ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ ИОАННА
1 гл. Божье условие для общения: открытость и искренность
2 гл. Те, кому дарована благодать общения с Духом Божьим – цените её!
3 гл. Божья цель в Его творении
4 гл. Как различить Духа истины и духа заблуждения
5 гл. Три свидетельства, что Иисус Христос – Сын Божий
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -
ВВЕДЕНИЕ
Какой Он, истинный Бог? Познайте Его! Послание написано для верующих – для тех, кто уже рождён Свыше и имеет помазание Святого Духа, имеет опыт личного водительства Божьего. "Цените дарованную вам возможность общения в духе и водительство Божие, ибо через это познаете истину и обретёте жизнь вечную!" – наставляет нас Апостол Иоанн.
Богослов Александр Павлович Лопухин, исследуя, кому принадлежит авторство послания, написал: "Первое соборное посланiе Св. Апостола и Евангелиста Iоанна Богослова не имеетъ имени писателя ни въ заглавiи, ни въ тексте, лишь в первых стихах посланiя писатель непрямо даетъ знать о себе, какъ свидетель и очевидецъ событiй земной жизни Господа Iисуса Христа. Темъ не менее мысль о происхожденiи посланiя отъ пера Апостола и Евангелиста Iоанна Богослова составляет твердое убежденiе Церкви… по свидетельству Евсевiя (263-340 гг.), "изъ посланiй Iоанна, кроме Евангелiя, какъ нынешнiе, так и древнiе христiане признаютъ, безъ всякихъ споровъ, и первое его посланiе"… Папiй Iеропильскiй (70-155 гг.), по свидетельству Евсевiя, пользовался и первымъ посланiемъ Iоанновымъ, какъ и первымъ посланiемъ Ап. Петра. И св. Ириней Лионскiй (130-202 гг.), по свидетельству Евсевiя же, въ своемъ сочиненiи "Противъ ересей" приводитъ много свидетельствъ изъ первого посланiя Ап. Iоанна. Свидетельство этихъ древнихъ мужей, примыкающихъ по времени прямо къ апостольскому веку, особенно важно, подтверждая изначальность веры Церкви въ каноническое достоинство посланiя.
И все внутреннiе признаки посланiя, все характерныя черты его содержанiя, тона и изложенiя убедительно свидетельствуютъ о принадлежности посланiя тому же великому Апостолу любви и возвышеннаго христiанскаго созерцанiя, которымъ написано и четвертое Евангелiе".[1]
Некоторые из читателей спросят: "Зачем автор так много внимания уделил вопросу, который ни у кого не вызывает сомнения, ведь всем и так известно, что послание написал Апостол Иоанн?" Сделал я это не потому, что сомневался в авторстве Иоанна, а для того, чтобы показать, с какой тщательностью и каким образом богословы проводят теологические исследования. Так же и вера в Бога, в Иисуса Христа, ничего общего не имеет с религиозным фанатизмом, более того – это диаметрально противоположные понятия. Апостол Павел так характеризовал жизнь по вере: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. (Рим.8:14)", а Иисус Христос призывал верующих: "Исследуйте Писания! (Ин.5:39)".
И вы, уважаемые братья и сестры во Христе, тоже не просто вычитывайте свой "годовой круг чтения Библии", а скрупулёзно изучайте Священное Писание! Изучайте на доступном для вас уровне, и если продолжите гореть сердцами своими к познанию Господа Иисуса Христа, Святой Дух откроет более глубокие духовные познания.
ДНЕВНИК ПО ПЕРВОМУ ПОСЛАНИЮ ИОАННА
1 гл. Божье условие для общения: открытость и искренность
1Ин.1:1,2 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам.
Когда Апостол Иоанн и другие Апостолы ходили вместе с Иисусом Христом, рождённым во плоти, они мало что понимали из духовных истин и тогда ещё не разумели, что пред ними сама Жизнь, нисшедшая от Бога, что пред ними Сам Всевышний. Но то временное неведение нисколько не уничижает ценности их, как свидетелей Иисуса Христа, ибо позже Дух Божий напомнил им всё, что они видели и слышали от Него и не просто напомнил, а открыл духовное разумение того, что говорил и делал Христос. И после сего откровения в сердце Иоанна зазвучали великие слова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин.1:1-14)".
Насколько строки из первого послания Иоанна и его Евангелия созвучны, воистину, это глас одного и того же – не просто благовестника, – а пророка Божьего!
Дополнительно – см. комментарии к Ин.1:1-14.
1Ин.1:5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы.
"Бог есть свет (чистота, искренность), и нет в Нём никакой тьмы" – таковы слова истинного благовестия, поэтому и вы, братья и сестры во Христе, если хотите, чтобы ваше благовестие стало настоящим, исходящим от Духа Божьего, должны жить по этому принципу. Возлюбите свет истины – в первую очередь истины в себе и о себе – и слова ваши обретут духовную силу.
Как только в вашей жизни появляется ложь, – пусть даже ложь с благими намерениями, вы становитесь в лучшем случае посторонним рассказчиком об Иисусе Христе. Рассказчиком, чуждым духу Тому, о Ком повествуете.
1Ин.1:6,7 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
Причастность к Христовой благодати "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" – вы будете причастны Христовой благодати, если будете ходить в свете, то есть в своём сердце всегда будете готовы к исповеданию греха и к покаянию, как сказал Апостол: "Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Ин.3:20,21)". Если же вы любите свой тайный грех, то рано или поздно, но обязательно утратите общение со Святым Духом, и тогда прекратится, сведётся к нулю ваше познание Иисуса Христа – Сына Божьего, а вместе с этим вы лишитесь и спасительной благодати Христовой.
Но понятие "причастность к благодати Христовой" включает в себя намного больше, чем хождение в свете истины – это и следование учению Иисуса Христа на деле, а не только на словах. Как учит Апостол Иоанн: "Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. (1Ин.2:24)". А если будете искать в сердце своём оправдания вашему греху, то чем тогда вы отличаетесь от детей диавола? Ничем, ибо сказано: "Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий (не исполняющий) правды, не есть от Бога. (1Ин.3:10)".
Вы будете причастны Христовой благодати, более того, будете возрастать в духовном познании – обретёте мудрое сердце – если будете жить по водительству Святого Духа, а не просто философствовать на богословские темы, как сказано: "Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. (1Ин.2:20)".
Если вы причастны к Христовой благодати, то в борьбе со своими грехами уподобитесь малым детям, которые не просто ищут защиты у своих родителей, а во всём подражают им. Вы не только будете просить силу Святого Духа, а доверяться Его мудрости, доверяться так же, как доверился Иисус Христос, помня, сказанное: "Всякий, пребывающий в Нём (Иисусе Христе), не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)". Тот же, кто сам по себе пытается одолеть свои грехи и похоти, он уподобляется маляру, забеливающему грязную стену: новый слой извести лишь скрывает грязь на стене, а не уничтожает её: грязь, где была, там и осталась, хотя другим не видна.
Причастность к Христовой благодати начинается с познания того, насколько Иисус Христос любит вас, с осознания, что Он умер на кресте ради вашего спасения, что Он страдал и умер не просто из-за грехов человеческих, а из-за ваших грехов, как сказано: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою. (1Ин.3:16)".
Причастные к Христовой благодати имеют в себе мир, исходящий от Святого Духа, что они причастны к самому Господу Иисусу Христу, следовательно, и к Его Царству. В словах: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. (1Ин.5:13)" – Апостол Иоанн говорит не просто о некой надежде, типа: "Может, Бог и смилостивится", а о знании, внутреннем видении, даруемом верующим через благодать Христову.
И, естественно, если вы по вере в Иисуса Христа обрели Его благодать, то вы познаете и общение с Ним через Святого Духа. Господь будет отвечать на ваши молитвы: пусть ответ Божий будет не положительным, а иногда и отрицательным, но вы будете чуствовать, что слова ваши исходят из сердца и восходят прямо к Господу, а не "опадают" под потолком храма или молитвенного дома. Сказано в Писании: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. (1Ин.5:14,15)".
Обретшие благодать Христову, живя по водительству Святого Духа, постепенно обретают ум Христов. И через это постепенно обретают духовное видение Священного Писания и духовное восприятие своей жизни. Вместе с обретением ума Христова обретшие Божью благодать всё более явственно начинают понимать, насколько они являются чужими для мира сего, и что сатана теперь их личных враг – не просто враг рода человеческого, а враждует против их души.
"Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе". (1Ин.5:19,20)
Конечно, далеко не каждый по вере обретший благодать Христову пережил и испытал в своей жизни все вышеперечисленные признаки, но если в вашей жизни ничего или почти ничего подобного не происходило, то задайтесь вопросом: спасены ли вы во Христе Иисусе? Может, вы являетесь просто религиозным человеком, не более того? Задумайтесь пока ещё не поздно: лучше признать истину и сейчас восстенать к Господу о спасении и жизни с Ним, чем почивать, оправдывая себя словами: "Я хожу в церковь, чего ещё надо?". Лучше здесь, чем потом, после смерти, стенать и скрипеть зубами.
1Ин.1:8,9 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Жизнь во Христе здесь на земле – это жизнь покаяния и исповедания; и ни для кого не было и не будет исключения.
В Израиле прообразом покаяния и исповедания греха было очищение осквернившегося от греха, то есть нечистого, пеплом рыжей телица, которую приносили в жертву за грехи народа.
"И кто-нибудь чистый пусть соберёт пепел телицы и положит вне стана на чистом месте, и будет он сохраняться для общества сынов Израилевых, для воды очистительной: это жертва за грех… Для нечистого пусть возьмут пепла той сожжённой жертвы за грех и нальют в него живой воды в сосуд; и пусть кто-нибудь чистый возьмёт иссоп, и омочит его в воде, и окропит… Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа, ибо он осквернил святилище Господа". (Чис.19:9-20)
Проведу параллели между очищением наших грехов по вере во Христа и ритуальным очищением через пепел телицы у древних Израильтян:
1. как в Израиле телицу единожды приносили в жертву за многие грехи и для очищения от многих скверн, так же и Иисус Христос единожды умер для очищения от многих грехов (пепел телицы – прообраз нашей памяти о жертве Христовой);
2. как в Израиле нечистые очищались по вере в очистительную силу пепла рыжей телицы, так же и мы, христиане, по вере в искупительную жертву Христа очищаемся от грехов;
3. как в Израиле пепел телицы очищал, только будучи смешанным с живой водой, так же и наше очищение от грехов невозможно без обличения и откровения Святого Духа, ведущего нас к покаянию и сердечному исповеданию Иисуса Христа (вода очистительная – это прообраз действия Святого Духа);
4. и ещё: позаботиться об очищении должен был не священник, не тот, кто был чист, а сам нечистый (согрешивший), но сам себя очистить грешник не мог, ибо по закону всё, к чему он прикасался, становилось нечистым (Чис.19:22), – чистый по просьбе нечистого мог его очистить: "И пусть окропит иссопом чистый нечистого. (Чис.19:19)".
Итак, если после уверования в Иисуса Христа вы согрешите, а потом, несмотря на многократное обличение Святого Духа и своей совести, не захотите покаяться в своём грехе, не исповедуете его пред Богом, а если согрешите против человека, то ещё обязательно и перед этим человеком, то кровь Христова не очистит вас от вашего греха. Так и умрёте в грехе, а потом, представ пред Господом, будете отвечать и за сам совершённый грех, и за то, что упорствовали против обличения Святого Духа, не захотели очиститься от греха.
"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника". (1Ин.2:1)
2 гл. Те, кому дарована благодать общения с Духом Божьим – цените её!
1Ин.2:3-5 А что мы познали Его (Иисуса Христа), узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нём.
Познание Иисуса Христа происходит изначально через сердце – через возникновение в сердце таких же желаний, как у Него; затем, от сердца через откровение Святого Духа к уму – обновлённому по духу уму. Ещё раз повторяю: познание Иисуса Христа возможно только через уподобление Ему, поэтому сугубо научными методами (исследуя как бы со стороны) невозможно Его познать – ни Его, ни даже истины о Нём узнать.
Но сердце человеческое лукаво, поэтому зачастую человеки ищут обходные пути – такие, чтобы и Господа познать (или, по крайней мере, хотя бы о Нём узнать), и самим при этом остаться такими, какие есть по натуре своей. В результате "подменщики" впадают в разные заблуждения, такие, как фанатичная религиозность, или умствования на богословские темы. Они думают, что таким образом познают истину и приближаются к Богу, но на самом деле всё дальше и дальше уходят от истинного познания Его, и всё больше и больше уподобляются врагу истины, сатане. Они, сами того не замечая, становятся такими же, какими были фарисеи и книжники, которые не только отвергли, а распяли Иисуса Христа, и до смерти гнали Его учеников – истинных учеников Божьих.
1Ин.2:9,10 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и в нём нет соблазна.
Тот, кто истинно любит Бога, обязательно будет любить и ближних своих, и эта любовь сохранит его от многих грехов, ибо любящий ищет другим блага, а не зла. Эгоизм же, зависть и лицемерие вовлекут вас во многие грехи, а с ними и в смерть духовную.
Кого считать ближним своим? – Всякого человека, независимо от того, как он к вам относится и, как вы к нему относитесь – таково повеление Христово: "Вы слышали, что сказано: "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших. (Мф.5:43,44)".
1Ин.2:15,16 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
"Не любите мира, ни того, что в мире!" – слово, переведённое как мир, в древнегреческом оригинале имеет более широкий смысл: "мир, мировой порядок, система, украшение, прикраса". Заповедь не любить мира и того, что предлагает этот мир, в равной мере относится ко всем христианам – и к новообращенным, и к закалённым в духовной брани, потому что это не просто пожелание, не просто цель, к которой мы должны стремиться, а повеление Святого Духа. Бескомпромиссное повеление, ибо нельзя служить Богу и маммоне, нельзя любить Иисуса Христа и мировой порядок, распявший Его.
"Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу". (Иак.4:4)
1Ин.2:17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Кто ищет почестей и богатств мира сего, даже если и получит их, должен понимать что всё равно вскоре всё потеряет, ибо не вечно ему жить на этой земле, и даже память о нём не будет вечной – всё будет предано забвению.
1Ин.2:18,19 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
"Вышли от нас" – это не значит, что лжехристы и лжеучителя оставили поместные церкви и ушли в мир. Если бы было так, то они были бы просто безвредными отступниками. Но они не только остались в церквях, а еще и претендуют на особую власть над верующими, заявляют, что имеют некое особое помазание, говоря: "Наше помазание идёт от Апостолов!"
1Ин.2:20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
В ответ на бахвальство лжеучителей и особых "помазанников" Апостол Иоанн возвещает верующим: "Вы имеете помазание от Святого Духа. Не они, а вы!" Прислушайтесь к гласу Святого Духа, говорящего к вашему сердцу и вы узнаете, где ложь, а где истина. Дух Божий научит вас смотреть на жизнь и мир вокруг вас по-новому, духовно.
"Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог". (2Кор.1:21)
Дополнительно – см. комментарии к 1Ин.2:27.
1Ин.2:21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете её, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины.
"Всякая ложь не от истины" – всякая, ибо отец лжи сатана! Поэтому ни строительство здания церкви, ни сохранение этого здания, ни благотворительные и гуманитарные программы, ни евангелизация, ничто не может быть оправданием лжи.
1Ин.2:22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
В конце первого века по церквям начала распространяться ересь николаитов (Отк.2:6) и ересь гностиков (Деян.8:9-24). И те и другие еретики учили, что Иисус якобы был только сосудом так называемого "Горнего Христа", Который вошёл в земного Иисуса при крещении и покинул его перед распятием.
Позже, в четвёртом веке, как символ осуждения Церковью этих ересей, в противоположность их "Христородице" был введен в обиход термин "Богородица", говорящий, что Иисус был Христом и Сыном Божьим в момент чудесного зачатия Девой Марией, а не только после крещения. Был и есть всегда.
1Ин.2:23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
Исповедовать Сына – это больше чем соглашаться с тем, что Иисус Христос – действительно Сын Божий, что Он действительно родился во плоти, жил без греха и умер на кресте за наше спасение. Исповедовать Сына – это больше чем проповедовать учение Иисуса Христа и даже больше чем стараться соблюдать законы Божьи. Исповедовать Сына – это иметь в себе Дух Христов и явить собою миру Иисуса Христа. Пусть не во всей полноте, но явить собою Иисуса Христа.
1Ин.2:27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
Не относитесь к тому, что Святой Дух входит в сердце верующего и действует в нём Своим словом и Своими дарами как к некоему исключительному явлению, присущему лишь единицам избраннейших служителей Божьих. Господь Иисус Христос каждому верующему обещал дар Святого Духа, ибо сказано: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь: так бывает со всяким, рождённым от Духа. (Ин.3:8)". Проявляет же себя помазание Божье таким образом: Святой Дух пробуждает вашу совесть и через это действует в вашем сердце, обновляя ваши желания и ум по образу и подобию Иисуса Христа.
Итак, помазание Святым Духом, дарующее познание истины, принадлежит всем христианам, а не только пророкам и священникам, как было в Израиле, поэтому не ленитесь и не возлагайте на других ответственность за свой духовный рост и за своё хождение в духе и истине.
1Ин.2:28 Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
"Итак, дети, пребывайте в Нём" – если вы обрели истинное духовное спасение во Христе и личное общение со Святым Духом, то берегите и цените это общение, и Бог сохранит вас в истине.
Ещё раз повторяю: храните себя в духе и истине, и сердцами своими проверяйте всё, о чём проповедуют и всё о чём пророчествуют ваши пастыри и "великие учителя". И если в сердце возникнет тревога и сомнение – проверьте Словом Божьим то, что возбудило ваше сомнение в их словах или в их поведении (в первую очередь в их поведении), и следуйте за своим сердцем. Помните о том, что все люди – в том числе и пророки, и пастыри, и архипастыри – являются грешниками: если бы это было не так, то тогда и Иисусу Христу не нужно было бы умирать за грехи человеков.
1Ин.2:29 Если вы знаете, что Он (Иисус Христос) праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него.
"Праведник" – в греческом оригинале слово dikaios означает: "праведный, правдивый, истинный, соблюдающий закон, справедливый, честный". То есть, Апостол Иоанн, говоря здесь о подражании Иисусу Христу, имел ввиду не абсолютную Его праведность, присущую лишь Богу, а о том, чтобы и мы были такими же честными и справедливыми, как Он. Понятно, что сразу достичь совершенства невозможно, но стремиться поступать в своей жизни честно и справедливо мы должны.
3 гл. Божья цель в Его творении
1Ин.3:1,2 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Сейчас даже сами слова: "мы увидим Отца", являются неподъёмной для понимания истиной, потому что разве можно увидеть Того, Кто бесконечен, разве можно познать Того, Кто вне творения, вне пространства и времени? Но Апостол Иоанн возвестил Церкви откровение Божье: "Увидим Его, как Он есть" и даже более того: "Будем подобны Ему" – остаётся только верить, что так и будет, как возвестил Дух Божий.
Боже наш, Отец Небесный, мы, те, кто рождён Святым Духом во Христе, увидим Тебя и уподобимся Тебе! Слава Тебе, Иисус Христос, за спасение и за дарованную жизнь! Слава Тебе, Святой Дух, за то, что ведёшь нас по пути истины к великой цели творения!
Что мы уже знаем об Отце Небесном. 1. Сын Божий, Иисус Христос, видел Отца и знает Отца.
-- "Я говорю то, что видел у Отца Моего". (Ин.8:38)
-- "Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня". (Ин.7:29)
-- "Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца". (Ин.10:15)
-- "Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его и соблюдаю слово Его". (Ин.8:54,55)
2. Никто из творения Божьего не видел Отца и не знает Отца, даже огненные Серафимы и Архангелы.
-- "Бога никто никогда не видел". (1Ин.4:12)
-- "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". (Ин.1:18)
-- "А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его, пребывающего в вас". (Ин.5:38)
3. Отец Небесный Сам от начала предъизбрал тех людей, кому откроет Себя через Сына, Иисуса Христа.
-- "Отче праведный! И мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них". (Ин.17:25,26)
1Ин.3:3,4 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
Раз здесь сказано: "всякий грех", то значит, не бывает ни "дозволенных прегрешений", ни "грехов ради добра" – абсолютно все грехи являются грехами (нарушением закона Божьего) и беззаконием (восстанием против воли Божьей). Хорошо бы нам помнить об этом, когда так и подмывает пойти на компромисс с совестью.
Я посмотрел в словаре Стронга, где ещё используется слово, переведённое тут, как беззаконие: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф.7:21-23)".
1Ин.3:5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха.
Если пребудете в послушании Святому Духу, то вы не будете согрешать, а Кровь Христа, очистив от прежних грехов, сохранит вас в святости пред Богом. Но если кто из спасённых, отвергнет Божью волю и станет упорствовать в своём грехе, то своим грехом он не только уничижит слово Духа Божьего, но и станет попирать жертву Иисуса Христа. Без суда такое осквернение Господь Бог не оставит – обязательно будит судить и строго судить.
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола". (1Ин.3:8)
1Ин.3:10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Что значит: не делающий правды?
– Это не только творящий грех, но и лелеющий мечту о грехе. Иисус сказал: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. (Мф.5:27,28)".
– Но ведь никто из нас даже в течение краткого времени не сможет жить праведно, не говорю уже о помыслах.
– Сам по себе не сможет – и дело здесь не только в наших похотях плоти, но и в том, что раз наше мышление не всеобъемлюще, то враг души, сатана, может обманом ввести нас в грех. Но если мы научимся жить в послушании Святому Духу, то постепенно наше мышление и наши дела всё больше и больше будут уподобляться Иисусу Христу, а Он победил и грех, и сатану.
О любви по заповеди Христовой – см. комментарии к Ин.15:17.
1Ин.3:13 Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас.
Люди мира скрывают свои грехи, потому что не любят обличения. Религиозники не хотят выглядеть белыми воронами среди, как они думают, праведников (которые на самом деле тоже лишь носят маску праведности), поэтому они ещё старательнее скрывают свои грехи, ещё больше погружены в лицемерие, чем даже неверующие. Те же, кто истинно Божьи, кто истинно верующие, ненавидят грех (в первую очередь в себе) и идут к Свету, дабы через обличение и отторжение греха освободиться и очиститься от него.
Братья и сестры во Христе, так поступая, вы будете не только освящаться, но и сами становиться светом – светом истины, ненавистным людям мира сего и… церковным религиозникам (Иисус так называл фарисеев и законников, сейчас они называются иначе, но нутро у них такое же).
Дополнительно – см. комментарии к Ин.15:19-21.
1Ин.3:15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.
В этом стихе Апостол Иоанн говорит о том, что если вы, братья и сестры во Христе, возненавидите кого-либо, то независимо от того, сотворили вы ему зло или только желаете сотворить, в духовном плане – в глазах Бога – вы уже ничем не отличаетесь от убийц. А по закону наказание за убийство смерть – за духовное убийство, духовная смерть.
Там, где среди верующих есть ненавистники (а они есть в каждой церкви), есть и вторая сторона – те, кого они возненавидели, кому сотворили зло – как эти люди должны вести себя, и, вообще, как христиане должны относиться к тем, кто возненавидел их и воспринимать их действия?
В нагорной проповеди Иисус Христос учит нас: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. (Мф.5:43-45)". Теоретически кажется всё ясно: "Любите врагов ваших" – но, поверьте, это только теоретически кажется исполнимым, только до тех пор, пока чужая ненависть, несправедливое зло не "расплющит" вашу жизнь. А вот когда реально обрушится на вас чья-то ненависть – я говорю не о "поругались соседи", а о зле, которое разрушит вашу прежнюю жизнь и жизнь вашей семьи, то тут уже не о любви к злодею будете думать, не о благословении его, а возопите к Богу о справедливости.
Если бы мы могли своими силами, своим религиозным старанием исполнить наказ Христов о любви к врагам, то изначально, уже в законе Моисеевом было бы сказано "любите врагов ваших", но закон гласит: "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего (Мф.5:43)". Апостол Павел писал верующим: "Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. (Рим.7:18,19)".
Но, несмотря на то, что законе не сказано, чтобы мы любили врагов своих, а к этому призвал нас Иисус Христос, некоторые пастыри начинают перегибать палку, и вместо того чтобы учить, каким образом мы, христиане, шаг за шагом сможем духовно возрасти до уровня заповедей Христовых, повелевают в церкви жить по ним, и тех, кто не сможет соответствовать уровню возвещённому в Нагорной проповеди, объявляют его грешниками. В результате, в таких церквях, как сорняки на запущенной грядке, разрастается лицемерие. И уже не те, кого обижают, а обидчики чувствуют себя "как за каменной стеной", и чуть что кричат: "Ах! Он обиделся! Да, он грешник, ибо не любит врага своего!"
Многократно сталкиваясь с ситуацией, когда в церквях человеконенавистники сотворив зло, тут же кричат "обижаться грех", я подумал, может, я неправильно понимаю значение слова "обида"? На всякий случай проверю в словарях.
-- Толковый словарь Ефремовой: "Обида – это 1) несправедливо причинённое огорчение, оскорбление; 2) чувство, вызванное таким огорчением".
-- Словарь русского языка Ожегова: "Обида – это несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а так же вызванное таким огорчением".
-- Толковый словарь русского языка Ушакова: "Обида – это 1) несправедливо причинённое огорчение, оскорбление; 2) убыток".
Нет, всё правильно понимаю: есть обидчики, то есть наносящие другим обиду и те, кто переживает обиду.
Но как же быть нам с заповедью Христовой: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. (Мф.5:44,45)" – неужели она вообще неисполнима для нас? Нет, вполне исполнима, вспомните Стефана, который будучи побиваем камнями, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Он ходатайствовал за врагов своих – искренне ходатайствовал (вспомните ситуацию, в которой он находился).
Исполнима, но не сразу. Господь Бог любит нас и мог бы оградить нас от всяких неприятностей, ибо в Писании сказано: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. (Мф.10:29-31)", – но Он желает, чтобы мы возрастали духовно, чтобы всё более и более уподоблялись Иисусу Христу, поэтому допускает в нашей жизни ситуации, когда ненавистники незаслуженно хулят и гонят нас (науку – любую науку можно усвоить, только лишь практикуясь).
Итак, что делать, если вы переживаете оскорбления и гонения?
В первую очередь, по крайней мере, до тех пор, пока не улягутся самые горячие эмоции, отдайте всё на суд Божий: вознесите в молитве к Богу свои отрицательные переживания и пожелания. Не бойтесь, что в этот момент вы будете выглядеть не слишком смиренными и не слишком праведными – какие вы есть на самом деле, Он знает лучше вас. Но молясь, будьте готовы к тому, что Дух Божий не всё расставит в вашей жизни по нужным вам местам – и это не из-за того, что Господь вас вдруг разлюбил, а потому что не всё мы можем вместить в рамки своего понимания. Вспомните многострадального Иова, который, непонимая причины случившегося с ним несчастья, роптал: "Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда. (Иов.19:7)", – а потом оказался в стыде из-за своего маловерия.
Затем вспомните, что у Господа не то что ваша жизнь, а каждая волосинка на вашей голове под контролем (Мф.10:30), и попробуйте к несправедливости по отношению к вам, к обрушившемуся на вас горю подойти, не как к чрезвычайному и необычному событию, а как к допущенному по воле Божьей уроку духовной мудрости, и вопросите Господа не о том, почему с вами случилось то или иное зло, а как ученики спрашивали: "Чему Ты, Господи, хочешь научить меня через неприятность, которая произошла в моей жизни?", или: "К чему Ты меня готовишь через то, что произошло в моей жизни?" Если вы научитесь жить по вере, извлекая из всего, что происходит в вашей жизни уроки мудрости, то обретёте мир в сердце – я говорю о духовном мире, а не об утрате чувствительности. Делайте, как учил Апостол Павел: "С благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе". (Фил.4:6,7)
Значит ли это, что обретая духовую мудрость, вы перестанете эмоционально реагировать на слова и дела ненавидящих вас? – Вовсе нет! Духовное восприятие оскорблений и гонений ничего общего не имеет с так называемой душевной нечувствительностью к ним. Вспомните Иисуса Христа, вспомните Апостолов: они не были бесчувственны к оскорблениям и истязаниям, и не были безучастны по отношению к творящим зло им. Но они реагировали по духу – по Духу Божьему.
Итак, молясь о том, что делать, просите откровения Святого Духа о правильном восприятии случившегося с вами, и Он откроет истину о будущем, уготованном вам и тому, кто незаслуженно возненавидел вас.
Братья и сестры во Христе, поверьте, если вы не просто теоретически будете знать, а во всей полноте, всеми своими чувствами познаете Божье откровение о том, что ожидает после смерти тех, кто сейчас оскорбляет и гонит вас, то не гнев и не жгучее чувство обиды наполнит ваши сердца, а искренняя скорбь за их судьбу и жалость к ним.
Вися на кресте, Иисус Христос молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк.23:34)" – Он ходатайствовал за врагов своих, не потому что так велел закон Божий (закон этого не велит), а потому что духом ясно видел Своё будущее, и будущее, уготованное судом Божьим для гонителей и убийц.
1Ин.3:16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
Для того чтобы глубже понять я разбил этот стих на две части. В первой сказано: "Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою" – когда вы переживёте откровение истины, что Иисус Христос умер именно ради вас – не вообще ради спасения людей, а именно ради вашего спасения, тогда, и только тогда вы сможете познать Его любовь. А до этого вы будете знать о ней лишь теоретически: раз в Библии написано, что любит, значит любит. Истина о личном познании любви Божьей звучит просто, даже обыденно, но является одним из величайших откровений Божьих, ибо только тот, кто постиг её, кто пережил её откровение в своей жизни, обретает благодать рождения свыше от Святого Духа.
В своё время, Мартину Лютеру потребовалось пройти очень длинный и трудный путь, прежде чем он познал истину о любви Божьей. Но зато когда познал, вся его жизнь преобразилась и жизнь вокруг него тоже начала преображаться, потому что теперь его влекла Божья любовь, а не страх пред судом Божьим и не религиозный фанатизм.
Далее Апостол пишет: "И мы должны полагать души свои за братьев" – слово, переведённое здесь как "должны", в древнегреческом оригинале имеет более требовательное значение: "задолжали, имеете долг". Познав любовь Божью, мы становимся должниками пред Ним в том, чтобы передать её дальше – своим ближним. Мы обязаны это делать, потому что сказано: кто разумеет делать добро, и не делает, тому грех (Иак.4:17).
А о том, как явить любовь, Апостол Иоанн объяснил в последующих стихах: "А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (1Ин.3:17,18)".
1Ин.3:19,20 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает всё.
Когда на сердце у вас нет нераскаянного греха, и совесть чувствует, что ни в помыслах, ни в словах ваших нет лукавства, тогда у вас мир на сердце, и тогда вы можете с добрым дерзновением возносить молитву к Богу. И если ваша молитва будет по сердцу Иисусу Христу, то вы духом своим почувствуете, как она возносится прямо к Богу.
Но если у кого из вас, братья и сестры во Христе, скверно на совести и нет мира в душе, то не смейте поднимать свои очи к Богу и открывать уста свои с просьбами к Нему? Не будьте дерзкими пред Богом!
1Ин.3:24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нём, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
Действие Святого Духа в душе верующего является одним из основных признаков того, что он живёт в Боге.
Но будьте осторожны, ибо дух сатаны-искусителя всегда маскируется под свет истины. Различить же, где Дух Божий, а где дух искусителя, можно следующим образом: Святой Дух сходит для того, чтобы прославить Иисуса Христа и только Его, поэтому если вы услышите в душе голосок, соблазняющий грядущими великими делами или возвеличиванием в церкви (даже якобы ради Бога) – гоните из сердца и из мыслей такого духа – это искуситель. Гоните в страхе, ибо впасть в соблазн легко, а вот потом возвратиться к духовному свету будет очень трудно.
4 гл. Как различить Духа истины и духа заблуждения
1Ин.4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
Обратите внимание: Апостол велит нам испытывать духов – не людей, а духов. Почему так? Потому что люди являются лишь служителями духов – одни исполняют волю Святого Духа, а другие волю духов бесовских.
Испытание духов, как и учителей, служащих им, производится по Иисусу Христу (Он – стандарт, канон во всём) – такие ли у духа устремления, как у Иисуса? Если нет, то отвергните не только то, что вы увидели, что это ересь, а всё, что предлагает вам служитель того духа. Всё! Не вступайте ни в дискуссии, ни в поиски компромисса, тем более не пытайтесь перехитрить духа лжи.
"Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога" (1Ин.4:2)
1Ин.4:3 А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
Исповедовать, это не просто провозгласить Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, это следовать за Ним, это поступать так же, как Он поступал. Антихрист же (и разные его предтечи и последователи) ищут своей славы и поступают по своей воле, вернее, думают, что поступают по своей воле, а на самом деле в ослеплении своём служат сатане – врагу Христову. Дух Антихриста с легкостью (без запинки) будет говорить о Христе и Его прославлении, но суть его учения – соблазнить верующих посулами славы и богатства для них самих, и увлечь их за собой. Увлечь, чтобы затем поработить – кнутом или пряником, но сделать своими рабами.
Поликарп Смирнский (70-156 гг.), раскрывая в своём послании суть учения наполнивших церкви антихристов, процитировал Апостола Иоанна: "Всякий, кто не признаёт, что Иисус Христос пришёл во плоти, есть антихрист. Кто не признает свидетельства крестного, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни Воскресения ни суда, тот первенец сатаны. Потому, оставив суетные и ложные учения многих, обратимся к преданному изначала слову; будем бодрствовать в молитвах, пребывать в постах; в молитвах будем просить всевидящего Бога не ввести нас во искушение, как сказал Господь: дух бодр, но плоть немощна".[2]
1Ин.4:4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
Не бойтесь, если вы искренне ищете света истины Божьей и искренне желаете пребывать в воле Господней, то Святой Дух вскроет всякую ложь и коварство. Доверьтесь Духу Божьему, ибо Он больше духов лжи!
1Ин.4:5,6 Они (духи антихриста) от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Дух Антихриста с легкостью обманывает тех, кто ищет земного, ибо он говорит с ними на одном языке, и жизненные цели у них сходны, да и действия похожи. Поэтому-то – из-за различия в восприятии мира и из-за разных целей в жизни – верующие в Иисуса Христа для людей мира сего кажутся чужаками, даже безумцами. Так же и мы, верующие, тоже считаем безумием то, что является ценностями, целью и смыслом жизни для людей мира сего, ибо видим, как суета сует погружает их в грехи и ведёт к смерти – вечной духовной смерти.
Но, хочу предупредить: не превозноситесь своей духовностью! В мире сём есть много людей, которые живут по совести, и их добрые дела вменятся им во благо, а ваша гордыня "духовности" вменится вам в грех.
"Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую". (Рим.2:13-15)
1Ин.4:7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога.
Как бы подводя черту под вышесказанным, Апостол обращается к любви. Таким образом, любовь Божья, которую мы познали в Иисусе Христе во спасение, и познав, обязаны явить в мире, является не только побуждающей силой к жизни в Боге, но и основным критерием истины – духовной истины.
Григорий Богослов в надгробном слове Василию Великому писал: "Любовь по Богу и целомудренная, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна. Чем большая представляется красота имеющим такую любовь, тем крепче привязывает к себе и друг к другу любящих одно и то же. Таков закон любви, которая превыше нас!" [3]
1Ин.4:9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
Смотрите комментарии к Ин.3:16 и 1Ин.3:16.
1Ин.4:10 В том любовь (Божия открылась нам), что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас (тех, кто ненавидел и боялся, и противился Ему) и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
Любовь Бога к нам не зависит от того, как мы относимся к Нему – она безусловна. Но, знайте, Господь Бог будет судить тех, кто отверг Его жертву во Христе – судить не за то, что они отвергли Его любовь, а по их делам, ибо отвергнув дар благодати, они возложили упование на себя – на свою праведность, на свои дела и силы.
Мы же, христиане, поверив в благодать Христову, познали Божью любовь, и познав, подчинились воле Святого Духа, являющего жизнь в Боге.
"Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего". (1Ин.4:13)
1Ин.4:15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
Почему только христиане (я имею ввиду истинно верных Христовых, познавших любовь Божью) уже здесь на земле живут с осознанием, что обрели Божье спасение, а другие, например, иудеи или мусульмане не имеют такой уверенности внутри себя, хотя и среди них есть те, кто всем своим сердцем, всем своим разумением любит Бога? – Потому что верные Христовы имеют в себе знамение от Бога – духовную жизнь от Святого Духа, и через эту жизнь имеют духовное общение с Богом, и Дух Святой возвестил им, их вера в Иисуса Христа вменена им в праведность. Они уповают не на свои добрые дела, не на свою религиозность, а на искупительную жертву Христову. А раз Господь Бог уже вменил им праведность Христову, вменил по вере – по живой, действенной вере, то и судить при конце Света Он не будет их.
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд (суд при конце Света) не приходит, но перешёл от смерти в жизнь". (Ин.5:24)
1Ин.4:18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Апостол Иоанн здесь говорит не о чувствах, ибо всем людям, в том числе и верным Христовым бывает и страшно, и обидно, и больно, и печально. Он говорит о том мире, что приносит в сердце личное познание Божьей любви, познание своей причастности к Божьей жизни. Познавший спасение во Христе уже ни при каких обстоятельствах не чувствует себя совершенно брошенным в этом страшном мире, он даже к смерти относится уже иначе – без мучительного страха неизвестности, потому что знает (уже познал), что там ждёт его любящий Господь.
Посмотрите, как относился к своей грядущей смерти Апостол Павел: "Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас. (Фил.1:23,24)".
Остальные люди (даже атеисты) в глубине своего сердца тоже чувствуют, что душа их бессмертна, но они не знают, что ожидает их – лично их – после смерти: рай или ад, или может какая-нибудь мучительная утрата осознания себя, как личности, а может ещё что. Страх того, что неведомо человеку, да ещё к тому же будет совершенно неподвластного ему – это самый мучительный страх из всех страхов.
5 гл. Три свидетельства, что Иисус Христос – Сын Божий
1Ин.5:1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.
Кто любит Бога, будет любить и Иисуса Христа. Кто любит Иисуса Христа, будет так же любить и тех, кого Он возлюбил и за кого умер на кресте – вспомните, какую заповедь получил Апостол Пётр, когда ответил Иисусу Христу, что любит Его: "Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Пётр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Ещё говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Пётр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. (Ин.21:15-17)".
1Ин.5:4 Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
Пребывать в воле Христовой вы не сможете ни благими намерениями, ни религиозным старанием – только верой. Без веры, без полного доверия любви и мудрости Божьей невозможно послушание Святому Духу, потому что то, что от Бога, очень часть кажется безумием для человеческого рассуждения. Доверившись же слову Господню, послушавшись его, вы познаете и убедитесь, что Божье решение было самым мудрым, самым совершенным решением вашего жизненного вопроса.
1Ин.5:6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нём], потому что Дух есть истина.
"Пришедший водою" – слово, переведённое здесь, как "водою" в древнегреческом оригинале означает не воду, как физической объект, а действие: "через, сквозь (в значении проникновения через пространство и время)". Вода в определённой мере обладает таким свойством: способностью просачиваться, протекать сквозь другие вещества.
"Пришедший кровию" – дословно с древнегреческого оригинала буде: "пришедший жизнью своею (кровь, как носитель жизни)".
В то время, когда Апостол Иоанн написал послание (конец первого века), во многих церквях бытовала ересь гностицизма. Последователи её учили, что Иисус Христос не на самом деле жил и страдал как обычный смертный человек, а лишь иллюзорно явил Себя миру. Мол, потому что Ему, раз Он Бог, не надлежало ни страдать, ни умирать.
Отвечая на эту ересь, Апостол подчеркивает действительность, а не иллюзорность пребывания Иисуса Христа на земле, и в доказательство приводит два свидетельства: первое – на земле – кровь и плоть Иисуса Христа, и второе – на небе – Святой Дух, сошедший и свидетельствующий о Нём. А двойное свидетельство по закону признаётся, как доказательство. В данном случае доказательство не только того, что Иисус Христос реально родился, жил и умер, но и доказательство наличия в Нём двуединой природы – Божественной и Человеческой.
1Ин.5:7,8 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
Эразм Роттердамский (1466-1536 гг.) потряс современников доказательствами, что слова: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино" – являются более поздней вставкой. Он утверждал, что они были вставлены в первое послание Иоанна примерно в IV-V веках, когда создавался латинский перевод Библии, Вульгата, так как в греческом оригинале есть только слова: "дух, вода и кровь". Но, несмотря на отсутствие слов в греческом оригинале, этот стих упорно помещается почти во всех переводах так, как он написан в Вульгате.
Богословский консерватизм, к сожалению, часто берёт верх над установленной истиной. И твердолобые богословские консерваторы никак не могут понять, что то, ради чего они так упорно держатся Вульгаты (пытаются через ложную вставку доказывать учение о Триединстве Бога), служит против них же. Монотеисты при каждом споре тычут пальцем в греческий оригинал и указывают, что ссылка, на которую опираются эти богословы, ложная. "А раз ссылка ложная, то, значит, мы правы" – говорят монотеисты. Хотя на самом деле отсутствие в каноне Священного Писания прямого подтверждения одной точки зрения не является доказательством правоты другой – тоже не имеющей прямого подтверждения, но кто будет разбираться в этих логических нюансах после того, как оппонента уловили во лжи.
Нельзя опираться на ложные аргументы, даже если вы пытаетесь доказывать истину. Сам Господь Бог воспротивится таким "аргументам" и вскроет ложь, ибо Бог есть Бог света и истины, а не лжи. Истина Богу дороже, чем наши споры.
В завершение комментария процитирую эти стихи в современном переводе РБО: "Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же. (1Ин.5:7,8)".[4]
1Ин.5:10-12 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
"Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом" – кто познал благость и любовь Божью, кто обрёл от Бога дар спасительной веры, тот через Святого Духа в себе самом, в своём духе получил откровение действительности бытия Иисуса Христа – Человека и Бога. Господь Бог удивительно мудр: Он дал избранным Своим не внешнее постороннее доказательство, которое в любом случае было бы ветхим и временным, потому что весь этот мир тленен, а такое, которое навсегда пребудет в нас – христианах – в наших вечных душах. Дал такое доказательство, которое воспринимается не просто органами чувств (чувства можно обмануть иллюзией), а Дух Божий оживив для Себя наш дух, теперь освящает нас, преобразует по образу и подобию Христову.
"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". (Фил.2:5)
И ещё, – имея в самих себе дарованные Богом доказательства, мы являемся уже не просто посторонними наблюдателями, а свидетелями истинности пришествия Иисуса Христа во плоти, Его воскресения и пребывания во славе одесную Отца – такими же свидетелями, каким был, например, Апостол Павел. А достоверность его свидетельства была признана двенадцатью Апостолами, ходившими в Иисусом при Его земной жизни.
Мы – избранные Божьи – можем не только рассказать миру о познании Иисуса Христа, как Спасителя, но можем явить миру свидетельство сего познания. Свидетельство через то, что делает в нас благодать Христова и Святой Дух. Ибо имеющий Сына Божьего в себе постепенно начинает обретать те же чувствования, какие во Христе, начинает иметь те же желания, какие во Христе, обретает ум Христов.
1Ин.5:16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
Грех к смерти – это оскорбление Святого Духа – Духа истины.
"И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится". (Лк.12:10)
Самоубийство тоже является грехом к смерти, ибо человек сам себя лишает возможности покаяния.
1Ин.5:17 Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти.
Слово, переведённое здесь как неправда, в древнегреческом оригинале означает "неправедность, несправедливость, вред, ущерб". Так что Апостол имел ввиду намного более широкое понятие, чем просто ложь.
1Ин.5:18 Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
"Мы знаем" – Апостол Иоанн подводит итог послания, перечисляя истины, которые должны быть уже известны каждому христианину.
Итак, первое, что мы знаем, это то, что "всякий, рождённый от Бога, не грешит"… Как не грешит? Ведь все мы сами по себе знаем, что грешим, и Апостол Иаков писал, что много согрешаем (Иак.3:2), да и сам Иоанн ниже пишет, чтобы мы хранили себя от идолов? Считаю, что в Синодальном издании здесь некорректный перевод.
Посмотрю в словаре Стронга пословный перевод этого места Писания. Итак, пословный перевод будет: "Я исшёл (родился) от Бога, я грешу, но рождаясь Богом, я сохраняю себя".
Чтобы более прояснить для себя, о чём именно пишет здесь Апостол, воспользуюсь современным переводом с древнегреческого, сделанным РБИ: "Всякий, кто рождён Богом, не грешит, потому что Рождённый Богом оберегает его". И ещё к этому стиху дан комментарий: "Возможны другие переводы: "рождённый Богом оберегает себя" и "кто рождён Богом, того оберегает Бог".[5]
Подводя черту под маленьким исследованием, хочу сказать что, несмотря на то, что сейчас мы по своей природе ещё остаёмся грешными, во имя Иисуса Христа Божья благодать взирает на нас, уже как на безгрешных. Мы уже не являемся рабами царства греха, сатаны, а то, что грешим, так это временно. А сатана, зная, что утратил над нами – спасёнными во Христе – власть, всячески желает обрести её вновь и для этого искушает нас, и предлагает три короба… вранья.
1Ин.5:19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
"Мы знаем, что мы от Бога" – тем, кого Господь Бог избрал, Он даровал познание, что они от Бога. И чем дольше мы живём во Христе, тем больше понимаем, насколько мы разные с людьми мира сего: у нас разные с ними ценности, у нас даже мышление всё больше и больше становится различным.
Иисус Христос, молясь о нас пред Отцом, сказал: "Они не от мира, как и Я не от мира. (Ин.17:16)".
1Ин.5:21 Дети! Храните себя от идолов. Аминь.
Так заключает свое послание Апостол Иоанн: "Храните, полученную дорогой ценой – Кровью Иисуса Христа – свободу. Дорожите ей!".
Идолы многообразны в своём проявлении и в своих обольщениях – они могут предложить религиозную иллюзию, могут взлелеять гордыню "духовной начитанностью" – они готовы сделать многое для того, чтобы привязать сердца ваши, братья и сестры во Христе, к земным ценностям. Поэтому как за крепкий якорь держитесь за истину: только общение со Святым Духом может даровать вечную жизнь в уподоблении Иисусу Христу – Сыну Божию.
"Храните себя от идолов!" (1Ин.5:21).
СНОСКИ
[1] Толковая Библiя съ комментарiями А.П. Лопухина. Т.10. с.308,309.
[2] Поликарп Смирнский. Послание к Филиппийцам. Гл.7.
[3] Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской.
[4] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.541.
[5] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.542.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарём Стронга); Современный перевод Нового Завета IBS/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс]/ Православная библиотека "Азбука веры". – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/43 свободный.
4. Новый Заветъ, на славянском и рускомъ языке/ Иждивенiем Россiйскаго Библейскаго Общества. – четвертым тиснением. – Санктпетербургъ.: Россiйское Библейское Общество, 1822. – 825 с.
5. Поликарп Смирнский. Послание Поликарпа к Филлиппицам: Писания мужей Апостольских: в русском переводе, с введениями и примечаниями прот. П. Преображенского/ Общество любителей православной литературы. – Киев: Издательство имени свт. Льва, папы Римского, 2001. – C. 321-327.
6. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарём. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
7. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.10/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1912. – 519 с.: ил.
Комментарий автора: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Какой Он, истинный Бог? Познайте Его! Первое послание Иоанна написано для верующих – для тех, кто уже рожден Свыше и имеет помазание Святого Духа, имеет опыт личного водительства Божьего.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 8189 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по Второму посланию к Тимофею - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Во Втором послании к Тимофею Апостол Павел завещает сохранить истину и веру в нынешнее тяжкое время, когда в церквях здравого учения не принимают, а по своим прихотям избирают учителей, которые льстят слуху.
Поэзия : Богиням будущих эпох - LeoniL Лучезарные Богини, распахнув широко очи, смотрят ласково, влюбленно на взрастающую поросль будущих Князей России, и Княгинь Великороссов... Руссов... Россов... От края и за край земли,- ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ, ПОМОГИ!...