9.Бхагавад-Гита как она есть неавторитетное писание. Глава 2. Текст 41-46.
9.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 41-46
ТЕКСТ 41
вйавасайатмика буддхир
экеха куру-нандана
баху-шакха хй ананташ ча
буддхайо 'вйавасайинам
вйавасайа-атмика - развивший решимость (в сознании Кришны); буддхих - разум; эка - единый; иха - в этом мире; куру-нандана - о потомок Куру; баху-шакхах - у которых множество ветвей; хи - поистине; анантах - безграничные; ча - также; буддхайах - умы; авйавасайинам - тех, кто не обладает сознанием Кришны.
Идущие этим путем решительны и целеустремленны, и у них одна цель. О потомок Куру, многоветвист разум тех, кто нерешителен.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «41. Тот, чей разум утвердился в буддхи-йоге, умом только в одном в этом мире, о, Курунандана. Многоветвист, в действительности неограничен ум тех, чей разум не утвердился в этой йоге.».
Речь в стихе идет о тех, кто в себе утвердился разумом в буддхи-йоге. Здесь речь не о том, решился ли человека на путь преданного служения буддхи-йогу, а насколько он утвердился и что это ему дает.
КОММЕНТAРИЙ: Разум человека, твердо верящего в то, что, действуя в сознании Кришны, он достигнет высшего совершенства жизни, называется вйавасайатмика.
БОГ: Вйавасайатмика означает утвердиться в буддхи-йоге или утвердиться разумом в себе. Это утверждение в себе более объемлющее и выходит за границы понимания только направления к достижению высшего совершенства. Утвердившийся разумом в буддхи-йоге есть человек полностью предавшийся Богу Кришне, полностью надеящийся на Бога, делающий все, что требует от него Бог Кришна в Бхагавад-Гите. Это в первую очередь. Также такой человек непременно идет по пути материального и духовного развития, ведет аскетический образ жизни, устремлен к Богу, постоянно думает о Боге и только на втором или третьем плане у него достижение совершенства, ибо предавшийся Богу преданный понимает, что этот путь всецело Упраавляем Богом, Сам Бог ведет его по ступеням его развития и Сам Бог знает, как вести, чтобы человек достиг качества, угодные Богу и выводящие за пределы материального существования. Т.е. утвердившийся разумом человек не ставит себе цель достичь духовное совершенство, но достичь качества, угодные Богу, но следовать Слову Бога, и Бог выведет его на нужный уровень качеств и пониманий Божественным путем.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.62) сказано:
`шраддха'-шабде - вишваса кахе судридха нишчайа
кришне бхакти каиле сарва-карма крита хайа
Верой называют твердую убежденность в существовании высшего начала.
БОГ: Отнюдь. Вера не всеобъемлюща, она все в себя не включает. Твердая убежденность - это уже более, чем вера. Это уже результат строгой духовной практики, строгому религиозному пути, начало которому, самые низшие ступени положила вера. Человек верующий и человек, утвердившийся в буддхи-йоге – это две разные и достаточно отличные ступени духовного развития человека. Их путать нельзя, сопоставлять нельзя, подменять одно другим нельзя. У Арджуны есть вера. Но вот утвердившегося в буддхе-йоге сознания нет. Это развить ему еще предстоит. И он еще спросит Бога, чем отличается тот, кто обладает утвердившимся сознанием в буддхи-йоге от иных людей, имея ввиду не материальных людей, но хотя бы себя, все же верующего человека. Что ему недостает, чтобы тоже считаться утвердившимся разумом в буддхи-йоге. И Бог ему на этот вопрос ответит. Но это несколько позже.
Тому, кто посвятил себя деятельности в сознании Кришны, нет нужды заниматься какой-либо мирской деятельностью и выполнять обязанности перед семьей, страной или человечеством.
БОГ: Есть или нет нужды – это решает только Бог. Также, никто не отменял исполнение обязанностей и долга перед семьей, страной. О человечестве здесь вообще не понятно как и зачем говорить. Это пустословие. Также, надо понимать, что преданное служение не освобождает руки от труда. Только Бог Сам может Управлять судьбой человека. Невозможно по собственной инициативе ради преданного служения оставить работу, семью, престарелых родителей, детей, больных родственников. Эти вопросы автоматически решает Бог и самому человеку отрекаться от семьи, работы, долга, обязанностей нельзя. Но все делать, посвящая Богу. Это также есть путь преданного служения, путь реализации, путь, угодный Богу, путь реального выхода за пределы материального существования на духовный план.
Результаты деятельности человека зависят от хороших или дурных поступков, которые он совершил в прошлом.
БОГ: Результаты деятельности человека зависят от его кармы, качеств, Плана и Воли Бога на его развития. Здесь есть совокупность Причин, которые работают над каждым постоянно.
Однако тому, в ком проснулось сознание Кришны, больше не нужно стремиться к положительным результатам в своей деятельности.
БОГ: Надо стремиться удовлетворить Бога. Отсюда автоматически следует, что в работе надо стараться, плохие плоды труда, любой своей деятельности Богу не предлагают. Но буддхи-йога тем важна, что в человеке разум полностью сосредотачивает в труде на Боге, и при этом человек старается, на уровне подсознания понимая, что надо хорошо работать. Но именно о плодах, о последствиях своей деятельности, о вознаграждении он не должен думать. Также, иногда человек старается, ответственно относится к труду, полностью поглощен духовной деятельностью, посвящая свой труд Богу, но плоды труда его могут быть и слабыми в силу пока недостающих качеств, опыта, непредвиденных ситуаций или помех. В таком случае человек просто должен понимать, что он старается и призывает все в себе правильно исполнить свою задачу в труде, и не переживать очень сильно за плоды труда, понимая, что если что-то он делает не так, если что то не учитывает или не хватает знаний, то БОГ ему поможет и на это уповает. Т.е. не заботиться о том, какого знака плоды – тоже надо осторожно, но стараться всегда.
Все действия человека, обладающего сознанием Кришны, становятся абсолютными, иначе говоря, к ним больше не приложимы такие понятия, как «хорошее» и «плохое».
БОГ: Неверное понимание. Никогда ни у кого не бывают действия абсолютные. Не у каждого также труд есть искусство. И положительные и отрицательные плоды труда не должны полностью обходить сознание преданного. Он должен в себе давать отчет своим усилиям и стараться перед Богом все же проявить себя в труде так, чтобы Богу не предлагать плоды неудовлетворительные. Но если при всех усилиях все же в работе получается сбой или крах или плоды столь низки, что подлежат уничтожению, то в таком случае набо соблюдать в себе спокойствие и просить в себе Бога помочь, надеясь и уповая на Бога и беря у Бога те рекомендации, которые Бог может дать человеку разными путями: и через мыслительный процесс, и через ситуацию, и через даже материального человека. Бог через любого может направить старающегося, и это надо видеть и не пренебрегать. Ибо помощь Бога в труде может быть проявлена самыми непредвиденными путями. Надо с смирением и терпеливо принимать наставления тех, кто обладает большим опытом, знаниями, подходящими качествами. Надо всегда знать, что через других Бог может и обругать, и пристыдить, и указать, и поговорить с высоты самоуверенного человека. Во всем надо видеть Руку Бога и адекватно на все реагировать, не считая, что тебе неинтересны плоды труда, что ты отречан и не имеешь к замечаниям и наставлениям отношения, что только Бог может тебе Указать. Нет и нет. Бог все делает через материальный мир. И отрешенность должна быть разумной, не высокомерной, и направляющей на самоконтроль и старание.
Высшей ступенью практики сознания Кришны является отказ от материальных представлений о жизни, и тот, кто развивает в себе сознание Кришны, рано или поздно обязательно достигнет этого уровня.
БОГ: это высказывание достаточно неразумно. На любой ступени буддхи-йоги отказ от материальных представлений о жизни невозможен, ибо пока человек в теле, он другого представления иметь не может, телесное существование все обуславливает. Преданный непременно имеет такое представление. И оно должно уживаться в нем и с преданным служением и с духовными практиками. Идя по пути преданного служения, человек должен все понимать о материальном мире, о материальном труде, о том, как работает Бог в материальном мире, о духовной практике, о цели и Плане Бога на материальный мир. Невозможно игнорировать то, что поддерживает твое тело, что дано Богом для материального и духовного развития людей, что в итоге и открывает врата на духовный план.
Целеустремленность в сознании Кришны основывается на знании. Васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах. Человек, обладающий сознанием Кришны, - это поистине редкая душа, он полностью осознал, что Васудева, Кришна, является причиной всех причин.
БОГ: Так можно сказать. Но надо приводить точный перевод приведенной части текста Бхагавад-Гиты: «Бог Кришна – есть все. Но такая великая душа ( знающая об этом) – очень не просто достигается.». Т.е. стоит Богу больших Божественных трудов, пока поднимет ее до этой духовной ступени осознания.
Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем - себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству. Если Кришна доволен его действиями, все остальные тоже удовлетворены.
БОГ: Тот, кто занимается преданным служением Богу Кришне, приносит высшее благо только себе. Остальным – это насколько даст Бог, все зависит от кармы каждого и ступени его материального и духовного развития. Также, Бог не может быть доволен или недоволен преданным служением человека, ибо Бог отрешен. Бог сам Дает человеку преданное служение Себе, дает ему желание, необходимое окружение, все чувства, необходимый мыслительный процесс, дает слова, поступки, само поклонение, аскетизм, дает простой образ жизни, дает возможность развивать качества духовного порядка. Бога невозможно удивить, невозможно удовлетворить по большому счету, ибо все делается строго по Планом Бога на человека и делается самим Богом в нем. Но Бог может именно преданным служением преданного посеять семя преданности в тех, кто его, преданного, окружает, и в свое время даст им взойти ростками преданного служения, что может произойти и в следующей жизни.
Служить Кришне лучше всего под опытным руководством духовного учителя, истинного представителя Господа, который знает наклонности и способности своего ученика и всегда может подсказать, как правильно действовать в сознании Кришны.
БОГ: Нет, не существует такого духовного учителя, который бы мог точно знать качества, способности, наклонности своего ученика. Также, все рекомендации духовного учителя не должны из этого исходить. Перед учителем должна быть только одна задача – помогать ученику постичь Святые Писания и только в этом вопросе он должен быть сведущ. Все остальное ему знать ни к чему. А рекомендации для всех должны быть одни и те же: духовная практика, поклонение Богу, следование Слову Бога в Писаниях, смирение, терпение… На любой ступени своего материального и духовного развития, обладая любыми качествами, с которыми его Бог привел на путь преданного служения, ученик должен следовать именно этим указаниям духовного учителя, без отклонений, ибо другого пути в преданном служении нет.
Поэтому, чтобы овладеть наукой сознания Кришны, надо действовать с решимостью и беспрекословно подчиняться представителю Кришны, духовному учителю, считая его указания миссией своей жизни.
БОГ: Никого преданный не должен считать миссией своей жизни. Это неуместное понимание. Преданный может задавать вопросы духовному учителю. Но всегда надо знать, что требования к преданному определены в Святом Писании. Просто надо Изучать слово Бога и исполнять духовную практику. Непременно поклоняться Богу Кришне. Все остальные Указания Бог старательному преданному может дать изнутри. Преданный должен понимать, что цель его жизни – развитие духовных качеств, тех качеств, которые и выведут его на духовный план. А путь развития качеств устраивает человеку только Бог через материальные и духовные практики. Духовный учитель лишь может направить ученика, это же требование ему повторить, разъяснить ученику смысл того или иного стиха в Писании. И все. Не более. Поэтому ученик не должен много мудрить, но все свои дела посвятить Богу, потигать Совершенные знания, поклоняться, заниматься духовными практиками, посвящая Богу свою жизнь, надеясь на Бога, уповая на Бога.
В своих знаменитых молитвах, обращенных к духовному учителю, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает нам следующие наставления:
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
«Удовлетворяя духовного учителя, мы тем самым удовлетворяем Верховного Господа.
БОГ: Отнюдь. Далеко не все, что подходит духовному учителю и оценивается его материальным в немалой степени умом, есть то, что положительно. Учитель знает свое. А Бог направляет ученика так, как и должно быть согласно Плану Бога на этого человека.
Не удовлетворив духовного учителя, невозможно обрести сознание Кришны.
БОГ: Можно, не удовлетворив духовного учителя, достичь духовной реализации просто следуя Слову Бога в Святом Писании.
Поэтому надо три раза в день погружаться в мысли о духовном учителе, молить его о милости и в почтении склоняться к его лотосным стопам».
БОГ: Вздор. Не надо систематически вспоминать учителя и его молить о милости и тем более в почтении склоняться его стопам. Только о Боге Кришне надо думать постоянно, только Бога Кришну молить о милости, только перед Богом в почтении склоняться и становиться на колени. О лотосных стопах вообще речи не должно быть. У Бога нет лотосных стоп. Так воспринимать Бога нельзя. Бог не имеет тела, подобного телу человека. Бог Высочайшая духовная личность, но Бог устроен иначе, чем может предполагать человек.
Итак, в основе деятельности в сознании Кришны лежит совершенное знание о душе, не имеющее ничего общего с телесными представлениями о жизни, - не теоретическое, а основанное на опыте знание, обладая которым живое существо никогда не станет потакать своим чувствам и заниматься кармической деятельностью. Однако те, кто не развил в себе целеустремленность, сбиваются с этого пути, прельщаясь различными видами кармической деятельности.
БОГ: Человек сам в себе не достигает целеустремленность к Богу, к преданному служению, к развитию духовных качеств, к аксетизму, к изучению Святых Писаний, к преденному служению. Все это дает человеку только Бог и строго в свое врямя.
ТЕКСТЫ 42 - 43
йам имам пушпитам вачам
правадантй авипашчитах
веда-вада-ратах партха
нанйад астити вадинах
каматманах сварга-пара
джанма-карма-пхала-прадам
крийа-вишеша-бахулам
бхогаишварйа-гатим прати
йам имам - ту, которую; пушпитам - цветистую; вачам - речь; праваданти - говорят; авипашчитах - люди со скудным запасом знаний; веда-вада-ратах - мнимые последователи Вед; партха - о сын Притхи; на - не; анйат - другого; асти - существует; ити - так; вадинах - поборники; кама-атманах - желающие чувственных удовольствий; сварга-парах - стремящиеся к райским планетам; джанма-карма-пхала-прадам - рождение в хорошей семье и другие плоды кармы; крийа-вишеша - пышные церемонии; бахулам - различные; бхога - чувственного наслаждения; аишварйа - и богатства; гатим - путь; прати - на.
Людей со скудными знаниями очень привлекает цветистый язык Вед, которые призывают их совершать различные кармические обряды и ритуалы, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой и знатной семье, обрести могущество и многое другое. Стремясь к чувственным удовольствиям и роскошной жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого.
БОГ: Допустимый перевод. Точный перевод: «42-43. Цветистые слова говорят люди с бедным запасом знания, так называемые последователи Вед, о, Партха, считающие, поэтому, что ничего нет превыше, чем удовлетворение чувств, достижения райских планет и преимуществ в рождении и плодах кармической деятельности. Часто устраивая пышные церемонии, они устремлены к удовлетворению чувств, богатству и власти.».
КОММЕНТAРИЙ: Большинство людей не слишком разумны и по невежеству прельщаются кармической деятельностью, предписанной в разделе Вед, который называется карма-канда. Предел их мечтаний - вкушать чувственные удовольствия, наслаждаясь жизнью на райских планетах, где текут реки хмельного напитка, где много красивых женщин и все утопает в роскоши.
БОГ: Веды написаны Богом, есть творение Бога и ничего в них просто так не говорится. Веды должны были не оттолкнуть и тот контингент людей, которые еще стоят на невысокой ступени материального и духовного развития. Они неразумными называются не потому, что привлекаются богатством и властью, а потому что такова их ступень, которую надо пройти, которая тоже от Бога, которая также развивает качества, которые в свою очередь и помогут этим людям подняться на более высокую ступень. Привлекаясь посулами Вед, они, эти люди, читают Веды и автоматически усваивают и другие знания, знания высокого духовного порядка. Так, Бог как бы знакомит и этот уровень ступени с знаниями совершенными, а потому даст и через них и понимание и мыслительный процесс. Все в свое время. Но для Арджуны необходимо провести черту между тем, что можно из Вед брать, а что нет, надо было одних обругать, чтобы несколько утвердить других. Это тоже Божественный прием для тех, кто стоит на весьма невысокой ступени материального развития. Чтобы человек осознанней утвердился в разумном преданном служении. Поэтому Бог и восхваляет Арджуну и противопоставляет его более низкой ступени других.
В Ведах описано множество различных жертвоприношений, совершая которые человек получает право попасть в рай, в особенности это касается жертвоприношения джьотиштома. Говорится, что каждый, кто желает достичь райских планет, должен обязательно совершить это жертвоприношение, и невежды думают, что подобные предписания составляют суть ведической мудрости.
БОГ: Жертвоприношения – это все же изначально религиозный акт, очень серьезный, потрясающий, вовлекающий в себя все чувства человека. Понятно, что это действо должно сопровождаться и просьбами и надеждами. Через жертвоприношение людей того времени, которые просят материальных благ или супехов или райский план, человек получает надежду, получает и укрепляет веру, в нем сеется религиозное семя… Такие люди, даже имея чисто материальные желания, уже не могут быть потеряными для пути религиозного развития, ибо Бог в каждом это начало пути к Богу будет укреплять. В материальном мире многое держится на посулах наслаждений и от этого никуда не деться. Ибо матеральный мир всегда полон страданий был и есть. Помощь Бога воспринимается как помощь свяше. Это закрепляется в молитвах, поклонениях, в упованиях… Все это путь к Богу, который сотворен Богом и его нельзя осуждать, ибо все средства хороши для материальног человека, если они действенны, если она направляют ум на потустороннее, если они ищут милость Высших Сил, если они учатся терпеть и сносить, если в них с Высшими Силами связаны надежды и смирение.
Таким недалеким людям очень трудно обрести решимость, необходимую, чтобы действовать в сознании Кришны.
БОГ: Если говорить о твердости разума в буддхи-йоге, то надо иметь ввиду преданных Бога Кришны, причем достигших уже некоторой реализации. Но речи нет о тех людях, которые описаны в стихе. Они еще не считаются преданными Бога Кришны и их разум еще не может утвердиться в буддхи-йоге, ибо такие люди этой ступени никак не могли достигнуть будучи вне преданного служения.
Подобно тому как глупцы срывают цветки ядовитых деревьев, не подозревая, чем это чревато, те, кто не обладает знанием, прельщаются роскошью райских планет и доступными там чувственными удовольствиями.
БОГ: В целом так можно сказать. Но истина в другом. Бог награждает материальными наслаждениями не просто так. У Бога ничего просто так не делается. Ни слава, ни власть, ни богатства, ни почести, ни знатное происхождение, ни таланты не даются просто так. Все дается адресно и в соответствии с кармой человека и Планом Бога на его развитие. В любой среде, в любом окружении, в любом достатке и с любым талантом человек Волею Бога пройдет те игры и роли, которые непременно будут иметь развивающее его значение и подготовят человека качествами к новому рождению, где эти качества будут необходимы и будут плацдармом его новых качеств в новых условиях, и в других условиях не достигаются. И так постепенно Бог через рождения и развитие качеств выводит человека на тот уровень, которые достаточен, чтобы дать ему преданное служение и путь отрешения от внешних наслаждающих объектов материального мира. Всеаму у Бога свое время. И время наслаждений и время отрешения..
В разделе Вед карма-канда сказано: апама сомам амрита абхума и акшаййам ха ваи чатурмасйа-йаджинах сукритам бхавати. Тот, кто совершает чатурмасью, то есть на протяжении четырех месяцев налагает на себя определенные покаяния, получает право пить райский напиток сома-раса, дарующий бессмертие и непреходящее счастье.
БОГ: Ни в материальном мире, ни на духовном плане такого напитка не существует. Все состояния существования дает только Бог. Это работа Бога. Но а напиток есть причина для того, кто не видит стоящего за всем Бога. Есть мотивирующее средство для некоторых духовных практик. В современном мире необходимости в таких аскезах нет. Все заменяет преданное служение, все вмещающее в себя и основывающееся на предписаниях Святых Писаний.
Даже на Земле есть люди, которые мечтают отведать сома-расы, чтобы стать крепкими, здоровыми и способными неограниченно наслаждаться жизнью. Они не верят в путь освобождения из материального плена и очень привязаны к пышным ритуалам, сопровождающим ведические жертвоприношения.
БОГ: Иллизорные энергии Бога могут дать человеку самые разные мечты и желания. Если это необходимо дать человеку, если есть такой План Бога, если карма и качества человека подходят для этого, то Бог даст и это желание и его плоды, ибо все имеет развивающее значение для человека, и Бог Знает, кого и через что надо вести. Это работа Бога. Никого нельзя осуждать или поучать, если он стоит на этой ступени своего развития. Нельзя пытаться навязывать кому-либо свое духовное понимание, нельзя ни от кого требовать преданное служение или изучение Святых Писаний. Никому не надо открывать глаза на реальность. Это – работа Бога. Бог Знает, кому, когда, что, в какой мере дать. Всему у Бога свое время и его не замедлить и не ускорить.
Такие люди - рабы своих чувств: им не нужно ничего, кроме райских наслаждений.
БОГ: Только Бог Знает, чем продиктовано человеку желание насладиться или стать богатым или успешным. Человек не может отклониться от Воли Бога в себе. Он не раб своих чувств. Он просто Управляем Богом, Который ему дает все желания, чувства, сам мыслительный процесс, устремление. И нет никого, кто мог бы устоять от Воли и Плана Бога, включая преданных самой высокой ступени.
Известно, что на райских планетах есть роскошные сады, называемые Нандана-канана, где можно приятно провести время в обществе прекрасных, как ангелы, женщин и вволю напиться сома-расы. Такое счастье материально, его источником являются органы чувств, и есть немало людей, привязанных исключительно к этому преходящему счастью, которое дает им возможность почувствовать себя хозяевами материального мира.
БОГ: На самом деле нигде и никто не сможет себя почувствовать хозяином материального мира. Бог везде найдет повод для души и страдать и печалиться, даже на райском плане. Но это не рай, а высокоорганизованные материальные планеты. Везде материальный мир служит Богу тем, что развивает живые существа. Это надо понимать. И мгновение, проведенное в материальном мире, не проходит бесследно, но с немалой пользой для любого человека. Поэтому не следует особо спекулировать беспокойным умом и отпускать матеральных людей, ибо они тоже с Богом и тоже идут по пути материального и духовного развития.
ТЕКСТ 44
бхогаишварйа-прасактанам
тайапахрита-четасам
вйавасайатмика буддхих
самадхау на видхийате
бхога - к мирским удовольствиям; аишварйа - и богатству; прасактанам - тех, кто привязан; тайа - этим; апахрита-четасам - введенных в заблуждение; вйавасайа-атмика - с твердой решимостью; буддхих - преданное служение Господу; самадхау - в сосредоточенном уме; на - не; видхийате - возникает.
Тем, кто слишком привязан к чувственным удовольствиям и материальному богатству и чей ум из-за этого все время пребывает в заблуждении, не хватает решимости посвятить себя преданному служению Верховному Господу.
БОГ: Неверный перевод. Надо: «Украден разум у тех, кто привязан к наслаждениям и богатству (власти). Но тот, кто утвердился в буддхи-йоге, кто находится в состоянии самадхи (кто погружен в себя), с ним этого не происходит.».
КОММЕНТAРИЙ: Самадхи значит «сосредоточенный ум». В ведическом словаре «Нирукти» сказано: самйаг адхийате 'сминн атма-таттва-йатхатмйам - «Тот, чей ум сосредоточен на постижении высшего «Я», пребывает в самадхи». Состояния самадхи никогда не достигают те, кто стремится к мирским удовольствиям и ослеплен преходящими благами. Материальная энергия возводит на пути у таких людей неодолимые препятствия.
ТЕКСТ 45
траи-гунйа-вишайа веда
нистраи-гунйо бхаварджуна
нирдвандво нитйа-саттва-стхо
нирйога-кшема атмаван
траи-гунйа - связана с тремя гунами материальной природы; вишайах - тема которых; ведах - ведические писания; нистраи-гунйах - поднявшийся над тремя гунами материальной природы; бхава - будь; арджуна - о Aрджуна; нирдвандвах - лишенный двойственности; нитйа-саттва-стхах - пребывающий в чистом состоянии духовного бытия; нирйога-кшемах - не связанный заботой о выгоде и безопасности; атма-ван - познавший свое истинное «Я».
В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Aрджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и постигни свое истинное «Я».
БОГ: Неточный перевод. Правильно: 45. В Ведах немало сказано о трех гуннах материальной природы. Стань неподвластным влиянию этих трех гунн, о, Арджуна. Свободный от двойственности, всегда в состоянии чистого духовного существования, свободный от связей, удовлетворенный, ты будешь погружен в себя (в Верховный Брахман в себе).
КОММЕНТAРИЙ: Материальная деятельность представляет собой цепь действий и их последствий в трех гунах материальной природы. Она направлена на достижение определенных результатов и служит причиной рабства живого существа в материальном мире.
БОГ: Это достаточно приближенное, неточное определение материальной деятельности. Это высказывание почти неверное, ибо надо говорить четче, не о деятельности, а о работе, которой можно назвать любое дело человека и уже отсюда рассуждать о последствиях кармической деятельности, о разделении работы в зависимости от трех гунн материальной природы. И уже отсюда можно говорить, что кармическая деятельность, привязывая человека к работе и ее плодам, делает человека зависимым от работы, или зависимым от кармической деятельности. Это, такую зависимость от работы, от кармической деятельности, можно представить как рабство. Но на самом деле, связывая человека, работа не делает его своим рабом. Бог не дает человеку такие энергии, которые бы в нем ассоциировали бы с полной и беспросветной рабской зависимостью. Бог дает чувство, понимание, что работа есть долг, что работа есть необходимость, что работа может удовлетворять чувства человека, может его радовать, может печалить, но без нее невозможно поддерживать свое тело и тех, кто от тебя зависим на данный момент. Даже материальную работу нельзя воспринимать, как зло, как гири на ногах, как то, от чего надо избавиться. Надо знать, что работа любая непременно развивает человека. И если Бог дает человеку работу, дает желание работать, дает иногда и соответствующее образование, то такая работа может считаться предписанной. И предписанная работа может иметь свои отрезки времени. Привнеся в человека все, что хотел Бог, он может и исчерпать себя и это выразится в том, что человек может утратить желание работать. И Бог поведет его к другому виду деятельности и возможно не одному в этой же жизни, который также привнесет в качества человека то, что наметил Бог согласно Божественному Плану на развитие качеств человека в этой жизни. Бог полностью Управляет работой и кармической и той, которая посвящает свои плоды Богу. Везде человеку работать не просто, везде работа есть путь преодолений и развития и также правильно будет считать, что кармическая работа менее благоприятна для человека, ибо возвращает его вновь и вновь в круговорот сансары. Духовная же работа работает уже на качества Божественного порядка и помогает человеку освободиться от колеса сансары. Поэтому считается, что одна работа освобождает, а другая – связывает. Это состояние связанности иногда называют рабством, зависимостью от работы. Но материалист при этом особо сильно не страдает, ибо нельзя делать работу очагом боли и зла. Бог всех оберегает от сильных потрясений в работе, ибо работа есть источник жизни и это свято. Но духовный труд Благословлен Богом и есть реальное средство для достижения духовного плана.
Основная часть Вед посвящена различным предписаниям, касающимся деятельности ради ее плодов. Цель этих предписаний - помочь обыкновенным людям постепенно отказаться от деятельности ради чувственных удовольствий и подняться на духовный уровень.
БОГ: так можно сказать. Но и это каждому Бог дает в свое время.
Поскольку Aрджуна был учеником Господа Кришны, Господь советует ему сразу подняться на духовный уровень - уровень философии «Веданты», который начинается с брахма-джигьясы, или вопросов о высшем духовном начале.
БОГ: Нигде Бог Кришна не советует Арджуне подняться сразу на духовный уровень. Это измышление. Бог Наставляет Арджуну на будущее, пока Арджуна не готов принять Слова Бога, ибо ни так просто преодолеть три гунны материальной природы, которые порождены иллюзорными энергиями Бога, которые порождают двойственность материального мира, непросто также пойти по пути чистого духовного существования, непросто освободиться от материальных связей, непросто достичь полное удовлетворение в себе, непросто быть погруженным в Бога Кришну в себе…
Все живые существа в материальном мире ведут изнурительную борьбу за существование. Чтобы научить их жить в этом мире и указать путь к освобождению из материального плена, Господь, сотворив мир, дал им Веды.
БОГ: Надо комментировать текущий стих. Но увы. Автор комментариев постоянно забегает вперед, говоря некоторые вещи преждевременно, тем запутывая тех, кто пытается осознать Бхагавад-Гиту, также нарушая логическую связь стихов, делая каждый стих обособленным и не понятно для чего сказанным.
Сначала живое существо посвящает себя деятельности ради чувственных удовольствий, описанной в разделе карма-канда, а завершив этот этап, получает возможность встать на путь духовного самопознания, описанный в Упанишадах, которые являются частью другой Веды, так же как «Бхагавад-гита» является частью пятой Веды («Махабхараты»). Упанишады указывают на начало духовной жизни.
БОГ: все это излишние сведения, бесполезные для толкования стиха. И Упанишады и карма-канду упоминать не следует вообще. Этот стих есть совершенное знание и его ни к чему не надо привязывать.
Пока живое существо находится в материальном теле, оно вынуждено совершать действия и пожинать их плоды, находясь под влиянием гун материальной природы. Нужно научиться стойко переносить такие проявления двойственности, как счастье и горе, холод и жара, и тогда мы избавимся от беспокойств, связанных с приобретениями и потерями. Этого уровня достигает тот, кто обрел сознание Кришны и во всем полагается на волю Господа.
ТЕКСТ 46
йаван артха удапане
сарватах самплутодаке
таван сарвешу ведешу
брахманасйа виджанатах
йаван - насколько; артхах - польза; уда-пане - в колодце с водой; сарватах - во всех отношениях; самплута-удаке - в большом водоеме; таван - настолько; сарвешу - во всех; ведешу - в ведических писаниях; брахманасйа - человека, который постиг Верховный Брахман; виджанатах - который обладает полным знанием.
Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага.
БОГ: Неточный перевод. Надо: 46.Все, для чего предназначен источник воды, во всех отношениях может быть исполнено с помощью большого резервуара воды. Подобным образом Веды во всех отношениях наполняют знаниями такого духовного человека (постигшего в себе Высший Брахман).
КОММЕНТAРИЙ: Жертвоприношения и ритуалы, которые описаны в разделе Вед карма-канда, предназначены для того, чтобы помочь человеку встать на путь самоосознания. Конечная цель ведического пути самоосознания ясно определена в пятнадцатой главе «Бхагавад-гиты» (15.15): цель изучения Вед - постичь Господа Кришну, первопричину всего сущего.
БОГ: В стихе 15 главы 15 сказано: 15.Также, будучи расположенным в сердцах всех живых существ, Я Тот, от Кого исходит память, знание и забвение. Также Я, непременно, познаваемый всеми Ведами. Также, составитель Веданты, Я также, непременно, знаток Вед.
В стихе 15 главы 15 Бхагавад-гиты сказано, что Бог Кришна – познаваемый всеми Ведами. Отсюда можно заключить, что цель Вед – постичь Бога Кришну. Приведенное выше утверждение верно.
Таким образом, истинное самоосознание - это постижение Кришны и наших вечных отношений с Ним.
БОГ: Это верно. Но при этом надо понимать, что вечных отношений с Богом строго говоря не существует. Бог полностью отрешен от Своего творения. Ни в какие отношения с ним не вступает. Но иллюзорные энергии Бога дают некоторые трактования отношений с Богом, из которых самые приемлемые есть подчиненные отношения, отношения Высшего Управляющего и подчиненной ему частицы или преданное служение Богу Кришне.
Об отношениях живого существа с Кришной также говорится в пятнадцатой главе «Бхагавад-гиты» (15.7). Все живые существа - неотъемлемые частицы Кришны, поэтому, развив в себе сознание Кришны, индивидуальное живое существо достигает высшей ступени ведического пути познания. Это подтверждает следующий стих из «Шримад-Бхагаватам» (3.33.7):
ахо бата шва-пачо 'то гарийан
йадж-джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама гринанти йе те
«О мой Господь, тот, кто повторяет Твое святое имя, уже достиг высшей ступени духовного самопознания, даже если он происходит из семьи собакоедов.
БОГ: Нет, конечно. Повторение Святых имен Бога Кришны недостаточно, чтобы объявить человека достигшим высшей ступени духовного развития.
В прошлом он, вне всякого сомнения, совершил все жертвоприношения и все виды аскезы, предписанные Ведами, омылся в святых водах всех мест паломничества и много раз глубоко изучил ведические писания. Такого человека следует считать лучшим из ариев».
БОГ: о прошлом любого человека лучше не надо браться судить или предполагать. Только Бог Знает, о прошлой жизни каждого и что привело каждого на путь преданного служения. Далеко не всегда такой человек был и благочестив, аскетичным, изучал Святые Писания и посещал святые места или даже был добродетельным человеком. Иногда достаточно одного качества или одного поступка или выбора человека. Также, никого не следует считать лучшим.
Итак, чтобы постичь высшее назначение Вед, надо быть достаточно разумным
БОГ: Человек не может судить о ступени разума других или о своей собственной ступени. Также назначение Вед есть то, что несложно понять любому человеку. Здесь большого разума не нужно. Бог может это понимание дать любому человеку, даже великому грешнику: Назначение Вед – достичь Всевышнего.
, не ограничиваться совершением ведических ритуалов и не стремиться вкусить изысканных удовольствий на райских планетах.
БОГ: Как правило, человека в его духовном развитии ведет Бог. Но прежде, чем человек будет награжден совершенными духовными знаниями в хорошей полноте, он непременно должен пройти путь ритуалов, путь поклонения Богу, путь аскез, путь добродетели, путь очищения своего существования… как и путь наслаждений…
Никто из людей этого века не способен исполнять все ведические ритуалы, равно как и досконально изучить «Веданту» и Упанишады.
БОГ: Кто и на что способен – это знает только Бог. Бог в одночасье любому может дать любые знания… Об этом лучше не рассуждать. Что касается Ведических ритуалов, то их Бог ограничивает. Ибо во многих ритуалах нет необходимости, ибо они забирают много времени у современного человека. Но некоторые ритуалы будут оставлены и провозглашены новые. Из Святых Писаний Бог современному миру дает только те Совершенные Знания и направления духовных практик, которые были написаны Наталией Марковой под Управлением Бога.
Чтобы выполнить все предписания Вед, требуется очень много времени, сил, знаний и средств. В нынешний век это едва ли возможно. Однако высшей цели ведических предписаний можно достичь, просто повторяя святое имя Господа, как учил Господь Чайтанья, спаситель всех падших душ.
БОГ: Маха-мантра ХАРЕ-КРИШНА… Богом отменяется. Будет дана краткая молитва на русском языке, которую преданные могут повторять в любое время без четок, и мысленно и вслух, без каких либо правил и ограничений или дополнительных требований.
Однажды великий знаток Вед Пракашананда Сарасвати спросил Господа Чайтанью, почему Он, вместо того чтобы изучать философию «Веданты», повторяет святые имена Кришны, как какой-нибудь сентиментальный чудак. На это Господь Чайтанья ответил: «Мой духовный учитель считал меня глупцом и потому велел мне повторять святые имена Господа Кришны. Делая это, я испытываю духовный экстаз и становлюсь похожим на сумасшедшего».
БОГ: Эта джапа-медитация должна быть прекращена, как потерявшая свое значение, ибо ничего не привносит в умы преданных, не развивает их качества, забирает очень много времени и далеко не всегда ее человек может вибрировать, ибо она требует определенных условий, а также может смущать умы материальных людей, что недопустимо, ибо люди должны привлечься Новыми Святыми Писаниями преданных Бога Кришны и не бояться чужих мнений и осуждений.
В век Кали большинство людей слишком глупы и невежественны, чтобы быть способными понять философию «Веданты». Лучший способ достичь ее высшей цели - повторять без оскорблений святое имя Господа.
БОГ: В современном мире это не лучше. Также, не следует судить об уме других людей, как бы они себя не проявляли. Также, совершенные духовные знания ни есть философия.
«Веданта» - это вершина всей ведической мудрости, а главным знатоком и автором «Веданты» является Господь Кришна. Поэтому самым лучшим ведантистом следует считать ту великую душу, которая черпает блаженство в повторении святого имени Господа. Вот конечная цель мистического учения Вед.
БОГ: Нет великих душ. Повторение Имен Бога – ни есть мера преданности Богу или высоты ступени преданного.
Наталия Маркова,
Россия, Ростов-на-Дону
семейная, религиозная образование высшее, интересы - религиозные стихи и проза
Прочитано 1117 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Притча Иисуса о неверном управителе - Михаил Пушкарский Толкование притчи не требует скрупулезной и абсолютной образной привязки. Приоритет отдаётся пониманию духовной сути. Так, например, если под хозяином имения вначале подразумевался Бог, то позже, где говорилось о сынах века сего, это сравнение уже не имеет необходимости. Здесь хозяин может по буквальному смыслу оставаться теперь снова человеком (сыном века сего) и включаться в сообраз следующей духовной мысли.
Более ясно видно на «богатстве неправедном», что образ часто заключает в себе лишь определённый смысл. Необходимо, также, в обычном общении понимать высказанную мысль в том смысле, в каком её хотят выразить.