«Я, рад - говорит Пуаро, - что вы, наконец «вернулись в свой порт» - /А.Кристи/. Вернулись, чтобы понять, что прожили со своим буйным характером и стали блудным сыном никому не нужным. Таков вывод можно сделать.
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их» - /Втор.21.18/- буйный - необузданный. «Я музу резвую привёл на шум пиров и буйных споров» - /А.Пушкин/. И искра взорвала пороховую бочку. Вы тут безобразиями занялись — а призваны быть святыми по Слову Бога. Коринфяне были слишком веселыми, буйными людьми, и в головах у них началось брожение, наступила сумятица: «то не плотские ли вы» - /1Кор.3.4/. «Дом его (Троекурова) всегда был полон гостями готовыми тешить его барскую праздность. Разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения» - /А.Пушкин/. К чему это? А церковь что не буйство? Нам не до конца понятно причина таких споров, но, скорей всего, члены церкви делили власть, споря, чье руководство более авторитетно. Смотрим, каждый руководитель на начальной стадии духовности – ученик доказывает свою буйную правоту и выходя организовывает свою группу не понимая Писания.
Это блудный, буйный сын, который не хочет иметь послушание и уходит на чужбину от любви Божией в свою гордость.
«Что, например, говорит архимандрит Кирилл (Павлов),- побудило блудного сына возвратиться с чужбины к своему сердобольному отцу?»
Там их чуть не побили, потому что кто-то из ночлежников показал им хранимый на груди рисунок, вырезанный из иллюстрированного журнала, - «Возвращение блудного сына», где блудный сын возвращается, а отец тут же составляет на него завещание» - /Дм. Быков/.
Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу. Блудный сын перешел через период глубокого сожаления о том, что оставил отчий дом; он оплакивал свою необузданную расточительность, сокрушался, что сын такого состоятельного отца опустился до такой степени, что ему пришлось пасти свиней в чужой стране. Но теперь он перешел от сожаления к раскаянию и старается выйти из этого состояния, которое он оплакивал.
Блудный сын: поворотный пункт готовый стать его последним рабом.
Если бы блудный сын бездействовал в унынии или опустил руки от немого горя, то он погиб бы вдали от дома отца, как, быть может, погибнут те, которых сокрушение о грехах приводит к гордому неверию и своевольному сомнению в Божьей любви.
Но блудный сын был мудр, стряхнул с себя отчаяние и с неуклонной решимостью «встал и пошел к отцу своему». «Встал и пошёл к отцу своему» - /Лук.15.20/. В подлиннике слово «встану» - «анастас», означает – «воскресну». Покаяние больше чем сожаление. Покаяние требует действия. Раввины учили три характеристики подлинного покаяния:1-признание неправильного поведения, сопровождающегося исповедью. 2-намерение прекращения повторения неправильного поведения. 3- последующий ответ, выражающийся в совершении хороших дел.
Молодой человек действует по своему решению. Он возвращается. «В «культурную» жизнь богатой семьи врывается, как порыв вихря через плохо закрытое окно «он», блудный сын, высокий, сумрачный и загадочно-опасный, после безвестного семилетнего отсутствия» - /Л.Троцкий/.
В то время существовали надсмотрщики, занимающие важное положение в управлении семейного хозяйства, и которые даже могли стать членами семьи: младшие слуги, находящиеся под руководством надсмотрщиков, и наёмные слуги. Наёмные слуги, в основном, были ремесленниками, работающими по контракту. Они нанимались для специальных заданий, им платилась зарплата, обеспечивался кров и питание. В отличие от других слуг, они жили не под крышей домовладельца, и поэтому не находились в его непосредственной власти. Блудный сын имел это в виду. Он хотел вернуться таким образом, чтобы он мог поддерживать свою независимость и гордость. Он готов работать, но на своих условиях. Он вернётся, но как наёмный слуга: он попросит у отца прощение, но не будет подчиняться его власти. Говоря другими словами, он спасёт себя. Ему не нужна чесед (милость), у него есть свой план.
«Как бы мы ни понимали фразу «пришёл же в себя» - /Лук.15.17/, - Пришед же в себя, которое означает, что до этого он был вне себя. Действительно, он был безумным, когда покидал дом своего отца и тем более, когда пристал к жителям дальней страны. О безумии говорится, что оно находится в сердце грешников. Говорит архимандрит Савва (Мажуко), - младший сын возвращается на родину не потому, что ему стало стыдно за свои проступки, а потому, что ему просто некуда было идти».
Наиболее удивительным элементом этой истории была реакция отца. Он мог, согласно ожиданиям, отвергнуть неправильный запрос младшего сына, или даже сурово наказать или отвергнуть наглость. Но ответ отца (чесед) удивителен. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева - всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Против всех ожиданий он показывает любовь, а не наказание, сострадание, а не осуждение. Он соглашается с просьбой сына и даёт ему его наследство. Он не обычный отец.
«И когда он ещё был далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав пал ему на шею и целовал его» - /Лук.15.20/. Место действия этой притчи заключается в том, что семьи жили не в отдельных домах. Они проживали рядом друг с другом в комплексе зданий. Общественное проживание было обычным и социально удобным в то время, и также необходимо для безопасности. Поля, на которых они работали, были вдали от самой деревни. Рабочие выходили на работу утром и возвращались вечером.
Отец и сыновья в этой притче являются членами этого общества. Возможно, кто-то в поле увидел блудного сына и предупредил общество. Эта весть быстро распространилась и не только оскорблённый отец, но вероятно, отчуждённая и даже гневная толпа ожидала возвращения изгнанника. Но опять, замечательный отец не ждёт покаяния его своевольного сына, чего каждый ожидает. Подчиняющийся любви, он перехватывает инициативу. Он торопится поприветствовать сына. В непредвиденном акте чесед (милости) и сожаления, отец унижает себя перед обществом, чтобы его сын избежал сурового наказания. Считалось унижающим и неловким бежать для старого человека. Но этот отец бросает вызов оппозиции, так что его сын не должен будет подвергаться наказанию.
Когда отец достиг его сына, он целовал его много раз, о чём предполагает грамматика на иврите. Это вызывает в памяти социальную привычку закреплять соглашение поцелуем между двумя спорящими группами, которые пришли к соглашению. Отец этим актом незаслуженного милосердия посылает ясный сигнал обществу, что примирение произошло. Нарушившая сторона прощена и они объединились.
Старый отец вновь обрёл покой. Его младший сын вернулся. Он, не колеблясь прощает ему растраченное наследство. Никаких упреков. Только милосердие. Всепрощающая отцовская любовь. «Сын же сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин, называться сыном твоим» - /Лук.15.21/. Этим показано, что в сердце блудного сына произошли изменения. Его план был: «Прими меня в число наёмников твоих». Но когда он увидел беспримерную любовь и милость его отца в отношении его, всё в нём изменилось. Унижение его отца вызвало полное раскаяние блудного сына. Он сказал: «…недостоин называться сыном твоим». Он забывает о своём плане и полностью подчиняется власти отца.
«А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите: станем, есть, и веселиться» - /Лук.15.22-24/. Блудный сын испытал перевоплощающее раскаяние. Истинное покаяние всегда сопровождается радостью. Отец взял лучшую одежду, носимую только по праздникам, и одел её на сына – ясный знак принятия обществу. Перстень – символ доверия, и сандалии, которые показывали, что он свободный человек, а не раб, были одеты на него. «Ну, ты, раскисла от сладости душа! Айда-ка собери нам чего-нибудь…. Угостим, что ли, блудного сына!» - /М.Горький/. Отец призывает всё общество праздность, объявляя: «приведите откормленного телёнка и заколите». Телёнок позволит накормить, по крайне мере, сто человек. Так что каждый участвует в примирении. Сын, грех которого отделил его, теперь примирён чесед (милостью) его отца. Тот, кто желал смерти своему отцу, теперь снова жив благодаря милости отца. Он хотел вернуться как слуга, но великая любовь его отца сделала его снова сыном. Верно, что должны начаться празднования. Но следует ещё что-то… «Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его» - /Лук.15.25-28/.
Центр притчи переместился на старшего сына. Вместо того чтобы обрадоваться, старший сын рассердился. Мы уже знали, что у него была явная духовная проблема. Теперь мы видим её в действии. Он отказался войти в отцовский дом, таким образом, глубоко оскорбив его перед всем обществом. В конце он делает то, что блудный сын сделал в начале – он разрывает социальную ткань и сердце его отца. И опять, вместо суровой реакции, этот замечательный отец отвечает неожиданно. Вместо того, чтобы приказать сыну войти и показать уважение, отец берёт инициативу на себя, и перед лицом изумлённой публики идёт к старшему сыну. «Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» - /Лук.15.29.30/.
Казалось бы, ответственный старший сын не смог поступить правильно. Он отказался подчиниться отцу и присоединиться к семье. Вместо этого он обвинил отца, что тот поступает с ним как с рабом, и он унизил отца, препираясь с ним на глазах людей. Он отстраняется от своего сыновнего звания, ссылаясь на блудного сына как на «твоего сына», но не кается. И, кажется, не замечает чрезвычайного акта милости отца.
Ирония заключается в том, что брат, который заслуживает быть рабом, превращается в истинного сына, а брат, который казался верным, показал себя полностью неверным. Он полностью придерживался буквы закона, но дух закона далёк от его сердца. На самом деле, он облает духом рабства, а не духом сына.
Блудный сын находится далеко от отца в пространстве, но он вернулся как честный грешник и объединился с отцом в духе. А старший сын, который физически оставался с отцом был далёк в духе. «Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» -/Лук.15.31.32/. Великая любовь отца старается примирить старшего брата с семьёй, называя блудного сына «братом твоим». Он заверяет перворождённого, что его наследие полностью защищено, но говорит ему, что этот момент является моментом радости, а не обсуждения прав. Это вопрос милости, а не закона. Отец показывает старшему сыну ту самую удивительную и беспримерную любовь, которую он показал блудному сыну. Как же старший сын отвечает на окончательную сострадательную мольбу?
Слушая слова любящего Отца, полного милости, верности и сострадания. Бог Израиля, наш небесный Отец, показал беспримерную любовь и незаслуженную любовь через Его Сына, Иисуса Христа.
Притча показывает, что в каждом случае Бог удивляет нас Своей милостью. Он действительно является милостивым и любящим Отцом. Он любит нас, не смотря на логику и закон. Его великое спасение является больше чем просто легальной трансакцией, это любящее отношения. В противоположность отдалённому и суровому законодателю, Бог является нашим Отцом, готовым принять вызов и даже унизить Себя для Своих детей. Даже несмотря на наше несовершенное покаяние, Он торопиться встретить нас, благословить нас и назвать нас Своими сыновьями. Ясно, что не трудно полностью обратиться к такому любящему Отцу. «Всю жизнь их боюсь, - говорит Б.Пастернак, - предпочитая уходить подальше от поучающих, осуждающих и все знающих. От фарисействующих священников, от злобствующих прихожан и от всезнающих «учителей». Одни присваивают права «законников», другие - права «воцерковленности», но и по тем и по другим правам они судят и решают мытарей и блудников, находя подходящие цитаты из Евангелия, Псалтири и Ветхого Завета. В храмах, но не с Богом, в доме Отца, чтобы воспрепятствовать возвращению блудного сына и сказать презрительно: «сын Твой», и никогда не «брат мой». Потому что работа у Отца для них - тяжела, а послушание – бремя. И когда возвращается тот, кто не нес этого бремени так, как он в доме Отца, у него мгновенно возникает мстительное и злобное чувство. Тот, кто служит, тот любит. А кто работает – тот не любит, рассчитывая на какую-то выгоду: деньги, благосклонность, похвалу, наследство. Сын стал рабом, а блудник – сыном. Вот такой перевертыш. Притча не имеет счастливого конца, дети сбились с пути и только один Отец ждет и любит, сколько бы дети не блуждали и какими бы они к нему не возвращались, ждет, чтобы обнять и принять. Главное – чтобы вернулись...
Источники: Библия. Дуайт Прайор – основатель Центр ИХИ.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности