. служить, а Ты Боже, воспитай моих детей» - таковы рассуждения баптистских проповедников. Знакомая ситуация? Думаю что очень знакомая, но загвоздка в том, что Богу не нужно служение такой ценой. Богу не нужно, чтобы Ему приносились такие жертвы! Но, по большому счёту, пренебрежение собственными детьми ведь и жертвой служения-то не назовёшь. Подобные служители просто выбирают для себя то, что им удобнее и проще, то, что им по вкусу, а не то, чего требует Бог. Это нельзя назвать жертвой ещё и потому, что религиозное служение для них, скорее необходимость, а не жертва. Потому что воспитывать детей должны родители, не надеясь на то, что это за них сделает Бог, и делать они должны это, не исполняя повинность, а переживая радость величайшей награды, данной человеку от Бога. Дети – награда человеку от Бога, об этом ясно говорит Слово, но часто мы пренебрегаем этой наградой, поставив выше служение и миссионерскую деятельность. Однако Бог ясно говорит, что Ему не нужно такое служение, которое идёт в ущерб воспитанию собственных детей служителя. Написано: «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» -/1Тим. 3.2-6/» - /А.Жибрик/.
Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность – очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару т. к. никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. «Я» – больше не центр мироздания. У них есть новая цель, для которой надо жить, цель достаточно, великая, чтобы заполнить всю их жизнь.
Конечно, с детьми у нас появляется масса забот и хлопот, и поэтому есть люди, которые смотрят на появление детей, как на несчастье. Но так смотрят на детей только холодные эгоисты. Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер – вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога.
Никакие сокровища мира не могут заменить человеку потерю ни с чем несравнимых сокровищ – его родных детей. Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров.
О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог. Пока живы родители, ребенок всегда остается ребенком и должен отвечать родителям любовью и почтением. Любовь детей к родителям выражается в полном доверии к ним. Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она так же охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование.
«Если дашь ребенку выбирать самому - он может оказаться в подвале с иглой в руке» - /Неизвестный афоризм/.
«Дети, растущие без родителей, становятся волками» - скажет Бобби Фишер – шахматист.
Приобщение детей к учению Христа, как сказано в Евангелиях, ещё при жизни самого Учителя, причём, не только с Него позволениях, но и благодаря Его энергичному заступничеству. В Евангелии от Матвея рассказан об этом такой эпизод. Однажды к Христу привели детей, чтобы Он благословил их. Но ученики Его воспрепятствовали этому, считая их недостойными внимания Учителя. Христос, увидев это, запротестовал: «Пустите, детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»- Мт.19.14/.
Христос благоволил к детям потому, что в их поведении видел поучительный пример и для нравственного поведения взрослых. Не отгонять детей надо, говорил Он своим ученикам, - а учиться у них, ибо они ближе, чем взрослые, к Царству Божьему — царству любви и взаимного уважения. Они не ругаются, не злопамятны, не блудят, не клянутся, не судятся, не воюют, не убивают друг друга, не знают различие между своим народом и чужим... Правда, это было сказано очень давно, почти две тысячи лет тому. С той поры дети сильно изменились. Они не столь теперь чисты и непорочны, как дети у Христа, они очень рано начинают подражать взрослым во всех их пороках и преступлениях. Рост детской преступности всех видов – яркое тому свидетельство.
И нынешние дети гораздо больше, чем их сверстники Христа, нуждаются в помощи – в своевременном приобщении к нравственному великому учению, раскрывающему истинный смысл человеческой жизни, открывающему путь к подлинному человеческому счастью – благу любви.
Ведь подавляющее большинство тех пороков и преступлений, которые бытуют и совершаются в детской и юношеской среде, проистекают от дурного воспитания, вернее – от отсутствия какого духовного воспитания, от полного невежества в нравственных вопросах, беззащитности от соблазнов и от собственных слабостей и недостатков. От беспомощности в ответах на вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о нравственных непреложных законах, которым необходимо подчиняться, чтобы не погибнуть. Нынешние дети и юноши поистине в трагическом положении, ибо им не на что опереться – наша семья и школа обнаружили полную несостоятельность. Попытки привить нравственность на атеистической основе: ничего кроме повального хамства, нравственного одичания и вседозволенности - из этого не вышло.
«Дети очень любят играть. И, как объясняется в книге «Растущий ребёнок», это вовсе не пустое, бесполезное занятие. Этот процесс во многом определяет формирование познавательных способностей». В игре дети учатся задействовать свои чувства, оценивать окружающую обстановку и общаться». «Любовь матери к своему ребёнку естественна для неё. Она не может объяснить её. Вы не можете изменить её. Вам придётся разбить на кусочки материнское сердце, прежде чем вы сможете изменить её любовь к ребёнку. И, тем не менее, есть некоторые несчастные души, которые настолько искалечены сатаной, чьи сердца настолько ожесточены, что они могут забыть своих детей. Мать – индианка может танцевать на могиле своего младенца, а детоубийца может поднять руку на жизнь своего ребёнка, «но если и она забыла, то Я Бог не забуду тебя»- /Роберт Мюррей Макчейн 1813г.- 1843 Шотландия/.
«Детям говорят, что прежде чем переходить улицу, нужно посмотреть налево, а потом направо. И всё же некоторые дети так не поступают. Почему? Возможно, ребёнку не очень хорошо объяснили, что его может, сбить машина и поэтому у него в голове не отложилось, что перебегать дорогу опасно. Так глупость может привести к беде. Чтобы учить мудрости, нужно время и большое терпение. Но мудрость стоит того! В Библии о ней сказано: «Пути её – пути приятные, и все стези её мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают её, - и блажены, которые сохраняют её» - /Прит.3.17-18/.
Все мы старшие, когда оказываемся в жизненной ситуации с детьми. Нужно подумать и не забывать, что мы в дорогом плодовом саду, что вокруг нас слабые побеги, которые мы можем и укрепить, и загубить. Душа ребёнка – богатая плодородная земля; в ней всё, что ни посеешь, растёт быстро и пускает корни глубоко. Важные вопросы: что сеем мы, чему детей учим, какие примеры берут с нас.
Источники: Библия. Александр Жибрик – директор «Асет». Ян Коменский – (Komenský, Comenius) Ян Амос (28.3.1592, Нивнице, Южная Моравия, 15.11.1670, Амстердам), чешский педагог-гуманист, общественный деятель..
|