Праведность: правда, ведёт нос корабля к открытости на прозрачную поверхность. Слово «Гальюн» является русскоязычной версией нидерландского слова «Galjoen», которое означало «Нос корабля», непосредственно по форштевню, свес его верхней закругленной оконечности. Нос судна – место особое, от его конструкции во многом зависит, как выглядит корабль нашей жизни.
«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» - /Мат.5.20/. Праведность книжников и фарисеев, о которой говорит Христос, основана на словоблудии и показной «святости», внутри себя Духа Божия не имеющая, что можно сказать и о современных церквях.
Праведность, которую Христос пришел утверждать посредством этого правила, должна превзойти праведность книжников и фарисеев. Это звучало очень странно для тех, кто смотрел на книжников и фарисеев как достигших высшего уровня благочестия. Книжники были самыми известными учителями закона, а фарисеи славились самым строгим исповеданием его, те и другие «восседали на седалище Моисеевом» - /Мат.23.2/ и имели такую репутацию в народе, что считались более чем соответствующими закону, и народ не смел, думать о том, чтобы быть таким же хорошими, как они. Поэтому для них было очень, странно слышать, что они должны быть лучше книжников и фарисеев, а иначе не войдут в Царство Небесное. Вот почему Христос так торжественно заявляет: Говорю вам, это воистину так. Книжники и фарисеи были врагами Христа и учения Его и великими угнетателями народа. Однако следует признать, что имелось и нечто похвальное в них. Они много постились, молились, благотворили, тщательно соблюдали обрядовый закон, учили народ; они имели такое влияние среди народа, что считалось - если на небо попадут только два человека, то один из них будет фарисей. И все-таки наш Господь Иисус говорит здесь Своим ученикам, что религия, которую Он пришел утвердить, должна не только исключить все плохое, но и превзойти, то хорошее, что было у книжников и фарисеев. Мы должны делать больше, чем они, и лучше, чем они, а иначе не достигнем неба. Они были пристрастны в законе, и самое большое значение придавали его ритуальной части, а мы должны быть всеобъемлющими и не считать, достаточным отдавать десятину служителю, но должны отдавать Богу наши сердца. Они заботились только о внешнем благочестии, а мы должны заботиться о внутреннем. Они искали славы и одобрения у людей, как пастыря современности - а мы должны стремиться угодить Богу. Они гордились своими благочестивыми делами и надеялись на них как на праведность, а мы, выполнив все, должны отвергнуть себя, и сказать: «Мы рабы, ничего не стоящие», и уповать только на праведность Христа. Таким образом, мы можем превзойти книжников и фарисеев. Праведность по вере должна быть выше праведности по закону. Праведность по закону отличается от праведности по вере тем, что первая – вынужденная, а вторая – добровольная. Законник праведен за плату – за благословения, «Чрезмерная скупость неизбежно вызывает большие расходы, - пишет Лао-цзы, чрезмерные накопления неизбежно вызывают большие потери». Христианин стремится к праведности, потому что в ней его дом, его родина, которая называется Царством Небесным (а благословения уже вторичны, и приходят как награда за праведность через веру). И, наконец, праведность по закону можно сравнить с семенем, а праведность по вере с плодом.
Иудей сеял свои праведные поступки, чтобы пожать Божьи благословения. Здесь праведность - семя. Бог посеял в нас Духа Святого, чтобы пожать нашу праведность по вере. У нас - праведность плод. Его праведность – это результат последовательной и тяжелой духовной и интеллектуальной работы, умелое противостояние страстям и постоянное стремление к совершенству, изменению мира вокруг себя посредством собственного примера благочестия. «Знайте, что правдивость – это внутреннее и внешнее соответствие истине. Поэтому правдивый человек – сиддик – это тот, кто благодаря праведности своего сердца не обращает внимания на то, что из сердец людей исчезло уважение к нему. Имам аль-Джунайд (да будет свята его душа) сказал: «Правдивость – это способность говорить правду даже тогда, когда тебе безо лжи попросту не спастись. Ведь ложь отвергаема шариатом и порицаема человеческой природой». «Придерживайся правдивости, ибо там, где ты боишься, что она тебе навредит, она принесёт тебе пользу. Оставь ложь, ведь там, где ты ожидаешь получить от нее пользу, она тебе обязательно навредит».
«Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек будет постоянно говорить правду и впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к распутству, а распутство ведёт к Аду. Человек будет постоянно лгать и впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Почему же у нас часто не получается быть праведными, хотя мы и называемся христиане? Почему стенания апостола Павла так близки нам? Помните? «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» - /Рим. 7.19/ .
Если праведность является признаком истинного христианина, то насколько больше должна она отличать человека Божьего! Он должен быть подобным Тимофею, которого Павел призывал быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» - /1Тим. 4.12/.«Благочестие» тесно связано с праведностью. Праведность относится к внешним проявлениям поведения, благочестие - к внутреннему состоянию. Благочестие - это дух святости и почтения, который управляет поведением праведника. Правильное поведение проистекает из правильного состояния; праведность вызвана соответствующими побуждениями.
Евреи строго держались за праведность по закону, в результате чего они не покорились праведности Божьей: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего»- /Рим.10.3.4/.
Праведность - (Righteousness). Словами «праведный» и «справедливый». Обычно переводится евр. saddiq, первоначально означавшее «прямой», «правый». Ему соответствует греч. dikaious так в греческом обществе называли все то, что соответствовало законам и социальным нормам. Производные существительные от этих прилагательных sedeq (sedaqa) и dikaiosyne. Глаголы sadak и dikaioo означают «поступать справедливо», «быть праведным», «отстаивать» или «оправдывать». В юридическом смысле «объявления правым» и «отношения как к правому».
«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» - /2Тим. 3.16/.
«Не жди праведности от священников, - пишет Валерий Филатов, – они при Церкви вроде чиновников надзирателей: брать подать со всего с чего можно». «Сытость чрезмерная больше людей погубила, - пишет Феогнид, - чем голод».
«Вполне искренность праведность можно проповедовать только в бедности и унижении. Проповедь праведности в устах богача или властелина всегда лицемерна».
«В праведности не нужно опасаться чрезмерности»- /Сенека/: «чрезмерность как качество личности – склонность слишком сильно превосходить меру, проявлять крайность, неумеренность, избыточность; придавать кому-то или чему-то слишком большую значимость». Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду». Это касается всех религиозных организаций. Как они преувеличивают, то о чём не знают. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» - /Рим.10.3/. Гордое самодовольство собственной праведностью. ... Усиливаясь поставить собственную праведность... - праведность, изобретенную ими самими, праведность от их собственных дел, основанную на их заслугах и на соблюдении обрядового закона. Иудеи считали, что они не нуждаются в заслугах Христа и уповали на свои собственные достижения как вполне достаточные для того, чтобы явиться праведными перед Богом. Они не могли отказаться от своей праведности.
«Желая быть законоучителями, но, не разумея, ни того, чём говорят, ни того, что утверждают» - /1Тим.1.7/. Людям свойственно претендовать на служение. Тогда как они совершенно невежественны в том, о чем так много говорят: они не понимают, ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают; и таким образованным невежеством они, конечно, очень много назидают своих слушателей!
Послушаем, что говорят в контексте этих мыслей великие люди прошлого. Вовенарг: «Чрезмерная осмотрительность не менее пагубна, чем ее противоположность: мало проку от людей тому, кто вечно боится, как бы его не надули». Гейман: «Чрезмерность молчания делает его пустословием». «Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу, - пишет Франсуа де Ларошфуко, - есть своего рода неблагодарность». Роберт Вальзер: «У чрезмерной радости те же признаки, что у чрезмерной скорби».
«Если есть праведность в сердце, - пишет Конфуций, - будет красота в характере. Если есть красота в характере, будет гармония в доме. Если есть гармония в доме, будет порядок во всей стране. Если есть порядок в стране, будет мир во всем мире».
«Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности» - /Рим.9.30.31/. Они были чужды праведности: они не искали ее. Несмотря на это, они все-таки достигли праведности, праведности по вере. Не путем принятия иудейской религии и подчинения обрядовому закону, но путем принятия Христа, уверования в Него и подчинения Евангелию. Они достигли праведности кратчайшим путем искренней веры во Христа, в то время как иудеи долго и тщетно ходили вокруг да около. Они не достигли своей цели. Они искали закона праведности: много толковали об оправдании и святости, казалось, очень стремились быть детьми Божиими и возлюбленными неба, но не достигли этого, то есть наибольшая часть из них не достигла. Они упорно держались своих древних иудейских принципов и обрядов, искали счастья в соблюдении их, гоняясь за тенью, в то время как уже пришла сама сущность, поэтому и не достигли примирения с Богом, Он не признал их Своими детьми, и они не пошли в дом свой оправданными.
Они ошиблись, в избранном ими пути, и это было причиной того, что они не достигли цели. Они искали, но неправильным путем, не путем смирения, не тем путем, которой установил Бог. Искали не в вере - не путем принятия Христа, упования на заслуги Его, не путем подчинения условиям Евангелия, которые составляли сущность и конец закона. Но искали... в делах закона, надеясь соблюдением заповедей и обрядов закона Моисеева достичь праведности. Это и был тот камень преткновения, о который они преткнулись. Они не могли преодолеть своего неверного представления, будто закон был дан им с той целью, чтобы соблюдением его и послушанием ему они могли оправдаться перед Богом. Поэтому они никак не могли согласиться с учением Христа, которое уводило их от этого представления и побуждало ожидать оправдания через заслуги другого. Для некоторых Сам Христос был «камнем преткновения», поэтому Павел цитирует /Ис.8.14; «на Сионе камень» - /28.16/. Печально, что Христос должен был послужить к «падению многих в Израиле», но именно так и случилось, Лук.2.34; что из бальзама Галаада был извлечен яд; что камень, бывший источником воды, стал для некоторых камнем преткновения, а скала спасения - скалой соблазна. Таковым Он был для многих, таковым Он был для неверующих иудеев, отвергших Его, потому что Он положил конец обрядовому закону. Но сохранился остаток, те, кто уверовал во Христа, и таковые не постыдятся, то есть не разочаруются в своих надеждах и уповании на оправдание через Христа, как разочаровались возлагавшие свои надежды на закон. Так что, в целом, неверующие евреи не имели никакого основания обижаться на Бога за то, что Он отверг их; им были предложены праведность, жизнь и спасение на условиях Евангелия, но они им не понравились, и они не захотели прийти. Поэтому если они погибнут, то могут благодарить за это только самих себя: кровь их на головах их. «Закона праведности». Идеал, к которому стремились иудеи, была не самая праведность, а закон ее, – не существо, а тень, не дух, а буква. Если бы для них дело шло о праведности самой по себе, то им закон указал бы прямой путь к ней, именно через веру во Христа /Рим.10.4/. А они, в своем стремлении к внешности, попали на ложный путь дел. – Апостол вовсе не хочет сказать, что падение Израиля совершилось вследствие его привязанности к закону Моисееву, а дает понять, что Израиль не понял смысла самого закона, который хотел вести его ко Христу. Какая величайшая трагедия для народа, который так гордился своим законом и все-таки внутренне оставался ему совершенно, чужд!». «Праведность - это состояние внешней и внутренней жизни человека, соответствующее Христову закону, изложенному в Евангелии. Она характеризуется полным посвящением человека на служение Богу, когда все силы его души и тела направлены на угождение Богу. Пока вы вновь не станете достойными стоять пред Господом в праведности.
Многие из вас могут вспомнить президента Н.Элдона Тэннера, служившего в качестве советника четырех Президентов Церкви. Он был безукоризненным примером праведности в годы своей работы на производстве, во время службы в правительстве Канады и в своей личной жизни. Он дал нам такой вдохновенный совет:
«Ничто не приносит большей радости и успеха, чем жизнь в гармонии с учениями Евангелия. Будьте примером; оказывайте положительное влияние…».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности