Все люди, имея в своём духе такой естественный «навигатор», как совесть…, в той или иной мере понимают, что любое зло, которое они совершили по отношению к другим людям (творениям), имеет последствия…оставляет след в душе… ожесточает сердце….оскверняет разум..
Это зло никуда не исчезает, не стирается из памяти души…и, совершённое, оно порождает цепочку зла, является причиной многих негативных результатов…разрушает ..наносит ущерб людям и миру в целом, приводит к болезням, а нередко и к смерти… не только тех, к кому оно было направлено, но и тех, кто совершил зло….
Но бывает, человек (совершивший зло, вред..), желает как-то исправить положение, устранить плохие последствия, очистить свою совесть, избежать дальнейшего зла,
И тогда он понимает, что для этого он должен сделать нечто «равнозначное», «равноценное» ущербу, чтобы возместить его… «загладить»… «искупить»…
(пример…-- даже на бытовом уровне – разбил чужую вазу – купил взамен другую или отдал деньги…залил соседей снизу – принёс им средства и материалы, сам сделал ремонт…..сжёг утюгом чей-то халат, взамен купил «приличное» платье…)
Или, например, человек занимает «должность» и злоупотребил властью…украл гос. деньги..участвовал в политических и экономических махинациях… а потом осознав свою вину, понимает, что для того, чтобы каким-то образом искупить вину, очистить совесть, оправдаться…, ему необходимо «пожертвовать» своим благополучием, респектабельностью…положением в обществе….---------
Он должен открыть своё зло, признать его…принять от народа осуждение, обвинение и наказание, …и всё же покаяться…
И тем самым снять с совести груз вины и зла..остановить его цепную реакцию…
И тогда душа человека получает облегчение и очищение …а в сердцах тех, перед кем он это совершает, нередко происходит действие, противоположное ожидаемому возмездию…-----
Вместо большого наказания, его уменьшают…, либо прощают вообще… и не вменяют ему этот грех в вину в дальнейшем …
А есть пример иного рода…--- на войне (и в миру) случается такое, что кто-то жертвует своей жизнью ради спасения жизни других (закрывая их от снарядов…вытаскивая из огня и воды.., обивая от рук преступников..) ------
Т.е за жизнь другого человека кто-то «платит» своей жизнью…как бы обменивая её на жизнь того, для кого «предназначалась» смерть….дав ему возможность жить дальше ....ценой своей жизни…
Жизнь человека…Много или мало она стоит?...— Судя по тому, как быстро люди стареют и умирают…как часто попадают в какие-то катастрофы и аварии,… совершают суициды и убивают других, можно сказать, что жизнь человека ничего не стоит…И многие люди её совсем не ценят…
Но есть тЕ, для которых жизнь очень важна, ценна, необходима, прекрасна!....
И не потомУ даже, что живя на земле можно испытывать телесные и душевные удовольствия..,
А потомУ, что жизнь – это прежде всего Любовь и её созидание..…эти люди способны любить…именно любить, а не трепыхать в страстях…
И потерять Любовь навсегда для них кажется чем-то совершенно невместимым, недопустимым, нереальным, ужасным и необъяснимым….
Люди любят так, как умеют..любят своих близких…детей…родителей…жён и мужей…друзей…природу..домашних животных…
И когда они кого-то теряют навсегда, то они как будто теряют часть себя…что-то невосполнимо уходит…рассыпается на кусочки целый мир чувств, отношений, целей, состояния…
От этих потерь люди заболевают, входят в депрессию, теряют смысл жизни….
Сейчас учёные всего мира изыскивают средства для продления молодости…замена органов тела на искусственные..генная инженерия ставит целью изменение кода смерти, истребление из генной памяти всех наследственных болезней и механизмов старения…
НО учёные не учитывают главного – «наличия» Бога – Создателя Вселенной,… Который один знает истинную причину смерти…и знает, КАК её удалить…навсегда…
Люди не понимают, что изобретая какие-то средства для продления биологической жизни индивида, они тут же порождают новые проблемы…новые болезни…новые механизмы смерти……
Вторгаясь в физические (и духовные) законы, установленные Богом, и не понимая всех взаимосвязей, они нарушают их… этим самым приводят к сбою то, что может быть отлажено только Богом ……
Ведь, над всем творением стоит Создатель, Его Духовное Домостроение…
А так же силы ада…которые заинтересованы в том, чтобы понуждать людей к борьбе против Бога…к уничтожению Вселенной…
Но Этого Бог не допустит!....на то Он и Бог!....Он держит мир в своих руках и только Он может распоряжаться Вселенной…
Никто не может уничтожить Бога…или создать такой мир, который будет существовать по каким-то своим законам, вне ведения Бога и без Его верховной Власти..
безбожное построение уничтожает самоё себя, разваливает, колеблет космос..
и Бог (как истинный Правитель), конечно же, предотвратит погибель того, что Он создал для своей Славы, для Вечной Жизни и Вечной Любви!....
Бог любит своё творение…------
Можно понять это людям, любящим своих детей…и любящим то, что они создали своими руками, над чем трудились день и ночь, вкладывал в это свою душу, свои мысли и цели…
Бог создал людей по своему образу, и это означает, что у людей есть частица Его Духа, Его характера, любви, мышления, чувствования…
Объяснить это понимание, всё-таки, непросто…С чем это можно сравнить?...--
Ну, – например, человек создал робота, вложил в него многие умения, знания, дал ему свой облик, своё лицо…
робот очень похож на человека..может говорить, «строить» планы… «воображать»…сочинять музыку, стихи.. и даже «реагировать» на оскорбления, на агрессию…
И кто не знает, что это – робот, тот подумает, что это – человек…. «один – в один»…
Но робот кардинально отличается от человека тем, что всё, что в нём есть, оно сотворено…не им, а человеком… и вложено в него тоже человеком..…
Кроме того, роботу недоступны многие свойства, понятия, чувствования человека и осознание себя, как творения, как механизма (из двигателей, поршней, колес и шестеренок, микросхем и датчиков….)
Но самое главное, что их отличает --- у робота нет (как у человека) духа от Бога и способности духовного выбора…нет души…нет Любви…но есть только программа обучения характеристикам человеческих умений и свойств…
Конечно, люди – не роботы по отношению к своему Создателю.. в отличии от техники, они имеют плоть и кровь…ощущения боли и страданий…поиск Истины…поиск себя…поиск Любви…они имеют дух от Бога…
Похожесть с роботом только в том, что человек не может (и никогда не сможет) вполне понять и почувствовать Бога, Его Святость, Всемогущество Самодостаточность и Славу….ибо никогда человек не станет Богом (своим Создателем)…
как и робот никогда не может стать человеком – тем живым, одухотворённым созданием, которое никто кроме Бога создать не мог и не может!....
Люди создают роботов для своих нужд…хотят, чтобы те им служили, выполняя какие-то задания, требования, …помогая делать трудную работу…операции, монтаж…
Т.е робот для человека – это его технический раб.
Но человека Бог создал НЕ для того, чтобы тот выполнял какую-либо работу, которую Бог выполнить не может…ибо как написано в Слове (Деяния 17,24-25):
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли….не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё….»
Есть те, кто доказывает, что Бог – это тиран, создал для себя рабов и понукает ими, не давая им никакой свободы… богоборцы также сравнивают людей с роботами…
НО это логика неверная…
Богу рабы (марионетки и крепостные..) не нужны…
А если бы не так, то давно уже все люди жили по Заповедям Бога только потомУ, что (против их воли) Бог заставил бы их силой жить именно ТАК, как Он хочет, подавая «сверху» команды в их сознание….
Да, есть понятие – «раб Божий», то это про тех, кто верен Богу из Любви к Нему и не предаёт Христа только потомУ, что согласен с Ним и желает быть с Ним всегда рядом!...
«рабы Божьи» идут за Господом из осознанной, глубокой, духовной любви.. в целомудрии чувств, мыслей и желаний…имея спокойную рассудительность, знание, опыт, Дух Божий в своём духе, открывающий им Жизнь истинную, светлую и праведную…
Господь желает, чтобы люди любили Его не по принуждению (не насильно)….а из Любви к своему Создателю…
у роботов не может быть любви (и благодарности) к их творцу ….но только у человека – к Богу…, и она (любовь к Творцу) рождается в духе человеческом тогда, когда этот дух освящается Духом Божьим, получает от Него способность понимать, знать и чувствовать своего Отца и Его Сына, и принимать Его Любовь к нам….
Конечно, Бог желает ответной любви …но не потомУ, что Богу чего-то не хватает, а потомУ, что без ответной любви к Нему людей,
ОН не сможет им передать всё, что хотел бы передать и чем хотел бы с ними поделиться…
Как например, не может земной отец передать своё знание, понимание и цели.. своим подросшим детям, которые и знать его не хотят, не любят, оставили его, предпочли чужих кумиров и вождей….
Кроме этого, если дети ненавидят отца и хотят свергнуть его, уничтожить его дело, его цели и намерения (в глобальном масштабе)… (напр. земные цари…----- их убивали их дети, чтобы сесть на их трон….), то отец вынужден связать таких детей, отправить в тюрьму….
Так же и Бог. Если люди бунтуют против Него,….Он ещё ждёт…Он пытается достучаться до них…Он дал им все возможности для их возвращения…
Но когда люди начинают разрушать Его Замысел, Его План Домостроения…Бог таких людей вместе с их бесами связывает смертью духовной…и даже не Бог, но они сами себя связывают, ибо вся их безбожная жизнь начинает скручивать их мозг, душу в адский змеиный клубок страстей и вожделений, зависимостей и тьмы вечной…..
т.е срабатывают духовные законы, которые никак по другому и не работают .. не могут…
А Если бы эти Законы Бога могли работать так и эдак (то туда, то сюда) ,.мир давно бы развалился..люди бы полностью дезориентировались и вообще бы не понимали, ктО они и зачЕм, и что происходит вокруг….Кстати, отвергая Божьи установления, люди как раз и теряют ориентацию…впадают в полную прострацию своего мышления…..
Мы потомУ и люди, что есть Законы духовные, и физические, по которым мы и понимаем, что мы – люди..а не железки, животные или амёбы..…
Бог желает людей вернуть в мир Истинной Жизни, той жизни, которая не разрушается и не кончается… (как желают любящие земные родители, чтобы их дети не умирали, не болели, не делали зла….)
Нам есть с чем сравнивать, чтобы понять мотивы Бога…Он являет свои черты и характер на примере человеческих семейных отношений…на примере любви между людьми…
Бог хочет нас спасти…от смерти..от болезней и скорбей…от обесценивания жизни и бесцельного существования… от старения и ада…
НО КАК можно человеку, совершившему тяжкие грехи, пропитанному пороками и страстями,
с изменённым, больным сознанием, в котором не осталось ничего целомудренного, чистого, святого, непорочного….КАК такому человеку возможно снова стать чистым, чтобы узреть Бога и захотеть обрести Небеса?....
«Чистые сердцем Бога узрят» (- Христос, Нагорная Проповедь…)..
КТО хочет жить мало, но греховно..а затем сгореть навечно в Огне…тот выбирает этот греховный мир страстей и пороков, сторону дьявола… бунт против Бога…против Жизни…против Любви истинной!...
А кто желает обрести Жизнь настоящую, Чистую, Благоухающую, Совершенную, Непостижимо Богатую Божьими Дарами, Радостью, Глубиной и Высотой, Свободой, великими открытиями способностей духа…его возрастания во Христе…в Любви, Её созидающей Силе, Гармонии, Благодатности…--- тот выбирает веру в Бога и Спасителя Христа!
1 Коринфянам 2 гл:
«9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии….»
КАК же очиститься и приблизиться к Богу и Его Царству?..КТО может нам в этом помочь?...—
Только Тот, Кто способен Возместить (искупить, снять..) нашу вину…весь наш ущерб…забрать на Себя наш груз и нашу неправедность, наши грехи и наши беззакония!..
Мы сами себе нанесли урон…сами себя обокрали, унизили, оболгали, развратили, опустошили, покалечили, умертвили…
и если у того, кто принёс зло другому – есть возможность возместить (своими силами) ущерб (пострадавшему)…..,
то КАКим образом мы возместим самим себе тот ущерб, восстановим в себе ТО, что погибло и разрушено в душе…и никто этого не видит, не понимает…никто кроме Бога!...
Но разве это возможно? – спросите вы?...разве грехи – это вещи, чтобы их отдать кому-то другому?...
Нет, конечно, они – не вещи…не мешки ..
НО как я говорила в начале статьи, - тот , кто кается в своих грехах – ему становится легче…. ….даже когда он кается только перед людьми, которым он принёс зло….
В покаянии задействован духовный «механизм» очищения и освобождения…
И это начало пути к Свету…
Но если ты покаешься только перед людьми, они могут тебя всё равно не простить…не поверить тебе…или (возможно) их нет рядом… на земле…
да и ты, ведь, чувствуешь, что виноват не только перед ними, а перед Кем-то ещё, Кто вложил в тебя эту способность к осознанию и чувствованию своих грехов, зла…
Кто пытался много лет тебя остановить…перенаправить…изменить…но ты упирался….
Дети малые когда «натворят дел» (пока мамы и папы нет дома), сначала прячут свои грешки…но когда папа и мама увидели…детки начинают плакать..просить прощения у них…
КтО их этому научил?...откУда у них эта способность – понимать, что папа и мама – главные, …что перед ними стыдно…что нужно просить прощения…?
и даже не потомУ, что накажут, а потому что стыдно…
ведь родители просили – не баловаться…, не лить воду на пол.., не брать спичек…не таскать за хвост кота…не разрисовывать чернилами стены…не залазить на антресоли..…они просили и объясняли, что это – нехорошо…это принесёт всем вред…
Но дети ослушались…и… разрушили, сломали, испачкали, порвали..искалечили.. то, что было целым и красивым…
а по прошествии времени, увидев плачевные результаты, почувствовали вину перед родителями и зло, которое совершили…
Родители расстроены… сердиты.. опечалены…КАК же теперь быть?...как детям вернуть родительское расположение к себе?....
И дети подходят, плачут, просят прощения….(Но не все….)….
Итак, для Примирения и восстановления Благодати общения (доверия, любви...) необходимо Покаяние…и оно необходимо перед нашим Творцом - Отцом Небесным, Который сотворил людей и Законы Мироздания….
Но вот что ещё не возможно сделать и изменить людям (своими силами) для Примирения с Отцом Небесным и обретения мира и чистоты в сердце –
это снять с себя ВЕСЬ груз грехов и преобразить изменённое (всей историей грехопадения человечества) сознание…
Люди не в состоянии только одним покаянием перед Создателем измениться полностью, переродиться, стать «новыми творениями»….
Каялись люди перед Богом и в Ветхие времена…каются мусульмане и иудеи… Но после этого они кардинально не меняются…грех продолжает над ними господствовать…и дух падшего мира не оставляет их сознание …
Земные дети, осознавая вину, каются перед своими родителями…и… в лучшем случае не повторяют подобных поступков ….но они живут в этом развращённом мире…проходит время, и они совершают другое зло..другие грехи…перед другими людьми…перед всем миром…
Но совесть к этому времени уже притуплена…зло не осознаётся…грехи за грехи не считаются…начинается богоборчество…борьба против Бога..против родителей..против общества..против себя….
-----------------
НО Бог, заранее зная, что человечество может прийти к такому духовному состоянию, предусмотрел на этот крайний «вариант» Путь избавления людей от порочного сознания и мёртвого духовного состояния…
Он знал, что по своим грехам люди будут приговорены к смерти…
И только вечная смерть может быть равносильным замещением, «расплатой» за их грехопадение…-- настолько велика пропасть (разделяющая грехами и непослушанием) их с Богом и Вечной Жизнью…
(Даже среди людей при осознании ими каких-то великих зол, есть выражения: «он должен искупить своё зло смертью»… «он поплатиться за это своей жизнью»…..)
И вот великая Благая Весть – Бог послал в мир Своего Сына, дабы всякий верующий в Него НЕ погиб, но имел жизнь вечную!... (Евангелие от Иоанна 3 гл, 16 - 17 ст)
Пришёл в мир Тот, Кто замещает нашу смерть своей Смертью на Кресте, даруя нам жизнь!...
Кто умер за наше зло и грехи вместо нас!
Кто \"заслонил\" нас от погибели Собою!
Кто умер вместо нас!
Кто такой Жертвенной Любовью может дать «новое рождение» кающемуся грешнику…
Кто освобождает душу от груза всех грехов…
Кто перерождает человека в «новое творение во Христе Иисусе»…
Кто преображает разум, очищает совесть, совершает казалось бы, невозможное –
даёт человеку способность и духовную силу больше не грешить…но жить по Заповедям.., восстанавливает в человеке способность слышать Бога, понимать Его и идти за Ним!....
А теперь предлагаю читателю существенное дополнение и дальнейшее разъяснение этого вопроса цитированием (в несколько сокращённом варианте) статьи священника Алексея Пархоменко: под названием –
«Искупление. Что значит, что Христос Своей Смертью искупил людей?..»:
«Очищение возможно только через поступок, который более или менее равноценен греху.
Поэтому первоначально во многих религиях достойной расплатой за грехи перед Богом считалась человеческая жертва. ..
Но уже в древности от человеческих жертвоприношений отказались, заменив их жертвой животного.
Принося в жертву животное, человек возлагал руки ему на голову, как бы отождествляя себя с ним. Умирая за грехи человека, жертвенное животное своей смертью как бы освобождало человека от грехов …
Человек жертвовал своим домашним животным, которое растил и лелеял, чтобы оно было чистым и здоровым, как дар, как возмещение за своё зло…
Но вот за несколько столетий до Рождества Христова у пророка Исаии появляется странный персонаж – некто Раб Божий.
Некогда, как предрекает Господь, этот Его Раб совершит самое великое Жертвоприношение.
Такое Жертвоприношение, после которого все остальные потеряют смысл.
Напомню слова Исаии. Это очень важные слова, оказавшие на служение Христа и на понимание того, какое значение имела Его Смерть, колоссальное влияние. Прошу прочитать их внимательно:
Исаия 52гл :
«13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится.
14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!
15 Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
--------
Исаия 53 гл:
«1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.»
----------------------------------------------
В иудаизме времен Христа этот текст не относили к Мессии, как не относили его иудеи и после Иисуса; Мессию-Спасителя скорее ждали как Царя…
НО важно другое: Сам Иисус эти пророчества относил к Себе!
Христос, несомненно, считает, что эти пророчества – о Нём, что Он и есть этот предречённый Раб Божий, Чья Смерть дарует человечеству Спасение и примирение с Богом.
Исаия не просто так, не в качестве частного комментария к современным ему историческим событиям, как понимали иудеи, привел эти слова.
Исаия сказал их о Нем, об Иисусе из Назарета!
Его Кровь, «за многих изливаемая» (Мк. 14, 24), Его Плоть, приносимая в Жертву «за жизнь мира» (Ин. 6, 51), дарует Спасение всем, кто готов его при¬нять.
То, что такая идея восходит к Самому Иисусу, не вызывает никаких сомнений, это стало незыблемым возвещением христиан с самых первых времён и прослеживается начиная с древнейших новозаветных текстов.
В свете всего этого возникает вопрос: почему Иисус выбрал такой странный, «шокирующий» путь, ведущий к Спасению? Только для того, чтобы умереть, а потом Воскреснуть и через это доказать, что он – Спаситель-Мессия?
На самом деле, и Крестная Смерть Христа имеет самостоятельное значение и ценность, недаром о ней так много говорил Иисус, на ней строили здание своей веры первые христиане, и вообще Крест Христов становится символом новой веры (уже со 2-го века христиане символом своей веры выбрали крест, стали носить изображения креста…)
В чем самоценное значение Смерти Иисуса Христа, которую мы называем Искупительной, или даже Спасительной?
Авторы Нового Завета постоянно подчеркивают, что Иисус должен был умереть по Писанию (например: Христос умер за грехи наши, по Писанию. – 1 Кор. 15, 3).
Итак, Иисус сознательно следует по пути, намеченному пророком Исаией и некоторыми другими священными ветхозаветными авторами. Его Страдания и Смерть несут освобождение от грехов и примирение с Богом всем людям.
(Естественно, мы понимаем, что пророки ничего не придумали, их пророчества не есть фантазии, вольные размышления, которые потом исполнил Христос. Эти пророчества – боговдохновенное откровение.
Можно сказать, что Сам Сын Божий (вместе с Отцом и Святым Духом) и дал эти откровения за многие столетия до Своего Воплощения.
И когда Он пришёл, то следовал начертанному в этих откровениях.)
Что говорит о Своей Смерти Сам Христос?
Христос много раз говорил о предстоящей смерти и доказывать это какими-то цитатами не имеет смысла.
Приведу совершенно замечательный и единственный в своем роде фрагмент, где говорится не только о предстоящей Смерти, но и том, что она будет «за многих»:
Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих (Мк. 10, 45; также Мф. 20, 28).
Здесь употреблено слово искупление (греч. литрон), которое нигде больше в Новом Завете не встречается .
Слово это во внебиблейских источниках означало цену, уплачиваемую за освобождение раба.
Возможно, именно в таком случае оно употреблено и в Евангелии…это выражение следует понимать метафорично; оно обозначает одну важную вещь: освобождение от греха нам досталось дорогой ценой – Смертью Сына Божьего.
Как относились к Кресту Христову и Крестной Смерти первые христиане и авторы Нового Завета?
Для первого автора Нового Завета, Апостола Павла, Крест Христов имеет колоссальное значение. Несомненно, что это не новаторство Павла, но Знание, которое он принял от первых Апостолов, как он сам об этом сообщает:
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был…(1 Кор. 15, 3-5).
Ап. Павел пишет об этом примерно через 25 лет после события Крестной Смерти Христа и он же замечает, что в глазах окружающих всё, что произошло было соблазном и безумием (1 Кор. 1, 18, 23).
Это неудивительно, если вспомнить сло¬ва Ветхого Завета:
Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел (Втор. 21, 22-23).
Для иудея повешенный на дереве (во времена Христа это относилось и к распятым) считался отверженным Богом...
Сам Ап. Павел прошёл весь этот мучительный путь: от отвержения Распятого Иисуса как проклятого – до веры в то, что Он Истинный Мессия и Спаситель.
И хотя цитировавшийся в начале фрагмент Исаии (Ис. 52, 13 – 53, 12), иудеи к Мессии не относили, но Павел имеет другой взгляд на Писание, взгляд христианский.
Апостолы научены Иисусом смотреть на Писания под другим углом зрения; многое, что для иудеев было первостепенным, для Иисуса занимало далеко не первое место (например, заповеди ритуальной чистоты), и наоборот, игнорируемое иудеями (заповеди о милосердии и любви) Иисусом ставилось на первое место.
Иисус, по словам Ап. Павла, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, зем¬ных и преисподних… (Фил. 2, 7-10).
Смотрите, какая причинно-следственная связь между Смертью Иисуса и Его Прославлением на Небесах у Бога Отца: …быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, – посему и Бог превознес Его…
Ап. Павел использует не мене десяти разъснений, смотрит на Смерть Христову то с одной, то с другой стороны, открывает различные грани происшедшего. Познакомимся с основными его трактовками происшедшего:
Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения (2 Кор. 5, 19).
Итак, Крест Христов был способом примирения людей с Богом, как пишет Ап. Павел во многих своих посланиях ---------
Что он имеет в виду? --- Человек грешит. Его постоянный грех есть постоянный разрыв отношений с Богом. Иисус освобождает людей от грехов своей заместительной Жертвенной Смертью. Соответственно, происходит примирение всех людей мира с Богом.
Ап. Павел делает из идеи примирения далеко идущие выводы.
Иисус отдал Себя Самого… чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 4).
Раз произошло примирение людей с Богом, значит, человек избавлен от гнета настоящего лукавого века и перед ним распахнуты двери новой жизни,
которая может и должна начаться уже здесь и сейчас.
Над человеком, принимающим Искупление Христа, не властны прежние подчиняющие и парализующие его стихии и демонические силы.
Это вторжение реальности «нового мира» в наш прежний мир имеет большое значение для всех, кто пожелает идти за Распятым и Воскресшим Спасителем, воплощая новое творение.
Прежние пути выстраивания отношений между людьми, с их вечным самоутверждением за счет друг друга, эгоцентризмом, отъединенностью, барьерами и границами (между иудеями и язычниками, рабами и свободными, мужчинами и женщинами), уже невозможны в Новом Веке.
В посланиях Ап. Павла тема Креста становится истоком полноводной реки, из вод которой, как из крещальных вод, выходит новый мир.
Следующий важный момент богословствования Ап. Павла на эту тему – отрывок из Послания к Галатам (Гал. 3, 10-14):
Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Эти слова означают следующее:
А) Все, исполняющие предписания закона, прокляты, потому что…
Б) …для того, чтобы угодить Богу, нужно постоянно исполнять все предписания закона. Это невозможно, так как всегда и всего не исполнить.
В) А раз всего не исполнить, человек все равно оказывается виноват – под проклятьем.
Г) На помощь приходит Христос, Который искупил нас от этого, сделавшись за нас клятвою, то есть, приняв проклятие (осуждение от Бога) на Себя.
Д) Через веру во Христа и принятие дарованного Им Спасения мы становимся отныне свободны от действия ветхозаветного Закона и от тех наказаний, которые должны последовать нарушителям Божественного Закона.
Следующий важный фрагмент – 3-я глава Послания к Римлянам. Понять философию рассуждений Ап. Павла непросто, если смотреть на этот текст из сегодня, из нашей культуры и религиозного опыта.
Но если посмотреть глазами иудея, который размышлял: Кто такой Иисус? Что значит Его Смерть? – то все становится на свои места. Итак:
А) Бог справедлив – это незыблемое и неоспоримое утверждение истинной веры.
Б) Раз Бог справедлив, Он не может не наказать человека, который наглеет и попирает все нормы: и Божии, и человеческие.
Это требование справедливости на библейском языке называется гневом Божиим.
В) Далее, с грустью признаем, что, как пишет Апостол: все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного… Нет страха Божия перед глазами их… так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом…
Что же? Суд и казнь на всех?
Нет, у Бога есть другой план!
Г) Мы освобождаемся от вины и неминуемого грядущего наказания благодаря Смерти Иисуса Христа, Который пострадал и умер вместо нас!
Должны были быть наказаны и умереть мы, а взял на Себя наши грехи и умер за нас – Он!
Мы получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде (Рим. 3, 24-25).
Д) Теперь можно не исполнять дела ветхозаветного Закона, чтобы быть спасённым.
Уверуй, что Христос тебя искупил, стань Его учеником – и грехи тебе прощены.
Ну, а дальше, конечно, нужно жить исходя из своего великого христианского статуса и стараться не грешить.
Есть и еще один аспект Крестной Смерти Иисуса Христа: Смерть Христова не как метафизический источник Спасения, а как моральный источник Спасения.
Ап. Павел, говорит, что Смерть Христова нам являет безграничную Божию любовь.
Такую любовь, которая готова принести себя в жертву ради любимого, как, например, родители, не задумываясь, умрут за своих детей: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8).
Мы понимаем логику, когда кто-то умирает за хорошего человека, за благодетеля, может быть, кто и решится умереть (Рим. 5, 7). Но Христос умер за нечестивых (Рим. 5, 6), за грешников (Рим. 5, 8), за врагов Бога (Рим. 5, 10).
Конечно, если мы видим такую поразительную любовь, разве можем мы не откликнуться на неё? Апостол Павел уверен: не можем! Значит и тут Крест несет исцеление и Спасение для человека.
Теперь посмотрим, что говорят об этом Евангелисты. Как значение и смысл видят в Крестной Смерти Христа каждый из создателей биографий Иисуса? Они писали позже, как минимум через 20-30 лет после Ап. Павла. Их взгляды – это не только лично их взгляды, но взгляды тех христианских общин, к которым они принадлежали.
Матфей
Евангелист Матфей выстраивает свое Евангелие вокруг осевой идеи: Израиль совершил непоправимую, катастрофическую ошибку: отверг Иисуса Христа.
Мотив отвержения мы встречаем с самых первых строк Евангелия от Матфея: для рождения Иисуса не находится места в домах у евреев; первосвященники и законоучители знали город, где должен родиться Мессия, но совсем не собирались приветствовать Его появление на свет и тем более воздавать Ему почести; иудейский царь вообще устраивает розыски с целью погубить… Иисус желанен лишь для родителей и… магов, пришедших из далеких стран.
То есть, с первых страниц Евангелия от Матфея мы понимаем, что в нашем мире Христа не ждали и Ему отнюдь не рады; тень отвержения и Креста просматривается в этом Евангелии от самого начала до конца.
То, что Иисус пришел, чтобы умереть за людей и Своей Смертью спасти их, – важный пункт учения Евангелиста Матфея.
Так вот, Матфей вновь и вновь акцентирует наше внимание на том, что Иисус пришел, чтобы умереть за людей. Иисус – не безвольная жертва, пойманная мучителями.
Иисус в Евангелии от Матфея с самого начала знает о том, что Ему надлежит умереть, знает предателя, но не удаляет его от Себя, знает, что Отец Небесный может выручить Его, послав Ангелов. Но, несмотря на это, Иисус не предпринимает попыток спастись, потому, что Он должен идти именно этим путем.
Невозможно переоценить важность слов, которые, из всех Евангелистов, приводит только Матфей: Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих (Мф. 20, 28).
Внимательное чтение Евангелия от Матфея позволяет нам увидеть, что в этом Евангелии вновь и вновь оживают образы пророчества Исаии о Рабе Божием, взявшем на Себя грехи мира, мучимом и убитом (Ис. 52, 13 – 53, 12).
Матфей разными способами подчеркивает мысль, что Смерть Иисуса явилась страшным, но, как ни парадоксально, живительным источником:
после Смерти Христос Воскрес, был Прославлен на Небесах, и с этого момента начинается для всех верующих новая эра.
Если бы Христос не умер – Он бы не воскрес, а, значит, Спасение не было бы доступно людям.
Эта связка: Смерть – Воскресение – новая эра Спасения, доступная верующим, – всплывает вновь и вновь.
Не будем доказывать это многочисленными примерами, приведу лишь два:
В рассказе о Тайной Вечере Матфей опирается на Марка. У Марка, в конце ужина, Иисус говорит: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием (Мк. 14, 25).
Эти слова говорят о Прославлении Иисуса на Небесах, после Смерти и Воскресения. Но Матфей чуть изменяет слова: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить С ВАМИ новое вино в Царстве Отца Моего (Мф. 26, 29). Обратим внимание на это пить с вами.
Или другой момент. В том же рассказе о Тайной Вечере Матфей приводит слова Христа в такой редакции: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28).
Последних слов во оставление грехов нет ни у кого из Евангелистов.
Ну и что? А то, что таким образом Евангелист Матфей устанавливает параллель с известным пророчеством Иеремии: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер. 31, 31,34).
То есть, у Матфея пророчество сбывается буквально: тут и «новый завет», и «прощение грехов». А о чем это пророчество? О наступлении новой эры, эры Спасения.(Тысячелетнего царства… – от Воскресения Христова…прим. авт - н.ш)
Итак, мы видим, что Евангелист Матфей крепко связал (таких примеров много) тему Креста с темой наступления новой эры. Приобщиться этой эре, принять Спасение может каждый, кто пожелает.
Марк
В Евангелии от Марка вокруг Христа постоянно плетутся замыслы, Его постоянно хотят убить. Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса. Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание:
1
Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» (на Крестную Смерть. – прот. К.П.), «как писано о Нем» (Мк. 14, 21), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества , а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути.
Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»
Крест Христов, кроме прочего, говорит о разделении людей на два лагеря: на тех, кто не принял и убил Христа, и тех, кто признал Его Мессией и Сыном Божиим.
В Евангелии от Марка много подобных противопоставлений. Например, поведению иудейских старейшин и Иуды («одного из Двенадцати»!) противопоставляется поведение некой женщины, умастившей Иисуса благовониями для погребения (Мк. 14, 1-11).
Марк придает особое значение разорвавшейся во время Смерти Иисуса завесе Храма и исповеданию римского сотника. Первый эпизод, опираясь на более ранние высказывания Иисуса о Храме и связанные с ним события (изгнание торгующих и обличения Иисуса в Храме), показывает, что время прежнего Храма и прежнего благочестия прошло.
Новым Храмом теперь будет Воскресший Иисус и (связанная с Ним) душа (сердце) верующего. Второй эпизод показывает, что причастными Спасению, благодаря Смерти Христовой, могут стать не только евреи, но и все люди, которые готовы увидеть в невинном Страдальце Сына Божьего.
Лука
И для Луки Смерть Христова – важнейший элемент служения Иисуса. Но, как и у других Евангелистов, у Луки есть свои особенности в осмыслении Крестной драмы..
1
Как и у Марка, у Луки мы видим акцент на необходимости Страданий Иисуса, более того, именно у Луки Христос, как кажется, сознательно и целенаправленно стремится ко Кресту.
Он Сам «восхотел идти в Иерусалим» (Лк. 9, 51), где будет отвергнут и казнен (Лк. 18, 31-33), с самого начала проявляет поразительное предведение всех подробностей предательства, ареста и казни. В Евангелии от Луки больше, чем во всех других Евангелиях, все события Страстей происходят как бы «под контролем» Христа.
Лука имеет особое понимание того, что такое путь Спасения. Для Луки это путь верности Богу. Еще на примере Захарии и Елизаветы (Лк., гл. 1) мы видим, как важны верность и доверие Богу. Иисус, по Евангелию от Луки, также хранил верность и доверие Отцу. И Крестная Смерть явилась для Него не поражением, но торжеством, путем к Славе. Вот так и все христиане должны смиренно ежедневно (!) брать крест свой и следовать за Иисусом с верностью и доверием Богу.
Лука приводит немало высказываний Иисуса о важности верности и доверия христиан Богу: Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк. 12, 37).
Лука разрабатывает учение о том, что Иисус пришёл для спасения не только евреев, но и всех людей земли. Только Лука подметил, что Раб Господень у Исаии несет Спасение не только евреям, но и язычникам: И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли (Ис. 49, 6).
Лука очень дорожит этой мыслью. Уже над Младенцем Иисусом старец Симеон произносит: видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников (Лк. 2, 30-32).
На другом полюсе жизни Иисуса – обращение язычника, римского сотника, у Креста. Между этими двумя уникальными моментами жизни Иисуса – масса других примеров обращения к вере язычников. То есть, Страдания и Смерть Иисуса – способ Спасения для людей всего мира.
Иоанн
Евангелие от Иоанна, безусловно, отличается от других Евангелий. Здесь Иисус предстает полновластным торжествующим Царем.
Иисус заранее знает предателя (Ин. 6, 70) и Сам стремится ускорить событие (Ин. 13, 27). При аресте роль Иуды и воинов сводится к нулю: Иисус Сам предает Себя в их руки, ответив формулой самооткровения «Это Я» , и оговаривает, чтобы отпустили Его учеников.
На суде у Пилата Иисус предстает как царь и даже берет на Себя роль судьи (Ин. 18, 28 – 19, 16). Не прося никого о помощи, Он Сам несёт Крест и уже на Кресте проявляет заботу о Матери и учениках. Прежде чем воины перебивают Ему голени, Он умирает по собственному волеизъявлению. Рефрен всего повествования Иоанна о Страстях Христовых – Его слова: Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10, 18).
Какое значение имеет Смерть Иисуса у Иоанна? ------
Как и Лука, Иоанн большое значение придает Смерти Иисуса как пути к Прославлению. Можно даже сказать, что Евангелист Иоанн Крестную Смерть понимает в первую очередь как способ Прославления.
Иоанн часто использует глагол ипсо – возвышать, прославлять. Этот глагол используется и при описании Крестной Смерти и при описании вознесения и Славы Иисуса.
В чем логика этой связки: Смерть – Прославление? В том, что Иисус есть Тот, Кто сошел с Небес, чтобы спасти нас и опять подняться на Небеса.
Вновь и вновь Иоанн возвращается к этой теме, приводя разные высказывания Иисуса об этом: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13);
Приходящий с небес есть выше всех (Ин. 3, 31); Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин. 8, 23).
Рассказывая о вступлении Иисуса на Крестный путь, Иоанн подряд дважды повторяет, что путь Иисуса – есть путь от мира сего на Небеса: Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу… Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит (Ин. 13, 1-3).
Не было бы Распятия – не было бы торжественного ухода на Небеса, в Царство Бога Отца.
Но кроме этого, основного богословского вектора в понимании значения Крестной Смерти, Евангелист Иоанн понимает Страдания и Смерть Христа как Жертву Агнца (такое именование Христа встречается только в Евангелии от Иоанна).
В каком смысле об Иисусе как об Агнце дважды высказывается в нем Иоанн Креститель: Видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29, 36)?
в пророчестве Исаии так же о Страдающем Рабе Господнем Страдалец назван смиренным и безгласным агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).
При внимательном чтении Евангелия от Иоанна становится очевидно, что Иоанн связывает Смерть Иисуса с иудейской Пасхой. Иоанн все время подчеркивает эти параллели:
Распятие совпадает по времени с пасхальным жертвоприношением – Тогда была пятница перед Пасхою (Ин. 19, 14);
Распятому предлагается уксус и иссоп, что является параллелью к рассказу о установлении ветхозаветной Пасхи (см. Исх. 12, 22); кровь, истекшая из пронзенного бока Иисуса, тоже намекает на установление Пасхи (см. Исх. 12, 23); воины не перебили Иисусу голени – да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится (Ин. 19, 36), что тоже имеет отношение не к чему иному, как к пасхальному агнцу: см. Исх. 12, 46; Числ. 9, 12.
Таким образом, несомненно, что Иисус для Ап. Иоанна – не только агнец из Исаии, но и иудейский пасхальный агнец. А что это был за агнец? Каков его смысл?
Пасхальный агнец – это агнец, которого приносили в жертву в иудейских пасхальных торжествах и который напоминал о истории, произошедшей во время установления ветхозаветной Пасхи. (Напомню, что слово Пасха – др.-евр. Песах – переводится как Прохожу мимо. Это праздник, установленный в честь того, что Господь прошел мимо и не поразил иудеев, как поразил египтян.
Еще одно значение Крестной Смерти Христовой, по автору Послания к Евреям, – избавление от диавола, который обладал смертной силой: как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14).
Каким образом Иисус избавил людей от власти диавола? Автор Послания размышляет над этим в конце 2-й главы:
А) Диавол сделал людей рабами греха.
Б) Люди не могли победить грех, и этот грех, царствующий в их теле, делал их «рабами греха» и смертными (то есть лишенными перспективы вечной жизни).
В) Христос проявил абсолютное послушание Богу Отцу. Он не сделал никакого греха и подчинил Себя воле Божией даже до Крестной Смерти.
Г) Через это Он спасает все «семя Авраамово», так как представляет всех людей и, можно даже сказать, имеет всех людей в Себе.
Первое послание Ап. Петра
Автор говорит замечательную вещь: Искупительная Смерть Христова была задумана Богом еще до создания мира: Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена (1 Петр. 1, 17-20).
Эта задуманная Спасительная Смерть Иисуса была открыта ветхозаветным пророкам: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Петр. 1, 10-12).
Наконец, то, что было предназначено прежде создания мира и то, что было открыто пророкам, явилось! Это Искупление, которое является результатом Крестной Смерти Христа. Смерть Христа – некое деяние, благодаря которому произошло радикальное исцеление нашей греховной природы: ранами Его вы исцелились (1 Петр. 2, 24).
Далее автор 1 Петр. покажет, что Искупление усваивается нами, только, если мы стараемся подражать Христу, идти путем, которым Он прошел. Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21).
Нам это не просто! Мы, как говорит автор 1 Петр., к сожалению, вращаемся в круговерти суетной жизни, преданной… от отцов (1, 18). Человечество никак не может выкарабкаться из такого образа жизни, который можно с полным правом назвать пустым и порочным. Что может нам помочь вырваться из этого круга? выскочить из крутящегося барабана суеты? -------
Может помочь уникальный пример самого Христа. Вся Его жизнь до Смерти была абсолютным послушанием Богу Отцу. Вот и мы, по примеру Христа, должны учиться послушанию Богу. Для нас это послушание состоит в соблюдении заповедей.
Прежняя жизнь, от которой нас искупил Христос, можно сказать, та экзистенциальная ситуация, от которой Он нас искупил, – порабощенность мира греху.
Искупление, в свою очередь, по мысли 1 Петр., – это освобождение от рабства греху. Узы, от которых нас освобождает Христос, – это узы греха.
Сначала Он Своим послушанием Отцу разрушил узы греха. Теперь мы Своим послушанием Иисусу усваиваем плоды Искупления.
Если «отцы» жили развращенно, то Христос оставил пример, чтобы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21).
Мы должны стремиться обрести тот же характер, что имел Иисус. Мы должны быть безгрешны и не бояться ничего, даже того, что Бог может попустить нам смерть.
Итак, небольшое, но очень емкое, энергичное Послание 1 Петр. учит нас о том, что: Христос, по предведению Божию, умер за нас. Мы, принимая прощение грехов, должны жить сообразно новому статусу чад Божиих.
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Книга эта, написанная на рубеже 1-2-го столетий, является великолепным документом христианской веры, какая она была в то время, когда христианство распространилось по Средиземноморью, когда Церковь встала перед вызовами своего непростого времени: гонения от иудеев и римлян, появление еретиков, охлаждение к вере в среде самих христиан и проч.
Что говорит нам книга Откровение о Кресте Христовом и о Искупительной Смерти Иисуса Христа?
Видение Агнца, как бы закланного (Откр. 5, 6), то есть, и умершего, и ожившего, играет центральную роль в книге Откровения.
Иисус – не просто человек и даже в первую очередь не человек, но Бог.
В Откровении мы встречаем очень высокую христологию; вновь и вновь здесь подчеркивается, что Иисус – Бог! Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив(Откр. 2, 8). Выражение «Первый и Последний» – это Божественный титул (см.: Ис. 43, 10; 44, 6; 48, 12). Иисус – был мертв и теперь победил смерть, ожил.
Побеждая смерть, Христос входит в Небесную Славу: вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил… И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 5, 5-6).
Благодаря этой победе Иисус получает всю полноту власти на Небе и на земле от Бога Отца.
Чаще всего, когда в Откровении имеется в виду Смерть Христова, говорится о Крови. Кровь Его искупает от греха. Искупление это касается отдельных людей и всего человечества: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр. 5, 9).
Искупленные должны жить соответственно: не должны бояться смерти, твердо исповедовать истинную веру. Про мучеников, которых Иоанн увидел на Небесах, говорится: Они победили его (диавола. – прот. К.П.) кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти(Откр. 12, 11).
И далее после этого говорится, что диавол, видя, что омытые Кровью Христа люди получают стимул к праведной, благодатной жизни, совершенно озлобился: Итак, веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (Откр. 12, 12).
Если говорить об акцентах, которые делает автор, то это, как было указано выше идея, что Крест привел к Воскресению, а значит прославлению и власти Иисуса над Вселенной. И второе, что искупленные люди земли, получившие прощение грехов и надежду на Вечную Жизнь, имеют теперь доступ к Богу!
Мир сей, который контролируется сатаною, агрессивно будет пытаться помешать христианам достичь Спасения. Но христиане не боятся самых лютых преследований. Живы они или уже преставились– Они поют гимн Богу Отцу и Агнцу Спасителю.
Искупительная Крестная Смерть Христова в понимании авторов Нового Завета. Итоги
Итак, мы видим, что новозаветные авторы предлагают массу решений вопроса, почему Смерть Христова оказывается для людей Искупительной.
Естественно, что объявить Крестную Смерть кульминацией служения Христа было не их идеей, а мыслью Самого Христа.
Христос сказал: На сей час Я и пришел (Ин. 12, 27…
После всего вышесказанного нетрудно понять, какая магистральная, основная мысль связана с учением о Смерти Иисуса Христа.
Если учитывать пророчество Исаии, которое все авторы Нового Завета имели в виду, то мы получаем следующее:
Иисус есть Посланник, Раб Божий, смерть которого, как смерть Жертвенного агнца, несет людям прощение грехов и восстановление утерянной связи с Богом.
Сравнение Иисуса с Жертвенным агнцем … Логика здесь такова: Человек виноват перед Богом: он пренебрег Его любовью, не соблюдает заповеди, разменял себя на большие и мелкие грехи.
Но Бог хочет примирения. В знак Своего стремления к примирению, даже не ожидая такой готовности от людей, Господь Сам предлагает человеку Жертву. Это Искупительная Смерть Посланника Божия Иисуса Христа, Который становится своего рода Жертвенным Агнцем Божиим.
Итак, Жертва принесена, то есть, со Своей стороны Бог сделал все для примирения. Откликнется на это человек? Никакого принуждения нет, как нет и безличного всеобщего спасения.
Каждый сам делает выбор – принять Жертву и примириться с Богом или отвергнуть эту Жертву и путь к примирению и продолжать оставаться в отдалении от Бога.
Вот это основная линия учения о значении Смерти Иисуса Христа.
людям современной культуры, это понять трудно… им сегодня гораздо больше сказал бы другой образ, из нашей жизни, например образ человека, который отдает в себя в руки террористов, захвативших заложников, в обмен на заложников.
Но логика ситуаций будь то древняя, с жертвоприношениями, или современная, с террористами, – одна и та же: некто ради спасения других приносит себя в Жертву!
Высказав эту главную мысль, каждый из авторов может развивать ее так, как хочет. На примере авторов Нового Завета мы видели, как много интерпретаций существовало уже в 1-м веке. Все это совершенно допустимые вещи.
Давайте перенесёмся в послеапостольский век и посмотрим, как учат о Смерти Христовой и
Искуплении отцы 2-го века. ---------
Св. Климент Римский (ум. ок. 100 г.) пишет о том, что Смерть Христа – мощный стимул для всех нас обновиться и больше не грешить: «Обратим внимание на кровь Христа, – и увидим, как драгоценна пред Богом кровь Его, которая была пролита для нашего спасения, и всему миру принесла благодать покаяния» (1 Клим. 7, 4 сл.).
«Наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его», – говорит св. Игнатий, а затем указывает на докетов (гностическое течение, отрицавшее реальные Страдания и Смерть Христа): «Некоторые и отвергают ее, но чрез ее тайну получили мы начало веры, и ради ее терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа» (Игн. Ант. Магн. ).
В Послании к Диогнету (1-я пол. 2-го века) мы читаем трогательные слова о Жертве Христовой, освободившей людей от грехов и открывшей перед людьми горизонты новой, праведной жизни:
«Впрочем, если Он попустил нам в прежнее время следовать по собственному нашему произволу беспорядочным страстям, увлекаться удовольствиями и похотьми, то не потому, чтобы Он увеселялся нашими грехами; Он только терпел это…
Когда же исполнилась мера нашей неправды и совершенно обнаружилось, что в воздаяние за нее следует ожидать наказания и смерти, когда пришло время, в которое Бог по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей предположил явить наконец Свою благость и силу: тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши.
Он предал Сына Своего в искупление за нас, Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных.
Ибо что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность? Чрез кого мы беззаконные и нечестивые могли оправдаться, кроме Сына Божия? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! о неожиданное благодеяние!
Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников» (Послание к Диогнету).
Особое место в ранней святоотеческой литературе занимают творения св. Иустина Философа. Он много раз в своих творениях упоминает о Кресте и о Жертве Христовой. В ветхозаветных предписаниях о жертвах, св. Иустин видит прообразы Единой Истинной Жертвы Христовой.
В 95-й главе Диалога с Трифоном иудеем, св. Иустин говорит:
«По закону Моисееву весь род человеческий обретется подверженным проклятию. Ибо говорится: «проклят всякий, кто не пребывает во всем написанном в книге закона, чтобы исполнять это» (Втор. 27, 26).
Никто вполне не исполнил всего – и вы не осмелились противоречить, – но одни более, а другие менее соблюли заповеди. Посему, если люди, сущие под этим законом, оказываются подверженными проклятию, потому что не исполнили всего, то не более ли подлежат проклятию все народы, виновные в идолопоклонстве, деторастлении и других пороках..
Итак, если Отцу всего угодно было, чтобы Его Христос принял на Себя проклятия всех, за весь человеческий род, зная, что Он воскресит Его распятого и умершего, то для чего вы говорите, как о проклятом, о Том, Который по воле Отца захотел претерпеть это, а не оплакиваете скорее самих себя?
И пусть никто из вас не говорит: если Отец восхотел, чтобы он терпел это для того, чтобы язвою Его изменился род человеческий, то мы никакого не сделали зла.
Если будете говорить так, раскаиваясь в грехах, признавая Его Христом и соблюдая заповеди Его, то, как я сказал, вам будет отпущение грехов.
Но если проклинаете Его и верующих в Него, и когда есть возможность, убиваете их, то как же то, что вы возложили на Него свои руки, не взыщется с вас как людей нечестивых, грешных, совершенно жестокосердых и безумных».
Рассказав своему собеседнику, иудею Трифону, о Замысле Божием, восторжествовавшем во Христе, св. Иустин увещевает собеседника и его единоверцев иудеев: «Не говорите, братья, ничего худого на Того распятого и не ругайтесь над Его язвами, которыми могут все исцелиться, как и мы исцелились.
Прекрасно было бы, если бы вы поверили Писаниям и приняли обрезание жестокосердия вашего, а не то, которое имеете по утвердившемуся в вас мнению, потому что ваше обрезание было дано, как знак, а не как дело праведности, в чем убеждают нас Писания.
Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, последуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы» (Диалог. Гл. 137).
Еще у св. Иустина есть размышления о том, что Крест Христов и Смерть Христа наносят поражение диаволу и бесовскому царству.
Искупление в понимании современного православного богословия
Итак, мы видим, что первохристиане придавали теме Смерти Христовой большое значение. В основе всего лежало твердое, как фундамент, убеждение, что Христос умер, по Замыслу Божию, для того, чтобы Своей Смертью как Жертвенный Агнец искупить людей от грехов. Искупление произошло, прощение предложено, и всякий, кто ответит Богу из глубины своей свободы да, приобщается к новой жизни и, в перспективе вечности, – к Спасению.
Кроме этой, магистральной мысли, разные авторы считали совершенно нормальным предлагать другие гипотезы и интерпретации.
Шло время. Христианское богословие развивалось. Углублялось понимание того, Кто Такой Иисус Христос и каков «механизм» Искупления.
Вместе с тем, Крест Христов стал рассматриваться не изолированно, не сам по себе, а в связи с Воскресением Христовым в более широком смысле – в связи с исцелением человеческой природы, которое совершил Христос. Укажем основные моменты православного понимания Крестной Смерти и Искупления:
Человек был создан для нетления и призван к общению с Богом. Сам человек, кстати, при творении был открыт как для бессмертия, так и для смертности. Своим послушанием Богу человек актуализировал бы бессмертие, своим протестом против Бога и автономизацией, обрел бы смертность. Человек выбрал последнее и стал смертным. Эта драма, о которой повествует Библия в самом начале, называется Грехопадением.
В Грехопадении человеческая природа повредилась. «В отделении и отдалении от Бога человеческая природа расшатывается, разлаживается, разлагается. Самый состав человеческий оказывается нестойким и непрочным.
Связь души и тела становится неустойчивой. Тело превращается в темницу и гробницу души… Разлучение души и тела, слабо скрепленных друг с другом, становится неизбежным…» (прот. Г. Флоровский).
Человек в Грехопадении стал смертен и действительно умирает.
Надо сказать, что Грехопадение повредило не только человеку, но явилось катастрофой для космоса и всего творения.
Человек есть «малый космос», в нем «соединяется всякий род жизни» (св. Григорий Нисский) — в нем, и только в нем, весь мир соприкасается с Богом. И потому отступление человека отчуждает от Бога всю тварь, опустошает ее, как бы ее обезбоживает.
Грехопадение человека расшатывает космический лад и строй. Грех есть нестроение, разлад, беззаконие… И потому, по образному выражению одного церковного песнопения, «солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, холмы встрепеташа, егда рай заключися»
Человек и весь мир невыразимо страдают в таком падшем состоянии, и Господь предпринимает, прежде исполнения полноты времен, дело Спасения человека. Для этого Господь посылает Сына в мир и Тот принимает на Себя полноту человеческой природы.
«Вся жизнь Спасителя была единым подвигом страждующей любви. Вся жизнь Его была крестоношением. Но страдание еще не весь Крест… И Крест больше, чем страждующее Добро…
Жертва Христова не исчерпывается послушанием, долготерпением, состраданием, всепрощением. Нельзя разрывать на части единое искупительное дело Христово. Земная жизнь Спасителя есть единое органическое целое, и не следует связывать его искупительный подвиг с одним каким-либо отдельным ее моментом.
Однако вершина этой жизни — в крестной смерти, о чем прямо свидетельствовал Господь, говоря: Я пришел на час сей (Ин. 12, 27)» (прот. Г. Флоровский).
Итак, кульминация подвига Спасения человечества и мира – Крест Христов. Каким образом, по мысли православного богословия, совершилась эта Тайна Искупления?-------
А таким, что Христос принял на Себя грехи всего мира. Когда говорим принял, имеем в виду, что действительно принял, взял их на Себя, как безмерный, непосильный никому из смертных груз.
В. Н. Лосский предлагает, например, следующий аргумент, показывающий не символичность, но реальность такого взятия грехов мира: «Слово благоразумного разбойника… мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал — приобретает онтологическое значение.
И благоразумный разбойник умирает легче, чем Христос. Христос же, когда Он соглашается принять ужасное последствие греха, когда в последних глубинах Своего нисхождения… Он познает смерть, видит, как обоженный человек противится в Нем этому «противоприродному» проклятию.
И когда собственная воля Слова, то есть Его человеческое естество, подчиняется, оно познает несказанный ужас перед смертью, ибо она Ему чужда.
Один только Христос познал, что такое подлинная смерть, потому что Его обоженное человечество не должно было умирать».
Христос не должен был умереть, потому что был непричастен первородному греху и не был подвержен, как все люди, смертности. Но он предал Себя в руки злодеев и добровольно дал Себя убить. Себя дал убить – Бессмертный! И сделал Он это как Жертвенный Агнец, которого приносили в Жертву, оставляя жить грешника.
Итак, самый главный смысл Крестной Смерти Христовой – принесение Себя в Жертву за грехи всего падшего человечества.»
-------------------
Помещаю ответ на вопрос читателя под статьёй, ибо не вижу своего ответа ему...
вопрос:
"Скажите? - За что Иуду, который способствовал искупительной жертве Иисуса Христа, определили в ад?
-----------
Ответ:
Во -первых, неправомерно говорить так, что Иуда способствовал искупительной жертве Христа...
ибо тогда можно было бы сказать, что и дьявол этому способствовал, совершив искушение Евы, затем грехопадению..а затем тому, что для искупления грехов пришёл Христос..
---------------
Это бесовская логика..., бесовское мышление..
-----------------
Все люди самостоятельно совершают свой выбор духовный, поэтому каждый пожинает то, что сеет..и взращивает то, во что вкладывает свои намерения и усилия...
----------------
На месте Иуды мог оказаться любой другой, т.к такой "сорт" людей существует и действует на земле согласно их внутренним убеждениям и целям..
--------------
Никто не определяет за человека, кудА ему идти - в рай или в ад...
--------------
Первоочередное решение - это воля самого человека, его духовный выбор.
-------------
Если человек выбирает жить в Господе, верить Ему, как в своему Господу, быть Ему верным, жить по Его Заповедям, Любить Его всем сердцем..--- то значит, человек выбирает Царство Небесное..и определяет своё будущее таким образом
----------------------
И, напротив, если человек НЕ верит Господу, не смиряет перед ним свою гордыню, не хочет идти за Ним, бунтует против Него, стремится к собственной выгоде и славе, предаёт Христа ради своих интересов или бунта, по причине собственных желаний и понятий, которые не соответствуют Божьим (истинным)..то такой человек выбирает тьму..
-----------------
Иуда НЕ хотел быть с Господом и не верил Ему...не принимал Его за Господа не стремился в Небеса...
но он искал славы, богатства, успеха для себя на земле...
------------
Христос ему был нужен только как средство к достижению своих целей на земле...а когда он понял, что Христос не собирается быть земным царём и обеспечивать Иуду земными почестями, он был разочарован...и зол...
-----------
он решил "отмыться" предательством Христа и заслужить у властей себе доверия...однако, затем понял, что это не принесёт ему счастья....он сожалел только о том, что не получилось у него не то, ни другое...посчитал,что жить больше не стоит..
--------------
Если бы он на самом деле раскаялся перед Господом, он не покончил бы с собой...но рыдал бы у Его ног, был бы Им прощён и омыт...ведь,Христос простил разбойника на кресте и забрал в Рай.и Петра простил, когда тот отрёкся от Него, но потом раскаялся...
-----------------
Я не знаю, какова будет окончательная судьба Иуды...ведь, состоится ещё Последний Суд....но на тот момент он выбрал ад...
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности