«Христиане это христоносцы, и тем самым носители и обладатели вечной жизни. И это по мере веры и по мере святости, которая от веры. Святые — самые совершенные христиане, потому что они в наибольшей мере освятили себя подвигами святой веры в воскресшего и вечноживого Господа Иисуса. Действительно, они единственные истинные бессмертные в роде людском, ибо всем существом своим живут в воскресшем и ради воскресшего Господа Христа, и над ними никакая смерть не имеет власти... Жизни святых это в действительности жизнь Богочеловека Христа, которая переливается в Его последователей и переживается ими в Его Церкви. Ибо и самая маленькая частица этой жизни — всегда от Него непосредственно, потому что Он есть жизнь (ср. Ин 14:6, 1:4), жизнь бесконечная, и безграничная, и вечная, которая божественной силой Своей побеждает все смерти и воскресает из всех смертей...» Преподобный Иустин (Попович)
В 1938 году Святитель Иоанн (Максимович) отмечал: «Бесчисленный сонм новых мучеников засвидетельствовал свою верность Христу... В великом лике прославленных на Руси угодников Божиих много было и святителей и преподобных и праведных и юродивых. Но мучеников на Русской земле было лишь несколько за все прежнее время. «Пресветлое мученическое воинство», кровь которого явилась семенем христианства по всей вселенной, прославляемое почти ежедневно земной Церковью, почти не существовало в небесной русской Церкви. Настало время восполнить его ряды. К небольшому числу мучеников и страстотерпцев, пострадавших в прошлых веках, присоединилось ныне несметное число новых страстотерпцев и мучеников...»
Невыносимые скорби, и смертельные искушения выпали на долю многих подвижников 20 столетия в странах, которые захлестнула волна социализма.
Утешение подвижники находили в молитве, вынести скорби и нестерпимую боль помогала вера в мудрый Промысел Божий и великое смирение. После великих страданий, подвижники получали утешение. Благодать Божия помогала мученикам за веру переносить боль. Господь давал уверенность и смелость тем, кто был готов пострадать за веру Христову, а те, кто не имел достаточной веры, чтобы донести до конца свой крест, потом всю оставшуюся жизнь корили себя за маловерие.
Святые отцы предсказывали, что в последние времена люди будут спасаться безропотным несением скорбей и болезней. Примеры из жизни подвижников и мучеников 20 столетия помогают нам понять глубокий смысл этого предсказания, учат нас смирению, с которым следует переносить скорби и болезни.
Ныне прославленный Афонский старец Иосиф Исихаст говорил своим духовным детям, когда они нуждались в утешении: «Не отчаивайтесь, наш Бог велик, Он смотрит на нас, наблюдая за нами, и посредством скорбей мы к Нему приближаемся. После креста Бог воскрес. И взошёл на небо по человеческому естеству. После скорбей приходит утешение, видение и откровение той души, которая страдает, когда радуешься, утешение не приходит... Ибо каждому утешению предшествовала смертельная скорбь — удушье души... Сначала я пил скорбь вёдрами, а затем Бог давал мне благодать ложечкой».
Приведём отрывок из замечательной книги старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом»: «Искушения его были невероятно жестокими, как он сам говорил об этом: «Если Я вам стану описывать свою борьбу с искушениями, вы не в силах будете об этом слышать. Ибо вся моя жизнь была сплошным мученичеством. Но благодать Божия и Госпожа наша Богородица, всегдашнее моё предстательство, дали мне некий вид настойчивости и твёрдости, и я не отступал. Здесь более всего помогают и спасают слёзы. Но всё зависит от Божией Благодати». Старец нам говорил, что в великих искушениях он познал ощутимым образом благодать Божию. Ибо Бог отвечает соразмерно величине искушения, которое тот претерпевает ради любви Божией.
И когда человек трудится для Бога с добрым произволением, невозможно, чтобы Бог оставил его искушаться сверх сил. Но и воздаяние будет соответственным. Об этом нам говорит и Авва Исаак Сирин: «Когда кто-нибудь переживает большое искушение, и попросит Бога об избавлении от него, и будет услышан, тогда этот человек лишается благодати, соразмерной величине искушения, которое Бог отнял». Это значит, что тот, кто хочет познать благодать Божию, должен проявлять терпение в искушениях. С верой и доверием к Богу он должен держать фронт, и Бог — рядом».
Недавно прославленный Святогорский старец Паисий* говорил: «Записывайте то, что вам известно о благочестивых старцах, потому что придет пора, когда деятельного примера будет недоставать, а народ Божий будет с жаром искать слова, сказанного из опыта, чтобы утолить свою духовную жажду». Пророчество старца Паисия сбывается в наши дни.
В новой книге мы продолжим рассказ об Афонских старцах, начатый в книге «Великие старцы 20 столетия», расскажем о духовных наставниках и подвижниках России, Украины, Грузии, Румынии и других стран. Приведём свидетельства современников в очерках о жизни знаменитых патриархов и митрополитов, которые помогут узнать о простоте, милосердии и доброте великих людей 20 столетия. Особое внимание уделим подвигу мучеников за веру Православную в годы безверия и последние года 20 столетия.
Нам трудно понять, как мученики и исповедники последних времён могли вытерпеть выпавшие на их долю страдания. Мы чуть не плачем от боли уколовшись иголкой или порезав палец, а исповедники даже не стонали, когда им под ногти вгоняли иглы, и жестоко избивали. Мы стараемся теплее одеться, когда чуть похолодает на улице, а исповедников босых и без одежды выгоняли в 40-ко градусный мороз на улицу, или бросали в ледяные карцеры, а они, согреваясь молитвой, выживали.
Игуменья Антония (Ефременкова) (1888– 1978) рассказывала о чудовищных пытках в лагерях: «… Били, а мы молчим. Мучители свирепеют, а нам кричать-то нельзя. Крикнешь – крест из сундучка выпадет, а какой же ты монах без креста?» «Сундучком» называли место во рту под языком, где каждый хранил свой крестик...»
В книге «Искусство спасения», в которую вошли беседы и проповеди старца Ефрема Филофейского**, в одной из бесед старец рассказывает о восемнадцатилетний мученике за веру Христову по имени Феодоре, пострадавшего за веру в древние времена, который удостоился чудесного заступничества: «Его привязали к столбу, раздели и стали железными крючьями строгать его тело; кровь лилась рекой. С живого с него сдирали кожу, а открытые раны поливали уксусом и посыпали солью... С утра до вечера, сменяя друг друга, солдаты мучили его... Увидев, что юноша чуть жив, его сняли со столба и отдали родным. Родственники отнесли мученика домой, и постарались оказать ему помощь. Когда юноша открыл глаза, родители стали его спрашивать:
— Чадо Феодоре, откуда такое терпение? Как ты не возроптал? Как не закричал от боли?
— Я вам отвечу. Когда меня повесили на столбе и солдаты стали строгать моё тело острыми железными когтями, мне было так больно, что боль доходила до самого сердца. И я сказал себе: «Несчастный Феодор, терпи эту боль, чтобы тебе избежать вечных адских мук!» Утвердив таким образом ум на мысли об адских мучениях, я решил: «Буду терпеть», — и когда ум мой укрепился в этой мысли, и я намеревался твёрдо терпеть, то увидел, что ко мне приближаются трое прекрасных юношей. У одного в руках был сосуд с Небесным миром. У другого — небольшие полотенца. Третий, взяв одно полотенце, обмакнул его в сосуд с миром и положил мне на лицо. От благоухания святого мира я перестал чувствовать боль и скорбь. Я ощущал блаженство и был как Ангел; мне было так хорошо, что лучше бы меня никогда не снимали с того столба, ведь, как только меня сняли, Ангелы тут же удалились. Пусть бы меня годы так строгали, я был бы счастлив!
Мы видим в случае мученичества сверхъестественное Божественное вмешательство. Бог — это начало и свершение мученичества. Если сердце исповедника не будет охвачено Божественным огнём, то по-человечески ему невозможно принести исповедание о Христе и мужественно перенести мучения. Потому, когда помысел нам говорит: «Ну какой из тебя мученик! Как ты перенесёшь страдания, ведь ты не можешь вынести даже малейшей боли», — будем верить, что если Бог и определит нам пострадать, то придёт Сам Христос, пошлёт Святого Духа, низведёт с Неба огнь, распалит нас Им и даст нам силу перенести страдания.
Мы видим, как развиваются события в мире, знаем из пророческого откровения Церкви, что настают тяжкие времена, так что, возможно, мы уже находимся внутри круга, и чем дальше, тем ближе будем приближаться к его центру — и тогда, главное, о чём мы должны позаботиться, это о «едином на потребу». Будем приготовляться духовно, готовить душу, очищать себя от всякого греха, каяться в грехах содеянных или в тех, что, возможно, мы ещё не раз совершим, дабы как можно лучше приготовиться к концу. Кто знает, может и нам предстоит пострадать...»
*13 января 2015 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил к лику святых старца Паисия Святогорца (1924 — 1994). День памяти - ¬ 12 июля.)
** Старец Ефрем Филофейский (проигумен афонского Филофейского монастыря), духовный сын преподобного Иосифа Исихаста.
Старец Ефрем Филофейский (в миру Иоаннис Мораитис, 1928 г. р.), за короткий срок с Божией помощью создал в США и Канаде девятнадцать монастырей. Все монастыри общежительные, руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы прп. Иосифа Исихаста. К старцу Ефрему в монастырь святого Антония в Аризоне приезжают за духовным советом люди из многих стран.
Схимонах Иосиф Ватопедский. «Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского». Москва. Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь. 2012.
«Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец». Соств. Иеромонах Серафим (Роуз) Игумен Герман (Подмошенский). Российское отд. Валаамского Общества Америки. Москва. 2003
Старец Ефрем Филофейский «Искусство спасения». Издательский дом «Святая Гора». 2012.
Т. Верненская. «Светлой памяти игумении Антонии (Ефременковой)». Журнал Московской Патриархии (№9 1998).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
\"Великострадальцы\" - Николай Погребняк В России период религиозного мира продолжается уже четверть века, и от такого длительного \"застоя\" в церквях появилась тоска по подвигам во имя Христа. Когда увеличение количества благотворительных программ перестало удовлетворять жажду паствы по героическим делам и героям веры, пастыри начали искать и находить подмену истинному страданию за веру. Они стали взращивать мифы великострадальчества – ложь, взгревающую гордыню верующих, и тем губящую их.