Слово «диалектика» в моем понимании, в первую очередь, означает то, что все в нашей жизни имеет свой АВЕРС и РЕВЕРС. Или: «всякая палка – о двух концах». А многое имеет более двух концов («ди», «диа» – это «два») или там граней. Грубо говоря, диалектическая задачка решается следующим образом: возьмите «среднее арифметическое», объединив кажущиеся на первый взгляд противоположными высказывания, и получите искомое.
Помимо «аверса» и «реверса» диалектика охватывает еще и взаимозаменяемость причины со следствием. В качестве примера такого ее проявления процитирую Жанну Гийон («Избранное»): «…не знание рождает любовь (речь идет о знании Бога и любви к Нему – В.А.), хотя и предваряет ее, но подобное знание происходит от любви, хотя впоследствии осведомленность, порожденная любовью, способствует возрастанию самой любви, что, в свою очередь, проясняет знание, и так беспрестанно…». Или еще к тому же: «…вера – это состояние сердца и ума, вырастающее из наших действий в той же мере, в какой она ими управляет» (Чарльз Колсон, «Любить Бога»). А Иаков так говорит об Аврааме: «…вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства…» (Иак. 2:22).
Логики-метафизики зацикливаются на какой-нибудь из крайностей и могут до одури спорить: зебра – это белое животное с черными полосами или черное животное с белыми полосами. Им и невдомек, что на самом деле – то и другое. Или. Сидящий на одной стороне камня жалуется, что ишиас обострился, а сидящий на другой стороне того же самого камня, наоборот, радуется, что у него оный утих. Третий же, подойдя, похлопав по плечам и потрепав затылки обоих, объяснил им, что один из них сидит на солнечной стороне камня, другой – на теневой. Если температура камня выше температуры человеческого тела, то это – лекарь. Если ниже, то источник заболеваний. И таких примеров можно сколько угодно найти в подходах христиан ко многим библейским истинам.
Крайности можно сравнить с кюветами (канавами) по обе стороны дороги. А оптимум – с наилучшей для движения частью ее. В жизни истинно верующего человека, то есть полностью отдавшего себя Господу, оптимум – это линия, по которой ведет его Бог.
«Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что, кто боится Бога, тот избежит всего того (вар.: тот избежит всех крайностей)». (Еккл. 7:18)
* * *
Бог возложил проклятье адамова греха на всех и каждого. «Ай, как не справедливо!»
НО…
Он же и одаряет праведностью Христа всякого, кто принесет искреннее покаяние и исповедание своих грехов перед Ним, смывая Кровью Иисуса все грехи с этого человека – и адамовы, и собственные добровольные. Тем самым с лихвой покрывая ту Свою вроде бы «несправедливость».
* * *
«Все в наших руках» – МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНОЛЕКТИКА («моно» – «один»; выбор одной из логических крайностей). «Все в руках Божьих» – уклон в сторону ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНОЛЕКТИКИ.
На Бога уповай! но коня седлай. Седлай, как положено. Господь за тебя это делать не станет. Не будь нерадивым: трудись в полноту возможностей своих, постоянно спрашивая у Бога, стараясь глядеть на себя Его взглядом, отдавая Ему славу за свои достижения и неустанно благодаря Его. И будь всегда начеку, трезвись и бодрствуй, ибо «дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Это уже – БИБЛЕЙСКАЯ ДИАЛЕКТИКА.
Познав свои огрехи,
Дави «клопов» своих!
Нам Бог дает орехи,
НО…
Он не колет их.
Вот это-то разделение труда и ответственности между Богом и человеком является весьма трудным вопросом для многих христиан, поскольку в большинстве своем люди легко скатываются к крайностям.
* * *
«Никто не может прийти ко Мне, Если не привлечет его Отец, пославший Меня…» (Ин. 6:44)
НО…
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» (Мф. 7:7, Лк. 11:9)
Если просто сидеть на диване и ждать, пока Он призовет, то вряд ли призовет. Бывает, но крайне редко. Как поучал Павел античных суесловов, Господь произвел людей, «дабы они искали Бога, не ощутят ли его и не найдут ли, хотя он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).
* * *
«…приходящего ко Мне не изгоню вон…» (Ин. 6:37)
НО…
«Кто не пребудет во Мне, извергнется вон…» (Ин. 15:6)
* * *
В нашем материальном мире и во всем, что связано с человеческим существованием В НЕМ, не существует 0 и 100 процентов. Кроме поштучного, поголовного и персонального исчисления. Все остальное располагается вдоль шкалы между 0 и 100 процентами.
НО…
Данный постулат нельзя применять к миру духовному. Абсолютное Добро и абсолютное зло – это объективные реальности, не данные нам в физическое ощущение.
* * *
Всякая крайность, в том числе в подходе к Божественной истине, – это удаление от оптимума, от диалектической сути истины.
НО…
В юности духовной можно и даже, может быть, стоит впадать в крайности, дабы быстрее и прочнее «пристраститься» к слову Божьему.
* * *
Все в нашей жизни земной, мирской – ерунда в сравнении с тем, чтобы успеть вскочить хотя бы на ПОДНОЖКУ ПОСЛЕДНЕГО ВАГОНА ПОЕЗДА в жизнь вечную.
НО…
Если проникнуться таковой установкой – ориентировкой на ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН, – то наверняка НЕ УСПЕЕШЬ ВСКОЧИТЬ.
* * *
Единственная священная книга для христианина – это Библия.
НО…
Когда священность ее понимается в амулетном смысле, когда поклонение переносится с сути Слова Божьего на печатное издание, произносятся клятвы над ней и т.п., тогда возникает очередная разновидность идолопоклонства.
* * *
Человеку полностью освоить Священное Писание – все равно, что муравью вырасти до слона.
НО…
Это не значит, что надо махнуть рукой и оставить себя муравьем!
* * *
Наш меч – Слово Божье и не что иное.
НО…
Когда ты этим мечом разишь противника, оружие сие находится в ТВОИХ руках!
НО…
Победа тебе обеспечена только в том случае, если ты полностью отдал свою разящую десницу в десницу Господа.
* * *
Несите Евангелие всему миру (Мф. 28:19,20; Мк. 16:15).
НО…
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Мф. 7:6).
Благовествуя и свидетельствуя, не надо лезть ко всем подряд; руководствуйтесь не собственными умственными установками, но движением Духа. Ибо без Него не можем делать ничего (Ин. 15:5).
* * *
Без водительства Божьего Духа просто делать нечего на страницах Священного Писания.
НО...
Читайте, читайте Библию! Не торопитесь только озвучивать получаемые вами знания, пока Дух Божий не поведет вас по ее страницам (а Он обязательно поведет того, кто неуклонен в стремлении познать Господа и Его Слово). Тогда уж не держите в себе взаперти истину Божью. Да вы и не сможете держать – Он не даст.
* * *
Библия не является снарядом для упражнений интеллектуалов. Это – средство для живого личного общения между Создателем и созданием.
НО…
Некоторых интеллектуалов через такого рода упражнения Господь, хоть и в очень редких случаях, все же бывает, что приводит к Себе и, соответственно, к спасению.
* * *
Вся Библия – Богодухновенная книга.
НО…
Написана и переведена людьми. Потому-то и важно помнить, что «буква убивает, а дух животворит». И потому гораздо правильнее, глядя в Писание, слушать живой голос Господа, нежели хлестать друг друга теми или иными фразами.
* * *
«…ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». (Мф. 5:18)
НО…
«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу». (Евр. 7:18,19)
При переводе с греческого вместо слова «отменение» (отмена, по современному) лучше было бы употребить «замена». И надо при этом помнить, что замену заповедей осуществляет ТОЛЬКО Сам Бог и НЕ УПРАЗДНЯЕТ ослабевшую со временем, а УСИЛИВАЕТ и ПЕРЕМЕЩАЕТ АКЦЕНТЫ в сторону от закона к обетованиям благодати.
* * *
Бог познаваем – в том смысле, что его можно и нужно ПОЗНАВАТЬ (Прит. 3:16; Ос. 6:3,6; 2 Пет. 3:18; Кол. 1:10).
НО…
Бог не познаваем – в том смысле, что его невозможно ПОЗНАТЬ во всей Его полноте (Иов. 36:25; Еккл. 3:11; Рим. 11:34). При переводе Библии на русский в ряде случаев те или иные спряжения глагола «познать» (в совершенной форме) лучше было бы заменить глаголами «познавать», «узнавать», «постигать» и т.п. и их производными (т.е. в несовершенной форме). И хорошо при этом добавлять «все более».
* * *
Процесс познания Бога бесконечен.
НО…
Процесс сей не следует прерывать, останавливать. Бог создал тебя по Своему усмотрению, а не по твоему. И создал В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДЛЯ ТОГО, чтобы ты стремился познать Его (Деян. 17:27).
* * *
А вы можете склонять голову и воздевать очи к небу одновременно?
* * *
Да, без святости никто не увидит Господа.
НО…
Пока вы не увидите Господа, вы не сможете освятиться.
Познание Господа и освящение ваше – это диалектический процесс. Приходите к Нему таким, какой вы есть, и по мере познания Его вы все более будете изменяться, освящаться Им. А по мере вашего освящения вы будете все более познавать Его.
* * *
«И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицом его». (2 Пар. 2:6)
«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я». (2 Пар. 6:18; 3 Цар. 8:27)
НО…
При этом Дух Божий способен умещаться и проживать в теле верующего в Него и делает это, предпочитая жить в нерукотворном храме (1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Кор. 6:16; Деян. 17:24).
* * *
«Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…». (2 Кор. 4:7)
НО…
Не следует зацикливаться на «керамике», а лучше руководствоваться установкой:
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5:48)
* * *
«Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал». (1 Кор. 7:17)
НО…
«Будьте подражателями мне, как я Христу». (1 Кор. 11:1; 4:16)
Кажущееся противоречие здесь диалектически разрешается в словах «как я Христу».
* * *
Тот, кто стремится походить на других, никогда не будет Божьим пророком.
НО…
Кто себя выпячивает – вот, мол, какой я не похожий на других – тоже не пророк. И вообще не Божий.
* * *
Соль должна быть соленой, а не сладкой, не кислой, не горькой. И не надо ей, соли, любоваться на сахар и пытаться брать с него пример.
НО…
Один Пример у нас, христиан, все же должен быть!
* * *
Плохо, если символике, в том числе христианской, уделяется слишком большое внимание.
НО…
Когда символика по каким-то причинам оказывается у той группы людей, в которой ты находишься, на важном месте, ты уж будь добр, относись к ней с должным уважением. Даже если она вызывает у тебя внутреннюю иронию.
* * *
Не будь терпим к злу.
НО…
«Поводок» отдай в руки Господа.
* * *
«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!» (Зах. 2:13)
НО…
Господь страстно желает общаться с дитем Своим! Лицом к лицу. Только не с плотью, а с духом его.
* * *
«…если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф. 18:3)
НО…
«…будьте мудры, как змии…»
НО…
«…просты, как голуби». (Мф.10:16)
То есть будьте как можно проще, непосредственнее СНАРУЖИ, в отношениях с людьми и, тем более, с Господом, доверяя Ему по-детски, полностью. И как можно мудрее ВНУТРИ, питаясь от Его премудрости. «Будьте просты, как голуби» означает, в частности: не афишируйте свою мудрость. Мудрость не напоказ должна выставляться, а дается для мудрого ее употребления.
* * *
«…Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых…» (1 Кор. 1:27)
НО…
Сам-то Павел (Савл) – не из троечников…
* * *
«…знание надмевает…» (1 Кор. 8:1)
НО…
«…кто любит Бога, тому дано знание от Него». (1 Кор. 8:3)
И ТАКОЕ знание НЕ надмевает, ибо любовь не превозносится, не гордится (1 Кор. 13:4), но назидает (1 Кор. 8:1).
* * *
Древо жизни – это истинная вера. Это Иисус Христос.
Древо смерти – это знания без веры или превыше веры. В том числе религиозные знания. Древо религии смертоносно! Если религия превалирует над верой, она глушит и постепенно убивает веру и тащит человека в ад.
НО…
Если вера твердо и навсегда стоит на первом месте, то чем больше знаний, тем лучше.
* * *
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас… когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф. 6:1-3)
«…Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно». (Там же, ст. 6)
НО…
«…мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми». (2 Кор. 8:21)
В 8-й гл. 2 Кор. Павел призывает коринфских христиан показать свою щедрость, тем самым доказав искренность их любви, а значит, и веры.
Очевидно, Иисус имеет в виду подаяние людям, тогда как Павел говорит о приношении Богу (на миссионерско-апостольское служение). Кроме того, возможно, Мф. 6:1-3 является не правилом на все случаи жизни, но правильным мотивом, обычной внутренней установкой христианина. И бывают случаи, когда все же стоит подать положительный пример, достойный подражания.
* * *
Человек подвергается соблазнам, испытаниям по воле Творца. По Его же воле не выдержавший испытание несет наказание.
НО…
И соблазны, и наказания приходят по большей части через других людей. И горе В КВАДРАТЕ, В КУБЕ тому, ЧЕРЕЗ кого приходит соблазн или наказание! Соблазнитель и палач – воистину несчастные люди. И уж самое страшное несчастье – если кто-то получает какое-то малопонятное удовольствие от такой вот роли.
* * *
«…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода …» (Исх. 20:5; Чис. 14:18; Втор. 5:9)
«Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказания за беззакония их». (Пл. Иер. 5:7)
НО…
«…сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына; правда праведного при нем и останется, и беззаконие беззаконного при нем и останется». (Иез. 18:20)
Здесь, очевидно, не следует путать действие проклятия с конкретным наказанием за конкретную вину.
* * *
«…если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие… Не истреблю ради десяти». (Быт. 18:26-32)
НО…
«…если бы какая земля согрешила предо Мною… и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души… сии три мужа среди нее… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы…». (Иез. 14:13-16)
Очевидно, это не есть заповедь или вечный обет Бога, но право суверенного Создателя казнить или миловать своих созданий в разных конкретных обстоятельствах по Своей суверенной воле.
* * *
«Кто не со Мною, тот против Меня», – говорит Господь. (Лк. 11:23)
НО…
Нам же Он наказал:
«Кто не против вас, тот за вас». (Лк. 9:50)
* * *
«…как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Римл. 2:21)
НО…
Все равно надо ребенку рассказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Даже если сам недалеко от него ушел в поведении.
* * *
Говоря о том, что лицам женского пола не совсем желательно проявлять излишнюю речевую активность в церкви и об их форме одежды, Павел, разумеется, был совершенно прав. Иначе этого не было бы в Св. Писании.
НО…
Нам, нынешним мужикам, с нашими собственными причинами для озабоченности, вряд ли стоит о таких вещах заикаться. Было бы куда лучше, если бы наши дорогие сестры сами как можно скрупулезнее относились к этим наставлениям. Им данные строчки из Писания гораздо нужнее, чем нам.
* * *
Истинные верующие – это те, чей ВНУТРЕННЕУСТАНОВОЧНЫЙ символ – сердце, отданное Богу, а не кулак, направленный против «иноверцев».
НО…
Истинная вера – это вовсе не обязательно «размазывание соплей по щекам». Защитить себя, семью, церковь, страну имеет право каждый верующий. А иногда и обязанность.
* * *
Заповедь «не убивай» не относится к полям сражений. Защита отечества от врагов его – священный ДОЛГ, а служение в органах защиты общества от преступности – почетное ПРАВО каждого гражданина, независимо от вероисповедания. Прощать же следует ЛИЧНЫХ врагов, а также ПОВЕРЖЕННЫХ врагов своей страны.
НО…
Там, где бал правит дедовщина,
Не место для христианина.
* * *
Так недостает истинно верующих людей в российских органах власти! ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НИХ Бог может благословлять государство.
НО…
Где коррупция насквозь все пропитала –
Еще только христиан там не хватало!
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых… и не сидит в собрании развратителей…» (Пс. 1:1)
* * *
Стремясь сохранить дружбу со странами-«отморозками» в своих корыстных политических и экономических устремлениях, Россия разделяет их проклятие. Где тут причина, где следствие?
* * *
«…будьте покорны всякому человеческому начальству…» (1 Пет. 2:13)
НО…
«Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили». (Ис. 3:12)
* * *
Всякая власть – от Бога.
«…нет власти не от Бога…» (Римл. 13:1)
НО…
Раздает ее в мире земном обычно дьявол (Лк. 4:6). Посему, повинуясь властям, стоит держаться подальше от власть имущих. При всей любви и доброжелательности к ним, как и ко всем людям.
* * *
И еще насчет любви. Представители власти, как и все народонаселение, являются людьми. А людей мы обязаны любить всех без исключения.
НО…
Это вовсе не обязывает нас любить власть как таковую. Как раз наоборот. Нам заказано любить мир вообще (1Ин. 2:15), а органы власти являются кульминационным сосредоточением всех его самых негативных «прелестей». Если не наравне, то наряду с уголовным миром.
* * *
«Тот народ или цивилизация, которые развивают светское образование, но не дают места слову Божьему, просто куют орудия своего собственного уничтожения». (Дерек Принс)
НО…
Допуск в светские образовательные учреждения разноцветья религиозных ПОДМЕНОК Божьего слова таит в себе не меньшую опасность.
* * *
«Ученик не выше учителя… довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его…» (Мф. 10:24,25; Лк. 6:40)
НО…
«…верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». (Ин. 14:12)
«Не выше» имеет здесь широкий морально-этический аспект. И остальные аспекты – в период ученичества. После того как ученик получит все, что учитель мог ему дать, и покинет его, или, наоборот, учитель покинет ученика по каким-то причинам, последний может со временем в чем-то, а то и во многом превзойти своего наставника. Только не следует ему мнить себя выше учителя, каких бы высот он ни достиг.
А в новозаветном эпизоде (Ин. 14:12) Иисус подразумевал, что ввиду небольшого срока Его земного служения последователи могут сделать что-то сверх того, что успел сделать Он. Однако не следует забывать, что сделать больше, чем Христос в период Своей жизни на земле, мы можем только под водительством Вечного Небесного Христа посредством Святого Духа. То есть не столько мы, сколько Он через нас.
* * *
Бережное отношение к животным – важный показатель человечности.
НО…
Когда нет любви к Богу и нет любимых людей, остаются кошки да собаки.
* * *
«Не упоминай имя Бога всуе» (3-я заповедь).
НО…
В суете мирской от Бога ум не закрывай –
Пусть по мелким поводам, почаще вспоминай.
* * *
«Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник и безопасен». (Пр. 18:10)
«…всякий, кто призовет имя Господне, спасется…» (Иоил. 2:32; Римл. 10:13)
НО…
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф. 7:21)
* * *
Сладок для Господа голос любящего Его.
НО…
Многословное пустословие – серьезный противник церкви. Скатывание в фарисейский кювет. Либо – в кювет по другую сторону дороги, языческий.
«…не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны…» (Мф. 6:7)
* * *
«От избытка сердца говорят уста». (Мф. 12:34; Лк. 6:45)
НО…
Далеко не всегда одно и то же на сердце и на устах.
«…этот народ приближается ко Мне устами своими и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня…» (Ис. 29:13)
* * *
«Что толку молиться о плодах, если у вас нет связи с корнем и вы не питаетесь от него…» (С. Шидловский)
НО…
Все равно молитесь о плодах. Во-вторых. Или там, в-четвертых. А во-первых – молитесь о вашей связи с корнем.
* * *
Поклонение БОЖЬЕМУ вместо БОГА (всему церковному, своему служению, помазанию, всем дарам Божьим, Его Царству и даже тем или иным Его качествам) – тоже идолопоклонство.
НО…
Согласитесь, «христианские идолы» все же лучше языческих, атеистических и мертвых религиозных. Особенно, если при этом все же стремиться неуклонно ставить Самого Бога выше всего Божьего. Ничего, если христианские идолы будут вашими первыми шагами от неверия или язычества к Господу. Главное – видеть за ними конечную цель – Его Самого.
* * *
Каждый может быть хозяином своих убеждений.
НО…
Обычно является их пленником.
* * *
Не грех иногда позабавляться над недостатком ума в тех случаях, когда его носитель «пыхтит больше, чем весит»: пытается мудрствовать, наставлять, руководить тем, что «выше его крыши», шутить, не имея достаточного чувства юмора, чувства меры и т.д. Разумеется, подшучивать надо аккуратно, не оскорбляя при этом объект иронии, и самому иметь чувство юмора и меры.
НО…
Нельзя насмехаться над ДУХОВНОЙ ГЛУПОСТЬЮ. Когда духовный глупец «развертывается», к этому нужно относиться очень серьезно, зная, что за ним стоит самый умный, самый мощный на свете противник. Именно потому нельзя посмеиваться над чужими религиями, даже теми, что противоречат не только Слову Божьему, но и элементарному здравому смыслу.
* * *
«…и смехотворство не приличны вам…» (Еф. 5:4)
Имеется в виду бесовское смехотворство.
НО…
Господь ценит здоровый юмор без пошлости и скабрезности. Когда сквозь юмор проглядывает любовь, а не презрение; радость, а не сарказм.
«…да веселится сердце ищущих Господа». (Пс. 104:3)
«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости». (Пр. 17:22)
* * *
Пример Иакова и Исава наглядно показывает, что Богу проще из «лодыря» сделать «человека», нежели из «трудоголика».
НО…
Без трудяг – тоже никак. Каждому Бог отвел свое место. Иисус упрекнул Марфу НЕ за то, что она на кухне хлопотала, а за то, что вознамерилась ПОМЕШАТЬ Марии СВОЮ роль исполнять. Каковая, тем более, для Бога важнее.
* * *
Священнейшая из женщин – мать Иисуса Христа!
НО…
Замещение в сознании людей Богочеловека Богородицей – работа дьявола.
* * *
Борьба с дьяволом – это тебе не цветочки на поле срывать! Она требует неустанной внутренней мобилизации верующего.
НО…
Без Божьего водительства такая борьба, как весьма образно подметил в свое время Кафка, – «то же, что борьба с женщиной, которая заканчивается в постели». Где, добавим, в качестве активного начала, активной половины выступает дьявол.
* * *
«Блаженны миротворцы…» (Мф. 5:9)
НО…
«Самым великим миротворцем» будет антихрист.
* * *
Отцом лжи называет Господь дьявола.
НО…
Озвучивать все, что думаешь, – это другая крайность. Кто «рубит правду-матку» направо и налево, попадает под «соломоново проклятие» (Пр. 9:8; 12:23; 13:3; 17:27; 19:21; 21:5; 25:15; 26:4,12; 29:20 и др.).
* * *
Известно, что дьявол – самая глумливая личность во Вселенной.
НО…
Он глумится только над своими слугами-пленниками-рабами-заложниками-наложниками. Если человек выбирает стать рабом праведности, он освобождается от рабства греху, и дьявол уже не вправе над ним глумиться.
* * *
(Гл. 5, перед «Кровь Христа…»)
Как НЕМИЛОСЕРДНО порой отдает Господь дите Свое в руки дьявола!
НО…
Как МИЛОСЕРДНО при этом хранит от него дите Свое!
* * *
Кровь Христа – единственная ограда от ОБВИНИТЕЛЯ.
НО…
Ограда ТОЛЬКО для тех христиан, кто всеми силами стремится к ПОСЛУШАНИЮ Богу.
* * *
Знать ВРАГА – кто есть он, и что есть его работа – стоит.
НО…
Не стоит увлекаться исследованиями дьявола, улавливать его, его работу, речи там и сям. Лучше свой ПРИЕМНИК НАСТРОИТЬ на ВОЛНУ Бога и слушать только Его. Тогда дьявол – не помеха, если Бога СЛУШАЕШЬ во всех смыслах и модификациях этого слова.
К сожалению, часто бывает наоборот: не зная или плохо зная истинного врага, люди зацикливаются на поисках его там и сям, видя не его, а то, что он им вместо себя подкладывает.
* * *
Волков, друг, бояться –
Не надо рождаться.
Пойми ты: твой страх –
В ГРЯЗНУЩИХ руках.
НО…
Кто Бога боится,
Тот не постыдится.
* * *
«Начало мудрости – страх Божий». (Многократно в Библии.)
НО…
Страх страху – рознь. Божья сила больше действует там, где ее меньше боятся. А страха-фобии меньше, когда больше любви к Господу и, значит, доверия к Нему.
* * *
Плач на земле – предвестник радости на небе.
НО...
Уныние, тем более отчаяние – предвестник ада.
* * *
Скорбеть – дело привычное для христианина.
НО…
Скорбь не должна переходить в уныние и тем более в отчаяние. Напротив, у верующего она всегда пусть будет замешана на оптимизме. А чтобы такое стало возможным, необходимо постоянно держать в своей памяти, что Иисус разделил с тобой все твои скорби в последние сутки Своего земного существования. И что ты в конечном итоге разделишь с Ним и небесные радости.
* * *
Сердце, скорбящее о грехах его владельца, угодно Богу.
НО…
Собственноручно накачивая свое сердце скорбью, владелец перечеркивает СМЫСЛ ПОКАЯНИЯ.
* * *
Не стоит надуваться и показной радостью. Пусть ее СНАРУЖИ будет ровно столько, сколько ВНУТРИ.
НО…
Да будет ее внутри как можно больше! Для этого «ревнуйте о дарах больших».
* * *
Известна пословица: «пьяный протрезвеет, но глупец не поумнеет».
НО…
Тот, кто пьет, и есть ДУХОВНЫЙ ГЛУПЕЦ!
* * *
«Седина в бороду – бес в ребро» – у нечестивых.
НО…
«Венец славы – седина, которая находится на пути правды». (Пр. 16:31)
* * *
Гомосексуализм – один из самых отвратительных грехов на свете.
НО…
Как показывают серьезные научные исследования, наиболее не толерантная к честным извращенцам публика – это латентные, подавленные и тайные гомики.
* * *
Не нам судить педерастов и лесбиянок. Не нам также судить целующихся на виду у всех парочек; певцов и певичек, выносящих на всеобщее обозрение сексуальные свои и авторов текстов песенок «осюсения». И многое еще чего судить – не наше дело. А дело Господа. Ибо:
«Не судите, да не судимы будете…» (Мф. 7:1; Лк. 6:37)
НО…
Держитесь как можно дальше от блуда, содомии, и всего, что с этим хоть как-то связано!
* * *
«…если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие… Не истреблю ради десяти». (Быт. 18:26,32)
НО…
«…если бы какая земля согрешила предо Мною… и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души… сии три мужа среди нее… не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы…». (Иез. 14:13-16)
Очевидно, это не есть вечные Божьи установки, а конкретные решения Его для конкретных исторических ситуаций. И вряд ли есть смысл использовать какую-либо из этих цитат для подтверждения своего понимания воли Бога для всех таких случаев.
* * *
«Немного поспишь… и бедность твоя придет…» (Пр. 6:10,11; 24:33,34)
НО…
В псалме ЕГО ЖЕ, СОЛОМОНА, читаем:
«Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон (вар.: дарует время для сна)». (Пс. 126:2)
А чтобы быть возлюбленным, возлюби. И будь послушным Ему.
* * *
«Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть…» (Пр. 20:13)
«Помышления прилежного стремятся к изобилию…» (Пр. 21:5)
НО…
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои». (Пр. 23:4)
Богатство от изобилия отличается тем, что изобилие – это отсутствие недостатка в чем-либо; а богатство (как собственническая категория) – это все ЛИШНЕЕ, уводящее от поклонения и служения Богу к поклонению и служению мамоне.
Впрочем, Соломон и сам суммировал это:
«…нищеты и богатства не давай мне…» (Пр. 30:8,9)
* * *
В церкви, как и в любом коллективе, необходима элементарная дисциплина и субординация. Без которых он существовать не может. Это уже будет не коллектив, а нечто иное.
НО…
Степень БЮРОКРАТИЗАЦИИ церковной иерархии пропорциональна степени ПОДМЕНЫ ВЕРЫ РЕЛИГИЕЙ.
И самое главное. Если где-то на земле присутствует ДУХОВНАЯ ИЕРАРХИЯ, то это первейший признак тоталитарной секты. Да отсохнут руки и ноги у того, кто встает между человеком и Богом!
* * *
Не спасли Россию купола,
Не спасут они ее и впредь;
Лишь металлолом – колокола,
Если в сердце храма не иметь!
НО...
Лучше свечка и икона
С пеньем Божьего закона,
Чем блудить и воровать,
Против Бога восставать!
* * *
«Бог не в силе, а в правде!» (Александр Невский)
НО…
АБСОЛЮТНАЯ правда – только в Слове Божьем. Все человеческое может быть лишь ЧАСТИЧНОЙ правдой.
* * *
«Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: “я силен”». (Иоиль 3:10)
НО…
«…перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». (Ис. 2:4)
Всему – свое время, стало быть (Еккл. 3:1-8).
* * *
Весьма важными из общечеловеческих качеств являются для христианина СМЕЛОСТЬ и ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА.
НО…
Без (собственных) СОКРУШЕННОСТИ и СМИРЕНИЯ эти качества суть соответственно НАГЛОСТЬ и ГОРДЫНЯ.
* * *
Чем грешнее душа, тем ценнее ее покаяние.
НО…
Блаженны, чей девиз: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою»! (Фил. 3:7)
Хорошо, когда ЕСТЬ ЧЕМ пожертвовать.
* * *
Дети Божьи не будут судимы с этим миром.
НО…
Не ждите равенства на Небесах! Награда – близость к Богу – каждому будет разной. В зависимости от близости к Нему здесь, на земле.
* * *
Никто не спасется делами своими, а только верою (Авв. 2:4; Рим. 1:17; 3:28; 4:5; 5:1,2; 9:31,32; 10:9; Гал. 2:16; 3:11; 5:4,5; Еф. 2:8,9; Евр. 10:38).
НО…
Дела служат ПОКАЗАТЕЛЕМ веры; без них она мертва (Иак. 2:14-26; Мф. 7:21,26).
СПАСЕНИЕ дается по ВЕРЕ благодатью Божьей. СТЕПЕНЬ же НАГРАДЫ в вечности – по мере ЛЮБВИ к Богу, прямым следствием и показателем которой являются ПОСЛУШАНИЕ и ДЕЛА для Него. Судимы (Христом в Его царстве) мы будем как раз по делам нашим. И судим каждый из нас будет даже не по тому, чего и сколько он сделал для Бога, а по ОТНОШЕНИЮ того, что сделал, к тому, что призван был сделать. В ЗНАМЕНАТЕЛЬ также ляжет то, чего не должен был делать, но делал. И мала награда, каковую получит тот, кто, будучи взвешен таким вот образом, найден будет легким.
* * *
Никто не спасется исполнением закона, а только верою.
НО…
Может ли верующий, полностью доверяя Богу, не исполнять закон?
* * *
Господь исцеляет в ответ не на молитву, а на веру.
НО…
Ничто так не мобилизует веру у людей, как молитва за исцеление.
* * *
«Бог отвечает не молитвам. Он отвечает нам, всей нашей жизни… Наш всеведущий Бог отвечает на всю нашу жизнь, лишь незначительную часть которой составляют молитвы. Он не отвечает на то, что вы говорите. Он отвечает на то, кто вы есть». (Б. Хантер)
Главное же условие в жизни человека для наличия Божьего ответа – ПОСЛУШАНИЕ Ему.
НО…
Важнейшей составляющей послушания является как можно более регулярная молитва сердца верующего.
* * *
«…знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Мф. 6:8)
НО…
Все равно надо просить Его об удовлетворении всех своих нужд, ибо такова Его воля. Прошение – одна из необходимых форм регулярного общения верующего с Богом.
* * *
По мере духовной зрелости христианина постепенно снижается необходимость в молитвенных просьбах – все больше за него молится Дух, открывающийся внутри него. Говоря утрированно, Бог просит Самого Себя. И потому все меньший удельный вес в молитвах верующего составляют прошения.
НО…
Просите Его все равно! Господь любит, когда к Нему обращаются дети его. В том числе и с просьбами. Стремитесь только к тому, чтобы не только ваши просьбы совпадали с Его волей, но и вся ваша жизнь соответствовала ей, и молитесь с верою, если хотите, чтобы Бог отвечал на ваши молитвы (Мф. 21:22; Мк. 11:24; Ин. 15:7; 1 Ин. 3:22; 5:14,15).
* * *
Что касается личного общения Бога с человеком, Он делает это выборочно, по Своему усмотрению.
НО…
Он и создал нас по Своему усмотрению. А усмотрение Его таково, чтобы целью нашей жизни было стремление к личному общению с Ним (Деян. 17:27) независимо от того, насколько и как часто Господь отвечает нам. Это есть важная составляющая послушания, а последнее обязательно будет вознаграждено.
* * *
Каждому дана Богом своя МЕРА ВЕРЫ (Римл. 12:3).
НО…
Если мы НЕ СТРЕМИМСЯ получить как можно больше из обещанного нам Библией, то тем самым обижаем Бога, пренебрегая Его благословениями.
* * *
Человеку нужно гордиться собой.
НО…
ТОЛЬКО ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ и ни перед кем более! И постоянно уничижать себя пред Богом, пребывая при этом в любви к Нему и к себе КАК ЕГО ТВОРЕНИЮ.
* * *
Обычно служение тем заметнее, чем оно важнее.
НО…
То, из чего корабль составлен, –
Не только мостик, рубка, бак….
Не каждый штурманом поставлен,
Без мотористов – тож никак.
* * *
Запомни: нет пророка
Совсем уж без порока;
Сполна от этих уз
Свободен лишь Иисус!
НО...
Открой глаза и уши
Для Бога своего:
Умом и сердцем слушай
Посланников Его!
* * *
Ни один проповедник не скажет для большей части своей аудитории ничего нового. Проповедник – не изобретатель. Всякая проповедь – лишь очередное ПОДЧЕРКИВАНИЕ чего-то.
НО…
Несмотря на отсутствие новизны в обеденном меню, без пищи не обойтись.
* * *
Если кто-то горячо поддерживает тебя, одобряет твою деятельность, это приятный знак.
НО…
Если никто не критикует, то это знак плохой. Тогда стоит всерьез задуматься о степени своей пользы для Бога и людей. А то и вспомнить Лк. 6:26.
* * *
Много сказано в Слове о необходимости единства верующих.
НО…
«…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». (1 Кор. 11:19)
Не следует путать разномыслия с распрями, дрязгами. А следует блюсти достойные формы общения.
* * *
Обычно, если Бог изберет кого-то, чье положение в обществе выше среднего, Он возьмет того, опустит как можно ниже, макнет мордашкой лица во что-нибудь разок-другой, потом омоет все выпачканное, после чего поднимает, только теперь уже не в обществе, а в Своем Царстве.
НО…
При этом Господь не нарушает принципа свободы выбора, данного Им человеку, а делает все это ПАРАЛЛЕЛЬНО выбору данного субъекта. Бог избирает тех, кто соглашается с Ним и будет Ему послушен.
* * *
Иисус сказал: «Без Меня не можете ничего». То есть, если Господь избирает кого-то для Себя, Он нередко лишает его остальных возможностей, а то и даже способностей действовать ПОМИМО Него.
НО…
Делает это НЕ ПОМИМО ВНУТРЕННЕЙ воли человека, даже если ВНЕШНЯЯ, плотская часть души его морщится от неприятных ощущений, а то и кричит от боли.
* * *
Человек создан свободным в своем выборе – это один из важнейших постулатов христианского вероучения.
НО…
Правильный выбор НЕ есть заслуга данного человека, а есть Божья милость к нему.
* * *
И вообще, Господь избрал тех или иных людей для Себя еще до создания мира.
НО…
Избирал Он ИМЕННО ТЕХ, каковые, родившись на свет, сделают в свое время сами ПРАВИЛЬНЫЙ выбор.
* * *
Бог не требует от Своих избранников отказываться от незапрещенных Им земных удовольствий.
НО…
Поощряет такой отказ. И по мере продвижения человека к Богу, Он, будучи очень ревнивым к детям Своим, все больше убирает от такого человека радости от мирских удовольствий, заменяя их Божьей радостью, с которой все мирские, вместе взятые, не идут ни в какое сравнение.
* * *
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам НЕ ИСКУШАЕТ НИКОГО, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». (Иак. 1:13-15)
НО…
«…Бог ИСКУШАЛ Авраама…» (Быт. 22:1)
Во втором стихе лучше, правильнее было бы перевести: ИСПЫТЫВАЛ. «Искушать» – больше синоним слов «соблазнять», «провоцировать».
* * *
Иисус – «камень преткновения и камень соблазна».
НО…
«Всякий, верующий в Него, не постыдится».
(Рим. 9:33.)
* * *
Иисус сказал: «Без Меня не можете ничего». То есть, если Господь избирает кого-то для Себя, Он нередко лишает его остальных возможностей, а то и даже способностей действовать ПОМИМО Него.
НО…
Делает это НЕ ПОМИМО ВНУТРЕННЕЙ воли человека, даже если ВНЕШНЯЯ, плотская часть души его морщится от неприятных ощущений, а то и кричит от боли.
* * *
Человек создан свободным в своем выборе – это один из важнейших постулатов христианского вероучения.
НО…
Правильный выбор НЕ есть заслуга данного человека, а есть Божья милость к нему.
* * *
И вообще Господь избрал тех или иных людей для Себя еще до создания мира.
НО…
Избирал Он ИМЕННО ТЕХ, каковые, родившись на свет, сделают в свое время сами ПРАВИЛЬНЫЙ выбор.
* * *
«Царство Небесное силою берется…» (Мф. 11:12)
НО…
Постепенно, по мере продвижения к Царству, все меньше ВНЕШНИХ усилий души требуется. Аналогия: чем выше скорость велосипеда, тем устойчивее равновесие, тем меньше усилий требуется для его поддержания. При достижении определенной скорости можно даже убрать руки с руля (но не ослаблять внимание, не отводить от Бога свой духовный взгляд).
* * *
Бог – это ЛЮБОВЬ в ПЕРВУЮ очередь.
НО…
Ссылаясь на Его любовь, остерегайся легкомыслия насчет своего спасения. Бог – НЕ ТОЛЬКО любовь. Иисус любит ВСЕХ людей. В том числе и фарисеев. Но НЕНАВИДИТ ФАРИСЕЙСТВО. Как ЯВЛЕНИЕ. Вообще, Бог любит грешников, ненавидя грех. И учит этому нас.
* * *
Господь любит всех.
НО…
СВОИХ – не так, как всех. К НЕ СВОИМ Он не ревнив. И в вечности они для Него не существуют.
* * *
«Ибо так возлюбил Бог мир…» (Ин. 3:16)
НО…
Бог, сотворивший все и всех, не соблазнится чем-либо из того, что в мире – «похотью плоти» и т.д. Нам же, творениям во плоти, мир любить заказано (1 Ин. 2:15,16; Иак. 4:4). А наказано ЛЮБИТЬ ЛЮДЕЙ, ПРИ ЭТОМ НЕНАВИДЯ МИРСКОЕ.
* * *
«…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20)
НО…
В проклятой Богом стране (да и не только в ней) любить людей гораздо легче, не видя их. Скажем, ностальгируя где-то вдалеке, нетрудно создать себе соответствующие установки. Еще легче любить наиболее близких тебе братьев во Христе и других, кто любит тебя самого. Находясь же в гуще своих сограждан, любить их по-настоящему, без притворства, можно лишь с помощью Господа, Которого возлюбишь ПРЕЖДЕ, ВО-ПЕРВЫХ. И тогда уже любовь к окружающим будет показателем твоей любви к Нему.
* * *
Без любви к Иисусу и открытости сердца для Духа Святого, без поклонения и послушания этим двум ипостасям Бога нам не достичь Создателя.
НО…
При этом не нужно забывать, что наша КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ – Бог-Отец.
* * *
Христианину необходимо научиться терпеливому страданию. Последнее возникает, потому что это допускает Бог. При этом у Него две цели: испытание верности и закалка верующего.
НО…
Сие не значит, что надо создавать собственноручно себе страдания. Это уже – мазохизм, а не христианство.
* * *
Мы преобразуемся постепенно. И каждому дана своя СТЕПЕНЬ ПОСТЕПЕННОСТИ. Поспешай, НО не забегай. Не опережай Бога, НО и не задерживай Его и себя.
* * *
Все христиане должны жить по единым правилам, установленным Священным Писанием.
НО…
Каждый из нас для Господа – ОТДЕЛЬНАЯ личность, к которой у Него ОСОБЫЙ подход, ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ планы и соответственно требования. И важнейшая жизненная задача наша – узнать их и соответствовать им.
* * *
«Все народы пред ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него». (Ис. 40:17)
НО…
У того же пророка, чуть дальше:
«Не бойся, ибо Я – с тобою; не смущайся, ибо Я – Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе, и поддержу тебя десницей правды Моей». (Ис. 41:10)
«…не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой». (Ис. 43:1)
И, наконец, самое главное:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына… дабы ВСЯКИЙ ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО…» (Ин. 3:16)
ВЫВОД: все народы менее ничтожества и пустоты по отношению всего лишь к одному человеку, которого Господь назовет ДИТЕМ Своим. Только ради такого человека и существует вся Вселенная. Только из-за таких Бог создал и возлюбил этот мир.
* * *
Бог ХОЧЕТ, чтобы ДИТЕМ Его стал КАЖДЫЙ человек, родившийся на свет.
НО…
Он ЗНАЕТ еще до рождения каждого, КЕМ тот станет.
НО…
ЛЮБИТ его и ЖДЕТ его, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО.
* * *
Резюме главы.
Реальность, в которой мы живем, не является сводом твердокаменных истин. Она диалектична. Такой ее создал Бог, и, очевидно, такой Он ее создал затем, чтобы мы руководствовались во всем Его вождением, а не своими знаниями – набором зазубренных правил и их толкований. Знания необходимы – это твердая почва, по которой мы ступаем. САМАЯ твердая почва – это Слово Божье. Иисус Христос – единственный и АБСОЛЮТНО твердый краеугольный камень. Заученные фразы краеугольными камнями не являются. Хотя знать и помнить их весьма полезно. Как это показал Своим примером Иисус.
Выхватывая фразы из контекста Писания, дьявол пытался совратить Христа пойти против воли Отца. Вот вам РЕЛИГИЯ в ее вполне закономерной, логичной крайности, логическом тупике. И цитатами из того же Источника Иисус доказал свою верность Отцу. Вот что такое истинная ВЕРА.
ВОЖАТЫМ же нашим по этой твердой почве постоянно должен быть Сам Господь. От нас всего-то требуется – позволить Ему это. НО… Позволить значит постоянно прикладывать определенные усилия со своей стороны, о которых говорит Библия. А без Его направляющей руки мы со всеми нашими знаниями придем в никуда.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дарвин и Библия - Еракли Носков чувствуешь, что люди плохо слышат тебя, что нужно бы говорить громче, кричать. А кричать — противно. И говоришь все тише и тише, скоро можно будет и совсем замолкнуть". А.П. Чехов