«Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас, дом Израилев» - /Ам.5.1/.
«Плач сигнализирует вам и окружающим людям о том, что есть важная проблема, которую вы (пока что) не в силах решить», - говорит Джонатан Роттенберг, - что от плача приходит радость, радость рождения».
Плач - первый пункт в списке дел нашей жизни. «Первое, что делает ребёнок, когда рождается – плачет, - говорит Ошо, - и что остаётся на всю жизнь - плач по тому, или другому». «Мы плачем, приходя на свет, - говорит Франсуаза Саган, - а все дальнейшее подтверждает, что плакали мы не напрасно». Дальше предугадать, что вызовет у нас слезы, практически невозможно. Кто-то прибегает к плачу от грусти или злости, другие не могут удержать слезу при виде очаровательного щенка, при звуке национального гимна или при просмотре душещипательного фильма. Причин для слез великое множество, и к слезам мы прибегаем в жизни далеко не один раз.
«Кто рад сомнительным удачам, - говорит Гасан Гузунов, - кончает часто горьким плачем». Раз пришла удача в благовестии, одним днём и возникло сомнение: «Ум отходит от дверей сердца, - пишет Брянчанинов, - печальный, и в горьком плаче ищет отрады и не находит, народ не приходит». Почему? Горечь плача в церкви, а покоя нет.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» - /Мт.5.4/ Бедным людям привычно плакать, добрые бедняки плачут по-доброму. Мы склонны думать, что блаженны смеющиеся, но Христос, Который и Сам был великим Плачущим, утверждает: «Блаженны плачущие». Существует греховная печаль, которая является врагом блаженства, - печаль мирская, - безнадежная меланхолия на духовной почве и неутешная печаль о земном. Существует также естественный плач, который может содействовать блаженству, если благодать Божья будет действовать через него и освящать то горе, по поводу которого мы плачем. Но существует благодатный плач, который подготавливает путь к блаженству, серьезность настроения, состояние мёртвости поклонения по букве для веселья, подлинная скорбь.
Зачастую во время занятий духовными практиками многие люди начинают плакать. Плач может случаться как во время коллективной практики, так и при личной практике дома. Некоторых новичков удивляет и приводит в недоумение этот плач, который случается либо с ними самими, либо они наблюдают его со стороны у других людей. На самом же деле плач при молитве и созерцательных практиках, когда с душой человека начинает работать благодать Божия, - вполне естественный и даже желанный процесс. Вот, вижу сердце мое в борьбе: как буду говорить о святом плаче моим современникам? Знаю, что они сочтут, стыдом для взрослых плакать о чем бы то ни было. Да, действительно стыдно плакать, но это только тогда, когда речь идет о вещах преходящих: о карьере, об имуществе, о привилегиях, или социальном положении, или о здоровье и подобном сему. Но плач, о котором предстоит нам слово, касается наших отношений с Вечным Богом: он, плач сей, принадлежит иному плану бытия. Он вызывается прикосновением к нам Духа Божия. Он посетил,… сердце исполнил не тленною любовью, ум же поразил новым видением…
«Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» - /Пс.83.7.8/. Эти неукротимые души способны петь в горести и видеть радугу сквозь слезы. Они превращают трагедию в триумф и используют неудачи как трамплины к новым достижениям.
Плач – один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т.п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Стилистика плача использована, в частности, в некоторых текстах Библии одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра «Плач Иеремии», где говорится: «Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! … Об этом плачу я; око моё, око моё изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» - /Пл.Иер.5.16; 1.16/, а также в гомерских поэмах. «И вот теперь мы обратим особое внимание на стихи псалма: «И плачу, постясь, душою моею… ждал сострадания, но нет его, - утешителей, но не нахожу» - /Пс.68.11. 21/. «Пятый с плачем куда-то бежал - не найду я дорогу до дому!» - /А.Кристи/. «Плача, по дороге бродит Янош. Сверху спрашивает кто-то: - «Что ты плачешь, Янош?». «- Чтобы вам пришла охота для меня открыть ворота!» - /С.Маршак/. Так открываем ли мы ворота для плачущих - спасения? Или таковых не знаем и не встречаем, а может и сами как куклы?
«То лучше нам ходить в дом плача» - /Еккл.7.2/, но не для того, чтобы увидеть помпезность похорон, а разделить скорбь, получить хорошие уроки у умершего, который уходит отсюда в свой вечный дом, и у скорбящих, идущих по улице. Польза, которую нужно получить в доме плача, поступает в виде информации: таков конец всякого человека. Это – конец человека в этом мире, последний период его пребывания здесь; он больше не вернется в свой дом. Таков конец всякого человека; все согрешили, и смерть перешла во всех человеков. Нам придется расстаться со своими друзьями, похожими на этих плакальщиков, и уйти, как ушел этот умерший человек. Нас постигнет та же участь, что и других; чаша передается по кругу, и вскоре настанет наша очередь принять ее. Для дальнейшего доказательства этой истины (ст. 4) автор так характеризует мудрого человека: сердце мудрых – в доме плача; он много общался с плачущими участниками церемонии, и это является доказательством и помощью его мудрости. Дом плача – это школа для мудрого человека, где он получил много мудрых уроков, и там, где он серьезен, он чувствует себя в своей стихии. Когда он находится в доме плача, его сердце пребывает там же, чтобы воспользоваться очками вечности, которые там предлагаются ему; более того, находясь в доме пира, его сердце находится в доме плача из-за сочувствия к тем, кто в скорби.
«И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне» - /2Цар.19.1.2/. «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» - /Лук.23.27.28/. А то, что следовавшие за Иисусом женщины «плакали и рыдали», не служит ли для нас нравственным уроком? Слабая душа есть женщина; но если она чрез покаяние получает сокрушение сердца, плачет и рыдает, то она поистине следует за Иисусом, распинаемым и злостраждущим ради нашего спасения.
Евангелист Лука говорит, что за Христом шло немало «женщин, которые плакали» - /Лк. 8.52/ и «рыдали о Нем», считая Его невинной жертвой злобы врагов. Господь, при виде этих знаков сочувствия, сказал им (впрочем, Меркc полагает, что в еврейском языке выражение «дочери Иерусалима» означало не одних женщин, а всех обитателей столицы), что их судьба также будет несчастна, даже еще бедственнее судьбы Христа (потому что Христа после смерти ожидает прославление, а их только мучительная и бесславная смерть). В особенности им тяжело будет смотреть на мучения, которым подвергнутся, очевидно, при разрушении Иерусалима их малые дети.
Смерть Господа Иисуса могла вызвать естественное сочувствие во многих людях, даже тех, кому были чужды благочестивые чувства; многие оплакивали Христа, но не верили в Него, и многие, рыдавшие о Нем, не любили Его от всего сердца. Здесь говорится, что сказал Иисус этим плачущим. Казалось бы, Он должен был быть полностью поглощен Своими заботами, но Он все-таки нашел время и силы заметить эти слезы. Христос умер оплаканным, и слезы плачущих нашли место в Его сердце. Обратившись к ним, хотя они были незнакомы Ему, Он убеждает их плакать не о Нем, но о себе. Он направляет их рыдания в другое русло, ст. 28.
Христос дает им общее наставление по поводу их плача. «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне...» Это был не упрек за то, что они плакали о Нем, а скорее, одобрение; страдания такого Человека не могли не затронуть только жестокосердых; однако плакать им следовало не столько о Нем (слезы, проливаемые о Нем, были бесполезными), сколько о себе и о детях своих, ввиду грядущей гибели Иерусалима, ибо некоторые из них, возможно, увидят ее и будут участвовать в этом бедствии, или, по крайней мере, их дети, о которых они должны заботиться. Отметим: когда мы очами веры созерцаем Христа распятого, мы должны плакать не о Нем, а о себе. Нас не должна трогать смерть Христа так, как трогает смерть обыкновенного человека, несчастью которого мы сострадаем, или друга, с которым нам предстоит расстаться. Смерть Христа - это особая смерть: это Его победа над врагами, Его торжество над ними; это наше избавление, приобретение вечной жизни для нас. Поэтому будем плакать не о Нем, а о своих грехах и грехах наших детей, так как они составляют истинную причину Его смерти. Будем плакать из страха (именно о таких слезах здесь говорит Христос) перед несчастьями, которые мы навлекаем на себя, когда пренебрегаем Его любовью, отвергаем Его благодать, как делали иудеи, за, что и пришла на них погибель, предсказанная здесь.
Итак, в бездне плача находится утешение; и чистота сердца получает просвещение. Просвещение же есть неизреченное действие, неведомым образом разумеваемое и невидимо зримое. Утешение есть прохлаждение болезни - ноющей души, которая, как младенец, и плачет внутренне, и вместе радостно улыбается. Заступление есть обновление души, погруженной в печаль, которое чудным образом превращает болезненные слезы в сладостные.
Когда наши дорогие родственники и друзья умирают во Христе, у нас нет причин оплакивать их, так как они освобождаются от бремени плоти, становятся совершенно святыми, входят в совершенный покой и совершенную радость; мы должны плакать о себе и о наших детях, оставшихся в этом мире греха, скорбей и соблазнов.
Христос разъясняет, почему они должны плакать о себе и о детях своих: «Ибо вот, на ваш город приходят печальные дни, он будет разрушен, и вы подвергнетесь всеобщему уничтожению». Когда ученики Христа опечалились благочестивой скорбью о том, что Он оставляет их. То Христос осушил их слезы, пообещав, что увидит их опять, и они «возрадуются сердцем» - /Иоан.16.22/.
Но когда дщери Иерусалимские оплакивали Его, движимые только плотской скорбью, Он направил их слезы в совершенно другое русло и сказал, что им предстоит нечто такое, о чем они будут плакать. «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте» - /Иак.4.9/. Недавно Христос Сам оплакивал Иерусалим, а теперь предлагает им плакать над ним. Слезы Христа должны и нас располагать к слезам. Пусть дочери Сиона, признающие Христа своим Царем, радуются в Нем, ибо Он идет спасти их, а дочери Иерусалима, только оплакивающие Христа, но не принимающие Его своим Царем, пусть рыдают и трепещут от мысли о том, что Он идет судить их.
«И отрёт, Бог всякую слезу с очей их … ни плача … уже не будет; ибо прежнее прошло» - /Отк.21.4/. Об этом тоже мечтали пророки древности. «Радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселие, а печаль и воздыхание удалятся» - /Ис.35.10/. «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться, о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля» - /Ис.65.19/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Иисус пришел в этот мир, как Агнец Божий для Израиля и Сын Божий для всех народов. Перед тем, как был казнен, Он сказал, что совершил все то, что ожидал от Него Отец наш Небесный. В том числе победил этот мир, чего и нам желал, где мы будем иметь скорбь, но обязаны мужаться и претерпевать до конца трудности и соблазны. А плачущие? да, их предостаточно среди людей, однако пожелавший в первую очередь познать правду Царства Божьего реально выйдут на стезю сынов Его, где слезы слабых духом преобразуются в радость от познания тайн Царства Небесного.