«А люди всё роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
"Ну, как же так?!
"Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят!"
Те, кто едят, — ведь это ж пастыря,
А вы, прошу прощенья, кто такие?"
"Ну, как же так?! Ведь мы ещё... - /В.Высоцкий – бард/.
«Духовные поиски и метания дворянской и интеллигенции – говорит историк И.Эвентов, - благотворная деятельность одних и горькие блуждания других. Авантюрные происки иезуитского ордена, религиозные и нравственные чаяния масонов, обещавших человечеству «Астреин - Астрея богиня справедливости античного пантеона. - Век справедливости» - всё это красно дополняет картину жизни петербургского света в последние десятилетия XVIII века».
Шёл как-то на служение пастырь - волк, да так спешил, что внимательность и наблюдательность потерял в дороге. И угодил в глубокую яму и не может выбраться, совсем из сил выбился. И думает, как там служение без него обойдётся. А вот о семье: жене, детях и не подумал. Ушёл и оставил их – сами справитесь. Пробегал заяц и увидел в яме волка, вытянул его оттуда. А волк говорит: «Ох, и проголодался я, сидя в яме. Вот тебя, заяц, я и съем!». «Злые люди не разумеют справедливость» - /Прит.28.5/. «Самые маловерные из вас те, кто более других ходит, в церковь молятся и думают, что от того им более других дано, будет, ибо сами не разумеют, во что верят. Словно попрошайки ни на что иное не способные, униженно молят об исполнении своих желаний, вожделений.
«Я тебя спас, - говорит заяц, а ты хочешь, есть меня. Это не справедливо». - «Не справедливо, - говорит волк, - чтобы волки зайцев ели».
А в ту пору проходила лиса и говорит: «А вы жребий бросьте или вот что кто первый перепрыгнет яму, тот и прав». Заяц разбежался и перепрыгнул, а волк прыгнул и плюхнулся в яму. Лиса рассмеялась: «Сиди, сиди серый волк. Будешь знать, какая она справедливость! Семья, дети или церковь». «Справедливость по отношению к ближнему следует воздавать безотлагательно; медлить в таких случаях — значит быть несправедливым»- /Жан де Лабрюйер/
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым»- /Суд.17.6/. Времена беззаконий, когда люди не понимают объективности и принципов справедливости. Нет единого понимания справедливости, нет единой точки отсчета, нет царя (в голове), «справедливость у каждого своя» - отсебятина и субъективность. Каждый действует по-своему, а не по закону и правилу. Это хаос и разрозненность – «Лебедь, рак и щука». Подобная ситуация в церквях нашего времени: одни тянут в облака «земного притяжения», другие в трясину – цепляйтесь за соломинку, может быть спасёт, третьи – в дурман религиозности – зависимости. А где же справедливость?
«Тяжёлая тема, которая нудит (принуждает) нас, - говорит русская советская писательница М.Шагинян,- задуматься, даже если мы совсем не расположены думать».
«И сказало всё собрание: «да будет так» потому что это дело всему народу казалось справедливым» - /1Пар.13.4/. «Искать справедливости у предубежденного и разъяренного народа — все равно, что просить сострадания у голодного льва. Народ подобен безумцу, который в припадке бешенства безжалостно убивает своего лучшего друга и, лишь очнувшись, в изумлении созерцает и оплакивает собственную жестокость» - /Вальтер Скотт/.
«Елиуй и сказал: Считаешь ли ты справедливым, что сказал: «я, правея Бога?»- /Иов 35.2/. «Всё это по-честному, а что по-честному, то и справедливо». «...ибо сего требует справедливость» - /Еф.6.1/. «Это требование природы, это предписание Божие, и это высшей степени подобает христианам» - /М.Генри/. В исламском мировоззрении справедливость означает отведение всему должного места и равное отношение ко всем. Также как и в традиции Запада, справедливость считается нравственным достоинством в Исламе. Справедливость схожа с равенством в том смысле, что она создает состояние равновесия в распределении прав и обязанностей, однако они не идентичны. Иногда справедливость достигается через неравенство, как неравное распределение богатств.
Каждого верующего Всевышний призывает к справедливости. Это качество, как часть веры в Бога, должен стараться взрастить в себе любой мусульманин. В Коране говорится: «…Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности …» - /Коран 5.8/. «Хотя воля Божьей благодати в наивысшей степени независима, и безотносительна, - говорит Ч.Сперджен, - человеческим заслугам, однако в действиях провидения часто просматривается принцип справедливости - обиженные в конце концов отомщены, а праведники освобождены».
«Пусть я сама необразованная, говорит Анна Топоркова, - сознаю это и очень об этом скорблю. Голова иногда трещит, как в вопросе каком разбираешься. Но в одном надо в строгости себя держать: не допустить несправедливости, и не позволить себе забыть, что должна я всегда всё той же крутильщицей оставаться, какой была раньше. Тогда рабочие будут мне верить». «Как часто люди задаются вопросом, есть ли в мире справедливость, как часто люди её ищут. Мудрый Ворон знает, что люди так и не нашли универсального критерия справедливости. Может быть, потому, что в своих поисках они вовсе не желают её найти, но алчут приобрести себе новые блага...» /Мудрый Ворон/
«Надо полагать, что никакая доброта не может идти дальше, чем справедливость, — иначе мы рискуем ввести ложное понимание доброты. Но мы должны быть благодарны справедливому человеку за то, что он справедлив, поскольку справедливость есть вещь до такой степени прекрасная…» - /Симона Вейль/.
Сама же справедливость, по мнению Демокрита (и не только его), есть следование природе и исполнение своего долга, и есть благо человечества. Справедливость есть благо другого, — утверждает Сократ, главный персонаж платоновского «Государства». Добрый человек, у которого имеется хорошее расположение духа, не будет творить несправедливости. Исходный принцип справедливости — принцип равенства. Кажется, что именно потому все рассуждения о справедливости и несправедливости — это удел слабых, а не сильных и богатых. А справедливость же выражается, прежде всего, в отношениях к другим людям. Быть справедливым — значит выполнять все то, что требует закон морали. Законы морали - не изобретение человека, дорогие братья и сестры. Церковников много раз обвиняли в изобретении личных законов и ритуалов, которые затуманивали людей. Конечно, существовали папы и кардиналы, которые пользовались религией в своих целях, поэтому, каждый добрый человек, самодостаточен душой и телом, не будет творить несправедливости, он просто будет выполнять все требования добродетелей. Однако осознание справедливости включает в себя как чувство справедливости, так и определенное знание о должном, о справедливом. Общественная жизнь держится справедливостью. Справедливое — то же, что пропорциональное, то, что находится в гармонии. Подчеркнём, что вера в торжество справедливости является важным моментом нравственной жизни человека.
В римском праве справедливость (iustitia) трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» - /Ульпиан/. Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости - aequum, равенство.
Справедливость – воздаяние Бога людям за их дела в земной жизни. Абсолютная (высшая) справедливость является Божественным свойством, заключающимся в воздаянии праведникам и грешникам за их земную жизнь после смерти и в вечности. В земной (временной) жизни человека Бог проявляет более милосердия, нежели справедливости, попуская определению свободной воли человека в отношении добра и зла. После самоопределения человека Бог являет Свою справедливость. Христос проиллюстрировал это притчей о пшенице и плевелах.
Справедливость — общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; способ обоснования и распределения между индивидами выгод и тягот их совместного существования» - /Философская энциклопедия/. Справедливость — (justice) Наличие надлежащего равновесия. «Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме». /Притчи 16.11/. «Понимание справедливости приходит через понимание закономерности». Если рассмотреть происхождение слова «справедливость», то станет более понятным его смысл. «Справедливость» - вместе с чем-то. «Правда» - правый, истинный. Получается «согласно истине».
Существует еще одно значение слова «справедливость» — когда человеческие отношения, законы, порядки и т. п., соответствуют нормам и требованиям. «Венец справедливости есть смелость духа, и неустрашимость мысли, предел же несправедливости — в страхе перед угрожающим несчастьем»- /Демокрит/. Справедливость (цедек, цдака), высшая моральная ценность иудаизма. Справедливость главное моральное понятие иудаизма. В Библии содержится предписание: «цедек, цедек тирдоф» «справедливости, справедливости ищи» - «ты был жив» - /Втор. 16.20/. Основной атрибут Бога: «Судия всей земли поступит ли несправедливо» - /Быт. 18.25/; и Его заповеди людям, особенно народу Израиля, по своей сущности предназначены для установления справедливости в мире. Люди выполняют это предназначение, когда в своем поведении они действуют в соответствии с законами Бога, стремятся подражать Божьей справедливости. Русская душа, русская мечта — это грёзы о справедливости. В русских волшебных сказках зло всегда уступает добру. Добрый витязь воскрешает поцелуем спящую царевну. Молодильные яблоки возвращают старику юность. Ковёр-самолёт преодолевает бесконечные расстояния. Живая вода побеждает смерть. Всё это — мечта об идеальном бытие, имя которому — справедливость. «Справедливость – истина человеческих отношений; это то добро (учет чужих интересов), которым люди обязаны друг другу как партнеры по всякому сообществу, в которое входят. Существует два главных и ясно прослеживающихся идеала справедливости: и можно бы охарактеризовал первый как «максимальную», «неформальную» или «божескую» справедливость, и второй – как справедливость «минимальную», «формальную» или «юридическую». За пределами рассмотрения здесь остаются те представления о справедливости, которые постулируют прирожденную неодинаковость самого человеческого достоинства, предполагают идею «сортности» людей и соответственно разную справедливость для разных человеческих каст» - /А.Круглов – психолог/. Цель Духа! Цель Человека! Цель всякой Духовной Победы есть установление справедливости в покоренной среде. Если целью победы не является духовная справедливость, справедливость, рожденная из знания объективных законов Вселенной, и знания нравственного и этического законов, значит, победа не духовна, и значит, она - совершенна бессмысленна! Справедливость – это духовный, а не физический термин, имеет духовное наполнение. Справедливости в обществе искать не следует, но следует помнить, что все, что происходит в обществе - справедливо! Быть справедливым по отношению к себе - значит не искать выгоды даже в своих духовных помыслах. Лишь тогда ваша мысль станет чистой и обособленной в себе самой, когда вы сможете сказать: «Да будет воля Твоя, но не моя, Господи!». И вместе с тем, вы делаете все, что от вас зависит, чтобы совершился голос вашей совести и воля Бога. Но при этом, если я не правильно услышал свою совесть, да будет воля Твоя, но не моя. Это закон воли» - /Сергей Е. Епишин/. «Справедливое негодование всегда таит в себе силу заставляющую повиноваться, почтя благоразумным не доводить гнев охотника до крайности» - /Джеймс Купер/.
Справедливость как нравственное достоинство и основная задача Ислама. В исламском мировоззрении справедливость означает отведение всему должного места и равное отношение ко всем. Также как и в традиции Запада, справедливость считается нравственным достоинством в Исламе. Справедливость схожа с равенством в том смысле, что она создает состояние равновесия в распределении прав и обязанностей, однако они не идентичны. Иногда справедливость достигается через неравенство, как неравное распределение богатств. Таким образом, справедливость представляет собой высокий нравственный принцип и объективность, поскольку предписывает всему свое надлежащее место.
В заключение вспомним слова Сархаси, знаменитого исламского правоведа: «Вершить справедливость считается наиболее благородным выражением покорности, после веры в Бога. Это величайшая из всех обязанностей, возложенных на пророков… и наиболее веское оправдание главенства человека на земле».
«Что такое Божья справедливость? Справедливость заключается в том, чтобы воздавать каждому человеку должное. Людям свойственно судить личность, а не дело, что является проявлением злобы, а не справедливости. Господь поступает справедливо без принуждения. Справедливость проистекает от Божьего естества. Люди поступают несправедливо, если их подкупили или заставили. Бога, благодаря Его справедливости, невозможно подкупить. Господа Бога невозможно заставить, благодаря Его силе.
«... Давай же изберем в наставники то суждение, - говорит Сократ, - которое открылось нам сегодня и которое показывает, что этот путь в жизни — наилучший: давай жить и умирать, утверждаясь в справедливости и во всякой иной добродетели. Последуем сами призыву этого наставника и позовем за собой других».
«И делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было» - /Вт.6.18/, а справедливое и доброе несомненно является таковым пред очами Бога. Если мы считаем благоволение Бога своим блаженством, а закон сотворения – своим правилом, то будем Христианами» - /Мэтью Генри/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Ф.Ницше - немецкий мыслитель.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности