Все, кто читают Библию, наверняка помнят о ветхозаветном праведнике, которого звали Иов. История его жизни учит о том, что не всё в жизни может быть понятно даже тем, кто думает, что знает всё. В частности, почему страдают праведники, те, кто храним Богом и, казалось бы, не должны ведать горя. Но, я имею желание поговорить сегодня не про это.
Моё внимание привлёк к себе один из собеседников Иова, некий Елиуй, сын Варахиилов, вузитянин из племени Рамова, особенно его слова, запечатлённые в тридцать третьей главе, третьем стихе: «Слова мои от искренности моего сердца и уста мои произнесут знание чистое».
Кому из нас не хотелось бы иметь чистое знание? Понятие «чистое знание» часто ассоциируется у нас с чем-то исключительно совершенным. Само по себе знание – это форма существования результатов познавательной деятельности. Обладает знанием тот, кто хочет его иметь. Кроме того, исходя из библейского текста, сохранение знания нуждается в передаче результатов познавательной деятельности. Елиуй упоминает слова, исходящие из уст, производимые сердцем.
И вот тут мы можем лицезреть именно то, что этот человек имеет в виду, когда говорит о чистом знании. Оно является результатом искренности сердца. Иными словами, тот кто искренен, изрекает чистое знание. Тут несколько слов касательно того, что такое искренность.
Слово «искренний» и производные от него, происходят от слова «искра». Говоря иначе, когда происходит искренняя беседа, собеседники воспламеняют друг друга искрами своих идей, мыслей, чувств, а для этого необходима максимальная открытость сердец.
Помимо общения, искренность необходима так же и во взаимоотношениях. Тут, помимо искренних слов, необходимы искренние дела. Таким образом, чистое знание предполагает не только искренность сердца, но и дел, а вернее – жизни. Человек, обладающий чистым знанием, должен жить в соответствии с этим знанием. Только тогда знание приобретает необходимую чистоту.
Когда Библия говорит о знании, она имеет в виду именно религиозное знание.
В наше время принято разделять науку и религию, но я полагаю, что они никогда не разделялись. Даже популяризаторы так называемого научного познания, невзирая на демонстрируемый ими секуляризм, являются не кем иными, как адептами религии. Ведь практически всё, что постулирует сегодняшняя наука как результат научного познавательного процесса, на самом деле является не чем иным, как результатом веры.
Например, чёрные дыры космоса, которых никто никогда не видел, поскольку они не отражают свет, форма Земли, шарообразность которой никто опытным путём не доказал кроме как математически, или происхождение человека от приматов, эволюцию которых никто никогда не наблюдал – всё это лишь несколько примеров того, что является результатом веры, но никак не эксперимента.
Но, вернёмся к Библии. Чистое знание в библейском смысле – это когда человек знает не только о Боге, но и Бога. Такой человек не просто напичкан религиозными догматами, но живёт тем, что знает. Такие люди отличаются от других именно своей жизнью, а потому и слова их приобретают определённый вес и значение.
Помнится, читал я один случай о том, как на встрече выпускников один из бывших однокашников, по профессии артист, прочитал двадцать второй Псалом. Прочитал с чувством, толком и расстановкой, приятным голосом, правильной дикцией и жестикуляцией. Тут же, среди бывших школьных друзей присутствовал пастырь, которого так же попросили сказать что ни будь, как священника.
Он встал, вышел на сцену, нацепил на нос очки и раскрыл свою старенькую, зачитанную Библию, после чего прочитал этот же Псалом, но так, как делал это всегда – без помпезности и напускного артистизма. На секунду воцарилось молчание, после чего зал разразился громкой овацией. Артист взял его за руку и произнёс: «Знаете в чём разница? Я знаю Псалом, а он его Автора».
Жизнь Елиуя может научить нас многому. Он не был пророком и героем веры как Иов, его знание о Боге не отличалось совершенством. Но, его случай может быть хорошим примером того, как человек, не обладая обширным познанием, воплощает в своей жизни то немногое, что знает.
Жизнь первых христиан в этом смысле является очень хорошим примером. Многие из них не были знатными, или образованными. Большинство из них были простыми рабами. Да и сами апостолы Христа не являлись книжными людьми, а Сам Учитель – всего лишь плотником. Естественно, они многого не знали, но, их жизнь, изменённая Богом, изменяла жизни других, являясь, по меткому выражению одного из богословов, семенем Церкви, преобразила мир, изменив историю не только античного мира, но всего человечества.
|