Так что не надо придумывать ничего нового, надо вернуться к тому, что было всегда: постоянно горящему светильнику. Израиль (христианство) призвано быть светом для народов, в этом сама суть его избранничества!
«Горит Менора над Израилем,
Над суетой, над маетой,
Горит Менора над Израилем,
И над враждой, над темнотой.
Горит Менора над Израилем,
Нам освещая к Богу путь,
Горит Менора над Израилем!
Не позабудь, не позабудь» - /Сильвестр/.
Менора - (по-древнееврейски «менорах») - семисвечник. Это намного более древний, типичный символ иудаизма. Это символ света, веры и надежды. Дело в том, что Менора представляет собой мудрость Торы и олицетворяет интеллект. По этой причине для Меноры разрешалось использовать лишь самое чистое - оливковое - масло и только первого отжима. Тора требует, чтобы наши умы получали самую чистую незагрязненную информацию и, желательно, из первых рук. Менора была сделана из единого куска золота, что символизирует единство Творца. Золото, из которого она отливалась, должно было быть чистым, что значит: слова Всевышнего - чистое золото, без примесей. «Не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота» - /Иов.28.17/.
Семь ветвей Меноры указывают на семь заповедей, данных народам мира: «и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих» - /Откр.4.5/. Это символ многообразных даров, говорит М.Генри, плодов: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» - /Гал.5.22/, и действий Духа Божьего в церквях Христовых; все они распределяются согласно воли и желанию Того, то сидит на престоле «Менора символизирует ... награды духовной – ибо сказано: «Душа человека – светильник Господень...» - /Мишлей 20.27/. Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Менора - это Дух Всевышнего, является свидетельством Божьего спасения и света Иисуса Христа. Мы призваны быть истинным и верным свидетельством для Него «… во-первых, для иудея, потом и для Елина»- /Рим. 1.16/. Как верующие в Мессию Йешуа (Иисуса), мы радуемся осознанию еврейских корней нашего Спасителя. Имея служащее сердце, мы стремимся провозглашать Божью любовь, искупление и спасение в Мессию Иисусе: «возлюбил» - /Иоан.3.16; «привил» - /Рим. 11.17-21/; «спасены чрез веру» - /Ефес.2.8-9/; «взял на Себя (Христос) наши немощи» - /Ис.53.4/.
«Ибо заповедь — источник света, а Тора — свет»- /Прит.6.23/. Миссия еврея в этом мире заключается в распространении света: исполняя заповедь, мы «зажигаем свет», освещающий мир, прогоняющий тьму, безразличие и негатив. Мы наполняем этот мир мудростью и гармонией Творца. Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь. И «Дух сошел в языках пламенных» - /Деян.2.3/. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю. Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа: «вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» - /Луки 24.49/ — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.
Давид говорит в Псалме 35.10: «Во свете Твоем мы видим свет». Будь то прямой свет от Иисуса или рассеянный свет через христиан, всякий свет дан нам для восприятия, в Свете Иисуса Мессии мы истинно увидим свет! «Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью; - Э.Нюстрем пишет: - свет от светильника символизировал счастье и жизнь /Пс.131.17/. Духовный светильник его души озарял весь его человеческий облик, лишенный даже намека на величие, свойственное высокому Христианину. Отсутствие его обозначало горе и опустошение /Иов 18:5 и дал.; Прит.20.20/.
«Внутри вас пребывает Бог и сияние божественного света. Вы хотите видеть свет. Вы стараетесь либо войти в безбрежность этого света, либо вывести вперед тот свет, который у вас уже есть. Но есть много людей, которые света страшатся. Они говорят: «Да, мы хотим света», но в тот миг, когда свет к ним приходит, им начинает казаться, что они попались. Людям кажется, что если они спрячутся в темной комнате, то смогут видеть мир и судить о нем, а их никто не увидит. Им кажется, что их темнота — своего рода безопасность и надежное положение. Когда же появляется свет и хочет войти в них, им кажется, что их слабости и ограниченность, все их негативные идеи и мысли будут выставлены на всеобщее обозрение. Многие по этой причине не идут к духовным Учителю. Почему? Им кажется, что духовные учителя мгновенно увидят их насквозь и скажут: «О, да ты только вчера или несколько месяцев тому назад поступил просто ужасно!» Людям не хочется, чтобы свет выставил их напоказ, хотя свет нужен нам всем. Но такое отношение — прискорбная ошибка. Духовный свет никогда никого не выставляет напоказ. Напротив, он просветляет и преображает» - /Шри Чинмой/.
С пришествием Иисуса Христа в мир людей, ум человеческий был просвещен немеркнущим светом учения Христова, которое подобно светильнику озарило все основные вопросы жизни человека. С приходом Иисуса Христа царившая в сознании людей непроглядная тьма по поводу таких важнейших философских вопросов бытия, как цель, смысл и назначение земной жизни человека, была рассеяна, и человечеству был указан ясный путь, ведущий к вечной жизни в Царстве Небесном. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» - /Мат.4.16/.
Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля»- /2Цар. 21.17/, и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас. Теперь, как и раньше, в восточных городах, не имеющих освещения, необходимо иметь с собой фонарь или факел, чтобы не сбиться с пути. Поэтому и толпа, предводимая Иудой Искариотом, «шла со светильниками и факелами» - /Иоан.18.3/. «Девы поправили свои светильники перед тем, как выйти навстречу жениху» - /Мат. 25.7/. Светильниками (лампадами) также назывались те чашечки на подсвечнике в святилище, куда наливали елей. Их зажигали каждый вечер и поправляли по утрам: «чтобы светили» - /Исх. 25.37; «каждое утро» - /30.7/.
Говоря о тех, кто прикрывается именем Божьим, создаёт религиозные различные собрания для приобретения, прежде всего, собственного авторитета, для удовлетворения собственных амбиций. Они не видят цели. Они танцуют - харизматики, весело поют с грустью - баптисты, поют о Боге. Идут встречать Мессию Христа, но их «светильник» не имеет «масла». Ибо растрачиваются, запасы и нет доступа к истоку, где «масло» есть. И их служение подобно тем неразумным девам, которые идут в потёмках, полутьме, и цель от них всё дальше. Придётся их вернуть назад за «маслом», к чистому истоку, к истинному Богу, которому нужна лишь искренняя, чистая любовь, идущая из сердца, – не громкие слова и многословные молитвы, шум, песни, пляски множества толпы. Никто не против веселья, плясок, песен. Лишь надо сказать, что почитание Отца есть таинство, и происходит это в тишине, когда вдруг начинаешь слышать свой голос, который тихо молится, своему Отцу.
Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм — это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»- /Ин. 1.5/. Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники» - /Софроний, патриарх Иерусалимский/.
Как писал святой Григорий Богослов: «светильники, которые возжечь, таинственно образуют тамошнее световое руководство, с которым мы, чистые и девственные души, придем в сретение жениху, имея ясные светильники веры». «Око, т.е. разумение (так понимают другие) практическая рассудительность, совесть, играющая такую же роль для других способностей души, как око для тела, управляющее его движениями. «Итак, если око твоё чисто», если оно выносит верные и справедливые решения, способность различать: добро от зла, особенно в вопросе собирания сокровищ (как сделать правильный выбор в этом), то оно способно правильно руководить чувствами и действиями, и они наполняются светом благодати и утешения. Но если «око худо» и развращёно, если оно, вместо того чтобы управлять низменными чувствами, оказывается под их влиянием, если оно вводит в заблуждение и ошибается, то и сердце и жизнь будут полны тьмы и все поведение человека будет не правильным. Сказано, что не разумеющий ходит во тьме. Око, т.е. цели и намерения. Глазами мы ставим перед собою цель, мишень, по которой стреляем, место, по которому идём, мы держим это в поле нашего зрения и соответственно направляем свои движения».
«Светильник для тела есть око...» - /Мт.6.22/ Безумно делать своим сокровищем то, что так легко могут украсть»-/Сенека/. «Мы должны остерегаться лицемерия и мирских наклонностей в выборе цели, к которой направлен наш взгляд». «Око есть сердце. Чистое сердце – это щедрое и милосердное сердце – это слово в Рим.12.8; 2Кр.8.2, 9.11; Иак.1.5; о щедром сердце мы читаем в Прит.22.9. Если сердце щедрое, склонное к благости и милосердию, то оно будет побуждать человека к христианским поступкам, все его поведение будет полно света, полно доказательств и проявлений истинного христианства, чистого и непорочного благочестия перед Богом и Отцом /Иак.1.27/, полно света добрых дел, которые представляют собой свет, сияющий перед людьми. Но если сердце злое, алчное, жесткое и завистливое, скупое и сварливое (такой нрав часто выражается словами завистливое око), Мт.20.15; Мр.7.22; то всё тело будет тёмным, т.е. всё поведение человека будет не христианским».
Делая вывод из фразы, в которой око сравнивается со светильником, Иисус Христос сказал: «Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло»-/Мт.6.22/. Как нужно понимать эти слова? Как при помощи здорового зрения, глаза человека через сетчатую оболочку воспринимают свет, так и при помощи ясного, незамутненного ума человек воспринимает Бога и Его Божественные истины. И если орган духовного зрения – духовное око, будет здоровым, то и восприятие окружающего мира будет правдивым, и человек будет объективно, видеть окружающие предметы и правильно, будет воспринимать Божественное учение и прилежно исполнять его. В результате этого и всё тело человека будет светло. То есть земная жизнь человека будет светлой, разумной и правильной. И тогда искра Божья, данная человеку от Господа, под влиянием учения Христова разгорится и станет светильником для тела. И как храм озаряется светом горящей свечи, так и человеческое тело будет озарено разгоревшейся в душе человека Божьей искрой. Иными словами выражение «то всё тело твое будет светло» нужно понимать в том смысле, что человек будет освещен светом Божественного учения. А это возможно при правильном восприятии, понимании и исполнении Божественных истин. Потому что человек, стремящийся понять и соблюдать Божественные законы, будет просвещен Богом и озарен Светом Его Истины.
О людях, безраздельно посвятивших себя Богу, Иисус Христос сказал: «Вы - свет мира» - /Мат.5.14\. Эти люди, озаренные светом Божественной истины и творящие Богоугодные дела, зажигают в своей душе свет небесный, подобный свету маяка в океане тьмы. И от света их добрых дел становится светлым не только их тело. Эти люди, подобно зажженной свече, светят миру. В душе этих людей появляется внутренний Божественный свет, который светит перед людьми. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» - /Мат.5.16/. Как видим, в этих двух разбираемых фразах Спаситель ведет речь о людях, для которых око стало светильником для тела, и для которых око стало чистым. И в результате чего «всё тело» их «будет светло». То есть Спаситель говорит о людях, которые не только правильно воспринимают окружающий мир при помощи здорового физического зрения, но и имеют в себе духовное око жизненной философии, которая, с позиций Божественных истин, озаряет их тело и делает его светлым.
В Псалме номер 118 в стихе 105 написано: «Слово Твоё - светильник ноги моей и свет стези моей». В темноте невозможно ходить без светильника, но если у тебя есть светильник – хотя бы маленький - ты можешь идти дальше. Может быть, ты не увидишь далеко, но тебе хватит, чтобы сделать следующий шаг. Потом можно опять сделать еще один шаг. Так очень часто надо делать в этой жизни в темноте: Бог помогает нам продолжать, шаг за шагом. Еще Петр сравнивает Слово Божье с утренней звездой, которая является на небо чуть раньше, чем восходит Солнце. Пришествие Иисуса как восход Солнца после мрака ночи. Солнце как Христос, который придёт второй раз, грядущий Господь, но утренняя звезда - Слово Божье, это достоверное свидетельство, говорящее среди мрака нынешней темноты в мире. Поэтому Петр напоминает нам об этом: обратите на него самое серьёзное внимание. Оно как светильник для всех.
У нас христиан, есть свет от Бога, то Библия призывает нас распространять этот свет, чтобы люди, которые ходят во мраке, во мгле могли бы придти к Иисусу, к свету. Павел пишет об этом: Слово Божье - светильник ноге моей «...чтобы вам быть непорочными, чистыми и незапятнанными детьми Божьими среди этого развращённого и злого поколения. Вы сияете для него как звёзды во вселенной» - /Фил. 2.15/. Также сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди последователям: «Вы свет мира, да светит свет ваш перед всеми людьми. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» - /Мт.5.14-16/. Люди смотрят на нас и наша жизнь - свидетельство о Христе. Иногда нам кажется, что свет, который у нас есть - это слишком маленький свет – и он никому не помогает. Тогда хорошо вспоминать, что во мраке даже маленький свет большое дело. Когда вдруг отключают электричество, то так важными предметами в доме становится свечи и обычные спички. Чем больше темнота, тем лучше виден даже маленький свет. Нет нужды иметь непременно светильник в 10 000 ватт христианской веры, хватит 15а ватт. В России духовно так темно, что свет даже от слабого христианина виден далеко. Вот почему даже об одном христианской церкви в городе должны знать во всей стране» - /Епископ Владимир фон Кабнтцель/. Спаситель сам сказал: «Зажжённый светильник не прячут, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца» - /Мат.5.15.16/. Одно из свойств света – разгонять тьму. Свечи достаточно, чтобы видеть предметы вокруг. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» - /1Ин.1.5/. Это хорошо знали апостолы и учили христиан пребывать в Божьем свете: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» - /Еф.5.8/. Не зная Христа, истинного света, мы были некогда тьмою, жили по стихиям мира сего. А теперь – свет в Господе. Не пребывая в Боге, невозможно самому быть светом. Как лампочка, не пребывающая в патроне электричества, не может светить. Среди тьмы любой свет обращает на себя внимание. Немало, заблудивших путников, было спасено благодаря свету в окошке; моряков спасет свет маяка. А сколько грешников, далёких от Бога, были спасены благодаря свету Христову, отражённому в жизни христиан всех веков! «Вы – свет мира». Эти слова Спасителя обращены и к нам – христианам XXI века».
«Представляя пример: «Солнце есть величайшее, блистательнейшее и превосходнейшее светило; но ты не можешь созерцать и рассматривать его простым, не ограждённым глазом. Потребно известное искусственное стекло, хотя в миллионы раз меньшее и тусклейшее солнца, через которое мог бы ты рассматривать сего великолепие светил, восхищаться и принимать пламенные лучи его. Так и Священное Писание есть блистательное солнце, т.е. потребное для нас, смотрите в Него и читайте».
«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора — это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его — фитиль, а душа его — чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием» - «Бхинат олам».
В христианстве светильники как источник света имеет особое символическое значение – Слово Божье как свет на пути верующего символ Божьего водительства. Но вместе с тем – это образ вечного света, символ духовного света, символ духовного союза человека с Иисусом Христом и Богом Его присутствия.
Смотрите, как много значений у маленькой свечи, если внимательно с ней обходиться. Но, к сожалению, чаще всего бывает так, как иронично подметил однажды св. Феофан Затворник: «Это очень похоже на то, как забежит человек - кто в церковь, поставит свечу и бежит на дела свои: пусть свеча молится!».
Если светильник перестает освещать прежний путь (изменил угол своего освещения), то значит, он сдвинулся со своего места. Аналогично и церковь: если она перестает духовно направлять людей на правильный жизненный путь, то значит, Бог лишил ее своего благословения, словно сдвинул этот духовный светильник с его места. Такая символическая перемена духовного освещения для церкви означает отсутствие Божественного видения правильного жизненного пути, что в итоге приводит к неудачам и разрушению. «Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают» - /Георг Гегель/.
Символическое сравнение светильника с церковью основано на их схожей функции: освещать людям путь. Церковь должна направлять людей на правильный жизненный путь (духовно просвещать), словно освещать его (как светильник) от окружающей духовной тьмы. Светильник с семью лампадами (менора) стоит в Святом напротив стола с хлебами предложения. Ученики, проповедующие его учение, несут людям духовный свет, который озаряет следующий этап Возвращения, следующую ступень к Господу. Поэтому ученики не таясь, смело, должны учить людей, оставаясь для них примером самоотверженного служения и высокой нравственной чистоты.
«Праведник светит, как светильник, не угасая, и люди, видя его, - радуются.
Источники: Библия. Абраванель. проф. Нехама Лейбович «Новые исследования книги Шмот (Исход)». Мэтью Генри-толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности