Русский фильм «Ученик», режиссера Кирилла Серебрянникова, смотрели с женой во французском культурном центре в Южном Кенсингтоне, на кинофестивале в английской столице.
Центр уютен с хорошим кафе и просторным залом с высоким потолком, мягкими креслами свободно стоящими в зале и хорошим звуком – что немаловажно для «сценографии» фильма.
Фильм идёт на русском, с титрами на английском, - поэтому все понимал адекватно – чего часто нет, когда смотрю фильмы на английском. Стоит наверное сказать, что родной язык в чужой стране – это всегда эстетическое переживание и особенно больно, когда этот язык коверкают применяя нецензурщину и прочие намеренно пошлые режиссёрские изыски.
Публика была в основном молодая и русская. Поэтому, часто в самых неподходящих местах, слышались взвизгивающие смешки.
Вообще, этим отличаются просмотры русских, особенно фестивальных фильмов в Европе. Туда ходит много русских, но в основном того класса людей, которых я называю «образованцами», ну и конечно их дети, которых отправляют сюда заботливые папаши и мамаши из буржуазного сословия.
Они боготворят таких «революционеров» от кино, как Серебрянников, и сами себя считают «креативной расой». Такой вот простодушный провинциальный романтизм, сформировался за последние сорок лет, иногда очень похожий на «либеральный» фашизм, обусловленный поверхностным крикливо-горделивым «полузнанием», который ещё Пастернак характеризовал, как «трагедию горделивой пошлости»!
…Теперь о фильме. На мой взгляд эта лента сделана для заграницы если не прямо для кинофестивалей там. Главное в этом фильме – Россия отсталая, нецивилизованная страна! Отсюда все странные глупые и задиристые персонажи, начиная с директора школы и кончая юными, но уже физически сформировавшимися «героями и героинями» фильма.
Надо отметить, что в России, за эти последние сорок лет, выросло несколько поколений кинодеятелей, которые паразитируют на российских и общечеловеческих проблемах, издеваясь над всем трагическим и искренним в российской истории, и не только!
Они создают свои «шедевры» для заграницы и пользуются там особым успехом, именно за свой цинизм и откровенную русофобию!
Это, можно сказать родовая черта прослойки, самоназвавшей себя «креативным классом». Эти простодушные провинциалы уверены, что на Западе, все ждут и с придыханием читают и смотрят их русофобскую продукцию, которую очень метко окрестили в России словом «Чернуха».
Но думать, так, можно только совсем не зная и даже презирая западную интеллигенцию, надеясь, что политизированная ложь о Советском Союзе и о современной России, будет принята овациями западной публикой, не знающей и не желающей знать правду!
Теперь о кино…
Мать Вени – усталая истеричка, мало похожая на мать и на русскую мать вообще. А Веня, её сын – тип подростка, цепляющегося за свою самостоятельность, неадекватен и с замашками тирана. Но такой герой и нужен Серебрянникову, чтобы «разоблачить» Россию!
Почему Серебрянников – сценарист и режиссёр выбрал эту тему, остаётся загадкой.
Тут можно предположить, что молодой режиссёр, как и принято у образованцев – всегда выступает за «все хорошее» и потому, издевается над правдой жизни, стараясь сделать это намеренно преувеличенно, как это обычно делают самодовольные идиоты.
Его характер проявляется вот в такого рода пафосных высказываниях, которые и показывают его как демагога и циника:
«Мой идеал — это жизнь. Счастливая жизнь. Человеку должно быть хорошо, для этого надо работать. Никому не должно быть больно, никаких страданий, все должны быть влюблены и рады, хорошо обуты, одеты и вкусно накормлены. Война мне противна не только как дело противоестественное, противное жизни, но и тем, что все люди, которые в ней участвуют, несчастны. Все. Поэтому да, мой идеал — счастье. Искусство. Красота»
Кирилл Серебренников
Сценарий, с самого начала неважный, потому что не показано логики жизни, приводящей «героя» к эксгибиционизму и убийству. Не показано, как Евгений Южин стал таким упрямым и беспокойным человеконенавистником. Поэтому же, нет логики развития сюжета и фильм становится набором несвязанных сюжетом, сцен.
Обобщая, можно сказать, что за этим профессиональным неряшеством, стоит целое поколение российской образованщины, занявшееся кино, но с условием, что это занятие будет приносить не только известность и конечно известность на Западе, но и деньги, тоже оттуда. Хотя все эти конъюнктурщики усвоили для себя афоризм: «Рубль славы на Западе, дороже самых больших денег… на родине».
Во времена перестройки опекаемой культурными цензорами с Запада, сформировалось несколько поколений кино ремесленников, людей без чести и совести. Прикрываясь красивыми объяснениями своей продажной эстетики, они наперегонки стали создавать русофобские поделки, которые на ура встречает русофобская критика в Европе. В Америке этого не происходит, потому что там уже все было и киношная русофобия не привлекает внимания, - примелькалась.
А в Европе это в новинку! Поэтому такие кинорежиссеры «популярны». Но о такой популярности ещё Пастернак писал: «Быть популярным некрасиво…».
А в случае с Серебрянниковым, популярность отзывает откровенной «работой на заказ», ничего общего не имеющей с искусством!
…Весь фильм напоминает злой фарс – пародию на жизнь российской школы, а заодно, и пародию на русскую церковь и вообще на русскую жизнь.
У меня дочь примерно такого же возраста, как «дети» в этом кино и потому, я немного знаю эту среду. Ну, а так как я был директором подросткового клуба и сталкивался с проблемами взросления в России, то берусь утверждать, что это специально смонтированный пасквиль, задача которого не только оскорбить русское православие и религии вообще, но и показать «плохих» мальчиков и девочек, в российской «хорошей» школе. Здесь есть и хороший спортивный бассейн и спортзал и прочие аксессуары «элитных» школ, в которых развлекаются бессердечные детки с замашками бандитов и проституток.
Тут же показана сцена издевательств старшеклассников над инвалидом Гришей, которого толпа подростков запихивает в мусорный бак. При этом не раскрыты причины такой жестокости и наверное подразумевается «жестокость», как генетическое свойство русских мальчиков!
Зачем надо было так упрощать жизнь российских подростков, мне так и не понятно? А точнее понятно, потому что жизненная позиция таких режиссёров, всегда настояна на ненависти к своей стране, к простым людям и является желанием облить грязью и оскорбить всех, кто не согласен с такими образованческими штампами и тех - «кто в большинстве»!
…Священник в этом опусе, тоже совершенно никакой, а истеричка «просветительница» Елена Львовна - заодно психолог и биолог, смешна и неестественна в своём примитивном желании показать, что наука в России противостоит «русскому язычеству». Но так как школьное «начальство», и вообще российские власти на стороне язычества, то Елена Львовна терпит поражение в своей «цивилизаторской» миссии.
Сюжет с морковками и презервативами, которые она заготовила на урок полового просвещения, напоминает тему остроумного анекдота про учителя географии надевающего презерватив на глобус. Ну, а оголившийся Женя Южин, в классе на уроке – это конечно творческая фантазия режиссера Серебрянникова.
Кстати, таких нелепых сюжетов, мало связанных между собой, довольно много в этом фильме.
Например тема забивания гвоздей, вначале в крест, а потом и в башмаки «униженной и оскорблённой» учительницы биологии, напомнила мне прибивание гениталий «современным» акционистом - художником на Красной площади!
…Или вот Женя, «ученик» одев костюм гориллы, скачет по партам перед возмущёнными учителями. Что хотел сказать этой сценой режиссёр, совершенно непонятно? К тому же, это так неестественно для российской школы, что хочется спросить режиссёра – где он такое видел?!
В силу того, что Серебряников не учитель и плохо знает школьную жизнь, он совершает естественные ошибки в своем сценарии для фильма. Например, директриса, увольняет Елену Львовну слишком по-армейски, указывая ей на дверь. Такого в школе просто не может быть.
В фильме, к месту и не к месту звучит мат и это показывает ещё раз актуальность запрета матерков в российских театрах и в кино. Употребляемые не к месту, эти матерки, только раздражают и сбивают внимание зрителя. Получается, что в картине ругаются матом, чтобы оскорбить и обидеть зрителя!
Слушая реакцию русскоговорящего зала, я ещё раз подумал, что пошлость и глупость очень легко транслируется в среде молодых, после таких фильмов ещё и потому, что для её понимания, много думать и переживать не надо.
…В этом фильме, постоянно педалируется тема молодёжного секса и гомосексуализма. Есть постоянное ожидание, что создатели фильма, вот-вот углубятся в тему однополого секса до детальных подробностей. Это ожидание, обусловленное развитием сюжета, тоже мешает, как назойливая муха, сосредоточиться на попытке понять – а что же хочет сказать зрителям режиссёр и сценарист Серебрянников.
В конце фильма, Евгений Южин «герой» фильма убивает камнем по голове, непослушного инвалида Гришу – поверившего в нового «мессию», каковым неумело, но с издевкой изображает своего «героя», Серебрянников.
И совсем уж не к месту видения в школьном коридоре, только что убиённого Южиным Гриши, героиней и критикессой религиозный нестроений современности, Еленой Львовной, любовницей физрука Олега Ивановича, учительницей биологии…
В связи с её отчеством, в голове Серебрянникова, а может и его «талантливых» подручных, возникла тема антисемитизма, которую развивает новоявленный пророк христианства, великовозрастный мальчик Евгений Южин – он же «ученик».
Тут же, мельком возникает тема Гулага, в песне, которую поёт безымянная учительница – подружка директрисы, в женском «грустном» застолье. Это тоже штамп, часто используемый деятелями исповедующими антисоветизм, как идеологическую догму…
И конечно же, в фильме, всплывает, вскользь проходит тема тирана-Сталина, возникающая, что называется ни к селу ни к городу!
…По окончанию фильма, я терялся в догадках – о чём сделан этот фильм?! И пришёл к выводу, что его создатели, сами плохо представляли свою задачу…
Но тенденция шельмования в российском кино оснований европейской культуры, её религиозных оснований, на опыте России, настораживает.
Совсем недавно был сделан фильм, о том, как клерикализм с помощью бандитов и взяточников, овладевает госсобственностью. Вспомните заключительную сцену фильма фильма «Левиафан».
Но в фильме «Ученик», издевательски показано «вообще» русское православие, по задумке авторов фильма – стараться показать нелепое несоответствие Писания и нашей, российской жизни.
Но автор и режиссёр наверное не знает, что такого соответствия никогда и не было. Были призывы Иисуса Христа жить по чести и совести и попытки большинства европейцев следовать его наставлениям, выраженным пафосно и часто притчами и символами веры, уже в Евангелиях!
Похоже сам режиссер в этом не разобрался и потому производит вивисекцию, на безгласных древних авторах и переводчиках русской Библии!
Остаётся добавить, что сценарий написан на тему, озвученной немецким писателем пьесы, как впрочем и в другом, вышеупомянутом фильме – фарсе «Левиафане».
Хочется спросит авторов и исполнителей этого неудавшегося действа – зачем вы создаёте такие фильмы-пасквили на жизнь в России, по западным, в данном случае немецким «прописям» ?!
…После фильма остаётся неприятный осадок от того, что издевательства над христианством и людьми его исповедующими происходят в России совершенно безнаказанно. А ведь верующих христиан, насчитывается на земле около двух миллиардов.
И вот их то, такие режиссёры как Серебрянников, избирают мишенью для своих издевательств. Цинизм, самонадеянность и провинциализм таких «креативщиков» не могут не вызывать брезгливости.
Именно так можно назвать чувство, которое осталось после просмотра этого «шедевра», созданного самодовольными «нравственными кастратами»!
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/glavnaya/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal/ Е-майл: russianalbion@narod
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мы видим в своей среде этих "нравственных кастратов", без скобок...и мы понимаем, откуда берётся этот "оффисный планктон". Но мы видим и другое... как здравое большинство брезгливо реагирует на эту мразь, не давая этой мрази развиться. Вопрос один:"Откуда деньги, Зин?"...имея ввиду на сьёмки фильма. И вот тут начинается самое интересное - из Лондона, уважаемый сэр, из Лондона...
И это не пропаганда - даже адрес "Лондонской благотворительной организации" могу назвать вместе с номером телефона. А Вы поинтересуйтесь сами...Вы ж там рядышком живёте. Так кто же плодит в России продажных нравственных кастратов, уважаемый?