«…и не было между вами разделений,
но чтобы вы соединены были в одном духе ….
Разве разделился Христос?» - /1 Кор.1.10-13/.
«Из многих нитей можно свить
Петлю канатную для тьмы.
Одна легко порвётся нить,
Так почему не вместе мы?
Семьёй одною мы живём,
Но жизнь эта сплошная мука,
Когда мы строим Божий дом,
«Как тянут лебедь, рак и щука» - /N?/.
«Мы не можем считать разногласия в церкви естественным и неизбежным явлением как это присуще всякой форме коллективной жизни. Разногласия ранят тело Христово, наносят вред нашей миссии провозглашения Благой вести всему миру», - сказал Папа Франциск, - прошла под девизом «Христа нельзя разделить».
Слово «разделения» - это перевод греческого слова «схизмата», от которого мы произвели наше слово «схизма». В физическом смысле однокоренной глагол означает - иметь расхождения во взглядах, разницу в суждениях, разногласия. Отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах. Иногда приходится слышать, что разногласия, вообще, запретны, а христиане вполне способны прийти к единому мнению по религиозным вопросам. К большому удивлению, среди тех, кто отстаивает данную точку зрения, еще больше разногласий и конфликтов. К их числу относятся и те, кто призывает отказаться от разных понятий, не следовать мнениям ученых и классиков, а придерживаться «исключительно» Библии и учений каждый своей секты.
Книга Притч 13.10 гласит: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость». Расширенный перевод этого стиха таков: «Через гордость и высокомерие приходят лишь распри, но у слушающего хороший совет - благочестивая мудрость». Гордость означает «самонадеянность». Она считает себя имеющей все знание и понимание и не нуждается ни в чьей помощи или совете. Поэтому когда Библия говорит «через гордость приходят лишь раздоры», это значит, что гордый человек вносит в жизнь разногласия, потому что он закрыт для всего, что отличается от его мнения. В результате гордец чувствует, что всегда и во всем прав, и именно он причина всех раздоров и распрей. В нашем густонаселенном мире конфликты интересов возникают сплошь и рядом. К сожалению, не все разногласия можно разрешить с помощью разговоров. На бессовестных людей вежливые слова не действуют.
Мэтью Генри размышляет так: «В послании 1 Коринфянам апостол Павел приступает непосредственно к теме своего послания. Он призывает коринфян к единству и братской любви и укоряет за их разделения между собой. От людей, желающих им добра. Павел получил сообщение о том, что между ними есть споры. «Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры»-/1Кр.1.11/. Он обращается к ним в очень любезной форме: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа» - будьте единодушны, если вы имеете уважение к этому дорогому и достойному имени, которым называетесь. «Чтобы все вы говорили одно» и избегали разделений, или раскола (как значит это слово в оригинале), т.е. всякого отчуждения друг от друга. «Чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях», насколько это в ваших силах. Будьте единомышленны в великих вопросах веры, но если и нет единства в суждениях, то пусть будет единство в любви.
Павел намекает на источник разногласий. В основании их лежит гордость, именно она приводит к разделениям. Коринфяне ссорились из-за служителей. Любители спорить разделились на партии и во главе каждой из них поставили своего служителя: одни превозносили Павла, «Я разумею то, что у вас говорят: «Я Павлов», может быть, как самого духовного учителя, другие – Аполлоса; - «Я Аполлосов», возможно, как самого красноречивого проповедника, третьи – Кифу; - «Я Кифин», т.е. Петра, за его авторитет как самого старшего или за то, что он был апостолов обрезанных, а четвёртые – вообще никого из них, а только Христа, «а я Христов». Такое самое прекрасное в этом мире может подвергнуться извращениям; даже Евангелия и его установления, находящиеся между собою в совершенной гармонии, могут стать предметом разногласий, вражды и споров. Это не бесчестит нашу христианскую веру, но обнаруживает испорченность и развращённость человеческой природы. Заметьте: Как далеко может завести гордость человеческая – до оппозиции христиан друг против друга! Так далеко, что Христа противопоставляет собственным Его апостолам, а их делает противниками и соперниками.
Он рассуждает с ними об их разногласий и ссорах: «Разве разделился Христос?» Нет, существует только один Христос, поэтому все христиане должны иметь одно сердце, «Разве Павел распялся за вас?» Разве он был вашим искуплением и жертвой? Или во имя во имя Павла вы крестились?». Разве вы посвятили себя на служение мне или сделались моими учениками, когда принимали святое водное крещение? Служители, какими бы хорошими они ни были для нас, не должны заменять Христа. Не должны присваивать себе власть Христа или поощрять что-либо такое в народе Божием, что выглядело бы подобно передачи им власти Христа. И как бы счастьем было для церквей, если бы ничьё имя не вызывало разделений между ними, как не разделяется Христос».
Всякого рода разногласия - это разрушительная сила. Царство, разделившееся само в себе, не устоит. Оно обречено. А единство - это могущественная созидательная сила. Но если царство не раздирают внутренние противоречия, оно стоит крепко и твердо. Это царство побеждает.
Если церковь внутри расколота, если внутри церкви болезни и нет единства между лидерами, то нет будущего у такой церкви. Потому что наш Бог так утвердил жизнь, что есть одна голова и есть один дух. И когда у тела одна голова и внутри здоровый дух, то этот организм функционирует нормально. Человек здоров и достигнет успеха. Ну, а если там начинаются уже голоса противоречивые, разные духи, это уже большая проблема. Понимая так, что насколько Бог заинтересован в единстве внутри Церкви, настолько же дьявол заинтересован во внедрении разногласий. Христианская церковь, которая разделилась - это противоречие само в себе.
Насколько Бог хочет соделать Церковь побеждающей, настолько же дьявол хочет ее сделать ничтожной и беспомощной. Бог очень хочет найти людей, которые бы созидали единство и мир: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» - /Мат. 5.9/. Дьявол тоже имеет своих служителей, которых он хочет, как клинья, забивать в церковь, чтобы раскалывать ее, сея рознь, сплетни, ложь и т.д.
И понимаю так, что насколько Бог заинтересован в единстве внутри Церкви, настолько же дьявол заинтересован во внедрении разногласий. Причина всех конфликтов, ссор и раздоров - это эгоистичное желание. Насколько Бог хочет соделать Церковь побеждающей, настолько же дьявол хочет ее сделать ничтожной и беспомощной.
Берегитесь людей, которые производят разногласия. Всякого рода разногласия - это разрушительная сила. И благословляйте тех людей, которые приносят мир. А единство - это могущественная созидательная сила.
Царство, разделившееся само в себе, не устоит. Оно обречено. Но если царство не раздирают внутренние противоречия, оно стоит крепко и твердо. Это царство побеждает.
Ничто не оказывает на церковь такое деморализующее влияние, ничто так не обескураживает и ослабляет верующих, как распри, злословие исподтишка и ссоры в их среде. И ничто не бросает такую тень на ее свидетельство миру, как внутренние раздоры. Ссоры - это реальность в церкви, потому что эгоизм и другие грехи - это реальность в церковной жизни. Ссоры бесчестят Бога, позорят Сына-Христа, деморализуют и дискредитируют Его народ, а тем временем мир сворачивает в сторону и утверждается в неверии. Разорванное единство лишает христиан радости и их работу - эффективности, отнимает у Бога славу, а у мира - истинное свидетельство о благой вести. Дорого обходится подножка со стороны эгоизма!
«Сама природа человека делает неизбежным несогласие людей друг с другом. Они имеют разные интеллектуальные способности, по-разному оценивают ситуации и приходят к разным заключением относительно того, что лучше в различных ситуациях. Их индивидуальные черты и склонности - различаются, их эмоциональная реакция на ситуации проявляется множеством разных способов. Некоторые люди более способны, чем другие, на искренность, объективность и непредубежденность в своих личных, деловых отношениях и в общественной жизни. У них — разные уровни образования и отличающиеся степени знания. То, в чем мы будем нуждаться всегда — здравые принципы обращения с нашими разногласиями, точно так же как мы нуждаемся в руководящих принципах, чтобы управлять нашей торговлей и правилами грамматики, чтобы направлять нашу беседу. Мы всегда будем разногласить друг с другом. И потому важно вести себя должным образом, когда мы разногласим. Несмотря на это, кажется, все мы способны весьма степенно говорить об этикете разногласий в Исламе. Мы можем предоставить самые красивые теории, изложенные красноречивейшим образом. Тем не менее, похоже, что только немногие из нас способны воплотить эти идеи в жизнь. Многие из нас ожидают, что другие покажут надлежащий этикет, когда те спорят с нами, но не в состоянии продемонстрировать его сами, когда не соглашаются с другими.
Мы должны серьезно изучать этикет разногласий. Его нужно преподавать в наших школах и колледжах, и в наших церквях. Нашей молодежи нужно дать практическое обучение в дебатах так, чтобы этот этикет мог стать их привычкой и даже аспектом благочестия. Ученый должен придерживаться этикета разногласия так, чтобы он мог соблюсти права своих учеников, воздать им должное, и рассматривать все их вопросы и заботы в надлежащей манере. Он должен раскрыть им свое сердце и подготовить их к достойному несению своих будущих обязанностей. Ему не следует принуждать их воспринять его собственные взгляды, но сделать их сильными, независимыми и достойными людьми.
Родители должны соблюдать этот этикет в своих отношениях с детьми, если этого нет в семье, будет ли в церкви. Они должны поддерживать отношения любви и привязанности, даже когда их дети не соглашаются с ними. Они должны осознать, что дети неизбежно повзрослеют и не могут быть зеркальным отражением своих родителей. Каждый ребенок — уникальная личность. Дети имеют свои собственные мысли и идеи. Когда мы обсуждаем этикет разногласия, то необходимо также сказать о средствах управления разногласиями, неизбежно возникающими между нами. Мы живем в эпоху открытости. Барьеры, которые когда-то сдерживали нас, рухнули. Наша ситуация напоминает нам историю Бишра ибн Марван, когда он потерял одного из своих охотничьих соколов в Медине и приказал закрыть все ворота города, забыв о том, что сокол легко может перелететь их. Подобно этому, мы живем в космическую эру, имея в своем распоряжении Интернет и другие средства коммуникации. Правительства поняли, что больше не могут положиться на цензуру и принуждение, и что единственное решение, остающееся у них, состоит в том, чтобы встретиться с народом и обратиться к его проблемам с фактами. Решают ли руководители церкви с народом? Это вопрос. Для чего членские собрания, для раздоров и сплетен?!
Общественный дискурс - фр. discours, от лат. discursus — рассуждение, довод сегодня полон противоречий. С беспрецедентной скоростью и в невероятной степени распространяются и циркулируют различные мнения. В такой атмосфере, неуместно просто отвергать идеи других людей, как неразумные, независимо от того какими ничтожными кажутся нам их аргументы. Мы должны предоставить им наш почтительный слух и ответить на их идеи — нашими. Мы должны применять соответствующее лекарство для каждой болезни, с которой сталкиваемся, если желаем излечить недуги, сокрушающие нас. Ибн Таймия сказал: «Однако многие люди приписывают свои собственные мнения священному Закону, в то время как эти мнения — не есть священный Закон. Они делают это либо по неведению, по ошибке, или они преднамеренно лгут». Ибн Раджаб сказал: «Большинство великих правоведов делали ошибки в отдельных вопросах. Это ни в коем случае не умаляет их репутации или знания. Их ошибки полностью перекрываются необъятностью их знания, чистотой намерений и вкладом в защиту веры. Ковыряние в их ошибках — не является достойным похвалы усилием, и при этом оно не достойно хоть какой-либо награды, особенно когда эти ошибки имели место в незначительных вопросах, где отклонение из-за ошибки не настолько серьезно и где исправление таких ошибок не приносит особой реальной пользы».
Удивительно, как много людей идет на значительные лишения, чтобы избегнуть принятия в пищу запретного или неосторожного просмотра грязных картин, но при этом они похоже не могут контролировать свой язык хоть в ничтожной степени, когда он касается других. Они разглагольствуют о живых и умерших без малейшего колебания. «Нам не дозволено отказываться признавать истину, когда она высказана иудеем или христианином, не говоря уже о рафидитах. Мы только отвергаем ложь и принимаем истину».
Шейх 'Абду-р-Рахман Ас-Са'ди пишет в своем комментарии Корана: «Когда ученый говорит о высказываниях отклонившихся людей, он обязан воздать каждому должное и признать истину в том, что они говорят точно так же, как разъяснить относительно их лжи. Он должен рассмотреть, насколько они близки к истине или удалились от нее». Мы так часто слышим людей, дурно отзывающихся о других, только потому, что они следуют за иной школой мысли или присоединились к другой группе. Как часто мы слышим, как люди говорят, что кто-то совсем не имеет знания и никакой ценности вообще? Поистине, это — несчастье.
Также необходимо принимать во внимание, что многие разногласия и споры возникают из-за простой неразберихи в понятиях и терминах, таких, например, как: десятина, «кто мой ближний», праздники, что читать (благословение пастыря нужно или не нужно?), платок или косынка. Эти понятия используются иногда не к месту, иногда слишком обобщенно или узко.
К нашему стыду, в церкви очень часто наблюдались разделения, вызванные совершенно неоправданными спорами. Отдельные общины и целые конфессии разделялись по вопросам, которые в свете Слова Божьего не имели настолько большого значения. Более того, некоторые церкви только и ждут возникновения споров и противоречий, а некоторые члены и даже руководители церкви сами являются причиной разногласий. Это постыжает церковь и становится поводом для упреков, отвлекая Тело Христово от благовестия и ученичества.
В наше время политики часто говорят о том, что нельзя позволять, чтобы серьезный кризис пропал впустую. Точно так же церковь не должна допускать, чтобы серьезный спор пропал впустую. Верная церковь должна стремиться к тому, чтобы споры и разногласия приносили пользу. Любые возникающие дебаты должны приводить церковь ко Христу и обращать ее внимание на Священное Писание, а верующие должны стремиться узнать, о чем учит Библия. Полемика и дебаты должны ставить церковь на колени, чтобы верующие в молитве искали согласие под водительством Святого Духа. Споры, если их правильно вести, послужат для церкви сигналом, предупреждающим о возможном наступлении апатии и о необходимости личного смирения.
Наконец, споры должны побудить Церковь молиться о том единстве, которое Христос обеспечит только тогда, когда прославит Свою церковь. Ей гряди, Господи Иисусе! А до тех пор, не будем позволять, чтобы споры пропали впустую.
«Наши разногласия ранят тело Христово, наносят вред нашей миссии провозглашения Благой вести всему миру», — сказал еще раз Папа Франциск. Он подтвердил: «Христа нельзя разделить! Уверенность в этом должна вдохновлять и поддерживать нас на нашем смиренном пути к восстановлению полного единства между всеми, верующими во Христа».
«Мы помолились на могиле Павла, — заключил Папа. — Единство не обретается как чудо, оно возникает в результате совместного пути под руководством Святого Духа. Если мы не будем идти вместе, если не будем молиться за других, если не будем трудиться на благо наших братьев в мире, мы не обретем единства...».
«Обозначить разногласия и остаться друзьями, - говорит Иэн Макьюэн, - Амстердам, - не это ли суть цивилизованного существования?».
Источники: Библия. Сальман ибн Фахд Аль-Ауда «Этикет разногласий».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Наше жительство — на небесах - Николай Николаевич «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. (Фил.3:18-20)