В Израиле десятая часть доходов народа предназначалась для поддержания публичного служения Богу. Моисей объявил Израилю: "И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня". "И всякую десятину из крупного и мелкого скота... десятое, должно посвящать Господу" (Лев. 27:30, 32).
Но система десятины берет свое начало не от евреев. С самых древних времен Бог требовал от людей десятую часть как принадлежащую Ему, и это требование признавалось и почиталось Его детьми. Авраам платил десятину Мелхиседеку, священнику Бога Всевышнего (см. Быт. 14:20). Иаков, будучи изгнанником и скитальцем, обещал Богу в Вефиле: "Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть" (Быт. 28:22). Когда израильтянам предстояло утвердиться как нации, закон о десятинах был снова учрежден в качестве одного из Божественных, постановлений, от исполнения которого зависело их благополучие.
Установление системы десятины и даров запечатлевало в сознании людей великую истину о том, что Бог есть источник всяких благословений для Своего творения и что Ему принадлежит благодарность человека за все добрые дары Его провидения.
Бог дает "всему жизнь и дыхание и все" (Деян. 17:25). Господь говорит: "Ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор" (Пс. 49:10). "Мое серебро и Мое золото" (Агг. 2:8). Ибо Господь "дает тебе силу приобретать богатство" (Втор. 8:18). В знак признания того, что все исходит от Него, Бог постановил, чтобы часть Его щедрот возвращалась Ему в дарах и приношениях для поддержания богослужений.
"Десятина... Господня". Здесь употреблена та же форма выражения, как и в законе о субботе. "День седьмый - суббота Господу Богу твоему" (Исх. 20:10). Бог удержал для Себя определенную часть времени человека и его средств, и никто не может безнаказанно использовать это в своих интересах.
Десятиной могли пользоваться исключительно левиты, колено, которое было выделено для служения в скинии. Но этим взносы на религиозные нужды не ограничивались. Скиния, а впоследствии и храм, строились всецело на добровольные приношения; кроме того, Моисей постановил, чтобы на проведение необходимых ремонтных работ и на другие расходы всякий раз при исчислении народа каждый вносил половину сикля для "служения скинии". Во времена Неемии на это также вносились годовые взносы (см.Исх.ЗО:12-16; 4 Цар. 12:4,5; 2 Пар. 24:4-13; Неем. 10:32,33). Время от времени Богу приносились приношения за грех и благодарственные. Во время ежегодных праздников эти дары становились особенно обильны. Самые щедрые дары собирались для бедных.
Прежде чем человек откладывал десятину, он должен был признать требования Божьи. Все, что созревало первым на земле, должно было посвящаться Ему. Первое руно шерсти, снятое с овец, первые зерна пшеницы при молотьбе, первое масло и вино принадлежали Богу, так же как и первородный скот, а за перворожденного сына вносился выкуп. Первые плоды приносились пред лицо Божье в святилище и там предназначались для нужд священников.
Благодаря этому народ постоянно помнил о том, что Бог - истинный владелец их полей, крупного и мелкого скота; что Он посылает солнце и дождь во время посева и уборки урожая;
что все, чем они владеют, является Его творением и что Он сделал их только Своими управляющими.
Когда израильские мужи, нагруженные первыми плодами полей, садов и виноградников, собирались во дворе скинии, они тем самым всенародно свидетельствовали о своем признании доброты Божьей. Когда священники принимали дар, принесший его произносил следующие слова в присутствии Господа: "Отец мой был странствующий Арамеянин" и описывал путешествие в Египет и те трудности, от которых Бог избавил Израиля "рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами". И дальше говорил: Он "привел нас на место сие и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед. Итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне" (Втор. 26:5, 8-11).
Взносы евреев на религиозные и благотворительные цели составляли в общей сложности одну четвертую их дохода. При таком большом налоге можно было ожидать, что народ станет нищать, но, напротив, верное соблюдение этих обязанностей являлось одним из условий их благоденствия. "Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих... И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф" (Мал. 3:11,12).
В книге пророка Аггея выразительно показаны последствия отказа людей от добровольных приношений в пользу Бога. После возвращения из вавилонского плена иудеи принялись восстанавливать храм Божий, но, встретив решительное сопротивление со стороны своих врагов, прекратили работу, и последовавшая за этим ужасная засуха привела их в столь бедственное положение, что они отказались от мысли закончить постройку храма. "Не пришло еще время, - говорили они, - не время - строить дом Господень". Но Господь послал пророка сказать им: "А вам самим время - жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька" (Агг. 1:2-6). А далее изложена причина всего этого: "Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. За что? Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека и на скот и на всякий ручной труд. (Агг. 1:9-11). "Приходили, бывало, к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших" (Агг. 2:16-17).
Напуганные этими предостережениями, люди принялись за постройку дома Божьего. Тогда пришло к ним Слово Господа. "Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень... от сего дня Я благословлю их" (Агг. 2:18-19).
Мудрец говорит: "Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однакоже беднеет" (Притч. 11:24). Подобные же слова назидания, написанные апостолом Павлом, мы находим в Новом Завете: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет". "Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело" (2 Кор. 9:6, 8).
Бог намеревался сделать Израильский народ носителем света для всех жителей земли. Поддерживая своими дарами служение Господу, они тем самым должны были свидетельствовать о существовании и верховной власти живого Бога. Это служение являлось для них благоприятной возможностью выразить Ему свою верность и любовь. Бог постановил, чтобы распространение света и истины на земле зависело от усилий и даров тех, кто причастился небесного дара. Он мог сделать вестниками истины ангелов; Он мог возвестить Свою волю подобно тому, как Он провозгласил закон на Синае, Своим голосом; но в Своей безграничной любви и мудрости Он призвал людей быть Его сотрудниками, избрав их для этой работы.
В дни Израиля десятина и добровольные дары были необходимы для служения Господу. Разве народу Божьему следует меньше жертвовать в наше время? Принцип, утвержденный Христом, гласит, чтобы мы приносили дары Богу в соответствии с тем светом и преимуществами, какие мы получили. "От всякого, кому дано много, много и потребуется" (Лк. 12:48). Спаситель, посылая Своих учеников, сказал им: "Даром получили, даром давайте" (Мф. 10:8). Поскольку получаемые нами благословения и преимущества увеличиваются, - тем более, что мы имеем перед собой беспримерную жертву прославленного Сына Божьего, - не следует ли нам выражать свою признательность в еще более щедрых дарах, чтобы весть о спасении достигла других? По мере того как расширяется влияние Евангелия, требуется гораздо больше средств, чем в давние времена, и это делает закон о десятинах и приношениях гораздо более необходимым теперь, чем это было в древнем Израиле. Если бы народ Божий щедро поддерживал Его работу добровольными дарами, вместо того чтобы нехристианскими и неправедными способами увеличивать свои богатства. Бог был бы прославлен и многие души были бы приобретены для Христа.
План Моисея по сбору средств для постройки святилища имел огромный успех. Не было нужды ни в каких принудительных приемах. Он не прибегал ни к каким хитростям, которыми часто пользуются церкви в наши дни. Он не устраивал грандиозного пира, не приглашал людей в увеселительные места для танцев и прочих развлечений. Он не проводил лотерей, не прибегал ни к каким другим сомнительным средствам, чтобы собрать деньги для постройки святилища Божьего. Господь повелел Моисею пригласить детей Израиля принести свои дары. Он должен был принимать приношения только от тех, кто делал это добровольно, от всего сердца; и даров оказалось так много, что Моисей вынужден был повелеть народу прекратить нести их, ибо уже было собрано больше, чем требовалось.
Бог сделал людей Своими управляющими. Средства, данные Им, - это те средства, которые Он определил для распространения Евангелия. Тем, кто на деле проявил себя верными управляющими. Он вверит еще большие преимущества. Господь говорит: "Ибо Я прославлю прославляющих Меня" (I Цар. 2:30). "Доброхотно дающего любит Бог". И когда Его народ с благодарным сердцем принесет свои дары и приношения Ему "не с огорчением и не с принуждением" (2 Кор. 9:7), тогда Его благословения будут сопровождать их, как Он и обещал: "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?" (Мал. 3:10).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности