О книге Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В Послании к Титу Апостол учит верующих, как сохранить веру в чистоте и истине, когда церкви пребывают в окружении разврата и вседозволенности (как сейчас в Европе).
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ТИТУ
1 гл. Ограждайте церковь от пустословов и от церковных фарисеев-законников
2 гл. Чему и как учить церковь
3 гл. Проявляйте терпение и мудрость по отношению ко всем людям, кроме лжеучителей – сих отвращайтесь
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
У Первого послания к Тимофею и Послания к Титу много общих черт: это и время написания посланий (после первого заключения Апостола в Риме), и то, что они были написаны служителям Божьим, и то, что в них описывается, какими должны быть пастыри и диаконы. Но при многих сходствах, Первое послание к Тимофею и Послание к Титу – это не дубликаты и даже не дополнения одного другим, а два разных самодостаточных послания Апостола Павла. Если в двух словах, то можно сказать, что Первое послание к Тимофею является наставлением Апостола по организации поместной церкви, а Послание к Титу – это наставление верующим, как им жить и хранить свою веру в чистоте и святости. Различие в теме посланий было обусловлено окружающей обстановкой и внутренними проблемами, которые переживали в тот период церкви в Ефесе, где служил Тимофей, и на острове Крит, где служил Тит.
Извне церкви в Ефесе были гонимы язычниками за веру во Христа, а изнутри раздираемы лжеучителями, чьё учение спустя столетие будет названо ересью гностицизма. На Крите же были свои проблемы, там верующие жили в окружении моральной распущенности, царившей среди жителей острова, а изнутри законники насаждали в церквях фарисейские порядки с их лицемерной показной святостью.[1]
И в завершение приведу цитату из Толковой Библии с комментариями А.П. Лопухина: "Въ посланiи къ Титу расположенiе мыслей гораздо проще чем въ первомъ къ Тимофею. Посланiе разделяется на две части со вступленiемъ (Тит.1:1-4) и заключенiемъ (Тит.3:12-15). Въ первой части Апостолъ внушаетъ Титу чтобы онъ ставилъ въ пресвитеры и епископы такихъ людей, которые бы были въ состоянiи бороться за благополучiе Церкви съ iудействующими лжеучителями (Тит.1:5-15), и затемъ во второй части Апостолъ сначала указываетъ Титу, какъ онъ должен применять требованiя "здраваго ученiя" къ различнымъ возрастам, поламъ и состоянiямъ (Тит.2:1-10), а также и ко всемъ людямъ (Тит.2:11-14). Затемъ, во второмъ отделе второй части, Апостолъ (Тит.3:1-11) внушаетъ чрезъ Тита всей Критской церковной общине, какъ она должна держаться по отношенiю къ нехристiанамъ, среди которых она живетъ".[2]
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ТИТУ
1 гл. Ограждайте церковь от пустословов и от церковных фарисеев-законников
Тит.1:1,2 Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, [относящейся] к благочестию, в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён.
"Апостол по вере избранных" – первый стих и сразу "заковыристое" выражение – это место в Синодальном переводе звучит так, словно Павел стал Апостолом Иисуса Христа по вере избранных Божьих, то есть людей. На самом же деле Павла призвал к служению Господь Иисус Христос (Деян.26:13-18).
Считаю, что Современный перевод IBS данных стихов точнее отражает мысль Апостола: "Павел, раб Бога и апостол Иисуса Христа, посланный, чтобы приводить избранных к вере и знанию истины, которая ведёт к благочестию и даёт надежду на вечную жизнь. (Тит.1:1,2)".[3]
Тит.1:3 А в своё время (Бог) явил Своё слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога.
"(Бог) явил Своё слово в проповеди" – в истинной проповеди, как и в пророчестве, должно звучать слово, исходящее от Духа Божьего. Если проповедник учит на основании своей человеческой мудрости, то он может убедить слушающих в том, чему учит, может даже возбудить их эмоции, но его слово никогда не проникнет до разделения души и духа, потому что не будет в его словах жизни, которую несёт в Себе Дух Божий.
Поэтому, пока Святой Дух не открыл вам Свою волю, не явил Своё слово – молчите в церкви. Молчите, не выходите перед церковью со словом Божьим, даже если вы несёте в ней епископское служение.
Тит.1:4,5 Титу, истинному сыну по общей вере… Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.
Тит и Тимофей – два помощника Апостола Павла и обоих он любит отцовской любовью, но относится к ним по-разному, – к Титу Павел обращается, как к своему слуге и приказывает ему: "Я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, как я тебе приказывал (древнегреч. diatasso)",[4] а к Тимофею, как к равному себе, ибо не приказывает ему, а просит: "Отходя в Македонию, я просил (древнегреч. parakaleo) тебя". Кроме того, Апостол Павел в Послании к Тимофею много раз подчеркивает, что Тимофей – рукоположенный служитель Божий, например: "Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства".
Вернусь к исследуемым стихам:
"Чтобы ты поставил по всем городам пресвитеров" – обратите внимание на такую деталь: здесь говорится, что пресвитеры избирались и рукополагались на служение Титом, то есть одним человеком, получившем дар Святого Духа на это служение и полномочия от Апостола. Подобным образом и сейчас в церквях избираются и рукополагаются на служение новые пастыри и диаконы.
Но это не означает, что возможно так и только так. Господь действует в Своей Церкви по усмотрению, в зависимости от ситуации. Поэтому в Священном Писании описаны разные варианты избрания и рукоположения новых церковнослужителей, например, в Деян.6:3 сказано, что при рукоположении диаконов выбор кандидатов осуществлялся собранием членов церкви, а затем их рукоположили Апостолы. Для того конкретного случая это был наиболее мудрый подход, ибо диаконы должны были заботиться о раздаче хлеба неимущим членам церкви и, следовательно, должны были иметь доверие и непререкаемый авторитет среди членов церкви.
Итак, варианты выбора человека и рукоположения его на служение в церкви могут различаться в зависимости от обстоятельств (главное, чтобы избрание и рукоположение было исполнено по воле Божьей, явленной в пророчестве или слове Святого Духа). Но будущий служитель непременно должен соответствовать критериям или качествам, указанным Апостолом Павлом в Первом послании к Тимофею (1Тим.3:1-12) и в Послании к Титу (Тит.1:6-9).
Воля Святого Духа обязательна, ибо дар Божий для служения человек получает от Него, а не от обряда посвящения на служение.
Дополнительно – см. комментарии к Тит.1:10-12.
Тит.1:5-9 Поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
Здесь перечислены черты, какими должны обладать пресвитеры, – описание во многом совпадает с перечисленным в 1Тим.3:1-7. Почему Апостол Павел повторил по сути одно и то же в двух посланиях? – Наиболее логическим объяснением этого является то, что он, во-первых, писал их в одно и то же время, но в разные места и, во-вторых, потому что Тимофею и Титу предстояло исполнить одинаковое Божье дело – поставить в церквях пресвитеров.
– Но, – спросит читатель, – если человека для служения избирает Господь, а рукополагает его епископ, зачем мне, простому верующему, знать, какими чертами должен обладать пастырь?
– Во-первых, нам нужно знать для того, чтобы самим как можно больше соответствовать вышеперечисленным качествам. И во-вторых, для того чтобы и вы смогли обрести от Святого Духа дар к служению, – тому служению, к которому Господь предназначил вас (не одни же пресвитеры служат Богу и церкви).
"Дары различны, но Дух один и тот же". (1Кор.12:4)
Итак, пресвитер должен быть:
-- имеющий безупречную репутацию в церкви и в мире;
-- единожды женатый (то есть не многоженец и не женившийся после развода);
-- мудрый глава семейства, хорошо воспитывающий своих детей (имеющий детей верных, не укоряемых в распутстве и непокорности);
-- не совершавший никаких грубых ошибок, как домостроитель Божий (служитель);
-- не самодовольный;
-- не самонадеянный;
-- не раздражительный, не вспыльчивый и, конечно же, не драчливый;
-- не пристрастный к вину (или другой похоти плоти);
-- не корыстолюбивый;
-- гостеприимный;
-- добрый, милосердный;
-- рассудительный, сдержанный;
-- верно оценивающий ситуацию, справедливый;
-- умеющий контролировать себя в сложной и даже в критической ситуации;
-- ведущий благочестивый образ жизни;
-- преданный Богу;
-- держащийся истинного учения Иисуса Христа;
-- умеющий учить и отстаивать истину (в Послании к Титу, Апостол Павел особо выделяет, что пресвитер должен уметь отстаивать истину).
Тит.1:6 Детей имеет верных.
Верный греч. pistos, означает: "истинный, надёжный, питающий уверенность" – здесь речь идёт не о вере детей в Иисуса Христа (верить или нет, каждый решает сам за себя), а о том, чтобы он воспитал детей надёжными, благоразумными людьми.
"Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом". (Лк.16:10)
Нельзя ожидать, что человек сможет управлять Божьей семьёй, если он не в состоянии навести порядок в собственном доме.
Тит.1:8 Целомудрен.
Смотрите комментарии к 1Тим.3:2.
Тит.1:10-12 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".
"Ибо есть много (лжеучителей)" – здесь стоит союз "ибо", следовательно, это продолжение мысли Апостола – начало фразы: "Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров. (Тит.1:5)".
Видя, что в церквях появилось много лжеучителей, и как растёт их влияние, Апостол Павел предложил следующий путь решения проблемы: избрать верных Христовых людей и наделить их пресвитерской (пастырской) властью, то есть дать им в церквях власть большую, чем имели лжеучителя.
В той критической ситуации, в какой находились церкви в Ефесе и на Крите, это было наиболее оптимальное решение проблемы, это был наиболее быстрый и успешный метод борьбы с ересью. Но, помните, что любая палка имеет два конца, – поэтому, если по вашему недосмотру или недосмотру епископа такой властью будет наделён человек лукавый и коварный, то горе вам (поэтому то Апостол Павел и перечисляет так подробно, какими качествами должен обладать пресвитер и какими ни в коем случае не должен).
"Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые" – почему Апостол Павел так грубо отозвался о жителях многолюдного острова, который в те времена называли островом ста городов? – Может, он действительно недолюбливал критян, а может, он это сказал, чтобы настроить Тита быть особо бдительным, а, может, это было сказано для самих критян?..
Иоанн Златоуст так прокомментировал это место Писания: "Здесь представляется много вопросов: во-первых, кто сказал это (о критянах); во-вторых, для чего Павел воспользовался этими словами; в-третьих, почему он приводит такое свидетельство?
Слова эти сказал Эпименид, который сам был критянин; но по какому поводу, – это нужно объяснить вам; именно – по следующему: критяне имеют у себя гробницу Зевса с такой надписью: "здесь лежит Зан, которого называют Зевсом". За такую надпись поэт в насмешку и называет критян лжецами, а далее, ещё более усиливая насмешку, говорит: "критяне устроили тебе, царь, гробницу; но ты не умер, потому что существуешь всегда". Итак, если это свидетельство истинно, то, смотри, какая здесь опасность. Если поэт, как говорит апостол, прав, сказав, что (критяне) лгут, называя Зевса умершим, то здесь большая опасность. Не то сказал апостол, но он просто взял это свидетельство только в отношении к лживому нраву критян; иначе, почему он не прибавил и следующих слов: "критяне устроили тебе, царь, гробницу"? Таким образом, апостол говорил не об этом, а о том, что хорошо сказал такой-то, что критяне лжецы.
Но спрашивается: почему он приводит свидетельства языческих писателей? Потому, что язычников мы изобличаем особенно тогда, когда приводим близкие к ним свидетельства и обвинения, когда уважаемых ими авторов представляем их обличителями".[5]
Как видите, церкви на Крите состояли отнюдь не из праведников, и Титу пришлось нести служение в очень сложной духовной и моральной атмосфере: с одной стороны, ему нужно было проявлять стойкость и твёрдость в отстаивании истины Христовой, с другой, нельзя было впасть в крайности законничества, которые оттолкнули бы от Церкви критян, искренне ищущих Бога.
Тит.1:13,14 По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
И здесь приведу комментарий Иоанна Златоуста: "Итак, "обличай их". Здесь он говорит не о чужих, но о своих. "Строго". Глубоко, говорит, поражай их. Ведь нужно не со всеми обращаться одинаковым образом, но различно и разнообразно, смотря по обстоятельствам. В настоящем случае он нигде не прибегает к увещаниям, потому что как, укоряя человека послушного и благородного, можно убить его и погубить, так и, лаская человека, имеющего нужду в сильном обличении, можно испортить его и не довести до исправления. "Дабы они были здравы", – говорит, – "в вере". Итак, здоровье состоит в том, чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого".[6]
"Иудейским басням" – Апостол не уточнил, что это были за басни, значит, Тит и без уточнения понимал, о чём шла речь, – мы же можем только гадать.
Сомневаюсь, что это были такие иудействующие лжеучителя, как те, что навязывали обрезание в Галатийской церкви: похотливые критяне сразу же поколотили бы их. Наиболее вероятным считаю, что под иудейскими баснями, Павел подразумевал учение церковных фарисеев, считавших скверной для себя общение с людьми мира сего и прикосновение ко всему мирскому, погрязших в так называемых очистительных религиозных обрядах – эта гипотеза логически подтверждается тем, что Апостол Павел говорит далее: "Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит.1:15)".
Посмотрите, как строго Апостол осуждает церковных фарисеев: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит.1:16)".
2 гл. Чему и как учить церковь
Тит.2:1,2 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении.
Апостол Павел поручил Титу не только избрать и рукоположить пресвитеров, но и самому наставлять верующих в истинном учении Христовом, мудро, без горячности, разоблачать лжеучителей и искоренять их ереси из церквей. Причём, уча в церквях, он должен понимать, что учит разные категории людей: молодых, старцев и стариц – ко всем нужен свой особый подход.
Учить в церкви подобает в первую очередь личным примером, и только потом, как бы дополняя, объясняя своё поведение, свою жизненную позицию, опираться на слово учения Христова (дабы слово ваше было с силою, а не как у фарисеев и законников). Как сказал Апостол: "Во всём показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповреждённость, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого (Тит.2:7,8)".
Лжеучителя поступают не так: в первую очередь они хулят других, потом выискивают, как правило, вырывая из контекста, слова в Священном Писании, и на этом "основании" строят своё учение. И уже в последнюю очередь их заботит их собственное поведение, причём, забота эта ограничивается показной праведностью: на людях они одни, наедине – другие, потому что не только слова, но и вся жизнь их пропитана лицемерием и ложью.
Тит.2:2-6 Чтобы старцы были целомудренны…чтобы вразумляли молодых быть целомудренными… Юношей также увещевай быть целомудренными.
"Целомудренны… Целомудренны… Целомудренными" – в одном предложении Апостол Павел трижды употребил слово: "целомудренность". Такое внимание он уделил именно целомудренности, потому что жители острова Крит были развратны, как никто в римской империи. Апостол позаботился, чтобы и Тит хорошо усвоил, что находящимся в такой духовной атмосфере верующим, нужно постоянно напоминать, чтобы бодрствовали и не ослабевали в святости.
Дополнительно о целомудренности – см. комментарии к 1Тим.3:2; Тит.2:6.
Тит.2:3,4 Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей.
"Чтобы старицы вразумляли молодых" – здесь нет противоречия со словами из другого Послания: "А учить жене не позволяю (1Тим.2:12)", потому что Павел говорит тут не об учении в церкви. Вразумляет – древнегреч. sofronizo, означает: "вразумляет", "наставляет", то есть даёт частный совет молодым, как более умудрённая опытом женщина.
Там же, где речь идёт о публичном обучении людей в церкви или синагоге, используется древнегреческое слово didasko, означающее: "учить", "обучать", "научать".
"И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их". (Мф.13:54)
Тит.2:6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
"Целомудренными" – Апостол Павел вкладывает в это понятие не только физическую девственность (что бесспорно необходимо для людей, не состоящих в браке), но и духовные качества, такие, как рассудительность, верность, жертвенность, воздержание, дабы из-за вас не порицалось слово Божье (Тит.2:5).
Дополнительно о целомудренности – см. комментарии к 1Тим.3:2.
Тит.2:9,10 Рабов [увещевай]… оказывать всю добрую верность, дабы они во всём были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Когда раб что-то делает не по принуждению, а по доброй воле, то это уже не принудительный, а свободный труд, то есть его благодеяние. Благодеяние, независимо от того, для кого оно было сделано – для хозяина, для начальника или для постороннего человека.
Вспомните, как учил Иисус Христос: "И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф.5:41)".
Тит.2:11,12 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке.
Благодать Божия даёт нам, верующим в Иисуса Христа, не только спасение во Христе, но и научает, и даёт силу владеть собой, быть честными и во всём угодным Богу – нам нужно лишь научиться принимать сию благодать. Принимать верой.
Тит.2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
"Сие говори со всякою властью" – если Тит, придя, начнёт учить и обличать Критян уповая только на власть, данную ему от имени Апостола Павла, то у него ничего не получится: даже если верующие и прислушаются к его словам, как только он выйдет за порог – всё вернётся на круги своя. Единственная власть, которая может придать слову живительную, преображающую силу – это Святой Дух: слово исшедшее от Духа доходит до самого сердца слушающих, и тем, кто принимает верой, даёт духовную силу к освящению, уподоблению Иисусу Христу. Поэтому сам Тит, прежде всего должен пребывать в общении со Святым Духом.
"И слово моё (Ап. Павла) и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы". (1Кор.2:4)
3 гл. Проявляйте терпение и мудрость по отношению ко всем людям, кроме лжеучителей – сих отвращайтесь
Тит.3:1 Напоминай им (слугам) повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело.
О повиновении властям и о том, в каком случае власть является властью от Бога, а в каком восстанием против Бога – см. комментарии к Рим.13:1.
Тит.3:2,3 Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
Когда писал это послание, Апостол Павел местоимение "мы" отнёс к себе и к Титу, но его слова смело можно отнести ко всем служителям, да и вообще ко всем христианам. Не забывайте, Чья заслуга в том, что ваши сердца освящаются и преобразовываются Святым Духом, и за всё доброе благодарите Господа Бога.
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего". (Тит.3:5,6)
Тит.3:9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.
"Споров и распрей о законе удаляйся" – во-первых, ввязавшись в спор или в философские спекуляции, вы тем самым становитесь в глазах собеседника его противником, поэтому сами себя лишаете возможности направить беседу в русло мудрой рассудительности. А, во-вторых, бессмысленно призывать уверовать в Иисуса Христа того, кто уже познал спасение во Христе, а потом ради даров мира сего осознанно отверг и Иисуса Христа, и Царство Небесное.
Но, в то же время, ни в коем случае нельзя молчать, если ваше молчание может быть истолковано кем-либо в церкви, как потакание греху и ереси – нужно чётко выразить свою позицию и направить людей на путь истины.
"Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием". (2Тим.4:1,2)
Тит.3:10,11 Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён.
Этот стих не так прост для реализации его в жизни, как может показаться на первый взгляд. Сначала вы, уважаемые братья и сестры во Христе, должны чётко уяснить для себя, кто такой еретик, и чем он отличается от обычного отступника, ушедшего в мир, или, например, от хулителя кого-либо из верующих.
Еретик – это тот, кто развращает верующих, учит их отступить истины, кто чинит ссоры и разделения в церкви. По сути, еретик – это враг Церкви Христовой, прикидывающийся её другом.
Отступник же – это человек, в своё время познавший спасение в Иисусе Христе и благодать Божью, а потом снова возлюбивший мир сей и его грехи, и отступивший от Христа. К отступникам относитесь, как к язычникам, – забудьте, что они, когда то были вашими братьями по вере.
К тому, кто клевещет и хулит кого-либо из братий церкви, относитесь, как к человеку нечестивому, развращённому, не имеющему любви ни к людям, ни к Богу. Ни в коем случае не поддерживайте его в его хуле и клевете, а обличайте.
"Еретика отвращайся" – прекратите с ним общение, дабы все в церкви увидели, что вы не разделяете его учения. Но прекращение братского общения вовсе не значит, что вы должны, завидев его на горизонте, перебегать на другую сторону улицы или делать вид, что не видите его. Если он проявит желание к общению с вами, спросите: "Осознал ли он, какой вред нанёс церкви, и не желает ли покаяться?" – Если проявит желание исправиться и встать на путь истины, известите об этом церковь. А если нет, то и говорить с ним не о чём.
И ещё на один момент хочу обратить ваше внимание: в Священном Писании нигде не сказано, что еретик не имеет права посещать церковные богослужения – он может приходить на них, но только уже не как член церкви, а как чужой.
Тит.3:12 Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму.
Обратите здесь внимание на то, что Апостол Павел собирается послать одного из своих помощников не в помощь Титу, а на замену. Неужели Тит плохо справлялся с порученными ему делами?
Нет, Тит был мудрым служителем, водимым Святым Духом, и всё делал, как положено. Причина "рокировки" служителей в другом, в том, что после принятия срочных и действенных мер – рукоположения пресвитеров, вскрытия ереси и отвержения от церкви еретиков – духовная ситуация в Критских церквях должна выправиться. И для дальнейшего назидания верующих лучше подходил служитель более мягкий по характеру, более долготерпеливый, а не такой решительный и бескомпромиссный в принятии решений, как Тит. Такие служители, как Тит, воистину неоценимы в критических ситуациях, когда нужно принимать срочные и жёсткие меры по спасению духовно гибнущей церкви. Кроме этого, Тит был очень хорошим помощником при зачинании церквей на новом месте (обратите внимание на слова Павла: "Поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму").
Господь Бог любит нас и каждому даёт служение, учитывая наш характер и темперамент.
Господь Бог любит нас!
СНОСКИ
[1] Исторические материалы взяты из книги Тенни М. Обзор Нового Завета.
[2] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.11, с.382.
[3] Библиология 1.0. Современный перевод Нового Завета IBS.
[4] Здесь и далее переводы с греческого – Библиология 1.0. Синодальный перевод (со словареём Стронга).
[5] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Титу. Беседа 3:1,2.
[6] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Титу. Беседа 3:2.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия: Синодальный перевод (со словарём Стронга); Современный перевод Нового Завета IBS/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М. : Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
4. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Титу: Беседа 3 [Электронный ресурс] / "Святоотеческое наследие". – Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/zlatoust/tom_11_2/txt48.html свободный.
5. Тенни М. Обзор Нового Завета: в 5 частях. ч.4. Проблемы ранней христианской церкви [Электронный ресурс] / "Большая христианская библиотека". – Режим доступа: http://soteria.ru/s3448/19/ свободный.
6. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 611 с.
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В Послании к Титу Апостол учит верующих, как сохранить веру в чистоте и истине, когда церкви пребывают в окружении разврата и вседозволенности (как сейчас в Европе).
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 1532 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности