У каждого поколения верующих имеются свои, присущие им проблемы . Есть то, что приходится проходить всем. Книга Бытие , рассказывая о истории народа Израильского, вначале повествует о Аврааме, Исааке, Иакове. Все это очень нужно и полезно, но все-таки в этих повествованиях говорится более о личных отношениях с Богом. А верующему человеку обычно приходится жить в церковном сообществе, где между его членами всегда были и будут проблемы, самого разного масштаба. Конечно, наш Господь все предвидел , знал и не оставил нас без массы самых разных наставлений и примеров по решению таких вопросов. Первым , достаточно уже крупным сообществом детей Божьих, можно назвать семью Иакова. Поэтому, те события, что произошли в этой семье , оставленные на страницах Священного Писания в назидание нам, имеют непреходящее, важнейшее значение. Итак , в чем проблема?
Быт.37.2-4 «Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и сыновьями Зелфы , жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их. Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его,- и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно». «Разноцветная одежда» , согласно еврейскому комментарию Сончино , на востоке, в то время, символизировала особое благорасположение и власть. Прав или неправ Иаков , действуя подобным образом, об этом позже. Интересно то, что Господь еще «подливает масла в огонь» разгорающейся ненависти к Иосифу со стороны братьев, посылая ему два сна о его владычестве над ними, о чем наивный юноша им рассказывает. Реакция на это не замедлила.
Быт.37.8 «И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его». Кипевшая в них ненависть, при удобном случае, вырвалась наружу в решении убить Иосифа. Рувим, первородный, старший, не дал этого сделать. И по предложению Иуды, в отсуствии Рувима , Иосифа за двадцать сребренников продают в рабство в Египет. Вопрос! Что это за братья, готовые из зависти убить собственного брата? Проблема в отношениях между братьями!!! И прежде этого они отличились тем, что тот же Рувим переспал с женой своего отца, Симеон и Левий , из-за насилия над сестрой Диной вырезали целый город. Между прочим, это старшие. Иуда с продажей брата не отстал. Какая ненависть в них , к единственному из братьев, как покажут дальнейшие события, живущему в страхе Божьем? Что это за человеческий материл, с которым придется работать Господу , чтобы в Откровении 21 главе сказать о небесном Иерусалиме: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых» И вообще , можно ли с ними что-то сделать? И как это делать? Каким инструментом? За что зацепиться?
Но если мы скажем о себе: « Мы лучше» - это будет ложью . Мы все одинаковые. Грешники. И то, как Бог решил проблему их отношения друг ко другу , применимо к ныне живущим.
Пропуская почти все повествование, о развитии этой истории, остановлюсь лишь на нескольких фрагментах. Кому интересно все ,то Бытие 37-50 главы.
Через много лет, тот же Иуда (или уже не тот?) , к тому времени, похоронивший уже двоих своих сыновей (случайно?) стоит вместе с другими перед своим отцом, упрашивая отпустить брата Вениамина во второй поход за продовольствием в Египет, ибо Иосиф повелел не возвращаться без него. В заложниках в Египте еще один брат, Симеон. Голод торопит и Иаков соглашается и говорит: « И брата вашего возьмите и, встав пойдите опять к человеку тому; Бог же всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным» Быт.43.13-14. С большой долей вероятности, исходя из дальнейшего повествования, говоря о бездетности, Иаков имеет в виду потерю Вениамина, а не всех сыновей. В таком случае, можно представить, что они о себе слышат. Но молчат, терпят, ибо понимают отца, его боль.
Следующий отрывок из Писания для меня один из самых эмоциональных во всей Библии. Явно уже не прежний Иуда перед Иосифом, готов жизнь свою положить ради того, чтобы вернуть брата Вениамина отцу. Возможно не у всех под рукой Библия, поэтому наберу довольно большую речь Иуды, она того стоит.
Быт.44. 16-34. «Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? Что говорить? Чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. Но Иосиф сказал: нет, я этого не сделаю;. Тот в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите к отцу вашему. И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего , и не прогневайся на раба твоего, ибо ты тоже что фараон. Господин мой спрашивал рабов своих. говоря: есть ли у вас отец или брат? Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его. Ты же сказал рабам твоим: приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него. Мы сказали господину нашему: отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрет. Но ты сказал рабам твоим: если не придет с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лицо. Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего. И сказал отец наш: пойдите опять, купите нам немного пищи. Мы сказали: нельзя нам идти, а если будет с нами меньший брат наш, то пойдем, потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшего брата нашего. И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов; один пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан;. и я не видал его доныне; если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою с горестью во гроб. Теперь, если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет. И сведут рабы твои седину раба твоего , отца нашего с печалью во гроб. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если я не приведу его к тебе, то останусь виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? Я увидел бы бедствие , которое бы постигло отца моего.»
Какая мотивация в сердце Иуды, что он принимает решение, и просит об этом, остаться рабом в Египте вместо «заслужившего» этого Вениамина? Очень важный и единственно верный в этом случае ответ: его поступок мотивирует ЛЮБОВЬ ОТЦА к Вениамину. Заметим, что о Вениамине , до сих пор в повествовании нет ни единого слова, характеризующего его, хорош, плох, верит или нет. Значит, это неважно. Ничего не написано, кроме одного, его любит отец и этого для Иуды и его братьев уже достаточно, чтобы сделать так как они решили. Ведь все вернулись из-за Вениамина. Еще одно замечание: Иуда и его братья прекрасно понимают, что их отец любит Вениамина более нежели их. Но сейчас их это абсолютно не смущает. Они переживают не за себя, а за отца И более того, Иуда готов взять и берет на себя вину и наказание за грех своего брата, Это нам Никого не напоминает? И если говорить о прообразах Ветхого Завета, то в Иуде, сыне Иакова, можно найти черты всего Иудейского народа, Иуды Искариота ( одни только двадцать и тридцать сребреников чего стоят). Но из этого же колена и другой Представитель, Иисус Христос. И в конце книги Бытие Иуда уже проявляет в жизни черты нашего Спасителя. И имя Иуды и его братьев на вратах небесного Иерусалима уже не вызывает вопросов.. Конечно, масштаб не тот, по сравнению со Христом. Но верю, что радуется Господь, когда из «исходного человеческого материала» удается достичь такого результата, как с сыновьями Иакова. А как в нашей жизни ? «Плавильщик плавит не напрасно»?
Еще один эпизод из этой истории. После смерти Иакова: « и послали они сказать Иосифу: отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу; прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это» Быт.50,16-17. Из этих слов Иакова понятно, что он простил своих «непутевых» десятерых сыновей, буквально повергнувших всю его жизнь на десятилетия в печаль , боль, страдания. И просит по своему примеру сделать то же самое Иосифа. Не это ли завещал Своим сыновьям наш Небесный Отец? Что движет сердцем Иакова в конце его жизни по отношению к десятерым? ЛЮБОВЬ ОТЦА. Из этого для меня следует, что он понял и признал свою ошибку в воспитании своих детей.
Итак, у нас проблемы в отношениях с братьями? Нехорошие, грешники, выскочки, доносчики и т.д.? Как их вообще можно терпеть? Из урока написанного в Быт.37-50 явствует, что у нас действительно есть проблема. Но только это наша проблема. Проблема в том, что мы не знаем, не познали как их ЛЮБИТ ОТЕЦ, если предъявляем к ним такие претензии. Будем знать в каком направлении двигаться имея такие проблемы и желая их верно разрешить, Рецепт - познание любви Божьей.
В заключении хочется сказать еще об одном уроке, оставленном в этой истории. «Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним», Деян.7,9. Согласимся, что по человеческим меркам было чему завидовать Иосифу. Материальные преимущества, «царствование над ними», любовь отца и т.д. несомненно имеют немалое значение для любого человека. Но если эти благословения во Христе, материальные или духовные, даны твоему брату, то не даны ли они и для тебя ? Для радости, наслаждения и счастья Иосифа все было дано ему? « Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть; сохранить жизнь великому числу людей» Быт.50.20. «Зависть – гниль для костей». Представим себе человека с гнилыми костями – мрак. Не способен ни к чему доброму. «Язык только без костей». Чем завидовать, не лучше ли смиренно просить Бога о том, чтобы дал брату , получившему благословения, мудрости для использования их во славу Бога. В себе самом зависть трудно увидеть, хотя явление это очень распространенное. Где успех, там сражу же и зависть. Иосифа предали из зависти, Христа не миновала сия участь. Масса предупреждений в Библии для верующих о неприятии зависти. Прислушаемся. В противном случае Господь может проводить нас путем, которым прошла Его семья, о которой сегодня рассуждаем. Может «лучше пусть доходит через голову, чем через ноги» ( по моему уже где-то писал это) Если конечно мы Его дети. А если Его дети , то «Все же вы – братья». Мф.23.8.
Благословений!
Шевцов Александр,
Россия Воронеж
Люблю исследовать Слово Божье и делиться тем, что открывает Господь.Буду рад, если высказанное принесет кому-либо пользу.
Прочитано 1331 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности