Николай Куркаев "И проклятия не будет более…" (дополненный вариант) Часть -1
Когда появилось проклятие?
Эта тема, тема благословения и проклятия, очень актуальна на сегодняшний день, ибо в ней в настоящее время существуют некоторые неясности и недоразумения. И если вопрос благословения поднят до высшего уровня и является во многих церквах постоянной и основной темой проповедей, то о проклятии, и особенно о наследственном проклятии, говорят очень мало, потому что в своё время были упущены и извращены некоторые понимания в этом вопросе. И несмотря на то, что некоторые верующие находятся под явным контролем бесовских сил, они утверждают, что свободны, пытаясь имитировать настоящую радость и свободу.
Во время одного из богослужений пришлось молиться за одного брата. Во время молитвы его мучил диавол: он непрерывно чихал, принимал такие неестественные позы, при которых нормальный человек ни за что не удержал бы равновесия; тело его извивалось подобно змеиному: он совершенно не мог контролировать себя. После молитвы мы обратились к нему с некоторыми советами, чтобы помочь ему освободиться от демонических сил, но его ответ был таковым: «Я во Христе Иисусе свободен и не нуждаюсь ни в каком освобождении. Я каялся, принял Иисуса Христа личным Спасителем, а тот кто во Христе -- новая тварь, древнее прошло, теперь всё новое». Ни о каком проклятии и одержимости не хотел вести и речи, цитируя слова Писания: «Гал. 3:13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». Помочь мы ему не могли, так как он не видел, что находится в проблеме. Он был духовно слеп, ибо не знал, как должно, слова Божия. Мы же не могли согласиться с тем, что наблюдали за поведением человека, находящегося в Христовой свободе. Итак, мы разошлись по домам, оставшись при своих мнениях, хотя не могли не согласиться с теми текстами Писания, которые были протицированы из Библии.
Так что же происходило тогда с братом? Что происходит теперь с некоторыми нашими братьями и сёстрами во Христе? Почему мы ещё продолжаем говорить о проклятии, вызывая недоверие и откровенный соблазн некоторой части христиан, которые утверждают, что мы не доверяем Богу и Писанию, а также неправильно понимаем смысл и действие Голгофской жертвы Иисуса Христа? Искать ли её, эту причину, в собственном неверии или в непонимании слова Божия?
Мы знаем, что «… вера от слышания, а слышание от слова Божия. Рим. 10:17». Давайте посмотрим, что говорит слово Божие, слово веры, о проклятии и наследственности, не забывая другую часть общей истины Божией: «Ос. 4:6 Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих». Другими словами, человек, не знающий слова Божия или понимающий его неправильно, не может в данном вопросе иметь Божью веру. Он будет находиться в заблуждении, а его веру нужно назвать человеческой или бесовской, потому что он верит человеку или бесам. А такая «вера» вполне возможна и реальна, ибо так написано: «1 Тим. 4:1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским».
Теперь обратимся к Библии, вернейшему Божию откровению, чтобы определить, когда возникло проклятие, за что и кем оно было внедрено в жизнь человечества, кто впервые произнёс это страшное и неприятное для нас слово. Для этого читаем первые страницы книги Бытие, где описывается начало человеческой истории и грехопадение человека: «Быт. 3:14-19 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Итак, слово «проклят» впервые было произнесено Самим Богом, направлено было к змею, и означало «наказание за грех». Наказание выразилось в том, что властью Божией змей был лишён ног и должен ползать на чреве, есть прах во все дни жизни своей и враждовать с семенем жены. Жена была наказана скорбью в беременности своей, болями при рождении детей и поставлена под власть мужа. За Адама была проклята земля и стала производить волчцы и терны, в результате чего Адам должен был в поте лица есть хлеб и возвратиться в прах, т. е. умереть.
Второе, на что следует обратить внимание, так это то, что Адам что-то потерял из данного ему Богом, ибо Бог создал Адама по подобию Своему, а дети Адама стали рождаться по подобию его, а не по подобию Божию, т. е. Адам стал передавать детям свою греховную натуру: «Быт. 5:1-3 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф».
Так как вопрос наследственности связан с наследственным проклятием, которое является результатом греха, привожу некоторые места Писания, которые говорят о его существовании
Тексты Писания, указывающие на существование наследственности:
Евр. 1:2,3 В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте.
Здесь очень ясно написано, что Иисус является полным отражением Своего Отца и является не только наследником всего Отцом сотворённого через Него, но и «сиянием славы и образом ипостаси Его». А человек сотворён по образу и подобию Его.
Мтф. 11:27-30 Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Здесь опять слово Божие говорит о том, что могущество Своё и всё остальное Отец передал Сыну.
Ещё сильнее о передаче наследственности (в данном примере положительной) говорит следующий текст:
Евр.7:9,10 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10 Ибо он был ещё в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. А ведь Левий родился в третьем поколении (Исаак, Иаков, Левий).
А теперь пример передачи отрицательной наследственности:
1 Пет. 1:18 Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…Греховная натура передана нам предками, от неё избавляемся постепенно, до конца своей жизни: «Отк. 22:11 Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё».
…Кому недостаточно библейского свидетельства, или кто-то думает, что выше приведённые тексты неправильно истолкованы, привожу данные науки о наследственности:
Свидетельство науки:
Татьяна Огнева. «Комсомольская правда в Белоруссии», 5 апреля 2008 г.
Все мы знаем: «девушка выбирает парня, похожего на отца», «парень выбирает девушку, похожую на мать». Иногда, правда, бывает и наоборот – юноша твёрдо решает: моя будущая жена не должна быть похожа на маму, которая так достаёт моего папу, иначе не видать мне счастья в семейной жизни. И вроде делает правильный (с его точки зрения) выбор. Но через пару дней после первой брачной ночи в сердцах бросает: «Ну ты точная копия моей матушки!»
Почему так происходит? Учёные-психогенетики утверждают: модели семейных отношений наследуются не только на психологическом, но и на генетическом уровне. Так было у наших предков. Так будет у наших детей. В общем, судьба…
…Итак, главный тезис психогенетики гласит: в каждой семье есть свой генетический код, который живёт веками. Он сочетается и переплетается с разными обстоятельствами жизни прабабушек и прадедушек. И в процессе превращается в определённую модель семейного поведения. Есть, конечно, и положительные модели…
Пороки, в которых мы не виноваты
Светлана Кузина, Комсомольская правда в Белоруссии, 31 марта 2010 г.
Генетики доказали: дурные привычки – от дурной наследственности
Зря папа курит
Ещё недавно учёные полагали: наш образ жизни и питания, пристрастия и характер никак не влияют на гены будущего потомства. Ну как, скажите, можно было даже на секунду заподозрить, что, к примеру, страсть к гамбургерам с пивом или тяга к сигаретам передаётся детям, появление на свет которых даже ещё не планируется?
Дети наследуют цвет кожи мамы или папы, цвет и разрез глаз, цвет волос, рост, особенности фигуры и прочее. Помимо внешности, от ближайших родственников нам передаются некоторые болезни, например гемофилия, дальтонизм, синдром Дауна. Но чтобы из поколения в поколение стала передаваться какая-нибудь дурная привычка – считалось невероятным. И тем не менее последние исследования генетиков убеждают, что такое вполне возможно. Для изучения феномена даже появилась новая наука – эпигенетика (приставка «эпи» означает «в дополнение»). Или иначе – генетика образа жизни…
Порченые наследники
– Ген, как лампочка, может пребывать в двух состояниях: включенном и выключенном, – объясняет суть новой науки Олег Сеньков, нейробиолог, научный сотрудник Института клинической нейробиологии Хайдельбергского университета (Германия). – Это состояние определяется изменчивым набором молекулярных механизмов, которые регулируют проявления 30 тысяч генов в разных клетках нашего тела. Например, у клеток поджелудочной железы и мышц одинаковый набор генов. Однако первые производят инсулин, а вторые – мышечные белки. Это и есть результат эпигенетики: проявление одних генов «включается», а других, наоборот, «выключается» в зависимости от ситуации и потребностей организма. Это происходит ещё в процессе эмбрионального развития. Но эпигенетика постоянно меняется и у взрослых людей: наш образ жизни, вредные привычки, питание влияют на работу молекулярных механизмов, а значит, и на наше здоровье и наследственность. А в половых клетках память о наших пристрастиях и излишествах (так называемые эпигенетические маркеры) сохраняется, так что ребёнок перенимает и «молчащие», и активные гены. Берёт у родителей всё.
Болезнь без причины
Вот самые показательные примеры изменения генов, причиной которых стали вредные привычки. Переедание матери до беременности и во время её вызывают эпигенетические изменения у потомства. В результате мир сегодня переживает эпидемию ожирения…
Швейцарские генетики изучили ДНК 16000 людей обычного телосложения, у которых были тучные родственники. И оказалось, что у них у всех была разрушена 16-я хромосома, что повышало риск очень сильно растолстеть даже без видимых на то причин – в 50 раз!
Другой пример. Учёные из Института ВМС GENOMICS сравнили ткани лёгких, взятые у завязавших курильщиков и у людей, которые никогда не курили. У последних было найдено 600 «поломанных» генов, которые работали неправильно. Выяснилось, что кто-то из родителей этих людей начинал курить до 11 лет.
Особенно изощрённо портит наши гены алкоголь. Безусловно, он «ломает» гены потомков так же, как и у курильщиков. Так, в Университете Техаса у детей пьющих родителей подсчитали количество разрушенных генов в префронтальной области мозга, наиболее уязвимой при злоупотреблении спиртным, – ненормально работающих оказалось 163. Но самое страшное: алкоголь, а вернее, его составляющая – ацетальдегид, включает «спящие» онкогены, и они начинают работать, превращая здоровые клетки в раковые. А вообще алкоголь в больших количествах необратимо выключает тысячи генов. Памятные «зарубки» в генном аппарате переходят по наследству. Это показали исследования образа жизни тысячи однояйцевых близнецов и столько же семейных историй болезни….
У курильщиков большая часть генов возвращается к норме, если бросить курить – чем раньше, тем лучше. Но всё равно около 120 генов остаются неизменными даже спустя 10 лет после отказа от сигарет.
Если мы хотим иметь здоровых и сильных детей, то и сами долджны быть такими. Подобное порождает подобное – это закон природы и эпигенетики. И для тех, кто хочет быть заложником собственных генов, специально оставлена лазейка – возможность влиять на будущее, изменив лишь своё поведение.
Гены – причина ещё таких грехов…
«Синдром Плюшкина»
Учёные из Королевского колледжа Лондона провели исследование на 5000 близнецов и пришли к выводу, что генная предрасположенность может стать причиной патологического накопительства. Это психологическое расстройство, при котором человек одержим навязчивым желанием собирать хлам, например старые газеты или письма, и складировать его у себя дома.
Склонность к суициду
Предрасположенность к самоубийству может проявляться вследствие дефектов в ДНК и передаваться по наследству. К такому выводу пришли учёные из Института геномики в Майами (США). В генетическом коде большинства из 2000 пациентов с диагнозом депрессии были обнаружены пять различных вариантов генных мутаций. Носители таких генов в 4,5 раза чаще совершают попытки суицида.
«Ген Наполеона»
Так ген назвали за то, что Наполеон обладал умением мало спать и при этом чувствовать себя превосходно. Но способность мало спать – это не проявление силы воли, а генетическая предрасположенность, считают учёные из Калифорнийского университета. Им удалось выявить новую генетическую мутацию пока у одной малоспящей американской семьи.
Решительность
Учёные из Института человеческого развития Макса Планка в Берлине утверждают, что за нашу решительность отвечают определённые гены, ответственные за выработку гормонов дофамина и серотонина. Такие люди лучше справляются с задачами, требующими быстрых и гибких решений.
Жестокость
Бесчеловечное поведение заложено на генетическом уровне. К такому выводу пришли учёные Еврейского университета в Иерусалиме, исследовавшие связь между человеческим геном AVPR1a и склонностью к жестокости.
Сексуальность
Интенсивность либидо зависит от генетических способностей человека, уверены исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме. По данным учёных, около 30% людей несут вариант гена высокой сексуальности, а 60% – слабой. Оставшиеся 10% имеют другие разновидности гена…
Библия открывает тайну передачи наследственного греха родителями детям в два этапа: при зачатии и при рождении. Об этом в своей покаянной молитве перед Богом сказал Давид, будучи движим Духом Святым: «Пс. 50:7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». По отцовской линии грех передаётся во время зачатия, по материнской линии -- во время рождения. Между этими периодами лежит отрезок беременности длиной в девять месяцев. Поэтому ребёнок приходит в мир не таким, каким его хочет видеть Бог, но с греховной наследственностью, поражённый грехом.
Прекрасной иллюстрацией передачи наследственного греха и откровением о возникновении порочного человеческого характера, является начальная история двух сыновей Исаака: Исава и Иакова. Их судьбу Священное Писание прослеживает с зачатия. Вот короткое изложение начала их существования в свете слова Божия: «Быт. 25:21-26 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя: Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков».
Чтобы правильно понять, что произошло с Иаковом и Исавом в отношении их характеров и наследственности, надо вспомнить, что Бог не создаёт порочного характера: «Еккл. 7:29 Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». Слова Екклесиаста «Бог сотворил человека правым» нужно понимать «неосквернённым», «чистым». Таково было начало, т. е. сотворение духов человеческих Иакова и Исава. Но при зачатии наследственным грехом по отцовской линии, ещё во чреве матери, характера были испорчены. Вот почему, видя порочный характер Исава ещё во чреве матери Господь возненавидел его: «Мал. 1:2…Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни». А Апостол Павел продолжает: «Рим. 9:11-14 Ибо, когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило, не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». У Бога не может быть неправды. Он разобрался в их характерах во чреве матери, когда они дрались за первенство: «Сыновья в утробе её стали биться…». Эти слова не говорят о том, что они просто двигались или шевелились, как это бывает у беременных женщин, но утверждают, что это именно была борьба за первенство. Это подтверждают слова Господа об Иакове, которого Он Сам осудил за его характер: «Ос. 12:2,3 Но и с Иудою у Господа суд, — и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. Ещё во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом». Они ещё не были рождёнными, не контактировали с этим греховным миром, но характера уже были неугодны Богу. Это было осквернение первородным наследственным грехом по линии отца.
Второе осквернение происходит по линии матери, во время рождения ребёнка: «во грехе родила меня мать моя». Не поэтому ли Иисус Христос был зачат от Духа Святого, а не от мужа (чтобы избежать наследственного осквернения по линии отца), а матерью была избрана Мария, отличавшаяся от всех остальных женщин особой смиренностью перед Богом?
Другой важный вопрос, который возникает при этом, следующий: «Сколько поколений поражаются грехом через продолжение потомства?». На этот вопрос ответил Сам Господь, Который однажды открыл Моисею Свой характер: «Исх. 34:6-18 И прошёл Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода».
В этом тексте Писания Господь не расшифровывает закон, данный через Моисея, а говорит о Своём характере и духовных законах, действующих в мире. Эта мысль очень важна, потому что истина о наследственности не принимается некоторыми христианами, так как ассоциируется с Моисеевым законом, который отменён: «Рим. 10:4 Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».
Да, закон Моисеев отменён, но духовные законы, установленные Богом, никто не отменял: они действовали во время периода невинности, продолжали своё действие в период совести, не отменялись во время закона Моисеева, действуют и в настоящее время, во время благодати (в том числе и закон о наследственном проклятии).
Поэтому, поставивши разницу между отменённым законом Моисеевым и духовными законами, действующими в мире, ещё раз подтвердим истину о том, что грех, а вместе с тем и проклятие за грех, передаётся потомкам до третьего и четвёртого рода: « Чис. 14:17-23 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал говоря: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода».
Из этого текста Писания а также последующих стихов, начиная с девятнадцатого, просматривается очень ясно разница между нашей сегодняшней теологией и Божией теологией в отношении возмездия за грех: мы считаем и учим, что если Бог простил, то уже не может быть наказания. Между тем уже в отрезке Писания между 17 и 23 стихом 14 главы книги Чисел, Бог говорит, что это не так: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода»; и ещё один стих: «И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её».
Такое понятие, что прощённый человек (а мы понимаем, что если человек сожалеет о содеянном и кается, Бог прощает) не должен нести наказания, создаёт проблему для пастырей: человек неоднократно впадает в грех, посеян соблазн в обществе и, однозначно, на основании слова Божия, должен быть наказан, но он раскаивается перед церковью и члены церкви начинает протестовать против всякого наказания. Это не библейское учение, потому что в учении Христовом мы ясно видим ответ по этой проблеме: «Евр. 10:26-29 Ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет?».
Да и случай с Давидом подтверждает такое понимание проблемы прощения и наказания: «2 Цар. 12:7-14 И тогда сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула. И дал тебе дом господина твоего и жён господина твоего на лоно твоё, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и если этого для тебя мало, прибавил бы тебе ещё больше. Зачем же ты пренебрёг слово Господа, сделав зло пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечём; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечём Аммонитян. Итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем. Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын».
Бог простил Давида – он не умер (возмездие за грех – смерть), но всё произнесённое Богом проклятие легло на Давида и дом его; он испытал это наказание в полную меру, определённую Господом.
Проклятие имело силу в последние дни Ветхого завета, когда Иисус Христос жил во плоти на нашей планете Земля: «Мр. 11:12-23 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек. И слышали то ученики Его… Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая говорит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет».
Теперь посмотрим, как действует проклятие в Новом завете. Для рассуждения берём текст Писания из пророческой книги псалмов Давида: «Пс. 108:5-16 Воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью. Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмёт другой. Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою. Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец всё, что есть у него, и чужие да расхитят труд его. Да не будет сострадающего ему; да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде. Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его».
Речь идёт о проклятии дома Иуды Искариотского, предавшего Иисуса Христа. Эти слова откровения Божия апостол Пётр отнёс к Иуде по внушению Духа Святого и оставил для нас уже во время благодати: «Деян. 1:15-20 И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, — было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрёл землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови». В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нём»; и: «достоинство его да примет другой».
Картина ясна. Дух Святой рассказал о проклятии потомков Иуды за предательство Иисуса Христа. Несмотря на то, что грех был совершён Иудой, в следующем роду изречённым проклятием был истреблён весь его род. Сработал закон проклятия, простирающий своё влияние на потомков грешника до третьего и четвёртого рода. В связи с этим ещё раз хочется напомнить очередной текст Священного Писания: «Исх. 20:4-6 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Для полноты рассуждений приведу ещё один текст из книг Нового Завета, говорящий о возможности проклятия во время благодати: «2 Пет. 2:10-15 А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших. 11 Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда. 12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рождённые на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своём истребятся; 13 Они получат возмездие за беззаконие: ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами; 14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию: это — сыны проклятия; 15 Оставивши прямый путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
Уровни порабощения человека:
Мы начали говорить о наследственности, проклятии, влиянии демонического мира на человека, об одержимости, что является трагедией для человека. Поэтому желательно определиться на основании Священного Писания, что мы понимаем под бесовским влиянием и одержимостью: это одно и то же, или же это различные понятия и состояния? По этому вопросу существуют различные мнения. Может быть различие во мнениях между духовно здоровыми и свободными людьми и не имеет значения, но когда речь идёт о духовно больных людях, согласитесь, что назвать одержимым человека, который в самом деле не является таковым, далеко не безобидная ошибка. Наше определение состояния человека может оказать серьёзное влияние на его дальнейшую жизнь и судьбу. Поэтому исследуем по Писанию влияние демонического мира на человека и установим, какое состояние человека следует называть одержимостью, а какое влиянием и контролем со стороны бесовского мира.
Первый уровень воздействия на человека: с воздуха, через мысли, которые рождаются через органы наших чувств: глаза, уши, обоняние и т. д.: «Еф. 2:1-3 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, 2 В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие». Такое состояние нельзя считать одержимостью, потому что бесы в данном примере не живут в сердце человека, а действуют с воздуха: держат в плену греха, находясь в воздухе. Такой человек является грешником, без покаяния и прощения грехов не имеет спасения, но его нельзя называть одержимым. Это человек, который по нерассудительности и неспособности различать чистое от нечистого находится под влиянием и контролем бесовских сил. Посмотрим, что было с Евой: «Быт. 3:1-7 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрёте; 5 Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Ева впала в искушение, стала грешницей, но она не была одержимой: диавол не жил в ней. Это было искушение с воздуха. Диавол искушал и нашего Господа. Иисусу Христу было очень тяжело выдержать это искушение, потому что Он был в человеческой плоти. Но сатана никогда ничего не имел в Сыне Божием: «Ин. 14:30 Уже немного Мне говорить с вами, ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Искушение Иисуса снаружи, с воздуха, было очень сильным: «Лук. 4:1-13 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал. 3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 5 И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; 7 Итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу, Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». 9 И повёл Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз; 10 Ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 И на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею». 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: «не искушай Господа Бога твоего». 13 И окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени». Когда мы читаем об этом периоде жизни Иисуса Христа, то даже не совсем понимаем, как диавол брал Иисуса, как ставил Его на крыло храма (это остаётся некоторой загадкой для нас), но ясно понимаем, что диавол не имел ни одной части своей в Иисусе Христе: ни в духе, ни в теле. Однако с этого примера видим: такому похожему воздействию человек может подвергнуться со стороны бесовских сил, не будучи одержимым. Вот почему я сегодня говорю, что нужно быть очень осторожным, чтобы по некоторым признакам, объявляя человека одержимым, не ошибиться: такая ошибка может нанести человеку огромный вред.
А теперь ещё один пример о влиянии диавола на разум и чувства человека с воздуха: «Лук. 9:52-56 И послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; 53 Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 Ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Ученики не были одержимыми нечистым духом, а только по неразумию своему и неправильной ревности оказались под его влиянием и контролем, что Иисус разоблачил словами: «не знаете, какого вы духа».
Попасть под такое влияние легко и просто, если руководствоваться не словом Божиим, а человеческими чувствами. Вот пример с апостолом Петром: «Мтф. 16:22,23 И отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! 23 Он же обратившись сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Но Пётр никогда не был одержимым, он просто по неразумию оказался под влиянием лукавого и высказал то, что диавол желал.
Следующий текст, на который я обращаю внимание, следующий: «Лук. 1:11, 12 Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. 12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него». Захария не был одержимым, это был страх от сознания того, что Ангел Божий принёс весть от Бога, а Захария не знал какая это весть.
Что чаще всего преследует в жизни людей, так это страх. Но такое состояние не надо считать одержимостью, хотя в некоторых случаях, когда мы приказывали нечистому духу называть своё имя, он отвечал: «Я дух страха». В таких случаях вопросов не должно быть. Но не всегда люди, подвергающиеся страху, являются одержимыми. Апостол Павел был откровенным человеком, он не боялся рассказывать о своих чувствах. Одно из жизненных переживаний он обрисовал так: «2 Кор. 7:5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи». Но это состояние совсем не говорит об одержимости, а только о влиянии диавола с воздуха через сложившиеся трудные обстоятельства.
Следующий уровень влияния диавола на человека более серьёзный и опасный – влияние через плоть, когда духи нечистые уже живут во плоти. Это состояниие духа может передаваться или по наследству, от предков, или по причине того, что человек соглашается с таким влиянием и продолжает жить во грехе, ничего не предпринимая, чтобы освободиться от этого влияния. Чаще всего бесы вселяются и живут в тех членах тела, которыми совершается грех: «Мрк. 9:43-47 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый, 44 Где червь их не умирает, и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки её: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геену, в огонь неугасимый, 46 Где червь их не умирает, и огонь не угасает. 47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную, 48 Где червь их не умирает, и огонь не угасает». Может быть это не прямой ответ на вопрос, но на практике, когда мы работаем с людьми, находящимися под влиянием диавола, эта истина подтверждается: во время молитвы за них диавол начинает действовать болью или парализовывать те члены тела, которыми совершался грех. И когда мы спрашиваем, что они делали этими членами тела, то никогда не было, чтобы оказалось так, что они не грешили ими, а враг мучил их без оснований. Такое явление чаще всего наблюдается при совершении различных половых грехов и грехов, связанных с оккультизмом. А вообще Писание говорит об этом довольно ясно: «Рим. 7:18-23 Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Но отмеченное выше состояние не называется и не является одержимостью. Здесь Павел отмечает внутреннего человека, который находит удовольствие в законе Божием (а значит там нет места для нечистого духа), и плоть (наружный, внешний человек), в котором могут жить нечистые духи (это совершенно не значит, что они живут во плоти всякого человека). Но если они даже живут во плоти, это не является одержимостью. Не надо забывать ещё об одной истине: грехи могут совершаться под влиянием сложившейся привычки: «Иер. 9:5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости». И не только этот текст говорит о грехах, которые совершаются по привычке, но и пророк Захария говорит об этом, заявляя, что в тысячелетнем царстве нечистые духи во главе со своим хозяином диаволом будут удалены с земли: «Зах. 13:2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли». Тем не менее Писание говорит: «Ис. 65:20 Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем». Речь идёт о тысячелетнем Царстве, когда диавол будет связан и заключён в бездну, нечистые духи будут удалены с земли, но некоторые люди будут грешить по привычке и будут умирать за собственное беззаконие, а не по наследственности. Поэтому говоря о грехе, искушении, влиянии демонических духов не нужно забывать и о привычке грешить. А когда человек привык грешить, тогда и демонам не нужно больше прилагать усилий – человек сам это делает. Это очень важно знать пастырям, учителям и другим служителям в отношении новообращённых людей, которые получивши прощение Божие, могут ещё некоторое время грешить по привычке и искать вместе со своими служителями бесов там, где их нет, таким образом разбивая веру людей в могущество Божие и силу Крови Иисуса Христа. Впрочем, если смириться с греховной привычкой и не искоренить её, можно попасть под влияние диавола. Так что привычка ко греху, выработанная под влиянием диавола, далеко не безобидное явление, хотя не является ни одержимостью, ни бесовским влиянием.
За некоторыми болезнями нашего тела также могут стоять демоны. Например, за болезнью эпилепсии стоит дух эпилепсии, живущий в теле. Такие люди, не смотря на совершающиеся периодически припадки с потерей сознания, могут быть крещены Духом Святым. Здесь я не говорю об одержимых людях, которых по неведению называют эпилептиками по совпадающих признаках болезни, но которые на самом деле являются одержимыми.
Примером такой болезни, за которой стоит нечистый дух, может быть болезнь женщины, имевшей духа немощи: «Лук. 13:10-13 В одной из синагог учил Он в субботу; 11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. 12 Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. 13 И возложил на неё руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога». Приведя этот пример, хочу сказать, что на земле есть много людей скорченных и не могущих выпрямиться из-за физических повреждений некоторых членов тела. И их болезни, несмотря на множество схожих признаков, не являются следствием проживания в их теле нечистых духов. В этом случае, равно как и в первом, демоны никогда не говорят через человека и не отвечают на вопросы, заданные во имя Иисуса Христа. Такое состояние не является одержимостью.
Самое опасное состояние человека – это когда нечистый дух живёт в его духе или сердце. Такие люди называются одержимыми. Признаком одержимости могут быть все перечисленные выше признаки и совершаемые поступки. Но самое главное: через одержимых людей диавол говорит довольно часто от своего имени; отвечает на вопросы, заданные во имя Господа Иисуса Христа. Такие люди бывают просто инструментом в руках лукавого и не могут не разрешить диаволу говорить через них. Они не могут свободно отрекаться от своих грехов устами: сатана парализует их уста, часто давит за горло, мучает сильными болями. Примером, где проявляется такое поведение одержимого человека может быть Гадаринский бесноватый: «Мрк. 5:2-9 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом; 3 Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; 4 Потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 Всегда, ночью и днём, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. 6 Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю тебя Богом, не мучь меня! 8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много».
Почему же люди бывают одержимыми? Первая причина: наследственность. Эти наследственные духи называют себя: «Я – род». Вторая причина – дух поселился во плоти, но человек не раскаялся, а продолжал грешить, впадая всё в более и более тяжёлые грехи, совершая их с ненасытимостью.
Примером может быть судьба Иуды Искариотского, одного из апостолов Христовых: «Ин. 13:25-27 Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошёл в него сатана».
Иуда Искариотский уже давно был под влиянием и контролем диавола. Начать исследование его состояния можно с главного греха его жизни, который отмечает Писание: «Ин. 12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Любовь к деньгам выражалась в начале воровством денег, а потом привела к предательству Иисуса Христа: «Ин. 13:21-27 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; 24 Ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». До этого времени Иуда был только под контролем диавола, он был водим этим враждебным духом, но не был одержимым. Затем был последний «кусок», последний греховный поступок, после которого вошёл в него сатана, и Иуда стал одержимым, т. е. сатана стал жить в нём.
Вторым примером может быть языческий пророк Валаам, через которого говорил Бог, но который был болен грехом сребролюбия: «2 Пет. 2:14-16 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию: это — сыны проклятия; 15 Оставивши прямый путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 Но был обличён в своём беззаконии: бессловесная ослица, проговоривши человеческим голосом, остановила безумие пророка». Результат жизни Валаама во грехе: «И. Нав. 13:22 Также Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечём в числе убитых ими».
Итак, ещё раз напомним об отличительной черте одержимых бесами: диавол говорит через них, используя их уста непосредственно (сатана может выражать свои чувства, желание и волю через мысли человека и его чувства, но в таком состоянии человек может контролировать их), даёт «пророческие откровения», ложные видения, отвечает на вопросы, заданные во имя Иисуса Христа, говорит на ином наречии, имитируя Дух Святой и т. д..
Такой человек не может быть крещён Духом Святым, потому что в одном сердце (в одном духе) не может жить Дух Святой и дух диавола. Мы не раз встречались с таким явлением, когда в человеке жил нечистый дух, имитировавший Дух Святой: на вопрос: «Дух, говорящий на ином наречии! Как ты относишься к Иисусу Христу?», следовал ответ: «Я Его хулю!». В таком случае мы запрещаем говорить на языках до полного освобождения от нечистого духа.
Мнимое противоречие текстов
Теперь продолжим снова рассуждения о наследственности и проклятии.
Одним из текстов Писания, которое якобы противоречит мысли о наказании детей за вину отцов, является откровение, которое Господь дал пророку Иезекиилю: «Иез. 18:1-4 И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрёт».
Несомненно, что здесь «кислым виноградом, который ели отцы», являются грехи и преступления, совершённые отцами, а «оскоминой на зубах у детей» названо проклятие и наказание, постигшее детей за вину отцов.
Здесь Господь Сам определяет, что будет удалён этот закон, а на смену придёт другой: «Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрёт».
Эти слова обетования об отмене наказания детей за вину отцов были произнесены в глубокой древности, но до сегодняшнего дня проклятия, произнесённые ещё в Едемском саду, продолжают действовать, несмотря на то, что прошло время невинности и совести, закона Моисеева, кончается время благодати: змей продолжает ползать на чреве, жёны в болезни рождают детей, мужья в поте лица вкушают хлеб свой, а земля продолжает производить волчцы и терны в обильном количестве. Если хотите коснуться народа Израильского, то вспомните их судьбу, определённую перед дворцом Пилата их собственным поведением в отношении Иисуса, когда они неистово кричали: «Да будет распят!». А когда Пилат заявил, что невиновен в крови Праведника сего, то Евреи сами навели на себя проклятие за пролитие невинной крови Господа словами: «кровь Его на нас и на детях наших».
Проклятие постигло их, потому что они этого возжелали: евреи были рассеяны по всей земле и ненавидимы, презираемы всеми народами. Против них каждое столетие буквально в каждом государстве писались указы, их убивали и уничтожали, не считали за людей. Это происходило не только в начале времени благодати, но и в конце: в период второй мировой войны их расстреливали и жгли в крематориях; издевались в гетто, разбросанных по всей Европе; от их крови земля братских могил, куда их сбрасывали после массовых расстрелов, пропитывалась кровью, выступая на поверхность и т. д. Некоторые раввины, понявшие причину происходящего в то время, говорили: «Отцы наши не познали Мессию, пропустили Его. Теперь Кровь Его взыскивается с нас».
Так почему не исполнилось пророчество, изречённое Иезекиилем? Или мы что-то не поняли как следует? Мы поняли правильно, что этот закон не должен действовать всегда, ибо Господь так сказал. Но некоторые исследователи Библии решили, что он перестал действовать вскоре после изречения пророчества Иезекиилем (не заметили одной детали: много лет раньше об этом пророчествовал Иеремия с указанием признаков времени, когда это должно совершиться); другие решили, что конец его действия настал с момента искупительной жертвы Иисуса Христа, но… змей продолжает ползать на чреве, жёны и сегодня в болезни рождают детей, мужья в поте лица вкушают хлеб свой и возвращаются в прах, из которого взяты, а земля продолжает производить волчцы и терны в обильном количестве, мы рождаем детей с нашими порочными характерами...
Следовательно, мы неправильно определили время, а лучше сказать, вообще не установили времени, к которому относится это определение.
Пророчество об оскомине изрекалось неоднократно и не только пророком Иезекиилем. Об этом явлении пророчествовал другой великий пророк, Иеремия, но более обширно и с указанием на время, когда это произойдёт. Итак читаем одно из пророчеств Иеремии: «Иер. 31:23-34 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я возвращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благословит тебя Господь, жилище правды, гора святая!» И поселится на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Ибо Я напою душу утомлённую и насыщу всякую душу скорбящую. При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах — оскомина»; но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, — не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат — брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
29 и 30 стихи выше приведённого пророчества непосредственно и без всяких изменений соответствуют пророчеству Иезекииля. Но оно находится в центре других пророческих истин, которые говорят о том, что это произойдёт тогда, когда Израиль будет возвращён из плена, Иерусалим будет населён и будет стоять безопасно. С домом Израиля и Иуды будет заключён новый завет, взамен нарушенного Египетского, грехи их и беззакония будут прощены.
Сегодня мы этого ещё не видим: Израиль не принял Иисуса Христа, как своего Мессию и находится во грехах. Он по-прежнему надеется на закон Моисеев, потому что не захотел войти в узы нового завета посредством Крови Иисуса Христа и др. Следовательно, закон о проклятии продолжает действовать.
А теперь ещё один текст Писания, который напрямую указывает на время уничтожения всякого проклятия: «Зах. 14:9-11 И Господь будет Царём над всею землёю; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своём месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нём, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно».
Почему же в это время не будет проклятия? Ответ даёт Сам Господь через пророка Захарию: «13:2 И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли».
Это будет время тысячелетнего Царства, ибо только тогда, как отмечено выше, «Господь будет Царём над всею землёю; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино», да и касательно нечистых духов, которые стоят в начале всякого греха или всякого греховного желания, написано так: «Отк. 20:1-3 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время».
Этот текст о заключении диавола в бездну, ещё один аргумент и ещё одно откровение в пользу мнения о том, что закон о «виноградной оскомине» или устранении родового проклятия, будет уничтожен во время тысячелетнего Царства.
А сегодня он действует. Это нужно знать, чтобы самим не подпасть под него и своей нечестивой жизнью не навесть проклятие на своих потомков.
А теперь давайте поговорим об этой истине с точки зрения искупления Господом человеческого рода, ибо эту истину нельзя оставить на втором плане. Искупление и усыновление -- ядро Евангелия, ведь основная цель первого пришествия Иисуса Христа на землю – искупление падшего человечества от греха и смерти: «Гал. 3:13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе». Это откровение Божие говорит о том, что наше проклятие принял на Себя Христос. И это несомненная истина, в которой никто не сомневается. Тогда на чём базируется сегодня проклятие, где оно находит себе место и почему?
Всё дело в том, что искупление человека (который состоит из духа и тела) совершено на Голгофе единым принесением Тела Господа Иисуса Христа в жертву за наши грехи и преступления более двух тысяч лет назад, но происходит это во время нашей жизни на земле в два этапа, которые во времени очень часто находятся на большом расстоянии друг от друга: дух получает искупление и усыновление во время покаяния, а плоть будет искуплена и усыновлена (преображена) во время пришествия Господа при воскресении мёртвых или преобразовании тел живых, оставшихся на земле до восхищения Церкви.
Посмотрим, подтверждается ли только что отмеченная нами истина словом Божиим. Для рассуждения возьмём следующий текст: «Рим. 8:1-13 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти, как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».
Здесь отображено две составляющие части нашего естества: дух и плоть. Вся мысль этого текста заключается в предупреждении христианам, чтобы они не жили по плоти, «ибо, если живёте по плоти, то умрёте», ибо «живущие по плоти Богу угодить не могут». Почему? Потому что во плоти апостол Павел видит «иной закон, противоборствующий закону ума (духа), и делающий человека пленником закона греховного». Павел в отчаянии восклицает: «Рим. 7:24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?».
Теперь посмотрим, что тот же самый апостол Павел говорит о нашем духе: «а если Христос в вас, то тело мёртво для греха, но дух жив для праведности».
Итак наш дух жив, жив для праведности Иисусом Христом. Наш дух не только воскрешён Иисусом для новой жизни, но верою уже посажен на небесах: «Ефес. 2:5,6 И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Поэтому Павел, акцентирует внимание на духовном человеке, который уже искуплен, и увещевая утешает, говоря: «2 Кор. 4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». И опять апостол указывает на различное положение нашего духа и тела: внутренний человек молодеет с каждым днём, а физический -- разрушается, потому что в нём живёт грех, а там где грех, там смерть и страдания, сопротивление чистому и святому: «Гал. 5:17-21 Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». Вот почему нашему духу так трудно жить в теле и Павел говорит: «Рим. 8:22,23 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Оказывается, что тело наше не усыновлено, оно находится под проклятием, иначе, что тогда означают слова «ожидая усыновления, искупления тела нашего». И не только этот текст говорит о будущем усыновлении, но и следующий: «Флп. 3:21 Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё».
Итак, мы ждём пришествия Господа и воскресения мёртвых, воскресения жизни, первого воскресения. Этого момента очень ожидает наш дух, который уже сегодня жив для Господа, вокрешён для вечной жизни: «Кол. 3:1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном». Плоть же наша, которая в сегодня существующем виде не наследует Царствия Божия, как написано: «1 Кор. 15:50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление», продолжает бороться за эту земную жизнь и ведёт брань с нашим духом, так как за нею стоят полчища самых разнообразных демонических духов. Если бы она была искуплена и усыновлена, то ради чего она бы враждовала с нашим духом? Для чего надобно было бы распинать её, как сказал апостол Павел: «1 Кор. 9:27 Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным?». Или ещё одно место Писания: «Гал. 5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»?
Вообще-то всё дело заключается не в самом теле, а во влиянии бесовского мира на нашу плоть, а в некоторых случаях в присутствии демонических духов в ней, которые живут в тех членах тела, которыми совершается определённый грех: «Рим. 7:23 Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».
Надо сказать, что богословы, исследуя Писание, делают разницу между словами «плоть» и «тело», понимая под «плотью» греховную натуру человека, а под словом «тело» имеется ввиду наш физический человек, который рассматривается, как первоначальное творение Божие, соответствующее стандарту, который был свойствен первому человеку Адаму до его грехопадения. Поэтому мы должны заботиться о своём теле, не считать его своим врагом, но не поддерживать его греховных склонностей, умерщвлять их, как написано: «Кол. 3:5-7 Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними». Поэтому, когда наш усыновлённый дух наполнен Духом Святым, плоть наша, если даже в ней действуют определённые похоти, молчит и является как бы мёртвой (не может проявить себя), потому что контролируется духом и духовными законами. Но если дух ослабевает и уходит из под контроля Духа Святого, тогда плоть возвышается и подвергает давлению наш дух, чтобы он стал жить по плотским законам.
Впрочем, в некоторых текстах Писания между плотью и телом не ставится никакой разницы. Одним из таких текстов, является следующий: «1 Кор. 9:27 Но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Здесь вроде бы нужно было написать «порабощаю плоть мою», но Павел здесь не поставил никакой разницы между плотью и телом – для него это одно и то же. Поэтому эти два слова должны рассматриваться непременно в контексте, иначе можно впасть в заблуждение и изнурять тело своё без всякой разумной пользы, что подчёркивает и Писание: «Кол. 2:18-23 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что всё истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти». Кстати, это второй текст, где не ставится разница между понятиями «плоти» и «тела».
Теперь обратим внимание на одно место Писания, которое отражает окончательную победу Господа над грехом и смертью: «1 Кор. 15:51-55 Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
Здесь Павел говорит о восхищении Церкви и воскресении мёртвых. А окончательная победа совершается при воскресении мёртвых и преображении живых, потому что слова «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» никак не относится к нашему духу, потому что дух – бессмертен, и как только во время смерти он выходит из тела, то сразу же отправляется в рай (речь идёт о спасённых людях), а плоть отправляется в землю, в прах, как написано: «Быт. 3:19 В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься». И ещё один текст: «Еккл. 12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Здесь нет разницы между спасёнными и неспасёнными людьми, разве только в том, что умершие в нечестии отправляются в ад. До времени воскресения мёртвых тела усопших святых находятся во власти смерти, а царство смерти – царство диавола.
Вот почему мы только ещё ожидаем «искупления, усыновления тела нашего». Оно будет искуплено и усыновлено во время восхищения и воскресения, когда сбудется надежда сонмов святых, ибо Писание от глубокой древности возвещало об этой окончательной победе над диаволом и смертью многочисленными пророческими изречениями и свидетельством библейских мужей древности. Вот некоторые из них: «Иов 14:12 Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Далее, Исаия также не умолчал об этой победе над смертью: «Ис. 26:19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряньте и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов». Иисуса Христа Тело также воскресло, потому что в гробу нашлись только одни пелены лежащие: «Лук. 24:12 Но Пётр встав побежал ко гробу, и наклонившись увидел только пелены лежащие, и пошёл назад, дивясь сам в себе происшедшему». Это я говорю потому, что многие христиане верят, что Бог даст им новые тела, а тела, которые погребены были, они просто исчезнут, превратившись в прах. Если это так, то никакого воскресения нет, потому что воскреснуть может только умершее, а полученное новое, это не воскрешённое. И если бы это было так, т. е. Бог не преобразовал бы эту старую храмину в новую, духовную и совершенную, тогда никогда не было бы победного вопроса: «Ад! где твоя победа?». Ад во главе с диаволом сразу показал бы на множество тел, превращённых в прах на веки и оставшихся его достоянием. Да и нельзя было апостолу Павлу допустить такую серьёзную теологическую ошибку и заявить на все времена, для всех поколений христиан, что Бог преобразит смертное тело в славное: «Фил. 3:20,21 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё». Но Павел написал именно так, что Бог преобразит наше уничижённое тело, в котором мы теперь находимся, в славное!
Это будет момент усыновления и искупления нашего тела (в настоящее время оно искуплено и усыновлено в надежде, которая ещё не совершилась во времени)! Вот тогда смерть и проклятие не будут иметь над нами никакой власти! А пока мы уверены, что нам положено умереть (а смерть – это проклятие, иначе зачем тогда было бы её уничтожать, как врага), нельзя говорить о полном отсутствии проклятия, хотя многие проклятия мы носим в себе по неверию, от незнания слова Божия, от неспособности освободиться из диавольских уз проклятия.
Что я здесь имею ввиду: мы все в своё время умрём по какой-то причине. Умрём потому, что по наследству смерть через Адама, который первый был заражён грехом и смертью, перешла в нас. Кто-то из нас умрёт от определённой болезни, кто-то погибнет в катастрофе, кто-то уйдёт в вечность от насильственной смерти (отдаст свою жизнь за Господа), а если смерть – это проклятие – то мы его не избежим, ибо нам положено умереть. Если болезнь, которая, в принципе, тоже является проклятием, преследует нас по той же причине, как и Апостола Павла (чтобы не возгордился), то мы её тоже не избежим, хотя в данном случае уже можно так твёрдо не говорить о неизбежности этого проклятия: освобождайся от гордости и не будешь нести проклятия за неё. Но Бог знает, сможет ли человек устоять против этого первого в мире греха, потому и допускает присутствия в теле той или другой болезни. Всем остальным причинам для проклятия, при правильном подходе к решению этого вопроса, не должно быть места в жизни человека, ибо эти проклятия очень часто превращают жизнь человека в кошмарное существование по причине неправильного понимания ситуации: мы очень часто страдаем от того, что думаем, что Господь хочет видеть наши страдания, что Господу это угодно, хотя причиной для этого бывают грехи предков и заработанное ими проклятие, от которого нужно отказаться во имя Иисуса Христа, разорвав связь с ними.
Итак, ещё раз повторим эту важную реальность нашего искупления, лежащую в премудрости Божией: Господь по мудрости Своей создал нас состоящими из духа и тела. Он предвидел наперёд, что человек попадёт в сети диавола и станет достоянием смерти и тления. Поэтому назначил спасти нас в два этапа: сначала воскресить дух наш от мёртвых дел: «Еф. 2:5,6 И нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Затем Господь в борьбе с грехом и плотью закаляет наш дух, совершенствует его, растит духовным возрастом: «Еф. 4:13 Доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова», ибо «Деян. 14:22 многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», а во плоти нашей совершается над каждым человеком приговор Божий в отношении возмездия за грех в общем смысле слова (ибо возмездие за грех смерть) и за произвольные грехи, которые мы совершаем сознательно: «Евр. 10:26-30 Ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И ещё: «Господь будет судить народ Свой». Страшно впасть в руки Бога живого!». И ещё один текст Писания, который говорит о назначении нашей плоти до восхищения (в ней совершается суд над нашим беззаконием): «1 Кор. 5:3-5 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа». Эта истина настолько важна, что я привожу ещё один текст Писания на эту же тему: «1 Кор. 11:27-32 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
А затем, воздавши возмездие за грехи человека в плоти его, искупить и усыновить наше тело в день воскресения или восхищения Церкви.
Все эти тексты свидетельствуют, что во плоти до определённого времени совершаются суды за грехи, соделанные после покаяния и сознательно. Она находится под проклятием. Аминь.
Николай Куркаев.
Прочитано 7850 раз. Голосов 11. Средняя оценка: 4.27
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
библия писалась две тыщи лет назад.В то время господствовала римская империя,сначала гонение на христан,а потом лювиобильное поклонение,так когда было в римской империи правда?Никогда!За этот период так была искажена история до наших дней,что никогда не найдете истину.А истина состоит в многомерности жизни.Так же люди живут во вселенной,но не так как земляне.Ну нету у них войн и не захватывают они территорий и человеческих жизней.Для них слово нет.Закон!Хотя они обладают свех возможностями техническими.Для них покорить любую планету не составляет большого труда! Комментарий автора: "В начале сотворил Бог небо и землю". Быт:1:1
В начале, то есть с самого начала когда Господь начал творить, Он (Господь) сотворил небо и землю. Библия за жизнь на других планетах ничего не говорит. Поэтому нам нечего об этом спорить, и т.д. Вы пишете что: "люди живут во вселенной, но не так как земляне" Я задам вам вопрос: А вы там были, туда летали,.....?
Если не были, то лучше молчите об этом!
Сегодня демоны под видом инопланетян являются людям, после таких посещений все они (люди) страдают одержимостью, и психическими расстройствами. Так что,оставьте глупости, и начните читать, и изучать Слово Божье. Молитесь к Богу чтобы Он вам открылся, дал покаяние, и вечную жизнь.
"Ибо возмездие за грех--смерть, а дар Божий--жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем". Рим:6:23
Сколько живу, ещё ни разу не слыхал чтобы иноплянетяне посещали верующих. Написано: "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему". 1Ин:5:18.
nikkova
2016-03-27 11:34:31
я верю тому что видел своими глазами.Красивейший корабль,который мог землю превратить вни что и мог создать рай.Но ОНИ пролетели и не возмущали атмосферу и старались что бы из землян не заинтересовались что ОНИ летят.Вот почему я верю.Верюв исуса,но не в библию
Теология : Библейские исследования. Исповедание грехов - Инна Гительман Адреса других Библейских исследований, не помещённых на этом сайте:
Схема жизни праотцов от Адама до Арфаксада: https://www.stihi.ru/2018/04/23/282
Схема жизни праотцов от Ноя до Авраама: https://www.stihi.ru/2018/04/09/10236