"Пять дней в неделю сестры из нашей церкви, когда втроем, а когда набиралось и человек шесть-семь, собирались по утрам на квартире у одной из них и молились. Они читали собранные на воскресном служении записки с молитвенными нуждами прихожан и молились за эти нужды, молились так же и за общецерковные нужды. Это называлось служением молитвенного ходатайства," – начал мой студенческий друг, Степаныч, очередную свою исповедь. Кстати, меня всегда поражало, насколько необычно он наставляет: совсем не как проповедники. Довольно часто Степаныч просто исповедует свои неудачи, а Господь в его немощи являет силу Своего назидания.
– Но в последнее время не шла молитва, – продолжил исповедник. Как будто темная туча нависла над ними, да тут еще одна из сестер-молитвенниц впала в свой старый грех, и их служение наполнилось "благоуханием" винного перегара и табака. Всем было от этого неуютно, только та сестра чувствовала себя бодро и даже, кажется, стала более активной и влиятельной на молитвенных собраниях. Так не должно было дальше продолжаться, что-то нужно было делать, и хозяйка дома попросила меня: "Помоги, что нам делать с этой сестрой? Мы не можем молиться".
Сказано – сделано: вскоре я встретился с впавшей в грех сестрой и попытался её увещевать. Но видя, что она не кается, а только озлобилась: "Ты мне не указ", я на время, пока не вернется к трезвой жизни, запретил ей ходить в молитвенную группу. Вот такая история; подобную, наверно, можно встретить в любой церкви.
– И что же дальше? – почему-то рассказ Степаныча заинтриговал меня, хотя начало у него выглядело совсем обыденно.
– Придя на следующее утро в дом, где проходили служения молитвенного ходатайства, я пережил необычное видение: когда еще никого кроме хозяев не было, в молитвенной комнате я увидел, как будто маска из воздуха в виде собачьей головы предстала передо мной, и в следующий миг я буквально лицом столкнулся с бесовским духом, представшим в виде той маски. Этот злой дух и влиял на сестер во время молитвы.
Хозяйка тоже увидела необычное видение и в ужасе выбежала из зала. Позже я узнал, что она увидела: как будто мое лицо вдруг, на мгновение, стало похоже на собачью или волчью морду. Увидела и ужаснулась, хотя видение быстро исчезло, и молитва в тот день прошла легко, без проблем.
Сестры, вносящей дискомфорт, не стало, и всё, кажется, стало на свое место. Но надолго ли? События, произошедшие после, показали, что дух лжи и клеветы не был изгнан. Он лишь на время отошел, чтобы вернуться в еще большей силе. Вышло почти как в притче Иисуса Христа: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. (Матф.12:43-45)". Только здесь бесовское воздействие было не на одного человека, а на целую группу – на молитвенных ходатаев церкви. Он не запугивал и не искушал соблазнами, а просто обманул верующих пожилых сестер. Нет, они не стали одержимыми и не впали в страшные грехи мира сего; просто дух лжи сумел ослепить их духовно, обмануть их так, что они стали иногда, повторяю, лишь иногда "черное" принимать за "белое", а "белое" за "черное".
Прошло малое время, и уже вся церковь была окутана, как будто, духовной пеленой, толкающей верующих к лицемерию и лжи. Ибо, не имея истинной духовной защиты, церковь была, как младенцы, колеблющиеся и увлекающиеся всяким ветром… по хитрому искусству обольщения (Еф.4:14). Знаю, что многие возразят: "Не может вся церковь впасть в обольщение из-за грехопадения одной сестры".
– Ясно, что дело не в той сестре; дело в слабом духовном ходатайстве в церкви.
Через рассмотрение этого случая, реально произошедшего в жизни, вы, братья и сестры, возлюбленные во Христе, можете познать некоторые очень важные духовные закономерности.
Освободит ли церковь от бесовского воздействия изгнание верующего, попавшего под влияние этого беса? Исходя из печального опыта, отвечу: "Нет!".
Вспомните так же историю с одержимым легионом бесов и обратите внимание на следующие слова: "И много просили (бесы) Его (Иисуса), чтобы не высылал их вон из страны той. (Мк.5:10)". Утонули ли бесы вместе со свиньями или они остались в стране Гадаринской, где и были, и из которой просили их не высылать вон? Конечно же, они остались в той стране; ибо жители её изгнали Иисуса Христа. Люди не захотели перемен для себя, и остались без перемен, то есть со своими бесами. Иисус Христос, изгнавший бесов из человека, оставил их в тех местах. Тем паче мы, просто выгоняя людей, не изгоним духов лжи ни из одержимых, ни из своей церкви.
Бесовские духи вскоре найдут другого, которого смогут обмануть или обольстить, чтобы добиться своего: внедрить в церковь ложь; ибо не ради одного изгнанного вошел сатана в церковь. При этом вы должны помнить, что обольщенный сатаной член церкви не обязательно впадет в видимый грех; возможно, внешне будет даже наоборот, потому что, хотя бесы и держат людей через грехи, но когда грехи тайные, то человек может оказать большее влияние на окружающих в церкви (особенно если он пастырь).
Что же делать? Конечно, обязательно нужно противостать греху, если вы увидели, что церковь его одобряет. Да, придется обличить все собрание, и это неизбежно навлечет на вас гнев, но пребывайте верными Духу Истины. Вспомните, как Апостол Павел увещевал и обличал членов Коринфской церкви, когда узнал, что они не только не осуждают грех, а еще и хвалятся: "Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело… Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. (1Кор.5:1-7)". Услышали ли Коринфские верующие обличение Апостола? Да, услышали и даже изгнали они того блудника. Но освободилась ли их церковь от бесовского духовного влияния? Нет. Ибо если бы освободилась, то не было бы последующего конфликта церкви с Апостолом Павлом (вплоть до изгнания его). Понадобилась длительная духовная брань Апостола Павла, Тимофея и других верующих, бывших с ними, против духовной тьмы, опутавшей коринфских христиан. "Я не имел покоя духу моему," – писал впоследствии Апостол Павел им, когда, наконец, свершилась в церкви духовная победа, и он с радостью увидел, что они в покаянии отвергли грех и извергли из среды себя сам дух обольщения, изобличили сатанинское искушение. Кстати, потом, человека, который впал в блудодеяние, и через которого вся церковь была ослеплена бесовской ложью, видя его покаяние и очищение, Павел посоветовал простить и принять обратно (см. 2Кор.2).
Воистину, для хранения церкви в чистоте и святости мало простого изгнания грешника из среды церкви. Нужна еще и духовная брань за церковь, длительная брань, со многими слезами и молитвами.
Так что же делать нашим церквям, чтобы противостоять влиянию коварных духов бесовских? Апостол Павел писал: "Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. (Еф.6:10-12)". Многие верующие не раз читали эти строки в Священном Писании, но читая, некоторые даже не задумывались: "А мы! Как мы – наша церковь – может реально укрепиться и облечься?".
Чтобы найти ответ на этот вопрос, для начала, посмотрите, кто ведет хозяйственную и административную деятельность в церкви? Теперь посмотрите, кто ведет духовную брань в церкви? В первом случае пастыри, дьяконы и другие испытанные служители, во втором – всякий, кому не лень утром прийти в молитвенную группу. Не путайте, здесь речь не о простой утренней молитве. Слава Богу за любого, кто приходит на утреннюю молитву! Но здесь речь идет о служении молитвенного ходатайства за церковь, о служении духовной брани за церковь.
Некоторые возможно скажут, что не читали они о таком служении в первых церквях. Да, духовное ходатайство явно не выделяется в отдельное служение. Но вспомните Иисуса Христа и Его Апостолов: разве не был Иисус Христос таким духовным борцом за Своих учеников?
И сказал Господь: Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. (Лк.22:31,32) Вспомните, что заповедал Апостол Павел пресвитерам Ефесской церкви, при прощании в Милите?
Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями. (Деян.20:28) Внимать – это не просто осуществлять надзор за внешним поведением. Внимать – это быть очень чувствительным к происходящему в сердцах верующих, быть чувствительным к тому, что грядет для церкви (подобно тому, как Иисус Христос молился о Петре, еще до его грехопадения). Поэтому и поставил Святой Дух блюстителями не одного пастыря, а многих пресвитеров. Поставил блюстителями, стражами духовного мира в церкви.
Теперь вернусь к своей церкви, где духовными блюстителями были не духовно зрелые, наделенные дарами различения духов, пресвитеры, а три-шесть малоопытных и малограмотных сестер, собиравшихся, чтобы читать нужды верующих и молиться. Самым слабым местом церкви оказалось место наибольшей духовной битвы – место прямой духовной брани с дьяволом.
В такой духовной ситуации, какими бы сильными ни были остальные служения (проповедь, евангелизация, благотворительность) – церковь, рано или поздно, но все равно попадет под обольщение духов лжи. Обязательно попадет, потому что подавляющее большинство верующих в ней останется "духовными младенцами", не постигшими, что значит: быть облеченным во всеоружие Божие. Потому что истинный духовный рост верующих в любой поместной церкви достигается не проповедями, звучащими с кафедры, а молитвенной духовной бранью ходатаев за каждого духовного младенца, за каждого члена церкви.
Горе! Горе церкви, в которой некому вести духовную брань, ибо: сей род (злые духи) изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21). Вот и получается, что истинной победой стало бы не изгнание впавшей в грех сестры, а изгнание того, кто толкал её в грех. Истинной победой стало бы духовное противостояние молитвенной группы против того беса. Наставь я сестер-молитвенниц правильно, призови их к непрестанной молитве против греха той сестры, за спасение ее души, верю, даровал бы Господь Бог нам победу. Путь то была бы маленькая духовная победа, пусть даже остались бы неразобранными листочки с молитвенными нуждами за одну-две недели, но женщины-молитвенницы увидели бы явный плод своего служения. Увидев, обрели бы практический опыт истинной духовной брани; но беса то изгнать труднее, чем сестру! Эх, я!
– Но не всякому ведь дано изгонять бесов, вспомни слова отца, чей сын был одержим злым духом: "Я просил учеников Твоих изгнать его (беса), и они не могли. (Лк.9:40)" – видишь, не могли – вступился я перед Степанычем за него самого и за тех сестер. Не могли. Значит, не каждый из верующих может реально вести духовную брань. Апостол заповедовал сие служение испытанным в вере и исполненным дарами Духа, пресвитерам: поэтому, не печалься, что у вас ничего...
– "…Пойми же ты! Злые духи реальны и они по-настоящему убивают людей!" – на полуслове прервал мою апологию Степаныч. – Убивают сначала душу, а затем и тело. И брань духовная – это не бутафорская война! Наше легкомысленное отношение к духовной брани приводит к тому, что погибают люди. Не только духовно, но и физически погибают люди, много людей! – в глазах его сиял огонь, незримый духовный свет, который нельзя сфотографировать, но который слепит глаза и проникает в самую глубину души человека, предстоящего пред сим сиянием. Одних он приводит в блаженный восторг, других в неистовый страх и трепет – Духовный свет.
Теперь, спустя много лет, могу сказать уже из пережитого опыта что тот, кто реально вступал в духовную брань, тот познал отчаянное чувство полной своей беспомощности, когда уже не твоя вера, а лишь вера, даваемая Богом, и мольба ко Христу дают силу противостоять силам и властям тьмы.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, какой великой бывает радость, когда силой Божьей, излитой через тебя, получает освобождение одержимый или, просто, порабощенный бесами, тот, чья жизнь была превращена духами злобы в ад.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает, как горько и тяжело видеть, а иногда и хоронить тех, кому не смог помочь, кого не смог отстоять от сатанинского нападения.
Кто реально вступал в духовную брань, тот знает радость от полного духовного и физического истощения и последующего за ним наполнения светом и жизнью, исходящими от Бога.
Церквям нужны служители молитвенного ходатайства. Церквям нужны наделенные Божьим даром различения духов, очищенные через Божьи испытания и облеченные силой Божьей, ходатаи и блюстители. Поэтому начните молиться всей церковью об этом служении именно у вас, не откладывайте на потом.
Молитесь, чтобы Бог воздвигал в вашей церкви людей, наделенных даром различения духов. Молитесь, чтобы Господь, проведя их через горнило испытаний, закалил в истинных воинов Христовых.
Рассказчик молчал, а в моей голове, нет, в душе, высоким звоном стояла нужда церквей о духовных ходатаях, о мужах брани, готовых встать в пролом за братий и сестер своих, встать за новообращенных, еще неопытных в вере и духе. Неужели нам нужно молить Бога об огне испытаний для своей церкви, об огне, в котором из среды верующих возросли бы закаленные мужи брани? Но тогда ведь многие колеблющиеся не устоят, покинут собрания?
Нужно молить Господа не просто об испытаниях для верующих, а об их духовном росте, пока не облекутся во всеоружие Божие – вспыхнула в моем сознании искра откровения Божьего. И теперь показались такими неуместными слова утешения, что я недавно говорил Степанычу: ибо он действительно подошел к решению духовной проблемы, как муж неразумный, когда решил, что душевный покой нескольких человек дороже духовной свободы одного, когда решил, что привычный обряд зачитывания листочков с молитвенными нуждами и молитвы по списку, важнее реальной духовной брани за одного человека. Что обрядовая молитва важнее такой молитвы, чтобы не просто помолиться, а подвизаться, с целью победить – освободить порабощенного узами сатаны…
"Пока вспомнил, хочу отметить еще одну негативную сторону того, когда молитвенное ходатайство ведут люди, не имеющие от Духа Святого дара различения духов," – прервал мои рассуждения Степаныч. Духовно незрелые молитвенные ходатаи зачастую становятся не "гласом Божьим", а "гласом пастыря" для церкви, становятся слепыми исполнителями воли пастыря: не умея различать добро и зло, они безоглядно обеспечивают молитвенную поддержку его воли.
Спросите, что же тут плохого, если пастырь служит Богу? Отвечу: это очень рискованное для церкви состояние. Любой пастырь, всего лишь человек, и впади он в какой грех, такое молитвенное "ходатайство" создаст мощное духовное давление для разрастания его греха. Давление и на него самого, и на всех членов церкви. То есть, церковь станет ходатайствовать за пребывание в среде ее зла.
– Как верно ты подметил про "ходатайство", когда молитвенная группа молится, поддерживая духа обольстителя (люди, конечно, не молятся сатане, просто они обмануты или обольщены сатаной) – снова я настроился на деловой лад. Сейчас вспомнил свидетельство одной сестры во Христе, с которой некоторое время переписывался. Господь открыл ей лицемерие и в церкви, и в ней самой. В покаянии жаждая очищения, она поделилась откровением с одной из женщин – членов молитвенной группы, но после того, как та стала молиться за нее, почувствовала сильное духовное противление действию Святого Духа. "После разговора я начала остро чувствовать такие контролирующие молитвы. Ощущалось это, в основном, каким-то безотчетным беспокойством: не находила себе места, ломало и куда-то вроде тянуло. Особенно их действие ощущалось по утрам, в час, когда вся группа молилась," – так описала та сестра воздействие "ходатайственной" молитвы на нее. Это был духовный контроль членов церкви над волей верующего человека. Согласись, очень трудно противостоять такому давлению, негативному духовному давлению в церкви. Вот вам и "ходатайство"!
– Интересное свидетельство. Такое ясное понимание ситуации не часто встретишь, совсем не часто, – просопел задумчиво Степаныч. Есть над чем подумать… прервемся на малое время: ведь нас никто не гонит. Да и пользы будет больше, если "переваришь", обдумаешь информацию, а не проскочишь бегло одними глазами.
– Перерыв, так перерыв, ничего не имею против.
-----
За окном идет дождь, хмуро так идет, не по-весеннему. Но земля, украсившая себя зеленью травы, рада тому дождю, смывающему зимнюю грязь с лица ее. Березки-то, помните? – в начале весны они самыми последними проснулись от зимней спячки, но зато как проснулись – прямо как солдаты по тревоге: первыми выпустили почки, а теперь первыми распустили свои листочки, еще "гармошкой" и липкие. Воистину, последние стали первыми.
За окном идет дождь, и мерный его шум, и след разводов на окне… только мне не понять о чем он шумит, не почувствовать пробуждающей жизнь силы его – весеннего дождя. Сидя в теплой, сухой комнате я вижу лишь, как стекают капли по стеклу. По ту сторону стекла… – по ту сторону жизни.
Комментарий автора: Глава из книги "Если Господь вывел Вас из церкви".
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 2115 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности