Ситуация в нынешней Украине (да и не только в Украине) во многом напоминает ту, которая сложилась в Израиле в эпоху царей. Тогда было много царей, которые мало заботились о нравственном состоянии народа. Это нравственное состояние общества опускалось все ниже и ниже. Священники также, в большинстве своем, заняли пассивную позицию в этом вопросе, не желая лезть на «рожон» и конфликтовать с царями. Но именно при таких обстоятельствах в Израиле произошел настоящий расцвет особого и уникального служения – служения пророков. Но если обстоятельства те же, что и тогда – возможен ли рост этого служения в нынешнее время? Или, возможно, этот рост уже происходит, но мы его не замечаем?
Чтобы ответить на эти вопросы, стоит разобраться прежде в том, кем были ветхозаветные пророки. В чем заключалась особенность их служения? И какова была предыстория появления и расцвета в Израиле пророческого служения?
С самого начала существования человеческого общества происходит непрерывный конфликт между Божественным и человеческим управлением. Человек стремится управлять обществом по-своему – без участия Бога. Или, точнее, желает допускать Бога в свою жизнь только в отведенных рамках, границах. Человеку всегда хочется иметь бога, которым можно было бы управлять, которого можно было бы использовать в своих интересах и по своему усмотрению.
Яркий пример этого – золотой телец, которого изготовил Аарон для израильтян. Такой бог был людям близок и понятен. Его главное преимущество (в их глазах) было в его предсказуемости. В отношениях с таким богом человек был первичен. Путь к исполнению греховных желаний плоти был открыт.
И, наоборот, вера – это значит довериться чему-то. Делать что-то несвойственное, непредвиденное. Признать свою зависимость от кого-то, например от Бога. Жить в неопределенности, в неведении от того, что с тобой может случиться дальше. Именно такое состояние человеческого сердца и человеческого общества угодны Богу, так как Господь в таком случае перестает быть ручным божком и становится Господином.
Бог призвал Авраама и пожелал создать через него израильский народ. Чисто по-человечески, Авраам видел будущее этого народа в потомстве Измаила, но Бог вмешался и у Авраама родился другой сын – Исаак. Именно в Исааке, а не в Измаиле исполнилась воля Божья в отношении народа. Это был первый конфликт между человеческим и божественным управлением в истории израильского общества. В дальнейшем эти конфликты продолжались и стали постоянными.
Исаак видел своим преемником Исава, но Бог вмешался и благословил Иакова. У старших детей Иакова были свои планы на первенство в народе, но оно досталось Иуде и Иосифу. Далее Бог вмешался и дал Израилю Моисея. Моисей был назван великим пророком:
«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,
по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,
и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля.»
(Книга Второзаконие 34:10-12)
Потом начался уникальный период – период судей. У всех народов были цари. А у Израиля – судьи. Чем судьи отличались от царей? Цари передавали свою царскую власть по наследству. После смерти царя его трон занимал его сын. Такая смена власти была предсказуема. Людям это казалось простым и понятным, как и золотой телец в пустыне. Зная то, кто займет трон – можно было приспособиться. Решить свои интересы. Исполнить свои желания. Можно было плести интриги. Оказывать влияние с детского возраста на юного царя, делая его своего рода игрушкой. Таким себе золотым божком, которым можно вертеть как угодно и делать то, что хочется. А чего хочется?
Свободы, но свободы плоти. Храмовой проституции, при которой приглянувшуюся женщину можно было сделать доступной и доступной для многих. Языческих сексуальных оргий и завораживающих магических обрядов, от которых «стынет кровь», даруя острые и яркие ощущения плоти. Ну и прочих развлечений падшей человеческой души, которые в избытке имели окружавшие Израиль палестинские народы.
Но вот незадача. Все эти сокровенные желания общества вдребезги разбивались в новой системе управления, которую придумал Бог. Управлял страной судья, которого избирал Бог по Одному Ему известным законам. Предугадать, кто станет судьей было абсолютно невозможно. Снова ситуация, как в синайской пустыне – полная неопределенность. Что Бог придумает на этот раз? Как предугадать Его действия?
Каждый раз Бог вмешивался и выбирал судью, устанавливая Свое, Божественное управление, разбивая складывающуюся систему управления человеческого. Систему, которая неизменно была направлена на обслуживание интересов плоти.
Но потом, во дни пророка Самуила общество возроптало против такой системы и потребовало себе близкую, понятную и контролируемую царскую власть. Показательна реакция Бога на это требование:
«И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою…»
(Первая книга Царств 8:7,8)
Бог дал израильтянам царскую власть, и с тех пор в обществе начали формироваться две системы человеческого управления – царская и священническая. И трон царя, и должности священников передавались по наследству. А потому были, опять таки, понятны, предсказуемы для общества и удобны для реализации плотских интересов.
По сути, эти две системы управления сохраняются в обществе и по сей день. И обе системы стараются максимально устранить Бога от возможности влияния на эти системы, сосредоточив методы воздействия на них в руках людей.
Но именно в эпоху царей в Израиле начал происходить расцвет пророческого служения. Появляется огромное количество пророков – малых и больших. Тех, чьи пророчества вошли в канон Библии и тех, о которых лишь рассказывается. Как, например, об Илии и Елисее. Создаются целые пророческие школы (4Цар 2гл). Пророки обличают царей, священников, народ Израиля и другие народы. Возвещают будущее этих народов.
Нередко авторитет пророков превышает авторитет царей и священников. Часто пророки становятся чуть-ли не единственными представителями Бога в обществе, выступая против погрязших в грехе правителей, священников, лжепророков.
С чем это было связано? Почему произошел такой бурный расцвет пророческого служения?
Конечно же, это было связано с тем, что человеческая власть в очередной раз вознамерилась устранить Бога от управления обществом. Выбрав царскую власть, народ, казалось бы, перекрыл Богу возможность влиять на их жизнь, так как уже не было судей. Но, фактически, миссию судей начали исполнять пророки.
Сформировавшиеся и передающие власть по наследству царская и священническая системы все больше закосневали и разлагались в своем человеческом управлении. Функцию выполнения воли Божьей они быстро заменили функцией по удовлетворению похотей народа, идя по пути Аарона.
Поэтому и возникла необходимость в создании третьего источника духовной власти, которой стали пророки. Никто не мог предсказать, кто станет пророком. Кого Господь изберет на пророческое служение. Это разрушало всякую возможность человеческого контроля и давало возможность доносить таким образом волю Божью.
Стоит сказать, что предсказание будущего было далеко не единственной и уж точно не главной миссией пророков. Главной миссией было вести народ, направляя его к Богу и научая ходить Божьими путями. К примеру, те же Моисей, Самуил и Иоанн Креститель практически не предсказывали будущего, но, тем не менее, были великими пророками.
Важной чертой истинного пророческого служения был независимый источник дохода. Илию кормили птицы. Иногда пророка кормили нищие вдовы. Часто о пророке заботились люди, приходящие за судом или пророчеством. Эта особенность пророческого служения была очень важна, так как помогала пророку говорить слово от Бога, не боясь влияния системы – царской или священнической.
Очень часто цари покупали пророков, как царь Ахав (3Цар 22гл), но такие пророки быстро становились лжепророками. Бог не мог уже через них говорить Слово к народу. Такие пророки становились частью системы человеческого управления. И, в конечном счете, их роль, как и роль системы в целом, сводилась к обслуживанию интересов и похотей плоти израильского общества.
Конечно же, некоторые пророки были в дружеских отношениях с царями, как Нафан с Давидом. Некоторые были выходцами из священнических семей, как Иеремия и Исая. Но, видимо, особенность их характера была в том, что это не мешало им критиковать системы, если этого желал Господь. Например, пророк Нафан свободно критиковал Давида.
Это как если бы в современной системе управления правительство задумало проконтролировать органы полиции и прокуратуры. И создало для этого какой-то особый отдел, который бы не подчинялся ни полиции, ни прокурору, а только напрямую – самому министерству. Тогда на таких людей было бы сложно повлиять, и они могли смелее разоблачать, скажем, коррупцию в правоохранительных органах или другие нарушения.
Но если бы они находились на зарплате, скажем, в прокуратуре, то вряд ли бы разоблачали своих начальников. Разве что обладали редким даром кусать руку, которая тебя кормит. Но это случается редко и, как правило, заканчивается плохо для того, кто кусает.
В сегодняшней жизни ни для кого не секрет то, в каких беззакониях может погрязнуть система, основанная на человеческом, а не на божественном управлении. Многие наслышаны о коррупции, бюрократии, несправедливости в государственном аппарате управления, и об этом нет нужды долго говорить.
Но вот современные религиозные организации, именующие себя церквями, нередко претендуют на роль наместников, ставленников или помазанников Божьих на земле. Но очень часто даже в церковных организациях берет верх человеческое, а не божественное управление. И, в конце концов, все сводится к обслуживанию интересов плоти, а не служения Богу.
То тут, то там становится известно о финансовых аферах, в которых замешаны руководители церквей. В новостях сообщается о разного рода моральных преступлениях среди священников, начиная от прелюбодеяния и заканчивая педофилией и гомосексуализмом. Некоторые священники погрязают в пьянстве, некоторые в политике. Появляются церкви с непонятными откровениями и непонятными учениями. Одни признают однополые союзы. А другие одобряют мятежи и братоубийственные войны.
При этом все наперебой заявляют о своей исключительности и правильности. Кто-то ведет свое существование от рукоположений апостолов. Кто-то правильно славит. А кто-то получил служение пастора прямо с небес. Но подобные аргументы, судя по всему, могли в изобилии привести и священники во времена Иисуса. И может и приводили.
Но только дела их свидетельствовали об обратном – они стали системой. Прогнившей системой с человеческим, а не божественным управлением. От того они и не узнали Бога, а распяли Его на кресте.
Также и дела многих нынешних «церквей» и религиозных организаций свидетельствуют не о божественном управлении, а об управлении человеческом, направленном на удовлетворение похотей и амбиций.
Соответственно, и современные служители, несущие пророческое служение должны быть избираемы Богом, а не людьми. Удобным вариантом для современного пророка будет тот, если он не находится на зарплате в какой-то религиозной организации. Так как в таком случае будет сложно сохранять нейтралитет и независимое мнение.
Вряд ли пророком может быть человек, который «рукоположен» на это служение. В таком случает пророк станет, скорее всего, продуктом системы, которая его «рукополагает».
Много современных пророков есть в социальных сетях и блогосфере, которые сложно контролировать и которые не подотчетны системе.
Тем не менее, есть в этой ситуации и обратный момент. Пророк – тоже часть церкви, часть одного тела. Пророк не может быть бунтарем, выступающим против Божьей власти – земной или священнической.
Тот же Илья почитал Ахава, как царя. Самуил чтил Саула. Нафан – Давида и т.д. Все ветхозаветные пророки принимали власть священников и принимали их служение. Иначе они не могли бы даже участвовать в жертвоприношении и не могли бы получать оправдание своих грехов.
Так же и современные служители, несущие пророческое служение, не могут быть бунтарями и революционерами. Стоит признавать и почитать Богом установленную власть – земную (светскую) или церковную, являясь членом поместной церкви и принимая служение церкви, будучи, таким образом, членом тела Христова.
Стоит сказать также (хотя и отходя от темы), что тема пророчества и пророческого служения несколько шире традиционного служения в церкви и для церкви. Бывают, скажем так, и «невоцерковленные» пророки, как например, пророк Валаам. И хотя он и не был частью израильского народа, не исполнял закон, но, тем не менее, был пророком и получал пророчества от того же Бога, что и израильские пророки. Ап. Павел называет таких пророков словами «их собственный пророк» (Титу 1:12, переводы еп. Кассиана, украинский перевод и др), признавая наличие некоторой мудрости от Бога в изречениях этих людей. Хотя они служили своему обществу, которое не имело отношения ни к Израилю, ни к церкви, так же как и сами эти «пророки». Тем не менее, Бог использовал тогда и, вероятно, использует сейчас такого рода «пророков», несущих слово от Бога для своего общества. Хотя, опять таки, эти «пророки» могут и не иметь никакого отношения к церкви.
Также можно выделить и «смешанный» тип пророческого служения, как например, служение пророка Ионы. Хотя его вполне можно назвать «воцерковленным» пророком (следуя нашей классификации ), но служил он не обществу Израиля, а язычникам из Ниневии. При этом как до покаяния ниневитяне не были частью израильского народа, так и после покаяния они так и не стали частью Израиля. Как до покаяния они не приносили необходимые для прощения грехов жертвы в храме в Иерусалиме, так и после покаяния они этих жертв не стали приносить.
Но если Бог тогда посчитал необходимым такое «смешанное» пророческое служение, то почему Господь не может допустить подобное служение сейчас, в эпоху церкви? Впрочем, это уже тема для отдельной статьи. Стоит лишь отметить, что очевидно, такой вид служения неверующему обществу допустим для пророка как тогда, так и сейчас, так как не имеет противоречия со Словом Божьим.
Но, возвращаясь к основной теме статьи, стоит сказать, что целью пророческого служения является не уничтожение существующих систем человеческой власти, а их исправление. Эти власти нельзя уничтожить, т.к. их поставил Сам Бог. Бороться против них, так как это делают мятежники – то же самое, что бороться с Богом. Цель пророка – ослабить человеческое управление и допустить к управлению этими структурами Бога, как это и должно быть:
«Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.»
(Притчи 21:1)
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду…»
(Первое послание Петра 5:1-3)
В то же время в пророческом служении важно сохранять независимость. Свобода провозглашать Слово Божье по вдохновению Духа Святого должна быть выше церковных запретов или государственных законов. Хорошим примером в этом могут являться апостолы, которые в ответ на запрет священнической системы проповедовать Евангелие, ответили:
«И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?»
(Деяния св. Апостолов 4:18,19)
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности