В России период религиозного мира и благоденствия продолжается уже четверть века, и от такого длительного "застоя" в церквях появилась тоска по подвигам во имя Христа. Когда увеличение количества и стоимости благотворительных программ перестало удовлетворять жажду паствы по героическим делам и героям веры, пастыри начали искать и находить подмену истинному страданию за веру. Они стали взращивать мифы великострадальчества – ложь, взгревающую гордыню верующих, и тем губящую их.
Не буду здесь указывать на конкретных верующих, от членов которых многократно слышал: "Вот нас гнали за веру!" – хотя отмечу, что больше всего хвалятся тем, что их отцов и дедов гнали за веру при Советской власти, члены незарегистрированных протестантских церквей и староверы (старообрядцы).
Чувство великострадальчества у верующих, по своей сути сродни чувству великочванства у людей мира сего: такое же самопревозношение над окружающими, скрываемое под видом "подвигов ради народа". Чтобы нагляднее показать лукавую сущность христианского "великострадальчества" для начала приведу несколько мирских примеров так называемого самопожертвования ради народа – истории "хождения в народ" в девятнадцатом веке. Самый известный из "ходоков" – это граф Лев Николаевич Толстой – с одной стороны он как бы уничижал себя до простой мужицкой работы и до общения со своими крестьянами (причём, это как бы невзначай, но обязательно становилось общеизвестным), а с другой стороны – вёл себя эгоистично в своей семье. Вот что вспоминала о графе Льве Николаевиче его жена: "В нём так мало настоящего тепла. Доброта его идёт не от сердца, а лишь от его принципов. Его биографы будут писать о том, как он помогал работникам носить вёдра с водой, но никто не будет знать, что он никогда не давал отдыха жене, и никогда за эти тридцать два года не подал воды своему ребёнку и не посидел около его кровати".[1] Наверное, поэтому крестьянские сердца и воспринимали косьбу графа Толстого, как чудачества барина. Но он добился своего: обрёл славу "мудрого старца, близкого к народу" среди интеллигенции своего времени.
Второй пример – это народники – образованнейшие энергичные молодые люди, которые вдруг бросали свою профессию и шли "на подвиг" ради народа. Шли в деревню, чтобы изменить жизнь крестьян по своему усмотрению. Разве крестьяне просили их об этом, разве крестьяне звали их к себе? Нет, им ни социализм этих народников, ни коммуны на дух не были нужны. Поэтому народ и не принял их с их "хождением в народ". Но и народники добились славы "бескорыстных революционеров" среди людей своего класса – среди дворян.
Может сами по себе поступки графа Толстого и народников были и хорошими, но когда к добрым делам примешивается "страдание за народ", когда к добрым делам примешивается желание прославиться среди людей своего круга – это превращает все добрые дела уже в их демонстрацию: "Смотрите, какой я молодец!".
Так же и в христианской жизни: если то, что вам пришлось пострадать за имя Христово, получило широкую огласку среди членов церкви, совершенно обесценивает ваш поступок в глазах Господа Бога. Вы уже получили свою награду за сделанное – награду тленную, в виде почёта среди людей своего круга.
Иисус Христос учил: "Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Мф.6:2-4)". Вы должны не просто согласиться и признать законность слов Господа Иисуса Христа, а всем сердцем пропитаться сознанием, что иначе и быть не должно, что иначе будет грех. Никому ведь не приходит в голову славить мать за то, что она заботится о своём ребенке, кормит и пеленает его, наоборот – все осудят её, если она этого не будет делать.
Истинные христиане во время гонений за веру обретают от Святого Духа утешение и мир, обретают дар веры и ещё больше сближаются с Господом. Их сердца устремлены к Христу и радуются тому, что еще больше познали Его, и им уже не важно, что думают о них другие люди. Истинно пострадавшие за Христа не видят в своих поступках подвига, наоборот, в сердцах своих благодарят Бога, что дал благодать всё перенести и не опозорить имени Христова, что удержал от позора грехопадения.
А ложные же страдальцы за веру сердцами своими обращены не к Богу, а к себе, и делают всё не ради Бога, а ради своей славы, ради утешения и награды от людей. И для того, чтобы получить её в как можно большей мере, возглашают на весь свет о своих подвигах ради веры: "Ах, нас, христиан, обижают!". Они поднимают крик по любому, даже малейшему, даже не совсем честному поводу, а если нет никакого повода, то создают его искусственно. Способы чтобы прославиться перед людьми они используют самые разные – одни, залезают на столп или в пещеру и сидят там несколько лет, другие впутываются в политические или финансовые авантюры и в случае провала выдают всё за гонения на христиан или за страдания за веру. Главное, чтобы все увидели, что они ПОСТРАДАЛИ.
Лавры героя-великострадальца – они как наркотик: раз испытав, захочется снова надеть венец "страдальца" за Христа. Только желательно так "пострадать", чтобы при этом ничего существенного не потерять – ни здоровья, ни свободы, ни материального благополучия. Ведь великострадальцы мечтают отнюдь не о "терновом", они мечтают о "венце", и чем больше сияния и славы в этом "венце", тем лучше.
Уважаемые читатели, братья и сестры во Христе, сейчас уже целые церкви заражены эпидемией великострадальчества. Одни непрерывно вспоминают, что некоторых их служителей во времена СССР подвергали репрессиям и… приписывают себе славу за их страдания. Не напрямую приписывают: "Меня преследовали за веру", а косвенно, как-бы не причисляя себя и в тоже время не отделяя: "Нас преследовали за веру". Другие высматривают и подсчитывают вокруг себя "косые взгляды", и если удаётся найти ругательное упоминание в какой-либо газетке или у какого-то чиновника – о, тут целый праздник. Нас гонят, нас хулят!
Чувство великострадальчества, духовно лживое чувство великострадальчества, как оно взгревает гордыню, как взгревает самомнение в человеке. Но через это самовозвеличивание сатана губит уже не только отдельных людей, а целые церкви.
Целые церкви!
Погребняк Н. 2013
Сноски [1] Комментарии Баркли к Новому Завету. Лк.1:23-38.
Библиография 1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Комментарии Баркли к Новому Завету, и др./ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
Комментарий автора: В России период религиозного мира продолжается уже четверть века, и от такого длительного "застоя" в церквях появилась тоска по подвигам во имя Христа. Когда увеличение количества благотворительных программ перестало удовлетворять жажду паствы по героическим делам и героям веры, пастыри начали искать и находить подмену истинному страданию за веру. Они стали взращивать мифы великострадальчества – ложь, взгревающую гордыню верующих, и тем губящую их.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 1557 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Вот пример с Толстым очень показателен для христианства в РФ, оно и от тех,кто приезжал в РФ с проповедями в 90-х уже исходило:частичное очищение в Господе, именно частичное. Пить, курить бросили, блуд отставили , ну еще кое-что...А вот основательного очищения, которое было у Павла (может поэтому сегодня его так ненавидят?) в Господе не было, что породило уйму недоразумений в церквах, когда люди, приходящие в общины, видели лицемерную натужную любовь, холуйство перед вышестоящими, сплетни и подножки ближнему. Красиво многие говорили,а в их семьях был хаос и не понимание.
Господь сказал, что двум господам служить не удастся.Вот и получился такой результат,как у Толстого -причуды барина,а в общинах таких:причуды вызвавшихся веровать.
pogrebnyak
2018-05-19 06:19:21
Спасибо, Татьяна, за комментарий. Вы правильно подметили, что церкви сейчас преисполнены лицемерия и показухи.
Считаю, что основной причиной появления лицемерия в церквях является требование к её членам, чтобы они как можно быстрее показали перед другими свою внешнюю праведность, и называют эту \"внешнюю праведность\" обретением святости. Требуют, забывая, что Иисус Христос обличал и осуждал фарисеев именно за такую показную праведность, и учил, что истинная святость – она взращивается в сердце верующего незаметно для других, взращивается силой и благодатью Духа Святого.
Так что ничего общего между \"бросил курить\" и обретением святости Божьей, то есть уподоблением верующего Иисусу Христу, нет.
С уважением,
Николай Погребняк.