1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Исходя из контекста гл.15 Евангелие от Луки, Иисус рассказал несколько притч в наставление фарисеям и книжникам, которые роптали за то, что Он общался с мытарями и грешниками.
Глава 16 начинается со слов: "сказал же и к ученикам Своим".
С одной стороны все притчи, сказанные Иисусом, полезны ученикам Его, они также имеют духовный смысл, как, например, предыдущая "о блудном сыне" в обличение фарисеев.
Но в данном случае, относительно притчи "о неверном управителе" контекст подчёркивает: "сказал ЖЕ И К ученикам СВОИМ".
То есть, здесь следующая притча относится именно к ученикам Его. И несмотря, что мытари и грешники тоже внимали слову Иисуса.
Далее, Иисус обращается к ученикам по ходу смысла самой притчи, показывая пример сообразительности неверного управителя в житейских делах и жизненной ситуации, обобщает и делает разделение: "ибо сыны века сего догадливее сынов света в своём роде".
И здесь видно, что мытари и грешники, в данном случае, Иисусом не подразумеваются в качестве Его учеников. Ибо, если они и призваны быть сынами света, то на данный момент они остаются живущими по закону века сего. О них Христос замолвил в притчах 15 главы, как спасённых овцах, найденных драхмах и вернувшихся блудных сынах.
В данном случае "сынами света" уместнее назвать тех людей, которые не являются пока учениками Иисуса, но не живут по похотям и мирским законам; люди, которые добры, нестяжательны и помышляющие о Боге.
Так-что, сынами света Иисус здесь называет Своих учеников. К ним же Он и обращается, говоря о "домах вечных", куда их должны принять, когда они "обнищают".
Слова "в роде своём" относятся к сфере догадливости сынов века сего. Ибо, по большому счёту, догадливыми или умными сынов века сего назвать нельзя. Ибо, как говорится, "начало мудрости - страх Господень".
Теперь давайте рассмотрим, какое богатство по тексту правильно подразумевать под "неправедным"?
В притче говорится, что неверный управитель распоряжался имуществом не своим, а хозяина.
О том, праведно или нет это имущество было нажито хозяином в притче не указывается. То есть, такой необходимости Иисус не усматривал, так-как, смысл притчи этого не требует. Следовательно "неправедным" это имущество считается лишь потому, что не было имуществом управителя - оно было ему вверенным.
Существует много толкований, где делаются попытки считать "неправедным" имуществом то, которые управитель приобретал путём укрытия от хозяина или путём расточительства через партнёров.
Но это обычная невнимательность. Ибо в притче говорится об имуществе неправедном - которым управитель распоряжался и в котором он не был верен.
Так что, Иисус говорил о богатстве неправедном в смысле богатства, которое не заработаное и не своё, а которое вверенное чужое.
"Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?"
Очевидно, что "неправедное" здесь "чужое" - ввернное.
Такое справедливое толкование не создаёт проблем и для духовного толкования, и не наводит подозрений и неразберихи на интерпретацию действий учеников, которые уже, само собою разумеется, не могут в себе заключать нечестность и стяжательство, расточительство, обман или воровство.
Теперь можно утверждать, что ученики должны распоряжаться, также, богатством им вверенным.
Кто вверил ученикам богатство, чтобы они распоряжались им?
Здесь однозначно все толкователи сходятся в мнении, что это Бог.
Ну вот... Здесь даёт богатство Бог, а не какой- либо хозяин или царь - всё просто.
Но какое богатство даёт Бог, ответ у толкователей (так получилось, и у Святых) чересчур прост - как изречение "на всё воля Божья"...
Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте представим себя учеником Христа. Или лучше, пусть тот, кто считает себя учеником ответит на такой простой вопрос: что есть настоящее богатство, которое даёт верующим Бог?
И какое богатство они должны раздавать ("расточать") чтобы приобрести "друзей" и войти в "домы вечные"? Не о духовном ли богатстве идёт речь?
О какой "жизни с избытком" говорит Иисус в данном ученикам обетовании по Евангелию? Не о внутренней ли? Не о богатстве Духа?
Или о чём говорит Апостол Павел: "Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку, что даёт Бог любящим Его"? О земном ли или небесном?
Если христианин никогда не имел опыта переживания духовного богатства, как реально - богатства, но какое-то вдохновение всё же имеет в вере своей, пусть положит руку себе на сердце и ответит, может ли духовное богатство Бога сравниться с любым земным богатством, с богатством "века сего"?
И второй вопрос к ученикам Христа.
Каким богатством они считают необходимо приобретать "друзей" чтобы войти "в домы вечные", можно сказать "войти в Божественное - в Царство Божье"?
- Конечно, Божественное приобретается Божественным.
И такой вопрос: неужели христианин чувствуя внутри себя духовное богатство, которое ему дал Бог, не имеет радости передать другим? Не от "избытка сердца говорят уста"? Не "сердцем ли веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению"?
Впрочем, бывает, как по Книге Песнь Песней, где возлюбленная говорит, когда постучался к ней возлюбленный: "я уже скинула хитон свой и вымыла ноги, как же мне теперь марать их". Потом, когда пошла открывать, она покоилась в благодати и "с её рук капала мирра и стекала на ручки замка".
Но когда решилась отворить, опоздала. и возлюбленный исчез.
И вот тогда лишь она пошла искать его и проповедовать, каков он.
2. Я сплю, а сердце мое бодрствует; вот, голос моего возлюбленного, который стучится: "отвори мне, сестра моя, возлюбленная моя, голубица моя, чистая моя! потому что голова моя вся покрыта росою, кудри мои – ночною влагою".
3. Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?
4. Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него.
5. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка
6. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне
7. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня
покрывало стерегущие стены.
8. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете
вы ему? что я изнемогаю от любви.
Также, если исходить из заповеданного ученикам, умело распоряжаться вверенным богатством, то для того, чтобы раздавать материальные "богатства" (даже обозначение и иносказание разных материальных благ в качестве "богатства" некорректно) бедным и братьям, особой изобретательности не нужно.
А если умножать материальные блага, чтобы больше раздать, то это будет в ущерб духовного богатства в сынах света.
Всё говорит в притче, всё же, о мудрости и деятельности в деле благовестия.
часть 2
Итак, если мы имеем благодать и слышим притчу о "вверенном нам неправедном богатстве", которое необходимо "раздавать", то ничего другого на ум и не придёт, как только, данная нам не заслуженная, а милостью Божьей, Божья благодать.
И никакая материальная забота о нищих не выйдет на первый план, в понимании Божественного домостроительства, прежде потребности передать миру Благую Весть.
Когда пришли Иоановы ученики к Иисусу от Иоанна узнать Он ли Мессия или ждать иного, Иисус им ответил: "пойдите и скажите что видите: слепые прозревают, хромые исцеляюися, мёртвые воскресают и нищие благовествуют"(!)
Подобно этой притчи о неверном управителе, говорились притчи о «благоразумном рабе», «талантах» . И несмотря, что там такая же "мирская" аналогия, однако, не составило никому труда понимать их духовно.
Но почему же, всё-таки Святые отцы толковали притчу о неверном домоуправителе в более широком смысле?
Например, Феофилакт Болгарский даёт весьма важное понимание:
«Всякая притча (говорит он) прикровенна и объясняет образно сущность какого-нибудь предмета, но она не во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется.
Посему не следует все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом ее не имеющие никакого соответствия. Ибо, если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто... и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы затемним свою речь и, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Посему настоящею притчею надо воспользоваться, насколько это возможно».
«Господь (продолжает блаженный Феофилакт) желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенными нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкою с тем, чтобы мы управляли им так, как Он повелевает. Воля же Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Неправедным называется то богатство, которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем его для самих себя".
Вся причина здесь в том, что Святые делали акцент на смысл всего вверенного Богом человеку имения жизни. И это вполне удовлетворительное альтернативное толкование. И его можно считать дополнением к толкованию приоритета духовного "имения".
Следовательно, толковать всё же необходимо, делая акцент на Благовестии.
Теперь, когда ученики раздают духовное богатство, приобретая друзей богатством «неправедным», не ясным пониманию может показаться: каким образом те, которым раздается, могут принять раздающих в «обители вечные»?
И здесь, также, опыт духовной жизни дает спокойное уверенное понимание: Сам Христос подразумевал здесь лишь главную мысль о том, что примет Бог в "домы вечные". И выразился так, чтобы перефразировать взятый для притчи сценарий (образ) в нужный смысл.
Но толковать можно и так: "кто обратит к праведной жизни грешника, покроет множество и своих грехов".
Ибо кто знает, может назидаемый словом веры человек возрастет духовно к лучшему воскресению и походатайствует в молитвах за своего первого наставника?
Другой важный акцент вопроса "распоряжения духовным богатством" – в умелом распоряжении.
Поэтому было сказано, что «господин похвалил неверного управителя за догадливость».
И здесь относительно «догадливости сынов века сего», ответ тоже духовный.
Неверующие люди, как правило, надеются всегда только на самих себя. Поэтому, не искушая Бога, чтобы делать за них их дела, сыны века сего приобретают различные навыки «довести до ума» нужное им дело. Они часто знают смысл в житейской добродетели и нередко прозревают и духовную в том мудрость, являясь "догадливыми".
Так, самое простое – это вкушать от плодов рук своих и быть довольным. Соломон пишет, что это – дар от Бога, ибо другие не имеют и этого...
Но чтобы не выходить из темы, извлекаемый урок из мудрости "века сего" для умелого распоряжения духовным богатством – это иметь нужду и искреннее желание к необходимому делу.
Поэтому в духовном деле такое желание приходит тогда, когда воля Бога согласуется с нашей волей.
Чтобы Божье стало нашим, нам нужно возрасти до этого нрава и понимания.
Что можно сказать об этом относительно дела благовестия?
Несмотря на грех людей, человек имеет все же некоторые задатки совершенства, заложенные Творцом. И если нам свойственно любить красивое, то нам свойственно это оберегать и созидать. Красота присуща и цветущему саду, и душе человека. Когда взору открывается великолепие Божьего создания, то в сердце открывается вдохновение. Тогда и уму приходит понимание соучастия в благом.
Приобретая Божий нрав и силу вдохновения, Божье становится нашим и мы говорим:
Закон Господа совершенен – укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых;
повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс 18: 8, 9).
Второе качество – это внимание.
Иисус говорит: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (от Луки 16:10).
В основном – малые дела требуют большего внимания. Иногда может показаться бессмысленным какой-нибудь разговор, или чья-то антипатия отделяет от доброго побуждения. Тогда мы остаемся без добрых дел. Но если иной раз проявить терпение и внимание, то может спастись душа - как это много!
Другой случай, когда верный в малом верный во многом – это когда «сядет Судия на престол и откроются книги». Тогда та большая часть жизни, которая в основном состоит из малых дел, за неимением, может выявиться и грехом, а те большие дела, которые считались важными, могут открыться мотивом тщеславия.
Вместо «сокровенной манны» праведности вкусится горечь беззакония.
И третье – можно сказать, что посеянная привычка в навыке малых дел и верности в малом пожнет силу быть в будущем верным и во многом.
Стоит сказать и о рассудительности.
Для обычной рассудительности нужны чуткое сердце и уравновешенный ум. И это поможет в духовном деле. Если передать человеку по- настоящему духовное просвещение, то этим мы можем приобрести себе и друга (брата во Христе).
А если кто - либо рядом с нами становится духовнее нас, то первыми имеем благословение.
Бога хватит на всех! По притче видно, что господин управителя был очень богат, если ничуть не рассердился на последние махинации того.
Здесь – прообраз безмерного богатства Творца. Такая весть свидетельствует о том, что делая малое для Бога, будем иметь безмерно больше: «верный в малом – верный и во многом».
Когда Иисус говорил, что 'верный в малом верный и в большом' и 'если в чужом неверны, то кто даст вам ваше', то здесь Он расставляет точки для правильного толкования образа, в частности, "приобретения друзей богатством неправедным" и соответствующего восприятия духовного слова, что бы снять всякую тень праздного и мобилизовать учеников на деятельную изобретательную и праведную жизнь.
Как и говорил св.Феофилакт Болгарский, толкование притчи не требует скрупулезной и абсолютной образной привязки. Приоритет отдаётся пониманию духовной сути.
Так, например, если под хозяином имения вначале подразумевался Бог, то позже, где говорилось о сынах века сего, это сравнение уже не имеет необходимости. Здесь хозяин может по буквальному смыслу оставаться теперь снова человеком - "сыном века сего" и включаться в сообраз следующей духовной мысли.
Более ясно видно на «богатстве неправедном», что образ часто заключает в себе лишь определённый смысл. Также, необходимо и в обычном общении понимать высказанную мысль в том смысле, в каком её хотят выразить.
В "Толковании Евангелия" Б.И.Гладкова автор считает, что "объяснение блаженного Феофилакта не дает ответа на самые главные вопросы, возникающие при чтении притчи о неверном управителе: достоин ли был похвалы управитель? Почему Господь выставил его как пример для подражания? И почему Он заповедал приобретать друзей богатством неправедным, если, богатство само по себе не может считаться ни праведным, ни неправедным, а называется неправедным или по преступности его приобретения, или по преступности целей, для достижения которых оно употребляется, или же по особой привязанности к нему, по преклонению перед ним, как перед кумиром, идолом? Да и мог ли вообще Господь сказать, что врата Царства Небесного можно открыть богатством неправедным? На все эти вопросы мы не находим ответа в толковании блаженного Феофилакта." - говорится в "Толковании Евангелия" Б.И.Гладкова.
Однако, Феофилакт Болгарский, всё же ответил на самый главный вопрос, который прежде всего, учит понимать духовные изречения в притчах и иносказаниях. И тем самым, предостерегает от лишних и ограниченных воображаемых идей, от путаницы и глупости.
По блаженному Феофилакту вопрос, достоин ли похвалы управитель и почему его Господь привёл в пример, а также, почему необходимо приобретать друзей богатством неправедным, просто переводится в духовную плоскость.
Ведь не возникает ни у кого вопроса, например, по притче \"о талантах\", где главный герой господин и рабовладелец, а рабы обязаны были умножать его деньги, в том числе и торговлей.
Короче говоря, ученикам важно было знать, что они, являясь сынами света, должны быть также сообразительными в деле спасения своей души (как предприимчивы "сыны века сего\" в роде своём) через всё имеющее, что в этой жизни для них дал Бог.
Богатство "неправедное" - это богатство не своё, а чужое и вверенное для временного управления им. Это понятно из самой притчи, далее - из комментария Иисуса, а также, духовно, где всё Божье есть.
По Феофилакту Болгарскому, неправедным богатством считается всё данное нам Богом и удерживаемое нами для себя.
Можно уточнить, по притче, управитель использовал чужое богатство для своей пользы. Так и Господь нас призывает использовать Божье для своего спасения.
Главное богатство сынов света - это данная им духовная жизнь Бога. И чтобы мудро распорядиться этим богатством, его необходимо раздавать другим. Необходимо нести в мир Благую Весть. Именно не "проповедовать," а "благовествовать". И тогда это будет проповедь в силе и вдохновении, жизнью и делами веры. И вот тут, по Святым отцам, необходимо будет приложить и всё дополнительное - что имеем и можем в этой жизни, данной Богом.
19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Существуют толкования, по которым управитель не расточал имения хозяина.
Ведь хозяин потребовал отчёта у управителя на основании доноса. А донос может быть ложным.
По толкованию Буткевича, например, вероятнее всего, что управитель брал завышенную арендную плату с земледельцев.
И по такому толкованию управитель поступает "благоразумно", возвращая накрученную цену должникам.
Такой вариант подтверждается как-бы тем, что в греческом переводе не говорится: "догадливо". Но в редакции Б.И. Гладкова, есть синоним: "проницательно".
Как уже говорилось, эти детали не имеют никакого значения для главного и необходимого смысла притчи.
Но ради интереса. По тексту притчи был донос на управителя не по конкретному случаю и не по крупному ущербу. И хозяин без гнева решил просто посмотреть, каков будет отчёт у него.
По отчёту оказалось, что всё как-будто сходится. Возможно расписки должников многое прояснили.
Но поскольку был донос и хозяин всё же решил уже уволить управителя, и теперь узнав, что управитель скостил должникам, хозяин исполняет своё намерение, но не гневается на управителя. Он, напротив, удивился находчивости управителя и похвалил того, ибо это уважительное качество среди сынов века сего.
Поэтому Господь тоже говорит: "сыны века сего догадливее сынов света в своём роде.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 3682 раза. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Все верно. Речь идёт о спасении души. Кто бережет душу свою, тот теряет, а кто сознательно теряет, тот на самом деле спасает. Секрет в том, что дар жизни вечной мы получаем даром, через веру в Иисуса Христа. А процесс спасения души это продолжение начатого. Притчи про горчичное зерно и закваску теста. В первую очередь преображение ума в ум Христов. Из него следуют дела веры: благовестие, не противится злу, а все принимать с благодарностью, благость, терпение и т.д. в общем Гал 5:22, как результат.