«Человек, который не проявляет ума, тем самым проявляет свою глупость» - /Н.Г.- Михайловский/. Человеческая глупость, тупость не знает границ! Всякая безобидная глупость может перейти в полный бред!
«Так вот, в одной из книжек мы, - пишет Агата Кристи – мастер детективов, - обнаружили отрывок, где были подчёркнуты отдельные буквы, которые складывались в слова, составляющие некий текст. Ну что же рождает некоторые надежды. Когда что-то звучит глупо, мне непременно хочется узнать, что за этим кроется».
Хотя в жизни, если смотреть и наблюдать то, можно увидеть очень много подобных действий глупости. Пример: взрослый мужчина лет сорока пяти сидит в детской песочницы и играет с детскими машинками. Или: человек с высшим образованием целует камень, дерево, дощечку с картинкой, просит о здоровье; а потом лезет под дерево, чтобы поцеловать руку мужчины так называемого священника. Что это? «Должен сказать, что глупости хватает даже в очень умном человеке» - /А.Апшерони/
«Скорее глупость есть единичный поступок, выраженный в действии, приводящем к негативным последствиям для самого человека. Глупость может совершаться импульсивно или от недостатка житейской мудрости, от недостатка профессионализма в деле, которым занимается человек. Все это должно быть в умеренных количествах, так сказать, в виде исключений, если же человек систематически совершает глупости, просто совершение глупостей является его натурой, то человека можно назвать глупым (глупцом). Но, если считать, не совсем корректно считать глупость свойством характера и признаком умственной неполноценности».
Глупость и есть попадание в состояние глухоты – низкой эластичности своих действий по отношению к окружающему миру, отрыву от него, отсутствие реакций на его изменения.
«Итак, мы приступаем к изучению интереснейшей для нас темы, которая на санскрите называется «доша-буддхи», что означает «наука о глупости». В современном мире эта наука известна как «монология», умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению. Монология - это наука, изучающая глупость. Наукой о глупости человеческой - если вообще можно сопоставить эти два по смыслу противоположных слова - до сих пор занимались немногие. Возможно, отпугивала безграничность области изучения. Возможно, ли точно и четко определить понятие глупости?» Глупость – это отсутствие ума. Корень этого слова «глу» означает – «пустой, лишённый ума человек». Под глупостью понимают ограниченность интеллекта, несообразительность, бестолковость» /Из лекций О.В.Рузова – психолог-писатель/.
Производное от древнерусского «глупый». Впервые фиксируется в 1704 году в значении умственная ограниченность, недомыслие, неразумие. В настоящее время, если исходить из словарей русских синонимов, имеет более сотни смысловых оттенков.
У корня слова «глупость» две ветви родственных отношений: славянская и скандинавская. Родственники по славянской ветви: gluchъ - глухота и glumъ - глумиться (шум, забава, шутка). Родственники по скандинавской: gloper - глупец (современное исландское – glopur – дурак, идиот). Вероятная индоевропейская основа: ghleu – шутить, веселиться.
Истоки английского слова stupid – в латинском stupere - быть потрясенным, оглушенным, изумленным. Индоевропейская база teups – ударять. Отсюда – ступор – оцепенение, помрачение сознания. Глупость – это и есть попадание в состояние ступора.
«Ещё никому в этом мире не удалось дать точное определение глупости. Почему? Потому что те, кто пытаются это сделать, считают себя умными. И так, судя по их именам, на самом деле есть. Но чтобы понять всю прелесть глупости, надо и «в её шкуре» побывать. А потом рассказывать остальным, как всё прикольно было. Правда, где взять смельчака, который отважиться признаться в собственной глупости?» - /Журнал «Стрекоза/.
«Изречение А.Уайтхеда о том, что «глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф» стало эпиграфом современной технократической цивилизации».
Всемирная премия за глупость — премия, основанная в 2003 году для награждения за наиболее выдающиеся достижения в области тупости и невежества. Спонсором премии выступил комедийный фестиваль «Just for Laughs». Церемония 2005 года проводилась 22 июля в Монреале.
Энгельс о немецкой рабочей поэзии: «Малодушие и глупость, бабская сентиментальность, жалкое прозаически-трезвенное мелкобуржуазное филистерство — таковы те музы, которые вдохновляют эту лиру…».
Что тебе нужно знать. Чем дольше и сильнее ты чувствуешь одиночеств, тем вероятнее, что свяжешься не с тем человеком. В Библии сказано: «Кто имеет дело с глупыми, пострадает» - /Прит.13.20/. «Будет познан, т.е. узнают, что он глупец. Слово «глупые» относится не к людям с низким интеллектом. Речь идёт о тех, кто пренебрегает здравым суждением и становится морально бесчувственным. Лучше быть одному, чем с такими друзьями. Что можно предпринять. Вместо того чтобы дружить с каждым, кто готов с тобой общаться, будь разборчивым. Конечно, это не значит, что ты должен относиться к людям с предубеждением. Разборчивость подразумевается умение видеть «различие между служащим Богу, и не служащим Ему» - /Мал.3.18/.«Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают» - /Платон/.
Любому человеку время от времени хочется схитрить и за что-нибудь кому-нибудь недоплатить, но он не знает простого закона - не заплатив положенную цену, мы сразу становимся должниками, а значит, храним у себя чужое. И как положено в этом мире, за пользование чужим надо платить проценты. Следовательно, в результате такой хитрости придется отдавать намного больше. Какая же это хитрость? Это 100% глупость.
Запомните - недодавая, мы переплачиваем в два раза больше. Не зря говорят, что скупой платит дважды. Он не просто платит дважды, он постоянно растранжиривает все свои деньги, переплачивая. Скупость - это одно из самых ярких проявлений тяжёлой кармы. Это психическое расстройство - явное неадекватное поведение, видя, что весь опыт человечества указывает на то, что придётся платить дважды, всё равно надеяться на свою хитромудрость. Одно это слово чего стоит... Мы можем не обращать внимания, что в нашем почтовом ящике появляются, квитанции о квартирной плате и выкидывать, их не читая, но это никак не отменит саму квартплату, более того, появится пеня. Поэтому глупый пеняет сам на себя! «Самое дорогое у человека – это глупость. За нее приходится дороже всего платить». «Звучит действительно глупо, но глупости иногда оборачиваются серьёзными делами. Всё зависит от того, где и почему они случаются» /Агата Кристи – мастер детективов/.
Правомерно ли говорить о глупости в христианстве?
Думаю, что правомерно. Один из родоначальников протестантской теологии, видный деятель эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, написал в 1509 году знаменитый сатирический панегирик «Похвала глупости». В нем он в утрированном виде показывает, что самая, что ни на есть глупость, пронизывает все сферы человеческой жизни, в том числе и само христианство.
Рассматривая глупость, как уже обозначенную «бесперспективность», можно различить две её ипостаси – общественную, когда человек совершает глупость с массой себе подобных, и личную, выявляющую произвол и особенности характера данного индивида. К первой отнесём религию, государство, нации, войны, революции. Ко второй – невежество, эгоизм, жадность, желудочную рефлексию и не критичность в выборе средств для достижения той или иной цели. В данном ряду приведены только наиболее важные понятия, жёстко сцепленные между собой, которые есть смысл тезисно обрисовать.
Несомненно, что лидер группы «глупости народов» – религия. Самое стойкое и массовое, как институт, заблуждение человечества. На протяжении многих веков она агрессивной, нахальной рукой хитрого пастуха удерживала человека от гибельной пустоты сознания, хотя не раз, блуждая в тумане приблизительности, подводила стадо на край пропасти» - /Н.Пантеллев/. «Стало быть, не меж одних людей, чем кто, глупея, тем в доказательствах сильнея» - /Геллерта басня «Лисица и сорока»/.
От глупости нельзя никуда уйти. Эта тема не очень популярна в христианской среде, поскольку приходится быть снисходительными к людям, исходя из принципа любви к ближнему. Но проблема заключается в том, что глупость некоторых, выходит далеко за пределы их собственной глупости. Глупость одного, заражает прочих и становится коллективной глупостью. Иногда она начинает культивироваться и становиться тенденцией, а это может привести к весьма печальным последствиям.
Вот что писал по поводу глупости выдающийся протестантский богослов Дитрих Бонхёффер: «Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае, его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке, по крайней мере, неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны…. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно». Пример, попробуйте переубедить христианина, что Христос не мог родиться в хлеву, т.к. – это глупо с одной стороны, а с другой - нигде в Библии не сказано, что Он родится или родился в хлеву со скотиной. Это может сказать только тот, кто вообще не имеет, никакого понятия о медицины и никогда не был в сарае, где кормятся поросята. Если написано: «положила Его в ясли»-/Лук.2.7.12/. Значит – это ясли, но не кормушка для скота. Именно поэтому это место рождения «первенца», и по этой причине в современном языке словом «ясли» обозначают приют для постнатальных младенцев. А ещё нужно обратить внимание на предупреждение: «Не прибавляй к Словам Его, …и ты не оказался лжецом» - /Прит.30.6/. Не надо делать себя не понимающим – надо здраво мыслить.
«Гносеомахия — ересь незнания. Существует распространенное мнение, что верующему человеку не нужно знание, отсутствие которого, якобы можно с лихвой компенсировать личным благочестием и мистическим опытом. Проще говоря: не надо учиться, не надо исследовать Писания, достаточно просто жить по Заповедям, и Бог, если потребуется, сам откроет тебе все, что нужно. Такие соображения часто можно услышать от верующих людей. Однако они, возможно, не знают, что, говоря такие вещи, проповедуют ересь, осужденную Церковью много веков назад» - /А.Осипов/.
«Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют глупостью, и против этого недостатка нет лекарства. Тупой или ограниченный ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий, может обучением достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях подобным людям обычно недостает способности суждения, то нередко можно встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу обнаруживают этот непоправимый недостаток» - /И.Кант/.
К сожалению, глупость нередко используют духовные лидеры. Как говорил Д. Бонхёффер «Власть одних нуждается в глупости других». Власти выгодны не слишком мыслящие люди, ибо думающими людьми тяжелее управлять, сознанием мыслящих людей трудно манипулировать. Но, тем самым, христианство ощутимо теряет свои позиции, от него веет архаикой и оно перестает отвечать на запросы времени. Как многие традиции превращаются, со временем, в рудименты и убивают христианство, точно также убивает его и интеллектуальная недостаточность.
«Есть люди-христиане, которые, за неимением лучшего, хвастают своей необразованностью, глупостью». «Их почему-то занимает какие-то глупости, пустяки, не имеющие к делу спасения никакого отношения»-/А.Кристи/. Глупцы много говорят бессмыслицы, демонстрируя свою глупость не только многословием, несвоевременностью и злобностью своих слов, но и многим другим, посмотрите, что представляют собой слова глупого. Они исходят от его слабости и порочности: «Начало слов из уст его – глупость» - /Еккл.10.13/. Глупость привязалась к сердцу его, которое представляет собой испорченный источник, из которого текут грязные потоки, сокровищницу, из которой достают плохие вещи. Как только он начинает говорить, вы понимаете, что он глуп; с самого начала он говорит праздно, страстно, каким и сам является. Они постепенно становятся яростными и стремятся оскорбить и причинить вред другим: Еккл.10.13: «конец речи из уст его – безумие, в то время как слова из уст мудрого – благодать» - /Мэтью Генри/
Бонхёффер продолжает: «Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток». Можно бы перефразировал: недостаток, не столько интеллектуальный, сколько духовный. Тем не менее, автор предлагает выход: «Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения… Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни перед Богом и есть единственно реальное преодоление глупости».
Ведь так и хочется спросить: прежде чем совершать молебен перед «Неупиваемой чашей» от пьянства, не полезнее ли было бы помолиться перед иконой «Прибавление ума»?
«Мудрые люди получают больше выгоды от глупцов, чем глупцы от мудрых, ибо мудрый человек будет избегать ошибок глупца, а глупец не будет подражать добродетелям мудрого человека» - /Като Майор /Cato Major/
Для этого внутреннего освобождения очень важно перебороть свою гордость, необходимо научиться признавать свою неправоту. Не стоит думать, что я знаю Бога лучше других, правильнее понимаю Писание или традиции, и достиг совершенства в сфере богословия.
Слова ап. Павла нужно зафиксировать на всех уровнях нашей памяти: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» - /Рим. 12.3/. Именно вот эта человеческая нескромность и является причиной глупости. Стихом выше апостол говорит о важности обновления нашего ума. Наш ум не может стоять на месте, он всегда должен развиваться, мы не можем жить избитыми истинами, всегда необходима какая-то свежесть мысли, какая-то адаптация к реальности. Наш ум должен дышать жизнью.
Свою духовную и интеллектуальную недостаточность нужно осознать каждому из нас, чтобы не оказалось так, как написал все тот же Соломон: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» - /Прит. 26.11/. А. Рябенко/
«Сердце разумного ищет знание, - говорит Соломон, - уста же глупых питаются глупостью» - /Прит.15.14/. Эта притча подчёркивает разницу между тем, как даёт совет мудрый и как – глупый. Прежде чем давать совет, разумный человек «ищет знание». Он внимательно слушает и старается собрать необходимые факты. Он исследует Писание, чтобы удостоверится в законах и принципах, которые подходят к ситуации. Его совет полностью основан на Слове Бога. А вот глупый человек не стремится вникнуть в ситуацию и говорит первое, что приходит ему на ум. Поэтому, когда мы ищем совета, мудро обращаться к разумным, зрелым людям, а не к тем, кто скажет то, что нам и не хочется услышать. Как замечательно, что в христианском собрании есть «дары в виде людей», которые, прежде чем давать совет, «ищут знание мудрости!» - /Еф.4.8/ от глупости.
Источники: Библия. Алексеем Осипов богослов, профессором Московской духовной академии. Андрей Рябенко «Слово для тебя». Бонхёффер- (Bonhoeffer) Дитрих (1906—45), нем. лютеранский богослов. «Большой словарь иностранных слов».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Доброго времени суток! Статья понравилась. Читала с интересом. Нашла ответы на многие свои вопросы. Основное, что глупость - это отсутствие суждения, а так же осознания. На своем опыте ощутила, что глупость появляется и у адекватного человека, под воздействием сильных эмоций. Статья сильная и тема мне близка.